СПбГУ совместно с Александринским театром запустит образовательную программу для менеджеров креативных индустрий
Санкт-Петербургский университет заключил соглашение с Александринским театром на полях Петербургского международного экономического форума. Подписи под документом поставили ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев и директор Александринского театра Сергей Емельянов.
Главными направлениями сотрудничества станут реализация образовательных программ в области арт-менеджмента, а также совместных творческих проектов, среди них — просветительские мероприятия, выставки, образовательные интенсивы, конференции, семинары и мастер-классы с деятелями культуры и искусства, науки и образования, целью которых является развитие национальной театральной школы.
Александринский театр — старейший национальный театр России. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший университет страны, который тоже имеет национальный статус, закрепленный федеральным законом. Наше единство определено — мы являемся национальным достоянием России.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
«Уверен, что подписанное сегодня соглашение поможет укрепить наше сотрудничество, а уникальные университетские ресурсы в области цифровизации, разработки образовательных программ, правовой и исторической экспертизы будут способствовать развитию креативной индустрии всей страны», — сказал ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Также по инициативе Александринского театра и Санкт-Петербургского государственного университета в рамках Петербургского международного экономического форума прошла панельная сессия «Нематериальное культурное наследие России: экономический контекст». Лидеры научного, культурного, креативного сообществ России обсудили, чем является сегодня нематериальное культурное наследие и как деятельность по его сохранению может быть переведена на язык экономики.
Александринский театр, как одна из ведущих институций в сфере культуры и искусства, выступает инициатором федеральных и международных проектов, ключевая цель которых — консолидация заинтересованного в сохранении и популяризации культурного наследия страны сообщества.
Директор Александринского театра Сергей Емельянов
«Так, в 2022 году в партнерстве с лидерами гуманитарных отраслей мы реализуем ряд творческо-просветительских инициатив — образовательный проект "Национальная театральная школа" и мультимедиапроект "Театральная карта России". Крупнейшим событием станет первый Конгресс национальных театров России, который пройдет с 22 по 26 июня в Якутске при поддержке правительства Якутии», — поделился модератор площадки — директор Александринского театра Сергей Емельянов.
Участником дискуссии стала проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош. Она отметила, что работа с темой нематериального культурного наследия, которое включает в себя национальные языки, фольклор, устную традицию и театральный репертуар, — достаточно рискованный инвестиционный проект, из которого не так легко сформировать новую нишу креативной индустрии, которая будет конкурентоспособна наравне с другими ее направлениями — например, анимационной графикой, веб-дизайном, кинематографом.
Одна из причин этого, по мнению эксперта, заключается в дефиците квалифицированных театральных управленцев. Для решения данной проблемы на базе компетенций ведущего национального театра с одной стороны и флагманской бизнес-школы России — Высшей школы менеджмента СПбГУ — с другой разработана уникальная образовательная программа.
«Проект, который мы реализуем в сотрудничестве с Александринским театром, уникален для нашей страны. Уже сегодня представители международной профессиональной среды интересуются, как у нас это получится. Россия — огромное многонациональное государство, и, если мы сможем развернуть этот проект как в пилотных республиках, так и по всей России, это будет прецедент мирового масштаба», — рассказала проректор.
Анастасия Ярмош подчеркнула, что речь идет о динамичном, живом, полностью проектно-ориентированном обучении. В дальнейшем СПбГУ планирует создать пул образовательных возможностей в сфере подготовки менеджеров для креативной экономики, который также будет включать онлайн-курсы на национальных языках малочисленных народов, основные образовательные программы магистратуры и иные современные образовательные форматы.
Такой подход, отметила эксперт, позволит осуществлять развитие и трансфер культурной традиции, представители которой проживают во всех точках планеты и нуждаются в том, чтобы обеспечивать связь своих детей и будущих поколений с их национальными корнями и традициями.
«Надеемся, что уже в обозримом периоде мы получим отзывы первых слушателей программы, которые позволят системно изменить ситуацию, поскольку потенциал этой нетривиальной грани креативных индустрий огромен и к нему приковано большое внимание мирового сообщества, — сообщила Анастасия Ярмош. — Язык — это мышление, он не имеет границ, и народная языковая традиция находится вне каких-либо политических и геополитических контекстов. Мы с вами берем интересный старт, который оставит важное наследие в целом для мировой культуры».