Материалы ректорского совещания
Награждение Т. В. Черниговской медалью имени Л. С. Выготского
Решением президиума Российской академии образования от 27 января 2022 года профессор Татьяна Владимировна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, награждена медалью имени Л. С. Выготского Российской академии образования за значительный вклад в развитие научной и образовательной деятельности (Татьяна Черниговская стала обладателем медали имени Льва Выготского).
Медалью имени Л. C. Выготского Российской академии образования награждаются граждане Российской Федерации из числа руководителей, научных и педагогических работников научных или образовательных организаций, деятелей в сфере наук об образовании, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии психологии, когнитивных наук, лингвистики, дефектологии, специальной психологии, коррекционной педагогики.
Профессор Т. В. Черниговская является одним из ведущих специалистов в России и за рубежом в области когнитивных наук, и полученная очередная заслуженная награда — лишь подтверждение ее высокого профессионального уровня.
Участники совещания поздравили Татьяну Владимировну и пожелали ей дальнейших творческих успехов и новых научных результатов.
Результаты встречи, проведенной министром науки и высшего образования В. Н. Фальковым с ректорами вузов
21 марта министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков провел встречу с руководителями образовательных организаций. Основной вопрос для обсуждения — организация работы образовательных учреждений в новых условиях.
В своем выступлении В. Н. Фальков обратил внимание на вопросы, которые отражены в презентации к выступлению министра (Презентация).
- Работа с обучающимися в очном формате. Первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой дано поручение организовать образовательный процесс преимущественно в очном формате, рассмотреть вопрос об увеличении контактной работы и практической подготовки обучающихся.
- Обеспечение оказания юридической и психологической помощи обучающимся и работникам. В СПбГУ оказание юридической и психологической помощи ведется в рамках работы клиник. Первая юридическая клиника в России появилась еще в XIX веке в Императорском Санкт-Петербургском университете. Первая юридическая клиника в современной России открылась в СПбГУ в 1998 году. Сегодня в Университете функционируют 15 клиник. Целями реализации клинической модели являются в том числе: повышение качества образования; воспитание, социализация обучающихся; оказание социально ориентированной помощи. Основные отличительные особенности организации деятельности клиник в СПбГУ: для обучающегося работа в клинике — обязательная часть образовательного процесса; для преподавателей работа в клинике — один из обязательных форматов учебной нагрузки. За время существования клиник в их деятельности приняли участие более 25 000 студентов Университета («Это должно стать нормой для всех»: ведущие вузы страны обсудили преимущества клинической модели обучения).
Кроме того, как сообщалось на предыдущих ректорских совещаниях, руководители учебно-научных подразделений по поручению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева провели встречи с обучающимися, являющимися гражданами Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины, где студентам в том числе была предложена юридическая, психологическая, материальная и иная помощь (Материалы ректорского совещания от 14 марта 2022). - Совершенствование подходов к работе с молодежью. В СПбГУ предложение об изменении порядка формирования советов обучающихся еще в 2021 году было высказано студенческим советом юридического факультета. В прошлом году члены студсовета предложили включать в состав совета, кроме представителей курсов и академических групп, представителей студенческих объединений юридического факультета (например, студенческого научного общества). С учетом этого предложения студенческим советом юридического факультета был подготовлен проект новой редакции Положения о студенческом совете юридического факультета. Проект поддержан ученым советом юридического факультета и сейчас находится на рассмотрении в Студенческом совете СПбГУ.
- Введение должностей «проректор по молодежной политике», «заместитель декана по молодежной политике». На ректорском совещании озвучено решение назначить проректора по воспитательной работе и организации приема Александра Вячеславовича Бабича на должность первого проректора по молодежной политике и организации приема, а руководителя Управления по работе с молодежью Владимира Александровича Савинова назначить на должность проректора по воспитательной работе. Проректор по воспитательной работе будет подчиняться первому проректору по молодежной политике и организации приема.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено в срок до 04.04.2022 представить предложения о введении в Университете должности «заместитель декана/директора по молодежной политике», о функционале соответствующих сотрудников. - Анализ зарубежных образовательных и научных проектов. В этой части внимания требует вопрос о взаимодействии российских вузов с университетами стран СНГ, ЕАЭС и других. Ранее руководителям учебно-научных подразделений ректором уже было дано поручение представить заместителю ректора по международной деятельности С. В. Андрюшину предложения об иностранных организациях, органах публичной власти, с которыми СПбГУ в целях развития академического взаимодействия целесообразно организовать сотрудничество (материалы ректорского совещания от 09.03.2022, от 14.03.2022). В настоящее время также необходимо сосредоточиться на обновлении составов советов образовательных программ, редакционных коллегий журналов Университета, диссертационных советов и других — включении в них представителей организаций стран — партнеров Российской Федерации.
- Показатели публикационной активности ученых в журналах, индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus), а также участия ученых в зарубежных научных мероприятиях. Правительство Российской Федерации согласилось с предложением Минобрнауки России не учитывать соответствующие показатели в ходе мониторинга исполнения государственных заданий, оценки результативности и эффективности деятельности организаций и работы их руководителей, реализации программ поддержки высшего образования, научных, научно-технических и инновационных программ и проектов и других мероприятий. Вместе с тем сбор и анализ данных о наличии публикаций, индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus), и об участии ученых в зарубежных научных мероприятиях будет продолжен. В связи с этим, в случае если универсанты имеют возможность и готовы публиковаться в соответствующих журналах и участвовать в международных мероприятиях, нет необходимости останавливать эту работу.
Совещание Совета ректоров вузов СЗФО «О методике расчета региональных рейтингов "Три миссии университета" и результатах пилотного выпуска»
25 марта состоялось совещание Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа по вопросу обсуждения методики расчета региональных рейтингов «Три миссии университета» и результатов пилотного выпуска для вузов Северо-Западного федерального округа. В нем приняли участие ректоры и представители вузов СЗФО (91 участник), заместители руководителей и представители администраций субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа: Республики Коми, правительства Ленинградской области, Республики Карелия, Псковской области, Новгородской области, Мурманской области, Вологодской области, Калининградской области, Архангельской области, аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, администрации Санкт-Петербурга (13 участников) — всего более 100 участников.
С вступительным словом выступил председатель президиума Совета ректоров вузов СЗФО, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Он подчеркнул, что политика зарубежных рейтинговых агентств ведет к исключению из рейтингов представителей российской высшей школы. Поэтому развитие национальной системы рейтингов «Три миссии университета», в том числе появление в ней специального регионального выпуска, чрезвычайно важно.
На совещании был заслушан доклад Д. Э. Гришанкова, генерального директора Ассоциации составителей рейтингов, советника президента Российского союза ректоров, «Позиции вузов СЗФО в пилотном выпуске локальных рейтингов вузов 2021 года из экосистемы рейтингов "Три миссии университета"» (презентация доступна на сайте Совета ректоров вузов СЗФО). В докладе дано описание методологии составления региональных рейтингов, представлены результаты пилотного проекта по Северо-Западному федеральному округу, в том числе в сравнении по показателям с результатами, полученными по другим федеральным округам.
СПбГУ стал вице-чемпионом «медального зачета» предметных рейтингов «Три миссии университета»
На совещании обсуждался вопрос о необходимости совершенствования системы показателей региональных рейтингов, прежде всего по разделу «Общество». При подведении итогов совещания отмечено, что социальная миссия вуза — это не только и не столько его представленность в социальных сетях, сколько результаты участия в социальном и социально-экономическом развитии региона: от волонтерства, организации психологической, юридической и других видов помощи населению региона до подготовки кадров и проведения исследований для развития каждого региона.
Разрабатываемая система региональных рейтингов может использоваться в качестве основы для взаимной оценки при формировании партнерских связей между вузами, в качестве стимула для региональных властей в привлечении вузов к решению проблем развития региона, использоваться при реализации проекта партнерства СПбГУ «Менделеев», иных форм и направлений сотрудничества.
С целью выработки показателей рейтинга предложено создать экспертную группу с участием вузов и представителей органов власти регионов СЗФО.
Встреча обучающихся СПбГУ с В. А. Фадеевым
24 марта состоялась встреча председателя совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, советника президента Российской Федерации Валерия Александровича Фадеева с представителями студенческих объединений Университета.
Во встрече приняли участие более 70 обучающихся, руководителей и представителей различных студенческих объединений Университета. В их числе были представители студенческих советов институтов и факультетов, студенческих научных обществ, Спортивного клуба СПбГУ, Штаба студенческих отрядов СПбГУ, студенческого поискового отряда «Ингрия», Волонтерского центра СПбГУ, Клуба иностранных обучающихся СПбГУ, а также представители клиник Университета.
В ходе встречи В. А. Фадеев рассказал об актуальных вопросах современной международной геополитической обстановки, а также ответил на вопросы студентов.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило восемь обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 13 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения были на разные темы, в том числе о формате обучения; о возможности получения документов из л/д обучающегося.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке. Информация об учебной деятельности не поступила от руководителей Института педагогики, Института когнитивных исследований, юридического факультета, Высшей школы менеджмента.
В соответствии с поставленной задачей увеличения контактной аудиторной работы и наращивания практической подготовки студентов ректором СПбГУ было дано поручение: организовать осуществление образовательного процесса преимущественно в аудиторном формате и рассмотреть вопрос об увеличении контактной аудиторной работы и практической подготовки обучающихся.
В Университете приказом от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022» установлен преимущественно смешанный формат обучения.
Первый проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова провела совещание с руководителями учебно-научных подразделений, по итогам которого от директоров институтов и деканов факультетов поступили предложения о наращивании доли учебных занятий, проводимых в аудиторном формате.
Рядом руководителей (в том числе восточного факультета, Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ, Института когнитивных исследований, Института философии, Института истории, факультета математики и компьютерных наук, физического факультета, факультета социологии, медицинского колледжа) отмечено, что учебный процесс организован преимущественно в аудиторном формате, изменения не требуются. Некоторые руководители (Института химии, факультета прикладной математики — процессов управления) отмечают, что значительная часть занятий проводится в аудиторном формате и ведется работа по дальнейшему переводу занятий в аудитории. Часть руководителей УНП сообщила, что установленная в настоящее время доля аудиторных занятий является оптимальной с учетом необходимости осуществления занятий в гибридном формате для иностранных обучающихся.
Приняты решения о проведении в аудиторном формате практических занятий, аудиторных занятий по элективным дисциплинам и прочих в тех УНП, где предусмотрен смешанный формат обучения. В ближайшее время в Электронном расписании эти изменения будут отражены.
Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.
На встрече с представителями студентов первым заместителем декана биологического факультета обсуждалось предложение обучающихся первого курса бакалавриата о распределении студентов по группам на летнюю практику, проходящую на УНБ «Беломорская». Распределение обучающихся по группам осуществляется руководителем практики с учетом мнения студентов, наличия у них необходимых прививок, отсутствия медицинских противопоказаний, вместимости базы практики и других условий. Встреча руководителя практик со студентами по вопросу организации практики запланирована на следующую неделю. Обсуждались другие вопросы организации учебного процесса.
На встрече первого заместителя декана факультета искусств с представителями студенческого совета и старостой четвертого курса бакалавриата обсуждались вопросы организации учебного процесса. Обучающиеся третьего курса образовательной программы «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» интересовались возможностью дополнения блока предметов по выбору дисциплинами по изучению языков. Студенты высказали предложение о расширении предметов по выбору на третьем курсе. Как уже неоднократно обсуждалось на ректорских совещаниях, предложения по содержанию учебных планов и отдельных учебных дисциплин и практик любой универсант может направить в адрес учебно-методической комиссии по соответствующей УГСН.
На встрече декана факультета международных отношений с обучающимися обсуждались вопросы проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году для обучающихся выпускных курсов. В ходе обсуждения были освещены основные организационные и процедурные моменты, связанные с подготовкой и проведением государственной аттестации. В целях апробации технической и процедурной части проведения экзаменов в системе Blackboard с использованием прокторинга предполагается совместно с руководителями образовательных программ и председателями предметных комиссий организовать проведение пробных государственных экзаменов по направлению подготовки для обучающихся бакалавриата и магистратуры в мае, а также для аспирантов — в июне 2022 года.
Первый заместитель декана экономического факультета проинформировал обучающихся о формате образовательного процесса, о проведении промежуточной и итоговой аттестации, преддипломной практики, защитах выпускных квалификационных работ и других вопросах текущей деятельности.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями Института химии, факультета политологии, факультета социологии, Института наук о Земле, филологического факультета, медицинского колледжа (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
Состоялись встречи обучающихся с руководителями колледжа физической культуры и спорта (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), Института философии, восточного факультета, факультета прикладной математики — процессов управления.
О жалобах обучающихся на качество преподавания
В связи с поступлением различных жалоб от обучающихся на качество преподавания будет организована запись учебных занятий, которые проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Сотрудниками УСИТ подготовлена инструкция по осуществлению записи занятий, проводимых посредством МS Teams, и инструкция для размещения в OneDrive записей встреч, произведенных вне MS Teams. Теперь каждый преподаватель, который проводит занятия с применением ИКТ, должен делать видеозапись занятия и сохранять ее в специальном хранилище (по аналогии с записью зачетов и экзаменов, проводимых в удаленном формате). Запись будет храниться до момента сдачи всеми студентами курса, группы зачета, экзамена по данному предмету.
Ссылка на инструкцию, опубликованную на сайте Университета, будет направлена научно-педагогическим работникам в ближайшее время.
- Осуществление записи встречи в MS Teams
- Инструкция по размещению файлов в облачном сервисе Microsoft OneDrive
Организация переводов денежных средств из зарубежных стран иностранным обучающимся
В условиях действующих ограничений обучающиеся испытывают сложности с переводом денежных средств из-за рубежа и со снятием средств со счетов, открытых в зарубежных банках.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, возможность открытия банковских карт для зарубежных студентов СПбГУ, находящихся в настоящее время на территории Российской Федерации, для перечисления им средств из-за границы, предоставляет банк «Санкт-Петербург».
Санкт-Петербургским государственным университетом подготовлена инструкция для обучающихся по дальнейшим действиям с целью получения переводов из-за рубежа:
- Обучающемуся в личном кабинете необходимо заполнить форму-заявление на выпуск рублевой карты в банке «Санкт-Петербург».
- Санкт-Петербургский государственный университет организует выпуск этих карт банком «Санкт-Петербург». Карты выдаются централизованно банком «Санкт-Петербург» в Университете.
- После получения карты обучающемуся необходимо через онлайн-банк открыть в банке «Санкт-Петербург» валютный счет, на который ему из-за рубежа будет перечисляться валюта для оплаты обучения и для иных расходов.
- Резиденты РФ имеют право продавать валюту и зачислять рубли на открытый карточный счет и с данной карты оплачивать обучение и иные расходы.
- Нерезиденты РФ с открытого валютного счета смогут переводить средства в оплату стоимости обучения на валютный счет СПбГУ в банке «Санкт-Петербург». Оставшиеся на валютном счете средства конвертируются в рубли (по поручению держателя счета) и зачисляются на карту, с которой могут быть сняты через банкомат или использоваться для платежей в рублях.
Если руководство других банков, которым доступны валютные операции, предложит СПбГУ аналогичные или иные варианты, об этом незамедлительно будут проинформированы иностранные обучающиеся, а также доложено на ректорском совещании.
Перевод обучающихся из иностранных вузов в СПбГУ
Как ранее уже отмечалось в материалах ректорских совещаний и иных разделах на сайте СПбГУ, в Университете организован прием заявлений на перевод в СПбГУ граждан Российской Федерации, получающих образование за рубежом и в связи с ситуацией на Украине столкнувшихся с ущемлением своих прав, а также граждан Украины, Донецкой народной республики и Луганской народной республики, вынужденно покинувших территорию республик и прибывших на территорию Российской Федерации.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, по состоянию на 25.03.2022 получено 83 заявления кандидатов на перевод в СПбГУ из вузов других государств (Чехии, Германии, Польши, Израиля, Донецкой и Луганской народных республик, Румынии, Канады, США, Швейцарии, Франции, Украины, Испании, Австрии, Италии, Латвии, Финляндии, Южной Кореи).
Изданы приказы о зачислении в порядке перевода из иностранной образовательной организации трех студентов из вузов Донецкой народной республики, Чехии, Польши на направления «Государственное и муниципальное управление», «Политология» и «Туризм».
Юридическая и психологическая помощь обучающимся и работникам
Обучающиеся, которые прибывают в образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Санкт-Петербурга, из Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины, российские студенты, обучавшиеся в зарубежных университетах и вынужденно прервавшие там обучение, нуждаются в поддержке, помощи в адаптации к новым условиям. Как ранее уже неоднократно сообщалось, в Университете действует система помощи всем нуждающимся, в рамках которой на постоянной основе работает сеть специализированных структур — клиник.
Сегодня в СПбГУ функционируют 15 клиник: IT-клиника, Юридическая клиника, Психологическая клиника, Социальная клиника, Экологическая клиника, Музейно-архитектурная клиника, Конфликтологическая клиника, Центр финансовой грамотности, Социальный центр переводов, Медиацентр, Центр прикладных экономических исследований, Социологическая клиника прикладных исследований, Педагогическая клиника, Архивная клиника, Клиника коммуникационных проектов. Клиники системно занимаются социально ориентированной деятельностью Университета.
Профессиональную психологическую помощь в СПбГУ оказывают сотрудники и студенты Психологической клиники, студенты Юридической клиники под руководством преподавателей оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам по различным отраслям права, Центр финансовой грамотности силами обучающихся и под контролем преподавателей консультирует по вопросам страхования, банковских услуг, кредитованию и т. д.
Ежегодно студентами Юридической клиники проводится свыше 500 консультаций. Студенты Психологической клиники оказывают помощь и поддержку в решении психологических проблем как жителям Санкт-Петербурга, так и студентам, преподавателям и сотрудникам СПбГУ. Ежегодно студентами под контролем преподавателей проводится свыше 2000 консультаций.
Студенты Социальной клиники переводов под руководством преподавателей оказывают бесплатные услуги по устному и письменному переводу социально незащищенным категориям граждан и некоммерческим, в том числе благотворительным, организациям.
За 2021 год обучающимися СПбГУ, оказывающими помощь в рамках деятельности клиник СПбГУ, проведено более 4300 различных консультаций по запросам от нуждающихся в помощи граждан, а также реализовано свыше 300 проектов. Контактная информация для обращения за помощью размещена на страницах клиник.
Директорам и деканам поручено провести встречи с активами клиник, чтобы оказать им необходимую помощь в работе.
Об обращениях преподавателей, приехавших в Санкт-Петербург с Украины, об оказании поддержки
В СПбГУ обратилась семейная пара преподавателей, которые эвакуировались из Харькова (он юрист, она философ) с просьбой о помощи. У них возникли сложности с постановкой на миграционный учет (они приехали по украинским паспортам), а также с подтверждением их образовательных документов. «В скором времени возникнут проблемы с проживанием и материальным обеспечением, так как выезжали из Харькова в прямом смысле слова под бомбами, не было возможности взять вещи, деньги, технику».
Ректор дал соответствующие поручения должностным лицам Университета. На совещании заместитель ректора по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов рассказал, что этой семье оказывается помощь в постановке на миграционный учет и получении статуса беженцев. Главный инженер Дмитрий Владимирович Михайлов сообщил, что этой семье требуется временное жилье. Он предложил им служебную квартиру в Старом Петергофе, в здании по адресу ул. Халтурина, д. 15/3, они на днях приедут заселяться. Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов попросил харьковского преподавателя прислать резюме и другие данные, чтобы оценить уровень его научной подготовки. Выяснилось, что у преподавателя много научных публикаций, в том числе четыре статьи в международных журналах, индексируемых в Scopus, он вполне может претендовать на работу по специальности или в СПбГУ, или в другом юридическом вузе города. Директор Института философии Никита Всеволодович Кузнецов побеседовал с супругой: у нее базовое образование юриста, защитила диссертацию по философии, кроме того, работала практикующим психологом, занималась и в сфере педагогики. Ей тоже помогут в поиске работы в СПбГУ или в других вузах, организациях города.
Николай Михайлович Кропачев отметил: таким же образом универсанты будут помогать и другим нуждающимся преподавателям с Украины, из ДНР и ЛНР, которым потребуется поддержка.
Применение требований и целевых значений показателей, связанных с публикационной активностью
На ректорском совещании 21 марта были анонсированы детали планируемого к изданию постановления Правительства Российской Федерации об учете индексации публикаций российских ученых в международных базах данных и участия в зарубежных научных конференциях в 2022 году (Материалы ректорского совещания от 21.03.2022). Постановление № 414 «О некоторых вопросах применения требований и целевых значений показателей, связанных с публикационной активностью» опубликовано 21.03.2022. Оно немного отличается от проекта, который обсуждался на ректорском совещании.
Как рассказала и. о. проректора по научной работе Анастасия Сергеевна Ярмош, этим постановлением установлено, что до 31 декабря 2022 года не применяются требования по наличию публикаций (публикационной активности) в изданиях (научных изданиях), журналах, индексируемых в международных базах данных (информационно-аналитических системах научного цитирования) (Web of Science, Scopus), а также требования к целевым значениям показателей, связанных с указанной публикационной активностью, при:
- оценке результативности научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, программ поддержки высшего образования;
- осуществлении мер государственной поддержки (предоставлении грантов, грантов в форме субсидий, субсидий из федерального бюджета) научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, а также программ и проектов в сфере высшего образования (то есть в части таких проектов, как центры мирового уровня, гранты президента РФ, мегагранты, гранты Минобрнауки России на обеспечение проведения совместно с иностранными организациями научных исследований в рамках обеспечения реализации программы двух- и многостороннего научно-технологического взаимодействия и другие субсидии, полученные по результатам конкурсов федеральных органов исполнительной власти);
- оценке результативности и эффективности деятельности бюджетных и автономных учреждений, а также иных организаций и работы их руководителей;
- оценке эффективности реализации контрольных событий, мероприятий, а также результатов и показателей национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации.
Постановлением также установлено, что до 31 декабря 2022 года не применяются требования по участию в зарубежных научных конференциях, а также к целевым значениям показателей, связанных с публикационной активностью по результатам указанных конференций, при оценке реализации контрольных событий, мероприятий, а также результатов и показателей национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации. При этом подчеркивается, что требования и целевые значения показателей, связанных с публикационной активностью, подлежат применению, если такие требования выполнены, а целевые значения показателей достигнуты до даты опубликования постановления, то есть до 21.03.2022.
В отличие от проекта постановления, в утвержденную 19.03.2022 версию не включено неприменение требований о наличии публикаций в изданиях/журналах, индексируемых в WoS и Scopus (в том числе по целевым значениям показателей, связанных с публикационной активностью), при оценке результативности государственного задания на научные исследования; оценке результативности и эффективности труда работников бюджетных и автономных учреждений; оценке научной квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий.
А. С. Ярмош отметила позицию главы Минобрнауки России В. Н. Фалькова (Введен мораторий на показатели наличия публикаций, индексируемых в международных базах данных), заявленную в ходе встречи с ректорами вузов, что мораторий на показатели не означает запрет на публикации в изданиях Web of Science и Scopus. Поэтому при заключении трудовых договоров по результатам конкурсной кампании в 2022 году предлагается оставить требование о публикации научных статей, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, но дополнив его возможностью публикаций и в журналах из списка ВАК.
В связи со сложившейся геополитической ситуацией не исключены отказы в публикации по признаку российской аффилиации автора. Минобрнауки России просит информировать о наличии таких случаев. В адрес директоров и деканов, председателей научных комиссий направлено поручение довести до сведения научно-педагогических работников информацию о необходимости направления в адрес проректора по научной работе материалов, подтверждающих факт отказа в публикации по признаку российской аффилиации автора. Информацию требуется направить по электронной почте по адресу science@spbu.ru в срок до 06.04.2022.
Утвержден план мероприятий СПбГУ по поддержке молодых ученых и их привлечению к реализации приоритетных задач научно-технологического развития РФ
18 марта распоряжением проректора по научной работе № 937/1р утвержден «План мероприятий СПбГУ по поддержке молодых ученых и их привлечению к реализации приоритетных задач НТР РФ» (далее — План). Мероприятия этого Плана направлены на привлечение, поддержку, создание условий для обеспечения профессиональной самореализации и междисциплинарной кооперации молодых ученых в СПбГУ, а также на формирование критериев финансовой и организационной поддержки в целях привлечения молодых ученых к реализации приоритетных задач научно-технологического развития РФ, в том числе на поиск новых источников финансирования научной деятельности молодых ученых со стороны индустриальных партнеров.
Как рассказала и. о. проректора по научной работе Анастасия Сергеевна Ярмош, планируется, что по результатам реализации шести мероприятий Плана в течение 2022 года в СПбГУ будет сформирована система поддержки молодых ученых, которая позволит формировать новые междисциплинарные коллективы под руководством молодых ученых, а также усилит мотивацию научных руководителей аспирантов.
Согласно Плану, будут реализованы следующие мероприятия:
- Развитие системы именных стипендий по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
- Развитие системы поддержки перспективных проектов и разработок молодых ученых, обладающих потенциалом коммерциализации («Start-up СПбГУ»).
- Организация и проведение научных мероприятий для студентов и молодых ученых с целью создания условий для обмена опытом, представления результатов научных исследований (круглые столы, семинары, конференции).
- Развитие системы обучения молодых ученых проектной грантовой деятельности: обучение академическому письму, включение в учебные планы основных образовательных программ дисциплин, направленных на обучение проектной деятельности и фандрайзингу, формирование навыков подачи заявок в различные научные фонды и реализации фундаментальных и прикладных исследований по грантам и контрактам.
- Развитие программ поддержки междисциплинарных проектов молодых ученых.
- Стимулирование аспирантов к защите кандидатской диссертации и выполнению НИР соответствующего уровня.
Директорам и деканам поручено направлять предложения в части мероприятий Плана в адрес проректора по научной работе (science@spbu.ru).
Об экспертизах, выполненных специалистами СПбГУ
В 2021 году Санкт-Петербургским государственным университетом в соответствии с государственным заданием проведено 290 экспертных исследований. Анализ по видам и тематическим группам показывает наибольшую востребованность лингвистической экспертизы (58 %) и междисциплинарной экспертизы (21 %), также отдельные заключения были представлены по направлениям медицинских, исторических, экологических, культурологических, психологических исследований и экспертизы в области права (Экспертный университет).
Заказчиками экспертных исследований, проведенных СПбГУ в рамках государственного задания, выступили федеральные органы судебной, исполнительной и законодательной власти, а также органы исполнительной власти двух субъектов федерации — Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Объектами изучения в ходе правовой части этих исследований стали девять проектов федеральных и три проекта региональных нормативно-правовых актов. Экологическая экспертиза была посвящена изучению природной экосистемы государственного заказника «Кургальский» в Ленинградской области. Изыскания специалистов в области медицины были проведены по делам об установлении фактов врачебных ошибок. Специалисты в области психологии и социологии исследовали причины, определяющие особенности участия молодежи в политической жизни.
Экспертные, научные компетенции, которыми обладают работники СПбГУ, дали возможность для организации и эффективного исполнения 62 междисциплинарных экспертиз, обеспечивших проведение комплексных исследований в интересах государственных заказчиков. Междисциплинарными экспертизами были объединены исследования в области гуманитарных, естественных и общественных наук. Наибольшее количество таких экспертиз (24) пришлось на психолого-лингвистические исследования.
Значительную часть экспертных исследований, проведенных Санкт-Петербургским государственным университетом в рамках госзадания, составили экспертизы по делам о признании информационных материалов экстремистскими. Заказчиками таких исследований выступили правоохранительные и контрольно-надзорные органы. По их запросам в отчетном году было проведено 207 экспертиз по тематикам, связанным с изучением признаков экстремистской деятельности в информационном пространстве. В 155 случаях эксперты СПбГУ заключили, что исследованные материалы обладают признаками экстремизма. По материалам, содержавшимся в 25 % запросов, университетскими специалистами были даны ответы об отсутствии противоправных проявлений.
Объектами исследований в рамках таких запросов чаще всего являлись спорные тексты, в которых предположительно усматривались признаки призывов к разжиганию вражды и ненависти по критериям расовой, национальной или социальной принадлежности или признаки пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по критериям его отнесения к определенной социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой общности. Например, в одном из запросов на исследование требовалось изучить на предмет наличия признаков разжигания социальной, расовой или религиозной розни медиатекст, в котором речь шла о событиях Второй мировой войны и, в частности, об отношении немцев к коллаборантам, воевавшим на стороне Третьего рейха в составе РОА. Изучив представленные материалы, эксперты пришли к выводу об отсутствии в нем признаков, предполагаемых заказчиком. При этом авторы экспертного заключения основывались на том, что исследованный текст не содержал концептов «раса», «социальная группа» или «религия».
Результаты экспертных исследований СПбГУ послужили правоохранительным органам основой для возбуждения и расследования 8 уголовных дел и 49 административных производств. На основании экспертных заключений СПбГУ был закрыт доступ к 227 электронным информационным ресурсам, содержавшим экстремистский контент. Вместе с тем на основании 52 заключений, подготовленных экспертами СПбГУ, правоохранительными и контрольно-надзорными органами были приняты решения об отказе от возбуждения уголовных дел или производств по делам об административных правонарушениях.
Одним из важнейших принципов развития экспертной деятельности СПбГУ как ведущего экспертного учреждения является открытость и широкая публикация результатов исследований, выполненных специалистами Университета. Этот общий принцип, безусловно, распространяется и на экспертизы, проведенные в рамках государственного задания. Были опубликованы все экспертные заключения 2021 года, на которые не распространялись ограничения, наложенные действующим законодательством. Тем самым в пределах, установленных нормативно-правовым регулированием, была обеспечена максимальная открытость и публичность результатов экспертных изысканий, произведенных Санкт-Петербургским государственным университетом в интересах государственных органов.
О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорского совещания от 14.03.2022, от 21.03.2022). Как отметил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Международная конференция «Россия и Украина: международный взгляд на конфликт»
25 марта состоялась международная онлайн-конференция на тему «Россия и Украина: международный взгляд на конфликт», организованная Католическим университетом La Plata (Аргентина).
В работе конференции приняли участие аргентинские ученые: Мариано Каучино — юрист, профессор современной истории и внешней политики UCALP, бывший посол Аргентины в Израиле (2017–2019 гг.) и Коста-Рике (2016–2017 гг.); Альберто Хутшентройтер — профессор Национального института дипломатической службы (Аргентина); Марсело Монтес — профессор Института дипломатической службы нации (ISEN), находящегося в ведении министерства иностранных дел, международной торговли и культа Аргентины. А также российские эксперты: В. Л. Хейфец, профессор кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ, профессора кафедры европейских исследований СПбГУ С. Л. Ткаченко и А. В. Барынкин.
В ходе конференции аргентинская сторона выразила уверенность в том, что Россия выйдет победителем в текущем конфликте; по мнению профессора Марсело Монтеса, «господин Путин победит, потому что он не может не победить». Аргентинской стороной также были высказаны предположения о том, как будут развиваться события после окончания специальной операции на Украине. Например, примет ли Россия участие в восстановлении Украины. Также рассматривалась роль других держав, особенно Китая, в текущих событиях. Были сделаны предположения о том, как воспользуется текущей ситуацией Китай и какую часть российского рынка он займет после ухода европейских и американских компаний.
Профессор С. Л. Ткаченко проанализировал, какими будут последствия конфликта для участников и основных стейкхолдеров конфликта, таких как США, Китай, ЕС, Индия, Япония. Профессор А. В. Барынкин обосновал тезис о том, что причины текущего конфликта кроются в политике США и в расширении НАТО на восток. Были названы убедительные причины невозможности для России остаться в стороне и не участвовать в конфликте.
После выступлений докладчиков состоялась дискуссия в формате «вопросы-ответы», на которой студенты Католического университета Ла-Платы задавали вопросы докладчикам.
Визит делегации СПбГУ в Республику Беларусь
В рамках визита были проведены переговоры с главой РЦНК в Минске об организации отбора граждан Белоруссии в СПбГУ. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Центром исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, с Государственным литературным музеем Янки Купалы и с Централизованной системой государственных публичных библиотек Минска.
Тестирование по русскому языку в Греции
В Греческой Республике продолжается обучение в рамках курса русского языка как иностранного, реализующегося на базе Университета города Янина.
Сотрудничество российского и греческого университетов началось в феврале 2020 года, тогда состоялся первый набор слушателей на программу по изучению русского языка как иностранного. Сейчас обучение проходит уже третья группа, готовящаяся сдавать в мае государственное тестирование. Лекции посещают 150 слушателей — студентов, преподавателей и сотрудников администрации Университета Янины, почти 40 из которых уже обучались на курсах СПбГУ в прошлом учебном году. Интерес к изучению русского языка как иностранного проявляют представители разных факультетов, обучающиеся и преподающие на программах в области медицины, информационных технологий, археологии, искусства, психологии, экономики и даже логопедии.
В этом году специалисты Центра языкового тестирования СПбГУ сделали программу более насыщенной, увеличили количество занятий в два раза, а также ввели различные формы промежуточной аттестации, позволяющие оценивать успехи обучающихся и при необходимости корректировать образовательный процесс. Помимо этого, курс был дополнен досуговыми мероприятиями — тематическими разговорными клубами и лекциями о Санкт-Петербургском университете.
Поддержку в реализации проекта оказывает центр иностранных языков Университета Янины, а наработки СПбГУ в области онлайн-образования позволили вовлекать в обучение большее количество людей.
Музеи и выставки СПбГУ в программе «Пушкинская карта»
Санкт-Петербургский университет присоединился к программе «Пушкинская карта»: теперь такой картой можно оплатить входные билеты на посещение экспозиций и мероприятий музеев СПбГУ (СПбГУ присоединился к программе «Пушкинская карта»).
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, «Пушкинская карта» — это государственная программа приобщения молодежи к культуре, совместный проект Минкультуры, Министерства цифрового развития, «Почта Банка», который позволяет молодым людям (от 14 до 22 лет) бесплатно посещать музеи, театры, кинотеатры, выставки, филармонии и другие учреждения культуры за счет федерального бюджета.
Желающие могут оформить виртуальную карту «Почта Банка», на счете которой будет 5000 рублей. Счет карты будет пополняться ежегодно, а потратить деньги можно только на мероприятия, одобренные Министерством культуры. С 16 марта к программе присоединился и СПбГУ.
В рамках реализации программы «Пушкинская карта» информационно-технологическое взаимодействие между банком и СПбГУ осуществляется посредством платформы «PRO.Культура.РФ» (платформа портала «Культура.РФ»).
Музеи СПбГУ прошли регистрацию на платформе «PRO.Культура.РФ» для создания событий и мероприятий культурной жизни СПбГУ, которые впоследствии освещаются на портале культурного наследия и традиций России «Культура.РФ». В личных кабинетах музеев на платформе «PRO.Культура.РФ» события и мероприятия музеев СПбГУ проходят модерацию на участие в программе «Пушкинская карта», также здесь регистрируются технические параметры устройства терминального доступа, используемого в рамках программы «Пушкинская карта».
Для этих целей (прием оплаты «Пушкинской картой») на странице платежного сервиса СПбГУ была осуществлена надстройка и подключено отдельное специализированное устройство терминального доступа (платежный терминал), зарегистрированное в платежной инфраструктуре национальной платежной системы, для приема исключительно «Пушкинских карт» в соответствии с правилами программы «Пушкинская карта».
Чтобы приобрести билет в любой из музеев Университета, необходимо выбрать его из списка на странице платежного сервиса СПбГУ и после ввода персональных данных поставить флажок напротив строки «Хочу оплатить "Пушкинской картой"». Данные карты можно ввести в соответствующие графы, как при привязке обычной карты.
Все оплаченные «Пушкинской картой» билеты являются именными, поэтому при посещении музея обладателя карты могут попросить предъявить документ, подтверждающий личность. Правила программы запрещают покупку билетов для другого человека. На одно и то же мероприятие можно сходить несколько раз, если на каждое событие покупать отдельный билет.
Подробнее о программе можно узнать на сайте Госуслуг и на платформе Культура.РФ.
Конкурс проектов памятного знака «Утраченной книге»
По поручению ректора уже более 10 лет ведется системная работа по возвращению книг читателям, за эти годы в библиотеку возвращено более миллиона книг. Среди них — библиотека Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (Книги, которых больше нет в Библиотеке Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей), библиотека Первого социологического кабинета.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, возвратить в библиотеку Университета удается, к сожалению, далеко не все похищенные, пропавшие, не возвращенные читателями книги. Кроме того, значительная часть книг нашей библиотеки погибла в результате преступного отношения должностных лиц Университета к организации хранения, перевозке, лечения книг.
Так, размещенные по решению руководства Университета в подвале здания Же-де-Пом книги неоднократно заливались в результате прорыва систем отопления, а также затапливались при повышении уровня грунтовых вод (Лечебница для книг). Проверки состояния этих библиотечных фондов показали, что в результате отсутствия должного температурно-влажностного режима в этом подвале был приведен в полную негодность 3021 экземпляр изданий, выпущенных в период с 1806 по 1946 год (согласно акту о списании исключенных объектов библиотечного фонда от 19.12.2014 № 5206) («Отчего "болеют" книги?»). Серьезные пропажи книг были выявлены и в книжном собрании Императорского общества естествоиспытателей, а также в библиотеке Бестужевских курсов, в газетном фонде и других (Нам удалось остановить беспредел, Книги, которых больше нет в Библиотеке Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей).
Таким образом, хотя за эти годы в пользование читателям возвращено более миллиона изданий (8240 книг и журналов возвращены читателям в 2021 году), невозможно сказать, какое количество изданий из фондов нашей библиотеки в период с начала 1990-х годов до 2008 года было утрачено, погибло и было похищено из-за длительной бесхозяйственности.
Е. Г. Чернова добавила, что в память об утраченных ценных книжных изданиях, в знак уважения к самоотверженному труду библиотекарей, хранящих и спасающих книги, в целях публичного признания университетским сообществом ценности книги как главного источника и средства передачи знаний и в преддверии Всемирного дня книг и авторского права (отмечается 23 апреля) принято решение организовать конкурс проектов для изготовления памятного знака под названием «Утраченной книге».
В ближайшее время будет издан приказ, утверждающий положение о конкурсе проектов памятного знака. Конкурс будет проведен в два этапа, запланированное окончание первого этапа — в июле 2022 года, окончание второго этапа и подведение итогов — в декабре 2022 года. Отбор на первом этапе будет проводиться по результатам оценки представленных эссе с описанием идеи памятного знака, на втором этапе — по результатам оценки представленного пластического воплощения идеи памятного знака средствами дизайн-проектирования.
К участию в конкурсе приглашаются все универсанты без ограничений (обучающиеся, научно-педагогические работники, иные сотрудники). Состав жюри будет сформирован из числа научно-педагогических работников коллектива факультета искусств, а также с привлечением сотрудников Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ.
Размещение памятного знака запланировано на территории главного городка на Васильевском острове. Финансирование работ по изготовлению памятного знака планируется с привлечением пожертвования денежных средств от строительной компании ПАО «ЛСР», ведутся переговоры с генеральным директором, членом попечительского совета СПбГУ Андреем Юрьевичем Молчановым.
Об извинениях в связи с ошибкой в опубликованной информации
В публикации ответа на вопрос в Виртуальной приемной «Правда ли, что Университет жалуется в полицию на высказывания своих преподавателей?» была допущена техническая ошибка, связанная с упоминанием имени уважаемого преподавателя, который на самом деле не имел отношения к жалобе в правоохранительные органы (Правда ли, что Университет жалуется в полицию на высказывания своих преподавателей?). Ошибка исправлена, преподавателю принесены извинения (Об обращении преподавателя о законности действий другого преподавателя).