Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов (CORELIS)

05.04.06На английском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Экология и природопользование — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
  • Экология и природопользование — конкурс документов (портфолио)* (для иностранных граждан)

*При оценке портфолио за наличие результата тестирования по русскому языку как иностранному (не ниже ТРКИ–2) начисляется пять баллов

Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает десять дополнительных баллов при поступлении

Основные учебные курсы
  • Основы комплексного изучения полярных регионов
  • Коммуникация в полярной науке и распространение знаний
  • Перигляциальные ландшафты
  • Четвертичная палеогеография полярных регионов
  • Применение географических информационных систем (ГИС) и дифференциальной глобальной навигационной спутниковой системы
  • Водные объекты полярных и горных территорий
  • Почвы зоны многолетней мерзлоты
  • Социально-экономические аспекты Арктики: Полярная медицина, Региональная политика на территориях с вечной мерзлотой
  • Биогеохимия полярных экосистем (читается в Германии)
Преимущества образования
  • Обучение ведется на английском языке
  • За два семестра обучения в России (первый курс магистратуры) к преподаванию привлекаются ведущие специалисты СПбГУ и партнерских вузов и НИИ. В рамках магистерской программы предоставляется возможность обучения в течение первого семестра в партнерских вузах Германии (Гамбургский университет и др.)
Известные преподаватели
  • В. Ю. Кузнецов — профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, известный специалист в области геохронологии четвертичных отложений, основатель и руководитель научной лаборатории геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана имени П.И. Кёппенена
  • Л. А. Савельева — доцент кафедры геоморфологии СПбГУ, палинолог, микропалеонтолог
  • Г. Б. Федоров — доцент кафедры геоморфологии СПбГУ, палеолимнолог, руководитель арктических экспедиций и международных грантов
  • Д. А. Ганюшкин — профессор кафедры физической и эволюционной географии СПбГУ, гляциолог
  • А. А. Екайкин — исследователь Антарктиды, применяющий изотопные методы в изучении климата и награжденный орденом «За морские заслуги» за большой личный вклад в организацию и осуществление проекта проникновения в подледниковое озеро Восток (Антарктида)
  • Е. В. Абакумов — профессор, заведующий кафедрой прикладной экологии СПбГУ, руководитель грантов РНФ, Президентского гранта и пр.
  • Й. Тиде — почетный профессор СПбГУ, руководитель лаборатории «Палеогеография и геоморфология полярных стран и Мирового океана», созданной в СПбГУ в рамках программы мегагрантов
  • Б. В. Иванов — доцент кафедры океанологии СПбГУ, исследователь Шпицбергена
  • И. В. Федорова — доцент, заведующая кафедрой геоэкологии и природопользования СПбГУ, научный руководитель образовательной программы «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов»
Международные связи

Партнерский ВУЗ — Гамбургский университет, также участвует в программе Университет Хельсинки, Потсдама, российские ВУЗы и НИИ (МГУ, Институт леса СО РАН, ТФЗ РАН, Институт мерзлотоведения СО РАН и др.).

Основные направления исследований
  • Глобальные геосферные циклы переноса химических элементов и воды
  • Исторические реконструкции и прогноз изменений природы и климата
  • Палеоэкологические и палеолимнологические исследования
  • Поверхностные воды суши (реки, озера, водохранилища, болота), их ресурсы и режим, взаимодействие с другими компонентами гидрологического цикла
  • Изменение водных объектов полярных регионов под влиянием естественных и антропогенных факторов
  • Прогнозирование гидрометеорологических процессов
  • Взаимодействие океана и вод суши, океана и атмосферы; трансграничный перенос
  • Геохимия полярных экосистем
  • Глобальные и региональные геоэкологические кризисы — комплексные изменения окружающей среды, приводящие к резкому ухудшению условий жизни и здоровья населения и хозяйственной деятельности; геоэкологические последствия природных и техногенных катастроф
  • Междисциплинарные проблемы стратегии выживания человечества и разработка научных основ регулирования качества окружающей среды
  • Геоиндикаторы изменения природной среды полярных регионов под влиянием урбанизации и хозяйственной деятельности человека
  • Химическое и радиоактивное загрязнение почв, пород, поверхностных и подземных вод и сокращение их ресурсов
  • Изменение криолитозоны под влиянием глобального изменения климата
  • Эмиссия парниковых газов
  • Современные перигляциальные ландшафты, оценка их состояния, изменений и управление; ландшафтное планирование
  • Водные, воздушные, земельные, рекреационные, минеральные и энергетические ресурсы Земли, их рациональное использование, охрана; санация и рекультивация земель, ресурсосбережение
  • Геоэкологический мониторинг и обеспечение экологической безопасности, средства контроля
  • Опасные природные и техноприродные процессы, их динамика, механизм, факторы и закономерности развития; их прогноз, оценка опасности и риска, управление риском, превентивные мероприятия по снижению последствий катастрофических процессов, защита территорий, зданий и сооружений
  • Экономические и социальные аспекты устойчивого развития регионов
  • Современные методы географического картирования
  • Разработка научных основ государственной экологической экспертизы и контроля
  • Научное обоснование государственного нормирования и стандартов в области природопользования
Практика и будущая карьера

В рамках научно-исследовательской практики студенты участвуют в экспедициях в полярные регионы (дельта р. Лены, п-в Ямал, Кольский п-в и др.). Студенты программы CORELIS первого набора прошли зимнюю полевую практику на базе биологической станции Ламми Хельсинского университета, а также летнюю — на базе Российского научного центра на архипелаге Шпицберген (Арктического и антарктического научно-исследовательского института).

Образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно осуществлять теоретические и прикладные исследования экологических, гидрометеорологических, палеогеографических, ландшафтных, педологических и геоэкологических свойств и процессов полярных регионов Земли (Арктики, Антарктики и горных территорий).