Материалы ректорского совещания

№ 516
от 14.03.2022

    О международной деятельности СПбГУ

    В последние несколько недель Университет получил ряд писем (преимущественно от европейских партнеров) о приостановлении сотрудничества с СПбГУ в рамках их национальных директив о временном замораживании контактов с российскими вузами. Наибольшее число данных уведомлений поступило из университетов и организаций Германии, Польши, Чехии, Финляндии, Швеции.

    Как отметил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, в настоящий период в связи со сложившейся международной обстановкой важен фокус на продолжающемся с зарубежными партнерами сотрудничестве, при этом целесообразно ориентироваться на партнеров СПбГУ в тех странах, которые не ввели ограничительные меры в отношении России. Так, в части реализации программ академической мобильности и научно-исследовательских проектов к числу таких партнеров могут относиться ведущие университеты КНР, Бразилии, Мексики, Сербии, Ирана, Катара, Турции, Индии, Вьетнама, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Кубы, Саудовской Аравии, стран СНГ и др.

    С. В. Андрюшин напомнил, что программы краткосрочной мобильности научно-педагогических работников СПбГУ были приостановлены весной 2020 года в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19. В настоящее время формируется актуальный перечень вузов-партнеров для организации конкурсных процедур для участия в межвузовском обмене.

    Заместитель ректора по международной деятельности на совещании рассказал:

    •  о динамике численности входящих и исходящих визитов в СПбГУ за период с 2006 по 2021 год в рамках международных соглашений
    • о динамике международной входящей и исходящей мобильности в СПбГУ в период с 2006 по 2021 год

    Так, в период с 2006 по 2019 год наблюдался устойчивый и значительный рост численности международной мобильности научно-педагогических работников. В 2020 году наблюдался резкий спад мобильности, что было полностью обусловлено ограничениями, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции. Начиная с середины марта 2020 года, все входящие и исходящие международные визиты в СПбГУ были невозможны ввиду закрытия границ и запрета на оформление зарубежных командировок для сотрудников СПбГУ.

    С. В. Андрюшин также рассказал, что в 2021 году СПбГУ было заключено или продлено 114 новых соглашений различных типов с зарубежными организациями, из них — 16 протоколов об академическом и научном обмене и 25 протоколов о студенческом обмене. В 2021 году в число партнеров СПбГУ добавились новые вузы:

    • Бразилия: Федеральный университет Мараньяна
    • Великобритания: Университет Чичестера
    • Италия: Университет для иностранцев города Сиены
    • Катар: Университет Катара; Университет Хамид бин Халифа
    • Малайзия: UCSI University
    • Хорватия: Риекский университет
    • Индия: Университет Моди
    • Великобритания: Университет Эдинбурга
    • Греция: Университет Пирея

    Анализ темпов заключения международных соглашений с зарубежными организациями в период с 2017 по 2021 год показывает достаточно стабильную динамику с небольшим ростом в 2017–2019 годах. Спад количества заключаемых международных соглашений в 2020–2021 годах также обусловлен последствиями распространения коронавирусной инфекции, которые способствовали общему снижению интенсивности международных процессов, а также физическим ограничением возможности подписания документов в период карантина в организациях-партнерах.

    Количество заключенных соглашений с зарубежными организациями

    В середине 2021 года Европейской комиссией было объявлено о модернизации существующей версии программы Erasmus+ KA 107 и ее трансформации в программу Erasmus+ KA 171, основными целями которой заявлены вовлечение новых целевых групп, в том числе участников с ограниченными возможностями здоровья, и новые формы сотрудничества — с особым уклоном в сторону цифровизации образования и внедрения «зеленых» технологий и практик во все проекты. По состоянию на 08.02.2022, в адрес СПбГУ было направлено около 50 предложений о совместной подаче заявки для участия в обновленной версии проекта. Предположительно, окончательное число поддержанных проектов может быть озвучено в июле 2022 года. Пока официальных уведомлений об исключении России из программы не поступало.

    Как рассказал С. В. Андрюшин, в 2021 году 456 иностранных студентов прошли включенное обучение в СПбГУ. В 2021 году показатели исходящей студенческой мобильности были выше аналогичного показателя 2020 года (521 обучающийся СПбГУ). Учитывая эпидемические обстоятельства, многие вузы-партнеры предоставили возможность обучения в дистанционном формате, и 57 обучающихся СПбГУ воспользовались этой возможностью.

    Спад студенческой мобильности наблюдается последние два года (с марта 2020 года) на фоне пандемии коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений. Университеты ряда стран не принимали студентов по обмену с весны 2020 года по настоящий момент (Япония, Китай, США, Латинская Америка). В среднем по прошлым годам объем стажировок в данные страны от общего числа составлял порядка 20 %.

    Программы академической мобильности для студентов реализуются Университетом с более чем 200 зарубежными вузами-партнерами. В настоящий момент официальное подтверждение о приостановке сотрудничества поступило от 50 партнеров. Подавляющее большинство партнеров продолжает реализацию программ в текущем семестре, но уведомило о возможности приостановки программ мобильности с осени 2022/23 учебного года. Обязательства (в том числе финансовые) в этом семестре выполняются.

    В настоящий период порядка 200 студентов СПбГУ находятся за рубежом. Для них организована информационная поддержка (телеграм-чат, опрос на предмет проблем, с которыми они столкнулись, и пр.). По информации, полученной от обучающихся, они не встретились с какими-либо проблемами со стороны принимающих вузов. Напротив, студенты отмечают максимальную поддержку администрации зарубежных университетов. Основные затруднения связаны с работой банковских карт, международным авиасообщением.

    Иностранные студенты, прибывшие на включенное обучение (более 300 человек) в весеннем семестре в СПбГУ, примерно в 80 % случаев приняли решение вернуться в свои вузы. Остались лишь некоторые студенты из европейских вузов, граждане Японии, Кореи, Турции, Белоруссии и РФ. Большинство уехавших студентов выразило желание продолжить обучение онлайн (если не было решения зарубежного вуза об обязательной отмене обучения).

    Из 14 программ по модели двух дипломов с зарубежными вузами-партнерами в настоящее время по инициативе иностранных коллег обучение частично или полностью приостановлено по шести ООП на основании официальных уведомлений. При этом с вузами Казахстана, Узбекистана, КНР реализация совместных программ продолжается в обычном порядке. Вместе с тем по ряду приостановленных программ сохраняются отдельные форматы взаимодействия (планируются защиты дипломов, планируется набор на 2022/23 учебный год). Большинство партнеров продолжает реализацию программ в текущем семестре, но приостанавливает программы с осени 2022/23 учебного года.

    С. В. Андрюшин также подчеркнул, что представительства СПбГУ, открытые в Республике Корея, Китае, Испании, Греции, Италии и Турции, продолжают свою работу (Представительства СПбГУ продолжают активную работу). Временно, по инициативе немецкой стороны, приостановлена деятельность представительства в Берлине, в остальных странах все запланированные мероприятия проходят в соответствии с утвержденным планом. Так, в греческом представительстве СПбГУ недавно завершился первый цикл онлайн-лекций по совместной российско-греческой истории, которые посещали более 100 слушателей, а также занятия в рамках дополнительной образовательной программы для переводчиков. Кроме того, в конце февраля в разных городах Греции прошло государственное тестирование по русскому языку как иностранному. В Русском доме Барселоны, где располагается испанское представительство СПбГУ, в ближайшее время запланировано проведение Летней школы фортепиано и вокала с участием преподавателей СПбГУ, занятий по русскому языку как иностранному и языкового тестирования. Также в Испании пройдет День открытых дверей Университета, в ходе которого будущим абитуриентам расскажут об особенностях поступления, школьных и студенческих олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях.

    По состоянию на февраль 2022 года СПбГУ состоял в 22 международных организациях. Были получены уведомления об изменении формата взаимоотношений только от двух организаций: от Coimbra Group Universities и от CERN. Сотрудничество в рамках нашего членства в международных профессиональных ассоциациях в остальных случаях ведется в штатном режиме, и по мере проведения тех или иных мероприятий, издания публикаций и прочих событий эта деятельность освещается на официальном портале Университета.

    На сегодняшний день по инициативе партнеров приостановлены следующие программы по модели двух дипломов: ПОМОР, три магистерские программы с Сорбонной; программа с Университетом Ильменау.

    В настоящее время анализируются случаи приостановки сотрудничества со стороны партнеров СПбГУ с точки зрения договорных обязательств. В случае их нарушения и понесенных издержек Университет будет предъявлять таким партнерам претензии и требовать возмещения понесенных издержек.

    Организация работы филиала СПбГУ в Республике Узбекистан

    В рамках реализации дорожной карты по открытию филиала СПбГУ в Ташкенте (Республика Узбекистан) проведена работа по подготовке к открытию филиала в сентябре 2022 года (Материалы ректорского совещания от 24.01.2022). Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, в рамках первой приемной кампании в филиал будут поступать абитуриенты на магистерскую программу СПбГУ «Международные отношения на постсоветском пространстве», которая будет реализовываться по модели двух дипломов с Ташкентским государственным университетом востоковедения. В дальнейшем перечень программ будет расширен на такие направления, как филология, экономика и биомедицина. На базе филиала СПбГУ в Ташкенте будут также реализовываться дополнительные образовательные программы как для студентов, так и для преподавателей узбекских вузов, представителей органов государственной власти и бизнес-сообщества Республики Узбекистан.

    В настоящее время ведется следующая работа:

    • согласован и готов к утверждению проект Положения о филиале;

    • подобрана и согласована кандидатура руководителя филиала;

    • завершена подготовка пакета документов для регистрации филиала на территории Республики Узбекистан;

    • завершается работа по подготовке документов для получения лицензии Рособрнадзора на осуществление образовательной деятельности в филиале СПбГУ;

    • организована работа по созданию программы по модели двух дипломов в партнерстве с ТГУВ «Международное предпринимательство» (магистратура).

    Заседание координационного совета по исследованиям и разработкам в области медицинской науки

    10 марта состоялось первое заседание координационного совета по исследованиям и разработкам в области медицинской науки, в котором приняли участие представители Министерства науки и высшего образования и подведомственных Правительству Российской Федерации научных и образовательных организаций. Этот совет при Минздраве РФ был создан в феврале 2022 года для реализации стратегической инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Медицинская наука для человека», которая уже стала самостоятельным федеральным проектом. В заседании принял участие член координационного совета профессор Петр Казимирович Яблонский, проректор по медицинской деятельности СПбГУ, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии, главный внештатный специалист — торакальный хирург Минздрава России.

    В рамках федерального проекта «Медицинская наука для человека» планируется повысить эффективность и практический выход исследований и разработок в интересах медицины и здравоохранения, результаты которых должны воплощаться в конкретных лекарственных препаратах, медицинских изделиях, методах, способах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, используемых в реальной жизни. На заседании рассматривались подходы к реализации комплекса мер, направленных на системное решение существующих проблем в области управления медицинской наукой и повышение ее эффективности (Презентация).

    На ректорском совещании П. К. Яблонский рассказал о том, что координационный совет консолидирует усилия не только медицинских, но и непрофильных учреждений для решения выявленных проблем, будет помогать разработчикам «государственного сектора» транслировать и коммерциализировать свои разработки в области медицинской науки. Важно участие в этой работе специалистов СПбГУ. Составлен список научных разработок ученых Университета, которые могут быть представлены на общероссийской витрине перспективных направлений разработок. Директорам и деканам поручено представить предложения по дополнению этого списка. После обсуждения на совещании было решено включать туда разработки не только узко медицинские, но и междисциплинарные (касающиеся правового регулирования медицинских проектов, их экономического сопровождения и др.).

    Утверждены правила осуществления МГУ и СПбГУ полномочий учредителя юридических лиц

    Впервые вопросы, касающиеся возможности учреждать юридические лица, входящие в научно-образовательный комплекс Университета, подняли декан и члены ученого совета юридического факультета еще в 1998 году. Тогда это предложение не нашло поддержки ни у руководителей подавляющего большинства подразделений, ни у руководства Университета. Более того, декан юрфака и ученый совет факультета были обвинены в желании «выйти из состава Университета» и намерениях «развалить Университет», после чего 31.08.1999 декан факультета Н. М. Кропачев был уволен (Приказ от 30.08.1999 №  669/1 «Об освобождении от исполнения обязанностей декана юридического факультета и специального факультета СПбГУ по переподготовке кадров по юридическим наукам доцента Н. М. Кропачева»; Перезагрузка: Прием — прозрачный; Материалы ректорского совещания от 25.07.2011).

    В 2008 году среди наказов избирателей кандидату на должность ректора был и такой, который предусматривал расширение самостоятельности подразделений СПбГУ. Сразу после выборов новый ректор принял меры для решения этого вопроса. Возможность учреждать юридические лица, входящие в научно-образовательный комплекс Университета, позволила бы создать условия для большей самостоятельности и ответственности за свою деятельность подразделений Университета.

    Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, первого результата удалось добиться довольно быстро. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и в отдельные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.07.2021 № 332-ФЗ), СПбГУ получил реальную возможность учреждать юридические лица, входящие в научно-образовательный комплекс Университета. Причем юридические лица, входящие в состав СПбГУ, будут иметь те же преимущества, права и льготы, которые имеет Университет (в том числе право на обучение по собственным стандартам, право выдавать собственные дипломы государственного образца, право проводить защиты по собственным правилам).

    С 2010 года Университет совершал регулярные попытки реализовать эту опцию на практике. Для этого было нужно как минимум утверждение Правительством Российской Федерации порядка создания таких юридических лиц, входящих в состав научно-образовательных комплексов соответствующих университетов.

    Следующий этап активности СПбГУ в направлении создания юридических лиц в составе научно-образовательного комплекса Университета связан с присоединением к Университету Клиники имени Н. И. Пирогова (2014–2016). СПбГУ несколько лет отказывался включать клинику в состав Университета в качестве рядового структурного подразделения. Однако настоятельные просьбы руководства Университета включить клинику в состав Университета в статусе самостоятельного юридического лица не увенчались успехом.

    Осенью 2020 года в связи с обращением руководства факультета свободных искусств и наук по поручению президента РФ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подготовило проект порядка создания юридических лиц и сформулировало в нем позицию о том, что учредителем создаваемых юридических лиц в составе научно-образовательных комплексов университетов должен быть не СПбГУ, а само Министерство науки и высшего образования. Проектом министерства функции СПбГУ по управлению новым Университетом свободных искусств и наук ограничивались только согласованием назначения ректора такого юридического лица, а все остальные полномочия передавались Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. По мнению юристов СПбГУ, такой проект не соответствовал требованиям российского законодательства, поскольку отсутствие у Санкт-Петербургского государственного университета правомочий учредителя в отношении Университета свободных искусств и наук, как и любого другого юридического лица, создаваемого и функционирующего в таком порядке (например, ВШМ, Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, Студенческого городка СПбГУ и др.) исключало возможность для такого университета и таких юридических лиц считаться частью СПбГУ и, соответственно, лишало возможности выдавать диплом СПбГУ по окончании обучения, пользоваться правами, предоставленными СПбГУ федеральным законом от 10.11.2009.

    Развернутое заключение на проект министерства было подготовлено и направлено в Правительство РФ и администрацию президента Российской Федерации. В заключении, помимо замечаний на проект Министерства науки и высшего образования, были сформированы предложения, реализация которых, по мнению администрации СПбГУ, позволит создавать юридические лица в составе научно-образовательного комплекса СПбГУ: было предложено внести изменения в Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», а именно: полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы МГУ и СПбГУ, а также полномочия собственника имущества, закрепленного или подлежащего закреплению за такими юридическими лицами, осуществляют от имени Российской Федерации, соответственно, МГУ и СПбГУ. И только после того, как позицию Университета поддержал помощник президента РФ А. А. Фурсенко, у СПбГУ появился реальный шанс решить вопрос. Многое зависело и от проработки вопроса в управлении администрации президента РФ по научно-образовательной политике (начальник управления — И. П. Биленкина). Вопрос был досконально проработан одним из самых влиятельных юристов в сфере образования и науки РФ — заместителем начальника управления Ю. В. Линской.

    В конце декабря 2020 года президент Российской Федерации дал поручение председателю Правительства РФ М. В. Мишустину «обеспечить внесение в Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" изменений, предусматривающих, что полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, а также полномочия собственника федерального имущества, закрепленного или подлежащего закреплению за такими юридическими лицами, осуществляются от имени Российской Федерации соответственно Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

    5 февраля 2022 года издано постановление Правительства Российской Федерации № 115 «Об утверждении Правил осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова" и федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" от имени Российской Федерации полномочий учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочий собственника федерального имущества таких лиц». Эти правила описывают практический порядок осуществления МГУ и СПбГУ полномочий учредителя юридических лиц, а также полномочий собственника федерального имущества этих юридических лиц.

    Участники совещания отметили, что теперь, когда процедура выработана, можно приступить к реализации: были планы выделить в качестве самостоятельных юридических лиц в составе СПбГУ Клинику высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, ВШМ и некоторые другие.

    Заключение гражданско-правовых договоров для обеспечения образовательного процесса

    На основе и в целях реализации графика подготовки к 2022/23 учебному году, утвержденного приказом от 30.12.2021 № 13239/1, разработан порядок подготовки технического задания для закупки преподавательских услуг для обеспечения основного учебного процесса. В соответствии с этим порядком начальник Управления образовательных программ организует подготовку технических заданий на основе предложений директоров и деканов.

    Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, директора и деканы в период с 01.05.22 по 31.05.22 должны представить начальнику Управления образовательных программ сведения о потенциальных исполнителях по договорам гражданско-правового характера, ранее не состоявших в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с СПбГУ.

    Начальник Управления образовательных программ с учетом полноты планируемой к распределению нагрузки на конкретного исполнителя и исключения дублирования закупки преподавательских услуг у одного и того же исполнителя в период с 01.06.22 по 30.06.22 организует направление проектов технических заданий начальнику контрактной службы и проректору по организации работы с персоналом для заключения договоров гражданско-правового характера.

    Таким образом, формирование технического задания для закупки преподавательских услуг будет завершено до 30.06.22, что позволит сформировать расписание в установленные сроки.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило шесть обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 11 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.

    В адрес декана экономического факультета поступило обращение от студента, обучающегося в СПбГУ по программе двух дипломов и в данный момент находящегося в одном из университетов Германии. В своем обращении студент сообщил, что этот университет принял решение приостановить отношения с российскими университетами. Однако официальное уведомление от зарубежного университета в настоящее время в СПбГУ не поступало. Решается вопрос о целесообразности возвращения обучающегося СПбГУ в Санкт-Петербург с учетом необходимости оградить студента от давления со стороны представителей зарубежного вуза. Как отметила первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, такие действия со стороны зарубежного университета можно оценивать как нарушение в одностороннем порядке условий действующего соглашения с СПбГУ. После всестороннего анализа ситуации и условий соглашения будет определена мера реагирования на подобные действия. М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что образование и наука — это сферы, на которые не должна оказывать влияние политика, поэтому действующие соглашения о сотрудничестве в этих сферах должны выполняться.

    Кроме того, как сообщил первый заместитель декана экономического факультета, от аспирантов поступила информация о невозможности получить сертификат об обучении в рамках международного проекта INTPART (International Partnerships for Excellent Education, Research and Innovation). Организаторы проекта сообщили аспирантам СПбГУ, что они могут продолжать посещать занятия, но им не будет выдан сертификат, а также закрыто финансирование поездки во Францию. М. Ю. Лаврикова отметила, что эти действия также могут расцениваться как односторонний отказ от выполнения условий действующего международного соглашения. Реакция на эту ситуацию также будет определена после анализа соглашения.

    Участники совещания говорили и о других отказах руководителей некоторых зарубежных вузов — например, выполнять свои обязательства по приему на включенное обучение студентов СПбГУ. Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская сообщила, что коллегам-универсантам приходят также отказы в публикации их научных статей (которые уже прошли этап рецензирования) в международных журналах. Ректор попросил такие отказы направлять заместителю ректора по правовым вопросам и заместителю ректора по международной деятельности. Все отказы будут проанализированы. Ректор поручил заместителю ректора по правовым вопросам и заместителю ректора по международной деятельности провести эту работу.

    В адрес декана факультета международных отношений поступило обращение от студентов четвертого курса об организации дополнительных консультаций по дисциплине «Английский язык» для подготовки к государственной итоговой аттестации. По результатам рассмотрения этого обращения первым проректором по учебной работе на основании предложения декана факультета иностранных языков принято решение о том, что дополнительные консультации для подготовки к ГИА по английскому языку будут организованы преподавателями — членами коллектива факультета иностранных языков в рамках подгрупп по английскому языку, в которых студенты обучались на протяжении 3,5 лет. Время проведения занятий согласовывается для каждой группы индивидуально с закрепленным за ней преподавателем.

    Поступило несколько заявлений от студентов-иностранцев о переводе на удаленное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обучение иностранных граждан, которые вынужденно находятся за пределами Российской Федерации, будет проходить в удаленном формате, если не возникнет проблем технологического характера. Всем тем иностранным обучающимся, кто по объективным причинам временно не сможет продолжать обучение в Университете и обратится с заявлением, будет предоставлен академический отпуск или индивидуальный график. М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что СПбГУ будет помогать всем студентам, которые в связи с возникшими обстоятельствами испытывают какие-либо трудности, но готовы продолжить обучение в Университете.

    Информация об учебной деятельности не поступила от руководителей Института педагогики, Института когнитивных исследований, Высшей школы менеджмента, факультета прикладной математики — процессов управления, математико-механического факультета, биологического факультета, факультета стоматологии и медицинских технологий, медицинского колледжа.

    Встречи с представителями студенческих советов и старостами некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в ряде учебно-научных подразделений такие встречи прошли.

    На встречах декана юридического факультета, директора Института истории, и. о. заместителя декана физического факультета, декана факультета социологии с обучающимися обсуждалось внесение изменений в формат обучения.

    На встрече студентов с деканом юридического факультета обсуждался постепенный переход к аудиторному формату обучения. Дополнительная промежуточная аттестация будет проходить с 14.03.2022 в аудиторном формате.

    Директор Института истории проинформировал обучающихся о частичном снятии ограничительных противоэпидемических мер. До 28.03.2022 учебные занятия будут проходить с применением информационно-коммуникационных технологий, а после 28.03.2022 — в смешанном формате.

    На встрече с деканом филологического факультета представители студенческого совета сообщили о возникающих у некоторых студентов трудностях с прибытием в Санкт-Петербург к 14.03.2022 — к началу смешанного формата обучения, так как у иногородних и иностранных обучающихся в связи с массовой отменой авиакомпаниями уже объявленных рейсов не всегда есть возможность приехать и приступить к обучению в смешанном формате. Декан пояснил, что занятия будут проведены в соответствии с расписанием, но в качестве временной меры преподаватели будут проводить занятия в гибридном формате, совмещая аудиторные занятия и подключение студентов с использованием ИКТ.

    На встречах директора Института химии, директора Высшей школы журналистики (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), декана факультета искусств, директора Института наук о Земле с обучающимися обсуждались меры поддержки обучающихся из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (Университет готов поддерживать студентов; Марина Лаврикова: «СПбГУ готов помогать всем, кто хочет учиться в Университете»).

    Состоялись встречи обучающихся с руководителями колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), факультета иностранных языков и факультета психологии.

    Информация о взаимодействии со студенческими советами не поступила от руководителей Высшей школы менеджмента, факультета прикладной математики — процессов управления, математико-механического факультета, биологического факультета, факультета стоматологии и медицинских технологий, медицинского колледжа.

    Письма, содержащие ложную информацию о проведении специальной военной операции, а также оскорбления и угрозы в адрес универсантов

    Начиная с 24 февраля на адреса корпоративной электронной почты сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета от неустановленных граждан поступает большое количество писем, содержащих ложную информацию о действиях руководства Российской Федерации и Вооруженных сил Российской Федерации по проведению специальной военной операции по защите населения Донбасса. При этом в большинстве случаев письма содержат нецензурные оскорбительные выражения или прямые угрозы в адрес универсантов.

    Письма с угрозами получили многие универсанты. Больше всего писем поступило в адрес почетного профессора Людмилы Петровны Громовой и проректора по воспитательной работе и организации приема Александра Вячеславовича Бабича. К сожалению, угрозы размещаются и в блогах в сети Интернет. Например, в одном из блогов содержатся прямые угрозы в адрес А. В. Бабича, а также других универсантов, которые подписали письмо с поддержкой проведения специальной военной операции.

    Учитывая информацию о поступлении угроз в адрес многих директоров и деканов, ректор принял решение изменить традиционный порядок рассмотрения проектов приказов о применении мер дисциплинарного воздействия в связи с применением административного взыскания. Теперь встречу со студентом будет проводить не директор, декан и руководитель Юридической клиники СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 12.12.2011; Материалы ректорского совещания от 19.12.2011), а заместитель ректора по правовым вопросам и проректор по воспитательной работе и организации приема — им ректор поручил провести такие встречи. Ректор также попросил декана факультета психологии Аллу Вадимовну Шаболтас и декана юридического факультета Сергея Александровича Белова принять участие в таких встречах. Деканы согласились.

    Как рассказал на совещании заместитель ректора по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов, о каждом известном факте поступления универсантам писем с угрозами, а также размещения угроз в сети Интернет (например, в комментариях в блогах) в правоохранительные органы направляется соответствующее обращение для проведения доследственной процессуальной проверки и привлечения виновных лиц к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации (в том числе закрытие блога).

    В целях незамедлительного пресечения правоохранительными органами действий лиц, распространяющих ложную информацию о действиях руководства Российской Федерации и Вооруженных сил Российской Федерации по проведению специальной военной операции по защите населения Донбасса, а также оскорбительных высказываний или угроз в адрес универсантов Д. В. Грязнов попросил незамедлительно сообщать о данных фактах на электронную почту заместителя ректора по безопасности: zrb@spbu.ru с пересылкой поступившего сообщения.

    Привлечение обучающихся к дисциплинарной ответственности

    В связи с получением от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информации об обучающихся, привлеченных к административной ответственности по различным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вузы Санкт-Петербурга применяют к обучающимся меры дисциплинарного характера. Каждый вуз действует по-своему. Так, например, в Педиатрической академии было принято решение отчислить студентов: «В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете состоялось заседание комиссии ректората. Рассмотрены персональные дела студентов, участвующих в несанкционированных, незаконных акциях, задержанных правоохранительными органами и привлеченных к административной ответственности. В связи со злостными нарушениями устава и правил внутреннего распорядка Педиатрического университета, поведением, не совместимым с высоким званием врача и студента медицинского вуза, приняты решения об отчислении».

    В СПбГУ в соответствии с Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185, также была организована процедура применения мер дисциплинарного воздействия. У обучающихся были затребованы письменные объяснения по факту нарушения ими требований законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета. Большинство обучающихся представило свои объяснения. На основании имеющихся материалов и полученных объяснений были подготовлены проекты приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были направлены в Студенческий совет СПбГУ в целях учета его мнения.

    При этом через несколько дней проекты приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности в отношении двух студентов были отозваны из Студенческого совета СПбГУ в связи с получением от правоохранительных органов информации о том, что к данным студентам не применена мера административной ответственности и административные дела в отношении них прекращены, а следовательно, основания для привлечения к дисциплинарной ответственности отсутствуют.

    Также в ходе встреч с обучающимися, в отношении которых были подготовлены и направлены в Студсовет проекты приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, выяснилось, что все они или уже обжаловали, или намерены обжаловать решения об административном правонарушении.

    В связи с этими обстоятельствами признано целесообразным не принимать окончательного решения по вынесению дисциплинарного взыскания до момента, пока по каждому случаю судом не будет рассмотрено апелляционное заявление. Учитывая, что информация об обжаловании решения о привлечении к административной ответственности поступает от студентов с задержкой, подготовке проекта приказа будет предшествовать заседание комиссии (с участием заместителя ректора по правовым вопросам, проректора по воспитательной работе и организации приема, декана факультета психологии и декана юридического факультета), на котором студенты смогут представить все имеющиеся у них сведения об обстоятельствах случившегося, а также сообщить об обжаловании постановления или о намерении обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности (если такое намерение есть), либо о результатах обжалования.

    В то же время, как сообщалось ранее, суды не обязаны представлять и не представляют Университету информацию о решениях по соответствующим делам. В связи с этим обучающиеся, апелляционные заявления которых удовлетворены судом, должны самостоятельно и своевременно представлять соответствующую информацию должностным лицам Университета.

    Вместе с тем на личных ресурсах отдельных лиц размещается информация по данному вопросу, не соответствующая действительности: в частности, говорится о том, что проект приказа был отозван, якобы, в связи с тем, что студент дал интервью средствам массовой информации. При этом от обучающихся уже стали поступать вопросы в связи с распространением указанной недостоверной информации (на один из таких вопросов дан ответ в Виртуальной приемной СПбГУ).

    Учитывая это обстоятельство, проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич вновь напомнил, что достоверная информация публикуется на официальных ресурсах СПбГУ. Он также выразил сожаление о том, что в последнее время на личных ресурсах отдельных лиц, а также в ряде средств массовой информации довольно часто распространяется недостоверная, а порой и заведомо ложная информация о жизни и деятельности Университета.

    Учет стартап-проектов в качестве курсовой и выпускной квалификационной работы

    С целью привлечения обучающихся СПбГУ к участию в конкурсе междисциплинарных студенческих и аспирантских проектов «Start-up СПбГУ» в 2018 году в Правилах обучения СПбГУ была предусмотрена возможность выполнения выпускной квалификационной работы в форме стартапа.

    Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, в развитие данного положения был издан специальный приказ об учете предпринимательских достижений обучающихся СПбГУ (от 12.07.2018 № 6853/1), и ежегодно в целях повышения привлекательности разработки стартап-проектов для обучающихся СПбГУ в указанный приказ вносились изменения и дополнения.

    Так, в 2019/20 учебном году был расширен круг лиц, которые могут защищать ВКР в форме стартапа: не только победители конкурса стартап-проектов, но и все участники команд-финалистов. В 2020/21 — предусмотрена возможность учета стартап-проекта не только в качестве ВКР, но и в качестве курсовой работы.

    Первые защиты ВКР в форме стартап-проектов состоялись на ГИА в 2019 году. В 2020 и 2021 годах эта практика была продолжена (подробная информация в Приложении к справке в табличной форме).

    Для учета стартап-проекта в качестве курсовой работы или ВКР на государственной итоговой аттестации установлены следующие условия.

    1. Стартап-проектом должна быть прикладная научно-исследовательская разработка, оригинальная, наукоемкая или коммерчески перспективная бизнес-модель, созданная обучающимся (обучающимися) СПбГУ в рамках участия в конкурсах стартап-проектов.
    2. Конкурс стартап-проектов должен проводиться СПбГУ или образовательной организацией, входящей в число 300 лучших по международным рейтингам: Московский международный рейтинг «Три миссии университета», Academic Ranking of World Universities, The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings или приравненных к ним, в соответствии с положением, размещенным на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    3. Стартап-проект должен быть выполнен в рамках конкурса, проведенного в тот же учебный год или не ранее, чем за один учебный год до представления курсовой работы или ВКР.
    4. Отборочный тур команд-финалистов должен быть проведен не позднее, чем за четырнадцать календарных дней до даты окончания срока представления курсовой работы или ВКР в порядке, установленном СПбГУ.
    5. Оценка стартап-проектов, представленных участниками, должна проводиться экспертным советом или иным коллегиальным органом, формируемым при участии потенциальных инвесторов.
    6. Необходимо быть участником команды-финалиста конкурса, участвовать в образовательных семинарах, мастер-классах и иных мероприятиях (выставках, конференциях, днях открытых дверей и т. п.), организуемых в рамках конкурса, разработать концепцию стартап-проекта, подготовить презентацию и бизнес-план стартап-проекта, а также выполнять иные правила участия в конкурсе и выступить в финале конкурса.
    7. Необходимо установление учебно-методической комиссией по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки соответствия тематики стартап-проекта направлению подготовки / специальности образовательной программы обучающегося.

    Согласно последнему условию, участники команды — финалиста конкурса, завершившие обучение по программе бакалавриата, не могут претендовать на учет стартап-проекта в качестве ВКР при обучении по программе магистратуры.

    Вопрос совершенствования правил конкурса неоднократно обсуждался на ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 28.02.2022; Материалы ректорского совещания от 03.09.2018; Материалы ректорского совещания от 29.07.2019; Материалы ректорского совещания от 16.11.2020 и др.) и направлялся для представления замечаний и предложений в Студенческий совет.

    Деканам и директорам поручено в срок до 30.03.22 провести обсуждение правил конкурса со студенческими научными обществами институтов и факультетов.

    Встречи руководителей учебно-научных подразделений с обучающимися — гражданами ДНР, ЛНР и Украины

    В соответствии с поручением ректора, данным в рамках обсуждения вопроса о мерах поддержки граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины на ректорском совещании 28.02.2022, директорами институтов и деканами факультетов в период с 28 февраля по 4 марта были проведены онлайн-встречи с обучающимися, являющимися гражданами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с участием заместителей начальника Учебного управления и заместителей начальника Управления по работе с молодежью с целью выяснения ситуации каждого обучающегося и (при необходимости) оказания соответствующей помощи.

    Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в ходе этих встреч обучающиеся были проинформированы о помощи, которую Университет готов им оказать (психологическую, юридическую, материальную), и могли задать вопросы, которые их волнуют. Подробная информация о помощи, которую Университет готов оказывать обучающимся, размещена на сайте Университета: «Университет готов поддержать студентов».

    Кроме того, Университет участвует в работе по оказанию гуманитарной помощи беженцам с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, а также студентам, вынужденным прервать обучение в иностранных вузах и продолжающим свое обучение в вузах города Санкт-Петербурга. Подробно об этой работе — на сайте Университета.

    Обучающиеся, являющиеся гражданами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, у которых имеются какие-либо вопросы, могут обратиться к сотрудникам Управления по работе с молодежью по адресу электронной почты: urm@spbu.ru или по электронной почте заместителей начальника Управления по работе с молодежью по направлениям обучения. Информация об этом размещена на странице Управления по работе с молодежью.

    Серия DDos-атак на ресурсы СПбГУ

    Информационные ресурсы Санкт-Петербургского государственного университета на протяжении последних двух недель подвергаются серии DDos-атак.

    Как рассказал на совещании начальник Управления — службы информационных технологий СПбГУ Сергей Юрьевич Севрюков, самый мощный всплеск пришелся на 10 марта: начиная примерно с 10 часов утра мощной атаке подвергся официальный сайт СПбГУ (spbu.ru).

    Как установили специалисты УСИТ, на протяжении более 13 часов велась целенаправленная атака на серверы Университета. Примерно с 7 часов утра 11 марта атака возобновилась, сайт вновь начал работать с перебоями. Для атаки использовались десятки тысяч IP-адресов из нескольких десятков стран и регионов (в том числе США, Польши, Украины).

    На данный момент ресурсы Университета работают нормально, атака отражена. Специалисты УСИТ делают все возможное для предотвращения подобных атак, а также совершенствуют способы противодействия угрозам и борьбы с подобными атаками. Однако, как отметил С. Ю. Севрюков, не менее важной является задача повышения личной и коллективной квалификации в области информационной безопасности. В целях повышения уровня компетенции сотрудников в этой области УСИТ совместно с вновь созданным отделом информационной безопасности готовит инструкции и рекомендации по защите систем и данных, которые в ближайшее время будут доведены до сведения сотрудников.