Материалы ректорского совещания
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 13 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 14 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в Виртуальную приемную поступило обращение доцента кафедры статистического моделирования по вопросу расписания экзаменов летней промежуточной аттестации 2021/22 учебного года в одной из групп. Экзамен по дисциплине «Моделирование распределений» назначен на 08.06.2022, на следующий день после сдачи зачета по другой дисциплине. По мнению преподавателя, в такой ситуации у студентов отсутствует время на подготовку к экзамену.
В ответ дано разъяснение, что расписание летней промежуточной аттестации 2021/22 учебного года по образовательной программе СВ.5004.2019 «Прикладная математика и информатика» составлено в соответствии с требованиями раздела 2.3 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1 (с изменениями и дополнениями).
Согласно п. 2.2.1 Правил обучения, расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Расписание согласовано с председателем УМК по УГСН 01.00.00, который должен оценивать разумную последовательность и трудоемкость подготовки студентов к аттестационным испытаниям, и утверждено распоряжениями заместителя начальника учебного управления по направлениям математика, механика, процессы управления, физика и химия от 16.05.2022 № 1936/1р и от 25.05.2022 № 2114/1р. Если у преподавателя есть предложения по изменению подходов к определению последовательности аттестаций в пределах сроков, установленных календарным графиком, в отношении следующих промежуточных аттестаций, можно адресовать такие предложения председателю УМК.
Согласно п. 2.3.11 Правил обучения, расписание экзаменов составляется таким образом, чтобы между экзаменами у студентов было не менее трех календарных дней на подготовку, исключая день проведения предыдущего экзамена. В указанной группе последний зачет, предусмотренный учебным планом, назначен на 07.06.2022. Это зачет по дисциплине «Научно-исследовательская работа». Таким образом, проведение экзамена по дисциплине «Моделирование распределений» 08.06.2022 не противоречит Правилам обучения. Кроме того, на 04.07.22 (как предлагает преподаватель) перенос экзамена невозможен, так как у преподавателя с 04.07.22 начинается отпуск.
В расписание зачетов и экзаменов могут вноситься изменения, с которыми можно ознакомиться на официальном портале СПбГУ в разделе Электронное расписание. В соответствии с п. 2.3.16 Правил обучения, изменение даты и /и ли времени проведения зачета или экзамена допускается только на более позднюю дату и / или время, чем дата, утвержденная расписанием для зачета или экзамена, подлежащего переносу. С учетом поступившего обращения экзамен по дисциплине «Моделирование распределений» перенесен на 10.06.2022.
За период с 24 февраля получены обращения от 141 заявителя с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано 12 обращений. Идет планомерная работа с такими заявителями. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434, письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, промежуточная аттестация проходит по расписанию в установленном порядке.
Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в других учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встрече с первым заместителем декана восточного факультета член студенческого совета сообщила о жалобе обучающихся второго курса. По мнению студентов, при прохождении зачета по онлайн-курсу «Основы бизнеса» выявились следующие ошибки: дублирование вопросов и различные результаты при оценивании идентичных повторяющихся вопросов. По результатам проведенной проверки недостатки были своевременно исправлены сотрудниками ЦРЭОР.
На встрече с обучающимися первый заместитель декана биологического факультета обсуждала вопрос организации и формата проведения ГИА.
В ходе встречи с обучающимися декан факультета прикладной математики — процессов управления обсуждал вопрос о форме ВКР. Обращалось внимание на то, что по этому вопросу ранее уже были даны разъяснения. Локальными актами предусмотрено, что ВКР представляются в электронном виде с использованием информационной системы поддержки образовательного процесса Blackboard.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, Института философии, Института истории, восточного факультета, факультета социологии, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации). Состоялась встреча обучающихся с руководителями экономического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
С 12 мая по 3 июня 2022 года проведены защиты ВКР у 1644 обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.
№ |
Направление |
Бакалавр |
Магистр |
Специалист |
Общий итог |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Биология |
12 |
25 |
|
37 |
2 |
Журналистика и массовые коммуникации |
208 |
79 |
|
287 |
3 |
Науки о Земле |
55 |
124 |
|
179 |
4 |
История |
68 |
50 |
|
118 |
5 |
Искусства |
15 |
|
|
15 |
6 |
Искусства и гуманитарные науки |
|
24 |
|
24 |
7 |
Математика и механика |
36 |
12 |
|
48 |
8 |
Процессы управления |
51 |
59 |
|
110 |
9 |
Политология |
|
46 |
|
46 |
10 |
Психология |
3 |
30 |
13 |
46 |
11 |
Социология |
26 |
31 |
|
57 |
12 |
Физика |
8 |
2 |
|
10 |
13 |
Филология |
|
20 |
|
20 |
14 |
Философия |
41 |
40 |
|
81 |
15 |
Химия |
18 |
60 |
|
78 |
16 |
Экономика |
204 |
108 |
|
312 |
17 |
Юриспруденция |
|
176 |
|
176 |
|
Общий итог |
745 |
886 |
13 |
1644 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания 246 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).
№ |
Направление |
Количество ГЭК |
1 |
Биология |
7 |
2 |
Журналистика и массовые коммуникации |
36 |
3 |
Науки о Земле |
21 |
4 |
История |
17 |
5 |
Искусства |
3 |
6 |
Искусства и гуманитарные науки |
6 |
7 |
Математика и механика |
7 |
8 |
Процессы управления |
21 |
9 |
Политология |
5 |
10 |
Психология |
14 |
11 |
Социология |
9 |
12 |
Физика |
2 |
13 |
Филология |
4 |
14 |
Философия |
16 |
15 |
Химия |
10 |
16 |
Экономика |
42 |
17 |
Юриспруденция |
26 |
|
Всего |
246 |
Из 1644 защитивших ВКР оценки «отлично» получили 1165 человек (70,9 %), «хорошо» — 390 человек (23,72 %), «удовлетворительно» — 74 человека (4,5 %) и 15 — «неудовлетворительно» (0,9 %).
С 12 мая по 3 июня прошли государственные экзамены у обучающихся:
- бакалавриата по направлениям: науки о Земле, психология, экономика, политология, международные отношения, искусства и гуманитарные науки, филология
- магистратуры по направлениям: науки о Земле, политология, психология, юриспруденция, международные отношения
- специалитета по направлениям: стоматология, психология
От обучающихся поступило 28 заявлений в апелляционные комиссии, 11 из них удовлетворены.
О вакцинации (ревакцинации) против COVID-19
Согласно приказу от 29.04.2021 № 4430/1 «Об информировании обучающимися СПбГУ о случаях заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с дополнениями и изменениями): обучающиеся СПбГУ обязаны сообщать о прохождении полного цикла вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) посредством заполнения формы заявки «На представление сведений о вакцинации от COVID-19» в Личном кабинете обучающегося (https://my.spbu.ru) с указанием названия вакцины. Информация аккумулируется в информационной системе «Обучающиеся».
В Личном кабинете обучающегося размещен баннер, напоминающий обучающимся о необходимости внесения сведений о вакцинации, регулярно направляются напоминания по корпоративной электронной почте.
№ п/п |
Направление |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы из числа совершеннолетних обучающихся |
||
---|---|---|---|---|
п/с на 04.03.2022 |
п/с на 08.04.2022 |
п/с на 03.06.2022 |
||
1 |
Биология |
52,65 % |
49,93 % |
45,93 % |
2 |
Востоковедение и африканистика |
69,07 % |
65,9 % |
62,92 % |
3 |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
24,38 % |
23,67 % |
22,87 % |
4 |
Институт истории |
42,59 % |
40,37 % |
38,48 % |
5 |
Институт когнитивных исследований |
42,11 % |
44,44 % |
35,29 % |
6 |
Институт наук о Земле |
47,91 % |
47,97 % |
45,35 % |
7 |
Институт педагогики |
47 % |
46,46 % |
44,44 % |
8 |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
83,33 % |
75 % |
9 |
Институт философии |
44,58 % |
43,1 % |
40,43 % |
10 |
Институт химии |
69,2 % |
66,6 % |
65,79 % |
11 |
Искусства |
42,19 % |
41,32 % |
40,29 % |
12 |
Математика и компьютерные науки |
51,68 % |
47,82 % |
44,03 % |
13 |
Математика и механика |
45,37 % |
44,71 % |
43,97 % |
14 |
Медицина |
53,75 % |
52,08 % |
48,58 % |
15 |
Медицинский колледж |
60 % |
64,15 % |
66,67 % |
16 |
Международные отношения |
40,78 % |
39,23 % |
36,99 % |
17 |
Менеджмент |
42,66 % |
42,46 % |
41,02 % |
18 |
Политология |
36,09 % |
36,59 % |
35,18 % |
19 |
Процессы управления |
41,94 % |
43,15 % |
42,3 % |
20 |
Психология |
43,14 % |
40,74 % |
38,99 % |
21 |
Свободные искусства и науки |
47,68 % |
46,32 % |
43,18 % |
22 |
Социология |
36,33 % |
35,91 % |
36,36 % |
23 |
Стоматология и медицинские технологии |
44,42 % |
43,84 % |
42,51 % |
24 |
Физика |
55,24 % |
56,19 % |
53,07 % |
25 |
Физическая культура (бакалавриат) |
76,19 % |
76,19 % |
76,19 % |
26 |
Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних) |
42,23 % |
41,71 % |
39,65 % |
27 |
Филология |
49,13 % |
47,44 % |
45,44 % |
28 |
Экономика |
29,81 % |
29,41 % |
28,75 % |
29 |
Юриспруденция |
36,25 % |
35,88 % |
34,73 % |
Итого |
43,35 % |
42,31 % |
40,49 % |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медицинские отводы из числа совершеннолетних обучающихся на 03.06.2022 составляет 40,49 %. В целом в отношении всей численности обучающихся СПбГУ в сравнении с 08.04.2022 наблюдается уменьшение доли вакцинированных (с 42,31 % до 40,49 %).
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова обратила внимание на то, что вакцинация — главная мера, предотвращающая распространение новой коронавирусной инфекции. Она попросила ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Организация перевода обучающихся из других вузов
Теперь академическая задолженность, возникающая при восстановлении и переводе в СПбГУ из других образовательных организаций на места договорной основы, может составлять до половины учебного плана. Ранее различие не могло превышать десяти дисциплин (СПбГУ упрощает правила перевода из других вузов).
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, при переводе и восстановлении может возникать разница в учебных планах, подлежащая ликвидации. Студенту для этого предоставляется индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов в порядке, установленном Правилами обучения в СПбГУ. Новый приказ первого проректора по учебной работе СПбГУ устанавливает, что образовавшаяся академическая задолженность не должна составлять более 50 % всех дисциплин учебного плана, на который осуществляется перевод или восстановление. М. Ю. Лаврикова отметила: изменив в большую сторону возможное количество зачетов и экзаменов, которые необходимо дополнительно сдать претенденту на перевод, мы существенно увеличили возможности для обучения в СПбГУ. Теперь желающие могут подавать заявки и переводиться практически на любой курс.
Наиболее популярные образовательные программы СПбГУ, на которые чаще всего переводятся студенты других вузов: «Менеджмент», «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Экономика» и «Юриспруденция».
Перевод и восстановление осуществляются на конкурсной основе при наличии вакантных мест и при условии успешного прохождения студентом промежуточной аттестации. Возможность подать заявку сохраняется с определенными ограничениями на протяжении всего срока получения высшего образования — от первого до последнего года обучения. Так, например, на выпускной курс могут переводиться только студенты образовательных организаций, входящих в топ-300 международных рейтингов.
Работа учебно-методических комиссий
Направления деятельности учебно-методических комиссий (УМК) по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН) регулируются Положением об организации работы учебно-методических комиссий (приказ от 07.10.2016 № 8078/1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение) и Регламентом работы учебно-методических комиссий (приказ от 24.12.2019 № 13058/1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Регламент).
Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, приложением к Регламенту утвержден календарь ежегодных работ УМК, в котором на основании Положения указаны 14 основных тем, рассматриваемых УМК, каждая их которых имеет конкретные вопросы, включаемые в повестку заседаний УМК для обсуждения и принятия решения в установленные сроки.
Вопросы, рассматриваемые УМК, разделены согласно «жизненному циклу» образовательных программ: связанные с разработкой образовательных программ (ОП), с приемом на обучение на ОП, с их реализацией и актуализацией, а также оценкой качества, подготовкой к ГИА, взаимодействием с работодателями на каждом из этапов «жизни» ОП, а кроме того, некоторые иные вопросы, связанные с экспертной деятельностью УМК.
Календарь ежегодных работ УМК периодически обновляется и корректируется. Так, в связи с введением ежегодных мероприятий независимой оценки качества образования (НОКО) в текущем году был расширен перечень вопросов, связанных с проведением оценки качества образования, уточнены сроки соответствующих мероприятий.
В целях проведения комплекса мероприятий, направленных на совершенствование образовательных программ, УМК ежегодно формируют комиссии контроля качества (ККК) образовательной деятельности СПбГУ, которые оказывают содействие УМК в подготовке аналитических материалов по целому ряду рассматриваемых вопросов. Основные направления деятельности ККК регламентируются приказом от 16.12.2019 № 12317/1 «Об организации работы комиссий контроля качества образовательной деятельности СПбГУ». Работа ККК направлена на проведение анализа учебно-методической документации ОП как на стадии подготовки к ее реализации, так и в процессе освоения ОП обучающимися, и осуществление контроля за выполнением рекомендаций по ее корректировке и актуализации, в том числе в рамках проведения мероприятий НОКО.
УМК и ККК являются экспертными органами, обеспечивающими анализ и совершенствование содержания и контролирующими качество образовательной деятельности СПбГУ. Постоянный контроль качества образования заключается в экспертной оценке содержания учебных планов, рабочих программ дисциплин (РПД), фондов оценочных средств, методики и процедур проведения промежуточных аттестаций как при утверждении РПД, так и при анализе результатов оценки остаточных знаний и результатов промежуточных аттестаций. При выявлении недостатков выносятся решения о корректировке РПД.
Экспертиза и оценка комиссиями качества носит детальный характер и имеет конкретную реализацию. Так, в связи с обращением студента комиссия контроля качества УМК по УГСН 38.00.00 провела экспертизу РПД по дисциплине «Экономика предприятия» (преподаватель — доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства М. А. Евневич) и рекомендовала проанализировать распределение баллов по отдельным видам заданий, актуализировать перечень возможных заданий текущего контроля; представить в РПД более подробные сведения о заданиях текущего контроля и их оценивании; увеличить длительность экзамена; ограничить обязательную литературу источниками, изданными с 2018 года, и рассмотреть возможность подготовки сборника заданий и задач по курсу, включающего ситуации, актуальные на
ККК отметила, что уже внедренное изменение периода обучения создает предпосылки для будущих положительных результатов промежуточной аттестации по дисциплине. По итогам рассмотрения на заседании УМК были внесены изменения в части фондов оценочных средств, контрольно-измерительных материалов и процедуры проведения экзамена. Все они носят положительный характер в отношении обучающихся. Новая версия РПД размещена на сайте.
Студенты СПбГУ выиграли грант на проведение обучающих курсов для волонтеров
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) подвело итоги Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2022 году. В Санкт-Петербурге на конкурс были поданы заявки от 14 вузов, среди которых победу одержали 13 высших учебных заведений. В этом году победителями стали два проекта: Школа добровольца СПбГУ и петербургский студенческий интерактивный чемпионат SPBU: Moot.
Как рассказал проректор по воспитательной работе Владимир Александрович Савинов, Школа добровольца СПбГУ совместно с финалистами конкурса «Твой ход» 2021 года получила финансовую поддержку на развитие волонтерской деятельности в Университете (грант в размере 2,5 млн рублей). Начинается активная работа по реализации идей наших студентов в данном направлении. Открытие нового потока пройдет осенью 2022 года (Студенты СПбГУ выиграли грант на проведение обучающих курсов для волонтеров).
СПбГУ принимает участие в конкурсе молодежных проектов с 2018 года. Студенты СПбГУ становятся победителями конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования уже не первый раз.
В. А. Савинов отметил: участие в проектной деятельности Университета необходимо для развития междисциплинарного и межличностного взаимодействия обучающихся. Для студентов крайне важно участвовать в любых конкурсах проектов, это развивает их личностные и профессиональные качества.
Школа добровольца СПбГУ была основана в 2018 году на базе Волонтерского центра Университета. Координаторы центра проводят курсы по подготовке специалистов добровольческой деятельности, рассказывают о возможностях, которые открываются перед активистами в современном мире, и видах волонтерства.
Организация приема (установление специальной квоты)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2022 № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов» и с учетом методических рекомендаций по организации приема на обучение детей военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в пределах специальной квоты, утвержденных Минобрнауки России, СПбГУ утвердил специальную квоту приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов.
Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, право на прием на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах специальной квоты имеют дети военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины:
- дети военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, — без вступительных испытаний (за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и / или профессиональной направленности)
- дети военнослужащих и сотрудников за исключением военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, — на основании результатов вступительных испытаний, проводимых Санкт-Петербургским государственным университетом самостоятельно
Подробнее с информацией о поступлении в рамках специальной квоты можно ознакомиться на странице Приемной комиссии Университета.
А. В. Бабич напомнил, что в настоящее время на основании части 5 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 №
Еще 10 марта СПбГУ направил министру науки и высшего образования Российской Федерации письмо (Материалы ректорского совещания от 09.03.2022) с предложением инициировать внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» для предоставления участникам специальной военной операции и их детям особых прав и преимуществ при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, а при наличии у участников специальной военной операции высшего образования — права бесплатно получать второе или последующее высшее образование уже имеющегося у них уровня.
Об этой инициативе были проинформированы председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию. Инициатива широко освещалась в СМИ: СПбГУ предложил без экзаменов зачислять в вузы участников операции по защите Донбасса; СПбГУ предложил без экзаменов зачислять в вузы участников спецоперации на Украине; СПбГУ разработал льготы для обучения в вузах участников специальной военной операции; В СПбГУ предложили освободить участников спецоперации от экзаменов в вузы.
Можно говорить о том, что законодательно реализованы предложения Университета по мерам поддержки военнослужащих и их детей в части предоставления им возможностей для получения высшего образования.
Результаты выборов в РАН
С 1 по 3 июня проходило общее собрание Российской академии наук. На нем выбрали новых академиков и членов-корреспондентов РАН, в их число вошли восемь сотрудников СПбГУ.
- Академиками РАН избраны:
- Еугениюс Левович Ивченко, профессор кафедры физики твердого тела
- Сергей Владимирович Кривовичев, профессор кафедры кристаллографии
- Николай Николаевич Розанов, главный научный сотрудник физического факультета
- Валентина Леонидовна Столярова, профессор кафедры общей и неорганической химии
- В члены-корреспонденты РАН избраны:
- Николай Викторович Цветков, заведующий кафедрой молекулярной биофизики и физики полимеров
- Дмитрий Германович Арсеньев, главный научный сотрудник кафедры прикладной кибернетики
- Татьяна Николаевна Трофимова, профессор медицинского факультета, руководитель научно-клинического и образовательного центра «Лучевая диагностика и ядерная медицина»
- Николай Владимирович Кузнецов, заведующий кафедрой прикладной кибернетики (в Петербурге Н. В. Кузнецов стал самым молодым членом академии по теории управления — на момент избрания ему исполнилось 43 года)
Участники совещания поздравили коллег с избранием в члены РАН.
Ученые СПбГУ стали обладателями премий правительства города
В Смольном состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники, а также достижения в сфере высшего и среднего профессионального образования, приуроченная к Дню города.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов поздравил лауреатов премии правительства и поблагодарил их за служение городу. Он отметил, что в Санкт-Петербурге сконцентрировано около 10 % всего научного потенциала страны: в городе работают около 3000 научных организаций и 70 вузов, в которых обучаются более 300 000 студентов. По его словам, присутствующие в зале лауреаты премий делают важное дело: воспитывают и учат молодое поколение, за которым — будущее.
В 2022 году за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в 17 номинациях присуждена 21 именная премия, в том числе шесть премий для молодых ученых. Лауреатами премий за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования стали 47 педагогов, победивших в семи номинациях.
Обладателями премий Правительства Санкт-Петербурга в этом году стали девять ученых Университета (Девять ученых СПбГУ стали обладателями премий правительства города).
- В номинации «География, науки об атмосфере и гидросфере» премией имени М. И. Будыко награжден профессор СПбГУ, доктор геолого-минералогических наук Владислав Кузнецов (кафедра геоморфологии). Награда присуждена за цикл научных трудов «Развитие методов радиоизотопной геохронологии четвертичных отложений: теоретические аспекты и практическое использование в палеогеографии, палеоклиматологии, океанологии».
- Лауреатом премии имени Е. В. Тарле в номинации «Исторические науки» стал профессор СПбГУ, доктор исторических наук Александр Пученков (кафедра новейшей истории России). Ученый был номинирован за выдающиеся научные достижения в области изучения истории революции и Гражданской войны в России.
- Обладателем премии для молодых ученых имени Е. Р. Дашковой в номинации «Гуманитарные и общественные науки» стала научный сотрудник СПбГУ, кандидат психологических наук Гаянэ Вартанян (кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения). Наградой правительства были отмечены ее выдающиеся результаты в изучении психологических особенностей лиц с деструктивным поведением в России.
- За вклад в развитие экспериментальной техники спектроскопии спиновых шумов премией имени Л. Эйлера в номинации «Естественные и технические науки» награжден старший преподаватель СПбГУ, кандидат физико-математических наук Иван Рыжов (кафедра фотоники).
- Лауреатом премии для молодых ученых за полученные приоритетные данные мирового уровня в области биоинформатики и вычислительной биологии стал старший научный сотрудник лаборатории «Центр биоинформатики и алгоритмической биотехнологии» Института трансляционной биомедицины СПбГУ, кандидат физико-математических наук Андрей Пржибельский.
- В числе лауреатов премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования 2022 года — авторский коллектив, в состав которого вошли представители кафедры моделирования экономических систем Александр Прасолов, Николай Смирнов и Инна Трофимова. Ученые победили в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательной организации» и были награждены за разработку и реализацию основной образовательной программы высшего образования «Математические методы и цифровизация экономики».
- Победителем в номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации» стала профессор СПбГУ Лилия Дускаева — автор работы «Стилистический анализ в медиалингвистике». Книга посвящена стереотекстам — новым нормативным текстовым форматам, которые родились и сформировались в условиях гипертекстовой среды внутри медиа. Такие материалы создаются не только автором, но и множеством комментаторов, которые оценивают исходный текст, высказывая свое мнение. В своей книге профессор СПбГУ попыталась проанализировать и увидеть закономерности этих форм текстов, появляющихся под влиянием усложнившейся среды.
В 2022 году впервые состоялось присуждение премии имени Геннадия Леонова в номинации «Кибернетика и искусственный интеллект», учрежденной по инициативе ученых Санкт-Петербургского университета. Ее обладателем стал профессор Высшей школы искусственного интеллекта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор технических наук Лев Уткин, награжденный за комплекс исследований и разработок «Решение фундаментальных и прикладных проблем искусственного интеллекта в медицине и промышленности».
Всего в этом году на конкурс премий Правительства Санкт-Петербурга было подано почти 200 заявок. Победителями стали 68 ученых и преподавателей вузов и колледжей, в том числе в составе авторских коллективов.
О встречах руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, представителями студенческой общественности, профсоюзных организаций
О важности проведения таких встреч не раз говорилось на ректорских совещаниях (от 13.12.2021; от 03.03.2022). Анализируя информацию, связанную с организацией встреч руководителей УНП с заведующими кафедрами, со студенческим активом, представителями профсоюзной организации за два месяца (март и апрель), проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев отметил, что большинство руководителей по-прежнему уделяет особое внимание встречам со студентами, старостами, а также руководством студенческих общественных объединений (волонтерских, спортивных, научных и др.). Их общее количество значительно выросло по сравнению с предыдущими месяцами. Вместе с тем за этот период не были организованы такие встречи руководителями институтов педагогики, когнитивных исследований и развития конкуренции и антимонопольного регулирования.
Некоторые руководители по разным причинам не уделяют внимания обсуждению проблем с профсоюзным активом. Так, в десяти коллективах (педагогики, когнитивных исследований, развития конкуренции и антимонопольного регулирования, химии, биологическом, математики и компьютерных наук, международных отношений, свободных искусств и наук, стоматологии и медицинских технологий, юридическом) не были проведены встречи с представителями профсоюзов.
Регулярность освещения на ректорских совещаниях встреч с заведующими кафедрами, со студенческим и профсоюзным активом, а фактически выполнение директорами и деканами обязанности по проведению этих встреч, заметно активизировала их активность в этом направлении.
О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022, от 04.05.2022; от 11.05.2022; от 16.05.2022; от 23.05.2022; от 30.05.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Развитие сотрудничества с Донецким национальным университетом
30 мая состоялись переговоры с ректором Донецкого национального университета С. В. Беспаловой, в рамках которых были обсуждены вопросы подписания соглашения о сотрудничестве, создания образовательных программ в сетевой форме между СПбГУ и Донецким национальным университетом. По итогам переговоров готовится дорожная карта по организации дальнейшего взаимодействия.
Конкурс на знание русского языка среди студентов вузов Республики Корея при участии представительства СПбГУ в Республике Корея
В Республике Корея при содействии представительства СПбГУ в Сеуле прошел XII конкурс по русскому языку среди студентов корейских вузов. Мероприятие, ставшее традиционным, проводится ежегодно с 2011 года. Организаторами конкурса выступили Институт российских исследований при Университете иностранных языков Хангук, посольство Российской Федерации в Республике Корея, представительство СПбГУ в Республике Корея, ПАО «Аэрофлот», Корейский фонд и фонд «Русский мир».
В этом году конкурс был приурочен к
Церемония награждения победителей и призеров конкурса состоялась 27 мая в посольстве Российской Федерации в Республике Корея. С традиционным поздравлением выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Корея Андрей Борисович Кулик, отметив, что с каждым годом число талантливых молодых людей в Республике Корея, проявляющих неподдельный интерес к русской культуре, неизменно растет. Поздравил участников организатор конкурса, почетный профессор Института российских исследований при Университете иностранных языков Хангук, координатор проекта «Представительство СПбГУ в Университете иностранных языков Хангук» господин Ким Хентхэк. Заместитель ректора по международной деятельности СПбГУ Сергей Владимирович Андрюшин направил поздравление участникам конкурса в формате видеообращения, пожелав конкурсантам не останавливаться на достигнутых результатах, а также здоровья и новых побед.
Открытая лекция в представительстве СПбГУ в Испании
31 мая в представительстве СПбГУ в Испании прошла онлайн-лекция «Всеволод Мейерхольд, Зинаида Райх, Сергей Есенин». Лекцию прочла Анна Силюнас, директор представительства, театральный критик, искусствовед.
Редкостная красавица с незаурядным умом, талантливая машинистка, бездарная жена режиссера — все это и многое другое говорили о Зинаиде Райх, возлюбленной поэта Сергея Есенина и театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. С Сергеем Есениным их свело издательство первой легальной эсеровской газеты «Дело народа», куда Зинаида Райх устроилась на должность помощницы секретаря редакции. Вскоре они поженились, но счастье было недолгим. В 1921 году Райх, беременная вторым ребенком, расторгла брак с Есениным.
После развода Зинаида Райх поступила в Высшую театральную мастерскую, где преподавал Всеволод Мейерхольд. Несмотря на значительную разницу в возрасте (режиссер был старше на 20 лет), Мейерхольд отчаянно влюбляется в свою студентку, оставив ради нее семью и троих детей. Второй брак был безусловно удачнее первого: режиссер превратил их дом в модный салон, а Зинаиду — в настоящую «царицу бала», сделал ее первой актрисой своего театра, несмотря на неприятие ее таланта коллегами в труппе. Но была ли она счастлива? Слушатели лекции могли порассуждать на эту тему, так как незадолго до смерти Есенина Мейерхольд узнал о тайных встречах поэта с его женой.
Фортепьянный концерт Галины Жуковой в Актовом зале СПбГУ в рамках работы представительств СПбГУ за рубежом
1 июня в Актовом зале здания Двенадцати коллегий СПбГУ состоялся концерт лауреата международных конкурсов Галины Жуковой, доцента СПбГУ. Программа концерта была посвящена памяти маэстро Акилеса Делле Винье — выдающегося пианиста и педагога, основателя Международной музыкальной академии в Коимбре, почетного профессора Университета исполнительских искусств Гонконга. В исполнении Галины Жуковой прозвучали прелюдия, фуга и вариация Сезара Франка в транскрипции для фортепиано Акилеса Делле Винье, соната ля мажор соч. 2 № 2 Людвига ван Бетховена, полонез-фантазия Фридерика Шопена, соната «По прочтении Данте» из цикла «Годы странствий» Ференца Листа.
По университетской традиции вход в Актовый зал на музыкальное событие был свободным. Насладиться мастерским исполнением Галины Жуковой могли в том числе зрители представительств СПбГУ в разных странах, для которых была организована прямая трансляция.
Церемония открытия сезона в Ботаническом саду СПбГУ
На несколько дней
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, универсанты и гости Университета стали участниками создания новой традиции открытия сезона в Ботаническом саду СПбГУ.
2 июня состоялась презентация выставки тематических студенческих садов «Университетские сезоны — 2022». На протяжении недели обучающиеся СПбГУ, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Садово-архитектурного колледжа работали над созданием конкурсных садов в трех разных стилях: японском, альпийском и скандинавском. Работу каждой команды координировал куратор — представитель петербургского и московского сообщества ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.
На протяжении почти целой недели в саду проходили экскурсии, лекции и мастер-классы по изучению природы в городе, подбору растений, ландшафтному скетчингу, созданию современных цветников и флористических композиций и другим темам. Также в Ботаническом саду состоялось торжественное открытие Экологической клиники СПбГУ.
Выставка, посвященная Петру I
2 июня в Музее современных искусств имени С. П. Дягилева открылась выставка в честь дня рождения Петра I. Коллективная выставка работ учащихся старших классов Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств объединена темой Петра Первого и пронизана любовью к основанному им городу в дельте Невы. Живописные произведения и рисунки, созданные в юбилейный год, раскрывают темы, близкие самым молодым петербургским художникам: юность императора, смелость и величие его преобразований, Петербург сегодня. Среди сюжетов выставки: «Петр-реформатор», «Стрелецкий бунт», «Полтава», «Коронация царевичей», «Петр бреет бороды боярам», «Петр спасает моряков» и другие.
Выставка дополнена предметами, вводящими в контекст петровского времени — современной гипсовой копией прижизненной маски Петра I (скульптора К. Растрелли) и аналоговыми репликами бытовых предметов эпохи (ассамбляж «Натюрморт»). Скульптурные работы выпускников лицея расширяют представление об истоках, духовных связях и влиянии деяний Петра. Поэтому на выставке можно будет видеть скульптуры «Дипломатическая миссия Александра Невского», «Юность Михайлы Ломоносова», «Архитектор» и «Аллегория Невы».
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств (прославленный и всемирно известный как СХШ) в ХХ веке дал миру не только блестящую плеяду академических художников, но и значительное число петербургских мастеров современного искусства. Расположенный на Васильевском острове лицей своей уникальной педагогической системой обеспечивает подготовку будущих профессионалов в области изобразительных искусств. Ряд его выпускников связал свою судьбу с Университетом, в первую очередь это заслуженный художник России, первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ, профессор Иван Григорьевич Уралов.
В дальнейшем Музей современных искусств имени С. П. Дягилева планирует развивать сотрудничество с лицеем и готовить ежегодные совместные проекты. Учащиеся художественного лицея являются потенциальными абитуриентами СПбГУ, в частности, образовательных программ в области искусств.
Для участников выставки сотрудники музея планируют провести экскурсию «Стрелка Васильевского острова (Главный кампус СПбГУ) в петровское время». Выставка будет открыта со 2 по 13 июня.
О судебном споре с СЭТЛ СИТИ
В марте 2020 года СПбГУ обратился с исковым заявлением в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об обязании ООО «СЭТЛ СИТИ» исполнить гарантийные обязательства по ремонту кровель зданий «Конюшенный корпус» и «Хозяйственный корпус», расположенных на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», а также работ по устранению следов протечек. Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, в процессе судебного разбирательства сторонами было достигнуто мировое соглашение, которое было утверждено 21 апреля 2021 года. Согласно указанному мировому соглашению, ООО «СЭТЛ СИТИ» приняло на себя обязательства по ремонту кровель и устранению следов протечек в период с 15 мая по 15 сентября 2021 года.
В октябре 2021 года Санкт-Петербургский государственный университет был вынужден обратиться в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже с заявлением о взыскании с ООО «СЭТЛ СИТИ» судебной неустойки в связи с неисполнением последним судебного акта.
18 февраля 2022 года Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было вынесено определение о взыскании с ООО «СЭТЛ СИТИ» в пользу Санкт-Петербургского государственного университета с 19 февраля 2022 года судебной неустойки в размере 100 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта.
9 марта 2022 года ООО «СЭТЛ СИТИ» подало апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградский области. 1 июня 2022 года постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании с ООО «СЭТЛ СИТИ» в пользу Санкт-Петербургского государственного университета с 19 февраля 2022 года судебной неустойки в размере 100 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта оставлено без изменений, жалоба ООО «СЭТЛ СИТИ» — без удовлетворения.