Материалы ректорского совещания

№ 527
от 30.05.2022

    О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге COVID-19

    Первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова отметила, что с 27 мая на территории СПбГУ в соответствии с изменениями в постановлении правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостанавливается действие обязательного масочного режима. Использование средств индивидуальной защиты носит рекомендательный характер.

    С 1 июня СПбГУ предоставляет бесплатный доступ к более чем 70 новым онлайн-курсам на английском языке

    С 1 июня Санкт-Петербургский государственный университет начинает запуск онлайн-курсов, которые ранее были эксклюзивно представлены на международной образовательной платформе Coursera. Более 100 онлайн-курсов и программ СПбГУ, из которых более 70 на английском языке, включая популярные курсы по изучению русского языка как иностранного, квантовым вычислениям, менеджменту, психологии и многим другим направлениям, станут доступны на национальной платформе «Открытое образование».

    Сейчас как никогда остро стоят вопросы импортозамещения, которые стали еще более актуальными после принятия 4 марта 2022 года решений зарубежными платформами Coursera и EdX о прекращении сотрудничества с российскими вузами. СПбГУ, являясь лидером онлайн-обучения в России, видит своей миссией обеспечение свободного доступа к качественным знаниям слушателей со всего мира, несмотря на санкции и ограничения, поэтому все англоязычные онлайн-курсы будут доступны всем желающим абсолютно бесплатно.

    «Данное решение позволит российским и зарубежным слушателям продолжить обучение на самых востребованных онлайн-курсах СПбГУ, а также будет способствовать развитию экспорта российского образования», — отметил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко.

    СПбГУ активно участвует в развитии национальной платформы «Открытое образование» (НПОО), соучредителем которой является. На стратегической сессии 3–4 марта 2022 года в Санкт-Петербурге представителями СПбГУ были озвучены идеи, которые стали отправной точкой для обсуждения вузами-соучредителями дальнейшего вектора развития платформы в направлении расширения аудитории и открытия продуктов для зарубежных слушателей.

    Кроме того, 19–20 мая 2022 года в Екатеринбурге состоялась очередная стратегическая сессия ассоциации НПОО «Разработка стратегии развития платформы openedu.ru на ближайшие 3–5 лет». В настоящий момент определены основные направления по внедрению принципиально новых финансовых моделей, более удобного механизма взаимодействия пользователей с контентом, внедрению сервиса подписок, а также меры по развитию института амбассадоров.

    Независимая оценка качества образования

    Положением о внутренней независимой оценке качества образования в СПбГУ (далее — Положение о НОКО) закреплен перечень мероприятий, проводимых в СПбГУ в рамках внутренней оценки качества образования, установлены организационные требования к ним, участники, а также цели и задачи по внедрению мероприятий оценки качества.

    Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, в целях поэтапного внедрения установленных Положением о НОКО мероприятий изданы две дорожные карты внедрения мероприятий НОКО — на 2019/20 и 2020/21 учебный год (см. приказы от 01.02.2019 № 719/1 и от 21.04.2020 № 3298/1).

    В 2021 году все запланированные мероприятия НОКО были внедрены, изданы локальные акты СПбГУ, сопровождающие эти мероприятия (например, Положение о портфолио обучающихся, Положение о порядке формирования портфолио НПР, приказ о создании Центра мониторинга качества образования и другие).

    В этом же году пакет приказов в рамках организации и проведения мероприятий НОКО в СПбГУ был дополнен приказом об утверждении плановых показателей внутренней оценки образовательных программ СПбГУ (см. приказ от 11.03.2021 № 1708/1). Если Положение о НОКО определяло мероприятия, касающиеся в основном качества подготовки обучающихся по образовательным программам, то Перечень плановых показателей внутренней оценки образовательных программ СПбГУ дополняет внутреннюю систему обеспечения качества контролем и оценкой качества самих образовательных программ.

    Таким образом, на сегодня сформирован полный комплекс мероприятий, входящих в систему обеспечения и контроля качества образования в СПбГУ, и документов по их организационному сопровождению. Эти документы стали практической базой системы менеджмента качества образования (СМКО) в СПбГУ (см. приказ от 15.07.2020 № 6682/1 «Об утверждении Положения о системе обеспечения качества и менеджменте качества высшего образования в Санкт-Петербургском государственном университете»).

    Следующим шагом стало утверждение ежегодного характера мероприятий НОКО (см. приказ от 26.11.2021 № 11450/1) и утверждение ежегодного календаря НОКО, в котором устанавливаются временные рамки и сроки проведения мероприятий НОКО, рассмотрения их результатов, а также ответственные лица, в сферу компетенций которых попадает то или иное мероприятие НОКО (см. приказ от 30.03.2022 № 3068/1).

    В связи с выходом приказа Минобрнауки РФ об утверждении аккредитационных показателей потребовалось внесение изменений в Перечень показателей внутренней оценки образовательных программ (см. приказ от 21.04.2022 № 4365/1). Таким образом, в настоящее время в СПбГУ действуют 28 показателей внутренней оценки качества образовательных программ, 10 из которых являются аккредитационными, то есть подлежат не только внутренней оценке и мониторингу, но и будут подвергаться внешнему контролю и мониторингу (со стороны Минобрнауки РФ и Рособрнадзора). Кроме того, пять из 28 показателей основаны на результатах опросов, проводимых Центром мониторинга качества образования СПбГУ.

    После завершения всех необходимых действий по формированию и внесению изменений в систему контроля и обеспечения качества образования по образовательным программам СПбГУ поставлен вопрос о мониторинге результатов мероприятий НОКО и прежде всего показателей внутренней оценки основных образовательных программ. Основанием для периода, сроков проведения мониторинговых мероприятий выступает ежегодный календарь мероприятий НОКО. Ближайшим мероприятием, связанным с контролем качества реализации образовательных программ и, соответственно, являющимся объектом для проведения мониторинга, выступает отчет научного руководителя ООП о выполнении показателей внутренней оценки образовательной программы.

    Поскольку, с одной стороны, показатели оценки рассчитываются для каждой из ООП (более 480), а с другой стороны, в мероприятия, процедуры и оценку результатов системы обеспечения качества образования вовлечены практически все административные подразделения СПбГУ, научно-педагогические работники и экспертные сообщества, возникает острая потребность в автоматизации всего комплекса мониторинговых мероприятий. Результаты мониторинга должны формироваться с использованием первичных данных, размещенных в ИС СПбГУ, закрепленных в сфере компетенций соответствующих административных структурных подразделений, храниться в специализированной ИС либо в отдельном модуле уже существующих ИС СПбГУ и использоваться уполномоченными лицами для аналитики, выводов и предложений по корректирующим мерам.

    В целях осуществления этой задачи утверждено распоряжение проректора по учебно-методической работе «Об организации мониторинга показателей внутренней оценки образовательных программ СПбГУ» от 29.04.2022 № 1723/1р. Создана рабочая группа из представителей административных структурных подразделений СПбГУ, которая представила в УСИТ функциональное задание для разработки программно-технического решения для сбора, хранения и аналитики информации для расчета и мониторинга показателей внутренней оценки ООП СПбГУ.

    В распоряжении установлены сроки проведения мониторинга (расчета) показателей внутренней оценки образовательных программ, входящих в отчет научного руководителя, а также сроки формирования и представления отчета научным руководителем ООП.

    Э. А. Зелетдинова обратила внимание на то, что процедура формирования отчета не предполагает самостоятельного расчета научными руководителями показателей оценки образовательных программ, входящих в отчет, равно как и направления каких-либо запросов руководителям административных подразделений о предоставлении первичных данных, необходимых для расчета. Задача научного руководителя — на основе представленных ему сформированных в информационных системах СПбГУ значений показателей по конкретной ООП провести анализ результатов выполнения показателей внутренней оценки образовательных программ за истекший учебный год, отметив сильные и слабые стороны образовательной программы, перспективы ее развития и совершенствования.

    Задачи, стоящие перед руководителями учебно-научных подразделений СПбГУ и связанные с проведением мероприятия НОКО «Отчет научного руководителя», следующие:

    1. провести анализ отчетов научных руководителей ООП, определив перспективы развития ООП, в том числе для формирования стратегии приемной кампании 2023 года;
    2. использовать результаты отчетов о работе научного руководителя в 2021/22 учебном году для принятия решения о продлении полномочий (выполнении функциональных обязанностей научного руководителя) в следующем, 2022/23 учебном году.

    Представление отчета и экспертиза его результатов выступают основанием для премирования научного руководителя ООП на основании кода премирования «5006: За выполнение функциональных обязанностей научного руководителя образовательной программы СПбГУ, утвержденных Положением о научном руководителе образовательной программы и с учетом требований ФГОС», установленного приказом первого проректора от 28.07.2021 № 7515/1 «О внесении изменений в приказ от 20.03.2014 № 1410/1 "Об установлении аналитических признаков/кодов для учета премий научно-педагогических работников СПбГУ"».

    О работе учебных клиник СПбГУ. Открытие Экологической клиники

    С 1998 года в СПбГУ развивается клинический формат обучения. Сегодня в Университете действуют 16 клиник, которые охватывают 56 образовательных программ бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки. В рамках клинического подхода в обучении студенты формируют профессиональные и универсальные компетенции, отрабатывают практические навыки. Как рассказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова, студенты-клиницисты под контролем преподавателей оказывают социально ориентированную помощь гражданам и организациям. Основными партнерами клиник являются профессиональные ассоциации, органы государственной власти и местного управления, некоммерческие организации и бизнес-партнеры.

    В настоящее время в СПбГУ функционируют и активно развиваются: Архивный центр (руководитель Н. В. Штыков), Клиника коммуникационных проектов (руководитель Е. А. Шаркова), Конфликтологическая клиника (руководитель Е. Н. Иванова), Медиацентр (руководитель Г. С. Шаразыкова), Музейно-архитектурная клиника (руководитель А. А. Никонова), Педагогическая клиника (руководитель И. А. Писарева), Психологическая клиника (руководитель Е. В. Зиновьева), Социальная клиника (руководитель А. Н. Воронов), Социальный центр переводов (руководитель И. Н. Баскакова), Социологическая клиника (руководитель М. М. Русакова), Центр финансовой грамотности (руководитель С. А. Белозеров), Экологическая клиника (руководитель И. В. Федорова), Юридическая клиника (руководитель В. А. Низамов), IT-клиника (руководитель И. С. Блеканов). С начала 2022 года открылись две новые клиники: Лингвистическая клиника (руководитель Е. С. Зорина) и Клиника прикладных экономических исследований (руководитель В. А. Базжина).

    В течение 2021 года и весеннего семестра 2022 года коллективами клиник СПбГУ было реализовано свыше 350 проектов, в том числе более 70 проектов по внутреннему заказу Университета (освещение мероприятий, проведений исследований и так далее), было проведено более 4500 консультаций (психологических, юридических и других) по запросам от организаций и частных лиц.

    Очередное важное мероприятие, направленное на развитие учебных клиник СПбГУ, пройдет 3 июня в 12:00 в Ботаническом саду СПбГУ: состоится торжественное открытие Экологической клиники СПбГУ. Ее руководитель — доцент Ирина Викторовна Федорова, и. о. заведующего кафедрой геоэкологии Института наук о Земле СПбГУ.

    Экологическая клиника СПбГУ — площадка для формирования у обучающихся профессиональных и специальных компетенций, необходимых для подготовки специалистов с учетом запроса работодателей, посредством выполнения совместных (целевых) проектов. Практическая клиническая деятельность направлена на оказание консультационных услуг населению и заинтересованным организациям и включает выполнение научных и практических проектов экологической направленности рабочими группами, в которые входят научно-педагогические работники и студенты СПбГУ. Одна из функций Экологической клиники — просветительская деятельность, направленная на популяризацию экологических знаний среди детей и взрослых.

    В Экологическую клинику за помощью и консультациями обращаются активисты и общественники, государственные организации и частные компании. Среди частных обращений граждан — вопросы обмеления озера Сювеярви Всеволожского района, проведения независимого геоэкологического обследования водных объектов юго-западного района Санкт-Петербурга. В портфолио клиники — разработка экологической тропы в Новгородской области по запросу ООО «Тасис», проекты по компостированию листьев в Ботаническом саду СПбГУ, эколого-просветительские мероприятия для школьников разных возрастных групп по заказу средней школы № 263 Адмиралтейского района Петербурга и Академической гимназии СПбГУ.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 10 обращений в адрес первого проректора по учебной работе. Еще 24 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: о возможности обучения в СПбГУ; об изменении дат защиты курсовых работ; о возможности предоставления академического отпуска; о поступлении на программы магистратуры СПбГУ; об обучении в СПбГУ.

    Как рассказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Юрьевна Лаврикова, с 24 февраля получены обращения от 129 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано два обращения. Идет планомерная работа с такими заявителями. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434, письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой и Луганской народных республик, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государстве, которое входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 430-р, в связи с недружественными действиями. На текущий момент изданы приказы о зачислении в порядке перевода из иностранной образовательной организации в отношении 23 студентов, еще четыре заявителя на время оформления перевода допущены к занятиям в СПбГУ. С другими заявителями идет плановая работа.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия и аттестация проходят по расписанию в установленном порядке.

    По информации от декана факультета международных отношений, поступило обращение от студента-бакалавра, гражданина Латвии, который обратился с просьбой о помощи в поиске временного места трудоустройства в СПбГУ на летний период. В связи с ухудшением международной обстановки и дискриминацией русскоязычного населения в странах Балтии студент не видит перспектив возвращения на родину после окончания обучения и хотел бы связать свою будущую карьеру с Россией. В настоящее время рассматривается возможность трудоустройства этого студента для работы в летний период во время приемной кампании в качества сотрудника одной из комиссий по приему документов СПбГУ. Также декан ФМО пригласила студента принять участие в открытой лекции заместителя главы Россотрудничества Д. Поликанова (которая прошла в СПбГУ), чтобы тот имел возможность задать вопросы о программах и грантах указанной организации для соотечественников за рубежом.

    Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    В ходе встречи с директором Института истории обсуждался вопрос расписания проведения промежуточной аттестации. Поступили обращения от обучающихся о том, что защита курсовых работ поставлена в начале промежуточной аттестации, а не в конце, как это было в прошлом году. Директор отметил, что подготовка и написание курсовой работы длится на протяжении всего года и защита, назначенная в начале сессии, при должной подготовке не повлияет на ее качество. Составленное расписание в полной мере соответствует регламенту проведения промежуточной аттестации, оснований для внесения изменений в расписание нет. Ответ на обращения студентов подготовлен и размещен на портале.

    На встрече с обучающимися и. о. декана медицинского факультета сообщил студентам, что все иностранные обучающиеся будут распределены для прохождения практики в лечебные организации Санкт-Петербурга, с которыми у СПбГУ заключены договоры о проведении практик. Одна из обучающихся интересовалась вопросом размещения списков вопросов к экзаменам на странице сайта медицинского факультета СПбГУ. Как уже отмечалось ранее, с учебно-методической документацией по всем образовательным программам СПбГУ можно ознакомиться в разделе «Информация об описании образовательных программ» на официальной странице портала СПбГУ.

    В ходе встреч обучающихся с руководителями факультета свободных искусств и наук, биологического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), Института химии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации) обсуждалось проведение Центром мониторинга качества образования СПбГУ опроса обучающихся об удовлетворенности условиями осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. Сотрудники центра подробно рассказали о порядке проведения опроса, объеме анкет, о системе сбора информации, об уровне репрезентативности результатов и обратной связи по результатам опроса.

    В ходе встреч обучающихся с руководителями физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления студенты были проинформированы о необходимости соблюдения локальных нормативных актов СПбГУ.

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями факультета искусств, физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, Института наук о Земле, факультета социологии, филологического факультета, биологического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), медицинского факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), Института химии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    Состоялись встречи представителей обучающихся с руководителями факультета стоматологии и медицинских технологий, Института философии, экономического факультета, факультета математики и компьютерных наук.

    О конкурсе «Start-up СПбГУ — 2022»

    В СПбГУ состоялся финал седьмого конкурса междисциплинарных проектов обучающихся «Start-up СПбГУ — 2022». Впервые победителями конкурса и обладателями призовой стипендии в размере 350 000 рублей стали две команды: проект Lingvera и коллектив, работающий над созданием модульной платформы на базе конвертоплана (Победителями конкурса «Start-up СПбГУ» стали две команды).

    Приложение Lingvera, разработанное студентами СПбГУ, призвано помочь иностранцам заказывать услуги переводчиков для деловых переговоров, встреч или проведения экскурсий. Также пользователи смогут найти специалистов для письменного перевода и сурдоперевода. В работе команде помогал научный руководитель, который будет поощрен выплатой в размере 100 000 рублей. Авторы другого проекта, занявшего первое место, работают над созданием модульной платформы для конвертоплана. По замыслу участников команды благодаря тщательно продуманной аэродинамике машина сможет переносить груз весом в пять килограммов в условиях сложной местности.

    Второе место заняла команда RoboKorr, занимающаяся созданием установки для проведения коррозионных испытаний под нагрузкой. По результатам испытаний, проведенных с ее помощью, может быть точно рассчитан коэффициент запаса прочности, что позволит проектировать долговечные металлоконструкции, избегая при этом излишних материальных затрат, связанных с покупкой металла. Студенческий коллектив получит премию в размере 250 000 рублей.

    В этом году полуфиналистами конкурса стали 16 команд, предложившие наиболее оригинальные и наукоемкие идеи. В итоговый тур прошли восемь студенческих коллективов, в течение трех месяцев их участники получали стипендию от эндаумент-фонда СПбГУ (по 10 000 рублей каждый) на совершенствование своих проектов.

    Как известно, Университет — первое высшее учебное заведение страны, которое стало признавать результаты конкурса стартапов (причем не только в своем вузе) в качестве выпускных квалификационных работ (Студенты СПбГУ смогут поменять защиту диплома на защиту стартап-проекта).

    О международной деятельности

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорского совещания от 14.03.2022, от 25.04.2022, от 04.05.2022, от 11.05.2022 , от 16.05.2022, от 23.05.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Встреча с партнерами из Республики Корея в онлайн-формате

    25 мая заместитель ректора по международной деятельности провел онлайн-встречу с корейскими коллегами из Университета Тэджин (Daejin University). На встрече с партнерами также присутствовали доцент кафедры корееведения СПбГУ И. В. Цой, начальник отдела международного образовательного сотрудничества В. Е. Койтова, и. о. начальника отдела сопровождения международной научной деятельности Т. Г. Рязанцева и консультант заместителя ректора по международной деятельности М. В. Шандыбин.

    В ходе встречи обсуждались следующие вопросы:

    • о создании представительства СПбГУ в Университете Тэджин. Директор управления международных отношений, декан школы международного сотрудничества Университета Тэджин профессор Куон Хо (Kwon Ho) пригласил делегацию СПбГУ посетить корейский университет и сообщил о готовности предоставить площадку для открытия представительства СПбГУ в Корее
    • о перспективных направлениях партнерства, реализации совместных образовательных, культурных и научных мероприятий, академическом, научном и студенческом обмене и заключении соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Университетом Тэджин
    • о действующих форматах студенческого и академического обмена, их реализации в период пандемии коронавируса и в текущем году. Состоялся обмен мнениями и опытом, рассмотрены детали заключения протоколов студенческого обмена

    С. В. Андрюшин сообщил партнерам, что СПбГУ в текущем году продолжит активное развитие международной деятельности, в том числе путем реализации уже созданных площадок проекта «Представительство СПбГУ», открытия совместного кампуса СПбГУ и Харбинского политехнического университета в Китае и филиалов Университета в Узбекистане и Египте. Обсуждая вопрос об открытии представительства СПбГУ в Университете Тэджин, стороны приступили к изучению необходимых документов для успешной реализации инициатив.

    Совместная конференция в рамках деятельности представительства СПбГУ в Италии

    24 мая в рамках деятельности представительства СПбГУ в Италии (в Университете Сиены для иностранцев) состоялась совместная с СПбГУ онлайн-конференция, посвященная вопросам методики преподавания русского и итальянского языков. Лекцию «Итальянский язык в контакте с другими языками. Прагматика, переводы и межкультурные вопросы» прочла директор центра DITALS (центра преподавания итальянского языка как иностранного), профессор лингвистики Пьеранджела Диадори. Был обсужден ряд вопросов, актуальных как для переводческой практики, так и для методики преподавания.

    От Санкт-Петербургского государственного университета выступила доктор педагогических наук, профессор Нина Леонидовна Федотова с лекцией «Стартап. А1: лингводидактическое описание (русский язык для иностранцев)». В докладе было представлено описание учебного комплекса для взрослых, начинающих изучать русский язык как иностранный. На конкретных примерах демонстрировались приемы работы по введению, закреплению и контролю изучаемого материала. В совместной конференции участвовали итальянские и российские студенты и преподаватели.

    Открытая лекция в рамках деятельности представительства СПбГУ в Испании

    26 мая в рамках деятельности представительства СПбГУ в Испании (в Барселоне) состоялась онлайн-лекция «Дачи Бенуа». Лекцию прочла Евгения Павловна Петрашень, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, старший преподаватель кафедры дизайна СПбГУ, главный архитектор и соучредитель архитектурного бюро «Наследники Бенуа». Слушатели познакомились с двухсотлетней историей крупнейшей художественной династии Санкт-Петербурга. Родоначальником и наиболее ярким ее представителем является профессор архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа, главный архитектор Петергофа и императорских театров.

    Слушатели погрузились в историю появления знаменитых дач семьи Бенуа, когда в конце XIX века на южном берегу Финского залива представители художественной и деловой интеллигенции Петербурга стали скупать участки под строительство домов для летней загородной жизни. После революции и национализации в этих удивительной красоты домах был размещен санаторий работников просвещения.

    Планируется реставрация оставшихся строений и их использование в качестве творческой базы факультета искусств СПбГУ. Цель проекта — объединить ценности и традиции знаменитых петергофских дачников и подарить этим памятникам архитектуры со столетней историей новую жизнь в качестве междисциплинарной арт-резиденции СПбГУ.

    Встреча с представителями Высшего института прикладных наук и технологий Сирии

    26 мая СПбГУ принял делегацию сирийского института HIAST во главе с председателем попечительского совета доктором Ваелом Хансом и директором HIAST доктором Махером Сулейманом. В ходе презентации Университета с представителями HIAST провели переговоры профессора и доценты факультетов ПМ-ПУ, физического и Института химии.

    Гостей познакомили с возможностями четырех ресурсных центров Научного парка: междисциплинарного ресурсного центра по направлению «Нанотехнологии», центра диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники, РЦ «Физические методы исследования поверхности», РЦ «Методы анализа состава вещества».

    С. В. Андрюшин выразил готовность к сотрудничеству с сирийскими коллегами по направлениям организации совместных научно-исследовательских проектов, студенческих, научных и академических обменов, а также языковых стажировок для преподавателей и студентов.

    Сирийская сторона обозначила заинтересованность в налаживании отношений с СПбГУ по широкому перечню направлений. В качестве первого этапа сотрудничества HIAST предложил рассмотреть возможность стажировок сирийских студентов в СПбГУ, а также проведение совместных научных исследований по таким направлениям, как наноматериалы, сенсоры, защита окружающей среды, обработка сигналов, технологии искусственного интеллекта, большие данные и беспроводные сетевые технологии.

    Отдельный интерес сирийские коллеги проявили к теме дистанционного образования в СПбГУ. Руководство сирийского института выразило предварительную готовность организовать на базе HIAST онлайн-курсы по изучению русского языка. Совместно с представителями HIAST подготовлен и согласован проект соглашения о сотрудничестве, который планируется заключить в ходе рабочей поездки российской межведомственной делегации в Арабскую Сирийскую Республику в июне 2022 года.

    Воркшоп по филологии в рамках работы представительства СПбГУ в Китайской Народной Республике

    27 мая при участии декана филологического факультета М. В. Корышева и первого заместителя декана восточного факультета А. А. Родионова, а также экспертов в области русского языка как иностранного и методики его преподавания на площадке представительства СПбГУ в КНР состоялся воркшоп в области филологии с партнерами из Харбинского политехнического университета.

    Были обсуждены вопросы организации сотрудничества в области филологии, создания образовательной программы по филологии по модели «2+2» в сетевой форме с изучением двух иностранных языков в рамках работы совместного кампуса СПбГУ и ХПУ в Харбине. По итогам встречи стороны договорились обменяться ранее разработанными учебными планами и описанием учебных дисциплин для их дальнейшего сопоставления и разработки новой образовательной программы.

    Круглый стол с послами стран Латинской Америки и Карибского бассейна

    27 мая по приглашению губернатора Санкт-Петербурга состоялся визит послов государств Латинской Америки и Карибского бассейна в Российской Федерации. В рамках визита был организован круглый стол по обсуждению перспектив сотрудничества Санкт-Петербурга с указанными странами. В ходе мероприятия председатели комитетов по внешним связям и науки и высшей школе особо отметили, что история высшего образования началась с создания в 1724 году Санкт-Петербургского государственного университета, первого высшего учебного заведения России.

    В ходе мероприятия заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин и директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ профессор В. Л. Хейфец выступили с презентацией о потенциале международного академического сотрудничества СПбГУ с латиноамериканскими партнерами и рассказали о центре, форуме «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность», который раз в два года проводит Университет, а также о научных исследованиях и образовательных программах СПбГУ.

    Экзамен по китайскому языку в СПбГУ

    Более 200 человек, изучающих язык Поднебесной, собрались в стенах СПбГУ, чтобы проверить свои знания на 29-й тестовой сессии сертификационного экзамена по китайскому языку Hanyu Shuiping Kaoshi (HSK) (В СПбГУ успешно состоялся экзамен по китайскому языку).

    Участие в тестировании принимали не только петербуржцы: для сдачи экзамена на начальный уровень HSK 1 (аналогичный уровню А1 экзаменов по русскому языку) в Северную столицу приехала группа школьников из Калининграда. Среди 216 кандидатов на получение языкового сертификата было 39 детей, которые сдавали специальный детский тест по китайскому языку — Youth Chinese Test. Кроме того, в последнее время интерес к устному экзамену по китайскому языку (HSKK) заметно вырос: в рамках прошедшей тестовой сессии на устную часть записалось в несколько раз больше кандидатов по сравнению с мартом.

    Директор Центра исламских исследований СПбГУ Д. В. Мухетдинов выступил на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу

    Директор Центра исламских исследований СПбГУ профессор, доктор теологии Д. В. Мухетдинов принял участие в XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в столице Катара. Тема конференции этого года — «Язык ненависти: между теорией и практикой». Организаторы конференции — Министерство иностранных дел Катара и Международный центр межрелигиозного диалога в Дохе (DICID) (Профессор СПбГУ Дамир Мухетдинов: «Борьба с идеологиями ненависти — это борьба за интеллектуальное и моральное обновление»).

    Профессор Дамир Мухетдинов был единственным представителем России, выступившим с докладом. В мероприятии также приняли участие представители Русской православной церкви: исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Димитрий Сафонов и председатель экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов).

    В докладе, посвященном социальным истокам ненависти, Д. В. Мухетдинов ознакомил участников конференции с причинами распространения таких идеологий ненависти, как религиозный экстремизм и фанатизм, говорил о системной проблеме организации социальных связей, о чувстве униженного достоинства у тех, кого вербуют экстремистские организации. Говоря о социальных корнях экстремизма, теолог призывал «вовсе не оправдывать его, а понять мотивы основной массы религиозных экстремистов, чтобы эффективно противостоять проповеди ненависти и насилия».

    По словам Дамира Мухетдинова, у экстремизма нет национальности или гражданства: зачастую идеологии ненависти поддаются представители исторически немусульманских стран, в частности — европейских (Франции, Англии, Нидерландов и других). Важно помнить, что отождествление явления экстремизма с исламом в корне ошибочно. Он добавил, что все авраамические религии обладают огромным освободительным потенциалом и задача духовных деятелей не позволить адептам террора присвоить его себе.

    Конкурсы на предоставление служебных квартир для аспирантов и жилого помещения работникам СПбГУ

    В продолжение обсуждения вопросов выделения служебного жилья молодым ученым, в том числе аспирантам и работникам СПбГУ (материалы ректорского совещания от 31.01.2022, 28.03.2022, 04.04.2022, 11.04.2022), проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев сообщил об издании приказов от 23.05.2022 № 5853/1 «Об утверждении Положения о конкурсе на предоставление служебных квартир для проживания аспирантов» (далее — Положение) и от 12.05.2022 № 5430/1 «Об объявлении конкурса на предоставление жилого помещения работникам СПбГУ».

    Положение о конкурсе на предоставление служебных квартир для проживания аспирантов разработано с целью поддержки молодых ученых Университета, в частности аспирантов, в рамках реализации Программы развития СПбГУ до 2030 года. Конкурс планируется объявить в сентябре 2022 года. Участниками конкурса могут стать аспиранты Университета, осваивающие программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре естественно-научного профиля, начиная со второго года обучения. При отборе будут учитываться научные достижения аспирантов, а также их мотивация к дальнейшему обучению и трудовой деятельности в Университете. Подробно с условиями конкурса можно ознакомиться в приказе, размещенном в открытом доступе на сайте СПбГУ. По итогам конкурса победителям предоставляется в пользование служебное жилье для проживания на период освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и плюс один год после окончания вышеуказанного срока при условии трудоустройства в СПбГУ.

    Приказом от 12 мая 2022 года был объявлен конкурс на предоставление жилого помещения работникам СПбГУ. Согласно действующему приказу заявки принимаются с 12 по 30 мая. В самое ближайшее время будет издано изменение в приказ, продлевающее прием заявок до 30 июня. К участию в конкурсе допускаются научно-педагогические работники СПбГУ в возрасте до 35 лет (на год проведения конкурса), предоставившие мотивированное представление о необходимости предоставления им жилого помещения в жилом фонде СПбГУ. При этом к участникам конкурса применяются следующие требования: наличие трудовых отношений с СПбГУ, оканчивающихся не ранее 30.06.2023; выполнение обязательств по текущему (предыдущему) трудовому договору / дополнительным соглашениям к действующему трудовому договору; отсутствие нарушений требований и сроков предоставления научных и финансовых отчетов по исполнению грантов, НИР и НИОКР, финансируемых из внешних источников.

    Итоги конкурса будут подведены до середины июля (соответствующие изменения в приказ также будут внесены). Договоры найма жилого помещения будут заключаться с научно-педагогическими работниками СПбГУ на период действия трудового договора. Подробно с условиями конкурса можно ознакомиться в приказе, размещенном в открытом доступе на сайте СПбГУ.

    О заработной плате сотрудников СПбГУ

    В СМИ прошли публикации о том, что зарплаты сотрудников Университета не соответствуют уровням, который требуется по «майским» указам президента Российской Федерации. Там есть слова: «В СПбГУ плановый показатель в целом выполнялся, хотя работники культуры, часть научных сотрудников и врачей получали меньшие выплаты». Кроме того, в Виртуальную приемную СПбГУ поступил по этому поводу вопрос (Правда ли, что зарплаты сотрудников университета ниже, чем того требуют «майские» указы?). Автор ссылается на доклад Счетной палаты и просит объяснить, почему какая-то часть научных сотрудников, врачей и работников культуры не заслуживают это повышение.

    Первый проректор Елена Григорьевна Чернова подчеркнула: представленная информация не соответствует действительности. В заключении Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» говорится следующее: «По предварительным данным, по итогам 2021 года целевые значения соотношения средней заработной платы достигнуты в отношении педагогических работников общего образования (102,3 %), преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования (102,8 %), профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) (204,6 %), научных сотрудников (204,1 %), врачей (480,3 %), среднего и младшего медицинского персонала (151,3 % и 100,3 %); не достигнуты в отношении работников культуры (76,2 %)».

    Таким образом, единственная категория сотрудников, в части которой целевое значение соотношения не было достигнуто, — это работники культуры.

    Е. Г. Чернова отметила, что в состав СПбГУ входят восемь музеев, а также Научная библиотека имени М. Горького. СПбГУ регулярно в установленном порядке запрашивает денежные средства на оплату труда соответствующей категории сотрудников, однако, несмотря на поддержку со стороны Минкультуры России (письма Минкультуры России от 14.06.2019 № 9122-01.1-64-ОЯ, от 25.06.2019 № 9656-01.1-64-СО и пр.), до настоящего времени бюджетные ассигнования Университету не предоставлены. Выплата заработной платы данным сотрудникам осуществляется главным образом за счет доходов от образовательной и научной деятельности.

    Ежегодно на зарплату сотрудников музеев и библиотеки Университет расходует 25 млн рублей за счет внебюджетных средств (без учета страховых взносов).

    При этом сотрудники музеев успешно участвуют в разного рода профессиональных конкурсах и получают высокие награды. Только за последнюю неделю Палеонтологический музей СПбГУ принял участие в международном конкурсе для сотрудников музеев «Инновационный музей», который был организован международным центром консалтинга и образования «Велес» (ООО «ВЕЛЕС», г. Таганрог). На конкурсе были представлены две работы научного консультанта Палеонтологического музея, доцента СПбГУ Ирины Юрьевны Бугровой. Методическая разработка «Обитатели древних морей. Семейная экскурсия для детей 6–9 лет в сопровождении взрослых в Палеонтологическом музее Санкт-Петербургского государственного университета» удостоена диплома победителя первой степени. Вторая работа — «Выездные популярные лекции по палеонтологии Палеонтологического музея Санкт-Петербургского государственного университета как часть образовательной программы для социальной реабилитации инвалидов Санкт-Петербурга» — отмечена дипломом победителя второй степени.

    Кроме того, выездные лекции для людей с особенностями развития, проходящих социальную реабилитацию в центре социальной реабилитации инвалидов (ЦСРИ) Выборгского района Санкт-Петербурга, активно проводились в 2019–2020 годах и возобновлены после пандемии в 2022 году. Лекции организованы сотрудниками, студентами и выпускниками СПбГУ на базе естественно-научных музеев на благотворительной основе. Часть лекций, прочитанных И. Ю. Бугровой, была посвящена палеонтологии. Рассказы о древних животных сопровождались презентациями, короткими видеосюжетами и показом палеонтологических образцов.

    Лекции позволили слушателям с ментальными нарушениями в доступной среде получить новые знания, обсудить возникшие вопросы в ходе общей дискуссии и получить положительные эмоции от возможности близко познакомиться с необычными природными объектами.

    Выставка «Ре — форма»

    В выставочных залах Музея В. В. Набокова продолжается проект «Ювелирный вектор» с показом современного авторского ювелирного искусства. 28 мая открылась выставка «Ре — форма» (апсайклинг и ресайклинг в ювелирных украшениях) — первое событие в 2022 году в рамках этого проекта. Она приурочена к проведению ХХV Международной конференции «Мода и дизайн» (организаторы — Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна и Российский этнографический музей).

    Тема выставки тесно связана с проблемами загрязнения окружающей среды. Сегодня современное общество обеспокоено надвигающимся экологическим кризисом. Искусство всегда было индикатором настроений в обществе, которое через него искало пути выражения своих проблем. Авторское ювелирное искусство также пытается повлиять на решение мировых экологических вопросов, обратив на них внимание людей через recicling-art. Ювелиры все чаще используют в своих работах винтажные вещи, некоторые виды отходов и переработанное сырье.

    Основная задача художников в этом направлении — привлечь внимание общественности к негативному воздействию деятельности человека на окружающую среду, повлиять на воспитание культуры потребления вещей. Выставка — это предложение взглянуть на хлам, мусор, ненужные вещи глазами художника, увидеть красоту в увядающем предметном мире и сделать его современным.

    На выставке «Ре — форма» представлены работы более 20 художников Санкт-Петербурга и Москвы, выполненные с использованием апсайклинга и ресайклинга, которые показывают посетителям музея, как можно, влияя на окружающую среду, получать новые прекрасные украшения.

    Выставка открыта с 28 мая по 27 июня 2022 года.

    О незаконном использовании наименования СПбГУ, подразделений СПбГУ

    29 апреля администратору паблика vk.com/istfak_studen журнала «Студень» была направлена претензия с требованиями прекратить использование средств индивидуализации СПбГУ в своем названии и не распространять информацию от имени СПбГУ без ссылок на первоисточник.

    Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, требование было частично удовлетворено: была удалена ссылка на наименование СПбГУ из поискового адреса страницы. К сожалению, в выпусках в качестве учредителей указываются деканат исторического факультета СПбГУ и студенческий совет. 17 мая была направлена дополнительная претензия с требованием удалить недостоверные сведения об учредителях и о недопущении в дальнейшем нарушений исключительного права Университета на использование наименования.

    17 мая администраторам паблика vk.com/lyandpy («Лупа и Пупа»), которые использовали наименование Университета в своем сообществе, также была направлена претензия. Претензия содержала требование прекратить использование средств индивидуализации СПбГУ в своем названии и не распространять информацию от имени СПбГУ без ссылок на первоисточник. А также требование прекратить реализацию продукции, изготовленной с использованием средств индивидуализации СПбГУ (в сообществе была организована продажа футболок с использованием символики Университета, стоимость которых составляла около 700 рублей). Руководством паблика требования были удовлетворены.

    На сегодняшний день продолжается работа по выявлению нарушений использования средств индивидуализации СПбГУ.

    О выборах декана факультета свободных искусств и наук

    В соответствии с Уставом Санкт-Петербургского государственного университета деканов факультетов в СПбГУ избирает Ученый совет Университета. Процедура выборов регламентирована Положением о порядке выборов декана факультета СПбГУ, утвержденным приказом СПбГУ от 27.08.2015 № 6283/1.

    30 мая на заседании Ученого совета Университета должны были состояться выборы декана факультета свободных искусств и наук. 13 мая А. Л. Кудриным направлено заявление, в котором А. Л. Кудрин просит считать его не участвующим в данных выборах.

    В связи с отказом единственного претендента от участия в выборах выборы признаны несостоявшимися (приказ от 20.05.2022 № 5799/1). Срок исполнения А. Л. Кудриным обязанностей декана факультета свободных искусств и наук истек 29.05.2022. Обязанности декана факультета исполняет профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Н. М. Савченкова.

    Первый проректор Елена Григорьевна Чернова сообщила о том, что будут объявлены новые выборы. Кроме того, в ближайшее время Е. Г. Чернова проведет совещание с заведующими кафедрами факультета свободных искусств и наук, где обсудит с коллегами вопросы организации их работы.