Санкт-Петербургский государственный университет

St. Petersburg University

Первого сентября студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения», «Политология» и «Социология», помимо традиционных радостей — вручения студенческих билетов, знакомства с преподавателями и обмена новостями о пролетевшем лете — ждал еще один приятный сюрприз, подготовленный сотрудниками Университета. В этот день был открыт свободный проход между тремя подъездами Смольнинского комплекса Университета.

 

Университет шел к этому событию почти двадцать лет. В начале 90-х годов в девятом подъезде Смольного начали размещаться университетские социологи. Немного позже, в 1994 году, в восьмом подъезде появились помещения для коллектива факультета международных отношений (сначала это были две аудитории). Постепенно в Смольном обосновался и коллектив факультета политологии.

И как это было принято, у каждого факультета были своя библиотека, своя столовая, свой двор, своя служба охраны. Складывалось ощущение, что это не единый Университет, а отдельные, самостоятельные учебные заведения. Обычные соседи, а не коллеги. Чтобы студентам и преподавателям одного факультета попасть в помещения другого факультета, надо было выйти на улицу и перейти в другой подъезд того же, единого здания. Чтобы попасть в помещение другого подъезда, нужно было иметь пропуск в этот конкретный подъезд, а чтобы воспользоваться «библиотекой другого факультета», нужно было в нее записаться. Трудно даже было представить, чтобы свободные аудитории или оборудование «одного факультета» использовали бы преподаватели «другого факультета». В обращениях студентов к ректору ещё в 2011 году говорилось: «Мы хотим свободно посещать лекции преподавателей других факультетов… Почему мы не можем свободно посещать лекции преподавателей Университета?.. Мы учимся в едином Университете или на конкретном факультете?»

Что же мешало сломать преграды? Деньги! Декан каждого факультета имел доверенность на распоряжение средствами (в том числе от приносящей доход деятельности) для реализации соответствующих образовательных программ: «Политология», «Международные отношения», «Социология», которые расходовал на ремонт помещений, приобретение мебели, технических средств и т.д. — для обеспечения «своего» факультета. Из этих же средств выплачивались доплаты к заработной плате «своих» уборщиц, охранников, методистов, лаборанток и т.д. А поскольку доходы от реализации образовательных программ значительно отличаются, то и состояние помещений, уровень их технического оснащения стал значительно отличаться. Вполне естественно, что для сбережения «своего» имущества деканы делали всё, чтобы «чужие» студенты, преподаватели и сотрудники не пользовались «их» имуществом: аудиториями, оборудованием и т.д.. В Университете постоянно велась борьба за контроль за уже имеющимися ресурсами: «доходными» образовательными программами, оборудованием, помещениями. Не менее острой была и борьба за право открыть новую «доходную» программу.

Когда в 2010 году ректор ввел в штатное расписание Университета должности проректоров по направлениям, перед ними была, в частности, поставлена задача сломать «барьеры, разделяющие коллективы факультетов», «предоставить возможность всем универсантам пользоваться всеми университетскими учебными помещениями, оборудованием, общежитиями, библиотечными и информационными ресурсами и т.д.» (см. например, материалы деканского совещания от 12 сентября 2011, п.5).

Но многие к тому времени уже привыкли к годами сложившемуся способу «коллективного» существования и просто не представляли себе, как можно жить иначе. У тех, у кого были деньги, были и свои аудитории, и свои машины, и свои общежития, и многое другое. Совсем по-другому жили те, кто не имел больших доходов от платных образовательных программ. Наверное, достаточно привести два примера такого, с позволения сказать, «коллективного» существования: здание по адресу Менделеевская линия, д.5, которое более десятка лет было разделено/перегорожено металлическими решетками — видимо, для того, чтобы обеспечить «эффективное» совместное использование аудиторного фонда «бедного» исторического факультета и куда более «богатого» философского факультета. Второй пример — это как раз здание Смольнинского комплекса, где разные части существенно отличались, начиная с крыши: у «международников» в целом был порядок, у «социологов» стояли тазики для сбора воды с протечек, у «политологов» весь чердак был завален старой мебелью и оборудованием. В учебных помещениях социологов и политологов были протечки и грибок на стенах. А ведь всё это — Санкт-Петербургский университет.

Потребовалось два года для того, чтобы появились первые зримые результаты процесса объединения Смольнинского комплекса в единое целое. Надеемся, что и студенты и сотрудники встретили это объединение с радостью. Появившаяся возможность свободно перемещаться в зданиях Смольного должна позволить качественно изменить жизнь и студентов, и преподавателей, и сотрудников. К тому же, за последние 3 года были отремонтированы помещения отраслевого читального зала библиотеки имени М.Горького, кафе в восьмом подъезде Смольнинского кампуса, зал ученого совета факультета международных отношений, аудитории, центр информационных технологий, серверная. Отремонтирована теперь уже общая для всех крыша здания, завершается замена теплотрассы, тоже общей для всех помещений, — всё это сказалось на качестве жизни универсантов.

За объединением помещений университетского Смольнинского кампуса последует организация совместных мероприятий, проектов студентов, обучающихся здесь. Есть надежда, что такой, казалось бы, технический, вопрос приведет к тому, что в Университете появятся новые междисциплинарные научные исследования и образовательные программы. Объединение различных ресурсов, обеспечивающих учебную и научную деятельность, и единое управление ими являются серьезными предпосылками для продвижения междисциплинарных программ и проектов, о необходимости реализации которых много лет говорят специалисты, сталкивавшиеся с раздробленностью Университета.

Уже сегодня руководство Университета предлагает всем студентам задуматься о подготовке проектов реконструкции дворов Смольного. Будет объявлен конкурс студенческих проектов. Лучший проект станет основой для реконструкции дворов. Будет ли во дворах Смольного спортивная площадка или скамейки и зона отдыха — зависит от предложений студентов. Так у преподавателей, студентов, работающих и обучающихся сегодня в стенах Смольного, появится шанс сделать еще один шаг в деле объединения Университета.

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.