Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О праздниках, прошедшем и грядущем
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что в субботу 16 февраля состоялось празднование Дня рождения СПбГУ. Основные мероприятия прошли на открытом воздухе — во дворе зданий Университета по Кадетской линии.
А через год, в субботу 15 февраля 2014 года, состоится празднование 290-летия СПбГУ. Ректор дал поручения:
- проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой — учесть это мероприятие при составлении учебного расписания (день будет неучебным), спланировать на эту дату День открытых дверей
- первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому и ученому секретарю Л. П. Громовой — организовать и провести в этот день заседание Ученого совета СПбГУ
- проректору Г. С. Васильеву и начальнику управления по связям с общественностью М. В. Максимовой — планировать организацию праздника
- деканам — планировать встречи с выпускниками
Этот праздник хочется сделать массовым — не только для студентов и преподавателей, но также для выпускников и для всех универсантов. Поэтому готовиться надо заранее. Ректор попросил деканов направлять свои предложения по организации юбилея (см. также: Быть в тренде, ответ 5; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответ 1; Он был первым, ответ 20).
Порядок выборов нового состава Ученого совета СПбГУ
Ректор напомнил, что на недавнем заседании Ученого совета СПбГУ было принято решение провести 11 марта 2013 года в Актовом зале СПбГУ конференцию научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ для избрания нового состава Ученого совета СПбГУ (см. Итоги заседания Ученого совета от 11.02.2013). Он сообщил, что к нему поступил запрос декана Экономического факультета О. Л. Маргания о возможности выдвижения профессора Г. Г. Богомазова, советника проректора Е. Г. Черновой, в состав Ученого совета. В связи с этим ректор сообщил, что в соответствии с п. 63 Устава СПбГУ в состав Ученого совета Университета входят лица по должности и избранные лица. Перечень лиц, входящих в состав Ученого совета по должности, сформулирован исчерпывающим образом: ректор, проректоры и президент СПбГУ — сотрудники Университета, выполняющие административно-хозяйственные функции. Другие члены Ученого совета Университета избираются тайным голосованием, при этом избраны могут быть только обучающиеся и научно-педагогические работники СПбГУ.
В СПбГУ Г. Г. Богомазов занимает должности профессора кафедры истории экономики и экономической мысли и советника проректора по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика. При решении вопроса о возможности избрания работника СПбГУ в члены Ученого совета Университета решающее значение имеет характер должностных обязанностей работника, а не группа должностей, к которой относится та или иная должность. Так, например, содержание деятельности советника может быть связано с осуществлением административно-хозяйственных функций, которые по своей природе являются существенно иными, чем у работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава. В то же время в отдельных случаях в соответствии с трудовыми договорами, заключаемыми с советниками проректоров по видам деятельности, советниками проректоров по направлениям, советниками ректора — высококвалифицированными специалистами, имеющими ученую степень и ученое звание, в должностные обязанности которых включается осуществление научно-исследовательской и методической работы, свойственной научно-педагогическим работникам. Соответственно, в последнем случае советник может быть избран в члены Ученого совета СПбГУ.
При оценке возможности выдвижения работника СПбГУ, для которого местом работы является ректорат, в члены Ученого совета Университета необходимо давать оценку содержания его должностных обязанностей. Если должностные обязанности исчерпываются выполнением экспертной работы, свойственной научно-педагогическим работникам, то избрание такого работника в члены Ученого совета СПбГУ правомерно. Если же в число должностных обязанностей работника входит выполнение управленческой, административной работы, то избрание работника в члены Ученого совета СПбГУ невозможно.
Ректор сообщил, что начальник юридического управления Ю. В. Пенов подготовил соответствующее заключение, которое направлено деканам и проректорам по направлениям. При этом Н. М. Кропачев подчеркнул, что разделение функций НПР и сотрудников СПбГУ, выполняющих административную, управленческую работу, которое учитывалось, например, при формировании диссертационных советов при СПбГУ будет и далее последовательно проводиться в СПбГУ.
Электронное расписание: первый этап
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что 9 февраля было опубликовано электронное расписание занятий весеннего семестра 2012/13 учебного года по трем направлениям подготовки: «Востоковедение и африканистика», «Искусства», «Филология». Они были выбраны для тестирования системы «Электронное расписание СПбГУ (Юнитаймс)». Для студентов открыт сайт для просмотра расписаний занятий (на сайте СПбГУ в разделе «Учебная деятельность»).
Подготовительная работа по заполнению электронного расписания по выбранным направлениям началась в сентябре 2012 года. На первом этапе проводилось обучение персонала (4 человека), ответственного за составление расписания, и работа по подготовке педагогических поручений для весеннего семестра. За этот период были также внесены данные о профессорско-преподавательском составе и об аудиториях. На первом этапе эти данные вносились сотрудниками направлений вручную, но уже сейчас предусмотрена возможность загрузки данных о ППС из SAP, а данных об аудиториях — из информационной системы управления недвижимости и земельных ресурсов.
Электронное расписание было составлено для 459 академических групп на весенний семестр 2012/13 учебного года. Процесс составления расписания был начат 9 января 2013 года — с учетом того, что оно составлялось в двух вариантах: в традиционной форме, на бумажном носителе, и в информационной системе «Электронное расписание СПбГУ (Юнитаймс)».
На данный момент в информационную систему «Электронное расписание СПбГУ (Юнитаймс)» внесено:
- 6 865 педагогических поручений по выбранным направлениям
- данные о 1 152 преподавателях
- данные о 330 аудиториях, из них: групповых аудиторий — 287, лекционных залов — 20, компьютерных классов — 17, музейных помещений — девять, лингафонных кабинетов — пять, помещений лабораторий — одно
М. Ю. Лаврикова сообщила, что по результатам электронного расписания можно легко составить отчеты об использовании аудиторного фонда и о загруженности профессорско-преподавательского состава (в том числе по дням недели, по неделям, по месяцам). А также можно более эффективно использовать аудиторный фонд, оперативно перемещая учебные группы. Например: аудитории, которые используются для обучения по направлению «Филология», используются также для занятий по направлению «Востоковедение и африканистика». М. Ю. Лаврикова попросила всех деканов познакомиться с электронным расписанием трех направлений, приложить этот опыт к своим образовательным программам и направлять ей критические замечания, вопросы и предложения по улучшению расписания. Электронное расписание работает в тестовом режиме, оно будет совершенствоваться и уточняться.
Ректор заметил, что одна из сложных проблем при составлении расписания — использование аудиторий в разных зданиях. М. Ю. Лаврикова ответила, что этот момент тоже был учтен. Эксперимент с электронным расписанием охватывает разные здания, в том числе и аудитории в здании на Среднем пр. В. О., д. 41, где идут занятия по образовательным программам естественнонаучных направлений (у физиков, химиков, прикладников, географов, геологов и др.).
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, планируется ли обучение персонала для составления электронного расписания по другим направлениям. И когда можно будет направить на обучение «своего» диспетчера. М. Ю. Лаврикова ответила, что такое обучение ведется, начиная с осени. Сейчас составляется график обучения других диспетчеров — они смогут начать работу в новой системе по мере готовности коллективов факультетов. Она попросила деканов сообщить ей, кто когда хотел бы включиться в работу по переходу на электронное расписание.
Ректор добавил, что составление единого электронного расписание — задача, важная для всего Университета. И диспетчеры, которые его составляют, должны это понимать с самого начала. Так было, когда в Университете ввели должности проректоров по направлениям. Около года назад они начали подменять другу друга. Основная задача была для них: увидеть весь Университет, а не только «свои» направления и факультеты. С осени они начали замещать и ректора. И в результате теперь каждый из них точнее понимает проблемы всего Университета… То же самое будет происходить в работе кадровой, библиотечной, диспетчерской служб. Те диспетчеры, которые эффективно выполняют свою работу, будут направляться в другие отделы, чтобы помочь коллегам. При этом у каждого из них появится возможность проявить себя, возможности для карьерного роста. Когда будут решаться вопросы о назначении на более высокую должность, будет приниматься во внимание квалификация работника.
На недавнем ректорском совещании обсуждались требования к должности начальника управления научных исследований (см. Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 4). Это первый, но не единственный пример. Ректор сообщил, что точно так же и другие должности начальников управлений и их заместителей, начальников отделов в СПбГУ будут конкурсными. Он попросил деканов сообщить эту информацию в коллективах.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов отметил важность составления электронного расписания для аудиторий межфакультетского учебного центра на Среднем пр. В. О., д. 41, поскольку там ведут занятия по многим образовательным программам. В ответ М. Ю. Лаврикова сообщила, что сделан только первый шаг: расписание составлялось на основе имеющихся педагогических поручений и наличия аудиторий. Когда будет известен больший объем данных, эти сведения тоже будут учтены в расписании.
Ректор подчеркнул важность полноты информации при оценке эффективности использования любого университетского ресурса. Сегодня слова «не хватает аудиторий» воспринимаются в зависимости от… громкости голоса и настойчивости говорящего их. Проверить их пока невозможно. Когда будет действовать электронное расписание, проверить их будет намного легче. Хотя, возможно, кто-то не захочет, чтобы видели, какая у него педагогическая нагрузка, — так же, как кто-то не хотел, чтобы знали, какая у него реальная зарплата...
И. А. Дементьев рассказал, что, когда он был проректором «по Петергофу», то провел такой эксперимент: попросил ежедневно вести учет показаний счетчиков электроэнергии. И сразу стала видна посещаемость сотрудников ПУНКа: были здания, загруженные два дня в неделю, были другие здания, загруженные всего 1 день, а были и такие, где работали 5 дней в неделю (хотя, как выяснилось, большинство сотрудников были оформлены на 0,1 ставки…).
Ректор сделал вывод: наведение порядка в управлении позволяет более эффективно использовать любые ресурсы Университета. Чем быстрее наведем порядок с использованием аудиторий, тем быстрее увидим результат. И будем точно знать, какие аудитории ремонтировать, какие — переоснащать и модернизировать, а какие — эффективнее заполнять… (см. также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне, ответ 3; За Нобелем, ответы 10–14; Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 4; Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 1; от 20.07.2015, п. 5).
Об организации учебно-методической работы
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что недавно на прием к ректору пришла преподаватель и рассказала о трудностях в работе, связанных с учебно-методической комиссией. И. А. Горлинский подчеркнул, что преподаватели, разрабатывающие те или иные учебные курсы, имеют право на свою точку зрения, на свой подход к преподаванию. Эту точку зрения они могут отстаивать в споре и с деканом, и с учебно-методической комиссией. В учебно-методической работе должны быть механизмы экспертизы, внешней и внутренней, — так же, как в СПбГУ действуют механизмы экспертизы в научной сфере деятельности. Но пока такой процедуры в учебно-методической сфере у нас нет.
Ректор добавил, что надо найти баланс между творческой свободой преподавателя и задачами, которые решает Университет, теми требованиями к образовательным программа, которые устанавливают учебно-методическая комиссия и ученый совет факультета. Для этого нужна свобода обсуждения спорных вопросов: каждая учебно-методическая комиссия должна заранее объявлять повестку дня своих заседаний, сообщать о принятых решениях, а все заседания УМК должны быть открытыми.
И. А. Горлинский сообщил, что Положение об учебно-методической комиссии требует совершенствования. Он поручил деканам в двухнедельный срок сообщить о предложениях по организации процедуры контроля в учебно-методической деятельности (см. также: Материалы приема граждан от 15.04.2014, п. 3).
Развертывание системы Blackboard
В связи с тем, что на недавнем ректорском совещании (см. Материалы ректорского совещания от 11.02.2013, п. 3.2) был поднят вопрос об использовании в образовательном процессе системы Blackboard, И. А. Горлинский напомнил, что СПбГУ — единственный вуз России, который пошел — так же, как и многие известные зарубежные университеты — на масштабное внедрение этой информационной системы поддержки образовательного процесса. Пилотный проект был реализован в СПбГУ еще в 2007–2010 годы как поддержка образовательных программ по направлению «Менеджмент». Затем, на первом этапе реализации Программы развития СПбГУ, были приобретены бессрочные лицензии на все базовые модули Blackboard (дистанционное взаимодействие студентов с преподавателями). Внедряются также технологии включения в образовательный контент интернет-публикаций, записи видео-трансляций, проверки на текстовые совпадения, опроса обучающихся и др. В конце 2011 года была зафиксирована техническая готовность к внедрению системы в масштабах всего Университета, проведено обучение администраторов и преподавателей-тренеров в компании Blackboard с выдачей им соответствующих сертификатов.
Сейчас в Университете зарегистрировано более 16 000 пользователей системы Blackboard. Каждому студенту бакалавриата выдан индивидуальный логин и пароль. Более 200 учебных курсов уже ведутся с использованием Blackboard. Более 1 000 преподавателей используют Blackboard на своих занятиях. До конца текущего года планируется выдать логины и пароли всем аспирантам и всем преподавателям. Продолжается планомерное обучение пользователей Blackboard, и к концу 2013 года около 20 % преподавателей будут владеть необходимыми навыками работы в этой системе.
Уже сейчас в СПбГУ обеспечена возможность проведения проверки на текстовые совпадения всех диссертаций и квалификационных работ выпускников с помощью одного из развернутых модулей системы Blackboard. А к концу мая 2013 года будет доступна технология видеозаписи лекции любого преподавателя. Будет расширен спектр использования Blackboard в профориентационной деятельности (организации интеллектуальных игр, олимпиад и т. п.). Планируется проводить массовые опросы студентов о качестве всех учебных курсов, читаемых в Университете. Система позволяет составлять необходимые алгоритмы автоматизированных форм аналитических отчетов о таких опросах.
Председатель Совета молодых ученых Д. Н. Разеев сообщил, что на сайте СПбГУ нет опции, с помощью которой можно было бы получить логин и пароль системы Blackboard. И. А. Горлинский ответил, что подписан приказ от 31.08.2012 № 3617/1, в соответствии с которым в СПбГУ используется единый логин, пароль и корпоративный адрес электронной почты для работы сотрудника или обучающегося со всеми информационными сервисами СПбГУ, выдача которых поручена службе информационных технологий. Заявку на использование системы Blackboard для сопровождения конкретного курса преподаватель может подать заместителю начальника управления образовательных программ по соответствующему направлению (см. также: Материалы ректорского совещания от 14.09.2015, п. 2; Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 8).
О планируемых изменениях в законодательстве
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в Правительстве РФ рассматривается законопроект, который позволит снять ограничения на участие государства и иностранных инвесторов в капитале малых и средних предприятий. Вероятно, вопрос будет решен в течение нескольких месяцев. Тогда это будет касаться и малых инновационных предприятий (МИП), которые создаются при университетах. Сейчас действуют 25-процентные ограничения, которые не позволяют иностранным компаниям и крупным государственным корпорациям быть соучредителями МИПов (см. Малое офшорное предприятие: ВЭБ предложил снять ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале МСБ). Но крупный партнер выгоднее для Университета, чем мелкие. И. А. Дементьев попросил деканов сообщить о предложениях по поводу возможных партнеров СПбГУ.
Объявление о конкурсе Правительства РФ для молодых ученых
И. А. Горлинский сообщил, что 11 февраля объявлен конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области науки и техники для молодых ученых (см. Объявление о конкурсе работ, представляемых на соискание премий Правительства РФ 2013 года в области науки и техники для молодых ученых). Этот конкурс проводится много лет (учрежден в декабре 2004 года), информация о нем сообщается, но проблема в том, что СПбГУ ни разу даже не участвовал в нем. А в Университете наверняка есть достойные претенденты (если уж за пять лет наши молодые ученые дважды становились лауреатами премии Президента РФ). И. А. Горлинский попросил деканов предлагать кандидатуры для участия в этом конкурсе. Работы на конкурс принимаются до 15 апреля. Проректор по научной работе С. П. Туник окажет любую помощь по оформлению документов.
Об оплате обучения детей научно-педагогических работников
И. А. Дементьев напомнил, что с сентября 2012 года детям научно-педагогических работников СПбГУ из средств эндаумент-фонда Университета была назначена специальная стипендия, которая равна стоимости обучения на коммерческом отделении (см. Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 1). При назначении стипендии было объявлено, что она устанавливается на один семестр и что решение о целесообразности продолжения ее назначения будет приниматься с учетом двух условий. Первое: результаты каждой последующей экзаменационной сессии. Второе: мнение деканов и проректоров по направлениям о качестве и эффективности работы соответствующих сотрудников Университета.
В первом семестре таких детей НПР, которым выплачивалась стипендия, было 16. По результатам экзаменов и зачетов зимней сессии два студента учатся на «отлично», восемь студентов — на «хорошо» и «отлично», а шесть студентов имеют разные оценки (у некоторых нет ни одной оценки «хорошо» или «отлично»)… И. А. Дементьев предложил деканам проанализировать, насколько эффективно работают те сотрудники, чьи дети обучаются за счет средств эндаумент-фонда СПбГУ (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.07.2014, п. 4; от 16.09.2013, п. 8; от 18.03.2013, п. 2).