Материалы ректорского совещания

№ 523
от 04.05.2022

    Позиция СПбГУ в Global 2000 List by the Center for World University Rankings

    25 апреля был представлен очередной выпуск рейтинга Global 2000 List 2022–23 (рейтинг CWUR 2022), публикуемый с 2012 года Центром мировых рейтингов университетов (Center for World University Rankings, CWUR), расположенным в Объединенных Арабских Эмиратах (www.cwur.org). В опубликованный список рейтинга 2022–23 годов включены 2000 организаций, отобранные из 19788 кандидатов. Деятельность этих организаций оценивается по следующим показателям:

    Research

    Output

    10%

    Количество публикаций типа «Article» за последние 10 полных лет в системе Web of Science (SCIE, SSCI и AHCI)

    High-Quality

    Publications

    10%

    Количество публикаций за последние 10 полных лет по 23 предметным областям (Agricultural Sciences, Arts & Humanities, Biology & Biochemistry, Chemistry, Clinical Medicine, Computer Science, Ecology/Environment, Economics & Business, Engineering, Geosciences, Immunology, Materials Science, Mathematics, Microbiology, Molecular Biology & Genetics, Multidisciplinary Sciences, Neuroscience & Behavior, Pharmacology & Toxicology, Physics, Plant & Animal Science, Psychiatry/Psychology, General Social Sciences, Space Sciences) из 25% наиболее цитируемых журналов в каждой предметной области по JCR (кроме Arts & Humanities, по которой учитывается 25% всех публикаций) без учёта самоцитирования по данным Clarivate Analytics

    Influence

    10%

    Количество публикаций за последние 10 полных лет по 23 предметным областям из 5% наиболее цитируемых журналов в каждой предметной области по JCR (кроме Arts & Humanities, по которой учитывается 5% всех публикаций) без учёта самоцитирования по данным Clarivate Analytics

    Citations

    10%

    Количество наиболее цитируемых публикаций по 23 предметным областям из 1% наиболее цитируемых за 10 полных лет, начиная с позапрошлого года от года выпуска рейтинга

    Quality of

    Faculty

    10%

    По количеству научно-педагогических работников, получивших во время работы в организации следующие награды и премии в 23 предметных областях: Wolf Prize in Agriculture, Praemium Imperiale, Kluge Prize, Louisa Gross Horwitz Prize, Nobel Prize in Chemistry, Nobel Prize in Physiology or Medicine, Turing Award, Crafoord Prize in Biosciences, Tyler Prize for Environmental Achievement, Nobel Memorial Prize in Economic Sciences, Herbert Simon Award, Charles Stark Draper Prize, Queen Elizabeth Prize for Engineering, Crafoord Prize in Geosciences, Vetlesen Prize, Novartis Prizes for Immunology, German Immunology Award, Kyoto Prize in Materials Science and Engineering, Von Hippel Award, Abel Prize, Fields Medal, Microbiology Society Prize Medal, Mendel Medal of the Leopoldina, Gruber Prize in Genetics, Albert Einstein World Award of Science, Kavli Prize in Neuroscience, NAS Award in the Neurosciences, Robert R. Ruffolo Career Achievement Award, Leading Edge in Basic Science Award, Nobel Prize in Physics, Linnean Medal, Jean Delay Prize, Grawemeyer Award in Psychology, Holberg International Memorial Prize, Crafoord Prize in Astronomy, Kavli Prize in Astrophysics, значение индикатора рассчитывается с учётом года получения награды/премии (экспоненциальная весовая функция).

    Alumni

    Employment

    25%

    Значение индикатора рассчитывается как отношение квадрата взвешенной суммы количества выпускников, занимавших посты CEO в компаниях списка Forbes Global 2000 list, начиная с 2011 года (экспоненциальная весовая функция), к количеству обучающихся.

    Quality of

    Education

    25%

    Значение индикатора рассчитывается как отношение квадрата взвешенной суммы количества выпускников, получивших награды и премии в 23 предметных областях (см. выше), к количеству обучающихся.

    Финальное ранжирование производится по суммарному баллу с нормированием на 100-балльную шкалу. Сведения о рейтингуемых организациях составители рейтинга получают из открытых источников.

    Методология расчета рейтинга, состав учитываемых организаций, а также количество организаций в публикуемом рейтинге неоднократно изменялись: с 2014 по 2018 год публикуется ранжированный перечень из 1000 организаций, а с 2019 года — из 2000 организаций; в 2018 году существенно изменился состав показателей, с 2019 года публикуется позиция организации по единому Research Rank, а не отдельно по каждому показателю, характеризующему исследовательскую деятельность организации; с 2020 года рейтингуются не только университеты, но и научные организации.

    Динамика позиций СПбГУ в рейтинге CWUR

    2018

    2019

    2020

    2021

    2022

    541

    560

    540

    538

    550

    На совещании также были приведены сведения о позициях российских организаций в опубликованном выпуске рейтинга CWUR 2022 (Приложение 1), а также о динамике характеристик рейтинга по годам и позиций российских организаций (из топ-1000) (Приложение 2).

    СПбГУ принял участие в Московском салоне образования

    Санкт-Петербургский государственный университет принял участие в IХ Московском международном салоне образования, который состоялся 29–30 апреля (СПбГУ принимает участие в Московском салоне образования). Это крупнейшее мероприятие в сфере образования в России: открытый форум и масштабная выставка технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Главными темами ММСО 2022 года стали идеи преодоления неопределенности, сохранения устойчивости и цельности профессионального сообщества с учетом вызовов времени. В деловой программе ММСО приняли участие более 1000 экспертов из сферы образования.

    Санкт-Петербургский университет подготовил масштабную программу для участников Московского международного салона образования. Среди мероприятий СПбГУ, которые прошли как в очном формате, так и онлайн: лекции и мастер-классы преподавателей СПбГУ, презентации новых образовательных программ, университетских клиник, онлайн-курсов, студенческих стартапов и многое другое.

    Применение технологий для улучшения качества обучения стало одной из главных тем Московского салона образования. Санкт-Петербургский университет поделился опытом создания онлайн-курсов по широкому спектру направлений: от палеонтологии до искусственного интеллекта.

    Представители Университета рассказали, что сегодня в СПбГУ разработано более 300 онлайн-курсов для студентов, школьников и преподавателей. В 2022 году Санкт-Петербургский университет ввел в промышленную эксплуатацию собственную образовательную онлайн-платформу «Открытое образовательное пространство СПбГУ», которая позволит студентам проходить многочисленные онлайн-курсы Университета, а также обеспечит обучение по образовательным программам, реализуемым дистанционно.

    Трансляция мероприятий Университета была организована на платформе ММСО и на сайте СПбГУ.

    О формате организации образовательного процесса

    В настоящее время формат занятий и промежуточной аттестации определяется в соответствии с приказом от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022», изданным на основе предложений руководителей учебно-научных подразделений. В зависимости от особенностей учебного процесса и состава каждого подразделения установлен аудиторный либо смешанный формат обучения.

    Начальник Учебного управления Наталья Геннадьевна Бойко напомнила участникам совещания, что в соответствии с поставленной перед руководителями вузов министром науки и высшего образования РФ задачей увеличивать контактную работу со студентами (Материалы ректорского совещания от 28 марта 2022) ректором СПбГУ было дано поручение организовать учебный процесс преимущественно в аудиторном формате.

    Первый проректор по учебной работе провела по данному вопросу совещание с руководителями коллективов учебно-научных подразделений, в соответствии с обсуждением на котором от директоров институтов и деканов факультетов поступили предложения о мерах по наращиванию доли аудиторных занятий. В результате изменений в расписании доля аудиторных занятий в среднем по Университету выросла с 49,02 до 72,87 %. При этом заметный рост произошел в Институте истории (на 50,39 %), в Институте философии (на 48,95 %), на экономическом факультете (на 41,27 %), на факультете международных отношений (на 40,35 %), в Высшей школе менеджмента (на 40,04 %). Эта работа продолжается.

    Доля аудиторных занятий по учебно-научным подразделениям

    УНП

    Доля аудиторных занятий в %

    23.03.2022

    28.04.2022

    1.

    Академическая гимназия

    99,72

    99,87

    2.

    Биологический факультет

    32,96

    51,21

    3.

    Восточный факультет

    96,95

    97,3

    4.

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    23,16

    57,99

    5.

    Высшая школа менеджмента

    10,63

    50,68

    6.

    Институт истории

    31,71

    82,1

    7.

    Институт когнитивных исследований

    63,48

    91,8

    8.

    Институт наук о Земле

    42,84

    65

    9.

    Институт педагогики

    22,38

    57,92

    10.

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ

    71,3

    94,44

    11.

    Институт философии

    31,89

    80,84

    12.

    Институт химии

    63,33

    83,61

    13.

    Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии

    60,75

    95,12

    14.

    Математико-механический факультет

    32,76

    64,64

    15.

    Медицинский колледж

    79,5

    93,27

    16.

    Медицинский факультет

    46,31

    56,1

    17.

    Физическая культура (бакалавриат)

    60,95

    92,11

    18.

    Факультет иностранных языков

    11,67

    26,64

    19.

    Факультет искусств

    60,15

    71,87

    20.

    Факультет математики и компьютерных наук

    35,53

    55,5

    21.

    Факультет международных отношений

    11,32

    51,67

    22.

    Факультет политологии

    93,02

    95,22

    23.

    Факультет прикладной математики — процессов управления

    50,64

    72,67

    24.

    Факультет психологии

    28,21

    59,92

    25.

    Факультет свободных искусств и наук

    41,97

    78,14

    26.

    Факультет социологии

    71,45

    86,86

    27.

    Факультет стоматологии и медицинских технологий

    54,81

    62

    28.

    Физический факультет

    92,75

    94,12

    29.

    Филологический факультет

    27,97

    55,94

    30.

    Экономический факультет

    10,03

    51,3

    31.

    Юридический факультет

    59,56

    83,13

    Н. Г. Бойко перечислила основные причины, по которым в отдельных случаях в настоящее время сохраняется удаленный формат занятий:

    преобладание в группе иностранных студентов (в том числе обучающихся по обмену в рамках академической мобильности), которые по объективным причинам находятся за пределами РФ и нуждаются в занятиях с применением ИКТ;

    наличие преподавателей-практиков, работающих на основании договоров ГПХ, которыми предусмотрен формат удаленной преподавательской работы с использованием ИКТ;

    проблемы, обусловленные проведением ремонтных работ аудиторного фонда в некоторых зданиях, в связи с которыми для организации аудиторных занятий всех групп в рамках сетки расписания по отдельным программам требуется радикальное изменение логистики учебного процесса.

    Также Н. Г. Бойко отметила, что учебные планы образовательных программ включают дисциплины, преподавание по которым изначально предусмотрено с использованием электронного формата обучения (в частности, с применением онлайн-курсов, системы Blackboard и т. д.).

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило восемь обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 21 обращение зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия и зачеты проходят по расписанию в установленном порядке.

    Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в ряде учебно-научных подразделений такие встречи прошли.

    В ходе встречи с директором Института истории председатель студенческого совета поинтересовался причиной перевода занятий по английскому языку в аудиторный формат, так как ранее они проводились в дистанционной форме. Директор отметил, что с 28.03.2022 ведется поэтапный переход на аудиторный формат обучения в связи с отменой ранее действовавших ограничений.

    На встрече с первым заместителем директора института «Высшая школа менеджмента» председатель студенческого совета интересовалась форматом проведения государственной итоговой аттестации. Как уже отмечалось ранее, актуальная информация о формате обучения, промежуточной, итоговой аттестации по каждой образовательной программе отражается в Электронном расписании. Для иностранных обучающихся, находящихся за пределами РФ, прорабатывается отдельное решение. Обсуждался вопрос о возможности видеозаписи аудиторных занятий, для чего требуется специальное оснащение учебных аудиторий.

    В ходе встречи обучающихся с и. о. декана факультета свободных искусств и наук председатель студенческого совета интересовалась возможностью проведения государственных экзаменов и защиты ВКР с использованием ИКТ. Обучающимся сообщили, что государственная итоговая аттестация будет проводиться в смешанном формате с использованием MS Teams. Обучающиеся высказали пожелание о подключении к трансляции аудиторных занятий обучающихся, которые не могут посещать занятия. В ответ на подобные обращения ранее на ректорских совещаниях уже были даны разъяснения: студентам, пожелавшим продолжить обучение дистанционно, но не указавшим уважительную причину отсутствия на занятиях, отказано в такой возможности. Возможность оформления академического отпуска, индивидуального графика обучения предоставляется при наличии объективных оснований и временной невозможности обучаться в аудиторном формате.

    На встрече обучающихся с руководством медицинского факультета был обозначен вопрос о возможности прохождения летней производственной практики для иногородних студентов в профильной организации, расположенной в месте постоянной регистрации обучающегося. Данный вопрос 18.04.2022 был обсужден на заседании УМК по соответствующим УГСН, так как требования программы практики являются предметом рассмотрения УМК. Предложение одобрено. В соответствии с п. 2.5 и 2.6 Положения о практике обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования СПбГУ, практика в профильной организации проводится на основании заключенного между СПбГУ и организацией договора о практической подготовке и / или на основании трудового договора. Предварительно место прохождения практики в профильной организации в обязательном порядке должно быть согласовано с руководителем практики. Таким образом, на основании заявления обучающегося и оформленного договора с медицинской организацией после определения соответствия профиля медицинской организации целям и задачам практики в соответствии с утвержденной рабочей программой практики вопрос направления на практику будет решаться в индивидуальном порядке. В адрес первого проректора по учебной работе поступила служебная записка и. о. декана медицинского факультета с предложением о такой организации практик для иногородних студентов. Предложение соответствует предусмотренным правилам, поэтому будет реализовано. За дополнительной информацией студенты программы «Лечебное дело» могут обращаться к ответственному руководителю производственных практик медицинского факультета А. Ю. Семенову.

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями факультета искусств, физического факультета, Института истории, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета социологии, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    Состоялись встречи обучающихся с руководителями факультета стоматологии и медицинских технологий, Института философии, Института наук о Земле, математико-механического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), факультета международных отношений, экономического факультета.

    Информация о взаимодействии со студенческими представителями не поступила от руководителя медицинского колледжа.

    Организация хранения работ обучающихся

    В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 указанного закона. При этом сроки хранения документов не зависят от вида носителя.

    Начальник Учебного управления Наталья Геннадьевна Бойко сообщила, что в настоящее время Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разрабатывается перечень документов, образующихся в процессе деятельности вузов, а также подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения. До его утверждения Росархив рекомендует руководствоваться Примерной номенклатурой дел высшего учебного заведения от 11 мая 1999 года в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации в сфере архивного дела.

    Так, пунктом 14 Примерной номенклатуры для курсовых проектов студентов установлен срок хранения два года. При этом при хранении указанных документов в учреждениях, организациях, предприятиях документы, которые поступают в госархивы, курсовые работы студентов, отмеченные первыми премиями на всероссийских конкурсах, хранятся постоянно; работы, выполненные на творческих факультетах художественных вузов, — 15 лет.

    В соответствии с правилами делопроизводства, документы (дела) временного (до десяти лет) хранения передаче на хранение в Объединенный архив Университета не подлежат, они хранятся в соответствующих подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.

    Согласно Правилам обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденным приказом от 29.01.2016 № 470/1, курсовые работы сдаются обучающимися в учебный отдел по соответствующему направлению, регистрируются сотрудником, уполномоченным заместителем начальника учебного управления по соответствующему направлению, после чего проверяются научным руководителем (п. 6.6 Правил обучения).

    С учетом указанных правил курсовые работы студентов должны храниться в учебных отделах в течение установленных сроков хранения — два года, если они не были отмечены первыми премиями всероссийских конкурсов.

    В Университете есть опыт сбора и хранения курсовых работ в электронном виде (в информационной системе Blackboard): например, у обучающихся по направлениям «История», «Философия» и «Психология».

    В настоящее время разрабатываются изменения в локальные акты СПбГУ, которыми будет предусмотрена единая электронная форма представления курсовых работ, по аналогии с выпускными квалификационными работами (ВКР), которые с 2016 года в СПбГУ предусмотрены в электронной форме.

    По итогам обсуждения на совещании данного вопроса ректор поручил провести проверку хранения работ обучающихся, курсовых и ВКР (в том числе — отмеченных первыми премиями на всероссийских конкурсах, а также работ, выполненных на творческих направлениях обучения).

    Более 30 программ дополнительного образования запускаются в СПбГУ в мае

    На сайте СПбГУ опубликован дайджест дополнительных образовательных программ (общеобразовательных и программ повышения квалификации), запускаемых Университетом в мае.

    В перечне представлено более 30 дополнительных образовательных программ в различных областях: от лингвистики и графического дизайна до экономики, права, медицины и здравоохранения. Общеобразовательные программы помогут освоить иностранный язык, подготовиться к международному языковому тестированию или этапам вступительного испытания в вузе. Слушатели программ работают с современными учебными пособиями и актуальными методиками, выполняют проверочные задания, разбирают наиболее сложные примеры, отрабатывают профессиональные навыки и получают ключевые компетенции.

    По окончании обучения и результатам успешного прохождения итоговой аттестации выдается документ установленного образца СПбГУ (сертификат или удостоверение о повышении квалификации — в зависимости от выбранного уровня программы).

    Результаты заседания постоянной комиссии по учебно-методической работе Ученого совета СПбГУ

    28 апреля состоялось заседание постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе, посвященное обсуждению модели учебного плана бакалавриата по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки», реализуемого коллективом факультета свободных искусств и наук (Приложение).

    Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе Н. В. Кузнецов в своем выступлении представил основные положения составленной членами постоянной комиссии Ученого совета Справки о реализации в СПбГУ и в иных образовательных организациях РФ направления подготовки 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки».

    В обсуждении приняли участие доцент М. В. Аллахвердов, обучающийся А. В. Кошкин, председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе Н. В. Кузнецов, и. о. декана факультета свободных искусств и наук Н. М. Савченкова, профессор А. И. Стребков, профессор Н. А. Шевелёва, профессор А. Д. Харазова.

    Постоянная комиссия Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе предложила в целях трансформации образовательной программы бакалавриата «Свободные искусства и науки» по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» создать рабочую группу в следующем составе: Михаил Викторович Аллахвердов, доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ; Дмитрий Николаевич Барышников, кандидат политических наук, заведующий кафедрой мировой политики; Людмила Петровна Громова, доктор филологических наук, заведующая кафедрой истории журналистики, почетный профессор СПбГУ; Екатерина Павловна Иванова, доктор филологических наук, заведующая кафедрой романской филологии; Светлана Николаевна Костромина, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности; Андрей Вячеславович Кошкин, обучающийся; Никита Всеволодович Кузнецов, доктор философских наук, директор Института философии СПбГУ; Александр Иванович Стребков, доктор политических наук, заведующий кафедрой конфликтологии; Наталья Александровна Шевелёва, доктор юридических наук, заведующая кафедрой административного и финансового права.

    Проект учебного плана на ближайший прием — 2022 года должен быть рассмотрен на следующем плановом заседании постоянной комиссии 16 мая.

    О мерах поддержки участников специальной военной операции и их детей

    Всероссийской политической партией «Единая Россия» в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект, устанавливающий особенности приема на обучение в образовательные организации высшего образования по программам бакалавриата и специалитета детей ветеранов боевых действий, в том числе детей ветеранов, погибших при выполнении боевых задач за пределами России, получивших инвалидность или удостоенных звания Героя Российской Федерации.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в настоящее время (на основании части 5 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») ветераны боевых действий, в том числе лица, выполнявшие задачи в ходе специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты. Детям ветеранов боевых действий указанное право, равно как и право на прием без вступительных испытаний, не предоставляется.

    Санкт-Петербургский государственный университет поддерживает инициативу всероссийской политической партии «Единая Россия» по предоставлению детям ветеранов боевых действий особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

    А. В. Бабич отметил, что Санкт-Петербургский государственный университет 10 марта 2022 года (Материалы ректорского совещания от 9 марта 2022 года) направил министру науки и высшего образования Российской Федерации письмо с предложением инициировать внесение изменений в закон «Об образовании в РФ» для предоставления участникам специальной военной операции и их детям особых прав и преимуществ при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, а при наличии у участников специальной военной операции высшего образования — права бесплатно получать второе или последующее высшее образование уже имеющегося у них уровня.

    Об этой инициативе были проинформированы председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию. Инициатива широко освещалась в СМИ: СПбГУ предложил без экзаменов зачислять в вузы участников операции по защите Донбасса, Участников спецоперации на Украине предложили принимать в вузы без экзаменов, СПбГУ предложил без экзаменов зачислять в вузы участников спецоперации на Украине, СПбГУ предложил зачислять без экзаменов участников военной операции на Украине.

    А. В. Бабич добавил, что для обсуждения и выработки комплекса мер по поддержке детей участников специальной военной операции запланирован круглый стол в рамках Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа.

    Порядок и сроки учета мнения Студенческого совета СПбГУ при издании локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся СПбГУ

    На ректорском совещании 4 апреля говорилось о том, что на встрече ректора с членами президиума Студенческого совета СПбГУ 21 марта (Материалы ректорского совещания от 4 апреля 2022) обсуждался вопрос о сроках рассмотрения Студенческим советом СПбГУ проектов приказов. В ходе этой встречи Студенческому совету СПбГУ было предложено рассмотреть вопрос об установлении 14-дневного (или более короткого) срока рассмотрения таких проектов.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в ходе ректорского совещания 18.04.2022 было сообщено: ввиду того, что Студенческим советом СПбГУ никакие предложения по данному вопросу не были выработаны, подготовлен проект приказа «О порядке и сроках учета мнения Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ при издании локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся СПбГУ», которым закрепляется 14-дневный срок рассмотрения проектов приказов. Этот проект 15 апреля был направлен в Студенческий совет СПбГУ для учета его мнения.

    Установление срока рассмотрения Студенческим советом СПбГУ проектов приказов представляется целесообразным ввиду того, что анализ данных по срокам рассмотрения Студенческим советом СПбГУ представляемых для учета мнения проектов приказов за период с 2019 по 2022 год показывает следующее:

    • в 2019 году Студенческий совет СПбГУ 21 % от общего числа направленных проектов приказов рассматривал более трех месяцев, 9 % — более двух месяцев и 16 % — более одного месяца;
    • в 2020 году Студенческий совет СПбГУ 9 % от общего числа направленных проектов приказов рассматривал более трех месяцев, 7 % — более двух месяцев и 45 % — более одного месяца;
    • в 2021 году Студенческий совет СПбГУ 6 % от общего числа направленных проектов приказов рассматривал более трех месяцев, около 9 % — более двух месяцев и 30 % — более одного месяца;
    • в 2022 году Студенческий совет СПбГУ 2 % от общего числа направленных проектов приказов рассматривал более двух месяцев и 24 % — более одного месяца.

    Таким образом, совокупно более месяца Студенческим советом СПбГУ рассматривалось по годам следующее количество проектов приказов: 2019 год — 46 %, 2020 год — 61 %, 2021 год — 46 % и за четыре месяца 2022 года — 26 %. Для общего понимания ситуации со сроками рассмотрения проектов приказов Студенческим советом СПбГУ можно сказать о том, что в начале апреля Студенческому совету СПбГУ была направлена служебная записка о представлении мнения по проектам шести приказов, направленных на рассмотрение Студенческого совета СПбГУ пять месяцев назад.

    Об опубликованных обучающимися в соцсетях материалах, посвященных проведению конкурса на замещение должности доцента Института истории

    На ректорском совещании 18 апреля рассматривался вопрос о результатах проверки по жалобе студентки П. А. Тареевой, касающейся допуска трех преподавателей (Е. И. Лелиной, О. Б. Сокуровой, С. М. Жестоканова) к участию в конкурсе на должность доцента Института истории. Было сообщено, что проведенная проверка не выявила нарушений при принятии решения о допуске к участию в этом конкурсе указанных кандидатов (О проверке документов для участия в конкурсе на замещение должностей, О проверке жалобы по поводу допуска преподавателей к участию в конкурсе на должность доцента Института истории СПбГУ, О конкурсе на замещение должности доцента Института истории СПбГУ).

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, жалоба студентки П. А. Тареевой вызвала широкое общественное обсуждение данного вопроса в коллективе историков.

    Помимо значительного количества осуждающих писем, в комиссию по этике Университета поступило обращение профессора В. В. Василика, в котором содержится просьба «проверить на соответствие нравственному облику универсанта» действия Полины Александровны Тареевой.

    Как указал в своем обращении профессор В. В. Василик: «Действия П. А. Тареевой привели к серьезным нравственным страданиям оклеветанных преподавателей, возраст которых представляет реальную опасность для сердечно-сосудистых заболеваний с возможным летальным исходом (например, О. Б. Сокурова 1948 года рождения особенно тяжело перенесла данную информацию)».

    А. В. Бабич обратил внимание на тот факт, что студентка П. А. Тареева также позиционирует себя как «главный редактор» паблика в социальной сети «ВКонтакте», в котором весьма часто размещалась не соответствующая действительности информация об Университете. При этом данный паблик позиционируется как ресурс Института истории, использует имя Университета и института без соответствующего разрешения.

    В связи с этим в целях пресечения неправомерной деятельности начальником Главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности в адрес П. А. Тареевой направлена претензия с требованием «незамедлительно прекратить использование средств индивидуализации СПбГУ, включая его наименование и наименования его структурных подразделений».

    В претензии также указано, что «в случае продолжения вышеуказанной незаконной деятельности, состоящей в том числе в распространении информации от имени СПбГУ без официального разрешения СПбГУ, мы будем вынуждены обратиться с заявлением в правоохранительные органы и потребовать привлечения виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством, в том числе и за распространение заведомо ложной информации в нарушение норм закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекса об административных правонарушениях».

    Итоги участия СПбГУ в конкурсе грантов на поддержку студенческих научных обществ в 2022 году

    Как сообщалось на ректорском совещании 31.01.2022, Университет принял участие в конкурсе Минобрнауки России на предоставление вузам грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных обществ. Этот конкурс впервые проводился в 2022 году. С 25 января по 25 февраля вузы России, в которых сформированы студенческие научные общества (СНО), могли подать по одной заявке на участие в конкурсе.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, для проработки университетской заявки были проведены обсуждения с представителями Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ и дважды — с представителями студенческих научных обществ институтов и факультетов (2 февраля 2022 года, 7 февраля 2022 года).

    В ходе обсуждения этого вопроса отмечалось, что идея общего междисциплинарного проекта, предполагающего проведение мероприятия, в рамках которого все заинтересованные СНО институтов и факультетов смогут создать и провести свои секции с учетом всех особенностей отдельной научной области (обсудить различные научные проблемы и выбрать наиболее соответствующий формат для их обсуждения), будет способствовать не только развитию отдельных СНО институтов и факультетов, но также поможет в развитии студенческой науки в Университете в целом и в формировании тесных связей между СНО разных учебно-научных подразделений. Также было отмечено, что формирование общего проекта позволит поддержать СНО всех институтов и факультетов, а не только одно, будет способствовать реализации идей и предложений всех активных СНО отдельных подразделений и большей популяризации науки среди студентов. Тем более что (согласно условиям конкурса) получатель гранта при реализации проекта должен выполнить ряд требований к значениям показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, в том числе обеспечить долю обучающихся образовательной организации, вовлеченных в научную и исследовательскую деятельность, в составе студенческого научного сообщества на уровне не менее 10 % от общей численности обучающихся в образовательной организации (а не какого-то отдельного подразделения Университета) по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (применительно к СНО СПбГУ данное значение составляет более 2000 человек).

    В итоге представителями СНО было выработано мнение о целесообразности подготовки общего, междисциплинарного научного проекта.

    Вопрос подачи единой междисциплинарной заявки также обсуждался на заседании постоянной комиссии по научной работе Ученого совета СПбГУ, и представленная концепция была поддержана членами комиссии.

    А. В. Бабич отметил, что совместная и плодотворная работа разных СНО над общей конкурсной заявкой в итоге способствовала формированию студенческого научного общества Университета, чего не удавалось сделать студентам на протяжении многих лет. Даже утверждение в 2019 году Положения о студенческих научных обществах СПбГУ не привело к формированию университетского студенческого научного общества.

    В результате коллективных усилий студентов для участия в конкурсе был подготовлен проект конгресса студенческой науки «Петербургские мосты: междисциплинарный подход к осмыслению вызовов современности», объединивший в себе лучшие практики отдельных СНО Университета, традиционные студенческие научные общества, а также новые идеи и подходы для междисциплинарного сотрудничества.

    В рамках проекта планировалось провести серию региональных, всероссийских и международных научных и образовательных мероприятий, а также некоторые традиционные студенческие научные мероприятия в качестве сателлитов конгресса, например:

    • Школа критического мышления совместно с кейс-чемпионатом;
    • Модель ЮНЕСКО;
    • Круглый стол «Текущие проблемы экономики России»;
    • Моделирование заседания Государственной думы Федерального Собрания РФ;
    • Школа молодого аналитика;
    • Конгресс студенческой науки «Петербургские мосты: междисциплинарный подход к осмыслению вызовов современности»;
    • Всероссийская студенческая научно-практическая конференция социологов;
    • Модель ВТО;
    • XIII Международная молодежная конференция политологов;
    • Международный турнир естественных наук;
    • Студенческая конференция востоковедения Ex Oriente Lux.

    Насыщенная и разнообразная программа мероприятий конгресса позволила подать заявку в категории проектов с бюджетом до 5 млн рублей.

    Из 292 поданных на конкурс заявок к экспертной оценке были допущены заявки от 244 вузов России, в том числе и заявка СПбГУ. При оценке заявок учитывались организационный и исследовательский опыт студенческих коллективов, достижения в иных схожих конкурсах, программы развития СНО и уровень представленных идей.

    По итогам конкурса Минобрнауки России было распределено в виде грантов 100 млн рублей для поддержки 40 заявок. В категории проектов с бюджетом до 5 млн рублей на конкурсе было рассмотрено 42 заявки, победителями были признаны десять заявок. К сожалению, сообщил А. В. Бабич, проекту Университета не удалось получить грант по итогам конкурса в первом году его проведения: в указанной категории проектов наша заявка не вошла в топ-10, заняла 32 место с 63,5 баллами.

    Проект университетского СНО не досчитался 20 баллов по критерию «Опыт участия, призерства, побед в региональных, федеральных, отраслевых конкурсах оценки деятельности СНО» (за два года, предшествующих году проведения конкурса). В рамках этого критерия оценивались результаты участия членов СНО в региональных, федеральных, отраслевых конкурсах оценки деятельности студенческих научных сообществ, а также количество наград (дипломов, премий, призов) за победу в таких конкурсах. Этот опыт нашему СНО еще предстоит получить в ходе работы.

    Также два балла было недополучено по критерию «Публичность и открытость деятельности СНО (наличие официального сайта СНО или страницы на сайте образовательной организации, наличие страницы СНО в социальных сетях)», поскольку эксперты конкурса не смогли оценить публичность и открытость деятельности СНО как высокую в связи с тем, что ресурсы СНО СПбГУ в сети Интернет были созданы только в ходе подготовки заявки и только в последние месяцы наполняются содержанием, набирают популярность.

    Кроме того, общий балл по заявке был снижен на три пункта по критерию «Расширение количества и разнообразия мероприятий и числа их участников», потому что, по мнению экспертов, авторам заявки не удалось в описании проекта четко определить те мероприятия, которые направлены на увеличение количества и разнообразия мероприятий СНО СПбГУ и числа участников этих мероприятий.

    Общий вывод экспертов: заявка СНО СПбГУ позволяет положительно оценить масштабы научной исследовательской деятельности Университета, при этом рекомендуется обратить внимание на развитие междисциплинарных проектов.

    При устранении вышеуказанных недочетов заявка могла бы получить 88,5 баллов, что позволило бы занять девятое место в рейтинге и войти в число победителей конкурса. Таким образом, заключение экспертов конкурса подтверждает верность выбранного подхода, связанного с развитием междисциплинарных проектов и объединением усилий всех СНО Университета.

    А. В. Бабич отметил: очень важным результатом участия Университета в этом конкурсе является успешная работа по формированию университетского СНО как единого координирующего органа, что в дальнейшем позволит участвовать в различных конкурсах и реализовывать совместные студенческие научные проекты.

    Как сообщалось на совещании 18.04.2022, Университет продолжает оказывать поддержку студенческим научным объединениям. Также планируется участие в других региональных и всероссийских конкурсах и, конечно, в следующем конкурсе Минобрнауки России на предоставление грантов для поддержки СНО.

    Директорам и деканам поручено сообщить членам СНО институтов и факультетов о подготовке заявки, об итогах конкурса и о формировании университетского СНО.

    О работе с обучающимися

    Проректор по воспитательной работе Владимир Александрович Савинов рассказал, что 19 апреля ему поступила информация от обучающихся о том, что в коллективе студентов первого курса по направлению «История» сложилась конфликтная ситуация, в основе которой, по всей видимости, могут лежать оскорбления студентки на национальной почве со стороны некоторых однокурсников.

    В этот же день В. А. Савинов оперативно связался со студенткой и пригласил на прием для выяснения обстоятельств. Встреча со студенткой была проведена 20 апреля. В ней приняли участие директор Института истории Абдулла Хамидович Даудов, доцент юридического факультета Вячеслав Валерьевич Суязов (на случай необходимости предоставления юридической консультации) и директор Психологической клиники СПбГУ Елена Викторовна Зиновьева (на случай необходимости предоставления психологической помощи).

    Студентка рассказала, что конфликт начался осенью 2021 года в онлайн-чате курса, пока студенты учились удаленно. Несколько студентов разных курсов в чате иногда позволяли себе, по ее мнению, ироничные, порой довольно грубые высказывания, связанные с национальностью студентки. Она родилась в Узбекистане и переехала жить в Санкт-Петербург несколько лет назад, окончила здесь школу. Студентка отвечала на обидные высказывания, из-за чего разгорались споры, хотя и недолгие, и следовали новые порции оскорблений. Остальные студенты в чате открыто никак не комментировали эту ситуацию и до определенного момента не осуждали высказывания однокурсников, некоторые в личной беседе поддерживали студентку и советовали не обращать внимания на обидчиков.

    В марте 2022 года, после очередной серии оскорблений, за нее вступились некоторые однокурсники и студенты старших курсов, после чего какие-либо негативные высказывания в чате в ее адрес прекратились. В настоящее время, после личных разговоров со своими обидчиками, студентка считает конфликт исчерпанным. Студенты перешли к формату обучения в учебных корпусах, общаются нормально.

    Студентка, по ее словам, не знала, что в этой ситуации и в связи с обучением с использованием информационно-коммуникационных технологий она могла бы обратиться за помощью и советом к сотрудникам Университета: к преподавателю-куратору студентов первого курса, директору института, работникам Управления по работе с молодежью. Также она прибегала пару раз к консультациям психолога, но не знала, что это можно сделать бесплатно в Психологической клинике СПбГУ.

    В свою очередь В. А. Савинов рассказал, что в подобных ситуациях студентам обязательно следует обращаться к сотрудникам Управления по работе с молодежью и кураторам студентов первого курса, которые смогут проконсультировать по имеющимся возможностям получения психологической, юридической и иной помощи в Университете, помочь разрешить конфликтные ситуации. Е. В. Зиновьева рассказала о работе Психологической клиники. В. В. Суязов пригласил студентку к участию в заседаниях научного кружка истории права.

    Как сообщил В. А. Савинов, в целях профилактики подобных ситуаций планируется предпринять несколько шагов. В начале следующего учебного года первокурсников проинформируют о работе Психологической клиники СПбГУ и ее возможностях. Также планируется разработать памятку психологической помощи для первокурсников. В начале сентября будет произведена рассылка по электронной почте и доведена иными доступными способами информация о преподавателях-кураторах студентов первого курса. Планируются традиционные встречи первокурсников с кураторами в очном и онлайн-формате. По предложению декана юридического факультета С. А. Белова для студентов будет проводиться лекция на тему правовой защиты от преследований и унижения достоинства в связи с национальной, расовой, половой принадлежностью, имущественным и социальных положением и отношением к религии. Также Университет проводит комплекс мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения и недопущения дискриминации.

    В. А. Савинов подчеркнул: обучающимся необходимо учитывать, что студенческая среда Университета многонациональна и какие-либо проявления дискриминации по отношению к своим коллегам-однокурсникам являются недопустимыми. Обучающиеся должны соблюдать Кодекс универсанта, обязывающий следовать нравственным и культурным традициям Университета, общепринятым моральным, нравственным и этическим нормам, бережно относиться к духовным ценностям.

    О спортивных мероприятиях в СПбГУ

    На ректорском совещании была представлена информация о некоторых спортивных мероприятиях Университета, состоявшихся в апреле.

    Так, на малой спортивной арене стадиона «Петровский» прошел одиннадцатый «Кубок вызова» СПбГУ — МГУ по регби. В состязании сборных команд СПбГУ и МГУ по регби-7 команда нашего Университета обыграла соперника со счетом 45:0, однако в состязании по регби-15, которое стало центральным и решающим событием встречи, СПбГУ уступил МГУ со счетом 16:24.

    Следующий «Кубок вызова» пройдет весной 2023 года в Москве, общий счет противостояния университетов — 8:3 в пользу СПбГУ.

    Еще одним спортивным событием стал ежегодный турнир по шахматам «Кубок Спасского», посвященный чемпиону мира по шахматам, выпускнику филологического факультета Ленинградского университета Борису Спасскому. Кубок Спасского проходит в СПбГУ с 2012 года и организуется по швейцарской системе в семь туров, когда каждому участнику на партию отводится десять минут.

    В этом году число желающих бороться за первенство в шахматном состязании превысило прошлогодний показатель: организаторами было получено 52 заявки. За кубок пришли побороться кандидаты в мастера спорта, тренеры из различных учреждений города — школ, домов детского творчества.

    Победителем кубка этого года стал будущий математик, студент первого курса СПбГУ Азат Габдрахманов. Почетное второе место занял студент СПбГУ Искандер Насибуллин, будущий специалист по туризму. Третьим стал студент-первокурсник, обучающийся по направлению «География», Лев Резвый.

    Кубок Спасского является частью программы чемпионата СПбГУ по шахматам (подробная информация доступна по ссылке). Результаты участников соревнования вошли в зачет чемпионата СПбГУ по шахматам, победитель которого будет награжден 9 июня на закрытии студенческого спортивного сезона 2021/22 учебного года.

    В Российской Федерации объявлено десятилетие науки и технологий

    25 апреля президент Российской Федерации подписал Указ № 231 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия науки и технологий (2022–2031)». Основными задачами проведения десятилетия науки и технологий объявлены: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок; содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.

    Указом утверждено Положение о координационном комитете по проведению в Российской Федерации десятилетия науки и технологий (далее — Координационный комитет). Сопредседателями Координационного комитета назначены помощник президента РФ А. А. Фурсенко и заместитель председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко.

    Основными задачам Координационного комитета являются:

    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, фондов поддержки научной деятельности, государственных корпораций, научных, образовательных и иных организаций по вопросам подготовки и проведения десятилетия науки и технологий;
    • определение и координация перспективных инициатив, проектов, мероприятий, направленных на привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействующих вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества;
    • развитие приоритетных направлений популяризации науки.

    Правительству РФ поручено в течение трех месяцев утвердить рассмотренный Координационным комитетом план проведения десятилетия науки и технологий. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить региональные планы мероприятий, проводимых в рамках десятилетия науки и технологий.

    Проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев поручил участникам совещания организовать в коллективах сбор предложений в части мероприятий и проектов, которые можно было бы предложить от СПбГУ. Предложения необходимо направлять по электронной почте: science@spbu.ru либо служебной запиской посредством СЭДД «Дело» в срок до 18 мая.

    VIII всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения»

    В СПбГУ состоялась VIII всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения». Тема конференции этого года — «Исламское наследие России: возрождение и переосмысление».

    Мероприятие было приурочено к празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Организаторами Бигиевских чтений выступили Духовное управление мусульман РФ, СПбГУ и Московский исламский институт при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, издательского дома «Медина» и благотворительного фонда «Сафмар».

    Приветственное слово председателя Духовного управления мусульман РФ, муфтия шейха Равиля Гайнутдина передал его полномочный представитель в СЗФО Дамир Хусаинов.

    Участие в чтениях приняли представители Духовного управления мусульман и ведущие ученые из вузов и научных учреждений России и Турции: СПбГУ, МИИ, РГГУ, КФУ, НИУ ВШЭ, РГУП, БашГПУ, Эрмитажа, Кунсткамеры, Института восточных рукописей РАН, Института востоковедения РАН, Института всеобщей истории РАН, Института истории имени Марджани Республики Татарстан, РАО, а также Анкарского университета, Университета искусств имени Мимара Синана.

    Кроме того, состоялся круглый стол молодых исследователей — аспирантов и магистрантов, представляющих СПбГУ, МГУ имени Ломоносова, Кабардино-Балкарский научный центр РАН и ЕУ СПб.

    Подробная информация о прошедшей конференции опубликована на сайте СПбГУ.

    В СПбГУ открылось новое малое инновационное предприятие «Центр мониторинга правоприменения СПбГУ»

    Юристы Санкт-Петербургского университета более десяти лет занимаются мониторингом законодательства и правоприменительной практики. Ученые анализируют судебные решения и практику государственных органов, чтобы увидеть, как на самом деле работают законы: возникают ли у судов сложности с их применением, есть ли в законах формулировки, которые можно трактовать неоднозначно, соответствуют ли результаты работы закона тем целям, которые были поставлены перед ним изначально. Такая работа ведется в СПбГУ по запросам министерства юстиции РФ, Конституционного суда и Верховного суда Российской Федерации, аппарата Государственной думы. Результаты проведенных мониторинговых исследований экспертов публикуются на портале «Мониторинг правоприменения» СПбГУ.

    Теперь эксперты смогут проводить подобные исследования в том числе для компаний и частных лиц. Для этого было создано малое инновационное предприятие «Центр мониторинга правоприменения СПбГУ», где СПбГУ выступил учредителем.

    Титульная функция нового МИП — мониторинг правоприменения, но юристы не ограничиваются только ею. Они готовы провести любое правовое исследование, проанализировав законодательство и практику, а также подкрепив выводы (если нужно) теоретическими положениями для обоснования позиции. Важно, что для работы могут быть привлечены специалисты практически любых специальностей, которые только можно придумать, ведь экспертный потенциал Университета огромен. В исследовании могут принять участие филологи, социологи, экономисты, физики, журналисты, врачи, для этого есть все возможности. Они готовы ответить на вопросы жилищного, таможенного, медицинского, социального права, контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, науки и образования, недропользования, туризма, борьбы с коррупцией, охраны природы и на многие другие.

    Создание малых инновационных предприятий с участием Университета — это один из механизмов трансфера научных достижений в практику. В Санкт-Петербургском университете функционируют более двадцати малых инновационных предприятий из самых разных областей науки и практики: урбанистики, биомедицины, лазерной химии, геологии и др.

    Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов сообщил, что мониторинг правоприменения ведут в основном юристы Университета. Но анализировать судебные решения и практику государственных органов могут также экономисты, психологи, социологи, лингвисты и другие специалисты СПбГУ — каждый со своей позиции. Это даст возможность подготовить содержательные комплексные анализы.

    О международной деятельности

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорского совещания от 14.03.2022, от 11.04.2022, от 18.04.2022, от 25.04.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Открытая лекция цикла #SPBUArts «Любовь и нелюбовь к Чехову» в рамках деятельности представительства СПбГУ в Испании

    28 апреля в рамках деятельности представительства СПбГУ в Барселоне состоялась онлайн-лекция «Любовь и нелюбовь к Чехову». Она положила начало циклу #SPBUArts, посвященному 300-летию первого университета России.

    Лекцию прочел Андрей Дмитриевич Степанов, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ. На встрече была изложена краткая история становления репутации Антона Павловича Чехова при жизни и в первое десятилетие после смерти, проведен анализ феномена «нелюбви» к писателю поэтов Серебряного века. В заключении А. Д. Степанов коснулся вопроса о причинах популярности чеховских пьес и рассказов у людей разных культур.

    Подготовка к учебному году в совместном кампусе СПбГУ и Харбинского политехнического университета

    К настоящему времени на территории будущего совместного кампуса в Харбине завершен капитальный ремонт 53 зданий культурного наследия, ведутся работы по внутренней отделке, электроснабжению, водоотведению и отоплению. Работы по внутренней отделке всех зданий планируется завершить к концу июня 2022 года. Совместный кампус будет включать в себя учебные и научные здания, культурно-художественный центр, центр международного академического обмена, комплекс общежитий (Совместный кампус СПбГУ и Харбинского политеха начнет обучение студентов осенью 2022 года).

    Министерством образования Китайской Народной Республики согласованы проекты соглашений СПбГУ и ХПУ о реализации образовательных программ в сетевой форме. Организация информационного обеспечения приемной кампании начнется в мае 2022 года, а в сентябре 2022 года планируется первый набор обучающихся в совместный кампус. В реализации образовательных программ в сетевой форме будут участвовать члены коллективов Института химии, физического факультета, математико-механического факультета СПбГУ. В каждом из коллективов созданы рабочие группы для проработки вопросов реализации образовательных программ. В начале мая пройдут заседания трех рабочих групп с участием представителей российской и китайской стороны. На заседаниях будут обсуждены и согласованы вопросы кадрового обеспечения реализации указанных программ, командировок научно-педагогических работников в КНР и другие организационные вопросы.

    Встреча с представителями Народного университета Китая

    25 апреля состоялась рабочая встреча с представителями Народного университета Китая (Пекин), в которой приняли участие эксперты СПбГУ в области экономики. С партнерами были обсуждены актуальные вопросы сотрудничества по таким направлениям, как открытие представительства СПбГУ на базе Народного университета Китая, создание совместного академического центра по экономике, создание программы магистратуры в сетевой форме «Россия и Китай в международных финансах и торговле (на английском языке)» по направлению «Экономика».

    Эта программа была запущена в СПбГУ в 2021 году и посвящена изучению актуальных вопросов, связанных с развитием финансовых рынков и торговой политики России и Китая, а также роли этих стран в формировании международной торговой и валютно-финансовой системы. Программа реализуется на английском языке, факультативно изучается китайский язык. Целью программы является подготовка специалистов в сфере финансовых рынков и торговой политики России и Китая для работы в корпоративном секторе, государственных структурах, международных организациях, исследовательских центрах, связанных с практической деятельностью в сфере финансов и внешней торговли России и Китая, а также разработкой и реализацией торговой политики обеих стран.

    Визит в СПбГУ Чрезвычайного и Полномочного Посла Южно-Африканской Республики

    26 апреля состоялся рабочий визит в СПбГУ Чрезвычайного и Полномочного Посла Южно-Африканской Республики г-на Мзувукиле Джефф Макетука и почетного консула ЮАР в Санкт-Петербурге и Ленинградской области В. В. Борисенко.

    Особое внимание г-н посол уделил работе совета основной образовательной программы магистратуры «Мировая политика», предложение возглавить этот совет высказал ректор Н. М. Кропачев в ходе переговоров в 2021 году. Посол поблагодарил ректора за приглашение возглавить совет, ознакомился с особенностями работы советов образовательных программ и выразил готовность привлекать экспертов из ЮАР, особенно отставных дипломатов и бывших руководителей международных организаций, которые обладают большим опытом международной работы.

    В ходе переговоров были обсуждены вопросы развития сотрудничества с вузами и научными организациями ЮАР, в частности с Университетом Нельсона Манделы, являющимся крупнейшим университетом ЮАР. По итогам обсуждения было направлено письмо в Университет Нельсона Манделы с предложением о подписании соглашения о сотрудничестве и договора о партнерстве по реализации проекта «Представительство СПбГУ в Столичном университете Нельсона Манделы» в рамках Петербургского международного экономического форума — 2022, который пройдет 15–18 июня.

    Планы по созданию турецкого кабинета в СПбГУ

    28 апреля состоялась очередная встреча с участием гендиректора компании «Renaissance Construction» А. Ю. Власенко. С партнером обсужден вопрос начала создания турецкого кабинета в СПбГУ. Работы будут выполнены за счет турецкой стороны в качестве подарка Университету в целях развития преподавания турецкого языка и проведения турецких исследований. Ориентировочное время начало ремонта — конец мая 2022 года.

    Указ Президента Российской Федерации «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»

    В дополнение к материалу о Постановлении Правительства Российской Федерации № 645 «Об утверждении Правил подготовки и получения заключений, предусмотренных частью 4 статьи 105 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в целях заключения образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами» С. В. Андрюшин обратил внимание на тот факт, что необходимость согласования проектов соглашений до их заключения и уже подписанных соглашений также относится к договорам с иностранными физическими лицами (учеными и иными категориями).

    Также издан Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». В соответствии с этим указом в течение десяти дней Правительством РФ будет определен перечень юридических и физических лиц из недружественных стран, с которыми запрещается совершать какие-либо сделки и заключать договоры. После утверждения перечня информация будет дополнительно представлена на ректорском совещании.

    О кадровых изменениях

    На ректорском совещании было объявлено, что проректором по информационным технологиям с 4 мая 2022 года назначен заместитель первого проректора, начальник Управления — службы информационных технологий Сергей Юрьевич Севрюков.

    С 4 мая 2022 года начальник Управления по связям с общественностью Дарья Игоревна Скороспелова переведена на должность советника при ректорате. Временно исполняющей обязанности начальника УСО назначена Полина Вячеславовна Огородникова, работавшая заместителем начальника этого управления.

    Кроме того, подготовлен приказ, в котором утверждены кандидатуры 20 заместителей декана / директора по молодежной политике. Пока продолжается подбор кандидатур на факультете искусств, экономическом факультете и в институте «Высшая школа менеджмента».

    О встрече, проведенной проректорами с заведующими кафедрами факультета свободных искусств и наук

    22 апреля первым проректором Е. Г. Черновой совместно с проректором по организации работы с персоналом В. В. Еремеевым и проректором по учебно-методической работе Э. А. Зелетдиновой была проведена встреча с заведующими кафедрами факультета свободных искусств и наук.

    Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, в ходе встречи коллективу была представлена Нина Михайловна Савченкова, профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, исполняющая обязанности декана факультета на период его отсутствия.

    Особое внимание на встрече было уделено проведенным мероприятиям по выполнению требований контрольных органов в части корректировки содержания рабочих программ (дисциплин) и их наполнения. Отмечено, что в рамках ежегодной актуализации учебно-методической документации эта работа будет продолжена.

    Участники встречи были проинформированы о дисциплинарных взысканиях, вынесенных по итогам проверки. Так, в связи с неосуществлением руководством факультета свободных искусств и наук необходимого контроля за разработкой рабочих программ учебных дисциплин и качеством учебно-методической документации и. о. декана факультета свободных искусств и наук Д. Е. Расков освобожден от исполнения обязанностей и. о. декана, ему объявлен выговор; выведена из состава учебно-методической комиссии Н. Е. Некоре, ей также объявлен выговор. Кроме того, как подчеркнула в ходе встречи Э. А. Зелетдинова, контрольные органы отметили ряд нарушений, касающихся как содержания образовательных программ, так и подбора литературы, которая использовалась студентами в качестве обязательной.

    Контрольными органами были проанализированы дипломные работы выпускников, получившие отрицательный отзыв у проверяющих. В связи с этим четырем научным руководителям было вынесено порицание: Ж. В. Черновой, Д. А. Коцюбинскому, А. С. Воробьеву, П. Б. Кононенко.

    Был затронут вопрос финансовой поддержки обучающихся на внебюджетной основе в виде стипендий из доходов, выплачиваемых из Эндаумент-фонда, а также осуществления выплат научно-педагогическим работникам.

    Э. А. Зелетдинова отметила, что к работе по выполнению представления контрольного органа учебно-методической комиссией СПбГУ были привлечены эксперты разных институтов и факультетов СПбГУ. В общей сложности для объективной и конструктивной работы учебно-методической комиссией СПбГУ было привлечено более 50 человек. Результатом их работы стала ревизия рабочих программ (дисциплин), а именно: их пересмотр и актуализация с точки зрения соответствия нормативным требованиям и требованиям по литературе, используемой в рабочих программах. Учебно-методическая комиссия Ученого совета продолжает работу по анализу РПУД и учебного плана ООП «Искусства и гуманитарные науки», реализуемых коллективом факультета.

    Также в ходе совещания Н. М. Савченкова поделилась актуальными проблемами:

    • в организации образовательного процесса при переходе на очный формат;
    • формата проведения итоговой аттестации;
    • в сохранении контрольных цифр плана приема в магистратуру в 2022 году;
    • в привлечении внешних совместителей к учебному процессу.

    Архитектурно-градостроительный облик объектов Территории развития СПбГУ

    На заседании градостроительного совета Санкт-Петербурга 26 апреля рассматривался вопрос строительства учебно-научных корпусов в Пушкинском районе на Территории развития СПбГУ. Позиция Университета по этому вопросу неоднократно приводилась в публичном пространстве. На Территории развития будут созданы все условия как для проведения широкого круга междисциплинарных исследований, так и для комфортного проживания и обучения студентов.

    Как сообщалось ранее на ректорских совещаниях (материалы ректорского совещания от 13.12.2021, от 30.11.2021), на Территории развития СПбГУ появятся корпуса для учебных занятий, научной работы, общественные пространства и спортивные объекты. На территории будут оборудованы помещения для библиотеки, а также появятся парки и велодорожки.

    Планируемый рядом инновационный научно-технологический центр «Невская дельта» позволит организовать максимально оперативное внедрение передовых научных разработок универсантов в производственный процесс.

    Помимо нового пространства Территории развития, Университет сохранит и центральный городок на Васильевском острове.

    О результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации в отношении МГУ и СПбГУ

    В 2021 году (в период с 1 по 28 июля) Счетной палатой было проведено контрольное мероприятие, посвященное анализу и оценке итогов реализации программ развития МГУ и СПбГУ на период до 2020 года, отчет о котором был опубликован Счетной палатой 26.04.2022. Программа развития СПбГУ на период до 2020 года была утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.10.2010 № 1696-р.

    Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, согласно материалам отчета, результаты индикативной оценки Программы развития СПбГУ говорят о результативности реализации программы (стр. 3 отчета). Также Счетная палата отметила в целом эффективное использование бюджетных средств, предоставленных на реализацию Программы развития СПбГУ (стр. 25 отчета), и указала на отсутствие фактической возможности достижения полученных результатов при меньшем объеме затраченных ресурсов (стр. 46 отчета).

    В отчете зафиксированы достижения СПбГУ по следующим основным направлениям:

    • активное наращивание своего присутствия в международных предметных рейтингах (QS, ARWU, THE), позволившее Университету достигнуть поставленных Программой развития СПбГУ стратегических целей по вхождению в элиту мировых университетов (стр. 22 и 23 отчета);
    • обеспечение интенсивного (почти в четыре раза) роста публикационной активности (с 0,96 тыс. ед. в 2010 году до 3,6 тыс. ед. в 2020 году — в Web of Science и с 1,1 тыс. ед. до 3,96 тыс. ед. — в Scopus за тот же период) (стр. 19 отчета);
    • трехкратный рост удельного веса курсов на английском языке за время реализации Программы развития СПбГУ, значительное увеличение количества образовательных программ на иностранных языках (с 6 до 49) и количества образовательных программ, получивших международную аккредитацию (с 2 до 66) (стр. 20 отчета);
    • лидирующие позиции СПбГУ в России среди ведущих университетов по качеству приема — как по баллу ЕГЭ, так и по доле победителей и призеров олимпиад (стр. 21 и 22 отчета) и т. д.

    Однако, несмотря на наличие содержательных доказательств успешного исполнения задач, поставленных перед СПбГУ Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития СПбГУ на 2010–2020 годы, Счетная палата в обзоре ключевых результатов контрольного мероприятия, как отметила Е. Г. Чернова, без каких-либо для этого оснований, оценила реализацию программ развития МГУ и СПбГУ как недостаточно эффективную (стр. 4 отчета) на основе следующих позиций:

    • отставание МГУ и СПбГУ от некоторых других вузов в части доходов от коммерческих научных исследований в расчете на одного научно-педагогического работника и снижение показателя доли доходов от НИОКР в общих доходах обоих университетов (стр. 19 отчета);
    • по мнению Счетной палаты, отдельные факты длительного неиспользования оборудования, приобретенного в рамках программ развития (стр. 43 отчета), и низкий показатель его загрузки (стр. 44 отчета);
    • совсем странным, а точнее — вовсе необоснованным, подчеркнула Е. Г. Чернова, является упрек обоим вузам в части недостатков системы целевых индикаторов программ развития в отношении ее несбалансированности и отсутствия единых методологических подходов к расчету значений целевых индикаторов, а также их связи с задачами и результатами программ развития (напоминаем, что программы развития вузов утверждены не самими вузами, а распоряжениями Правительства РФ);
    • некоторые нарушения и недостатки в части исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, требований бухгалтерского учета, а также учета федерального имущества.

    Высказанные Счетной палатой замечания, отметила Е. Г. Чернова, никак не могут быть признаны существенными для оценки эффективности выполнения распоряжения Правительства РФ, которым была утверждена Программа развития СПбГУ. Эти замечания не выдерживают содержательной критики.

    Например, наблюдавшееся снижение доли доходов от НИОКР в общих доходах обоих университетов объясняется не их снижением в абсолютных суммах, а опережающим увеличением поступлений по иным направлениям деятельности. Так, в расчете на одного научно-педагогического работника только за период с 2015 по 2020 год объем доходов от коммерческих исследований СПбГУ вырос с 46,84 тыс. руб. до 74,66 тыс. руб. или в 1,6 раза (стр. 20 отчета). Сравнение показателя доходов от коммерческих научных исследований в расчете на одного научно-педагогического работника МГУ и СПбГУ с вузами (прежде всего технической направленности) не является методически оправданным, поскольку не учитывает наличия у МГУ и СПбГУ как двух классических вузов множества научно-образовательных направлений (включая социогуманитарные), которые существенно различаются по возможностям и объемам финансирования, необходимых для выполнения научно-исследовательских и технологических работ. В методике, использованной при подготовке отчета, весовые показатели для сравнения различных научных дисциплин и предметных областей не применялись.

    Установленные Счетной палатой эпизоды «длительного неиспользования оборудования» в действительности преимущественно обуславливались его некомплектностью и неисправностью (влекущей необходимость проведения гарантийного ремонта), что, принимая во внимание обеспечение итоговой работоспособности всего дорогостоящего оборудования, как раз наоборот является признаком эффективности ведущейся Университетом претензионной работы с поставщиками. С учетом необходимых типовых технических действий по пуско-наладке, обучению сотрудников и проведению тестовых испытаний совокупные показатели загрузки оборудования СПбГУ, согласно которым только 21,5 % единиц оборудования эксплуатируется менее 20 % расчетного времени (стр. 45 отчета), а в среднем оборудование эксплуатируется с загрузкой в 80,2 %, позволяют говорить о рациональном использовании оборудования. Странно, что проверяющие не заметили, что именно в СПбГУ создан первый в России научный парк, работающий по принципу открытого доступа для универсантов и лиц, не работающих в Университете, при соблюдении общих правил для каждой категории пользователей, отметила первый проректор.

    Е. Г. Чернова еще раз подчеркнула, что программы развития утверждены не учеными советами вузов, а распоряжениями Правительства РФ. Поэтому нарекания в адрес Университета в отношении системы целевых индикаторов Программы развития СПбГУ выглядят более чем странно. Счетной палате должно быть известно, что для Минобрнауки России и Правительства РФ в 2010 году обе программы развития были первыми документами, определяющими цели и задачи развития университетов и соответствующими общегосударственным целям, задачам и приоритетам в сфере высшего образования и науки. Безусловно, в те годы выработка Минобрнауки России как органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и научной деятельности, единых методических подходов по расчету значений индикаторов программ развития серьезным образом затруднялась отсутствием стратегических документов, основным из которых только через девять лет стала государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 377).

    Е. Г. Чернова добавила, что все приведенные комментарии и пояснения были официально представлены Университетом в установленном порядке в Счетную палату (в формате предложений по выписке из проекта отчета, доведенной до СПбГУ письмом Счетной палаты от 21.02.2022 № 04/78/04-1-03, направленных письмом СПбГУ от 28.02.2022 № 01/1-33-602) и дополнительно изложены на заседании коллегии Счетной палаты 15.03.2022. Однако при подготовке итоговой редакции отчета предложения Университета без каких-либо аргументов не были приняты во внимание.

    В этой связи можно констатировать, заключила Е. Г. Чернова, что общие выводы отчета, расходящиеся с реальными итогами контрольного мероприятия Счетной палаты, являются необоснованными. Эти выводы выглядят тем более странными, если вспомнить, что в ходе регулярных ежегодных проверок (с 2013 года) Счетной палатой не высказывалось никаких претензий в отношении реализации Программы развития СПбГУ. Выявленные Счетной палатой отдельные нарушения и недостатки в части закупок товаров, работ и услуг, требований бухгалтерского учета и учета федерального имущества (всего семь эпизодов), отраженные в полученном Университетом представлении Счетной палаты от 18.03.2022 № ПР04/27/04-1-03, конечно же, не могут служить надежным базисом для утверждений о недостаточной эффективности реализации Программы развития СПбГУ, тем более когда они опровергаются содержанием самого отчета.

    К сожалению, добавила первый проректор, подобные заключения свидетельствуют об отступлении руководства Счетной палаты от декларировавшихся ранее конструктивных функциональных ориентиров поддержки и методического сопровождения объектов аудита в сторону конфликтного интерпретирования, что может пагубно сказаться на общественном признании Счетной палаты как высококомпетентного органа внешнего государственного контроля. СПбГУ надеется на скорейшее возвращение взаимодействия со Счетной палатой в русло прежних партнерских отношений.

    В завершение Е. Г. Чернова упомянула о поступлении в Университет представления Счетной палаты от 25.04.2022 № ПР04/89/04-1-03 по итогам контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год» в отношении СПбГУ. Согласно тексту представления, Счетной палатой выявлено восемь технических нарушений, касающихся учета нескольких объектов бухгалтерского учета, регламента подачи форм статистического наблюдения и размещения сведений о проверках и изменении Устава СПбГУ на портале bus.gov.ru. Отклонений в исполнении закона о бюджете Университетом как главным распорядителем бюджетных средств Счетной палатой в очередной раз не установлено.

    Круглые столы с участниками рынка в рамках организации закупочных процедур

    В СПбГУ (единственном вузе в России) регулярно проводятся круглые столы с участниками рынка в рамках организации закупочных процедур. За первый квартал 2022 года было подготовлено и проведено 11 круглых столов, в настоящее время идет подготовка еще девяти. Круглые столы проводятся в формате видеоконференции в Zoom.

    Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, к положительным результатам проведения круглых столов можно отнести то, что удается получить полезные комментарии и предложения участников рынка как по критериям оценки, так и по техническим заданиям. Учет комментариев и пожеланий участников рынка позволяет не только точнее сформулировать ТЗ, расширить конкуренцию при проведении закупок, но и снизить вероятность запросов и жалоб по обсужденным в ходе круглых столов закупкам.

    Ю. В. Пенов также отметил проблемы при организации круглых столов.

    Регулярно нарушаются сроки направления документов для подготовки круглого стола, установленные п. 3 Регламента проведения круглых столов: 30 дней до даты направления заявки на закупку сотрудникам контрактной службы для оформления закупки (Приказ № 396/1 от 25.01.2022). Конечно, сейчас многое меняется в Университете в сфере закупок, должностные лица работают над их укрупнением и, соответственно, снижением издержек Университета, в том числе организационных. Тем не менее в сжатые сроки в постоянном режиме работать сложно.

    Несмотря на все принимаемые меры, в том числе обучение заявителей по закупкам и составителей технических заданий, которое состоялось 10 и 17 февраля 2022 года, технические задания и критерии в проектах документации содержат ошибки. Соответственно, процесс согласования критериев и технических заданий оказывается очень длительным.

    Необходимо отметить, что, к сожалению, представители рынка поставщиков не всегда участвуют в круглых столах. Отсутствие участников рынка очевидно снижает эффективность мероприятия.

    Учитывая, что проведение круглых столов — практика новая, недавно введенная СПбГУ, не все участники рынка государственных закупок понимают ее пользу. А польза в таком обсуждении как для заказчика, так и для будущего потенциального участника конкурентной закупочной процедуры существенна. Есть надежда, что представители рынка будут отслеживать проведение таких мероприятий и активнее в них участвовать.

    Об уголовном деле по факту причинения СПбГУ особо крупного материального ущерба

    В ходе ректорского совещания 21 июня 2021 года было доложено об обращении Университета в правоохранительные органы по факту причинения СПбГУ особо крупного материального ущерба (16,8 млн руб.) при проведении строительных работ на базе «Горизонт» (Материалы ректорского совещания от 21.06.2021). Также в результате работы по сбору и анализу информации в правоохранительные органы были переданы сведения об одном из подрядчиков СПбГУ, который занимался мнимыми поставками товаров и услуг на базу «Горизонт» и другие учебно-научные базы СПбГУ. Было возбуждено уголовное дело.

    Недавно материалы в отношении одного из фигурантов этого уголовного дела уже переданы для рассмотрения в суд.

    Вышел специальный номер журнала «Санкт-Петербургский университет», посвященный Дню Победы

    Накануне Дня Победы вышел в свет традиционный специальный номер журнала «Санкт-Петербургский университет», приуроченный к этому празднику.

    В номере представлены статьи о сборе статистических данных в годы Великой Отечественной войны («Жизненно важный учет»), эвакуации и сохранении архивов блокадного Ленинграда («Сохранить то, что поручено нам для сбережения»), эвакуации коллекции Музея-архива Д. И. Менделеева и сотрудников ЛГУ в Елабугу («Эвакуироваться, чтобы вернуться»), портретах лидеров стран антигитлеровской коалиции на почтовых марках («Антигитлеровская коалиция на почтовых марках»), о жилищном вопросе в блокадном Ленинграде («Квадратные метры блокады»).

    Редакция журнала и коллектив Управления по связям с общественностью СПбГУ выразили благодарность сотрудникам Института истории и Музея-архива Д. И. Менделеева за их труд, за помощь и активное содействие в подготовке номера.

    Электронная версия издания доступна на сайте журнала «Санкт-Петербургский университет».