Материалы ректорского совещания

№ 519
от 04.04.2022

    Позиции СПбГУ в предметных рейтингах «Три миссии университета

    30 марта были опубликованы результаты пилотного проекта по разработке предметных рейтингов в системе рейтингов «Три миссии университета» (СПбГУ стал вице-чемпионом «медального зачета» предметных рейтингов «Три миссии университета»).

    Результаты были представлены по 29 предметным областям, в опубликованных материалах содержатся сведения только о вузах, занявших места не ниже двадцатого. Среди участников предметных рейтингов СПбГУ вошел в опубликованные материалы в 16 случаях и вошел в тройку лидеров по 13 номинациям, заняв первое место в рейтинге по области «Право», второе место по областям «Биология», «География», «История и археология», «Лингвистика и иностранные языки», «Математика», «Психология», «Социология», «Химия», третье место по областям «Геология», «Менеджмент», «Филология и журналистика», «Экономика», четвертое место по областям «Информационные технологии», «Медицина», «Физика», то есть во всех предметных рейтингах. Таким образом, СПбГУ во всех 16 предметных рейтингах, в которые был отобран, занял не ниже четвертого места, а по вхождению в топ‐3 предметных рейтингов занимает второе место (МГУ — 1 место).

    В топ‐3 всех 29 предметных рейтингов (так называемый медальный зачет) не менее трех раз вошли десять университетов (табл. 1).

    В топ‐5 предметных рейтингов не менее трех раз вошли 16 университетов (табл. 2).

    Методология предметных рейтингов основана на общем подходе рейтингов «Три миссии университета», предполагающем использование только объективных критериев при построении рейтинга для оценки трех миссий университета: образовательной, научной и социальной. Как и в других рейтингах, используются критерии допуска к участию в каждом из предметных рейтингов:

    1. университет осуществляет прием на первый курс по соответствующим образовательным программам (направлениям бакалавриата и специалитета)
    2. количество обучающихся по этим направлениям (специальностям) должно быть не ниже порогового значения, установленного в диапазоне от 100 до 200 человек

    Для учета характерных особенностей, свойственных различным сферам деятельности, в предметных рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса (приложение). Итоговые списки лучших университетов по предметным областям содержат 20 позиций, кроме предметных областей «Ядерные физика и технологии» (11) и «Технологии легкой промышленности» (7), где количество вузов, удовлетворяющих условиям участия в рейтинге, составляет меньше 20.

    При анализе результатов пилотного проекта обращает на себя внимание объективно зафиксированная мультидисциплинарность федеральных университетов (табл. 3).

    Из 14 университетов, вошедших в топ‐20 предметных рейтингов более десяти раз: шесть федеральных университетов, причем четыре из них (УрФУ, КФУ, ДВФУ и ЮФУ) лидируют по этому показателю. Таким образом, можно говорить о том, что увеличивается конкуренция между ведущими университетами в части предоставления возможности получения качественного междисциплинарного образования. Однако если расположить те же университеты в порядке убывания среднего рейтингового балла, то становится понятным, что в отношении реально подтверждаемого качества образования приоритет остается за лидерами предметных рейтингов (табл. 4).

    Опубликование предметных рейтингов существенно увеличивает возможности системы «Три миссии университета» в части оценки результативности деятельности образовательных организаций, а следовательно, формируется инструмент поддержки принятия решений по их развитию, в том числе в части выделения финансирования в определенных направлениях, увязанных с предметными областями, в которых достигнут наибольший прогресс. Поэтому результаты, полученные СПбГУ, требуют более детального анализа.

    Так, например, СПбГУ в предметной области «Право» занял первое место (балл 100), но второе место занимает ВШЭ с баллом 97,22, третье место — МГУ с баллом 94,33, остальные университеты имеют балл меньше 80. Как видно, разница по баллам между первым и вторым местом невелика. В предметной области «Психология» ВШЭ занимает первое место с баллом 100, СПбГУ — второе место с баллом 98,05, МГУ — третье место с баллом 87,74, остальные университеты имеют балл меньше 79. Здесь разница по баллам еще меньше, но уже не в нашу пользу. Подобная острая конкуренция в верхней части рейтинга наблюдается и в предметных областях «Информационные технологии» (МГУ — 100, МФТИ — 99,6, ИТМО — 98,84, СПбГУ — 98,22, ВШЭ — 97,09, остальные — меньше 89), «История и археология» (МГУ — 100, СПбГУ — 98,8, ВШЭ — 90,78, остальные — меньше 76), «Лингвистика и иностранные языки» (МГУ — 100, СПбГУ — 98,22, ВШЭ — 89,19, остальные — меньше 74), «Филология и журналистика» (МГУ — 100, ВШЭ — 97,19, СПбГУ — 94,97, остальные — меньше 72), «Математика» (МГУ — 100, СПбГУ — 92, ВШЭ — 85,6, МФТИ — 78,84, остальные — меньше 64), «Физика» (МГУ — 100, ТИ — 88,99, МИФИ — 87,22, СПбГУ — 86,12, остальные — меньше 73), «Геология» (МГУ — 100, Горный — 89,63, СПбГУ — 89,51, МИСиС — 81,72, остальные — меньше 70), «Социология» (ВШЭ — 100, СПбГУ — 94,57, МГУ — 85,54, РАНХиГС — 79,74, остальные — меньше 61), «Менеджмент» (ВШЭ — 100, РАНХиГС — 89,78, СПбГУ — 88,28, МГУ — 83,34, Финансовый университет — 82,53, РЭУ — 80,37, остальные — меньше 75), «Экономика» (ВШЭ — 100, МГУ — 90,53, СПбГУ — 89,55, Финансовый университет — 88,21, РАНХиГС — 83,25, РЭУ — 82,78, остальные — меньше 74).Таким образом, опубликованные предметные рейтинги демонстрируют не только расширение спектра университетов, имеющих возможность обеспечивать междисциплинарное образование, но и объективированную картину конкуренции ведущих университетов за лидерство в предметных областях.

    Директорам институтов и деканам факультетов даны индивидуальные поручения разработать планы мероприятий по продвижению СПбГУ в предметных рейтингах системы «Три миссии университета» с учетом специфики предметной области и достижений коллективов.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило восемь обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 12 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.

    По информации от декана факультета международных отношений: обучающиеся некоторых групп отмечают сложности в процессе внесения изменений в расписание и введения аудиторных занятий. Сочетание занятий с применением ИКТ и аудиторных занятий требует большего перерыва между занятиями в разном формате либо необходимости распределять занятия в разном формате на разные дни. Вопрос решается путем изменений в расписании.

    В адрес декана математико-механического факультета поступило обращение от обучающегося с заявлением о пересмотре оценки, полученной на пересдаче экзамена по дисциплине аттестационной комиссии. По мнению обучающегося, была нарушена процедура пересдачи экзамена: члены комиссии не заслушивали его ответ полным составом, а сама пересдача длилась дольше регламентированного времени. Члены комиссии представили пояснения о том, что при ответе комиссии обучающийся не смог ответить ни на один вопрос, не привел ни одного доказательства и показал полное непонимание предмета, а также проявил неуважение к комиссии и позволил себе недопустимые высказывания после оглашения оценки. В результате проведенной проверки нарушений процедуры проведения экзамена по дисциплине «Алгебра» не выявлено. Оснований для аннулирования результатов нет.

    Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    На встрече первого заместителя декана биологического факультета с обучающимися руководитель практик обучающихся проинформировал собравшихся о состоявшейся встрече с обучающимися первого курса бакалавриата, на которой присутствовали старосты курса, отдельных групп, а также члены инициативной группы, обратившейся ранее с просьбой о пересмотре распределения студентов по группам на летнюю практику. Было принято решение о составлении обучающимися предварительных списков, отражающих их пожелания относительно места прохождения практики, которые будут учтены при их окончательном распределении по потокам.

    В части перехода к аудиторному формату занятий по специальным дисциплинам старших курсов обучающимся разъяснено следующее: поскольку этот процесс требует серьезной перестройки расписания, занимающей определенное время, будет соблюдаться очередность в изменении формата занятий по блокам специальных дисциплин. Все изменения будут отражены в электронном расписании, и обучающиеся будут об этом своевременно оповещены.

    На встрече первого заместителя декана факультета искусств с представителями студенческого совета обсуждался вопрос доступа обучающихся в компьютерные классы и проектные мастерские по адресу: 6-я линия В. О., д. 15 в рамках часов самостоятельной работы в связи с необходимостью разработки курсовых и дипломных проектов, обсуждался вопрос обеспечения сохранности дорогостоящего специального оборудования и работы студентов на нем без присутствия преподавателя. Для выработки решения по данному вопросу руководителем УНП должна быть направлена служебная записка в адрес заместителя ректора по безопасности, согласованная с материально ответственным лицом, отвечающим за сохранность указанного оборудования.

    На встрече директора Института наук о Земле с обучающимися обсуждался вопрос переноса занятий по дисциплине «Основы минералогии». Ранее из-за коронавирусных ограничений были перенесены на более поздний срок практические занятия по дисциплине «Основы минералогии» у обучающихся основной образовательной программы «Почвоведение». Также было принято решение о том, что проведение практических занятий и коллоквиумов по дисциплине «Основы минералогии» планируется в аудиторном формате. Первое занятие состоялось 25.03.2022. Однако у обучающихся на данный момент большая нагрузка, поэтому решается вопрос о распределении занятий в течение семестра с целью сбалансировать нагрузку на обучающихся.

    Директор ИНоЗ проинформировал обучающихся основной образовательной программы «Полярные и морские исследования» о том, что все обучающиеся программы «ПОМОР» являются полноправными обучающимися СПбГУ. До конца этого семестра обучающиеся будут проходить все необходимые лекции и семинары, которые вместо немецких преподавателей будут компенсированы российскими специалистами. Обучающимся предложено в недельный срок выразить свои предпочтения по местам прохождения практик (в соответствии с уже подготовленным списком организаций и мест проведения практик). По уже имеющимся обращениям обучающихся о проблемах с переводом средств из-за введенных рядом недружественных стран неправомерных ограничений в обучении приняты решения по отсрочкам и рассрочкам оплаты. Заместителем ректора по правовым вопросам и заместителем ректора по международным связям в ближайшее время будут направлены обращения в адрес зарубежного вуза, который грубо нарушил условия договора о сотрудничестве и своими действиями причинил ущерб студентам (обучающимся как на бюджетной, так и договорной основе), преподавателям образовательной программы, Санкт-Петербургскому государственному университету в целом. Рассматривается вопрос о направлении обращения в судебные органы (Протокол совещания директора Института наук о Земле).

    На встрече с и. о. заместителя декана физического факультета обучающиеся интересовались вопросом о формате летней промежуточной аттестации по дисциплине «Английский язык». Зачет планируется проводить в аудиторном формате.

    На встрече с и. о. декана факультета свободных искусств и наук председатель студенческого совета озвучила вопрос о возможности пройти итоговую государственную аттестацию в удаленном формате. Если есть объективные причины для рассмотрения такого вопроса, студенты должны обращаться с заявлением к начальнику учебного отдела или заместителю начальника учебного управления по соответствующему направлению.

    В ходе встречи с обучающимися декан факультета международных отношений проинформировала студентов о принятом на совещании с первым проректором по учебной работе решении об увеличении объема занятий, проводимых в аудиторном формате (практических занятий, занятий по элективным дисциплинам) в тех учебно-научных подразделениях, где предусмотрен смешанный формат. С 31.03.2022 в аудиторный формат переходят занятия по второму иностранному языку, а с 01.04.2022 — занятия по элективным дисциплинам программ бакалавриата.

    В ходе встречи с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп декан факультета социологии проинформировал обучающихся о том, что с 04.04.2022 весь учебный процесс будет проходить в аудиторном формате. Гибридный формат будет использоваться в учебных группах с иностранными обучающимися, находящимися за пределами Санкт-Петербурга.

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями Института истории, экономического факультета, факультета международных отношений, восточного факультета, факультета искусств, физического факультета, факультета политологии, факультета прикладной математики — процессов управления, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), факультета свободных искусств и наук, филологического факультета.

    Состоялись встречи руководителей Института философии, факультета стоматологии и медицинских технологий с обучающимися.

    Информация о взаимодействии со студенческими советами не поступила от руководителей Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, Высшей школы менеджмента, медицинского колледжа.

    Утверждены образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации

    Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.02.2022 № 140 «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.07.2021 № 645 "Об утверждении образцов и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним"» внесены изменения в нумерацию образцов приложений к дипломам бакалавров, дипломов бакалавров с отличием, дипломов специалистов, дипломов специалистов с отличием, дипломов магистров, дипломов магистров с отличием, дипломов об окончании аспирантуры, дипломов об окончании адъюнктуры: пятизначные порядковые номера заменены на семизначные.

    Содержательная часть дипломов бакалавров, дипломов бакалавров с отличием, дипломов специалистов, дипломов специалистов с отличием, дипломов магистров, дипломов магистров с отличием, дипломов об окончании аспирантуры, дипломов об окончании адъюнктуры не изменилась.

    Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

    Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова напомнила, что с 2010 года выпускникам СПбГУ выдаются дипломы собственного образца (Собственные формы документов об образовании; О чем рассказывает диплом СПбГУ). В Российской Федерации такая возможность предусмотрена федеральным законом «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10.11.2009 № 259-ФЗ только для двух университетов — СПбГУ и МГУ. Форма диплома СПбГУ предусмотрена приказом ректора СПбГУ от 13.05.2010 № 1015/1 «Об утверждении формы документов о высшем профессиональном образовании Санкт-Петербургского государственного университета» (с изменениями и дополнениями) и приказом ректора от 13.05.2010 № 1016/1 «Об утверждении технических требований к документам о высшем профессиональном образовании Санкт-Петербургского государственного университета» (с изменениями и дополнениями). Приложения к дипломам СПбГУ имеют буквенную серию и шестизначный номер (например, АА 087756). Объем информации о выпускниках в дипломах СПбГУ постоянно увеличивается.

    Встреча ректора с президиумом Студенческого совета СПбГУ

    21 марта состоялась встреча ректора с президиумом Студенческого совета СПбГУ. Во встрече приняли участие все члены президиума Студенческого совета СПбГУ, а также проректор по воспитательной работе и организации приема. Встреча продлилась более трех часов.

    Встреча была посвящена обсуждению вопросов дальнейшего повышения открытости деятельности Университета. Кроме того, по инициативе студентов были обсуждены вопросы, связанные с проведением промежуточной аттестации с использованием прокторинга, а также о дисциплинарных взысканиях к лицам, привлеченным к административной ответственности.

    В рамках политики открытости Университет оперативно размещает на сайте информацию о вопросах, рассмотренных на ректорских совещаниях, и каждый универсант может с ней ознакомиться. Обучающиеся являются членами различных коллегиальных органов и комиссий, сформированных в Университете, в том числе и постоянных комиссий Ученого совета. Как члены этих коллегиальных органов обучающиеся имеют возможность реализовывать свои права, в том числе проводить работу по повышению открытости в работе этих коллегиальных органов.

    В части предложения о создании комиссии Ученого совета по делам обучающихся ректор спросил членов президиума о том, знают ли они, какие вопросы рассматривались этой комиссией. За период существования данной комиссии она рассмотрела вопрос о Положении о Студенческом совете СПбГУ, вопрос о критериях назначения повышенной государственной академической стипендии и еще несколько вопросов, которые в настоящее время рассматриваются Студенческим советом СПбГУ. Члены президиума Студенческого совета СПбГУ сказали, что не изучали вопрос о том, чем занималась данная комиссия. Было обсуждено, что вопросы, связанные с правами обучающихся, могут рассматриваться действующими постоянными комиссиями Ученого совета, а также Студенческим советом СПбГУ, формирование же еще одной комиссии с неясной компетенцией нецелесообразно.

    В отношении встреч представителей Студенческого совета СПбГУ с должностными лицами: было обсуждено, что при наличии вопросов, требующих обсуждения, должностные лица готовы встречаться и обсуждать эти вопросы, проведение же неподготовленных встреч, на которых отсутствуют повестка, проработанные вопросы и предметно изученная всеми участниками встречи проблематика, не будет способствовать решению вопросов.

    Что касается Виртуальной приемной: было обсуждено, что ответы на вопросы в Виртуальной приемной даются только сотрудниками Университета, а поскольку председатель Студенческого совета СПбГУ сотрудником не является, ему не может быть предоставлено право давать ответы в рамках Виртуальной приемной СПбГУ.

    Также было сообщено, что председатель Студенческого совета СПбГУ приглашается на заседания Приемной комиссии СПбГУ и уже посетил заседания. Было отмечено, что участие в работе Приемной комиссии СПбГУ является правом, а не обязанностью председателя Студенческого совета СПбГУ. В предыдущие годы председатели Студенческого совета СПбГУ крайне нерегулярно ходили, а то и вовсе не ходили на заседания Приемной комиссии, а действующий председатель Студенческого совета СПбГУ в принципе не обращался с вопросом о его приглашении на заседания Приемной комиссии СПбГУ.

    В отношении вопроса применения мер дисциплинарного воздействия к обучающимся, привлеченным к административной ответственности, ректор обратил внимание членов президиума Студенческого совета СПбГУ на то, что (как и сообщалось на ректорском совещании 14.03.2022 с обучающимися проводятся встречи, в ходе которых они могут дать соответствующие пояснения, при этом в отношении тех обучающихся, которые сообщили, что они не будут повторно принимать участие в несанкционированных мероприятиях, не будет применяться дисциплинарное взыскание в виде отчисления.

    По инициативе студентов также в ходе встречи был подробно обсужден и разъяснен вопрос об использовании прокторинга при проведении экзаменов и зачетов.

    Кроме того, на встрече обсуждался вопрос о сроках рассмотрения Студенческим советом СПбГУ проектов локальных актов Университета и проектов приказов о применении к обучающимся мер дисциплинарного воздействия. Студенческому совету предложено рассмотреть вопрос об установлении 14-дневного (или более короткого) срока рассмотрения таких проектов (Почему информацию о студентах, которые участвовали в митингах, скрыли?). В связи с этим декан юридического факультета Сергей Александрович Белов напомнил, что проект Положения о студенческом совете юридического факультета, одобренный студенческим советом юридического факультета и поддержанный ученым советом юридического факультета, рассматривается Студенческим советом СПбГУ с декабря 2021 года.

    Встречи со студентами, привлеченными к административной ответственности

    Как сообщалось на ректорском совещании 14.03.2022, подготовке проекта приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности будет предшествовать заседание комиссии с участием заместителя ректора по правовым вопросам, проректора по воспитательной работе и организации приема, декана факультета психологии и декана юридического факультета, на котором студенты смогут представить все имеющиеся у них сведения об обстоятельствах случившегося, а также сообщить об обжаловании постановления или о намерении обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности (если такое намерение есть), либо о результатах обжалования.

    К настоящему времени члены комиссии провели встречи с 20 студентами, 18 из которых сказали о том, что были задержаны случайно, намерения участвовать в несанкционированных мероприятиях у них не было, двое обучающихся сказали о том, что пришли на несанкционированное мероприятие потому, что их родственники и друзья на Украине, и в силу личных переживаний они решили пойти на несанкционированное мероприятие. При этом все студенты сказали о том, что более не будут участвовать в несанкционированных мероприятиях.

    Комиссия также изучила предшествующее поведение обучающихся: дисциплинарных взысканий данные обучающиеся ранее не имели.

    В отношении таких обучающихся комиссия будет рекомендовать применение дисциплинарного взыскания в виде выговора.

    О международной деятельности СПбГУ

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022; Материалы ректорского совещания от 21.03.2022Материалы ректорского совещания от 28.03.2022). Как отметил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Организация международного сотрудничества в текущих условиях

    В связи с приостановкой сотрудничества в рамках действующих соглашений со стороны ряда европейских партнеров возник риск нарушения прав обучающихся СПбГУ, особенно при реализации образовательных программ по модели двух дипломов. Из всех таких партнеров только Университет Гамбурга объявил о том, что по программе полярных и морских исследований «ПОМОР» студенты не смогут получить диплом немецких университетов, участвующих в реализации этой программы. Это стало примером грубого нарушения условий соглашения и прав обучающихся. Остальные партнеры выразили готовность доучить всех студентов и выполнить свои обязательства, а решение о новом наборе будет приниматься в зависимости от указаний органов власти европейских государств.

    Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев после получения первых писем от партнеров о приостановке сотрудничества поставил задачу мониторить все случаи нарушения прав универсантов и Университета в целом и принимать меры в соответствии с законодательством. Для выполнения поручения ректора и защиты прав обучающихся и научно-педагогических работников готовятся претензии к партнерам о неисполнении ими взятых на себя обязательств, влекущем нарушение прав. В частности, президенту Гамбургского университета направлено письмо с требованием соблюдения условий соглашения и прав обучающихся, а также с сообщением о подготовке соответствующей претензии. Аналогичным образом готовятся претензии в адрес издательств, отказывающихся публиковать статьи ученых СПбГУ.

    В СПбГУ действует 1056 соглашений о сотрудничестве с иностранными вузами, органами государственной власти и международными организациями. По состоянию на 01.04.2022 в СПбГУ зарегистрировано 56 писем от иностранных партнеров о приостановлении сотрудничества: Германия (14 писем), Франция (8), Финляндия (5), Бельгия (5), Польша (4), Нидерланды (3), Чехия (3), Испания (2), Эстония (2), Швеция (2), Великобритания (2), Литва (1), Норвегия (1), Дания (1), Португалия (1), США (1), Украина (1). Из них — четыре письма о расторжении соглашений. В большинстве писем партнеры ссылаются на директивы органов власти и сожалеют о приостановке сотрудничества, а также выражают надежду на его возобновление после улучшения ситуации.

    Тем не менее в целях обеспечения возможностей академической мобильности для обучающихся и научно-педагогических работников проводится работа по диверсификации программ академической мобильности с партнерами в дружественных странах.

    Руководителям учебно-научных подразделений представили предложения об иностранных организациях, органах публичной власти, с которыми СПбГУ в целях развития академического взаимодействия целесообразно организовать сотрудничество. В список таких партнерств вошли организации из следующих стран: Армения, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Египет, Катар, Китай, Казахстан, Киргизия, Куба, Индия, Израиль, Иордания, Камбоджа, Мали, Мексика, Марокко, Оман, ОАЭ, Таджикистан, Танзания, Таиланд, Турция и ЮАР. Организована работа по взаимодействию с организациями указанных стран для установления или расширения уже имеющихся партнерств. Директорам и деканам поручено направлять новые предложения в адрес заместителя ректора по международной деятельности, поощрять и продвигать международные инициативы коллег, особенно молодых преподавателей.

    Результаты визита в Республику Узбекистан

    В соответствии с поручением ректора состоялся визит заместителя ректора по международной деятельности в г. Ташкент (Республика Узбекистан) для проведения рабочих встреч по организации деятельности филиала СПбГУ в Ташкенте, а также установления новых контактов. Подписано соглашение со специальной экономической зоной «Навои» о создании представительства СПбГУ на ее базе. Целью открытия представительства на площадке СЭЗ «Навои» является установление партнерства и развитие сотрудничества с крупными промышленными и высокотехнологичными компаниями, являющимися резидентами СЭЗ «Навои». Это взаимодействие открывает возможности для филиала СПбГУ в Ташкенте и для Университета в целом по обеспечению эффективного партнерства с работодателями, участия их в советах образовательных программ, организации практик для обучающихся и коммерциализации результатов научной деятельности СПбГУ. Отмечено, что для Узбекистана ключевыми проблемами развития народного хозяйства являются дефицит водных ресурсов (в том числе очистка и контроль качества воды) и нехватка энергомощностей. Разработки Университета в этих областях будут получать поддержку со стороны правительства республики и максимально быстро внедряться посредством организации экспериментальных производств во взаимодействии с крупнейшими предприятиями Узбекистана. Представительство СПбГУ является единственным в СЭЗ «Навои».

    В ходе визита также подписано рамочное соглашение о сотрудничестве с частным Университетом Diplomat, в структуру которого входит частная общеобразовательная школа, где преподавание осуществляется исключительно на русском языке. За счет крупных инвестиций создана современная образовательная инфраструктура и отбираются лучшие преподаватели со всего Узбекистана. В рамках сотрудничества запланировано проведение профориентационных мероприятий и олимпиад СПбГУ для школьников, а также сотрудничество по развитию филиала СПбГУ в Ташкенте за счет реализации образовательных программ по модели двух дипломов.

    В соответствии с инициативой, высказанной министром иностранных дел России С. В. Лавровым о необходимости открытия центров подготовки трудовых мигрантов в стране их гражданства и до приезда в Россию, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поручил организовать работу по подготовке к реализации такого проекта. СПбГУ обладает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для обучения и подготовки иностранных граждан к сдаче комплексного экзамена. Состоялась встреча с заместителем министра занятости и трудовых ресурсов Республики Узбекистан, на которой представители министерства выразили поддержку реализации такого проекта и отметили особую важность и востребованность этой работы непосредственно в Узбекистане, так как это позволит защитить мигрантов и их права, которые часто нарушаются из-за распространенности мошеннических схем при подготовке документов и сдаче экзамена. Организована работа по созданию центра.

    Состоялись также рабочие встречи с первым заместителем министра высшего и среднего специального образования К. Х. Каримовым и ректором Ташкентского государственного университета востоковедения Г. Ш. Рихсиевой, в которых приняли участие по видеосвязи Э. А. Зелетдинова и Б. Т. Гатаева. На встречах обсуждались вопросы подготовки помещений в здании филиала к образовательному процессу в 2022/23 учебном году, подача заявки на регистрацию и лицензирование филиала.

    Открыт месяц академических обменов СПбГУ и Хуачжунского университета науки и технологий

    1 апреля состоялась церемония открытия месяца академических обменов СПбГУ и Хуачжунского университета науки и технологий (третий в рейтинге технических вузов КНР), в которой приняли участие почетные гости: проректор по международной деятельности г-н Чэнь Цзяньго, начальник международного отдела г-н Цзе Чэнь, декан факультета энергетической инженерии.

    Месяц академических обменов включает в себя ряд мероприятий:

    • симпозиум по многофазным потокам и статистической физике (1 апреля)
    • симпозиум по этическим вопросам редактирования генома и нейроулучшения (12–13 апреля)
    • семинар по вопросам прикладной математики и науки о данных (22–23 апреля)
    • семинар по вопросам моделей коммуникации здоровья на основе смарт-медиа в повседневной жизни: взгляд России и Китая (середина апреля 2022 года, дата на согласовании)
    • III международный симпозиум по новым методам медицинской диагностики и лечения (конец апреля 2022 года, дата на согласовании)
    • симпозиум по фотокаталитическим технологиям и технологиям пористых материалов (конец апреля 2022 года, дата на согласовании)

    Все универсанты могут принять участие в этих мероприятиях.

    Кадровые изменения

    Доцент юридического факультета Екатерина Александровна Дмитрикова с сентября 2021 года исполняла обязанности начальника Контрольно-ревизионного управления. По ее просьбе принято решение освободить ее от этих обязанностей. За этот недолгий срок она сумела многое сделать в организации контрольно-ревизионной деятельности в СПбГУ, за что ей объявлена благодарность в приказе ректора. По рекомендации Е. А. Дмитриковой исполняющим обязанности начальника КРУ назначен Максим Валерьевич Каменков, ранее исполнявший обязанности заместителя начальнику КРУ.

    Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич назначен на должность первого проректора по молодежной политике и организации приема. Руководитель Управления по работе с молодежью Владимир Александрович Савинов назначен на должность проректора по воспитательной работе. Проректор по воспитательной работе подчиняется первому проректору по молодежной политике и организации приема.

    Использование квартир в многоквартирном доме на Чичеринской улице

    В рамках ректорских совещаний 31.01.2022 и 28.03.2022 уже обсуждался вопрос выделения служебного жилья аспирантам в целях реализации Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы, в том числе реализация мер поддержки молодых ученых, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, повышение престижа научной деятельности (Материалы ректорского совещания от 31.01.2022).

    Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Чичеринская, д. 2а, в ведении СПбГУ имеется четыре полностью отремонтированные квартиры (две двухкомнатные и две однокомнатные), которые к лету будут оборудованы мебелью и станут пригодными для проживания. Предлагается в июне на конкурсной основе предоставить эти служебные квартиры научно-педагогическим работникам в возрасте до 35 лет, достигшим высоких научных результатов и испытывающим жилищные затруднения, на срок действия трудового договора с СПбГУ.

    При возобновлении активного взаимодействия с ведущими учеными мира по мере ввода в эксплуатацию других квартир служебное жилье будет использоваться для реализации задач, сформулированных в Программе развития СПбГУ, и приглашения на работу в СПбГУ высокоэффективных ученых с целью создания точек научного роста. Директорам и деканам поручено направлять конкретные предложения по использованию служебного жилья для привлечения высокоэффективных ученых в разных научных областях.

    Встречи руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, студентами и представителями профсоюзной организации

    Возвращаясь к вопросу об организации встреч руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, представителями профсоюзной организации, со студенческим активом (не только с представителями студенческого совета, но и со старостами курсов, руководителями студенческих научных кружков, волонтерских групп, студенческих клиник и других объединений), являющейся обязанностью деканов и директоров, зафиксированной в их трудовых договорах, следует отметить, что большинство руководителей уделяет особое внимание встречам со студентами, старостами, а также руководством студенческих общественных объединений.

    Однако, как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в феврале не были организованы такие встречи руководителями института ВШЖиМК, факультета искусств, факультета математики и компьютерных наук.

    В то же время большинство руководителей по разным причинам не уделяет внимания обсуждению проблем с профсоюзным активом. Только в шести коллективах (истории, медицинского, свободных наук и искусств, социологии, филологического, экономического) из 24 проведены встречи с представителями профсоюзов.

    В феврале не проведены встречи с заведующими кафедрами деканами юридического факультета, биологического и факультета искусств.

    Подробная информация о количестве таких встреч руководителями учебно-научных подразделений в феврале представлена в таблице:

    Подразделения

    Количество встреч с

    заведующими кафедрами

    студентами

    профсоюзом

    Институт «Высшая школа менеджмента»

    1

    1

    0

    Институт ВШЖ и массовых коммуникаций

    1

    0

    0

    Институт истории

    2

    4

    2

    Институт наук о Земле

    2

    2

    0

    Институт когнитивных исследований

    1

    0

    0

    Институт педагогики

    0

    0

    0

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    1

    0

    0

    Институт философии

    1

    3

    0

    Институт химии

    1

    1

    0

    Факультет биологический

    0

    2

    0

    Факультет восточный

    2

    1

    0

    Факультет иностранных языков

    3

    1

    0

    Факультет искусств

    0

    0

    0

    Факультет математики и компьютерных наук

    0

    0

    0

    Факультет математико-механический

    1

    1

    0

    Факультет медицинский

    1

    1

    1

    Факультет международных отношений

    1

    2

    0

    Факультет политологии

    1

    3

    0

    Факультет прикладной математики — процессов управления

    1

    2

    0

    Факультет психологии

    5

    1

    0

    Факультет свободных наук и искусств

    1

    2

    1

    Факультет социологии

    1

    3

    1

    Факультет стоматологии и МТ

    1

    3

    0

    Факультет физический

    1

    1

    0

    Факультет филологический

    4

    4

    1

    Факультет экономический

    2

    3

    2

    Факультет юридический

    0

    1

    0

    После того как на ректорских совещаниях стала регулярно докладываться информация о выполнении директорами, деканами обязанности по проведению указанных встреч, они стали регулярно проводиться руководителями факультетов социологии, свободных искусств и наук, филологического, экономического, медицинского, а также Института истории.

    В. В. Еремеев вновь подчеркнул важность организации указанных встреч и приемов. Анализ опубликованных материалов позволяет студентам, их родителям, всем универсантам получать крайне важную и своевременную информацию, в том числе необходимую для принятия управленческих решений, адекватно и быстро реагировать на возникающие проблемы и принимать соответствующие меры для их решения.

    Финансирование СПбГУ в условиях секвестра

    В связи со сложным макроэкономическим положением, обусловленным введением незаконных ограничений в отношении нашей страны со стороны недружественных стран, Правительство Российской Федерации поручило главным распорядителям бюджетных средств (в том числе СПбГУ) подготовить и представить к 15.03.2022 предложения по сокращению бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным распорядителям в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2022 год, в размере не менее 10 % от общего объема бюджетного обеспечения, за исключением публичных обязательств, к которым относятся оплата труда, стипендиальные выплаты и выплаты детям-сиротам. Размер секвестра для СПбГУ, значительно сократившийся после вывода из-под оптимизационных процедур всей предоставляющейся Университету ежегодной надбавки к расчетным значениям бюджетных нормативов по образовательным услугам, составил 247,6 млн рублей.

    Вместе с тем главные распорядители бюджетных средств имели возможность внести запросы о предоставлении бюджетной поддержки на преодоление эффектов незаконных ограничений в отношении нашей страны со стороны недружественных государств, но не более, чем на аналогичную расчетную сумму в 10 % от общего объема бюджетного обеспечения. Воспользовавшись предоставленной возможностью, СПбГУ направил собственный запрос на тот же объем в 247,6 млн руб., сопроводив его надлежащими прогнозными обоснованиями по сокращению ожидаемых внебюджетных поступлений (вследствие падения численности обучающихся из европейских стран, снижения интенсивности международной научной коллаборации и т. д.).

    Как следует из доведенного до СПбГУ правительственного протокола, Университет стал единственным главным распорядителем бюджетных средств, которому Правительством Российской Федерации была одобрена бюджетная поддержка, полностью покрывающая размер секвестра. Таким образом, СПбГУ сохранил все собственные объемы бюджетного финансирования на 2022 год (лишь произведя их внутреннее перераспределение: с субсидии на реализацию Программы развития на субсидию на выполнение государственного задания по подразделу 0706 «Высшее образование»).

    Справочно: по таким главным распорядителям бюджетных средств, как Минобрнауки России, РФФИ и Государственный Эрмитаж итоговые размеры секвестра составили 17047,8 млн руб., 1153,3 млн руб. и 410,1 млн руб. соответственно. При этом некоторые главные распорядители бюджетных средств (в том числе МГУ) не представили предложений, в связи с чем в их отношении Правительством Российской Федерации должны будут инициироваться процедуры принудительной оптимизации в 10 %, без предоставления дополнительной поддержки.

    Следует отметить, что положительное решение о предоставлении СПбГУ бюджетной поддержки явилось следствием длительных консультаций с Минфином России, в ходе которых СПбГУ удалось подтвердить обоснованность собственных прогнозов и пройти процедуры расчетных верификаций, базирующихся в том числе на сопоставлении данных Федерального казначейства о финансовом положении СПбГУ и предоставляемых Университетом статистических и отчетных сведений. С учетом изложенного, необходимо учитывать, что ненадлежащая работа со статистическими данными и подготовкой обоснований в кризисные периоды может привести к существенным потерям в бюджетном финансировании Университета. Первый проректор Елена Григорьевна Чернова обратила внимание участников совещания на необходимость обеспечивать максимальную достоверность при подготовке ответов на поступающие тематические запросы бюджетно-экономической направленности, в особенности — в преддверии возможных секвестров второй и третьей очереди.

    Организация переводов денежных средств из зарубежных стран иностранным обучающимся

    Согласно полученным от Минобрнауки РФ разъяснениям о способах беспрепятственного осуществления денежных переводов в Россию из-за рубежа, Е. Г. Чернова проинформировала о доступных для обучающихся возможностях.

    Поскольку международные платежные системы Visa и MasterCard объявили о приостановке работы на территории Российского Федерации, трансграничные переводы по картам Visa и MasterCard, если они эмитированы российскими банками, недоступны. Это касается как оплаты покупок в иностранных интернет-магазинах, так и использования этих карт за рубежом для снятия денег и оплаты покупок.

    В России не будут проводиться переводы и платежи с использованием карт Visa и MasterCard, эмитированных иностранными банками. С этих карт в России невозможно снять наличные деньги.

    Карты международных платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные российскими банками, продолжат работать на территории России в обычном режиме до истечения срока их действия. Держатели этих карт в России смогут проводить операции в банкоматах, расплачиваться картами, делать переводы с карты на карту. Для расчетов на территории России можно использовать карту «Мир» или Сервис быстрых платежей Банка России.

    Актуальные способы трансграничного перевода денежных средств в Россию и из России:

    1. использование карты «Мир» для тех стран, где она принимается: Турция, Вьетнам, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Южная Осетия и Абхазия
    2. использование карт международной платежной системы UnionPay International (Китай)
    3. классические банковские трансграничные переводы по текущим счетам граждан, за исключением счетов, открытых в российских банках, которые отключены от SWIFT: ВТБ, Банк «Россия», «ФК Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк (из России можно осуществлять переводы только в страны, не присоединившиеся к санкциям США и ЕС, близким родственникам в размере не более 5000 долларов США в месяц)
    4. использование систем денежных переводов, например, Золотая корона и Western Union, однако здесь существуют ограничения по размерам и условиям трансграничного перевода денежных средств, которые нужно уточнять на сайтах этих систем или в отделениях, осуществляющих такие переводы

    Студентам рекомендуется воспользоваться одним из следующих способов:

    1. открыть карту UnionPay International (Китай) и передать реквизиты для перевода своим родным
    2. обратиться в Золотую корону или Western Union и узнать о возможности получения денежного перевода из своей страны
    3. открыть счет в любом российском коммерческом банке, который не попал под санкции, после открытия счета необходимо в этом банке взять его реквизиты для перевода денег по SWIFT и отправить их своим родным, которые могут перевести деньги на этот счет со своего счета в зарубежном банке

    Студент может после получения денег на свой счет в российском банке конвертировать их в рубли и рассчитываться в России картой «Мир».

    У обучающихся СПбГУ есть возможность открыть счет в банках «Санкт-Петербург», «Райффайзен Банк» и «ЮниКредит Банк». Подробная информация доступна по ссылке: Как иностранные студенты в России могут получать денежные переводы из-за рубежа.

    Организация материально-технического обеспечения учебно-научных баз

    В 2019–2020 годах было проведено техническое обследование зданий спальных корпусов учебно-оздоровительной базы «Горизонт», расположенной в поселке Ольгинка на побережье Черного моря (в 30 км от Туапсе). Были выявлены многочисленные повреждения несущих конструкций, состояние зданий было признано неудовлетворительным. В связи с этим в 2020 году было принято решение о выводе спальных корпусов из эксплуатации и приостановке размещения отдыхающих на базе. Для отдыха универсантов и проведения учебно-научных практик разработан проект нового современного модульного сооружения на 118 мест (Перезагрузка: Долгая дорога к «Горизонту»).

    Как рассказал главный инженер — заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов, такой корпус был построен и введен в эксплуатацию в 2021 году, завершается подготовка его к заселению в текущем году. Номера рассчитаны на 2–3 места, в каждом номере имеется душевая, санузел и лоджия. В 2022 году планируется заезд студентов в летний период, проведение практик, предоставление мест для отдыха сотрудников Университета. Невостребованный универсантами номерной фонд может быть предоставлен на коммерческой основе иным лицам.

    Для организации прозрачного учета номерного фонда базы и его использования разработан программный модуль 1С «Горизонт». В программе отражена структура номерного фонда нового модульного сооружения, созданы формы необходимых отчетов, организованы механизмы заключения договоров и ведения взаиморасчетов с клиентами. На основе единого платежного сервиса СПбГУ (pay.spbu.ru) создан сервис электронного бронирования, позволяющий клиенту выбрать доступный номер определенного типа и, заранее оплатив его, оформить бронирование на определенный срок. Это позволит существенно упростить процедуры оформления документов и уйти от использования наличных денег при оплате проживания.

    Кроме того, на программной платформе 1С «Предприятие» разработан информационный блок, позволяющий вести учет жилого фонда на всех учебно-научных базах. В настоящее время этот блок протестирован и ведется его наполнение информацией о жилых корпусах баз. Уникальность расположения учебно-научных баз СПбГУ делает их привлекательными для туристов, ученых и студентов из других вузов. Это позволяет использовать жилые корпуса на базах для размещения таких лиц на коммерческой основе в периоды, когда базы не используются для проведения практик СПбГУ. Полученные средства будут использоваться для содержания баз и модернизации их инфраструктуры. Уже заключены первые договоры, по которым организовано размещение на базах «Импилахти», «Беломорская», «Крымская», «Дубрава», что позволит Университету заработать порядка 350000 рублей на модернизацию инфраструктуры баз.

    О сувенирной продукции с символикой СПбГУ, а также о ресурсах, использующих имя Университета

    Студенты третьего курса в рамках деятельности Юридической клиники провели работу по выявлению неправомерного использования символики СПбГУ. В ходе подготовки отчета были проанализированы сайты в сети Интернет, неправомерно использующие символику Университета, в частности, зарегистрированные товарные знаки.

    В результате проведенного анализа было выяснено, что большинство ресурсов, незаконно использующих символику СПбГУ — это сайты, где оказываются услуги по нанесению изображений на разные модели одежды (футболки, толстовки, свитера и др.), а также услуги по нанесению изображений на аксессуары (брелоки, чехлы на гаджеты, кружки, ручки и т. д.).

    Как уже сообщалось ранее, с осени 2020 года в официальном интернет-магазине, а также в магазинах «Дом Университетской книги» реализуется официальная сувенирная продукция Университета (СПбГУ запускает магазин сувенирной продукции; интернет-магазин; О работе интернет-магазина СПбГУ). Ассортимент регулярно расширяется. Так, с лета 2021 года стали доступны в продаже фирменные футболки и толстовки.

    Поэтому ректор Н. М. Кропачев поручил заместителю по правовым вопросам Ю. В. Пенову подготовить комплексный план претензионной и исковой работы по всем обнаруженным торговым площадкам.

    Владельцам площадок, незаконно торгующих продукцией с нанесенной символикой СПбГУ, будет предложено заключение лицензионных соглашений, предусматривающих комиссионное вознаграждение, а также возможность размещения продукции в официальном интернет-магазине СПбГУ.

    Ректор поблагодарил декана юридического факультета С. А. Белова и студентов-юристов за проделанную работу. Участники совещания предложили обратиться к студентам-юристам и студентам-журналистам с просьбой также осуществить анализ использования имени СПбГУ в деятельности издательств, информационных ресурсов, включая сообщества в сети Интернет, и т. п. Первый проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что такая работа тоже уже проведена студентами-юристами. Участники совещания отметили, что подобный анализ необходимо проводить на регулярной основе.