Материалы ректорского совещания

№ 529
от 14.06.2022

    О введении ограничительных мер против СПбГУ и ректора СПбГУ

    Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, которым наложил санкции на 236 российских вузов и 261 ректора, в том числе на Санкт-Петербургский государственный университет и на ректора Университета Н. М. Кропачева. Санкции подразумевают прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов.

    Активы российских вузов и ректоров, попавших под санкции, на территории Украины будут заморожены, выполнение финансовых обязательств приостановлено, отозваны государственные награды Украины. Также наложен запрет на приобретение собственности и земельных участков и другие ограничения.

    На СПбГУ и другие российские вузы наложен запрет на сотрудничество с научно-образовательными и иными учреждениями Украины, а также на осуществление образовательных, культурных, научных и спортивных обменов.

    На совещании отмечалось, что СПбГУ налаживает сотрудничество с вузами ЛНР и ДНР (Материалы ректорского совещания от 06.06.2022), будет развивать взаимоотношения с вузами Харьковской и других освобожденных областей Украины.

    СПбГУ — второй в России среди вузов, создавших лучшие условия для получения качественного образования

    По данным рейтинга RAEX-100 (Рейтинг RAEX-100), Санкт-Петербургский государственный университет стал вторым вузом России, создавшим лучшие условия для получения качественного образования, уступив только МГУ имени М. В. Ломоносова. Также СПбГУ занял третье место среди лучших вузов страны и стал единственным университетом Санкт-Петербурга, вошедшим в тройку лидеров рейтинга.

    В этом году в список лучших университетов России вошли вузы 31 региона страны. При подготовке ранжированного списка использовались статистические показатели, а также результаты опросов свыше 85000 человек, среди которых — представители академических и научных кругов, студенты, выпускники и работодатели.

    В рамках рейтинга RAEX-100 университеты оценивают по 43 критериям, сгруппированным по трем рейтинговым факторам: «Условия для получения качественного образования», «Уровень востребованности выпускников вуза работодателями» и «Уровень научно-исследовательской деятельности». Оценивая востребованность выпускников, эксперты анализируют сотрудничество вуза с работодателями и качество карьеры выпускников. Уровень научно-исследовательской деятельности университетов определяется по оценке научно-исследовательского потенциала организации, количеству научных достижений и качеству инфраструктуры для проведения исследований.

    Рейтинги вузов RAEX публикуются ежегодно последние десять лет и оценивают способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний и использовать полученные навыки в профессиональной деятельности. Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory, крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов.

    Для формирования списка 100 лучших университетов России используются статистические данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, открытые статистические данные с сайтов вузов, также проводится анкетирование представителей вузов и онлайн-опросы целевых групп: студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, а также компаний-работодателей.

    При оценке качества образования эксперты учитывают уровень преподавания в вузе, ресурсную базу, а также востребованность университета среди абитуриентов. В этом году СПбГУ значительно улучшил свои показатели в этой группе критериев и поднялся в рейтинге, заняв второе место среди лучших вузов страны по данному показателю.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило пять обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще девять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: О проведении государственного экзамена; О компенсации расходов на питание при прохождении практики на учебно-научных базах СПбГУ.

    Как рассказала и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, с 24 февраля получены обращения от 143 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано два обращения. Идет планомерная работа с такими заявителями. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 430-р, в связи с недружественными действиями. На текущий момент изданы приказы о зачислении в порядке перевода из иностранной образовательной организации в отношении 28 студентов (на бюджетную основу обучения — 15, на договорную — 13), еще четыре заявителя на время оформления перевода допущены к занятиям в СПбГУ. С другими заявителями идет плановая работа.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, на ряде направлений продолжается промежуточная аттестация, которая проходит по расписанию в установленном порядке.

    Встречи со студенческим активом (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в других учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    Так, за отчетный период проведены встречи с представителями обучающихся руководителей Института химии, экономического факультета, факультета иностранных языков.

    8 июня состоялась встреча первого заместителя декана факультета искусств с представителями студенческого совета и руководителями основных образовательных программ. Обсуждались в том числе вопросы организации текущей сессии.

    Исполняющим обязанности заместителя декана физического факультета 8 июня проведена встреча с представителями обучающихся. Деканом факультета прикладной математики — процессов управления 9 июня проведена встреча с председателем студенческого совета и старостами групп. Обсуждены вопросы организации учебного процесса, решено продолжить взаимодействие со студенческим активом в сложившемся формате (студенты должны своевременно информировать руководителей факультетов о возникающих проблемах).

    По информации декана факультета международных отношений, выездное заседание представителей студенческого совета, СНО, старост организовано на базе МПА СНГ. За отчетный период декану поступили обращения от студентов: о предоставлении материальной помощи (обращение направлено в Управление по работе с молодежью для организации оказания материальной помощи), о формате обучения для иностранной студентки в новом учебном году (дано разъяснение, что все занятия планируется проводить в аудиторном формате, вопрос о возможности удаленного обучения будет рассматриваться в индивидуальном порядке на основании заявления в адрес начальника учебного отдела), об изменении оценки за экзамен (ответ дан в соответствии с локальными актами СПбГУ).

    Проведена встреча с представителями студенческого совета с участием заместителя декана математико-механического факультета по молодежной политике, декана факультета социологии с членом студенческого совета, старостами академических групп. Обсуждались вопросы организации текущей промежуточной аттестации.

    Вопросы организации учебного процесса обсуждались на встречах с представителями студенческих советов и старостами групп руководителями филологического факультета, Института истории, Института наук о Земле (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    Директором колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии на совещании со студенческим активом обсуждены вопросы подготовки к промежуточной аттестации, организации летней производственной практики, участия обучающихся в конкурсе на получение стипендии Правительства Санкт-Петербурга, вопрос участия обучающихся в мониторинге здоровья (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    В период с 4 по 10 июня проведены защиты ВКР у 1159 обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры.

    Направление

    бакалавр

    магистр

    специалист

    Общий итог

    1

    Биология

    35

    61

    96

    2

    Востоковедение и африканистика

    38

    38

    3

    Журналистика и массовые коммуникации

    56

    56

    4

    Науки о Земле

    66

    42

    108

    5

    История

    46

    17

    63

    6

    Искусства

    24

    3

    27

    7

    Искусства и гуманитарные науки

    111

    111

    8

    Когнитивные исследования

    4

    4

    9

    Математика и механика

    35

    21

    8

    64

    10

    Математика и компьютерные науки

    1

    11

    11

    Процессы управления

    19

    10

    29

    12

    Политология

    25

    25

    13

    Психология

    16

    61

    10

    87

    14

    Стоматология и медицинские технологии

    17

    17

    15

    Социология

    40

    16

    56

    16

    Физика

    51

    43

    94

    17

    Филология

    37

    174

    211

    18

    Философия

    19

    33

    52

    19

    Химия

    20

    20

    Общий итог

    545

    579

    35

    1159

    За время проведения защит ВКР прошли заседания 209 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).

    Направление

    Количество ГЭК

    1

    Биология

    15

    2

    Востоковедение и африканистика

    6

    3

    Журналистика и массовые коммуникации

    6

    4

    Науки о Земле

    14

    5

    История

    13

    6

    Искусства

    5

    7

    Искусства и гуманитарные науки

    14

    8

    Когнитивные исследования

    1

    9

    Математика и механика

    18

    10

    Процессы управления

    9

    11

    Политология

    4

    12

    Психология

    24

    13

    Социология

    9

    14

    Физика

    27

    15

    Филология

    29

    16

    Философия

    11

    17

    Химия

    4

    Всего

    209

    Из 1159 студентов, защитивших ВКР, оценки «отлично» получили 907 человек (78,3 %), «хорошо» — 223 (19,2 %), «удовлетворительно» — 35 (3 %) и четыре неудовлетворительные оценки (0,3 %).

    За период с 4 по 10 июня прошли государственные экзамены у обучающихся:

    • бакалавриата по направлениям «Востоковедение и африканистика», «Юриспруденция»
    • специалитета по направлению «Медицина»

    От обучающихся поступило четыре заявления в апелляционные комиссии по результатам государственных экзаменов — все от бакалавров по направлению «Юриспруденция».

    Введено шифрование работ при проведении промежуточной аттестации

    Принимая во внимание выступление на ректорском совещании 07.02.2022 декана факультета международных отношений Ирины Николаевны Новиковой, ректором СПбГУ в адрес директоров и деканов учебно-научных подразделений СПбГУ было дано поручение о рассмотрении на встречах со студенческими советами учебно-научных подразделений вопроса о введении шифрования работ обучающихся при проведении промежуточной аттестации.

    Как рассказала и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, этому предшествовала ситуация, когда в Виртуальную приемную СПбГУ обратилась студентка второго курса магистратуры одной из образовательных программ по тематике международных отношений с просьбой пересмотреть результаты экзамена по учебной дисциплине и дать оценку действиям преподавателя, который, по мнению студентки, «пропускал занятия», поставил оценки «отлично» студентам, не посещавшим занятий, и «необоснованно и намеренно снизил оценку студента-отличника». При этом по результатам проведенной служебной проверки, организованной в соответствии с поручением первого проректора по учебной работе, утверждения студентки подтверждения не нашли, также как и упоминание о жалобе на возможную дискриминацию со стороны преподавателя «из-за ее фамилии».

    Как отметила И. Н. Новикова в ходе обсуждения на ректорском совещании, в последнее время студенты, недовольные своими оценками, нередко пытаются использовать «национальный фактор» как инструмент давления на преподавателей, обвиняя последних в дискриминации по национальному признаку, если завышенные ожидания высоких оценок сталкиваются с объективностью оценивания их работы со стороны преподавателей. В этой связи декан факультета международных отношений поддержала предложение о переходе к системе оценивания, в рамках которой преподаватель не использует (а в экзаменационных ведомостях не указывает) имена магистрантов, ограничиваясь только их идентификационными номерами (в случае СПбГУ — st-номера).

    С учетом поступивших от руководителей учебно-научных подразделений СПбГУ предложений и отчетов о проведенных со студенческими советами встречах вопрос введения в Университете шифрования работ обучающихся при проведении промежуточной аттестации был дополнительно обсужден.

    Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова 03.06.2022 издала распоряжение № 2286/1р «О шифровании письменных работ обучающихся, выполненных в ходе прохождения летней промежуточной аттестации», согласно которому организовано проведение в текущую сессию эксперимента, предполагающего обезличивание работ студентов перед проверкой их преподавателями, при проведении экзаменов по нескольким дисциплинам:

    • основная образовательная программа «Организация отношений с органами государственной власти», направление «Политология», первый курс, второй семестр, дисциплина «Лоббизм как специальная технология GR»
    • основная образовательная программа «Политическое управление и публичная политика (на английском языке)», направление «Политология», первый курс, второй семестр, дисциплина «Макро- и микроэкономический анализ в публичной политике»
    • основная образовательная программа «Уголовное право», направление «Юриспруденция», дисциплина «Уголовно-правовые проблемы служебных преступлений»

    После проведения эксперимента и оценки его результатов будет представлен аналитический отчет о влиянии шифрования (обезличивания) на объективность при оценивании письменных работ обучающихся, с учетом которого будут приняты дальнейшие организационные решения.

    На ректорском совещании руководитель КРУ СПбГУ Максим Валерьевич Каменков спросил, как в случае шифрования работ будет учитываться активная работа студентов на семинарах в течение семестра. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев объяснил, что такая работа должна учитываться не во время экзамена, возможность учета такой активности студентов должна быть прописана в рабочей программе дисциплины. С. В. Бегеза добавила, что пока шифрование письменных работ во время промежуточной аттестации вводится в виде эксперимента всего для трех учебных дисциплин. Первый заместитель директора ВШМ Юрий Васильевич Федотов напомнил, что шифрование всех видов письменных работ по всем учебным дисциплинам у студентов-менеджеров введено давно, больше десяти лет назад, и эта мера доказала свою эффективность: нет упреков в субъективном подходе при оценивании работ. А все виды студенческой активности учтены в РПД.

    Результаты конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования

    Как уже сообщалось на ректорском совещании 23 мая, в 2022 году на рассмотрение Ученого совета СПбГУ от научно-педагогических работников поступило 11 заявок для участия в конкурсе, и все они были одобрены на заседании 28 февраля. В комитет по науке и высшей школе было подано восемь работ по четырем номинациям. Проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова напомнила, что победили только две заявки от СПбГУ.

    Еще в трех вузах было выбрано по два лауреата в двух номинациях (в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете). Остальные 11 премий распределены между 11 вузами.

    Как показывает статистика конкурса за пять лет, именно результат не более двух премий на вуз является самым распространенным (исключением является СПбПУ Петра Великого, получивший три премии в 2019 году и четыре премии в 2021 году). По каждой номинации, как правило, вручается три премии, но число поданных заявок на каждую номинацию заранее определить невозможно. Информация о количестве подаваемых заявок от каждого вуза в открытом доступе отсутствует.

    Параллельно проводится конкурс на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники, количество номинаций по которому примерно в два раза больше: 14–17 (в сравнении с семью по образованию). Э. А. Зелетдинова отметила, что среди премий за научные результаты две номинации предназначены для молодых ученых, в которых стабильно каждый год от СПбГУ много заявок и есть лауреаты. По конкурсу в области образования подобных премий нет.

    Лауреатами конкурса за научные труды становятся, как правило, отдельные авторы, а конкурса в области образования — авторские коллективы, при этом сумма премии на одного автора и на целый авторский коллектив одинаковая, что тоже снижает привлекательность конкурса в области образования. Кроме того, как заметили некоторые руководители УНП, способ организации конкурса не вызывает у сотрудников доверия. Вместо реального конкурса происходит квотирование числа победителей.

    Тем не менее рост числа заявок в 2021–2022 годах привел к увеличению числа победителей. Актуальной остается задача заблаговременной подготовки документов на конкурс, что снизит риск отказа из-за недостатков в оформлении заявок. Значительные достижения научно-педагогических работников в любой из номинируемых областей могут и должны рассматриваться в качестве потенциала для подачи заявки на конкурс.

    По результатам обсуждения на совещании ректор СПбГУ поручил проректору по учебно-методической работе проанализировать ситуации с проигрышами заявок научно-педагогических работников СПбГУ в конкурсах на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга (особо отметить случаи, когда заявки проигрывали в региональном конкурсе, но затем побеждали в конкурсе федеральном).

    Профессор Е. И. Казакова награждена медалью Минобрнауки России

    Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент Российской академии образования Елена Ивановна Казакова награждена медалью Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «За вклад в реализацию государственной политики в области образования и научно-технологического развития».

    Этой медалью награждаются работники, внесшие большой вклад в развитие государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.

    Участники совещания поздравили Елену Ивановну с заслуженной наградой.

    О назначении А. Ю. Бушева судьей Конституционного суда Российской Федерации

    8 июня Совет федерации Федерального собрания России по представлению президента России назначил судьей Конституционного суда России Андрея Юрьевича Бушева, доцента кафедры коммерческого права, заведующего кафедрой гражданского права СПбГУ.

    А. Ю. Бушев — выпускник ЛГУ имени А. А. Жданова (1988), с 1996 года ведет преподавательскую деятельность в Университете. Его основная специализация — правовое регулирование финансовых рынков, а именно — оборот ценных бумаг. С этой тематикой была связана его кандидатская диссертация, которую Андрей Юрьевич защитил в 1997 году в диссертационном совете СПбГУ. Помимо специальных курсов, связанных со своей специализацией, он читал лекции, вел практические занятия, писал учебники по коммерческому праву зарубежных стран и по коммерческому праву России.

    Преподавание в Университете А. Ю. Бушев успешно сочетал с практической работой — правовым сопровождением деятельности крупных предприятий. Важной частью его профессиональной деятельности в последние годы стало также участие в работе Европейского суда по правам человека: он несколько раз назначался в состав суда как судья от Российской Федерации на рассмотрение конкретного дела (самым известным из дел, в рассмотрении которых он принимал участие, было дело нефтяной компании ЮКОС) и несколько раз его кандидатура предлагалась для назначения в состав ЕСПЧ от России в качестве постоянного судьи. Андрей Юрьевич владеет английским и французским языком, проходил обучение и стажировки в нескольких зарубежных университетах, неоднократно выступал с лекциями за рубежом, публиковал научные работы в зарубежных журналах.

    Назначение судьи Конституционного суда произошло впервые за 12 лет, до этого судья назначался в 2010 году. Позже, несмотря на уход нескольких судей в отставку по возрасту, президент не предлагал кандидатур новых судей, а законом о поправке к Конституции 2020 года численность Конституционного суда была снижена с 19 до 11 судей. С назначением А. Ю. Бушева из 11 судей, исполняющих свои полномочия сегодня, шесть, то есть больше половины — выпускники Ленинградского государственного университета (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет).

    Соглашение между СПбГУ и Институтом психологии РАН о совместном проведении олимпиады по психологии

    В Москве состоялось подписание соглашения с Институтом психологии Российской академии наук о совместном проведении Олимпиады школьников СПбГУ по новому направлению — психологии. Подписи под документом поставили директор Института психологии РАН, академик РАН Дмитрий Викторович Ушаков и ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев (В СПбГУ появится олимпиада школьников по психологии).

    Стороны планируют осуществлять сотрудничество в организации и проведении интеллектуального соревнования, начать же проведение Олимпиады школьников по психологии планируется с 2022/23 учебного года. Институт психологии Российской академии наук будет участвовать в методическом обеспечении олимпиады, а также в проведении профориентационных и научно-просветительских мероприятий для школьников.

    Учреждение новой олимпиады совместно с ведущим научным центром России в области психологии будет иметь большое значение для СПбГУ. Как отметил Н. М. Кропачев во время встречи с директором Института психологии РАН, выявление, поддержка и дальнейшее сопровождение одаренных школьников — это одно из ключевых направлений работы Университета. Изучение такой важной науки, как психология, поможет ребятам не только узнать больше о себе и окружающих, но и станет первым шагом в их профессиональном становлении.

    Психология станет двадцатым направлением, по которому проводится Олимпиада школьников СПбГУ. Сейчас старшеклассники могут проверить свои знания в области математики, физики, информатики, инженерных систем, географии, медицины, биологии, химии, технопредпринимательства, филологии, истории, обществознания, экономики, права, социологии, современного менеджмента, журналистики, иностранных языков и отдельно — китайского языка.

    Олимпиада школьников СПбГУ — уникальный образовательный проект, направленный на развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, распространение и популяризацию научных знаний, поддержку талантливых учащихся в получении качественного профессионального образования. Большинство предметов Олимпиады школьников СПбГУ включено в перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, поэтому победители и призеры Олимпиады школьников СПбГУ по этим предметам могут претендовать на особые права при поступлении в вуз: зачисление без вступительных испытаний или получение 100 баллов по профильному предмету.

    На совещании обсуждались и другие аспекты сотрудничества СПбГУ с Институтом психологии РАН: участие психологов в исследовании психологического обеспечения нормотворчества и последствий правоприменения, подготовка совместных онлайн-курсов, участие историков и архивистов Университета в поиске документов при подготовке к юбилею Института психологии РАН (помощь в издании книги о первом директоре института), экспертиза университетских научных проектов и другое. Директорам и деканам поручено представить предложения о возможном сотрудничестве СПбГУ с другими институтами РАН — с учетом использования научного и экспертного потенциала Университета, подготовки междисциплинарных проектов.

    Утверждено положение о студенческом совете юридического факультета

    Как сообщалось на ректорском совещании 28.03.2022, на встрече министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова с руководителями образовательных организаций высшего образования в рамках обсуждения вопроса организации работы образовательных учреждений говорилось о формировании советов обучающихся образовательных организаций из числа активных студентов, входящих в различные студенческие объединения (научные общества, спортивные клубы, педагогические, строительные отряды и иные студенческие объединения).

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, на ректорском совещании 28 марта отмечалось, что в СПбГУ предложение об изменении порядка формирования советов обучающихся было высказано еще осенью 2021 года членами студенческого совета юридического факультета. Они предложили включать в состав совета, кроме представителей курсов, также представителей студенческих объединений юридического факультета (например, студенческого научного общества).

    С учетом этого предложения студенческим советом юридического факультета был подготовлен проект новой редакции положения о студенческом совете юридического факультета. Проект был поддержан ученым советом юридического факультета и направлен на рассмотрение в Студенческий совет СПбГУ.

    Студенческий совет Университета в декабре 2021 года рассмотрел проект, высказал замечания и вернул его на доработку. Студенческий совет юридического факультета представил новую версию проекта и свои пояснения по его содержанию. Студенческий совет СПбГУ по результатам повторного рассмотрения проекта высказал по нему отрицательное мнение и направил его заместителю ректора по правовым вопросам. В рамках проведенной заместителем ректора по правовым вопросам правой экспертизы проекта положения о студенческом совете юридического факультета было сформировано положительное заключение.

    Учитывая, что проект был разработан и представлен студенческим советом юридического факультета, поддержан ученым советом юридического факультета, а также получил положительное юридическое заключение заместителя ректора по правовым вопросам, было принято решение утвердить данное положение. Приказ об утверждении положения о студенческом совете юридического факультета был издан 08.06.2022.

    Принимая во внимание важность участия студенческих объединений в вопросах управления деятельностью Университета, учета их интересов при принятии административных решений, А. В. Бабич рекомендовал членам студенческих советов других учебно-научных подразделений рассмотреть вопрос о включении представителей студенческих объединений в состав студенческих советов этих учебно-научных подразделений.

    По результатам обсуждения директорам институтов и деканам факультетов дано поручение обсудить со студентами (членами студенческих советов учебно-научных подразделений, членами студенческих объединений, старостами групп) вопрос о включении представителей студенческих объединений в состав студенческих советов и внесении соответствующих изменений в положения о студенческих советах.

    Участники совещания поддержали включение в состав студсоветов обучающихся, которые непосредственно занимаются реализацией полезных инициатив. Вспомнили и недавнее письмо Студенческого совета СПбГУ об обеспечении порядка на территории Университета (Материалы ректорского совещания от 23.05.2022).

    О предоставлении жилья молодым ученым

    В продолжение обсуждения вопросов поддержки молодых ученых (Материалы ректорского совещания 28.03.2022) проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев сообщил, что оказание государственной финансовой поддержки молодым ученым в решении их жилищных проблем осуществляется в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» через механизм государственных жилищных сертификатов. Право на получение сертификатов имеют молодые ученые (не старше 35 лет, имеющие степень кандидата наук, или не старше 40 лет, имеющие степень доктора наук), нуждающиеся в улучшении жилищных условий и проработавшие более пяти лет в государственных научных (образовательных) организациях, но только из числа подведомственных Минобрнауки России.

    Вместе с тем ведущие вузы России — СПбГУ и МГУ, а также ряд научных (образовательных) организаций, не являются подведомственными Минобрнауки России, что не позволяет подать заявку на получение жилищного сертификата и улучшить свои жилищные условия за счет данной программы.

    СПбГУ направил соответствующее обращение в аппарат правительства и Минобрнауки. По информации, полученной от Минобрнауки России, в соответствии с поручением президента Российской Федерации от 10.02.2022 (Пр-290, п. 1ж-1) готовятся предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"», в том числе корректировки критерия о ведомственной принадлежности организации, в которой работает молодой ученый. Издание таких поправок позволит существенно расширить возможности для работников СПбГУ улучшить свои жилищные условия.

    Специалисты СПбГУ включены в состав экспертных советов ВАК

    В мае 2022 года истек срок полномочий прежних составов экспертных советов ВАК Минобрнауки, поэтому заблаговременно с 1 ноября 2021 года была начата процедура формирования нового состава экспертных советов (письмо Минобрнауки от 29.10.2021 № МН-3/4829-АМ). В связи с принятием новой номенклатуры научных специальностей (приказ Минобрнауки от 24.02.2021 № 118), по которым присуждаются ученые степени, и с сокращением числа научных специальностей, имеющим целью развитие междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований, количество экспертных советов было сокращено с 34 до 28 (рекомендация ВАК РФ от 24.06.2021 № 1-пл/3 «Об экспертных советах ВАК при Минобрнауки РФ»). Сбор предложений от научных, образовательных и иных организаций был осуществлен в срок до 31 декабря 2021 года. СПбГУ (в соответствии с действующим порядком формирования экспертных советов ВАК) рекомендовал 61 эксперта для включения в составы 17 советов.

    Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, 11 мая 2022 года завершилась публикация приказов Минобрнауки об утверждении составов экспертных советов ВАК. В результате рассмотрения рекомендованных кандидатур 42 научно-педагогических работника СПбГУ вошли в составы 14 экспертных советов (Список рекомендованных СПбГУ кандидатов и список членов экспертных советов).

    Наибольшее представительство СПбГУ получил в советах ВАК по когнитивным наукам (восемь экспертов СПбГУ), по педагогике и психологии (5), по праву и политологии (4), по математике и механике (4). Заместителями председателей экспертных советов ВАК по когнитивным наукам, праву и политологии, по педагогике и психологии назначены М. В. Киреев, В. Ф. Щепельков, Е. И. Казакова (соответственно).

    В клинике СПбГУ можно пройти бесплатное обследование по выявлению онкологического заболевания кожи

    Врачи Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ бесплатно проведут осмотры и обследования — дерматоскопию пациентов для выявления меланомы. Такое сочетание — золотой стандарт раннего выявления меланомы и других онкологических заболеваний кожи.

    При подозрении на заболевание пациентам предложат госпитализацию в онкологическое отделение Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ. Там пациенты смогут получить оперативное лечение бесплатно, по полису ОМС.

    Врач-дерматовенеролог будет принимать по адресу: Клиника высоких медицинских технологий СПбГУ, ул. Кораблестроителей, д. 20, корп. 1. Записаться, согласовать дату и время можно по телефону: 8 (812) 676–25–25.

    О международной деятельности

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022, от 04.05.2022; от 11.05.2022; от 16.05.2022; от 23.05.2022; от 30.05.2022; от 06.06.2022). Как сообщила и. о. заместителя ректора по международной деятельности Валерия Андреевна Маломуж, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Открытая лекция в представительстве СПбГУ в Испании

    6 июня в представительстве СПбГУ в Испании прошла онлайн-лекция «Любовь Менделеева, Александр Блок, Андрей Белый: быль и небылицы с "Женой, облеченной в солнце"». Александр Блок родился в Университете, провел здесь детство и студенческие годы. Позднее здесь же он обручился с Любовью Менделеевой. Лекция стала продолжением цикла конференций «История одной любви». Лекцию прочла Анна Силюнас, директор представительства СПбГУ в Испании, театральный критик, искусствовед.

    Учебник «Экономика Японии» победил в конкурсе АСКИ «Лучшие книги года — 2021»

    Учебник «Экономика Японии», подготовленный и изданный в СПбГУ в рамках гранта компании JTI — давнего партнера СПбГУ, выиграл конкурс АСКИ «Лучшие книги года — 2021» в номинации «Лучшее учебное издание» (для средних специальных и высших учебных заведений).

    Учебник подготовлен международным коллективом ученых и преподавателей СПбГУ и зарубежных исследователей. В нем освещены основные особенности современной экономики Японии, ее место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений. Учебник охватывает историю становления социальной и экономической систем Японии, правовой системы в таких ее аспектах, как инвестиционное законодательство и право публичных финансов, а также политической системы в аспекте внешнеэкономической политики страны. Представлено современное состояние этих систем в условиях процессов глобализации и регионализации, формирования зеленой экономики. Особое внимание уделяется перспективным направлениям сотрудничества Японии и России в социально-экономической и правовой сферах.

    Учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика». Книга предназначена для студентов и аспирантов направлений «Экономика», «Юриспруденция», «Социология» «Международные отношения», «Менеджмент», «Востоковедение и африканистика», преподавателей вузов, научных и практических работников.

    Круглый стол о противодействии вызовам безопасности РФ в Центральной Азии

    10 июня в СПбГУ состоялся круглый стол «Противодействие вызовам безопасности РФ в Центральной Азии на фоне обострения ситуации в Афганистане, деструктивным факторам на Южном Кавказе и в Восточной Европе». Мероприятие организовано во взаимодействии с секретариатом Парламентской ассамблеи ОДКБ. В мероприятии приняли участие как российские, так и зарубежные эксперты.

    Открытая лекция генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге г-на Ури Резника

    10 июня состоялась открытая лекция генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге господина Ури Резника для студентов СПбГУ на тему: Game theory Insights into Israel foreign policy. Лекция прошла в преддверии Петербургского международного экономического форума — 2022.

    Господин Ури Резник родился в 1970 году в Оттаве (Канада), иммигрировал в Израиль в 1988 году. Получил докторскую степень в области международных отношений в Еврейском университете в Иерусалиме, является ассоциированным членом Центра изучения рациональности имени Федермана при Еврейском университете. К работе в Министерстве иностранных дел Израиля Ури Резник приступил в 2002 году. В его послужном списке — служба в дипломатических миссиях в Дакаре, Софии, Лос-Анджелесе, а также работа в различных департаментах министерства иностранных дел в Иерусалиме. В 2021 году господин Ури Резник вступил в должность генерального консула Израиля в Санкт-Петербурге.

    Об участии во втором Форуме ректоров России и Кыргызстана

    СПбГУ традиционно принимает активное участие в форумах ректоров России с зарубежными коллегами. Очередной форум прошел в Екатеринбурге и был посвящен стратегическому партнерству и развитию новых проектов между университетами двух стран. На форуме был сделан доклад о сотрудничестве Университета с киргизскими партнерами и озвучены предложения по расширению перечня совместных проектов в области создания и развития онлайн-курсов, сетевых программ, посевных фондов поддержки научных инициатив и программ мобильности.

    Подходы к взаимодействию с контрагентами Университета, принявшими решение о приостановлении сотрудничества с СПбГУ

    В 2011 году СПбГУ стал первым российским вузом — членом ассоциации старейших и престижных вузов Европы Coimbra Group, куда входят многие влиятельные классические университеты с богатой историей: Оксфорд, Кембридж и другие (СПбГУ принят в клуб элитных европейских вузов).

    А недавно Университет получил информацию от Coimbra Group о том, что членство СПбГУ в этой ассоциации приостановлено. Ответным письмом СПбГУ дал правовую оценку этим незаконным действиям. Тогда Coimbra Group предложила СПбГУ передать свой голос другому вузу из другой страны. СПбГУ, естественно, отказался.

    Участники совещания вспомнили о случаях, когда западные университеты приостанавливали сотрудничество в рамках действующих соглашений с СПбГУ. По поручению ректора все факты нарушения прав универсантов и Университета в целом фиксируются, принимаются меры в соответствии с законодательством. В целях защиты прав обучающихся и научно-педагогических работников в адрес партнеров были направлены претензии о неисполнении ими взятых на себя обязательств, влекущем нарушение прав Университета и универсантов (Материалы ректорского совещания от 04.04.2022). Случаев отказа от исполнения соглашений стало значительно меньше.

    Мероприятия, посвященные 350-летию со дня рождения Петра Великого

    Юбилейный год 350-летия Петра I открылся в СПбГУ 20 января выставкой «Петровский университет». В экспозиции были представлены издания Петровской эпохи из собрания Научной библиотеки имени М. Горького, в которых отражена история академического университета — предтечи современного СПбГУ: 65 книг, выпущенных в типографиях Амстердама, Москвы, Петербурга и Чернигова с 1700 по 1725 год (Презентация).

    18 апреля завершился первый этап Всероссийского конкурса творческих работ обучающихся по программам высшего образования по направлениям подготовки в области искусства «Петр Великий», который СПбГУ проводит при поддержке Ассоциации ведущих университетов и Совета ректоров вузов СЗФО. Было получено 108 работ. Среди заявок от обучающихся российских вузов: в номинации «Графика» 45 работ, «Живопись» — 34, «Графический дизайн» — 20, «Скульптура» — 7, «История искусств» — 2. Также принято 13 работ от учащихся школ и лицеев. Сформировано экспертное жюри конкурса, председателем которого выступил директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Борисович Пиотровский. Обучающимся, успешно прошедшим заочный этап конкурса, направлено приглашение на участие в очном этапе, который пройдет в июле 2022 года в формате выставки на территории СПбГУ и Академии художеств имени И. Репина. Объем призового фонда конкурса составляет 300000 рублей, победители в каждой номинации получат по 60000 рублей.

    17–19 мая в Москве в Институте российской истории РАН состоялась международная научная конференция «Значение преобразований Петра в новой и новейшей истории России», соорганизатором которой является СПбГУ (Ученые СПбГУ приняли участие в конференции «Значение преобразований Петра I в новой и новейшей истории России»). В конференции приняли участие (очно и онлайн) более 130 экспертов из научных, культурных, образовательных и просветительских организаций России, Австрии, Болгарии, Туниса, Франции. В пяти секциях было представлено более 100 докладов, опубликованных также в сборнике материалов. Директор Института истории СПбГУ, профессор А. Х. Даудов выступил с приветственным словом к участникам конференции. От Университета выступили профессора-историки: Андрей Иванов, Александр Котов, Павел Кротов, Юрий Акимов; ученые-философы: профессор Татьяна Чумакова и доцент Елена Овчинникова, а также филолог, историк журналистики, доцент Елена Сонина.

    Вторая научная конференция юбилейного года — «Петр I и становление российской науки», соорганизатором которой выступает СПбГУ, пройдет 3–5 октября в Санкт-Петербурге. В настоящее время завершается прием тезисов, поступило более 70 заявок на участие.

    20 мая на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге состоялась презентация альбома, подготовленного и выпущенного Издательством СПбГУ (СПбГУ представил на Международном книжном салоне альбом о первых студентах петровского университета).

    2 июня Музей современных искусств имени С. П. Дягилева открыл выставку работ учащихся старших классов Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств «Петр и Петербург». Выставка продлится до 13 июня.

    8 июня в преддверии юбилейной даты СПбГУ запускает новый онлайн-курс «Петр Великий: мифы и реалии», который поможет глубже изучить значение петровских реформ для развития страны и больше узнать о личности основателя Северной столицы.

    В день рождения Петра Великого 9 июня состоялось торжественное открытие выставки «Петр великий к нам ввел науки...». Выставочный проект, инициированный СПбГУ, является результатом объединенных усилий организаций — членов Ассамблеи петровских музеев России, в числе которых: ГМЗ «Петергоф», Государственный Эрмитаж, Кунсткамера и другие. В экспозицию включены материалы, отражающие зарождение и становление науки и высшего образования в России. В мае выставка открылась в залах Президентской библиотеки. В СПбГУ представлена ее расширенная версия.

    В этот же день состоялась торжественная церемония посадки Дуба Петра I в Ботаническом саду СПбГУ в рамках проекта Русского музея «Всероссийская дубрава императора Петра Великого». В мероприятии приняли участие первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова и генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Александрович Гусев. Саженец выращен из желудя мемориального дуба петровского времени.

    В течение года в СПбГУ проходят выставки, лекции, экскурсии под объединенным заголовком «Петровские коллегии». Информация о них опубликована на сайте СПбГУ.

    Открыта выставка «Ретроспектива дипломных проектов образовательной программы "Станковая живопись"»

    В выставочном зале Университета открылась выставка «Ретроспектива дипломных проектов ООП "Станковая живопись"». На ней представлены работы выпускников разных лет — с 2015 по 2021 год.

    В 2009 году в списке направлений обучения в СПбГУ появилась образовательная программа «Станковая живопись», по окончании которой студенты получают специальность художника-живописца. На последнем году обучения они трудятся над дипломной работой, представляющей собой живописное полотно.

    На выставке собраны лучшие картины выпускников программы. Традиционно освоить профессию живописца в Университет приезжают граждане других государств, именно поэтому в части произведений отражены национальные и культурные особенности разных стран. В этом году на выставке представлены полотна выпускников из Китая, Узбекистана, Колумбии.

    На открытии выставки среди гостей присутствовали преподаватели, выпускники 2022 года и более ранних лет, а также нынешние студенты. Выставка продолжит работу до 30 июня 2022 года. Посетить ее можно с 11:00 до 18:00.

    Сотрудничество СПбГУ и Александринского театра

    В конце прошлого года руководство Александринского театра обратилось в СПбГУ (ректор СПбГУ Н. М. Кропачев является членом попечительского совета Александринского театра) за содействием в поддержке их инициативы: развитие национальной культурной традиции в субъектах Российской Федерации, в том числе сформировать новую кадровую компетенцию. Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, креативная индустрия в этой сфере ощущает существенный кадровый голод — не хватает менеджеров нового поколения. По поручению ректора за короткий период (с февраля до апреля) специалисты СПбГУ и Александринского театра вместе создали новую образовательную программу, которая не имеет аналогов в России. В ней ведущие бизнес-компетенции удалось совместить с профессиональными театральными компетенциями. Пилот этого проекта в сентябре 2022 года будет презентован в девяти регионах России, где работают театры на национальных языках.

    Университет предложил развивать сотрудничество с Александринским театром в разных направлениях. На полях Петербургского международного экономического форума будет подписано соглашение СПбГУ с Александринским театром. Университет будет оказывать существенную поддержку регионам в развитии креативной индустрии.

    Участники совещания обсудили возможности сотрудничества Университета и Александринского театра с регионами в разных сферах: информационная поддержка деятельности театра (в том числе, например, перевод контента сайта на китайский язык), сотрудничество с театрами разных стран, работающими на русском языке (в том числе в Донецке и Луганске), цифровые технологии в театральной, музейной, библиотечной сфере и другие междисциплинарные проекты.