Перезагрузка: Прошлое и настоящее: от межфакультетских программ — к междисциплинарным
Кто важнее для современного общества: инженер теплосетей или менеджер широкого профиля, стоматолог-протезист или терапевт? Каких специалистов следует готовить в Университете: узких или универсальных? О важности создания междисциплинарных образовательных программ рассказывает первый проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова.
Марина Юрьевна, начнем с простого: что такое междисциплинарные образовательные программы?
Вопрос не так прост, как кажется. С одной стороны, как указано в Программе развития СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет реализует междисциплинарность подходов в образовании и науке. И в настоящее время содержание многих образовательных программ СПбГУ позволяет говорить об их междисциплинарности. С другой стороны, действующее законодательство Российской Федерации об образовании не дает определения междисциплинарной образовательной программы. И в сфере образования существуют как узкие, так и широкие подходы к пониманию признаков (критериев) междисциплинарной образовательной программы.
В целях выработки единого мнения о понятии и признаках (критериях) междисциплинарной основной образовательной программы в марте 2017 года в СПбГУ был проведен круглый стол, организовано общественное обсуждение на сайте СПбГУ, а также получены предложения директоров и деканов, председателей учебно-методических комиссий учебно-научных подразделений СПбГУ. В результате мы пришли к заключению, что образовательная программа может считаться междисциплинарной, если удовлетворяет одному или нескольким из пяти критериев:
- пересечение двух или более областей знаний (например, «Химия, физика и механика материалов»)
- пересечение двух или более областей профессиональной деятельности (например, «Информационная бизнес-аналитика»)
- формирование компетенций из двух и более дисциплинарных областей / направлений (например, «Биоинформатика»)
- сопряжение профессиональных компетенций программы с несколькими профессиональными стандартами (например, «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов»)
- формирование набора дополнительных компетенций у обучающихся (например, «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР»)
По результатам проведенной работы, обобщения и анализа экспертных мнений научно-педагогических работников СПбГУ был сделан общий вывод о том, что образовательная программа СПбГУ является междисциплинарной, если в ней:
- затрагиваются две или более области знаний
- затрагиваются две или более области профессиональной деятельности
Но сложности в отношении таких программ остаются. Например, востоковедение — это программа по одному направлению подготовки («Востоковедение и африканистика»), но она междисциплинарная по сути, так как включает изучение истории, лингвистики, экономики, политологии и т. п. Та же проблема с программами по направлению «Искусства и гуманитарные науки» и прочими. Такие программы были в нашем Университете и раньше.
Здесь, видимо, борются две тенденции в современном образовании? С одной стороны, стремление к сужению сферы, к все более узкой специализации, а с другой — стремление к расширению сферы, к междисциплинарности
Проблема даже глубже. Ее истоки — в современном понимании целей образования. В чем состоит задача вуза: обучить студента профессии по соответствующему уровню квалификации или сформировать у него компетенции с ориентиром на различные области знаний, чтобы выпускник смог в дальнейшем применить эти компетенции в любой области профессиональной деятельности, то есть подготовить «синтетического» или «универсального» специалиста? Однозначный ответ на этот вопрос дать не получится, так как потребности общества и рынка труда определяют запрос на подготовку и узких специалистов, и универсальных, готовых к решению различных задач. Думаю, никто не сомневается в том, что для работы врачом или инженером необходимо соответственно специальное медицинское или инженерное образование. А для руководства различными проектами нужно, как правило, иметь широкую профессиональную подготовку.
Университету важно ориентироваться на запросы работодателей, так как успешное трудоустройство и профессиональное развитие выпускников — один из главных показателей качества образования, которое дает вуз. При этом нужно учитывать, что сейчас в нашей стране формируется система, которая создает структурную основу рынка труда и профессиональной подготовки на основе профессиональных стандартов и требований профессиональных квалификаций. Однако рынок труда очень динамичен и многообразен, профессиональные требования быстро меняются, поэтому образование должно успевать реагировать на изменения запросов на обучение. Кстати, научная деятельность — это тоже одна из областей профессиональной деятельности, имеющихся на рынке труда, в которой востребованы в первую очередь выпускники классических университетов. Мы в СПбГУ это хорошо понимаем, поэтому портфель наших образовательных программ весьма разнообразен. Междисциплинарный подход дает нам широкие возможности в создании современных, уникальных и востребованных образовательных программ различных уровней образования.
Образовательные программы разрабатываются по направлениям подготовки, специальностям, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки, с учетом требований профессиональных стандартов, утверждаемых приказами Министерства труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. При этом образовательные программы должны разрабатываться с учетом стремительно меняющихся потребностей рынка труда, возрастающих требований работодателей к видам и уровню компетенции выпускников, резкого увеличения объема информации, возникновения новых способов работы с ней, необходимости решения сложных многовариантных задач. Этими и другими факторами обусловливается создание ориентированных на целевую подготовку программ: с одной стороны, узкоспециализированных специалистов (например, «Юрист в сфере финансового рынка (финансовый юрист)», с другой стороны — специалистов-универсалов (например, «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов (CORELIS)»).
Можно ли оценить, сколько междисциплинарных основных образовательных программ в Университете?
В 2008 году в Университете реализовывалось немногим более 200 образовательных программ (из них около 15 — междисциплинарных). Сейчас количество реализуемых основных образовательных программ СПбГУ приближается к 400, из них уже каждая четвертая — междисциплинарная.
Как появлялись междисциплинарные программы раньше и как создаются теперь? Примеры успешных программ?
Раньше междисциплинарные программы появлялись в результате взаимодействия членов коллективов нескольких подразделений Университета. Некоторые преподаватели старшего поколения до сих пор называют такие программы не междисциплинарными, а межфакультетскими (Материалы приема граждан от 21.06.2017). Однако подобные случаи были исключением из общих правил, поскольку не только кадры, но и финансовые, материально-технические, информационные и все прочие ресурсы находились в распоряжении порой даже не деканов или директоров НИИ, а заведующих отдельными кафедрами и лабораториями.
Несколько лет назад в Виртуальную приемную СПбГУ пришел вопрос: «Почему нет занятий на ... факультете?». На этот вопрос ответила первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк: Во время приемов граждан ректором не раз бывали случаи, когда ректору приходилось останавливать посетителя, который говорил: «Это происходило на факультете...» и поправлять: «Это происходило в здании Университета по такому-то адресу...». И затем объяснять, что факультет — это коллектив работников, а не здание. И что лекции, семинары и другие учебные занятия, внеучебные мероприятия, научные конференции проходят не в зданиях факультетов, а в зданиях СПбГУ! Такая же путаница в понятиях наблюдается и в формулировках вопросов, которые поступают в Виртуальную приемную. Вот лишь несколько примеров.
Студенты учатся на образовательных программах, а не на факультетах или кафедрах
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который введен в действие с 1 сентября 2013 года, отражено то, что система российского образования строится по программному принципу. Эти образовательные программы охватывают все уровни: от детского сада до программ подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (ст. 10 и 12). Ресурсы, необходимые гражданину России для получения образования определенного уровня, принадлежат организациям, в нашем случае — Университету. Например, в СПбГУ реализуется более 1700 образовательных программ разных уровней. Можно сравнить эту цифру с числом факультетов (16) и учебно-научных институтов СПбГУ (шесть).
Кроме того, в Университете не существует ни одной основной образовательной программы, которая реализовывалась бы силами членов коллектива какого-то одного факультета или института (поэтому фраза «учусь на факультете» неверна и фактически). Общеобразовательные учебные курсы для всех студентов (история России, иностранный язык, философия, психология, концепции современного естествознания, физкультура и др.) ведут преподаватели других специальностей, которых нет в данном коллективе физиков, математиков, экономистов или международников, и которые работают вовсе не на каком-то другом факультете, все они работают в Университете. И это огромное преимущество классического университета.
Все ресурсы Университета равнодоступны всем универсантам
Но так было не всегда, а только в последние годы. Ситуация начала постепенно меняться с 2010 года. Прежде, например, здание на Менделеевской линии В. О., д. 5 перегораживали железные решетки, которые разделяли общее университетское помещение на помещения только для историков и только для философов. А в подъездах Смольного кампуса, где учились социологи, международники и политологи, как тогда было принято, у коллектива каждого факультета были своя столовая, своя библиотека, свой двор, своя служба охраны, у каждого декана были свои уборщицы, охранники, методисты, программисты, лаборанты и т. д. Чтобы студентам и преподавателям одного факультета попасть в помещения соседнего факультета, надо было выйти на улицу и перейти в другой подъезд того же здания (а для этого нужно было иметь пропуск в другой подъезд...). Трудно было даже представить, чтобы свободные аудитории или оборудование одного факультета использовали бы преподаватели другого факультета. Как будто это не единый Университет, а отдельные, самостоятельные учебные заведения. Обычные соседи, а не коллеги... Так было лет двадцать, и только в 2012 году удалось разрушить стены, разделяющие эти коллективы (Материалы ректорского совещания от 17.09.2012, Шаг к объединению Университета — Смольнинский кампус стал единым). И теперь в этом здании общий для всех аудиторный фонд, общие столовые, общее оборудование.
Объединение ресурсов происходит во всем Университете. Новое современное научное оборудование приобретается и располагается в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ, оно доступно для всех пользователей на равных условиях, а не растаскивается как прежде по лабораториям и кафедрам. Электронные ресурсы Научной библиотеки СПбГУ, сравнимые по объему с ресурсами Гарварда, тоже доступны для всех универсантов (Электронные ресурсы СПбГУ; Электронные журналы). Студенты поселяются в общежития по единым правилам, а не так как прежде, когда существовали общежития для физиков и общежития для юристов, и каждый декан на свой страх и риск вкладывал деньги в ремонт своего общежития (Материалы ректорского совещания от 05.09.2011). Введено единое электронное расписание, и теперь известна загруженность аудиторного фонда во всех зданиях Университета (Материалы ректорских совещаний от 18.02.2013, от 20.07.2015). Использование внеаудиторного фонда тоже централизовано, можно заранее выбрать необходимое помещение, оснащенное нужным оборудованием, для проведения крупных мероприятий. И, например, заседания Ученого совета СПбГУ проводятся не только в Актовом зале здания Двенадцати коллегий, но и в актовых залах других зданий Университета — в кампусе «Михайловская дача», на Таврической ул., д. 21–25, на 22-й линии, д. 7, в пер. Декабристов, д. 16 и др.
Школьники, обучающиеся в Университете по программам общего среднего образования, обладают доступом ко всем ресурсам Университета: имеют право пользоваться фондами и читальными залами Научной библиотеки СПбГУ, спортивными залами, спортивными объектами, лабораториями, научным оборудованием и другими ресурсами в любом здании Университета — так же, как студенты и сотрудники (Материалы ректорского совещания от 29.09.2014).
Действуют общие правила, единые для всех
Это важное следствие единства Университета. Например, все решения в отношении любого студента СПбГУ (сроки приема контрольных и курсовых работ, процедура приема зачетов и экзаменов, выставление оценок и пр.) принимаются по общим правилам. А сами правила утверждаются только после обсуждения со Студсоветом СПбГУ. Все обучающиеся независимо от вида образовательной программы равны в своих правах, их интересы защищены единой системой контроля (частью которой является и такой инструмент публичности, как Виртуальная приемная). При обращении студентов к сотрудникам Учебного управления СПбГУ единая информационная система дает возможность оказать им качественную помощь. А единые правила проведения открытых конкурсов на поездки по обмену с зарубежными вузами (Обучение за рубежом по программам обмена), на проведение стажировок и конференций (Вакансии, стажировки и конкурсы) позволяют всем студентам Университета иметь равные шансы на победу.
Что же касается зданий Университета, то они обслуживаются, ремонтируются и обеспечиваются по общим правилам. И это относится как к снабжению сотрудников, например, канцелярскими товарами или расходными материалами, так и к работе электро- и теплосетей. Это позволяет оперативно решать многие хозяйственные вопросы (Причина холода в учебных аудиториях в здании на 9-й линии, д. 2, Сколько я буду жить в холодной комнате?!, Включите горячую воду в санузле в Главном здании СПбГУ!, Кофейни в зданиях университета).
Все вышесказанное вовсе не преувеличение. Действительно, например, при необходимости вовлечь в работу преподавателей другого факультета почти всегда возникали препятствия: нежелание декана откликаться на такое предложение, неготовность преподавателей другого коллектива понять, зачем нужна такая программа — чужая для его факультета, проблемы в организации совместной работы из-за различий в правилах организации работы и оплаты труда коллективов разных факультетов, разобщенности в администрировании учебного процесса и прочие проблемы (На пути к единому Университету: проректоры по направлениям).
Теперь для создания междисциплинарной программы организуется отдельная рабочая группа, в состав которой входят специалисты различных областей знаний, направлений подготовки. В состав группы обычно включается представитель Управления образовательных программ для консультирования и оформления всех разработок. Это, безусловно, позволяет не только выработать согласованную концепцию и необходимые элементы программы, но и сразу оформить всю необходимую документацию. Разработанная рабочей группой междисциплинарная программа направляется на экспертизу в несколько учебно-методических комиссий, а также на внешнюю экспертизу представителям профессиональных сообществ и потенциальных работодателей. Только после анализа и обсуждения экспертных оценок утверждается учебно-методическая документация и организуется реализация новой междисциплинарной программы.
В настоящее время завершается работа по созданию единой электронной базы помещений и научного оборудования СПбГУ. Уже пятый год в Университете действует система электронного расписания, которая позволяет более эффективно использовать все университетские ресурсы и контролировать учебный процесс сразу по всем направлениям подготовки (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее). Без этого реальное осуществление образовательных программ междисциплинарного характера было почти невозможно — раньше все работало только благодаря титаническим усилиям отдельных энтузиастов, а теперь мы можем организовывать такую работу в плановом порядке.
Действительно, в последние годы при реализации не только междисциплинарных, но и практически всех образовательных программ используются самые разные кадровые, информационные, материальные, управленческие и прочие ресурсы Университета — без оглядки на то, к какому факультету или институту их привыкли относить. И в этом наше важнейшее конкурентное преимущество, залог успешности наших выпускников. Кроме того, единство всех ресурсов Университета — залог и необходимое условие создания и реализации в СПбГУ междисциплинарных программ.
Примеры таких успешных программ, которые пользуются особой популярностью у абитуриентов:
- Опасные гидрологические явления: от мониторинга до принятия решений (ГОЯ)
- Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей (ФОБОС)
- Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)
Сколько недель, месяцев разрабатывается такая программа? И сколько требовалось раньше?
Сроки такой работы могут быть различными, но обычно при готовности всех членов группы работать быстро и слаженно на разработку и экспертизу может уйти не более трех–четырех месяцев. Нужно подчеркнуть, что сроки также могут различаться в зависимости от того, разрабатывается ли программа в рамках позиции (направления подготовки), имеющейся в действующей лицензии СПбГУ на образовательную деятельность, или для открытия программы по соответствующему направлению его нужно лицензировать. Сам процесс лицензирования может занять несколько месяцев. А раньше такая работа могла занимать годы. И нередко инициативы по созданию междисциплинарной программы просто ничем не заканчивались, так как невозможно было преодолеть местнический подход.
Кто выступает инициатором междисциплинарных программ? Преподаватели? Директора и деканы? Члены УМК? Студенты? Работодатели?
Идеи разработки таких программ могут возникать как в результате новых объективно возникающих потребностей, так и по инициативе заказчиков-работодателей, преподавателей, в результате новых научных разработок и т. д. Например, очень активно развивающееся в последнее время изучение проблем Арктики послужило толчком к открытию новых программ по этой проблематике. Развитие экономических отношений с Китаем и большой спрос на специалистов со знанием особенностей экономики, права Китая и китайского языка способствовало появлению соответствующих программ у нас. Идея разработки программы «Юрист на финансовых рынках» возникла в результате взаимодействия с банковским сообществом, и мы очень рады, что наши партнеры из Газпромбанка вышли с инициативой не только активного участия в реализации программы в виде проведения мастер-классов, практики, но и материального поощрения. Важно отметить, что ректор Университета давно определил — в качестве вектора в создании программ — ориентир на потребности рынка труда и запросы работодателей. Очевидно, что студентов нужно учить так, чтобы сразу после получения диплома они могли быстро и успешно найти хорошую работу и профессионально развиваться. Это один из главных показателей качества работы Университета и качества образования.
В 2016 году ректор дал поручение по разработке программ инженерной направленности, в 2017 — по разработке программ в области цифровой экономики. Для приема в 2017 году в Университете были открыты новые междисциплинарные программы с инженерной составляющей:
- Инженерно-ориентированная физика (бакалавриат)
- Методы системного анализа и оптимизации информационно-экспертных систем и технологий (магистратура)
- Ядерная физика и технологии (магистратура)
- Математические методы системного анализа и управления в информационно-экспертных системах (магистратура)
Для приема в 2018 году в Университете открыты новые междисциплинарные программы с инженерной составляющей:
- Системный анализ и информационно-экспертные системы (магистратура)
- Ядерная физика и технологии (магистратура)
- Фундаментальные и прикладные аспекты наноматериалов и нанотехнологий (магистратура)
Для приема в 2018 году в Университете открыты новые междисциплинарные программы с цифровой составляющей:
- Системный анализ и прикладные компьютерные технологии (бакалавриат)
- Социологические исследования в цифровом обществе (бакалавриат)
- Управление бизнесом в цифровой экономике (магистратура)
- Цифровая экономика (магистратура)
- Биоинформатика (магистратура)
- Цифровые технологии и системы (магистратура)
С 2016 года по поручению ректора разрабатываются междисциплинарные образовательные программы с углубленным изучением восточных языков (китайского, японского). Например, для приема в 2017 году в Университете были открыты программы:
- Организация туристской деятельности (с углубленным изучением китайского языка) (бакалавриат)
- Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка) (бакалавриат)
- Россия и Китай в современной мировой политике (магистратура)
- Социология в России и Китае (магистратура)
Что может выпускник междисциплинарной программы — в отличие от обычного выпускника? Например, выпускник программы «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)» — это просто специалист по китайскому праву? Или что-то большее?
Междисциплинарные программы создаются в ответ на запрос по подготовке кадров для научных разработок, рынка труда, конкретных работодателей. Поэтому важно, чтобы выпускник междисциплинарной программы понимал, какие преимущества дает такая программа. Например, способность вести актуальные исследования в области биологии с использованием информационных технологий (программа «Биоинформатика»). Или быть юристом, разбирающимся в праве Китае и владеющим китайским языком, который работает в России в проектах с китайским бизнесом. А дефицит таких специалистов явно ощущается, учитывая растущий уровень сотрудничества с КНР, который сложно сравнить по масштабам работы с любой другой страной. Нужно сказать, что владение языком и правом Китая — необходимое условие, чтобы быть востребованным в таком бизнесе и успешно расти, поднимаясь по карьерной лестнице. И так далее.
Междисциплинарные программы, видимо, существуют и в бакалавриате, и в магистратуре
Да, междисциплинарные основные образовательные программы могут создаваться по всем уровням высшего образования (от среднего профессионального до аспирантуры). Однако на сегодняшний день наибольшая потребность в использовании междисциплинарного подхода имеется на уровне магистратуры.
В СПбГУ реализуются, например, междисциплинарные программы магистратуры «Математическое моделирование в задачах естествознания», «Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики», «Прикладная математика и информатика в задачах цифрового управления», «Когнитивные исследования», «Сложные системы в природе и обществе», «Медиация», «Образовательный менеджмент в области филологии» и др.
За последние три года были открыты 34 новые междисциплинарные основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры:
- Геофизика и геохимия
- Глобальная коммуникация и международная журналистика
- Инженерно-ориентированная физика
- Информационные и ядерные технологии
- Исламоведение
- Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов (CORELIS)
- Культура медиа
- Медиация
- Менеджмент туристских дестинаций
- Опасные гидрологические явления: от мониторинга до принятия решений (ГОЯ)
- Политическая конфликтология
- Правовое обеспечение конкуренции
- Прикладные информационные технологии. Информационные экспертные системы
- Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики
- Прикладная математика и информатика в задачах цифрового управления
- Профессиональная речевая деятельность в массмедиа
- Регионоведение России
- Россиеведение
- Россия и Китай в современной мировой политике
- Современный Китай: экономика, политика, общество
- Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей (ФОБОС)
- Химия, физика и механика материалов
- Этнополитические процессы в современной России и мире
- Юрист в сфере финансового рынка (финансовый юрист) и прочие
Что дальше? Каковы перспективы развития междисциплинарности в Университете?
Междисциплинарный подход в науке и образовании — это во многом ответ на запрос реальной жизни. Мы будем развивать такие программы в тех случаях, когда такой запрос явно ощущается. Сколько будет таких программ, прогнозировать сложно. Ответ: столько, сколько будет нужно.