Слушатели платформы Coursera смогут учиться на онлайн-курсах СПбГУ на платформе СПбГУ и на «Открытом образовании»
Решение было озвучено в Санкт-Петербургском университете в ходе стратегической сессии, посвященной развитию национальной платформы «Открытое образование».
4 марта международная образовательная платформа Coursera приняла решение приостановить сотрудничество с российскими вузами и ограничить доступ к их контенту. На данный момент на платформе было размещено 198 онлайн-курсов и 20 специализаций СПбГУ, слушателями которых являются 980 605 человек.
С 2017 года СПбГУ активно развивает направление онлайн-обучения и в настоящий момент является лидером в этой сфере: по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе Coursera, СПбГУ занимает первое место среди вузов Европы и входит в топ-5 среди вузов мира — партнеров Coursera. На платформе «Открытое образование» СПбГУ занимает первое место как по количеству размещенных курсов (165) и программ (21), так и по охвату аудитории (более двух миллионов слушателей). Кроме того, СПбГУ первым из российских вузов запустил свои курсы на китайской платформе XuetangX: в настоящее время там реализуются 16 курсов.
В связи со сложившейся ситуацией пользователи платформы Coursera могут продолжить обучение на национальной платформе «Открытое образование», на которой уже размещено более чем 160 онлайн-курсов СПбГУ, и на собственной онлайн-платформе Санкт-Петербургского университета.
«Мы очень дорожим каждым слушателем и делаем все, чтобы вы по-прежнему имели доступ к нашим образовательным онлайн-продуктам. Поэтому более 90 онлайн-курсов, которые были эксклюзивно представлены на Coursera, теперь будут представлены на национальной платформе „Открытое образование“ и собственной образовательной платформе СПбГУ, ведь право на образование — одно из основополагающих прав человека. И наша миссия — дать людям возможность обучаться и делиться знаниями», — заявил Владимир Старостенко, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.
Информация о запуске новых курсов публикуется на сайте Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, а также на официальных ресурсах Университета.
Задачей стратегической сессии, которая прошла 3–4 марта в СПбГУ, стало определение путей развития платформы «Открытое образование», выявление точек роста и составление «Плана быстрых побед».
В мероприятии приняли участие представители ведущих вузов страны — учредителей платформы: Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Московского физико-технического института, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ИТМО, Уральского федерального университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
«СПбГУ был избран площадкой для проведения сессии неслучайно. Зачастую решения СПбГУ, связанные с глобальной миссией по предоставлению качественного контента для всех желающих, предвосхищали тренды и задавали вектор развития для многих коллег, будь то переход от традиционных сессий к режиму свободного доступа на платформе „Открытое образование“ еще в 2018 году или молниеносная реакция на локдаун в период пандемии — открытие курсов для всех слушателей платформы», — подчеркнул Владимир Старостенко.
В ходе встречи обсуждались главные стратегические вопросы: выбор модели развития, определение целевой аудитории и повышение качества работы с каждым из ее сегментов, развитие контента для формирования уникальных компетенций и усиление взаимодействия с бизнесом.
По итогам сессии были определены три основные точки роста. Первой из них стал продуктовый портфель «Ядро уникальных компетенций». Его цель — дать слушателю возможность получить определенный набор компетенций, которые необходимы для выбранной им профессии и помогут в трудоустройстве.
Вторая точка роста — усиление сотрудничества с корпоративным сегментом. Было принято решение предоставлять компаниям образовательный контент, чтобы позволить сотрудникам приобретать недостающие навыки или переучиваться в соответствии с концепцией lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни).
В качестве третьей точки роста обсуждалась задача по расширению зарубежной аудитории. Представители Санкт-Петербургского университета выступили за необходимость переноса контента для иностранной аудитории на российскую платформу «Открытое образование». Представители НИУ ВШЭ озвучили опасения, что намерение стать «русской Coursera» излишне амбициозно и выход на новые рынки требует немалых трудозатрат, однако представители СПбГУ настаивали на том, что подобные инициативы необходимы, причем незамедлительно, поскольку в сложившейся ситуации поведение зарубежных контрагентов крайне непредсказуемо, а в случае блокировки ресурсов задача по охвату иностранного контингента и экспорту российского образования встанет как никогда остро, причем данный вопрос затронет интересы как тех, кто уже начал учиться, так и новых слушателей, желающих получить доступ к образовательным продуктам российских вузов.
«В этом отношении Санкт-Петербургский университет в очередной раз подтвердил свою роль лидера, поскольку уже на следующий день после окончания работы сессии иностранные платформы стали в одностороннем порядке блокировать деятельность российских вузов на своих ресурсах и СПбГУ, к сожалению, остался единственным российским вузом, представленным на зарубежных площадках, поскольку еще в 2019 году заключил соглашение с крупнейшей китайской образовательной платформой XuetangX и разместил там свои курсы», — добавил Владимир Старостенко.
Подготовленность СПбГУ к ограничениям со стороны платформы Coursera позволит СПбГУ в кратчайшие сроки открыть на собственной образовательной платформе и на платформе «Открытое образование» доступ к онлайн-курсам, которые были ранее размещены на платформе Coursera, о чем СПбГУ объявил сразу же после недружественных действий Coursera. В настоящий момент ведутся активные работы по переносу контента: и российских, и зарубежных пользователей платформы «Открытое образование» уже в ближайшее время ждет большое количество интересных новинок.
В завершение сессии участники пришли к мнению, что необходимо сохранить возможность доступа к контенту для иностранной аудитории, поэтому было принято решение об увеличении количества онлайн-продуктов не только на русском, но и на английском языке.