Материалы ректорского совещания

№ 530
от 20.06.2022

    Участники совещания почтили минутой молчания память академика РАН, почетного профессора СПбГУ Александра Даниловича Ноздрачева.

    Участие СПбГУ в Петербургском международном экономическом форуме

    Санкт-Петербургский государственный университет 15–18 июня принял участие в мероприятиях двадцать пятого Петербургского международного экономического форума — ведущей мировой площадки для обсуждения вопросов глобальной экономики и обмена лучшими практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития.

    В рамках форума СПбГУ был подписан ряд документов.

    В ходе деловой программы ректор СПбГУ Николай Кропачев встретился с руководителем Россотрудничества Евгением Примаковым, обсудив ряд вопросов о работе представительств и филиалов СПбГУ за рубежом и развитии образовательных инициатив Университета.

    Эксперты СПбГУ выступили в мероприятиях ПМЭФ. Проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош приняла участие в дискуссии «Нематериальное культурное наследие России: экономический контекст», тема которой звучит особенно актуально для лидеров научного, культурного, креативного сообществ в Год культурного наследия народов России.

    Директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова представила результаты ежегодного всероссийского мониторинга помощи детям с паллиативным статусом, который Университет проводит совместно с аппаратом уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, Детским хосписом, организациями «Круг добра» и «Стеллит». На данный момент исследование прошло в 85 субъектах Российской Федерации (СПбГУ продолжает реализацию социальной миссии).

    Директор Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Дергунова приняла участие в дискуссии «Устойчивое развитие для будущих поколений: на пути к достижению целей» и бизнес-ланче лидеров цифрового развития «Пульс цифровизации: люди и технологии».

    Доцент кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ Юлия Арай выступила в рамках мероприятия «Образовательные и акселерационные программы для будущих и действующих социальных предпринимателей: чему и где учиться, если хочешь организовать социальный бизнес» (Перспектива развития социального предпринимательства лежит в сфере сотрудничества, взаимодействия и взаимного «опыления» знаниями: преподаватель ВШМ СПбГУ Юлия Арай на ПМЭФ).

    Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ представила на ПМЭФ благотворительный проект «Звездная страна», который позволит детям-сиротам получить высокотехнологичную медицинскую помощь.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 12 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще семь зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: О курсах повышения квалификации в СПбГУ; О среднем балле в электронной зачетной книжке.

    Как рассказала и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, с 24 февраля получены обращения от 148 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано пять обращений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434, и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 430-р, в связи с недружественными действиями. На текущий момент изданы приказы о зачислении в порядке перевода из иностранной образовательной организации в отношении 29 студентов (на бюджетную основу обучения — 16, на договорную — 13), еще четыре заявителя на время оформления перевода допущены к занятиям в СПбГУ. С другими заявителями идет плановая работа.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, на ряде направлений продолжаются промежуточные и итоговые аттестации, которые проходят по расписанию в установленном порядке.

    Встречи со студенческим активом (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в других учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    Так, за отчетный период проведена встреча заместителя директора Института химии по молодежной политике с представителями студенческого совета и обучающимися. Обсужден вопрос организации учебного процесса: обучающиеся первого курса, прошедшие защиту курсовых работ, отмечали, что в процессе защиты члены комиссии, по мнению студентов, задали ряд вопросов, ответы на которые предполагают определенное знание материала дисциплин, реализуемых согласно учебному плану только в последующих семестрах. Эта информация будет проверена и учтена при обсуждении вопросов учебной работы на заседании УМК по направлению «Химия».

    По информации директора Института истории: встреча с председателем студенческого совета и старостами учебных групп состоялась 15 июня. В ходе встречи обсуждены вопросы организации летней промежуточной аттестации. Отмечено соответствие проведения аттестации установленным регламентам.

    Также встречи с представителями обучающихся были проведены деканом филологического факультета, и. о. заместителя декана физического факультета, деканом факультета международных отношений (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), заместителем декана по молодежной политике факультета стоматологии и медицинских технологий (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации). Отмечено, что за отчетный период проблем не возникало.

    И. о. заведующей кафедрой физической культуры и спорта продолжает взаимодействие со старостами групп первого, второго и третьего курсов бакалавриата по направлению «Физическая культура и спорт». Директор колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии оперативно доводит информацию до студенческого актива с использованием дистанционных технологий.

    В период с 11 июня по 17 июня проведены защиты ВКР у 1129 обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.

    Направление

    бакалавр

    магистр

    специалист

    Общий итог

    1

    Биология

    21

    21

    42

    2

    Науки о Земле

    29

    29

    3

    Искусства

    14

    9

    27

    50

    4

    Математика и механика

    7

    18

    3

    28

    5

    Медицина

    52

    52

    6

    Математика и компьютерные науки

    56

    56

    7

    Международные отношения

    92

    166

    258

    8

    Менеджмент

    136

    63

    199

    9

    Процессы управления

    39

    6

    45

    10

    Педагогика

    12

    12

    11

    Социология

    18

    18

    12

    Физика

    22

    9

    31

    13

    Филология

    117

    94

    211

    14

    Физическая культура

    98

    98

    Общий итог

    504

    445

    180

    1129

    За время проведения защит ВКР прошли заседания 173 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).

    Направление

    Количество ГЭК

    1

    Биология

    7

    2

    Науки о Земле

    4

    3

    Искусства

    6

    4

    Медицина

    4

    5

    Математика и механика

    2

    6

    Математика и компьютерные науки

    9

    7

    Международные отношения

    36

    8

    Менеджмент

    29

    9

    Процессы управления

    8

    10

    Педагогика

    1

    11

    Социология

    2

    12

    Физика

    9

    13

    Филология

    45

    14

    Физическая культура

    11

    Всего

    173

    Из 1129 защитивших ВКР оценку «отлично» получили 780 человек (69,1 %), «хорошо» — 294 человека (26 %), «удовлетворительно» — 51 человек (4,5 %), было и четыре неудовлетворительные оценки (0,4 %).

    Направление

    неудовлетворительно

    удовлетворительно

    хорошо

    отлично

    Общий итог

    Апелляции

    бакалавр

    специалист

    магистр

    бакалавр

    специалист

    магистр

    бакалавр

    специалист

    магистр

    бакалавр

    специалист

    магистр

    Получено апелляций

    удовлетворено

    1

    Биология

    2

    6

    19

    15

    42

    2

    Науки о Земле

    2

    6

    21

    29

    3

    Искусства

    1

    2

    2

    14

    25

    6

    50

    4

    Математика и механика

    2

    2

    5

    1

    10

    5

    Математика и компьютерные науки

    2

    8

    46

    18

    74

    6

    Медицина

    1

    9

    42

    52

    7

    Международные отношения

    1

    1

    6

    22

    28

    69

    131

    258

    8

    Менеджмент

    1

    11

    4

    72

    30

    52

    29

    199

    9

    Процессы управления

    1

    5

    1

    34

    4

    45

    10

    Социология

    1

    8

    9

    18

    11

    Педагогика

    5

    7

    12

    12

    Физика

    2

    20

    9

    31

    13

    Физическая культура

    1

    18

    39

    40

    98

    14

    Филология

    1

    1

    2

    29

    14

    87

    77

    211

    15

    Юриспруденция

    10

    6

    4

    51

    294

    780

    1129

    10

    6

    С 11 по 17 июня прошли государственные экзамены у обучающихся:

    • бакалавриата по направлениям «Востоковедение и африканистика», «Юриспруденция»
    • аспирантуры по направлениям «Биология», «Науки о Земле», «Философия», «История», «Политология», «Филология», «Химия», «Экономика», «Международные отношения»

    От обучающихся поступило десять заявлений в апелляционные комиссии по результатам государственных экзаменов: все десять — от бакалавров по направлению «Юриспруденция».

    Проект «Академия предпринимательства»

    По поручению ректора в 2021 году была организована работа по созданию Академии молодых предпринимателей для обучающихся СПбГУ и молодежи Санкт-Петербурга. Академия — проект СПбГУ по организации образовательной, просветительской и иной смежной деятельности с использованием ресурсов бизнес-инкубатора СПбГУ для формирования и развития предпринимательских и лидерских компетенций у обучающихся СПбГУ и молодежи города. Ключевым аспектом функционирования академии является поддержка национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

    Как рассказала и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, был разработан проект положения об Академии предпринимательства, устанавливающего основные направления деятельности академии и определен основной состав команды. В дорожной карте нашли отражение следующие направления:

    • разработка и модернизация онлайн-специализаций и онлайн-курсов по обучению и развитию предпринимательских компетенций
    • реализация дополнительных образовательных программ
    • просветительская деятельность и популяризация идей предпринимательства среди обучающихся СПбГУ и молодежи Санкт-Петербурга, развитие стартап-инициатив
    • научно-исследовательская, экспертная и консалтинговая деятельность
    • развитие сотрудничества с ведущими национальными и зарубежными профессиональными сообществами и университетами, бизнес-лидерами, государственными структурами РФ
    • формирование сообщества молодых предпринимателей Университета и иных участников предпринимательского процесса

    3 февраля распоряжением первого проректора по учебной работе № 213/1р был утвержден состав рабочей группы проекта «Академия предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета». В течение этого года ведется работа по налаживанию связей, дальнейшему формированию команды проекта, выработке приоритетов, кастомизации дополнительных программ, реализации онлайн-курсов, конкурсов и других направлений. С учетом того, что дорожная карта не исчерпывает все перспективы проекта, в дальнейшем она будет дополняться с учетом возможностей команды. Например, планируется создание цифровой платформы предпринимательской экосистемы, которая может на сетевом уровне объединить работу различных университетских ресурсов и проектов, связанных с развитием предпринимательства. Также в планах — интернационализация деятельности академии, в том числе посредством установления связей с зарубежными субъектами глобальной предпринимательской экосистемы из дружественных стран (международными акселераторами, предпринимательскими университетами и др.) и проведение совместных мероприятий.

    Кроме того, за достаточно небольшой временной период реализованы значимые проекты с участием не только обучающихся и преподавателей СПбГУ, но и представителей бизнес-сообщества, финансового сектора, государственных структур, а также ведущих ученых-экспертов:

    • проведено более десяти открытых мастер-классов и лекций
    • организована работа Центра прикладных экономических исследований (Экономической клиники)
    • разработано более десяти новых образовательных продуктов (онлайн-курсов и дополнительных образовательных программ), среди которых уникальные — «Школа бизнеса» полностью в онлайн-формате, «Цифровая трансформация науки и высшего образования», а также актуализированы ранее созданные курсы и программы
    • проведены международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике», а также панельная дискуссия «FinTech и венчурная индустрия: от стартапов до глобальных корпораций» в рамках международной конференции молодых ученых-экономистов «Развитие современной экономики России»
    • ко Дню российского предпринимательства проведен круглый стол «Импортозамещение: ресурсы, возможности, вызовы для предпринимательства»
    • актуализированы тематики активных студенческих научных обществ, среди которых — «Школа брендинга», «Теория и история бухгалтерского учета и аудита»
    • налаживаются партнерские отношения с научно-образовательными организациями города и представителями бизнеса

    В ближайших планах — дальнейшая реализация дорожной карты, включая подготовку новых онлайн-курсов (в том числе такого важного и актуального, как «ESG-трансформация компаний в условиях новых вызовов»), а также сетевых проектов в области блокчейна и искусственного интеллекта с отраслевыми партнерами, проведение недели предпринимательства в Университете, развитие сотрудничества с Агентством стратегических инициатив, предприятиями Санкт-Петербурга. Кроме того, предполагается проведение на регулярной основе профильных еженедельных мероприятий в формате открытых мастер-классов и лекций на базе бизнес-инкубатора СПбГУ. Упомянутые инициативы проекта уже были озвучены на десятом Всероссийском съезде советов молодых ученых 2–4 июня 2022 года. Успешный опыт реализации проекта «Академия предпринимательства» планируется учесть при разработке образовательной программы развития кадрового резерва в области управления наукой и инновациями для победителей трека «Наука» всероссийского конкурса «Лидеры России».

    С. В. Бегеза пригласила принять участие в реализации проекта представителей всех коллективов и учебно-научных подразделений СПбГУ, имеющих опыт успешной предпринимательской деятельности и руководства стартап-проектами, а также заинтересованных в обмене этим опытом с обучающимися СПбГУ и молодежью города. Обращения можно направлять в адрес руководителя проекта Виктора Олеговича Титова: v.o.titov@spbu.ru.

    О реализации образовательных программ по направлению «Искусства и гуманитарные науки»

    В соответствии с указанием контрольных органов вся учебно-методическая документация ФСИиН прошла экспертизу постоянной комиссией Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе. На заседании учебно-методической комиссии по УГСН 50.00.00 «Искусствознание» от 28.01.2022 № 05/2.1/50-03-1 был согласован и представлен на утверждение учебный план по основной образовательной программе «Свободные искусства и науки (Liberal Arts and Sciences)» по уровню бакалавриата, соответствующий учебным планам 2019–2021 годов.

    После замечаний постоянной комиссии Ученого совета Университета коллектив ФСИиН в апреле 2022 года представил новый проект учебного плана и предложил сократить 70 дисциплин, а также изменить число профессиональных траекторий (10 вместо 12). Постоянная комиссия рассмотрела предложения коллектива ФСИиН, доработала и утвердила проект компетентностно-ориентированного учебного плана. Этот план будет вводиться в 2023/24 учебном году.

    В 2022/23 учебном году обучение будет осуществляться по учебному плану, представленному учебно-методической комиссией по УГСН 50.00.00 «Искусствознание» (протокол от 28.01.2022 № 05/2.1/50-03-1) с учетом изменений, связанных с замечаниями контролирующих органов.

    Работа над корректировкой учебных планов предыдущих лет, в том числе по сокращению дисциплин, предложенных УМК 50.00.00, будет проведена с 15 июня до 15 июля в установленном в СПбГУ порядке для всех образовательных программ.

    См. также ответы в Виртуальной приемной по теме:

    1. О проверке учебного плана программы «Свободные искусства и науки»
    2. Какой учебный план будет у программы «Свободные искусства и науки»?

    Начался прием заявлений по программам СПО, бакалавриата, специалитета

    1 июня объявлено количество мест, выделенных для приема в СПбГУ на обучение в пределах особой квоты, целевой квоты, также объявлена стоимость обучения при оплате физическими и / или юридическими лицами.

    20 июня начался прием заявлений по программам СПО, бакалавриата, специалитета (Календарь приема). Абитуриенты могут подать заявления и документы одним из четырех способов: лично (через информационный центр Приемной комиссии СПбГУ), по почте, через Личный кабинет абитуриента на сайте СПбГУ, через суперсервис «Поступи онлайн» на портале «Госуслуги».

    Результаты дополнительного распределения КЦП на обучение по программам магистратуры, соответствующим приоритетным направлениям научно-технологического развития, на 2022/23 учебный год

    На основании статьи 19 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации было наделено правом устанавливать дополнительные контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям подготовки высшего образования по программам магистратуры для распределения таких контрольных цифр приема Министерством науки и высшего образования РФ организациям, осуществляющим образовательную деятельность, без проведения публичного конкурса.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.06.2022 № 1508-р были установлены для приема на обучение на 2022/23 учебный год за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 30 тысяч дополнительных контрольных цифр приема по программам магистратуры по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям научно-технологического развития. При этом дополнительные контрольные цифры приема не предусмотрены для учета при расчете доли мест для приема на целевое обучение в общем объеме контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 3303-р.

    В соответствии с приложением № 1.282 к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15.06.2022 № 549 Санкт-Петербургскому государственному университету установлены дополнительные контрольные цифры приема на обучение по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022/23 учебный год по следующим укрупненным группам направлений подготовки:

    1. 01.04.00 «Математика и механика» (10 мест)
    2. 02.04.00 «Компьютерные и информационные науки» (10)
    3. 09.04.00 «Информатика и вычислительная техника» (10)
    4. 58.04.00 «Востоковедение и африканистика» (10)

    С учетом конкурсной ситуации при приеме на обучение в предшествующие годы, востребованности образовательных программ поступающими, развития образовательной и научно-исследовательской деятельности СПбГУ по приоритетным для Российской Федерации направлениям научно-технологического развития, в частности в области искусственного интеллекта, дополнительные контрольные цифры приема на основании решения Приемной комиссии СПбГУ распределены для приема на обучение по следующим основным образовательным программам магистратуры:

    1. группа программ направления подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» (программы «Математическое моделирование, программирование и искусственный интеллект», «Методы прикладной математики и информатики в задачах управления», «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности», «Математические методы цифровизации экономики», «Исследование операций и системный анализ», «Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики», «Прикладные информационные технологии. Информационные экспертные системы», «Математическая робототехника и искусственный интеллект») — 10 мест
    2. группа программ направления подготовки 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (программы «Технологии искусственного интеллекта и Big Data», «Распределенные вычислительные технологии») — 10 мест
    3. программа «Искусственный интеллект и наука о данных» направления подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика» — 10 мест
    4. группа программ направления подготовки 58.04.01 «Востоковедение и африканистика» (программы «История народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Культура народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Литература народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Политика и международные отношения стран Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Религии народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Социально-культурная антропология народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Экономика и международные экономические отношения стран Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)», «Языки народов Азии и Африки») — 9 мест
    5. программа «Современный Китай: экономика, политика, общество (с изучением китайского языка)» направления подготовки 58.04.01 «Востоковедение и африканистика» — одно место

    О нарушениях положений законодательства Российской Федерации, локальных актов СПбГУ, допущенных обучающимися СПбГУ

    Информация о нарушении локальных нормативных актов и положений законодательства Российской Федерации обучающимися СПбГУ в 2021 и 2022 годах обсуждалась на ректорских совещаниях 16.05.2022, 18.04.2022, 17.01.2022, 11.10.2021, 15.06.2021.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, с 13 мая по 17 июня на территории Университета были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ пятью обучающимися. По уровням обучения: бакалавриат — 3; магистратура — 2. По направлениям обучения: «Математика и механика», «Международные отношения», «Прикладная математика — процессы управления», «Политология», «Социология» (по одному).

    Виды нарушений:

    1. п. 10.1.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несоблюдение чистоты и порядка в жилом помещении — 2
    2. п. 10.1.1 и 10.2.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несоблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, устанавливать и эксплуатировать в жилых помещениях электронагревательные и энергоемкие приборы — 1
    3. п. 10.2.8 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: незаконно проводить посторонних лиц в общежитие и (или) оставлять их на ночлег, предоставлять жилую площадь для проживания третьим лицам — 1
    4. п. 2.1.8, 2.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: бережно и аккуратно относиться к имуществу Университета, принимать меры к обеспечению сохранности этого имущества, быть дисциплинированными, соблюдать чистоту и порядок на территории Университета — 1

    С этими студентами была проведена воспитательная и разъяснительная работа, сформированы комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, которые направлены на рассмотрение Студенческому совету (совету обучающихся) СПбГУ. По всем пяти студентам материалы находятся на рассмотрении у Студенческого совета СПбГУ. После получения мнения Студенческого совета СПбГУ будут изданы приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности.

    А. В. Бабич напомнил: в настоящее время на рассмотрении у Студенческого совета СПбГУ находится 44 комплекта документов, из них 12 были направлены более трех месяцев назад, 12 — более одного месяца назад.

    Кроме того, за период с 13 мая по 17 июня к дисциплинарной ответственности был привлечен 51 обучающийся, совершивший нарушение в период до 13 мая: объявлено три замечания и 48 выговоров.

    А. В. Бабич отметил, что при рассмотрении вопросов о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности Студенческий совет СПбГУ в 48 случаях из 51 предлагал смягчить меру дисциплинарного взыскания. В трех случаях с учетом мнения Студенческого совета СПбГУ мера дисциплинарного взыскания была смягчена. По четырем проектам приказов Студенческий совет СПбГУ рассматривал вопрос более одного месяца.

    Из 48 выговоров 45 было объявлено обучающимся, которые были привлечены правоохранительными органами к административной ответственности за участие в несанкционированных акциях. Об этом подробно рассказывалось на ректорском совещании 16.05.2022.

    Как напомнил А. В. Бабич, Студенческий совет СПбГУ на заседании 29.04.2022 не согласился с предложенной мерой дисциплинарного взыскания в виде выговора и предложил в принципе не объявлять какого-либо взыскания указанным студентам. Выписка из протокола заседания Студенческого совета СПбГУ от 29.04.2022 с вышеуказанным мнением была представлена 11.05.2022 в отношении 45 обучающихся из 59. Позиция Студенческого совета СПбГУ была изучена, представленные аргументы правового характера проанализированы с учетом ответа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о законности применения соответствующих мер дисциплинарного воздействия, данного Студенческому совету СПбГУ. В связи с вышеизложенным: 45 студентам будет объявлен выговор. После получения мнения Студенческого совета СПбГУ по проектам приказов в отношении остальных обучающихся позиция Студенческого совета СПбГУ также будет внимательно изучена и после этого приняты решения о применении меры дисциплинарного взыскания.

    Если постановление о привлечении к административной ответственности будет отменено судом, то приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности также будет отменен (об одном уже неоднократно говорилось в рамках ректорских совещаний, в частности: на ректорском совещании 08.11.2021 и на ректорском совещании 07.02.2022). За прошедшее время от обучающихся в адрес должностных лиц Университета не поступало информации о том, что вынесенные в отношении них постановления о привлечении к административной ответственности отменены.

    Определение приоритетных направлений научных исследований и разработок

    От Минобрнауки России в адрес СПбГУ поступили критерии определения приоритетных направлений научных исследований и разработок, справочные и презентационные материалы по данному вопросу. Перечень содержит ряд критериев в части определения приоритетных направлений исследований, научной ценности, социально-экономического эффекта, готовности технологий, финансово-экономических параметров.

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, по результатам заседания комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации 31 мая в рамках пункта 5 раздела II протокола № 3 заседания комиссии, организациям — главным распределителям бюджетных средств / участникам государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» СПбГУ необходимо совместно с отраслевыми организациями промышленного сектора, научным и экспертным сообществом определить приоритетные направления научных исследований и разработок гражданского назначения на 2023–2025 годы с учетом критериев, представленных Минобрнауки России.

    В адрес директоров и деканов проректор по научной работе направил поручение: в приоритетном порядке рассмотреть материалы и представить экспертное мнение до 23 июня.

    Показатели результативности научно-исследовательской деятельности

    СПбГУ обязан подавать сведения согласно статистической форме № 2-наука (ИНВ) один раз в три года. В основном статистическая форма ориентирована на представление финансовых показателей организации, а также таких показателей результативности, как публикационная активность, количество полученных грантов, количество научных подразделений, количество РИД.

    Анализ показателей результативности научно-исследовательской деятельности СПбГУ за последние три года (2018–2021) демонстрирует следующее.

    1. Рост основных фондов на 24,5 %. Увеличение показателей связано с реализацией Программы развития СПбГУ и участием СПбГУ в конкурсах в рамках реализации национальных проектов.

    Наличие и состав основных фондов организации, тыс. руб.

    Динамика изменения

    Всего, в том числе:

    + 24,5 %

    здания и сооружения

    + 1,1 %

    машины и оборудование, из них:

    + 72,2 %

    приборы, устройства, оборудование (приборная база), применяемые для осуществления научных исследований и разработок

    + 68,3 %

    1. Падение на 12,1 % объема научных исследований и разработок, выполненных с использованием уникальных стендов и научных установок. Снижение показателя связано с сокращением объема финансирования заказов, обусловленным ограничением доступа заказчиков к научному оборудованию и на доставку образцов из-за пандемической ситуации с COVID-19 в 2020 и 2021 годах.

    Объем научных исследований и разработок, выполненных с использованием уникальных стендов и научных установок, тыс. руб.

    Динамика изменения

    Всего, в том числе

    — 12,1 %

    по заказу сторонних организаций

    — 18,8 %

    1. Динамика изменения внутренних затрат на научные исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации показывает как рост, так и падение по отдельным направлениям. Такая динамика обусловлена увеличением затрат на проекты, связанные с приоритетным импортозамещением, в том числе за счет создания МЦМУ (Институт Эйлера), НЦМУ «Агротехнологии будущего», с завершением грантов РФФИ и отсутствием новых конкурсов из-за реструктуризации фонда, а также с наличием ограничений в конкурсах РНФ по количеству проектов на одного руководителя.

    Внутренние затраты на научные исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, тыс. руб.

    Динамика изменения

    Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта

    + 345 %

    Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики

    + 1547 %

    Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук

    + 347 %

    Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии

    — 58 %

    Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных)

    — 42,5 %

    Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания

    — 40,7 %

    Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства

    — 56,5 %

    1. Рост публикационной активности на 10,5 %. Увеличение показателя связано с повышением квалификационных требований к избранию на должности НПР и принятых мер по стимулированию качества публикаций для сотрудников СПбГУ.

    Опубликовано статей в рецензируемых научных журналах

    2018

    2021

    Динамика изменения

    Всего

    1053

    1163

    +10,5 %

    1. Снижение на 66,2 % количества полученных грантов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических проектов (работ). Падение показателя связано с отсутствием новых конкурсов РФФИ из-за реструктуризации фонда, а также с наличием ограничений в конкурсах РНФ по количеству проектов на одного руководителя.

    Получено грантов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических проектов (работ)

    2018

    2021

    Динамика изменения

    Всего

    397

    134

    — 66,2 %

    1. Снижение на 40 % количества научных подразделений, созданных совместно с зарубежными организациями (зарубежными учеными) и численности приглашенных зарубежных специалистов, выполнявших научные исследования и разработки (не менее трех месяцев в году), проходивших стажировку в организации. Падение показателя обусловлено введенными ограничениями на фоне пандемической ситуации с COVID-19.

    Научные подразделения

    2018

    2021

    Динамика изменения

    Число научных подразделений, созданных совместно с зарубежными организациями (зарубежными учеными), на конец отчетного года, ед.

    20

    12

    — 40 %

    Численность приглашенных зарубежных специалистов, выполнявших научные исследования и разработки (не менее трех месяцев в году), проходивших стажировку в организации, чел.

    181

    109

    — 40 %

    1. Рост числа действующих охранных документов на изобретения на 15 %, полезные модели — на 21 %, базы данных — на 105 %, программы ЭВМ — на 32,6 %. Рост показателей обусловлен государственной политикой по стимулированию правовой охраны РИД и широким использованием цифровых технологий.

    Число действующих охранных документов на

    2018

    2021

    Динамика изменения

    изобретения

    213

    245

    + 15 %

    полезные модели

    67

    81

    + 21 %

    базы данных

    19

    39

    + 105 %

    программы для ЭВМ

    184

    244

    + 32,6 %

    В целом, несмотря на наличие ограничений, связанных с пандемической ситуацией COVID-19 в 2020–2021 годах, существенным уменьшением количества новых конкурсов (и соответственно грантов) ввиду объединения РФФИ с РНФ, а также наличием ограничений в конкурсной документации РНФ на число проектов, которыми можно руководить и в которых можно принимать участие, отмечается положительная динамика результативности научно-исследовательской деятельности СПбГУ за период с 2018 по 2021 год.

    Победители девятой очереди конкурса мегагрантов

    17 июня официально подведены итоги девятой очереди конкурса на предоставление грантов для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (мегагрантов Правительства Российской Федерации). СПбГУ стал абсолютным лидером по количеству поддержанных заявок как в Санкт-Петербурге, так и в стране в целом. В Петербургском университете появятся три новые лаборатории под руководством ведущих ученых по областям наук: механика и машиностроение, медицинские науки и науки о здоровье, физика и астрономия.

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, на конкурс девятой очереди было подано 293 заявки из 49 регионов России, из них 58 — от научных организаций, 235 — от образовательных организаций. По итогам рассмотрения документов конкурсной комиссией Минобрнауки России 38 заявок было отклонено, семь заявок было отозвано, к участию в конкурсе было допущено 255 заявок.

    По количеству поданных заявок от вузов лидирующую позицию занимает СПбГУ (13 заявок); НИ НГУ имени Н. И. Лобачевского — девять заявок; РУДН — девять заявок; НИУ ЮУГУ — девять заявок; МГУ имени М. В. Ломоносова — семь заявок.

    По количеству поддержанных проектов также лидирует СПбГУ (три проекта из 13 допущенных к конкурсу), на втором месте — Южно-Уральский государственный университет (два проекта из восьми) и Южный федеральный университет (два проекта из пяти), по одному проекту у МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ИТМО, НИТУ МИСиС, Томского государственного университета, МФТИ, РУДН, СФУ. Всего по итогам девятой очереди конкурсного отбора поддержано 30 заявок.

    В СПбГУ по результатам конкурса будут приглашены следующие победители — руководители лабораторий:

    • Ли Баоцян (КНР) с проектом «Динамика и экстремальные характеристики перспективных наноструктурированных материалов» (область наук — механика и машиностроение, ответственный со стороны СПбГУ — профессор кафедры теории упругости Юрий Викторович Петров)
    • Хаверих Аксель (Германия) с проектом «Создание лаборатории микроангиопатических механизмов атерогенеза» (область наук — медицинские науки и науки о здоровье, ответственный со стороны СПбГУ —доцент кафедры патологии Леонид Павлович Чурилов)
    • Стомпос Константинос (Греция) с проектом «Создание лаборатории кристаллофотоники» (область наук — физика и астрономия, ответственный со стороны СПбГУ — профессор кафедры фотоники Алексей Владимирович Емелин)

    В Санкт-Петербурге будут открыты новые лаборатории в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (поддержана одна заявка из восьми допущенных к конкурсу), в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича (поддержана одна заявка из одной), в Национальном исследовательском университете ИТМО (поддержана одна заявка из шести).

    На реализацию проектов в течение трех лет (2022–2024) будет выделено в общей сложности 90 000 000 рублей каждой из лабораторий. Поздравляем победителей!

    Внесены изменения в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

    Согласно приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.05.2022 № 445 «О внесении изменений в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 года № 118, и в соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 года № 118, установленное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 августа 2021 года № 786» (далее — приказ) утверждены изменения в номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Изменения вступают в законную силу с 27 июня 2022 года.

    Изменения выполнены по следующим направлениям.

    1. Внесены корректировки в части шифров и наименований научных специальностей, наименований отраслей наук (согласно п. 1 «а»—«у» приказа):

    а) скорректированы перечни отраслей наук, которым соответствуют научные специальности, например, в специальность 1.2.1 «Искусственный интеллект и машинное обучение» к указанной отрасли «Физико-математические науки» добавлена отрасль «Технические науки»;

    б) внесены уточнения наименований самих научных специальностей, например, специальность 2.3.1 «Системный анализ, управление и обработка информации» изменена на 2.3.1 «Системный анализ, управление и обработка информации, статистика»;

    в) добавлены следующие научные специальности:

    2.10.1 «Пожарная безопасность»,

    2.10.2 «Экологическая безопасность»,

    2.10.3 «Безопасность труда»,

    5.2.7 «Государственное и муниципальное управление».

    2. Внесены корректировки в части кодов УГНП, наименований УГНП / направлений подготовки, шифров и наименований научных специальностей, наименований отраслей наук (согласно п. 2 пп. 1–37 приказа) в направления подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, среди которых, например, следующие изменения:

    а) скорректированы перечни отраслей наук, которым соответствуют научные специальности, например, научная специальность 3.1.28 «Гематология и переливание крови» теперь относится как к отрасли медицинских наук, так и к биологическим наукам;

    б) добавлены следующие научные специальности:

    2.10.1 «Пожарная безопасность»,

    2.10.2 «Экологическая безопасность»,

    2.10.3 «Безопасность труда»,

    3.2.6. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»,

    5.2.7 «Государственное и муниципальное управление»,

    1.3.21 «Медицинская физика»;

    в) специальность 3.2.5 «Медицинская психология» вошла в другую группу научных специальностей — 5.3 «Психология», и соответственно, изменился шифр — «5.3.6 Медицинская психология».

    3. Внесены корректировки в части кодов УГНП, наименований УГНП / направлений подготовки, шифров, областей наук, групп научных специальностей, наименований научных специальностей, наименований отраслей наук (согласно п. 3 пп. 1–25 приказа) в направления подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, среди которых, например, следующие изменения:

    а) скорректированы перечни отраслей наук, которым соответствуют научные специальности, например, научная специальность 3.1.28 «Гематология и переливание крови» теперь относится как к отрасли медицинских наук, так и к биологическим наукам;

    б) добавлены следующие научные специальности:

    2.10.1 «Пожарная безопасность»,

    2.10.2 «Экологическая безопасность»,

    2.10.3 «Безопасность труда»,

    3.2.6. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»,

    5.2.7 «Государственное и муниципальное управление»;

    в) специальность 3.2.5 «Медицинская психология» вошла в другую группу научных специальностей — 5.3 «Психология», и соответственно, изменился шифр — «5.3.6 Медицинская психология».

    Ряд специальностей признан утратившим силу. С подробным перечнем можно ознакомиться в тексте приказа.

    О международной деятельности

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорского совещания от 14.03.2022, от 23.05.2022; от 30.05.2022; от 06.06.2022; от 14.06.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Участие СПбГУ в работе межведомственной делегации Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике

    По поручению ректора в период с 12 по 18 июня 2022 года сотрудники СПбГУ принимали участие в работе межведомственной делегации Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике. В составе делегации были представители администрации президента Российской Федерации, Национального центра управления обороной Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства юстиции, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Союза машиностроителей России, госкорпорации «Росатом», Института истории материальной культуры РАН, Российского детского фонда, госкорпорации «Ростех» и других организаций.

    В рамках поездки в город Хомс прошли переговоры с ректором Университета Аль-Баас и состоялась торжественная церемония подписания соглашения между СПбГУ и Университетом Аль-Баас. Была достигнута договоренность об организации программ обмена обучающимися и научно-педагогическими работниками и сетевых образовательных программ. После подписания соглашения была организована церемония дарения книг Издательства СПбГУ для студентов и школьников, изучающих русский язык. Ректор Университета Аль-Баас является выпускником математико-механического факультета СПбГУ 1991 года и с большой теплотой отозвался о своей альма-матер, а также о высоком уровне развития научных исследований и качества образования в СПбГУ. Он продемонстрировал лаборатории и научные центры Университета Аль-Баас. К сожалению, по его информации, оборудование сильно устарело, однако сирийские ученые изобретают и создают собственные образцы техники, необходимой для проведения научных исследований. В рамках дискуссии был представлен потенциал Научного парка СПбГУ, ресурсы которого могут использовать сирийские ученые в случае проведения совместных исследований с коллегами СПбГУ и подготовки совместных публикаций. Ректор Университета Аль-Баас выразил большую благодарность ректору Н. М. Кропачеву и всему академическому сообществу СПбГУ за помощь и возможность совместной работы, отметив то, какую неоценимую поддержку Россия оказывает Сирии в защите от терроризма и в сохранении государственности. Информационное агентство Сирии опубликовало материал о подписании соглашения с Университетом Аль-Баас и передаче гуманитарной помощи.

    Состоялась поездка делегации в старейший город Сирии Хама, в ходе которой делегация посетила частный Университет Аль-Ватания. Ректор университета выразил большую заинтересованность в сотрудничестве с СПбГУ в области менеджмента и экономики. Достигнута договоренность об организации видеоконференции научно-педагогических работников двух университетов для обсуждения перспектив совместной работы.

    В ходе визита в Высший институт прикладных наук и технологий (HIAST) состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с СПбГУ. В рамках визита ректор HIAST поблагодарил СПбГУ и ректора Н. М. Кропачева за поддержку и отметил, что у двух университетов много общего. В частности, HIAST также имеет особый статус, который позволяет ему разрабатывать собственные образовательные стандарты, выдавать дипломы собственного образца и заключать соглашения без согласования с Министерством высшего образования Сирии. После церемонии подписания соглашения проректоры HIAST продемонстрировали научные центры и лаборатории, руководители которых представили свои проекты. Они отметили, что сотрудничество с СПбГУ для них — не только уникальная возможность, но и крайняя необходимость. Особый интерес для сирийских коллег представляет сотрудничество в области изучения окружающей среды, нанотехнологий и материаловедения, робототехники, математики и компьютерных наук. Достижение конкретных результатов научных изысканий — это вопрос восстановления народного хозяйства и обеспечения экономического развития Сирии в условиях продолжающейся борьбы с терроризмом и незаконных экономических ограничений со стороны Запада. Ученые HIAST заинтересованы в скорейшем начале сотрудничества с СПбГУ и российскими коллегами.

    В рамках данного визита также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Дамасским университетом, с которым СПбГУ уже имеет тесные связи по повышению квалификации преподавателей русского языка. В рамках соглашения планируется организовать работу по созданию сетевых программ и академического обмена.

    Дополнительно проведены переговоры с руководителем Российского центра науки и культуры в Дамаске Н. В. Суховым и в качестве гуманитарной помощи переданы книги Издательства СПбГУ для сирийских студентов и школьников. РЦНК поддерживает преподавателей русского языка по всей Сирии и организует языковые курсы в сотрудничестве со школами и университетами. Н. В. Сухов выразил заинтересованность в развитии сотрудничества с СПбГУ по организации онлайн-школы СПбГУ для сирийских школьников и подготовке преподавателей-русистов для университетов САР.

    После завершения официальной программы делегация Российской Федерации вылетела тремя военными бортами на авиабазу Хмеймим, где для нее был организован концерт духового ансамбля Министерства обороны России.

    В период пребывания российской делегации в Сирии ее безопасность обеспечивали военнослужащие военной полиции и военной группировки российских Вооруженных сил, выполняющие свой долг в Сирийской Арабской Республике. Они неоднократно благодарили СПбГУ за инициативу, которая легла в основу указа президента и изменений в закон об образовании, позволяющую детям участников спецоперации на Украине и самим военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях, в том числе в Сирии, на льготных условиях поступать в вузы России (Материалы ректорского совещания от 06.06.2022).

    Встреча с Международным университетом Кыргызстана в онлайн-формате

    15 июня состоялась встреча с представителями Международного университета Кыргызстана в онлайн-формате. В ходе совещания стороны обсудили детали подписания соглашения о сотрудничестве и академическом обмене между университетами (СПбГУ расширяет географию зарубежного сотрудничества).

    Международный Университет Кыргызстана — государственный университет Киргизской Республики со статусом международного высшего учебного заведения, который был основан в 1993 году. Международный университет Кыргызстана сегодня активно организует для студентов и преподавателей зарубежные практики, открывает лаборатории и клиники в регионах республики для внутренних программ. Более половины студентов университета обучается в рамках образовательных программ по направлению «Медицина».

    Открытая лекция в представительстве СПбГУ в Испании

    15 июня в представительстве СПбГУ в Испании состоялась онлайн-лекция «Марина Цветаева, Сергей Эфрон, Софья Парнок: «Люби другую. Нет — других. Нет — всех». Она стала продолжением цикла конференций «История одной любви». Лекцию прочла Анна Силюнас, директор представительства СПбГУ в Испании, театральный критик, искусствовед.

    Участие СПбГУ в заседании координационного совета Сетевого университета СНГ

    16 июня состоялось заседание координационного совета Сетевого университета СНГ. В рамках заседания были рассмотрены вопросы о деятельности Сетевого университета СНГ: основные итоги и перспективы развития; о приемной кампании на совместные образовательные программы в рамках СУ СНГ в 2022/23 учебном году; об утверждении новых совместных образовательных программ; о вступлении новых членов в состав СУ СНГ; об утверждении годового плана работы СУ СНГ. По итогам заседания будет подготовлен протокол и направлен всем участникам Сетевого университета СНГ.

    Визит в СПбГУ Чрезвычайного и Полномочного Посла Йеменской Республики в России

    16 июня СПбГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Йеменской Республики в России Ахмед Салем Аль-Вахейши (Русский язык в онлайн-формате: в СПбГУ обсудили сотрудничество с Аденским университетом). В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в области изучения русского языка. Представители йеменской стороны рассказали о сложностях, возникающих при изучении русского языка за рубежом, в частности — в Аденском университете (Йемен). Они обратились к СПбГУ за помощью в области электронных образовательных технологий. Со стороны СПбГУ было предложено рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс онлайн-курсов СПбГУ по русскому языку как иностранному, а также учебно-методической литературы СПбГУ.

    Издания СПбГУ — победители конкурса «Лучшие книги года — 2021»

    Две книги, опубликованные в Издательстве СПбГУ в 2021 году, стали победителями тридцать второго общероссийского конкурса «Лучшие книги года — 2021».

    Учебник СПбГУ «Экономика Японии», выпущенный под редакцией профессора, заведующего кафедрой управления рисками и страхования СПбГУ Сергея Анатольевича Белозерова и профессора, заведующего кафедрой мировой экономики СПбГУ Сергея Феликсовича Сутырина, стал победителем конкурса «Лучшие книги года — 2021» в номинации «Лучшее учебное издание».

    Авторы учебника — международный коллектив ученых Санкт-Петербургского университета, Политехнического университета Петра Великого, Киотского университета, Университета префектуры Ниигата. В издании освещены основные особенности современной экономики Японии, ее место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений. Учебник охватывает историю становления социальной и экономической систем Японии, правовой системы в таких ее аспектах, как инвестиционное законодательство и право публичных финансов.

    Монография «Центр и регионы. Экономическая политика правительства на окраинах Российской империи», ответственным редактором которой выступил профессор, заведующий кафедрой новейшей истории России СПбГУ Михаил Викторович Ходяков, также вошла в шорт-лист и стала дипломантом конкурса в номинации «Лучшая книга о России».

    В коллективной монографии рассматривается экономическая политика, проводившаяся правительством на окраинах Российской империи в эпоху царствования Николая II, 1894–1917 гг. В центре внимания — Дальний Восток, Средняя Азия, Кавказ, а также Западный край и Прибалтика. Исследование основано на широком круге архивных материалов и показывает, как региональные экономические интересы продвигались в столице с учетом специфики экономического пространства различных по уровню развития частей страны.