Магистрант СПбГУ — победитель конкурса молодых журналистов‑международников
Победителем престижного конкурса молодых журналистов‑международников в номинации «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике» стал магистрант второго курса программы «Стратегические исследования» СПбГУ Иван Кузьмин. В интервью он рассказал о своей образовательной программе, почему стоит участвовать в мероприятиях СНО и как начать строить карьеру по специальности будучи студентом.

Какие знания, полученные в Университете, оказались наиболее полезными для участия в конкурсе молодых журналистов‑международников?
Образовательная программа бакалавриата «Международные отношения» в СПбГУ отличается достаточно гибким подходом к выбору учебных дисциплин. Все четыре года обучения я занимался изучением предметов, связанных с Европой, а мои курсовые и впоследствии дипломная работа были посвящены различным аспектам немецкой политики. В 2022 году, когда обстановка на мировой арене начала меняться, я стал больше интересоваться вопросами международной безопасности и немецкой оборонной политикой. Разнообразие факультативов позволило мне удовлетворить оба этих интереса.
К тому же преподаватели в СПбГУ заботятся не только о том, чтобы их студенты отлично знали политику и историю изучаемых ими стран, а также свободно владели иностранными языками, но и обладали многими другими навыками, важными для международника. Особенно полезными оказались навыки критического мышления и написания текстов разных жанров — не только научных, но и публицистических, а также разнообразных служебных записок, докладов и др. Все это оказалось очень полезным и не раз пригождалось как в профессиональной деятельности, так и при участии в конкурсе РСМД.
Конкурс молодых журналистов‑международников ежегодно проводится Российским советом по международным делам (РСМД) совместно с Союзом журналистов России и журналом «Международная жизнь», при поддержке информационного агентства «Интерфакс», журнала «Россия в глобальной политике» и Фонда Горчакова.
Помимо полученных знаний, мне кажется важным отметить и то, что обучение в СПбГУ позволяет вовлечься в самую разнообразную деятельность. На третьем курсе я стал активно участвовать в мероприятиях студенческого научного общества факультета международных отношений, где познакомился со множеством замечательных людей и отличных специалистов, с которыми общаюсь до сих пор и как с друзьями, и как с коллегами по профессиональной деятельности. Не менее важно, что членство в СНО и участие в организации мероприятий позволило получить широкий спектр навыков, которые сегодня называют soft skills.
Расскажи о проектах, которые удалось реализовать в рамках студенческого научного общества?
Я начинал с малого — волонтерства на небольших мероприятиях секций СНО ФМО, затем на круглых столах, а потом — на конференциях, организуемых обществом. Уже тогда я смог многому научиться и хорошо проявил только появлявшиеся организаторские способности, благодаря чему мне удалось войти в состав исполнительного совета — руководства СНО, в котором я находился в статусе заместителя председателя в 2022–2023 годах. Так совпало, что именно на этот период пришлось мое активное переосмысление научных интересов, когда от невоенных аспектов политики Германии я перешел к изучению оборонной политики этой страны, а также международной безопасности в целом.
Статус члена исполнительного совета СНО позволил мне организовать ряд мероприятий, которые были посвящены международной безопасности, благодаря этому я смог как познакомиться с экспертами в этой области, так и больше узнать об интересующей меня тематике. Важнейшим для меня мероприятием стала вторая зимняя конференция СНО «Вызовы региональной и глобальной безопасности», в которой я выступил главным организатором. Это был незабываемый опыт, который позволил мне испытать себя в роли организатора мероприятия на более чем 100 человек, научиться находить креативные решения самых сложных ситуаций и работать в условиях постоянного стресса. Не менее важно и то, что на конференции удалось организовать работу множества секций, связанных с международной безопасностью, что позволило мне узнать много нового в интересующей меня области. Все эти знания впоследствии помогли мне успешно поступить на магистерскую программу.
Для продолжения обучения ты выбрал образовательную программу «Стратегические исследования», почему именно это направление?
«Стратегические исследования» — уникальная в своем роде программа, и на момент моего поступления она была единственным образовательным направлением в России, предлагавшим возможность изучения как современных военно‑политических проблем, так и контроля над вооружениями и ядерного нераспространения.
В магистратуре мне хотелось применить мои знания как исследователя, специализирующегося на Германии, и в то же время расширить сферу специализации за пределы изучаемой страны. Широкий спектр изучаемых на «Стратегических исследованиях» тем позволил мне писать диссертацию по теме, связанной с оборонной и внешней политикой ФРГ, в то же время на занятиях получая всеобъемлющие знания в области контроля над вооружениями и нераспространения. Все эти темы, на мой взгляд, имеют большое значение для внешнеполитического курса нашей страны, что стало одним из важных факторов, мотивировавших мой выбор магистерской программы и диссертации.
В рамках конкурса молодых журналистов‑международников Иван Кузьмин представил статью «Двуликий Янус. Экспорт немецких вооружений странам Саудовской коалиции», опубликованную в журнале «Новый оборонный заказ. Стратегии».
Большое влияние на мой выбор оказал и преподавательский состав программы, включающий ведущих специалистов в указанных областях. Я изначально знал, что это одна из самых сложных магистерских программ СПбГУ в области международных отношений, и это очень сильно меня привлекло. Хотя организация мероприятий по международной безопасности в СНО и помогла поднять уровень моих знаний, их все еще было недостаточно: контроль над вооружениями и нераспространение — очень комплексные сферы, для понимания которых нужны куда более глубокие знания. Заканчивая мой последний год обучения на «Стратегических исследованиях», могу с уверенностью сказать, что учеба здесь помогла решить эту проблему.
Не менее важно, что преподаватели на этой программе заботятся о том, чтобы их студенты вливались в академическое сообщество. Они предоставляли своевременную информацию об актуальных мероприятиях в нашей области и всегда были готовы дать полезные советы о том, как подготовить конкурсную заявку для участия в них. Для меня, например, одним из таких мероприятий стала поездка в Вену в рамках образовательной миссии, организованной совместно с Центром Примакова. Там нам удалось вживую увидеть работу организаций, которые до этого мы изучали лишь в теории: МАГАТЭ, Управление по вопросам разоружения ООН, Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Столь же интересно было посетить и российские дипломатические ведомства и пообщаться с их сотрудниками о самых актуальных темах в исследуемых нами областях.
Сейчас ты успешно совмещаешь учебу с работой по специальности. Расскажи о своем карьерном пути.
Когда я оканчивал бакалавриат, среди нашего выпускного курса распространили информацию о вакансии в отделе международного образовательного сотрудничества СПбГУ. Благодаря деятельности в СНО на этот момент у меня было достаточно неплохое для студента резюме, что позволило мне попасть на собеседование, пройти его и успешно трудоустроиться, несмотря на высокую конкуренцию.
Работа в отделе международного образовательного сотрудничества СПбГУ стала идеальным местом для старта профессиональной деятельности. Ранее единственным профессиональным опытом была стажировка в юридическом секторе Комитета по внешним связям Санкт‑Петербурга, поэтому начало работы было немного волнительным. К счастью, руководители и коллеги оказались очень доброжелательными, что значительно облегчило вливание в коллектив и позволило быстро разобраться в рабочих задачах.
Параллельно с началом учебы в магистратуре я начал проводить первые исследования по теме моей диссертации и впоследствии опубликовал их. Это стало одним из преимуществ, благодаря которым, когда первый год моей учебы и работы подходил к концу, меня пригласили на собеседование на позицию редактора в журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Получив предложение по специальности моей магистерской программы, я принял решение о смене работы и теперь уже как год развиваюсь в сфере журналистики, пишу о военно‑техническом сотрудничестве стран мира, контроле над вооружениями и нераспространении и других интересных сюжетах.
Как тебе удается находить баланс между обучением и профессиональной деятельностью?
Еще со школьных времен, когда интенсивно готовился к ЕГЭ, я научился придерживаться жесткого тайм‑менеджмента. Если в школе он помог мне успешно сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов и поступить в СПбГУ, то в Университете он позволил мне совмещать огромное число задач, включающих не только учебу и работу, но и самую разную внеучебную деятельность, не ограничивавшуюся волонтерством в СНО.
С 2022 года я, например, веду телеграм‑канал «Наш друг Вилли», в котором пишу о немецкой политике. Активное ведение канала позволяет мне оставаться в курсе свежих новостей исследуемой мной страны и развиваться как молодому исследователю. Не в последнюю очередь благодаря ведению личного канала я получил опыт, который позволил мне начать работу в журналистике.