Материалы ректорского совещания

№ 510
от 07.02.2022

    Открыт прием заявок на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга имени профессора СПбГУ Г. А. Леонова

    Комитет по науке и высшей школе объявил конкурс на соискание в 2022 году премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. В этом списке премия имени профессора СПбГУ Геннадия Леонова заняла место между премиями имени Жореса Алферова и Леонарда Эйлера (КНВШ открыл прием заявок на соискание премии имени математика СПбГУ Геннадия Леонова).

    Премия в номинации «Кибернетика и искусственный интеллект», получившая имя декана математико-механического факультета СПбГУ, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента РАН Геннадия Алексеевича Леонова, была учреждена по инициативе ученых Санкт-Петербургского университета. С этим предложением к губернатору обратился заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ профессор Н. В. Кузнецов.

    Премия имени Г. А. Леонова будет присуждаться ежегодно ученым научных организаций или вузов Санкт-Петербурга, достигших выдающихся научных результатов в области науки и техники, без ограничения по возрасту. Документы на соискание премии принимаются по 17 марта 2022 года включительно (подробнее о порядке присуждения премии можно узнать на сайте комитета по науке и высшей школе).

    На ректорском совещании профессор Николай Владимирович Кузнецов подчеркнул: присуждение новой премии Правительства Санкт-Петербурга имени ученого СПбГУ, основателя кафедры прикладной кибернетики (и его учителя) отметило значительный вклад Геннадия Алексеевича Леонова в развитие кибернетики и искусственного интеллекта. Областью его научных интересов была теория управления, основными направлениями исследований — управление генераторами, аттракторы и теория размерностей, стабилизация управляемых систем, проблемы обоснования первого приближения в теории устойчивости, теория индукционных электрических машин.

    Несмотря на то, что Г. А. Леонов ушел из жизни в 2018 году, его имя вошло в список самых высокоцитируемых ученых Highly Cited Researcher библиометрической базы данных Web of Science по направлению междисциплинарных исследований в 2019, 2020 и 2021 годах вместе с Н. В. Кузнецовым, возглавляющим сегодня в Университете кафедру прикладной кибернетики. 2 февраля Геннадию Алексеевичу Леонову исполнилось бы 75 лет.

    Научно-практическая конференция «Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления»

    4 февраля состоялась V международная конференция «Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления», организаторами которой выступили Санкт-Петербургский государственный университет, ФАС России, Издательская группа «Юрист», Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова. Это мероприятие вызвало пристальный интерес, свидетельством чему стало участие в конференции не только ведущих ученых, преподавателей и обучающихся СПбГУ, МГУ, ВШЭ, МГЮА, МГИМО и других вузов, но и руководства ФАС России и региональных управлений ФАС, судей Конституционного суда РФ, заместителя руководителя профильного комитета Государственной думы, практикующих юристов, судей Евразийского экономического союза, а также представителей бизнес-сообщества, Счетной палаты РФ и других органов и организаций, в том числе зарубежных.

    Ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев обратился к участникам конференции с приветственным словом. Он отметил необходимость внимательного рассмотрения конкуренции в науке и образовании, ведь прошедший Год науки и технологий в России стал началом целого научного десятилетия, от которого зависит будущее просвещения. По словам ректора, задачи, которые сейчас решает ФАС, не сводятся только к конкуренции между разными субъектами предпринимательства. Распространены нарушения подобного рода и в академической сфере. Ректор СПбГУ подробно рассмотрел вопрос обеспечения честной конкуренции на нескольких конкретных примерах: организация работы центров коллективного пользования, созданных за бюджетный счет, организация доступа к онлайн-курсам, созданным за счет средств бюджетных грантов и др. Ректор призвал обратить внимание на организации, получающие доступ к бюджетному финансированию и потом незаконно ограничивающие возможность доступа сотрудников и студентов других бюджетных организаций для использования публичного имущества, находящегося у этих организаций в оперативном управлении.

    Глава ФАС Максим Алексеевич Шаскольский тут же отреагировал на предложение ректора, выразив уверенность в том, что его коллеги уже возбудили дело по озвученному поводу. В целом, по его словам, вопросам поддержки конкуренции уделяется значительное внимание, и в подтверждение этого он сослался как на ряд важных стратегических документов федерального уровня (национальный план развития конкуренции и соответствующие дорожные карты), так и на уже фактически достигнутые результаты. Удалось обеспечить недискриминационный доступ потребителей к почтовой связи и теплоснабжению. Достигнута колоссальная экономия на внутрисетевом и внутрибанковском роуминге. Снижены цены на семь тысяч наименований лекарственных препаратов. Количество антимонопольных нарушений сократилось в два раза. В числе текущих приоритетных задач ФАС России — дальнейшее совершенствование правоприменительной практики на цифровых рынках и при работе с агрегаторами.

    Заместитель председателя комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ Антон Александрович Гетта осветил работу представляемого им комитета, рассказал о функционирующих при нем экспертных советах, а также о других экспертных советах по защите конкуренции, существующих в РФ. По его словам, основной целью совместной работы этого комитета и ФАС является развитие конкуренции и, как следствие, если не снижение цен, то как минимум пресечение их резкого роста в рамках противозаконных монопольных соглашений. Благодаря совместной работе депутатов, ФАС и Народного фронта уже удалось устранить нарушения в процессе госзакупок на 315 млрд рублей и взыскать с нарушителей в бюджеты различных регионов почти 0,5 млрд рублей штрафов. Также в ходе его выступления было отмечено плодотворное взаимодействие со студентами — юристами и экономистами.

    А. А. Гетта согласился с выраженной ранее позицией Н. М. Кропачева и предложил ему возглавить новый экспертный совет, деятельность которого будет связана с научной сферой и создание которого в настоящий момент обдумывается. Всем же присутствующим на конференции было предложено активно включаться в работу уже существующих советов. Н. М. Кропачев поблагодарил А. А. Гетта за предложение, согласился с необходимостью создания такого совета и выразил готовность принять участие в его работе.

    На конференции обсуждались и многие другие вопросы: конкуренция как системообразующий элемент обеспечения баланса интересов производства и потребления, «рыночная власть» и «переговорная сила» как факторы влияния на состояние конкуренции на отраслевых рынках. Эксперты рассмотрели принципы осуществления конкуренции на товарных рынках, экономические и правовые подходы к оценке конкурентоспособности товара и отрасли. Участники поделились опытом практического обжалования в суде ЕАЭС актов ЕЭК в сфере конкуренции. Вместе с тем был обозначен ряд проблемных направлений: конкурентная стратегия хозяйствующего субъекта, антимонопольный комплаенс как инструмент обеспечения поддержки конкуренции, конкурентоспособность экономики государства в системе современных мирохозяйственных связей, правовые формы недобросовестной конкуренции.

    По итогам конференции участники выразили благодарность инициаторам обсуждения, отметив замечательные условия по уровню проведения конференции, и выразили намерения продолжить работу по указанным вопросам, темам и направлениям, связанным с конкуренцией, ее стимулированием и регулированием.

    О формате реализации дисциплин в весеннем семестре 2021/22 учебного года

    Формат реализации дисциплин с 11 февраля 2022 года в СПбГУ будет определен и утвержден приказом на основании предложений, полученных от руководителей учебно-научных подразделений Университета. С учетом того, что девять студенческих коллективов подразделений не достигли доли в 40 % вакцинированных, обучение в этих подразделениях будет организовано в удаленном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий. При этом в 20 коллективах, где доля вакцинированных обучающихся выше 40 %, формат обучения сможет включать аудиторные занятия.

    Представлены предложения руководителей учебно-научных подразделений о формате обучения с 11.02.2022:

    Направление обучения

    Реализация дисциплин

    Развитие конкуренции и антимонопольного регулирования

    В смешанном формате

    Физическая культура (бакалавриат)

    В смешанном формате

    Химия

    В смешанном формате

    Востоковедение и африканистика

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 20.02.2022

    Биология

    В смешанном формате

    Физика

    В смешанном формате

    Медицина

    В смешанном формате

    Математика и компьютерные науки

    В смешанном формате

    Педагогика

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 15.03.2022

    Филология

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 12.03.2022

    Свободные искусства и науки

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 28.02.2022

    Науки о Земле

    В смешанном формате

    Когнитивные исследования

    В смешанном формате

    Математика и механика

    В смешанном формате

    Стоматология и медицинские технологии

    В смешанном формате

    Философия

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 14.03.2022

    Психология

    В смешанном формате

    История

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 14.03.2022

    Менеджмент

    В смешанном формате

    Процессы управления

    В смешанном формате

    Медицинский колледж

    Предложен смешанный формат (но доля вакцинированных обучающихся пока менее 40 %)

    Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних)

    Предложен смешанный формат (но доля вакцинированных обучающихся пока менее 40 %)

    Международные отношения

    Предложен смешанный формат (но доля вакцинированных обучающихся пока менее 40 %)

    Социология

    С использованием информационно-коммуникационных технологий

    Юриспруденция

    С использованием информационно-коммуникационных технологий

    Политология

    С использованием информационно-коммуникационных технологий

    Искусства

    Предложен смешанный формат (но доля вакцинированных обучающихся пока менее 40 %)

    Экономика

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 28.02.2022

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    С использованием информационно-коммуникационных технологий до 28.02.2022

    Иностранные языки

    С использованием информационно-коммуникационных технологий

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 15 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 11 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Обращения были на разные темы, в том числе: о дистанционном формате обучения в СПбГУ; о возможности перевода в СПбГУ.

    К первому проректору по учебной работе продолжают поступать вопросы о формате обучения в весеннем семестре 2021/22 учебного года. Формат обучения с начала весеннего семестра 2021/22 учебного года по направлениям подготовки будет определен на основании предложений, представленных руководителями учебно-научных подразделений Университета, с учетом доли вакцинированных обучающихся, что ранее обсуждалось на ректорских совещаниях.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, зимняя промежуточная аттестация проходила по расписанию в установленном порядке. В настоящее время до 10 февраля у обучающихся каникулы.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили в связи с каникулярным периодом, однако в некоторых учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    В ходе встречи первого заместителя декана экономического факультета представитель студенческого совета интересовался, как разрешается проблема, если студент принимает участие в спортивных соревнованиях в составе сборной СПбГУ, но спортивное мероприятие совпадает со временем пересдачи экзаменов. Такому студенту необходимо направить заявление в Учебное управление для рассмотрения вопроса о предоставлении ему индивидуального графика промежуточной аттестации.

    Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова на совещании напомнила, что согласно п. 4.4.1 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1, в целях сдачи зачетов (экзаменов) в сроки, отличные от сроков, установленных в расписании промежуточной аттестации, студенту может быть предоставлен индивидуальный график сдачи зачетов (экзаменов) по подтвержденной документально причине выезда студента во время проведения промежуточной аттестации на международные, российские, межрегиональные спортивные соревнования, тренировочные сборы, конкурсы, олимпиады и иные внеучебные мероприятия для представления Российской Федерации, Санкт-Петербурга, Университета.

    Обсуждалось, что удаленный формат обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий предполагается минимум до окончания каникул, далее формат обучения будет определен на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений с учетом доли вакцинированных обучающихся.

    Состоялись встречи с представителями студенческого совета руководителей факультета свободных искусств и наук (Протокол совещания и.о. декана Факультета свободных искусств и наук от 01.02.2022), филологического факультета (Протокол встречи первого заместителя декана филологического факультета СПбГУ с председателем студенческого совета от 02.02.2022), математико-механического факультета (Протокол совещания у декана математико-механического факультета 03.02.2022), Института наук о Земле (Протокол совещания у Директора Института наук о Земле от 01.02.2022).

    О жалобе обучающейся на преподавателя

    В Виртуальную приемную СПбГУ обратилась студентка второго курса магистратуры образовательной программы ««Дипломатия РФ и зарубежных государств» Мариана Давидовна Шафразян с просьбой пересмотреть результаты экзамена по учебной дисциплине «Новые направления дипломатии» и дать оценку действиям доцента кафедры европейских исследований СПбГУ Дмитрия Андреевича Леви, который, по мнению студентки, «пропускал занятия», поставил отличные оценки студентам, не посещавшим занятий, «необоснованно и намеренно снизил оценку студента-отличника». В заявлении также содержалась просьба о перепроверке экзаменационной работы другими преподавателями, так как, по мнению М. Шафразян, она «написала отличную работу, … дала правильные ответы, обоснованные и без ошибок», а полученная на экзамене оценка «хорошо» не соответствует ее знаниям и экзаменационной работе».

    В соответствии с поручением первого проректора по учебной работе М. Ю. Лавриковой декан факультета международных отношений Ирина Николаевна Новикова организовала служебную проверку. О результатах проверки декан рассказала участникам ректорского совещания.

    1. Факт пропуска доцентом Д. А. Леви учебных занятий не нашел подтверждения. Переносы некоторых занятий были связаны с его экстренной госпитализацией и полностью компенсированы. Преподавание дисциплины «Новые направления дипломатии» доцентом Д. А. Леви велось в соответствии с рабочей программой и при соблюдении требований комбинированного режима обучения, введенного в связи с пандемией COVID-19. Более того, вынужденные сбои в процессе обучения, вызванные госпитализацией преподавателя, а также некоторыми техническими проблемами, преподаватель компенсировал, заранее продумав и предоставив студентам возможности непрерывного удаленного доступа к учебным материалам (видеозаписи лекций) и организовав дополнительную систему удаленного контроля (отчеты-презентации). Лекционные занятия в течение семестра проходили в режиме онлайн-лекций, в режиме публикации записанных видеолекций, видеопрезентаций вместе с опубликованными подшивками материалов. В тех случаях, когда лекции были предложены в виде видеофайлов, студенты имели возможность ознакомиться с ними в течение всего семестра, а не только в часы, предусмотренные расписанием. Это не только давало возможность просматривать лекции в любое время, но и в полном объеме соответствовало задачам освоения материала. Публикация готовых видеолекций защищала студентов от возможных сбоев при онлайн-трансляции. Ссылки на видеоролики с записанными для студентов лекциями публиковались в системе MS Teams. Жалоб на доступ к материалам лекций от студентов в течение семестра не поступало, в ходе семинаров студенты демонстрировали знакомство с материалами, предложенными в лекциях. Семинарские занятия проводились в режиме видеоконференций на базе MS Teams, участвовавшие в семинарских занятиях студенты работали по темам лекций, расширяя свои знания в дополнение к лекционному материалу. Несмотря на технические усилия, проведение большого количества онлайн-мероприятий не проходило без сбоев: имели место и краткосрочные сбои связи, и отключение микрофонов, зависание серверов и даже отключение электроснабжения. Все ответы студентов дублировались сдачей материалов в виде отчетов-презентаций, что даже в случае отключения преподавателя на 2–3 минуты позволяло оценить выступление в целом. В рамках семинаров при передаче слова выступающим студентам преподаватель управлял передачей видео- и аудиосигнала, своевременно отключая «лишние» голоса, чтобы оптимизировать трафик. По каждой теме после выступлений студентов преподаватель открывал дискуссию для всех участников.
    2. Экзамен был организован и проведен в соответствии с программой, содержащей требования к промежуточной аттестации и систему оценивания, своевременно доведенные до сведения обучающихся. Методика проведения экзамена и результаты, полученные магистранткой М. Д. Шафразян, свидетельствуют об объективности и прозрачности системы оценивания, использованной в ходе промежуточной аттестации.
    3. Экзаменационная работа М. Д. Шафразян была передана на дополнительную проверку руководителю магистерской программы «Дипломатия РФ и зарубежных государств», известному специалисту в области изучения новых форм дипломатии профессору С. Л. Ткаченко, который не нашел оснований для пересмотра оценки в сторону повышения. Более того, профессор Ткаченко отметил то обстоятельство, что итоговая оценка «хорошо», полученная М. Д. Шафразян, соответствует минимальным критериям для ее получения.
    4. Изложенный в заявлении студентки факт выставления доцентом Д. А. Леви отличных оценок студентам, обучавшимся по программам студенческих обменов за рубежом и не посещавшим курс, также не нашел подтверждения. Согласно экзаменационной ведомости № 21-13-49103 от 22.01.2022, по данной дисциплине аттестованы студенты, которые были допущены до занятий и непосредственно принимали участие в занятиях. Студентам, которые не посещали занятия и не сдавали экзамен, поставлена неявка. Проставление преподавателем любых оценок студентам, которые не включены в ведомость и не зачислены на курс или находятся в командировке, вопреки мнению М. Д. Шафразян, технически невозможно.
    5. Упоминание в жалобе М. Д. Шафразян ее возможной дискриминации со стороны доцента Д. А. Леви «из-за ее фамилии» не имеет под собой оснований и носит заведомо провокационный характер.

    Как отметила И. Н. Новикова, рассказывая о ситуации, в последнее время студенты, недовольные своими оценками, нередко пытаются использовать «национальный фактор» как инструмент давления на преподавателей, обвиняя последних в дискриминации по национальному признаку, если завышенные ожидания высоких оценок сталкиваются с объективностью оценивания их работы со стороны преподавателей. В этой связи И. Н. Новикова выразила поддержку предложению профессора С. Л. Ткаченко о переходе магистерских программ по направлению «Международные отношения» к системе оценивания, в рамках которой преподаватель не использует (а в экзаменационных ведомостях не указывает) имена магистрантов, ограничиваясь только их идентификационными номерами (в случае СПбГУ — st-номера).

    И. Н. Новикова также сообщила, что поскольку в тексте заявления содержатся утверждения, затрагивающие репутацию, честь и достоинство преподавателя СПбГУ, рассматривается вариант его обращения в комиссию по этике СПбГУ.

    Работа по подготовке онлайн-курсов в 2021 году

    По состоянию на начало 2022 года, СПбГУ занимает первое место по количеству курсов и охвату аудитории на национальной платформе «Открытое образование». Здесь реализуется в открытом доступе 162 курса СПбГУ (из 779 на платформе), количество записей превысило 2 млн человек. По количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе Coursera, СПбГУ занимает первое место среди вузов Европы и входит в топ-5 среди вузов мира — партнеров Coursera. Здесь реализуется 192 онлайн-курса и 18 специализаций СПбГУ, суммарное количество пользователей приблизилось к 1 млн человек. СПбГУ первым из российских вузов запустил свои курсы на китайской платформе XuetangX, в настоящее время там реализуется 16 курсов. Кроме того, СПбГУ реализует пять онлайн-курсов на платформе Stepik и активно развивает собственную платформу.

    Как рассказал директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко, в 2021 году было создано 80 онлайн-курсов, в настоящий момент ведется работа по публикации курсов на платформах.

    На национальной платформе «Открытое образование» открылся новый сервис (онлайн-программы), который позволяет размещать курсы или специализации для различных уровней образования, в том числе и программы ДПО. Сейчас на платформе представлена двадцать одна программа, большая часть из которых (15, по состоянию на начало 2022 года) — программы СПбГУ. За три месяца после открытия нового функционала на платформе «Открытое образование» на программах СПбГУ прошли обучение более 100 человек.

    Вместе с ростом внешней аудитории слушателей в 2021 году отмечена положительная динамика роста обучающихся региональных вузов, использующих онлайн-курсы СПбГУ в образовательном процессе. В осеннем семестре вырос портфель вузов — сетевых партнеров. В 2018 году количество обучающихся студентов по сетевым договорам было около 1200, в 2019 году — чуть более 2000, в 2020 году — уже 5000, а в 2021 году — более 8000 обучающихся.

    Количество обучающихся на онлайн-курсах, включенных в собственный образовательный процесс СПбГУ, также постоянно растет. В 2019/20 учебном году было проведено более 10500 зачетов по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курса, в 2020/21 учебном году — более 34500 зачетов (практически троекратный рост), а в 2021/22 учебном году уже проведено более 25000 зачетов в онлайн-формате по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов (прогнозируется проведение около 50000 аттестаций).

    В рамках открытого конкурса СПбГУ по отбору педагогический сценариев на создание онлайн-курсов в 2022 году было подано 23 заявки, включающие как отдельные онлайн-курсы, так и специализации, состоящие из нескольких онлайн-курсов, объединенных одной тематикой. По итогам конкурса было отобрано три заявки, набравшие наибольшее количество баллов. Заявки дополнительно прошли экспертизу не только в комиссии СПбГУ, но и были проанализированы специалистами международной платформы Coursera на актуальность и востребованность у слушателей. По итогам конкурса в производственный план 2022 года войдут две специализации и один онлайн-курс.

    Всего к созданию в 2022 году планируется более 50 онлайн-курсов в разных сферах наук: например, машинное обучение, изучение языков, экономика, юриспруденция, информационные технологии, искусство и др.

    Деятельность Ассоциации ведущих университетов и Совета ректоров вузов СЗФО в 2021 году

    В истекшем году Ассоциация ведущих университетов провела серию круглых столов по различным актуальным вопросам образования, науки, внеучебной работы и других направлений деятельности вузов. Хорошей традицией стало приглашение к участию в мероприятиях, проводимых ассоциацией, членов Совета ректоров вузов. К участию в мероприятиях ассоциации всегда приглашаются представители федеральных органов исполнительной власти, Рособрнадзора, иных структур, вырабатывающих подходы к регулированию и оказывающих прямое влияние на организацию деятельности в сфере образования и науки. По результатам проводимых дискуссий вырабатываются и направляются в адрес органов власти предложения и рекомендации от ассоциации и Совета ректоров, представляющих вузовское сообщество. По отзывам постоянных участников мероприятий, обсуждение всегда вызывает большой интерес (число участников подтверждает этот факт), так как затрагиваются острые вопросы, ответы на которые необходимо сообща искать представителям университетов, органов управления и иным заинтересованным лицам.

    В 2021 году было проведено девять мероприятий, участниками которых, помимо представителей вузовского сообщества, являлись представители органов государственной власти, депутатского корпуса, представители бизнеса, общественных и других организаций. Кроме того, в вузах — членах ассоциации прошло 16 мероприятий при поддержке ассоциации и Совета ректоров вузов СЗФО.

    В течение 2021 года ассоциацией и Советом ректоров вузов СЗФО организована деятельность семи рабочих групп и одной постоянно действующей комиссии. Предложения, выработанные по итогам работы групп, направлены в Министерство науки и высшего образования, Совет Федерации и другие органы государственной власти. В рамках деятельности Совета ректоров СЗФО создана постоянно действующая комиссия по инклюзивному образованию в Северо-Западном федеральном округе. В декабре состоялось первое заседание комиссии по инклюзивному образованию (КИО) Совета ректоров вузов СЗФО, определен план работы комиссии.

    Советом ректоров вузов СЗФО при поддержке полномочного представителя президента в СЗФО проведен V ежегодный конкурс открытых студенческих проектов «Россия, устремленная в будущее».

    Совет ректоров вузов СЗФО и ассоциация выступают соорганизаторами всероссийского конкурса творческих работ обучающихся по программам высшего образования по направлениям подготовки в области искусства «Петр Великий» / «Наследники».

    Названы мероприятия, проведенные ассоциацией и Советом ректоров вузов СЗФО в 2021 году (Мероприятия 1). Информация о проведенных мероприятиях (включая презентации докладов и выступлений участников круглых столов), а также программа деятельности ассоциации на 2022 год представлена на официальном сайте организации.

    Представлены мероприятия, прошедшие в вузах при поддержке ассоциации и Совета ректоров вузов СЗФО (Мероприятия 2). Информация о мероприятиях (включая презентации докладов и выступлений участников круглых столов) и план работы Совета ректоров вузов СЗФО на 2022 год размещены сайте совета.

    Представление в РАН материалов об основных результатах исследований в интересах обороны и безопасности страны

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук...», РАН по итогам года представляет президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклады о важнейших научных результатах, полученных российскими учеными, в том числе по результатам исследований по разработке технологий двойного назначения в интересах обороны и безопасности страны. В 2022 году РАН запланировала подготовить и опубликовать информационные материалы РАН «Основные результаты исследований в интересах обороны и безопасности страны в 2021 году» на основании наиболее значимых результатов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по спецтематике по основным направлениям научных исследований, представляющих интерес для обороны и безопасности страны.

    Как сообщил проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в адрес СПбГУ поступил запрос РАН представить в срок до 21 марта в информационно-аналитический центр «Наука» РАН сведения о результатах фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по спецтематике по следующим основным направлениям научных исследований, представляющих интерес для обороны и безопасности страны:

    • информационно-управляющие и телекоммуникационные системы, кибернетическая безопасность
    • оптика и квантовая электроника
    • механика, аэро-, газо- и гидродинамика
    • навигация и управление
    • радиофизика и радиоэлектроника
    • ядерная физика, энергетика
    • специальная химия и материаловедение
    • биология, биотехнологии, медицина и экология
    • геофизика, океанология и физика атмосферы
    • акустика, гидроакустика
    • экономика, социология и политология
    • методы и средства противодействия терроризму
    • космические исследования и обеспечение противодействия в космосе, аэрокосмические исследования Земли в интересах обороны и безопасности

    Требуется представить отчеты (объемом не более трех страниц на каждую тему), которые будут включать результаты НИР за 2021 год, в том числе выполняемые в рамках государственного оборонного заказа и за счет средств от приносящей доход деятельности (гранты, государственные контракты, негосударственные контракты).

    Председателям научных комиссий по направлениям и руководителям учебно-научных подразделений необходимо подготовить информационные материалы в соответствии с требованиями РАН в срок до 1 марта. Соответствующее поручение в СЭДД «Дело» направлено проректором по научной работе. Ответ СПбГУ в адрес РАН будет подготовлен на основании своевременно представленных предложений.

    СПбГУ и Германия: три века взаимоотношений

    На совещании рассматривался вопрос организации международной деятельности СПбГУ и Германии за три века сотрудничества. Германия является лидером как по числу совместных с СПбГУ проектов, так и по разнообразию форматов и программ академического и научного сотрудничества. Наше сотрудничество с Германией началось почти 300 лет назад — с самого основания Университета и продолжается по сей день (Презентация).

    Сотрудничество СПбГУ с Германией сегодня характеризуют такие цифры:

    • 55 вузов и научно-исследовательских организаций-партнеров
    • 174 соглашения о сотрудничестве различного типа с вузами и научно-исследовательскими организациями Германии
    • более 2800 совместных публикаций подготовили научно-педагогические работники СПбГУ в соавторстве с коллегами из 204 научных центров и университетов Германии за период с 2010 по 2020 год
    • более 1100 обменов между СПбГУ и вузами Германии по программам академической мобильности за период с 2015 по 2020 год

    За последние пять лет:

    • более 310 студентов из Германии стали слушателями образовательных программ СПбГУ
    • количество образовательных программ с «немецким» компонентом достигло 345

    Реализуется шесть совместных образовательных программ магистратуры с немецкими вузами в формате двух дипломов. Больше 20 граждан ФРГ активно работают в составе советов образовательных программ СПбГУ. Отмечены крупные научно-исследовательские и образовательные проекты, реализуемые СПбГУ в сотрудничестве с немецкими партнерами.

    С 2001 года работает форум гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог». СПбГУ традиционно выступает экспертной площадкой форума. Помимо этого, представители СПбГУ являются постоянными участниками заседаний рабочих групп, ежегодной конференции форума, а также множества сателлитных мероприятий с различными российскими и германскими партнерами.

    В 2021 году открыто представительство СПбГУ на площадке Свободного университета Берлина (СПбГУ открыл представительство в Германии).

    Финансирование участия работников СПбГУ в конференциях, симпозиумах и иных научных мероприятиях

    Несмотря на противоэпидемические ограничения, научные исследования активно продолжаются в СПбГУ. Поскольку научные достижения требуют апробации в рамках соответствующих научных мероприятий (конференций, симпозиумов, круглых столов и др.), в ближайшее время в СПбГУ пройдет конкурсный отбор заявок на финансирование участия работников и обучающихся Университета в международных научных мероприятиях с докладами по результатам выполнения научно-исследовательских работ. Планируется, что на конкурсный отбор могут быть поданы заявки на участие в международных научных мероприятиях, проводимых не только в онлайн-формате, но и в очном формате (при условии отсутствия ограничений в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19). При этом необходимо понимать все риски, связанные с возможными локальными ограничениями, с отменой и переносом очных мероприятий, которые принимает на себя заявитель. При очном участии обязательно оформление командировки в соответствии с текущим регламентом.

    Приказ будет издан в срок до 20.02.2022.

    Об отмене приказа об отчислении

    В ходе ректорских совещаний, прошедших 20.09.2021, 04.10.2021, 01.11.2021, 08.11.2021 и 30.11.2021, обсуждался вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся, которые в ночь с 18 на 19 сентября 2021 года на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга нарушали требования законодательства Российской Федерации, правила внутреннего распорядка СПбГУ, в том числе нормы о соблюдении тишины в ночное время, запрет на потребление алкогольной продукции на территории образовательной организации, а также действующие противоэпидемические требования.

    Было отмечено, что в отношении обучающихся, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета, полицией были составлены акты о соответствующих нарушениях. На основании этих актов сотрудники 85 отдела полиции ОМВД России по Петродворцовому району Санкт-Петербурга привлекли студентов к административной ответственности в соответствии с предусмотренной процедурой.

    В соответствии с действующим законодательством, Университетом при выборе меры дисциплинарного воздействия учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние.

    Обучающиеся были задержаны сотрудниками правоохранительных органов и привлечены к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, а именно: потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (статья 20.20), появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21), мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (статья 20.1), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3).

    В ходе совещания было отмечено, что на момент рассмотрения вопроса о наложении взыскания студенты не оспаривали в законном порядке решение правоохранительных органов: таких сведений не поступало ни от самих студентов, ни от представителей полиции.

    По совокупности всех вышеизложенных обстоятельств к шести обучающимся применена мера дисциплинарной ответственности в виде отчисления, к одному обучающемуся — выговор (Сколько же студентов отчислено из СПбГУ за нарушение общественного порядка?; Наказали ли студентов, которые нарушали общественный порядок?).

    Также особо отмечалось, что администрацией решения о дисциплинарных взысканиях в подобных случаях выносятся на основании решений правоохранительных органов, принятых по результатам проведенных расследований и установления фактов. Выводы об обстоятельствах дел и решения, принятые уполномоченными органами, Университет не может ставить под сомнение, если они не обжалованы и не отменены вышестоящими органами или судом по жалобам заинтересованных лиц, о чем студенты неоднократно были проинформированы.

    В 2021 году в ходе ректорских совещаний отмечалось: в том случае, если лица, привлеченные к ответственности, полагают, что административные взыскания применены к ним незаконно, они вправе обжаловать решения правоохранительных органов о привлечении их к ответственности в вышестоящие органы или в судебном порядке. В случае если вышестоящий орган или суд отменит решение правоохранительных органов о привлечении их к административной ответственности, это может стать основанием и для пересмотра примененной меры дисциплинарного воздействия (Материалы ректорского совещания от 08.11.2021).

    На прошлой неделе в Университет поступила информация о том, что по жалобе одного из обучающихся, привлеченных к административной ответственности, постановлениями начальника ОМВД России по Петродворцовому району Санкт-Петербурга протесты прокуратуры Петродворцового района Санкт-Петербурга на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ и ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ, соответственно, удовлетворены, дела об административных правонарушениях прекращены (письмо прокуратуры Петродворцового района Санкт-Петербурга в адрес обучающегося от 20.01.2022).

    В связи с вышеизложенным, приказ об отчислении этого обучающегося 03.02.2022 был отменен, студенту будет предоставлен индивидуальный график обучения.

    Ротация секретарей руководителей

    Обсуждались промежуточные результаты ротации секретарей отдела обеспечения деятельности руководителей учебно-научных подразделений (ООДРУНП). С сентября до декабря 2021 года проводилась ротация секретарей руководителей пяти учебно-научных подразделений: факультета международных отношений, факультета политологии, факультета свободных искусств и наук, филологического факультета и Института философии.

    Как рассказала начальник Организационного управления Лаура Ефимовна Усеинова, получены положительные отзывы от И. Н. Новиковой, А. В. Курочкина, Д. Е. Раскова и М. В. Корышева. По замечаниям, представленным Н. В. Кузнецовым, в настоящее время ведется работа, информация будет представлена в конце февраля 2022 года.

    Л. Е. Усеинова отметила положительные результаты: возросшее количество оформляемых и публикуемых содержательных протоколов встреч и совещаний декана факультета международных отношений и руководства факультета свободных искусств и наук. Благодаря этому вопросы, обсуждаемые на этих встречах, теперь доступны всем обучающимся и работникам СПбГУ, а не только узкому кругу участников обсуждения. С декабря 2021 года первый заместитель декана факультета свободных искусств и наук стал выполнять требование о проведении встреч декана с представителями профсоюзного бюро учебно-научного подразделения.

    Еще в 2013 году на ректорском совещании обсуждались проблемы в обеспечении деятельности деканов из-за отдаленности расположения рабочих мест их помощников (Материалы ректорского совещания от 08.04.2013). В тот период вопрос касался оперативности передачи документов на рассмотрение деканам. С введением системы электронного документооборота СЭДД «Дело» ситуация разрешилась. Но задача по организации рабочего дня руководителя в период работы не в дистанционном формате требует размещения рабочего места секретаря в непосредственной близости от рабочего места руководителя, так как директору / декану в любой момент может понадобиться оперативная помощь в организации и протоколировании встреч, звонков, подготовке тех или иных материалов.

    В ходе ротации стало известно, что рабочее место секретаря ООДРУНП, обеспечивающего деятельность руководителя факультета свободных искусств и наук, находится не в приемной руководителя, а на другом этаже здания. Конечно же, в таких условиях коммуникация между секретарем и руководителем не способствовала эффективной организации работы. В результате функции секретаря декана, например, в части организации встреч руководителя почему-то выполняли сотрудники УСИТ. А секретарь декана в большинстве случаев не был в курсе проводимых на факультете мероприятий. Это приводило к тому, что за пределами факультета отсутствовала информация о многих событиях, которые происходили в коллективе, или эта информация становилась известна с большим опозданием. В настоящее время вопрос с размещением рабочего места секретаря ООДРУНП в непосредственной близости от рабочего места руководителя решен.

    В ходе ротации секретарей руководителей пяти учебно-научных подразделений стало известно, что руководители некоторых подразделений поручают сотрудникам ООДРУНП работу, не входящую в их основной функционал: заполнение актов выполненных услуг и заявлений о выплатах вознаграждения по договорам гражданско-правового характера. Это прямо противоречит установленному порядку работы с такими документами, утвержденному Регламентом согласования и подписания договоров ГПХ (приказ от 15.09.2020 № 8197/1) и может поставить под сомнение законность заключения соответствующих договоров и выплат. Информация об этом направлена проректору по организации работы с персоналом.

    В целом, можно сделать вывод, что проводимая кадровая ротация имеет положительные стороны и позволяет не только подготовить работников к исполнению обязанностей за других работников в случаях их временного отсутствия на работе, приобрести новый практический опыт и знания, но и вскрыть недочеты в работе сотрудников Университета, в том числе самих секретарей, более точно оценить их квалификационный уровень и правильно определить систему оплаты их труда.

    Участники совещания обсудили разные стороны ротации секретарей. Декан факультета международных отношений Ирина Николаевна Новикова рассказала, что новый секретарь очень быстро вошла в график работы, познакомилась с коллективом факультета, качественно оформляет протоколы совещаний декана со студентами и преподавателями. Временно исполняющий обязанности декана медицинского факультета Михаил Владимирович Эрман отметил высокий профессионализм нового секретаря, наладившего контакты с коллективом. Другие выступавшие (директор Института философии Никита Всеволодович Кузнецов, декан математико-механического факультета Александр Игоревич Разов, директор Института химии Ирина Анатольевна Балова) также положительно оценили происходящую ротацию секретарей.