Материалы ректорского совещания
О разработке документа, посвященного вопросам академической честности
В начале года Ассоциацией ведущих университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Советом ректоров вузов Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербургским государственным университетом проведен круглый стол «Проведение аттестации с использование электронного контроля (прокторинга)». В работе круглого стола приняли участие более 140 представителей ведущих вузов России и представители федеральных органов государственной власти.
Как рассказала на ректорском совещании и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, по итогам состоявшегося обсуждения принято решение о создании рабочей группы ассоциации для подготовки единого стандарта и правил применения технологии прокторинга при проведении аттестационных испытаний с использованием дистанционных образовательных технологий, а также поддержана инициатива СПбГУ о создании в Российской Федерации Лиги академической честности (Будущее прокторинга и создание ассоциации академической честности обсудили на круглом столе Ассоциации ведущих университетов).
В рамках подготовительного этапа работы завершен сбор и анализ информации об использовании системы прокторинга в вузах, получены предложения по кандидатурам в состав рабочей группы и предполагаемым направлениям деятельности Лиги академической честности. По результатам проведенного опроса более 80 % вузов поддержали идею создания единых рекомендаций / стандарта использования прокторинга и Лиги академической честности (большинство вузов готовы стать ее участниками). Также эти предложения поддержаны Рособрнадзором (получено письмо о поддержке этого начинания СПбГУ и АВУ).
С. В. Бегеза отметила, что вузы видят интерес в использовании технологии прокторинга, в ее совершенствовании и обучении прокторов. Так, более 85 % организаций, принявших участие в опросе, привлекают сотрудников университетов, которые зачастую не обладают специализированными навыками, а функция прокторинга является дополнительной нагрузкой к его основным трудовым обязанностям для преподавателя или административного сотрудника. В этой связи представляется, что ранее анонсированный онлайн-курс по обучению прокторов, разрабатываемый СПбГУ совместно с компанией «Экзамус», может быть востребован вузовским сообществом. Также вузы заинтересованы в совершенствовании правил прохождения аттестационных испытаний. Собрана информация о действующих правилах, основных типичных нарушениях, которые влекут выставление отрицательного результата за аттестационное испытание.
В состав рабочей группы были предложены кандидатуры проректоров по образовательной деятельности ведущих университетов, а также должностных лиц (заместителей проректоров, начальников управлений и отделов), отвечающих за цифровизацию и электронное обучение, представителей организаций, оказывающих услуги прокторинга и онлайн-обучения, представителей Рособрнадзора. Ожидается кандидатура от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
В рамках рабочей группы планируется создать две подгруппы: по разработке единых правил проведения аттестаций с использованием прокторинга и по созданию Лиги академической честности.
От образовательных организаций высшего образования уже поступили предложения по формированию основополагающих принципов академической честности и функционала Лиги академической честности, которые будут учтены при формировании концепции деятельности лиги и ее учредительных документов.
По итогам подготовительного этапа разработан проект дорожной карты работы группы и обобщены предложения организаций-участников. Старт работы группы запланирован на май.
Директорам и деканам, председателям комиссии по этике, научной и учебно-методической комиссий поручено представить предложения по разработке единых правил проведения аттестаций с использованием системы электронного контроля (прокторинга) и по созданию Лиги академической честности.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило десять обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 16 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: О выплатах стипендии; О промежуточной аттестации; О формате обучения.
В Виртуальную приемную обратился студент, поставивший под сомнение результаты конкурса на участие обучающихся СПбГУ в программах академической мобильности в 2022/23 учебном году, в связи с рейтингом студентов на выплату повышенной государственной академической стипендии (ПГАС).
В ответе на обращение указано, что прием заявлений на академическую стипендию в повышенном размере в весеннем семестре 2021/22 учебного года проводился в период с 25.12.2021 по 02.02.2022, а подача заявок в рамках конкурса на участие обучающихся СПбГУ в программах академической мобильности в 2022/23 учебном году осуществлялась с 14.01.2022 по 24.03.2022.
В рамках конкурса учитывались следующие критерии и документы:
- подтверждение владения иностранным языком;
- средний балл обучающегося за период обучения;
- дипломы об участии во всероссийских олимпиадах и конкурсах; дипломы, подтверждающие участие в конференциях, публикацию статей в российских и международных изданиях.
Документы, представленные обучающимся в рамках конкурсной заявки, датируются более поздним сроком в сравнении со сроками приема документов на ПГАС, и не могли быть учтены при подведении итогов на ПГАС.
Помимо этого, в рамках конкурса в Университете Зальцбурга, о котором спрашивал студент, имелось всего два места на обучение, на которые было подано три заявки, и по результатам конкурса обратившийся в Виртуальную приемную заявитель занял третье место.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.
По информации от руководителя факультета международных отношений, в адрес декана поступило обращение от студента магистратуры из ДНР с просьбой оказать содействие в выезде с территории Донецкой Народной Республики. Сотрудниками учебного управления обучающемуся предоставлена справка о статусе студента, которая нужна для выезда из ДНР на территорию Российской Федерации.
Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встрече с первым заместителем декана факультета искусств (Протокол совещания первого заместителя декана Факультета искусств с представителями студенческого совета и старостами групп, заведующими кафедрами, руководителями основных образовательных программ) студенты высказали предложение о возобновлении практики проведения в 2022/23 учебном году концертов с участием преподавателей и обучающихся на площадках СПбГУ, имеющих соответствующее материально-техническое оснащение (Актовый зал здания Двенадцати коллегий; зал в здании по адресу: 6-я линия В. О., д. 15; залы по адресу: Биржевая линия В. О., д. 6).
В ходе встречи первый заместитель декана биологического факультета (Протокол совещания первого заместителя декана Биологического факультета с председателем Студенческого совета) сообщила обучающимся о том, что было принято решение о назначении кураторов для студентов-первокурсников, поступивших в магистратуру из других вузов, в том числе из-за рубежа, для обеспечения академической и социальной адаптации, а также для организации контактов с научным руководителем. Кандидатов будут выбирать из числа магистрантов второго курса или аспирантов, достаточно свободно владеющих английским языком либо языком обучающегося.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями факультета искусств, физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета социологии, биологического факультета, Института химии, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
Состоялись встречи обучающихся с руководителями факультета стоматологии и медицинских технологий, экономического факультета.
Об опросе обучающихся, посвященном качеству образования
Центр мониторинга качества образования СПбГУ планирует проведение опроса обучающихся об удовлетворенности условиями обучения по образовательным программам (опрос обучающихся по итогам 2021/22 учебного года) в период с 25 апреля по 22 мая 2022 года. Опрос будет проведен среди обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (ординатуры) и программам среднего профессионального образования на базе среднего образования.
Как рассказала директор Центра мониторинга качества образования Майя Михайловна Русакова, пилотирование методики и процедур сбора данных проходило в рамках опросов обучающихся «Об организации образовательного процесса» по итогам трех семестров: весенний семестр 2019/20 учебного года, осенний и весенний семестры 2020/21 учебного года.
В целях расчета показателей внутренней оценки образовательных программ, утвержденных приказом проректора по учебно-методической работе «Об утверждении перечня плановых показателей внутренней оценки образовательных программ и методики их расчета» № 4365/1 от 21.04.2022, методика опроса включает разделы:
- о соответствии качества подготовки специалистов по профилю образовательной программы требованиям рынка труда — для обучающихся выпускных курсов (показатель 5.2.2);
- об условиях обучения по образовательной программе (показатель 5.2.3);
- о качестве преподавания, организации учебного процесса и содержания образовательной программы (показатель 5.2.4); результаты по данному разделу в части удовлетворенности обучающихся качеством преподавания являются одним из показателей, учитываемых в отчете по выполнению показателей внутренней оценки основной образовательной программы научного руководителя образовательной программы, утвержденного Приказом первого проректора по учебной и методической работе «Об утверждении Положения о научном руководителе образовательной программы» № 6929/1 от 02.07.2021.
В методике опроса учтены запросы руководителей отдельных структурных подразделений Университета: Управления — службы информационных технологий — в части использования обучающимися информационных платформ и сервисов СПбГУ, Научной библиотеки имени М. Горького — в части обращения обучающихся в отделы библиотеки, Управления по работе с молодежью — в части обеспечения условий для обучения лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ряд вопросов методики посвящен вовлеченности обучающихся в учебный процесс, учебной и внеучебной деятельности, обращению за помощью по различным вопросам к сотрудникам подразделений Университета, благодарностям преподавателям и сотрудникам. Отдельный раздел методики адресован обучающимся выпускных курсов и включает вопросы об опыте обучения по образовательной программе и о трудоустройстве.
М. М. Русакова добавила, что результаты опроса будут использованы в рамках мероприятий независимой оценки качества образования (НОКО) и принятия обоснованных управленческих решений по вопросам совершенствования условий и реализации образовательного процесса по образовательным программам в Университете.
Информация об опросе будет доведена до обучающихся посредством корпоративной почты, Личного кабинета обучающегося, сервиса электронного расписания СПбГУ, а также направлена старостам групп и курсов.
Руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ представила собравшимся презентацию о роли Центра мониторинга и подчеркнула, что в информировании обучающихся об опросе необходимо содействие руководителей учебно-научных подразделений и научных руководителей образовательных программ.
О встречах, проведенных с обучающимися
В ходе ректорских совещаний 18.04.2022, 04.04.2022 и 14.03.2022 сообщалось, что с каждым из обучающихся, в отношении которых Университетом от правоохранительных органов была получена информация о привлечении к административной ответственности, будет проведена встреча с комиссией, в которую входят заместитель ректора по правовым вопросам, первый проректор по молодежной политике и организации приема, декан факультета психологии и декан юридического факультета. На этих встречах студенты могут представить все имеющиеся у них сведения об обстоятельствах случившегося, а также сообщить об обжаловании постановления или о намерении обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности (если такое намерение есть), либо о результатах обжалования.
Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, к настоящему времени комиссия провела встречи со всеми обучающимися, которые были привлечены к административной ответственности и которые не находятся в академическом отпуске.
Члены комиссии встретились с 59 обучающимися, 48 из которых сообщили о том, что не имели намерений участвовать в несанкционированных мероприятиях. 11 обучающихся сообщили, что пришли на несанкционированное мероприятие в силу личных переживаний, поскольку их родственники или друзья находятся на Украине, либо таким образом хотели высказать свою позицию. При этом все студенты сказали о том, что более не будут участвовать в несанкционированных мероприятиях. Комиссия также изучила предшествующее поведение обучающихся: дисциплинарных взысканий данные обучающиеся ранее не имели.
По результатам проведенных встреч комиссия рекомендовала применение дисциплинарного взыскания в виде выговора. Соответствующие проекты приказов в отношении 37 обучающихся были направлены на рассмотрение в Студенческий совет, как было отмечено на ректорском совещании 18.04.2022. В отношении 13 обучающихся в Студенческий совет в целях получения его мнения будут направлены проекты приказов о применении дисциплинарного взыскания также в виде выговора.
Кроме того, в Студенческий совет направлена информация о том, что рекомендованная ранее мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления в отношении девяти обучающихся заменена на выговор.
12 ученых СПбГУ включены в список лучших на портале Research.com
В рамках ректорского совещания 21.02.2022 были представлены сведения о включении в рейтинг лучших ученых в области математики на портале Research.com трех работников СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 21.02.2022).
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, ведущей академической платформой для исследователей Research.com опубликованы рейтинги лучших ученых из различных стран в следующих областях: Plant Science and Agronomy, Microbiology, Mechanical and Aerospace Engineering, Mathematics, Materials Science, Genetics and Molecular Biology, Environmental Sciences, Engineering and Technology, Electronics and Electrical Engineering, Economics and Finance Scientists, Ecology and Evolution, Earth Science, Computer Science, Chemistry, Business and Management, Biology and Biochemistry, Animal Science and Veterinary.
При составлении рейтинга учитываются показатели индекса Хирша (H-индекса), представленного в Microsoft Academic Graph и оценивающего продуктивность ученых на основе количества публикаций и их цитируемости. Помимо H-индекса, учитываются и другие показатели научных достижений ученых в соответствующей области, профили которых содержатся в Google Scholar и Microsoft Academic Graph.
В рейтинг включены 209 ученых из России, в том числе 12 ученых из СПбГУ:
Mathematics
- Н. В. Кузнецов (третье место из 31 по РФ, 312 место мирового рейтинга) — профессор, заведующий кафедрой прикладной кибернетики, высокоцитируемый ученый по данным Web of Science (WoS) 2019, 2020, 2021 гг.
- Г. А. Леонов (13 место из 31 по РФ, 1060 место мирового рейтинга) — профессор (ушедший из жизни в 2018 году), высокоцитируемый ученый по данным Web of Science (WoS) 2019, 2020, 2021 гг.
- М. В. Иоффе (24 место из 31 по РФ, 1956 место мирового рейтинга) — профессор, заведующий кафедрой физики высоких энергий и элементарных частиц
Materials Science
- В. Г. Дубровский (десятое место из 26 по РФ, 4447 место мирового рейтинга) — профессор кафедры физики твердого тела (указана аффилированность с ИТМО, в связи с чем направлено обращение порталу Research.com о замене аффилированности);
Genetics and Molecular Biology
- А. Л. Лапидус (третье место из 13 по РФ, 920 место мирового рейтинга) — профессор кафедры цитологии и гистологии, руководитель Центра биоинформатики и алгоритмической биотехнологии
Electronics and Electrical Engineering
- А. Л. Фрадков (первое место из пяти по РФ, 1476 место мирового рейтинга) — профессор кафедры теоретической кибернетики
- А. С. Матвеев (пятое место из пяти по РФ, 3819 место мирового рейтинга) — профессор кафедры теоретической кибернетики
Earth Science
- В. А. Сергеев (второе место из 18 по РФ, 852 место мирового рейтинга) — профессор кафедры физики Земли
- Н. А. Цыганенко (девятое место из 18 по РФ, 3514 место мирового рейтинга) — доцент кафедры физики Земли
- А. Н. Зайцев (17 место из 18 по РФ, 5826 место мирового рейтинга) — профессор кафедры минералогии
Chemistry
- В. Ю. Кукушкин (седьмое место из 51 по РФ, 3704 место мирового рейтинга) — профессор кафедры физической органической химии
- А. В. Легин (38 место из 51 по РФ, 10568 место мирового рейтинга) — старший научный сотрудник кафедры радиохимии (до 30.12.2021)
В рейтинговый список от России вошли 79 ученых РАН, 32 ученых от МГУ имени М. В. Ломоносова, 15 ученых от Сколтеха, 12 ученых от СПбГУ, 3 ученых от НИУ ВШЭ, 3 ученых от СПбПУ, 1 ученый от Университета ИТМО.
С. В. Микушев обратил внимание научно-педагогических работников на необходимость актуализации сведений в профилях Google Scholar.
Разработки химиков СПбГУ
На ректорском совещании было доложено о двух разработках химиков Санкт-Петербургского университета в различных направлениях.
Так, ученые СПбГУ совместно с исследователями Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН разработали тип реактора «труба в трубе», который обеспечивает эффективное протекание химических реакций без использования внешних нагревателей. Такой подход значительно сокращает затраты энергии при проведении химических исследований. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале International Journal of Molecular Science.
Новый тип реактора, разработанный учеными, обеспечивает более эффективное протекание реакции гидролиза карбида кальция — взаимодействия соединения кальция и углерода с водой. Сегодня карбид кальция активно используют в промышленности для получения газообразного ацетилена, а также при производстве уксусной кислоты, этилового спирта, пластмассы, каучука и даже ракетных двигателей. Подробная информация об исследовании опубликована на сайте СПбГУ.
Еще один проект, над которым работают химики Университета: разработка препаратов в области онкологии и воспалительных расстройств совместно с НИИ «ХимРар».
В рамках договора о сотрудничестве с крупной фармацевтической компанией «Научно-исследовательский институт "ХимРар"» ученые СПбГУ будут выполнять научные исследования по разработке синтеза веществ для медицинской химии. Такое партнерство позволит проводить обучение студентов и подготовку аспирантов и сотрудников в практическом поле современной фармацевтики.
Совместная работа научной группы СПбГУ и НИИ «ХимРар» идет с начала 2022 года. За эти несколько месяцев химики Университета смогли синтезировать семь биоактивных веществ, разгадав описанные в патентах методики. Подробная информация о проекте опубликована на сайте СПбГУ.
Экспертизы СПбГУ, посвященные использованию QR-кодов во время пандемии
В январе 2022 года уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Васильевич Абросимов заявил о намерении проверить законность использования QR-кодов во время пандемии с помощью экспертов Санкт-Петербургского университета (Законность введения QR-кодов обсудят ученые СПбГУ).
Центр экспертиз СПбГУ по запросу уполномоченного оценил условия осуществления предпринимательской деятельности во время пандемии, проблемы, с которыми столкнулись бизнесмены в 2021 году, а также законность и обоснованность решения Правительства Санкт-Петербурга о введении QR-кодов.
Над экспертизой работали социологи, экономисты и юристы СПбГУ. В ходе проведения исследования эксперты выяснили, что около трети опрошенных пострадали от введения QR-кодов и столкнулись с дефицитом кадров. В то же время эксперты пришли к выводу, что действия Правительства Санкт-Петербурга по введению в городе QR-кодов для сдерживания распространения COVID-19 были обоснованными и законными.
Подробная информация о проведенных экспертизах доступна на портале СПбГУ (Эксперты СПбГУ оценили законность использования QR-кодов, а также их влияние на предпринимателей Петербурга).
Решение комиссии по этике в отношении А. А. Егорова
В комиссию по этике обратился старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ Андрей Ильич Резников с просьбой оценить с этической точки зрения действия заведующего кафедрой биогеографии и охраны природы Александра Анатольевича Егорова, являющегося руководителем рабочей группы по выполнению НИР по договору № 01/1-55-56-СПбГУ «Обоснование границ, режима охраны и лесопользования на территории планируемого к созданию регионального заказника "Верховья реки Сондала" в границах аренды ООО "Петровлес Подпорожье", заказчиком которой является крупная лесозаготовительная компания ООО "Мется Форест Подпорожье"» (Решение комиссии по этике от 04.02.2022).
По результатам рассмотрения этого вопроса комиссия по этике приняла решение считать, что Александр Анатольевич Егоров как руководитель коллектива по выполнению договора с компанией ООО «Мется Форест Подпорожье» в ходе оформления итоговых документов нарушил нормы научной этики. А. А. Егоров признал правильность этого решения.
На основании решения комиссии по предложению директора Института наук о Земле К. В. Чистякова с 01.04.2022 А. А. Егоров освобожден от выполнения обязанностей заведующего кафедрой биогеографии и охраны природы СПбГУ.
О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорского совещания от 14.03.2022, от 21.03.2022, от 28.03.2022, от 04.04.2022, от 11.04.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Встреча ректора СПбГУ с ректором Харбинского политехнического университета
19 апреля состоялась встреча ректора Н. М. Кропачева с ректором Харбинского политехнического университета г-ном Хань Цзецай, в рамках которой китайскими партнерами была представлена презентация о ходе строительства совместного кампуса СПбГУ и ХПУ в Харбине (КНР). К настоящему времени завершен капитальный ремонт 53 зданий культурного наследия, ведутся работы по внутренней отделке, электроснабжению, водоотведению и отоплению. Работы по внутренней отделке всех зданий планируется завершить к концу июня 2022 года. Совместный кампус также будет включать учебные и научные здания, культурно-художественный центр, центр международного академического обмена, комплекс общежитий.
Соглашение о создании совместного кампуса СПбГУ и ХПУ было заключено 16 сентября 2019 года в рамках XX заседания российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству в присутствии заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой и заместителя премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Сунь Чуньлань.
7 июня 2020 года в Харбине состоялась торжественная церемония закладки первого камня в основание совместного кампуса СПбГУ и Харбинского политехнического университета (СПбГУ и Харбинский политехнический университет начали строительство совместного кампуса в Китае). В ней приняли участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, губернатор Народного правительства провинции Хэйлунцзян Ван Вэньтао, ректор Харбинского политехнического университета Чжоу Юй и другие официальные лица. Совместный кампус, который объединит ресурсы двух университетов, расположится на площади около 60 тысяч квадратных метров в историческом и культурном центре Харбина. Совместный китайско-российский кампус будет частично расположен в восстановленных исторических зданиях КВЖД и Генерального консульства Российской империи. Архитектура новых зданий кампуса, согласно проекту, будет выполнена с учетом соседства с историческими постройками.
Первые студенты смогут учиться здесь по трем образовательным программам бакалавриата в области химии, физики, прикладной математики. Все образовательные программы включают обязательное изучение русского языка как иностранного, истории России и других дисциплин, включенных в образовательный стандарт СПбГУ.
Организация информационного обеспечения приемной кампании начнется в мае 2022 года, а в сентябре 2022 года планируется первый набор обучающихся в совместный кампус. Дополнительная информация представлена в подготовленной китайскими партнерами презентации «Всестороннее стратегическое сотрудничество СПбГУ и ХПУ» (презентация).
Академическая встреча представителей СПбГУ и Столичного педагогического университета (КНР)
18 апреля состоялась академическая встреча представителей СПбГУ и Столичного педагогического университета, в которой приняли участие эксперты в таких областях, как теория и методика преподавания языков и культур, изобразительное искусство, дизайн, информационные системы в искусстве и гуманитарных науках, математика и физика. Эксперты представили презентации о своих направлениях работы, обменялись мнениями о создании образовательных программ в сетевой форме, а также обсудили создание совместного российско-китайского института перевода СПбГУ и СПУ.
Встреча по вопросу создания филиалов СПбГУ в Каире (Египет) и Эр-Рияде (Саудовская Аравия)
19 апреля состоялось совещание с представителями компании «Модерн Групп» по вопросу открытия филиала СПбГУ в Каире (Египет) и Эр-Рияде (Саудовская Аравия). В ходе переговоров генеральный директор компании Валид Деабс сообщил, что в настоящий момент получено разрешение Министерства образования Арабской Республики Египет на открытие филиала СПбГУ в Каире. Египетская сторона ожидает получения официального документа. Также он отметил, что предварительная договоренность об открытии филиала СПбГУ в Эр-Рияде достигнута с членом королевской семьи Саудовской Аравии. В ближайшее время египетские партнеры подготовят финансово-экономическое обоснование проекта (Санкт-Петербургский университет создаст филиал в Египте).
Компания «Модерн Групп» предложила разработать совместную дорожную карту и дальнейшую работу строить в соответствии с согласованным планом. Египетские партнеры ожидают введение образовательных программ во вновь создаваемых филиалах в два этапа. На первом этапе им хотелось бы запустить программы «Лечебное дело», «Стоматология» и «Фармацевтика», а позже добавить программы «Физиотерапия» и «Сестринское дело».
В ходе переговоров специалисты по направлениям обсудили особенности реализации образовательных программ в области медицины в России и Египте. В результате встречи принято решение продолжить взаимодействие в профильных группах по направлениям.
Результаты анкетирования иностранных обучающихся
Исходящая мобильность
На обучение в университетах-партнерах СПбГУ в осеннем семестре 2021/22 учебного года было направлено 327 студентов СПбГУ в 140 университетов-партнеров из 32 стран мира (Германия, Италия, Франция, Швейцария, Корея, Финляндия и другие). И еще 16 обучающихся проходили онлайн-обучение по программе принимающего вуза, находясь на территории России.
Анкету по итогам включенного обучения заполнили 82 человека, прошедших обучение в таких вузах, как университеты Лейпцига, Ганновера, Грайфсвальда, Эрфурта, Свободный университет Берлина (Германия); Университет Лозанны (Швейцария); Болонский университет (Италия); Университет Корё (Республика Корея); Пекинский университет КНР) и др.
Абсолютное большинство студентов (78 человек) нашли свой опыт включенного обучения максимально полезным и остались довольны качеством обучения в вузах-партнерах. Три студента сообщили о некоторых сложностях в коммуникации и адаптации в вузе-партнере, но в целом считают свой опыт обучения за рубежом успешным, один студент остался неудовлетворен.
Среди основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться в принимающих организациях, студенты выделяют следующие: сложность согласования предметов в учебном плане, технические трудности с регистрацией на курсы вуза-партнера, языковой барьер. Несколько студентов обратили внимание на сложность получения европейского кода вакцинации в стране принимающего вуза, на необходимость прохождения обязательного дорогостоящего карантина по приезде или сдачи теста на антитела. По окончании включенного обучения некоторые студенты, преимущественно находящиеся в вузах Германии, столкнулись с проблемами банковского (финансового) характера: сложности с переводом денежных средств, сбои в работе онлайн-приложений банков. 41 студент сообщил, что никаких сложностей не возникало.
Среди основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться в СПбГУ, студенты отмечают только сложности с зачетом дисциплин и шкалой перевода оценок на российскую систему оценивания. 52 респондента сообщили, что никаких трудностей в СПбГУ у них не возникло. 31 человек выразил отдельную благодарность СПбГУ за значительную работу, координацию всех процессов, помощь и поддержку в решении любых вопросов. Студенты очень довольны организацией и помощью со стороны Университета.
Входящая мобильность
В осеннем семестре 2021/22 учебного года в СПбГУ на включенное обучение (очно и в дистанционном режиме) было принято 287 студентов из 110 университетов-партнеров, а также на договорной (платной) основе. Анкетирование прошли 39 обучающихся из таких вузов, как Болонский университет (Италия), Венская школа экономики и бизнеса (Австрия), Гейдельбергский университет, Свободный университет Берлина, ТУ Мюнхена и ТУ Дрездена (Германия), Осакский университет (Япония), Университет Хосэй (Республика Корея) и др.
До сентября 2021 года в соответствии с распоряжением Правительства № 635р действовали ограничения по въезду на территорию РФ, однако с сентября въезд был разрешен для обучающихся всех стран, вне зависимости от открытия авиасообщения. В этой связи большая часть студентов вузов-партнеров прибыла для очного обучения в СПбГУ, поскольку одной из важных составляющих включенного обучения является культурная составляющая и погружение в языковую среду.
Среди негативных аспектов пребывания на включенном обучении, согласно отзывам, можно выделить: изменения в расписании (очно / с применением ИКТ) и отличия системы занятий и расписания СПбГУ от вузов-партнеров, опыт заболевания коронавирусом, карантин в общежитиях и ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, действовавшие осенью 2021 года в Санкт-Петербурге (например, невозможность посещения театров и музеев с результатами зарубежного вакцинирования).
Положительную оценку получили программы русского языка и преподаватели по РКИ, а также программа Erasmus Student Network и волонтерская программа Buddy. Кроме того, студенты особенно выделяли некоторые дисциплины: Intercultural Communication, New World Order, Doing Business in Russia, Arms Control Studies и другие. В целом, 32 студента из 39 остались довольны и отметили, что они рекомендовали бы СПбГУ другим студентам для прохождения программы обмена.
Первое собрание представителей Ассоциации юридических вузов ШОС
Представители СПбГУ приняли участие в первом собрании Ассоциации юридических вузов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На встрече представители вузов из России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана обсудили развитие совместных проектов. Члены ассоциации предложили готовить специалистов в рамках совместных программ и привлекать к их разработкам работодателей, организовывать студенческие практики, стажировки, работать над научными статьями и изданиями, проводить исследования по изучению правовых вопросов в торгово-экономической сфере (СПбГУ стал членом Ассоциации юридических вузов Шанхайской организации сотрудничества).
Участие СПбГУ в создании русскоязычной энциклопедии «Иранистика»
По инициативе директора Центра по изучению Ирана и Евразии (ИРАС), экс-посла Ирана в России Мехди Санаи и ректора СПбГУ Н. М. Кропачева создан научно-популярный портал, посвященный Исламской Республике Иран. Цель проекта — предоставить русскоязычной аудитории информацию не только об истории и культуре Ирана, но и о современной иранской политике, экономике и обществе. При этом русский язык рассматривается в широком плане: как средство коммуникации не только для лиц, проживающих в России, но и во всем мире — от стран Центральной Азии и Кавказа до Европы и стран Северной и Латинской Америки. В центре внимания портала — современное развитие Ирана и его культурные связи с миром (СПбГУ участвует в создании русскоязычной энциклопедии «Иранистика»).
В качестве партнера с российской стороны Санкт-Петербургский государственный университет присоединился к рабочей группе по созданию энциклопедии 25 июля 2021 года, когда был подписан меморандум о взаимопонимании при участии руководителя Центра по изучению Ирана и Центральной Азии доктора Мехди Санаи, ректора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Н. М. Кропачева, ректора Тегеранского университета доктора Махмуда Нили Ахмадабади, а также российских и иранских ученых.
Введен в эксплуатацию модуль электронной подачи заявок в комиссию экспортного контроля СПбГУ
На базе информационной системы ResearchIMS 2.0 разработан модуль электронной подачи материалов на рассмотрение комиссии экспортного контроля СПбГУ (КЭК).
Главная цель работы КЭК СПбГУ: предотвращение передачи в процессе научно-технического сотрудничества с зарубежными странами сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукции, являющейся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, в результате чего может быть нанесен ущерб национальным интересам и выполнению международных обязательств Российской Федерации.
Сервис электронной подачи заявок в КЭК был спроектирован в рамках программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы в части развития инфраструктуры и управления через цифровую трансформацию Университета с целью повысить оперативность и эффективность процесса рассмотрения университетской КЭК материалов, имеющих признаки контролируемых технологий.
Модуль доступен для сотрудников и обучающихся СПбГУ, использующих единую учетную запись, и позволяет инициатору запроса отслеживать все этапы прохождения своей заявки, своевременно получать комментарии экспертов и в случае необходимости оперативно реагировать на поступившие замечания.
Сотрудники СПбГУ, задействованные в процессе экспортного контроля, также получают доступ к системе, используя свою единую учетную запись. Кроме того, для увеличения скорости прохождения заявки на их электронную почту будут поступать уведомления о необходимости принять участие в рассмотрении материалов по каждому обращению инициаторов запроса.
Для более комфортного перехода деятельности КЭК на электронный режим работы предполагается поэтапное введение модуля в процесс подачи заявок:
- в рамках первого этапа, до 31 мая 2022 года, будут возможны оба способа подачи заявок на рассмотрение в КЭК (бумажный и электронный);
- с 1 июня 2022 года комиссия переходит полностью на электронный режим работы.
Вход в сервис осуществляется через систему ResearchIMS 2.0, далее в меню «Сервисы» выбрать — «Комиссия экспортного контроля». Документация по работе с модулем доступна по адресу. Поддержка осуществляется по электронному адресу: support@researchims.ru, тема письма должна начинаться с «КЭК:».
О расширении сотрудничества СПбГУ с Республикой Узбекистан
В период с 20 по 22 апреля делегация Санкт-Петербургского государственного университета в составе первого проректора по молодежной политике и организации приема А. В. Бабича и директора Центра языкового тестирования Д. В. Птюшкина посетила Республику Узбекистан (город Ташкент) в целях обсуждения вопросов организации деятельности филиала Университета в Ташкенте и реализации совместных проектов в области образования.
В рамках визита состоялись рабочие встречи с руководителем Русского дома в Ташкенте М. В. Вождаевым, первым заместителем министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан К. Х. Каримовым, заместителем директора Государственного центра тестирования при кабинете министров Республики Узбекистан С. Б. Раджабовым, начальником управления внешней трудовой миграции и программ реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов З. С. Аскаровым и ректором Ташкентского государственного университета востоковедения Г. Ш. Рихсиевой.
Кадровые изменения
На ректорском совещании было объявлено, что первым заместителем директора Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова (поликлиника, стационар) назначен Дмитрий Дмитриевич Шкарупа, заместитель директора по организации медицинской помощи КВМТ имени Н. И. Пирогова (поликлиника, стационар).
Первым заместителем директора института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ с 6 мая 2022 года назначен Юрий Васильевич Федотов, доцент кафедры операционного менеджмента.
О порядке оплаты деятельности научно-педагогических работников
В Виртуальную приемную обратилась профессор Мария Львовна Лагутина с предложением об учете работы с аспирантами в учебной нагрузке преподавателей, ссылаясь на большое количество аспирантов, у которых она является научным руководителем. Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев напомнил, что вопрос о включении индивидуальной работы с обучающимися в учебную нагрузку преподавателя в той или иной форме уже неоднократно обсуждался, в том числе и на ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 13.04.2015).
Он отметил, что количество аспирантов не является показателем объема учебной работы с отдельными обучающимися, как, впрочем, и ее эффективности. Общение с аспирантами есть продолжение, а точнее — другая форма научной работы научно-педагогического работника, зафиксированная в трудовом договоре. Поэтому усредненные, ориентировочные объемы работ в учебную педагогическую нагрузку включать нецелесообразно. С другой стороны, стимулирование научных руководителей должно осуществляться и осуществляется отдельными выплатами за выполнение значимого показателя эффективности научного руководства: по факту защиты аспирантом диссертации в срок, а активная работа с обучающимися, показывающими достойные результаты, является основанием для назначения стимулирующих выплат из средств, выделяемых в распоряжение руководителей учебно-научных подразделений.
Другое предложение профессора М. Л. Лагутиной — рассмотреть возможность оплаты в форме надбавки за участие в работе диссертационных советов СПбГУ. В. В. Еремеев заметил, что экспертная активность в виде участия в работе диссертационных советов — неотъемлемая часть трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава и должна осуществляться наравне с учебной нагрузкой и учебно-методической работой в пределах установленной нормы рабочего графика (36 часов в неделю) за ставку заработной платы. Отмечено, что участие в работе диссертационных советов СПбГУ носит периодический характер, не позволяющий рассматривать возможность установления фиксированной надбавки за соответствующий вид профессиональной активности. Кроме того, дополнительная оплата за участие в заседаниях членам диссертационных советов будет противоречить основным принципам их формирования (например: Ученые степени в СПбГУ).
Участники совещания обсудили и другую деятельность научно-педагогических работников (аудиторную и внеаудиторную) и варианты ее вознаграждения. Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская спросила, как учитывается при избрании на должность подготовка онлайн-курсов. В. В. Еремеев ответил, что она засчитывается как аналог полученного гранта. Директор Института педагогики Елена Ивановна Казакова сообщила, что для избрания на должность доцента необходимо наличие учебно-методических публикаций, но подготовка онлайн-курсов не засчитывается (со ссылкой на запреты ВАК), поэтому некоторые кандидаты на должность пишут формальные методички. Ректор поручил постоянной комиссии Ученого совета по учебно-методической работе обсудить этот вопрос и выработать рекомендации по учету онлайн-курсов при избрании на должности.
Предложение доцента М. Ю. Евсевьева о нагрудном знаке для заслуженных универсантов
Поступило предложение от доцента Института истории Михаила Юрьевича Евсевьева: рассмотреть возможность вручения заслуженным универсантам вместе с медалью «Санкт-Петербургский университет» нагрудного знака, повторяющего форму большой медали, но имеющего меньшие размеры. Указанный нагрудный знак за счет подвески прямоугольной формы, обтянутой шелковой лентой, имеющей основные цвета здания Двенадцати коллегий, можно будет носить, что важно, на гражданском костюме. По мнению Михаила Юрьевича, такое нововведение активизирует воздействие этого университетского знака отличия, повысит его узнаваемость, культурно-воспитательное и наградное значение медали.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено до 11 мая обсудить в коллективах эту инициативу и представить предложения о целесообразности ее реализации, а также предложения о возможном учреждении других знаков отличия с учетом приближающегося юбилея Санкт-Петербургского университета.
О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2021 № 121
На основании предписания главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу губернатор Александр Дмитриевич Беглов 22 апреля подписал Постановление о внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В соответствии с этим постановлением с 25 апреля:
- разрешается индивидуальное посещение музеев и выставок, а также групповые экскурсии более 20 человек;
- снимается запрет на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий в караоке, барах и иных предприятиях общественного питания;
- снимается запрет на танцполы, просмотр посетителями культурных, зрелищно-развлекательных, спортивных и физкультурных мероприятий исключительно на зрительских местах, а также на реализацию соответствующих билетов без указания зрительского места;
- разрешается проведение зрелищно-развлекательных мероприятий на речных трамвайчиках;
- разрешается проведение по согласованию с комитетом по культуре Санкт-Петербурга культурных и зрелищных мероприятий численностью более 300 человек на любых площадках, в том числе на открытом воздухе (сейчас проведение этих мероприятий допускается только в театрах, цирках, кинотеатрах и концертных залах).
Вместе в тем действие иных ограничений (ношение масок, термометрия на входе и др.) продлевается по 15 мая.
О спортивных площадках
На предыдущем ректорском совещании обсуждался вопрос работы спортивных секций СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 18.04.2022). На этом совещании был поднят вопрос о состоянии спортивных площадок на территории Университета.
Главный инженер — заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов напомнил участникам ректорского совещания, что в 2012–2013 годах на территории комплекса общежитий, расположенных в Петродворцовом районе, были отремонтированы открытые спортивные площадки для игры в волейбол, баскетбол и футбол. Площадки были оснащены современным покрытием на основе резиновой крошки и спортивным оборудованием. Также на территории были установлены уличные всесезонные тренажеры, теннисные столы, турники, брусья (Об эффективности назначения студента директором Студгородка: с дополнениями от 15.10.2013).
Как рассказал Д. В. Михайлов, с тех пор площадки активно использовались проживающими в общежитиях студентами для занятий спортом в свободное от учебы время, а также при проведении спортивных праздников и мероприятий. Периодически сотрудниками общежитий проводился поддерживающий ремонт и обслуживание площадок, что позволило продлить срок их службы. Однако естественный износ приводит к необходимости проведения капитального ремонта этих площадок.
На сегодняшний день баскетбольная площадка закрыта и не может использоваться в связи с аварийным состоянием покрытия и оборудования. Ее ремонт запланирован и будет проведен в этом году. В 2023 году в планах — ремонт футбольной площадки. Волейбольная площадка подготовлена после зимнего периода, открыта и может использоваться с 22 апреля.
Организация общественных пространств в общежитиях
Продолжается работа по созданию в общежитиях пространств, обеспечивающих дополнительные условия для внеучебной работы и проведения досуга обучающихся.
Как рассказал главный инженер заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов, в ноябре 2021 года было открыто помещение — коворкинг в общежитии № 16 (В общежитии в Петергофе появился новый коворкинг для студентов). По его словам, молодые люди отмечают, что приходят туда с удовольствием, поскольку помещение подходит не только для занятий, но и просто для встреч и общения с одногруппниками.
В марте 2022 года проведен косметический ремонт помещения актового зала в общежитии № 3 (ул. Кораблестроителей, д. 20, к. 1), который активно используется для проведения культурно-массовых мероприятий и работы студенческих танцевальных студий.
22 апреля введено в эксплуатацию новое помещение — коворкинг площадью 143,8 квадратных метров в общежитии № 12. Такое пространство может быть использовано для совместной работы, общения, настольных игр, организации учебных или внеучебных мероприятий. Оно оборудовано по принципу трансформера, что позволяет быстро организовать удобный формат использования помещения для разных целей. В помещении установлена удобная мягкая мебель, столы, стулья, доски для презентаций, а также теннисный стол. Организован беспроводной доступ к сети Интернет (Wi-Fi). Для контроля общественного порядка осуществляется видеонаблюдение (Открытие помещения коворкинга в общежитии № 12).
Рядом с такими пространствами есть объекты общественного питания. Так, в общежитии № 16 расположен продовольственный магазин, в общежитии № 12 — столовая.
Д. В. Михайлов отметил, что в работе над проектом принимали участие студенты, проживающие в общежитиях. Они также помогали сотрудникам общежитий в приемке работ у строителей и расстановке мебели.
Коворкинг-пространства в общежитиях работают круглосуточно, и универсанты могут посещать их в любое время, для этого достаточно иметь электронный пропуск для доступа в общежитие.