Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Подготовка к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
В этом году День Победы будет юбилейным. По поручению ректора подготовка уже ведется в течение двух лет, в рамках портала СПбГУ открыт раздел, в который включены пять блоков, продолжающих активно пополняться с помощью универсантов:
- «Сражающейся университет» — посвящен формированию максимально полного списка универсантов-фронтовиков — участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. На настоящий момент собрана информация о 2200 универсантах — участниках Великой Отечественной войны
- «Память о войне в нашей семье» — в блоке предоставлена возможность каждому универсанту рассказать о том, что связано именно у него, его родных и близких с Великой Отечественной войной, отдать свою дань памяти тем, кто сражался за Родину или работал в тылу, кто выживал в блокадном Ленинграде. Здесь же планируется создать электронный аналог «Полка Победы», собрав фотографии участников войны, связанных с универсантами и Университетом
- «Воспоминания ветеранов» — блок, в котором размещаются интервью с ветеранами-универсантами, собираемые по инициативе студентов-журналистов СПбГУ
- «Мемориальные объекты» — блок, содержащий карты мемориальных мест в зданиях и на территориях Университета
- «Ингрия» — большой блок, посвященный поисковому отряду «Ингрия», ведущему грандиозную работу по поиску останков погибших бойцов советской армии, по сохранению памяти о войне
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин попросил присутствующих на ректорском совещании донести информацию до членов коллективов. Подготовка праздника — это наша дань тем, кто отстоял для нас Родину. Но нам удастся выполнить в полной мере свою миссию только при участии всех универсантов, а организовать работу — задача участников совещания.
Подарок банка «ВТБ 24» к 290-летию Университета
Университет и универсанты продолжают получать подарки к 290-летию СПбГУ. Один из банков-партнеров Университета банк «ВТБ 24» выпустил банковские кредитные карты корпоративного терракотового цвета с университетской символикой и логотипом «290 лет первому университету России». Информация о том, каким образом универсанты могут получить банковские карты с корпоративной символикой, размещена на портале СПбГУ.
См. также: Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 1); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 20).
День Китая в СПбГУ
27 сентября в Университете прошел День Китая, приуроченный к десятилетию работы институтов Конфуция в мире, а также к 65-летию Китайской Народной Республики и установлению дипломатических отношений между КНР и СССР. Основной целью проведения Дня Китая стало укрепление дружеских отношений универсантов двух стран, стимулирование их интереса к участию в программах студенческого обмена, знакомству с языком и культурой друг друга: «В честь десятилетия институтов Конфуция в СПбГУ состоялся День Китая». В рамках Дня Китая состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургским и Хэйлунцзянским университетами.
О предоставлении помещений для организации работы общественных организаций обучающихся
В здании по адресу Биржевая линия, д. 6 предоставлены помещения для организации работы общественных организаций обучающихся (Студенческого совета СПбГУ, спортивного клуба «Балтийские орланы», профсоюзного комитета студентов и аспирантов, клуба иностранных студентов и др.). В этом здании есть все необходимое для проведения крупных мероприятий. После завершения ремонта отдельных помещений туда смогут вселиться и общественные организации, объединяющие сотрудников.
Лермонтовская стипендия
В год 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова в СПбГУ принято решение об учреждении Лермонтовской стипендии для лучшего студента, чья работа победит в конкурсе, посвященном наследию поэта. Об этом решении ректора первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский объявил на торжественной церемонии в ИРЛИ (Пушкинском Доме), посвященной 200-летию со дня рождения поэта: «Студентам СПбГУ вновь будет присуждаться Лермонтовская стипендия». Инициатива возрождения Лермонтовской стипендии принадлежит заместителю министра культуры А. Ю. Маниловой, которая получала такую стипендию в студенческие годы. Она и другие участники церемонии пообещали для этого собрать в эндаумент-фонд СПбГУ необходимую сумму (для ежемесячной стипендии в размере 10 тыс. рублей в целевом фонде должно быть не менее 1 млн 800 тыс. рублей). Участвовать в конкурсе смогут не только будущие литературоведы и журналисты, но и студенты Университета, обучающиеся по другим образовательным программам.
И. А. Горлинский отметил также, что в настоящее время СПбГУ вручает около полутора десятков именных стипендий, посвященных выдающимся ученым и универсантам прошлого. Для этого используется механизм эндаумент-фонда СПбГУ. Ректор напомнил о стипендии им. М. В. Ломоносова, учрежденной по инициативе Почетных профессоров-химиков и директора института химии И. А. Баловой, которые для этого отчисляют часть своей зарплаты в эндаумент-фонд СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 5). По инициативе декана Факультета журналистики Л. П. Громовой члены коллектива Факультета журналистики также участвуют в формировании целевого эндаумента. Подписанию соглашения предшествовала публичная лекция президента Осакского городского университета профессора Ёсики Нисидзава «Необычная эпидемиология больных, находящихся на гемодиализе. Уроки из японского национального регистра» (Reverse Epidemiology in Dialysis Patients. Lessons from Japanese Registries). А в ходе переговоров обсуждались возможности расширения спектра партнерских отношений двух вузов, в том числе и в сфере медицинских исследований. Той же линии на расширение партнерства Университет придерживается и в отношениях с японскими компаниями.
О подписании соглашения с Осакским университетом
26 сентября состоялась торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Осакским городским университетом (Япония). Первый договор о сотрудничестве в области научной и учебной работы был подписан вузами еще в 1984 году. Сейчас совместная работа ведется в рамках протокола об условиях обмена учеными, преподавателями и студентами. Целью нынешнего визита японской делегации стало обновление протокола, подписание соглашения которое позволит партнерским связям двух вузов перейти на принципиально иной уровень. Соглашение о сотрудничестве открывает более широкие возможности сотрудничества для обучающихся всех направлений подготовки и для всех НПР: «СПбГУ — Осакский университет: 30 лет партнёрских отношений — это только начало». Подписанию соглашения предшествовала публичная лекция президента Осакского городского университета профессора Ёсики Нисидзава «Необычная эпидемиология больных, находящихся на гемодиализе. Уроки из японского национального регистра» (Reverse Epidemiology in Dialysis Patients. Lessons from Japanese Registries»). А в ходе переговоров обсуждались возможности расширения спектра партнерских отношений двух вузов, в том числе и в сфере медицинских исследований. Той же линии на расширение партнерства Университет придерживается и в отношениях с японскими компаниями.
Реализация инициативы С. К. Смирнова «Приглашенный профессор»
Впервые в практике СПбГУ новейшего времени Университет организует ежегодный конкурс на приглашение из Франции профессора-математика для работы в СПбГУ. Конкурс им. Г. Ламе «Приглашенный профессор» проводится по инициативе профессора СПбГУ С. К. Смирнова при финансовой поддержке французской стороны. Уже 10 октября в СПбГУ состоится чествование первых победителей этого конкурса.
См. также: Материалы ректорского совещания от 13.10.2014, п. 2; Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответы 1, 2, 4, 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность – сейчас наши основные приоритеты», Эксперт Северо-Запад, №16, 14 апреля 2014, ответы 1, 10); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 1–8, 12).
Участие научно-педагогических работников СПбГУ во внешних конкурсах
Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил о многочисленных случаях, когда документация на тот или иной внешний конкурс, стипендию или гранты собирается в последний момент в форс-мажорных обстоятельствах. Так происходит, когда начинают готовить документы по сигналу организатора, хотя большинство конкурсов — ежегодные, регулярные, о сроках их проведения известно заранее, с точностью до недели. Если бы сотрудники Университета действовали планомерно, не было бы никакой спешки и срочного сбора информации (и, соответственно, не было бы многих ошибок, практически неизбежных в такой спешке). Например, в середине сентября был опубликован приказ о проведении ежегодного конкурса на стипендии Президента РФ для молодых кандидатов наук и молодых докторов наук, и только тогда стали поступать заявки на выдвижение молодых ученых от директоров институтов и деканов факультетов. Между тем, этот конкурс проводится ежегодно, и заявки можно начать оформлять еще в мае-июне...
С. П. Туник сообщил о принятых решениях, направленных на стимулирование участия научно-педагогических работников во внешних конкурсах. В начале 2015 года будет сформирован и обнародован список основных ежегодных внешних конкурсов. Этот список не окончательный. Любой сотрудник может инициировать дополнение этого списка. В обязанности директоров институтов и деканов факультетов входит оказание помощи членам коллектива (особенно молодым ученым) в подготовке заявок. По оценке проректора, в условия проведения больше половины конкурсов не входит требование утверждения заявки на заседании Ученого совета Университета, ученого совета института или факультета. В этом случае научно-педагогический работник вправе сам инициировать свое выдвижение на конкурс. Для этого ему не надо получать согласие заведующего кафедрой, декана факультета или директора института (если иное не оговорено в трудовом договоре с научно-педагогическим работником). Но даже в том случае, когда для выдвижения на конкурс требуется решение Ученого совета Университета, ученого совета института или факультета, каждый научно-педагогический работник вправе инициировать свое выдвижение на конкурс. И опять-таки для этого ему не надо получать согласие заведующего кафедрой, декана факультета или директора института. Заявки всех выдвинувших свои работы на тот или иной конкурс, требующий решения Ученого совета СПбГУ, ученого совета института или ученого совета факультета, для обеспечения гласности будут опубликованы на портале СПбГУ, и любой член экспертного сообщества Университета сможет принять участие в общественной оценке выдвинутой работы. Таким образом, и выдвижение работ, и их оценка будет гласной. Решение ученого совета Университета, института, факультета будет опубликовано на портале СПбГУ. Ректор подчеркнул: двери открыты для всех, но и контроль возлагается тоже на всех, на экспертное сообщество Университета. Таким образом в Университете создаются условия для реализации академических свобод.
Анализ рейтинга QS
За год Университет продвинулся вверх в рейтинге QS на семь позиций. В основном это произошло, отметил С. П. Туник, за счет двух репутационных параметров: по репутации среди академического сообщества — на 13 позиций, а по репутации среди бизнес-сообщества — на 70 позиций. Это результат большой системной работы, организованной в Университете, по формированию базы экспертов. Эта деятельность продолжается: базу экспертов необходимо обновлять и дополнять. Он подчеркнул, что в этом году принесла результат именно работа по подбору экспертов, а не что-либо другое.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 1, 2, 4 8); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответы 1–5); Из России с дипломом (Журнал BRICS, ответ 2).
Директор института наук о Земле С. В. Аплонов добавил, что вклад в продвижение в рейтинге приносит также участие научно-педагогических работников Университета в крупных международных конференциях. С. П. Туник отметил важность отбора конференций, в которых принимали участие НПР Университета: выбирались только конференции высокого уровня, и в результате отправили только 60 % претендентов (в соответствии с высшими позициями в рейтинге конференций), это дало результат. Следующий шаг: расширение практики преподавателей по чтению лекций на английском языке, и чтение таких лекций в зарубежных университетах. Такая деятельность должна принести позитивные отзывы иностранных экспертов об Университете.
О первых результатах тренингов «Проведение занятий по специальности на английском языке» и «Написание статей на английском языке»
В адрес ректора поступило благодарственное письмо от 11 участников тренингов «Проведение занятий по специальности на английском языке» и «Написание статей на английском языке» (см. Материалы ректорского совещания от 25.08.2014, п. 6; от 18.08.2014, п. 5). Большинство участников этих тренингов — преподаватели дисциплин социо-гуманитарного блока.
С. П. Туник сообщил также о результатах предыдущих тренингов, проведенных для научно-педагогических работников СПбГУ летом 2013 года и зимой 2014 года, которые были посвящены обучению научно-педагогических работников написанию научных статей и выступлениям на конференциях на английском языке. В итоге за прошедшие семь месяцев 20 участников тех тренингов сделали больше 20 докладов на международных конференциях, опубликовали три статьи в международных журналах высокого уровня, отправлены в печать 6 статей и подготовлены к публикации еще три. По оценке проректора, это хороший результат для молодых ученых, аспирантов и кандидатов наук.
О российско-германской неделе молодых ученых
С 6 по 10 октября на базе СПбГУ впервые пройдет российско-германская неделя молодых ученых по теме «Глобальная история и региональные исследования», организованная Университетом вместе с ведущими немецкими грантовыми организациями. Мероприятие соберет не только молодых исследователей-историков, но и известных ученых-историков, политологов, специалистов в области международных отношений и региональных исследований. Проведение недели на площадке Университета позволит как студентам и молодым исследователям, так и известным специалистам из числа сотрудников СПбГУ принять участие в семинарах и круглых столах, послушать лекции ведущих российских и немецких ученых, завязать новые и упрочить имеющиеся контакты.
О результатах поездки делегации СПбГУ во Вьетнам
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил о результатах поездки делегации СПбГУ во Вьетнам 14–19 сентября по эксклюзивному приглашению ректора Академии имени Хо Ши Мина Ta Ngoe Tan, об участии в крупной международной конференции Development Cooperation between Vietnam — ASEAN and the Russian Federation: Reality and Prospects («Развитие сотрудничества между Вьетнамом — АСЕАН и Россией: настоящее и будущее»). Мероприятие было посвящено обсуждению путей взаимодействия между Россией и Вьетнамом, другими странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в политической, экономической, образовательной, научной и культурной сферах.
На пленарном заседании в день открытия конференции заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор В. Н. Колотов сделал доклад «Активизация напряженности на южном фланге восточно-азиатской дуги нестабильности: взгляд российского востоковеда на проблему Южно-Китайского моря». С сообщением о реализации Программы развития СПбГУ — ведущего национального университета России, который в научно-образовательной сфере предлагает новые формы и инструменты сотрудничества с Вьетнамом и другими странами АСЕАН, выступил первый проректор СПбГУ по учебной и научной работе И. А. Горлинский. В рамках конференции состоялась встреча делегации СПбГУ с А. Г. Ковтуном, Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Социалистической республике Вьетнам. За круглым столом состоялось обсуждение дальнейшего участия СПбГУ в реализации государственной политики нашей страны в данном регионе, использование экспертных возможностей Университета для анализа сложных отношений и политических сил в регионе.
Позиции СПбГУ в рейтинге образовательных программ общего образования
Проректор И. А. Дементьев проанализировал позиции СПбГУ в рейтинге образовательных программ общего образования и задачи Университета по развитию образовательных программ общего среднего образования.
Обнародованные результаты рейтинга «Топ–500 школ России» свидетельствуют о высоком уровне подготовки по программам общего среднего образования, реализуемым в СПбГУ. СМИ объявили, что СПбГУ стал первым в стране по уровню преподавания по биолого-географическому направлению и вошел в 100 лучших школ России по всем предметным областям (профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический). А по совокупности показателей СПбГУ входит в первую пятерку лучших школ Петербурга.
И. А. Дементьев подчеркнул, что в этом рейтинге не Академическая гимназия, а Университет (как и другие вузы) соперничал со школами в области программ общего среднего образования. В процессе формирования списков учитывались независимые объективные показатели, такие как результаты ЕГЭ, достижения учеников в рамках Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам. В топ–500 попали, кроме СПбГУ, еще 18 школ Петербурга. Внутри этого рейтинга есть другой рейтинг школ, которые предоставляют наибольшие возможности для учащихся, — и СПбГУ вошел в этот топ–200. А вот в ранжированный список топ–25, к сожалению, не попал (хотя в него вошли шесть других университетов).
Преподаватели разных коллективов (биологи, географы, химики, физики, математики) много лет работают со школьниками СПбГУ. Анализировалась ли организация их работы? Правильно ли поставлены перед ними задачи?.. Проректор И. А. Дементьев поручил директорам институтов и деканам факультетов обратить особое внимание на деятельность в сфере общего среднего образования.
Ректор подчеркнул, что уже несколько месяцев идет мобилизация всех ресурсов Университета для обеспечения программ общего среднего образования. Школьники СПбГУ имеют право пользоваться фондами и читальными залами Научной библиотеки СПбГУ, спортивными залами, спортивными объектами, лабораториями и другими ресурсами в любом здании Университета. Хотя, возможно, не все гимназисты пока об этом знают. И даже директор Академической гимназии была удивлена, узнав об этих возможностях от ректора: неужели гимназистам всё это дадут? И их везде пустят?..
Н. М. Кропачев призвал приглашать лучших преподавателей из тех, кто способен и кто хочет преподавать по программам общего среднего образования. Для примера ректор напомнил положительный опыт: несколько лет назад декан Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазова и деканы Факультета географии и геоэкологии Н. В. Каледин и Т. А. Алиев помогли собрать хороший коллектив преподавателей. В результате сегодня СПбГУ признан лучшим по уровню преподавания в школах России дисциплин биолого-географического направления. Университет может выйти в лидеры и по другим направлениям подготовки. Ректор поручил директорам учебно-научных институтов, деканам факультетов в срок до 20 октября 2014 года представить проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой конкретные предложения по совершенствованию общеобразовательных программ по соответствующим направлениям (специализациям). А проректору М. Ю. Лавриковой поручил в срок до 1 ноября 2014 года обобщить представленные предложения и о результатах доложить на ректорском совещании в ноябре 2014 года (см. также: Материалы ректорского совещания от 27.04.2015, п. 7).
Об упущенных возможностях для сотрудничества
В адрес университета поступают благодарности от организаторов и участников прошедшей на базе СПбГУ первой научно-практической конференций «Наука будущего» (Science of the Future) за качественную, комфортную организацию конференции (см. Материалы ректорского совещания от 22.09.2014, п. 1). Анализируя итоги этой конференции, ректор остановился на вопросе об упущенных возможностях прямых рабочих контактов. Конференцию посетили немногим более 30 научно-педагогических работников СПбГУ. Ни один из директоров институтов и деканов факультетов не пришел на конференцию (на пленарное и секционные заседания), хотя была возможность познакомиться ведущими учеными из 15 стран мира. Можно было заранее спланировать и организовать, например, круглый стол для обсуждения вопросов в какой-то одной или нескольких областях науки. Ректор поручил проректору по научной работе С. П. Тунику и начальнику ГУОРП В. В. Еремееву принять это обстоятельство во внимание при обсуждении вопроса о командировании директоров институтов и деканов факультетов на конференции, в первую очередь за рубеж.