Материалы ректорского совещания
Организация работы СПбГУ с 8 ноября
С 8 ноября в Санкт-Петербурге вводятся новые ограничения, направленные на сдерживание распространения эпидемии COVID-19. Первый проректор Елена Григорьевна Чернова вновь напомнила о правилах, которые действуют в городе с этого дня (Материалы ректорского совещания от 01.11.2021).
Так, в соответствии с постановлениями губернатора Санкт-Петербурга от 23.10.2021 № 795 и от 28.10.2021 № 820, с 8 ноября для предприятий общепита и досугово-развлекательных мероприятий установлен запрет на работу с 23:00 до 06:00 ежедневно. Количество участников массовых мероприятий, которые можно проводить без согласования, снижено до 40 человек (ранее — 75).
Круг мероприятий и заведений, посещение которых возможно только при предъявлении QR-кода, увеличивается. С 15 ноября его необходимо предъявлять в бассейнах, фитнес-центрах, развлекательных заведениях, с 1 декабря — в заведениях общепита.
Лицам, имеющим медотвод от прививки против COVID-19, для прохода на мероприятия, при посещении которых необходимо предъявлять QR-код, необходимо, помимо справки о медотводе, иметь при себе справку об отрицательном результате ПЦР-теста, сданного не ранее чем за три календарных дня до предъявления.
Лицам старше 60 лет, не вакцинированным против коронавирусной инфекции, рекомендовано не покидать место проживания либо пребывания без острой необходимости.
Работодателям рекомендовано в течение четырех недель обеспечить перевод на дистанционный режим работы сотрудников старше 60 лет и лиц, имеющих хронические заболевания (в случае отсутствия у них медицинских противопоказаний к прививке от COVID-19), для прохождения вакцинации. Кроме того, работодателям рекомендовано в течение двух дней освободить от работы с сохранением заработной платы сотрудников при получении первого и (или) второго компонента вакцины в день проведения ими вакцинации и на следующий день после нее — как в случае проведения первичной вакцинации, так и при повторной вакцинации.
Елена Григорьевна сообщила, что в Университете с 8 ноября 2021 года формат обучения по основным образовательным программам высшего образования определяется приказами № 10732/1, № 10733/1 и № 10734/1 от 04.11.2021. Информация о формате обучения по каждому направлению опубликована на сайте Университета (О формате обучения в СПбГУ).
Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов озвучил вопрос, заданный ему студентами: если все студенты в группе вакцинированы или переболели ковидом, можно ли проводить занятия в аудитории в оффлайн-формате? Заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов в ответ сообщил, что на пока это невозможно — по данному вопросу он проконсультировался с надзорными органами.
Первый заместитель декана восточного факультета Алексей Анатольевич Родионов напомнил: если кто-то в группе заболевает ковидом, то вся группа отправляется на двухнедельный карантин (в том числе и вакцинированные). И спросил, можно ли не отправлять на карантин вакцинированного преподавателя, который ведет занятия в этой группе, чтобы другие группы, которым он преподает, не пострадали? Ректор поручил Ю. В. Пенову выяснить в надзорных органах возможности решения этого вопроса.
Ректор также напомнил, что приказы, в соответствии с которыми организован образовательный процесс в Университете с 8 ноября, были подготовлены на основании предложений директоров институтов и деканов факультетов СПбГУ. По результатам обсуждения ректор поручил директорам и деканам представить предложения по дальнейшему формату работы.
Вакцинация против COVID-19
Согласно приказу от 29.04.2021 № 4430/1 «Об информировании обучающимися СПбГУ о случаях заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19)», обучающиеся СПбГУ обязаны сообщать о прохождении полного цикла вакцинации от коронавирусной инфекции в Личном кабинете обучающегося (https://my.spbu.ru) с указанием названия вакцины. Информация аккумулируется в информационной системе «Обучающиеся». Сотрудники СПбГУ также обязаны сообщать о своей вакцинации — в Управление по работе с персоналом.
Обсуждался ход вакцинации от COVID-19 среди сотрудников и студентов. Отмечено, что среди студентов темпы вакцинации особенно низки.
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения
№ п/п |
Направление |
Информация о вакцинированных |
Всего обучающихся |
Доля |
---|---|---|---|---|
1. |
Физическая культура (СПО) |
17 |
1217 |
1,4 % |
2. |
Медицинский колледж |
3 |
64 |
4,7 % |
3. |
Искусства |
44 |
648 |
6,8 % |
4. |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
1 |
13 |
7,7 % |
5. |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
163 |
1847 |
8,8 % |
6. |
Стоматология и медицинские технологии |
54 |
579 |
9,3 % |
7. |
Менеджмент |
134 |
1337 |
10 % |
8. |
Юриспруденция |
205 |
1895 |
10,8 % |
9. |
Экономика |
214 |
1930 |
11,1 % |
10. |
Социология |
101 |
842 |
12 % |
11. |
Международные отношения |
209 |
1555 |
13,4 % |
12. |
Политология |
80 |
526 |
15,2 % |
13. |
Институт философии |
119 |
749 |
15,9 % |
14. |
Процессы управления |
219 |
1349 |
16,2 % |
15. |
Математика и компьютерные науки |
83 |
509 |
16,3 % |
16. |
Институт истории |
164 |
987 |
16,6 % |
17. |
Институт педагогики |
23 |
138 |
16,7 % |
18. |
Психология |
198 |
1184 |
16,7 % |
19. |
Физическая культура (бакалавриат) |
8 |
45 |
17,8 % |
20. |
Филология |
431 |
2346 |
18,4 % |
21. |
Свободные искусства и науки |
130 |
677 |
19,2 % |
22. |
Математика и механика |
273 |
1417 |
19,3 % |
23. |
Институт наук о Земле |
286 |
1410 |
20,3 % |
24. |
Медицина |
220 |
1034 |
21,3 % |
25. |
Физика |
174 |
745 |
23,4 % |
26. |
Институт химии |
126 |
534 |
23,6 % |
27. |
Востоковедение и африканистика |
149 |
569 |
26,2 % |
28. |
Биология |
255 |
909 |
28,1 % |
29. |
Институт когнитивных исследований |
8 |
22 |
36,4 % |
Общий итог |
4091 |
27429 |
14,9 % |
Информация о вакцинации членов коллективов институтов, факультетов
№ п/п |
Направление |
Информация о вакцинированных |
Всего НПР |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент вакцинированных и имеющих антитела |
---|---|---|---|---|---|---|
1. |
Академическая гимназия |
42 |
75 |
2 |
6 |
66,7 % |
2. |
Биологический факультет |
195 |
281 |
23 |
1 |
77,6 % |
3. |
Военно-учебный центр |
23 |
26 |
3 |
0 |
100 % |
4. |
Восточный факультет |
103 |
142 |
10 |
9 |
79,6 % |
5. |
ВШЖиМК |
64 |
104 |
6 |
4 |
67,3 % |
6. |
ВШМ |
43 |
73 |
7 |
5 |
68,5 % |
7. |
ИНоЗ |
119 |
217 |
2 |
10 |
55,8 % |
8. |
Институт истории |
78 |
117 |
5 |
3 |
70,9 % |
9. |
Институт когнитивных исследований |
17 |
21 |
3 |
1 |
95,2 % |
10. |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
100 % |
11. |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
3 |
9 |
4 |
0 |
77,8 % |
12. |
Институт философии |
75 |
123 |
6 |
0 |
65,9 % |
13. |
Институт химии |
176 |
206 |
15 |
5 |
92,7 % |
14. |
Кафедра физкультуры и спорта |
29 |
44 |
10 |
2 |
88,6 % |
15. |
КФКиСЭТ |
42 |
55 |
6 |
0 |
87,3 % |
16. |
Мат-Мех |
205 |
277 |
28 |
0 |
84,1 % |
17. |
Медицинский колледж |
16 |
21 |
3 |
0 |
90,5 % |
18. |
Медицинский факультет |
207 |
326 |
15 |
8 |
68,1 % |
19. |
ПМ-ПУ |
112 |
178 |
23 |
5 |
75,8 % |
20. |
Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера |
7 |
20 |
0 |
0 |
35 % |
21. |
Факультет иностранных языков |
164 |
292 |
12 |
0 |
60,3 % |
22. |
Факультет искусств |
78 |
104 |
6 |
0 |
80,8 % |
23. |
Факультет математики и компьютерных наук |
59 |
114 |
2 |
0 |
53,5 % |
24. |
Факультет международных отношений |
81 |
103 |
9 |
5 |
87,4 % |
25. |
Факультет политологии |
29 |
40 |
9 |
1 |
95 % |
26. |
Факультет психологии |
94 |
131 |
18 |
6 |
85,5 % |
27. |
Факультет свободных искусств и наук |
65 |
89 |
4 |
0 |
77,5 % |
28. |
Факультет социологии |
49 |
94 |
3 |
2 |
55,3 % |
29. |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
36 |
90 |
2 |
0 |
42,2 % |
30. |
Физический факультет |
266 |
447 |
5 |
0 |
60,6 % |
31. |
Филологический факультет |
270 |
416 |
13 |
17 |
68 % |
32. |
Экономический факультет |
114 |
157 |
5 |
3 |
75,8 % |
33. |
Юридический факультет |
78 |
99 |
18 |
0 |
97 % |
Общий итог |
2946 |
4498 |
277 |
93 |
73,7% |
Руководителям коллективов учебно-научных подразделений необходимо взять под личный контроль разъяснительную работу с сотрудниками и студентами о необходимости вакцинации, а также о важности внесения информации об этом в Личный кабинет обучающегося и доведения информации о вакцинации научно-педагогических работников до сотрудников соответствующих подразделений Управления по работе с персоналом.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 17 обращений от студентов и преподавателей (в том числе семь вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). Еще пять обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе: о размещении ВКР в Репозитории СПбГУ, о требованиях к процедуре дистанционного экзамена, о реестре тем ВКР, о сдаче кандидатского экзамена, о возможности перевода на другую образовательную программу, о возможности прохождения обучения по онлайн-курсу СПбГУ в ускоренном формате, о возможности восстановления диплома о переподготовке, об учете результатов внеучебной деятельности, о переводе на другую образовательную программу, о доступе к занятиям и об учете иностранной вакцины. По всем обращениям проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
М. Ю. Лаврикова сообщила: по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
Как рассказала Марина Юрьевна, в ходе встречи декана факультета социологии с членами студенческого совета обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса. В том числе студенты сообщили о сложностях со звуком, возникших у одного из курсов во время дистанционного занятия, попросили рассмотреть возможность внесения изменений в расписание второго курса и уточнили формат практики у четверокурсников.
На встрече со студенческим советом директор Института наук о Земле подчеркнул важность соблюдения всех мер по предотвращению заболеваемости COVID-19, а также напомнил о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции. Он отметил, что для географов, экологов, геологов в вакцинации нет ничего особенного, так как в будущем, если работать по специальности, для участия в экспедициях в обязательном порядке запрашивают сертификат с перечнем всех необходимых прививок.
Также на встрече обсуждался вопрос об участии обучающихся в деятельности учебно-методической комиссии по УГСН по наукам о Земле. По решению ректора участие обучающихся в коллегиальных органах управления СПбГУ было введено в нашем Университете еще в 2011 году (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему). В отличие от подавляющего большинства вузов РФ в СПбГУ не установлены ограничения по представительству обучающихся в УМК, поэтому в состав УМК по УГСН по наукам о Земле были включены все студенты, выразившие такое желание. Таким образом, на шесть преподавателей, включенных в состав УМК, сейчас приходится пять обучающихся. Однако на последнем заседании УМК 29 октября в голосовании принял участие только один студент из пяти. Директор института разъяснил, что неучастие студенческих представителей в работе УМК и голосовании по вопросам повестки может заблокировать всю работу комиссии. Он подчеркнул, что работа в УМК — это регулярная экспертная деятельность, подразумевающая работу с учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин, методическую работу. Как сообщил председатель студсовета института, пятерых обучающихся, о которых шла речь, направили в состав УМК по ошибке. Были проведены перевыборы, и теперь избрано три человека. Председатель студсовета заверил, что членам УМК будет разъяснено, что срыв кворума недопустим.
М. Ю. Лаврикова выразила надежду, что для обеспечения нормальной работы методических комиссий ей не придется вводить ограничения на представительство студентов в УМК.
Директор Института философии обсудил с представителями студенческого совета качество проведения занятий в дистанционном формате. Члены студенческого совета сообщили, что занятия проходят в штатном режиме без срывов и технических сбоев.
Директор Института химии обсудила со студентами вопросы организации учебного процесса, а также поговорила о возможностях волонтерства. Директор института напомнила о проектах образовательного центра «Сириус», куда студентов могут привлекать для проведения лабораторных и практических работ как волонтеров. Также она сообщила о возможности помочь Музею Д. И. Менделеева СПбГУ в оцифровке и каталогизации материалов, эта работа может быть учтена как практическая по дисциплине «История химии».
Как рассказала М. Ю. Лаврикова, студенческие советы нескольких учебно-научных подразделений интересовались причинами выбора мер дисциплинарного воздействия на студентов, совершивших административные правонарушения в ночь с 18 на 19 сентября в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. Правонарушение и его последствия неоднократно обсуждались на ректорских совещаниях (материалы ректорского совещания от 20.09.2021, от 01.11.2021). Разъяснения студентам по этому вопросу дали на встречах с представителями обучающихся руководители факультета искусств, филологического факультета, Института наук о Земле, факультета социологии, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии. Планируется беседа по этой теме на ближайшей встрече со студентами руководства факультета международных отношений.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено и далее ежедневно до 19:00 представлять первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой информацию обо всех проблемах, возникающих в ходе организации учебного процесса.
Учет мнения Студенческого совета СПбГУ при решении вопросов о применении дисциплинарных мер и отчислении обучающихся
На ректорском совещании 1 ноября обсуждался вопрос о массовом нарушении студентами законодательства, что повлекло привлечение студентов к административной ответственности (Материалы ректорского совещания от 01.11.2021). На основании решения правоохранительных органов и с учетом тяжести проступков шестеро студентов были отчислены, одному был объявлен выговор.
В связи с этими обстоятельствами в Виртуальную приемную поступили обращения студентов с просьбами разъяснить порядок принятия решений об отчислении. Кроме того, обучающиеся поинтересовались, почему администрация Университета не согласилась с мнением Студенческого совета, предлагавшего избрать более мягкие меры дисциплинарного воздействия. Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, студенты также предложили альтернативные варианты решения вопроса с разной аргументацией: «не надо отчислять, потому что раньше не отчисляли», «пожалейте и не отчисляйте», «администрация нарушила процедурные требования, поэтому надо отменить этот приказ».
Александр Вячеславович пояснил, что решения о дисциплинарных взысканиях в подобных случаях выносятся на основании решений правоохранительных органов, принятых по результатам проведенных расследований и установления фактов.
А. В. Бабич подчеркнул, что выводы об обстоятельствах дел и решения, принятые уполномоченными органами, Университет не может ставить под сомнение, если они не обжалованы и не отменены вышестоящими органами или судом по жалобам заинтересованных лиц. В том случае, если лица, привлеченные к ответственности, полагают, что административные взыскания применены к ним незаконно, они вправе обжаловать решения правоохранительных органов о привлечении их к ответственности в судебном порядке. В случае если суд отменит решение правоохранительных органов о привлечении их к административной ответственности, это может стать основанием и для пересмотра примененной меры дисциплинарного воздействия.
А. В. Бабич также напомнил, что в соответствии с действующим законодательством при выборе меры дисциплинарного воздействия образовательная организация не обязана получать разрешение либо согласование Студенческого совета. Законодательством предусматривается процедура учета мнения Совета обучающихся (Студенческого совета), однако при принятии решений администрация не может и не должна руководствоваться только лишь мнением студентов.
Однако Университет уделяет большое внимание решениям Студенческого совета СПбГУ по вопросам, связанным с применением дисциплинарных мер к обучающимся. По каждому случаю в Студенческий совет СПбГУ направляется запрос о мнении по поводу выбора меры дисциплинарного воздействия. И хотя нередко случается, что период ожидания мнения Студенческого совета составляет месяц и более, ни одно дисциплинарное взыскание не применялось без рассмотрения мнения Студенческого совета.
Александр Вячеславович привел статистику учета мнения Студсовета Университета за период с января 2019 года по октябрь 2021 года. За это время к обучающимся СПбГУ было применено 241 дисциплинарное взыскание, и по каждому из них Студсовет высказал свою позицию. Только в 34 случаях (14 %) Университет не согласился с мнением Студсовета, если Студсовет возражал против выбранной меры воздействия. В остальных случаях Университет по предложению Студсовета смягчил (в 13 случаях) или, наоборот, ужесточил (в семи случаях) дисциплинарное наказание. В других случаях Студсовет не возражал против выбранной меры воздействия.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев (86 %) между Университетом и Студенческим советом СПбГУ при выборе меры дисциплинарного воздействия было достигнуто взаимопонимание.
Ответ из Университета Варшавы по вопросу об обучении отчисленного из СПбГУ студента В. Е. Дубровского
6 октября из СПбГУ в соответствии с решением комиссии по этике был отчислен студент Владислав Евгеньевич Дубровский. Но еще до выхода приказа об отчислении было принято решение отменить направление В. Е. Дубровского на стажировку в Университет Варшавы, о чем 20 сентября был издан соответствующий приказ. Однако в связи с тем, что документы (виза, подтверждение от принимающей стороны) уже были у Дубровского на руках, он поехал в польский вуз по собственной инициативе.
Заместитель ректора СПбГУ по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин сообщил, что информация об отмене включенного обучения была своевременно направлена сотрудникам международного отдела Университета Варшавы.
Кроме того, 12 октября было направлено письмо от СПбГУ на имя начальника управления международной деятельности Университета Варшавы г-жи Анны Садецки об отчислении В. Е. Дубровского в связи с противоправными действиями, а 15 октября направлен протокол решения комиссии по этике СПбГУ.
Г-жа Анна Садецка подтвердила получение письма 15 октября, поблагодарила за информацию и сообщила, что солидарна с решением СПбГУ, отметив, что со стороны Университета Варшавы были предприняты адекватные меры.
Участие Т. В. Черниговской в дискуссии «Осознанный мозг: горизонты понимания и границы нейротехнологий» в рамках ЭКСПО-2020
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Владимировна Черниговская приняла участие в дискуссии «Осознанный мозг: горизонты понимания и границы нейротехнологий» в рамках деловой программы павильона России на международной выставке ЭКСПО-2020, которая состоялась в Дубае (ОАЭ).
Проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев рассказал, что в рамках мероприятия ведущие ученые, эксперты в области нейронауки и современные философы обсудили будущее нейронауки и развитие нейротехнологий. Модератором сессии выступил известный журналист Владимир Познер. В дискуссии, помимо Т. В. Черниговской, также приняли участие директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейробиологии памяти НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина, академик РАН, профессор Константин Владимирович Анохин; ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук / Центра биоэлектрических интерфейсов, профессор Александр Яковлевич Каплан; директор ИВНД РАН, член-корреспондент РАН, профессор Павел Милославович Балабан; заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН, профессор Вадим Валерьевич Васильев; профессор Колумбийского университета, соруководитель Института наук о мозге фонда Кавли Рафаэль Юсте; профессор Института исследования мозга К. и О. Фогтов при Университете Дюссельдорфа, директор Института нейронауки и медицины Исследовательского центра Юлиха Катрин Амунтс (Татьяна Черниговская приняла участие в дискуссии о мозге на ЭКСПО-2020).
На ректорском совещании профессор Т. В. Черниговская отметила высокое качество оформления павильона России на международной выставке ЭКСПО-2020, особенно в сравнении с павильонами других стран: современное, интерактивное, насыщенное научной информацией о мозге как предмете исследований ученых. В связи с этим участники совещания предложили больше, чаще и разнообразнее информировать общественность о достижениях ученых СПбГУ.
Участие членов коллектива Института педагогики и обучающихся СПбГУ в XX Всероссийской научно-практической конференции «Исследования, улучшающие образование»
Профессора и студенты Института педагогики СПбГУ выступили с докладами на XX Всероссийской научно-практической конференции «Исследования, улучшающие образование».
Проректор по научной работе С. В. Микушев отметил, что на конференции член совета Ассоциации исследователей образования Аркадий Марголис в приветственном слове выразил благодарность директору Института педагогики СПбГУ, председателю федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки» Елене Ивановне Казаковой за вклад в увеличение роли исследований в образовании, а также за привлечение молодых исследователей к этой проблематике.
В рамках конференции Е. И. Казакова представила свой доклад «От вопроса — к действию: российский опыт преобразующих исследований», в котором обозначила несколько значимых для современных исследователей вопросов. Почему многие учителя верят, что цифровизация приведет к замене педагога на цифровой аналог? Как много учителей могут сознательно оценить свой личностный потенциал? Почему большая часть педагогов предпочитает рассказать информацию на уроке самостоятельно, а не дает возможность ученикам искать ее своими силами? На эти и другие вопросы исследователи пытаются найти ответ сегодня.
На конференции свои доклады представили аспиранты и студенты СПбГУ. Обучающиеся рассказали про использование методов компьютерной лингвистики при анализе терминологии в современных школьных учебниках, про влияние ИКТ на эффективность образования в России, сообщили об актуальных проблемах применения лонгрида в образовательном процессе и сравнительном анализе дидактических принципов моделирования современных виртуальных образовательных сред. Один из докладов был посвящен анализу того, какие высказывания размещены на стенах школ России и Китая и какие ценности они транслируют (Елена Казакова: «Доминантная черта современного педагога — умение и желание учиться вместе с учениками»).
На ректорском совещании профессор Е. И. Казакова сообщила, что из восьми крупнейших исследований в сфере педагогики половина (четыре исследования) выполнена учеными СПбГУ. И эти исследования междисциплинарные, подготовленные вместе с психологами, социологами.
По результатам обсуждения участникам совещания напомнили о необходимости заблаговременно информировать проректора по организации работы с персоналом В. В. Еремеева и начальника Управления по связям с общественностью Д. И. Скороспелову об участии в форумах, конференциях и иных научно-образовательных мероприятиях.
Всероссийский конкурс проектов школьников Skill Up
Университет провел первый Всероссийский конкурс проектов школьников Skill Up по комплексу предметов: информационные технологии, математика, физика, химия, биология и география (Школьники из 25 регионов России приняли участие в заключительном этапе конкурса Skill Up). Организаторами конкурса выступили Санкт-Петербургский государственный университет и крупнейший в стране детский технопарк «Кванториум Санкт-Петербург».
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич напомнил, что соглашение о совместном проведении конкурса было подписано в конце августа (СПбГУ и петербургский «Кванториум» запускают конкурс технологичных проектов для школьников), а идея его проведения и выработка формата и методик конкурсных мероприятий начали формироваться с конца прошлого года — после заключения соглашения о сотрудничестве с Кванториумом Санкт-Петербурга (СПбГУ и крупнейший в стране Детский технопарк «Кванториум» заключили соглашение о сотрудничестве).
Как сообщил А. В. Бабич, конкурс проходил в два этапа: отборочный и заключительный. На отборочном этапе жюри оценивало презентации команд и их достижения в профессиональной сфере. По его итогам из более 120 поступивших заявок было отобрано 60 команд из 25 регионов России, прошедших в заключительный этап.
В рамках заключительного этапа участникам были предложены кейсы от компаний-партнеров: команды должны были в течение восьми рабочих дней не только придумать концепцию проекта, помогающего решить проблемную ситуацию компании, но и подготовить на предоставленном организаторами оборудовании макет или прототип. В качестве компаний-кейсодателей выступили: Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — Обуховский завод, ОАО «РЖД», «Ростелеком», компания Diakont, ПАО «Россети Ленэнерго», Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, «Силовые машины» и АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б. Е. Веденеева».
Жюри конкурса, состоящее из ученых и преподавателей СПбГУ, экспертов детского технопарка «Кванториум Санкт-Петербург» и представителей организаций-партнеров, определило победителей по каждому из шести направлений конкурса.
По направлению «Математика» дипломы победителей достались участникам команды «Пифагорова армия» из инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга. В направлении «Химия» победу одержала команда «Химикатусы» из СУНЦ Казанского (Приволжского) федерального университета, в направлении «Биология» — команда «Биовир» из Северного детского технопарка «Кванториум» Архангельской области, по направлению «География» лучшей была признана команда Future Opportunities, представляющая Институт развития образования Сахалинской области, в направлении «Информационные технологии» победа осталась за командой из детского технопарка «Кванториум Сампо» (Республика Карелия) с одноименным названием, команда Marble Eclipse, представляющая лицей при Томском политехническом университете, выиграла в направлении «Физика».
Помимо победителей в каждом из направлений конкурса были определены по два призера, среди которых команда Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ «Сириус» (направление «Математика»), а все лауреаты конкурса получили признание в отдельных номинациях: «Самый нестандартный подход», «Самый технологичный проект», «Лучший исследовательский проект» и другие. Представители компаний «Ростелеком», Diakont и ПАО «Россети Ленэнерго» отдельными призами отметили проекты в номинации «Выбор работодателей».
А. В. Бабич напомнил также, что в Год науки и технологий Университет провел несколько значимых мероприятий для школьников, связанных с технологическим творчеством и популяризирующих научные знания среди молодежи: конкурс Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Перспектива», Олимпиаду школьников СПбГУ по технопредпринимательству, Всероссийскую научно-практическую конференцию «Университетская гимназия» и Олимпиаду школьников СПбГУ по истории инженерного дела. В целях развития этого направления работы, помимо Кванториума Санкт-Петербурга, Университет заключил соглашение с Ассоциацией участников технологических кружков (Кружковое движение НТИ) (СПбГУ и Кружковое движение НТИ подписали соглашение о сотрудничестве), президент которой принял участие в церемонии чествования победителей и призеров конкурса Skill Up.
Александр Вячеславович добавил, что не меньшее внимание Университет уделяет и методической поддержке педагогов, отвечающих за подготовку талантливых детей. СПбГУ проводит семинары, мастер-классы и онлайн-марафоны, запускает международные проекты по поддержке учителей в России и за рубежом, а также готовит учителей для одаренных школьников. Поэтому образовательная программа конкурса включала также круглые столы и семинары для наставников команд: учителей и педагогов дополнительного образования.
Об установлении для обучающихся СПбГУ размера платы за проживание в общежитии
На ректорском совещании обсуждался порядок приема в Университет иностранных граждан и обеспечения их жильем. Первый проректор Елена Григорьевна Чернова напомнила, что иностранные граждане поступают в Университет не только в рамках общего с гражданами Российской Федерации конкурса, но и в рамках специального конкурсного отбора: частично этот отбор проводится Университетом самостоятельно, частично осуществляется Россотрудничеством, дипломатическими и консульскими учреждениями РФ за рубежом в рамках установленной квоты.
В 2021 году СПбГУ по этой квоте принял 1000 иностранных граждан: 800 — в рамках самостоятельного отбора, еще 200 — по отбору Россотрудничества. В отношении этих иностранных граждан приказы о зачислении (в соответствии с федеральным законодательством) издаются только на основании направлений Министерства науки и высшего образования РФ. Приказ о зачислении издается, как правило, в срок не более двух рабочих дней со дня получения направления министерства. Однако направления министерства, по ежегодной практике, обычно поступают в Университет вплоть до середины декабря, что может вызывать сложности для иностранных обучающихся (Материалы ректорского совещания от 06.09.2021).
Елена Григорьевна сообщила, что к 31 августа на оформление 1000 обучающихся было получено 880 направлений (88 %). При этом зачастую иностранцы приезжают в Санкт-Петербург до начала обучения. Университет ранее был вынужден селить иностранцев, прибывших в город и еще не имеющих направления Минобрнауки, на временные гостевые места, так как формально они находились в статусе абитуриентов. По той же причине иностранцы были вынуждены оплачивать такие места по тарифам для гостей, а не для зачисленных студентов.
Е. Г. Чернова сообщила, что было принято решение поселять таких обучающихся сразу на постоянные места, не дожидаясь зачисления, в связи с чем в приказ о тарифах были внесены изменения, установившие для данной категории такие же условия, как и для других обучающихся (приказ от 01.11.2021 № 10652/1).
Оформление документов иностранных граждан, прибывающих в СПбГУ для научной и педагогической деятельности
СПбГУ — один из ведущих международных центров образования и науки в мире. Ежегодно Университет приглашает иностранных специалистов, в том числе для:
- участия в международных научных, образовательных, культурных мероприятиях
- совместных научных исследований
- педагогической деятельности
Такое сотрудничество — значимая составляющая жизни Университета, поэтому необходимо сделать этот процесс четким и однозначно понятным для всех его участников.
Заместитель ректора по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов напомнил, что (в соответствии с законодательством) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию как в визовом, так и в безвизовом порядке. Процесс подготовки документов для иностранных граждан, которые въезжают в нашу страну в визовом порядке, более сложен и требует дополнительных временных и финансовых затрат. Для организации въезда иностранных граждан в визовом порядке необходимо оформление официального приглашения на въезд в Российскую Федерацию, а для иностранных граждан, прибывающих в СПбГУ в качестве высококвалифицированных специалистов, — еще и оформление разрешения на работу на территории России.
В целях совершенствования работы по организации оформления документов при приглашении в Университет иностранных граждан для возмездной трудовой или безвозмездной гуманитарной деятельности (при необходимости оформления виз на въезд в Российскую Федерацию) приказом заместителя ректора по безопасности СПбГУ от 28.10.2021 № 10490/1 утвержден «Регламент по оформлению документов иностранных граждан, прибывающих в Санкт-Петербургский государственный университет для осуществления научной и педагогической деятельности» (Об утверждении Регламента по оформлению документов иностранных граждан, прибывающих в СПбГУ для осуществления научной и педагогической деятельности).
До издания этого приказа в Университете действовали отдельные локальные нормативные акты, регламентирующие различные стороны процесса приглашения в СПбГУ иностранных граждан. Отдельные документы касались определения должностных, ответственных и контактных лиц, которых необходимо указывать при обосновании целесообразности приема иностранных граждан в Университет; сроков представления комплекта документов по оформлению приглашений в МВД; сроков оформления приглашений на основании межправительственных соглашений на бланках Университета. Остальные этапы оформления приглашений научным работникам, преподавателям и высококвалифицированным специалистам, а также разрешений на работу носили исключительно понятийный характер и не были утверждены ни одним локальным актом СПбГУ.
В утвержденном регламенте учтены все этапы реализации поставленной задачи и прописан четкий алгоритм взаимодействия работников подразделений Университета:
конкретизированы сроки рассмотрения целесообразности приема иностранных преподавателей, научных работников, высококвалифицированных специалистов, участников различных научных, образовательных, культурных мероприятий, проводимых СПбГУ
- обозначены сроки исполнения поручений ответственными за сопровождение иностранных специалистов
- установлены предельные сроки оформления и получения приглашений для иностранных граждан, а также разрешений на работу иностранным высококвалифицированным специалистам
- определен порядок оформления и перечень документов иностранным гражданам, приглашаемым в СПбГУ:
- для трудовой (возмездной) научной или педагогической деятельности в статусе высококвалифицированных специалистов
- для трудовой (возмездной) научной или педагогической деятельности не имеющим статуса высококвалифицированного специалиста
- для гуманитарной (безвозмездной) научной или гуманитарной преподавательской деятельности
- опубликованы формы обоснований целесообразности приема иностранного гражданина, прибывающего в СПбГУ для осуществления трудовой деятельности или с гуманитарной целью
Регламент призван упорядочить взаимодействие между работниками всех подразделений Университета, что позволит более эффективно подготавливать документы иностранным ученым и преподавателям.
Всем участникам совещания поручено представить свои замечания / предложения по тексту приказа.
Кадровые изменения
Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев сообщил участникам совещания о произведенных в Университете кадровых изменениях.
В Университете введена должность проректора по стратегическому развитию и партнерству. На эту должность назначена Анастасия Сергеевна Ярмош, которая ранее работала заместителем проректора по научной работе СПбГУ.
Анастасия Сергеевна — выпускник СПбГУ 2009 года, кандидат искусствоведения. После окончания магистратуры работала в 2010–2017 годах заместителем начальника планово-финансового управления, совмещая с преподавательской деятельностью на кафедре истории западноевропейского искусства. Возглавляла центр искусств и науки Университета ИТМО. В 2019 году вернулась в родной Университет на должность заместителя проректора по научной работе СПбГУ.
Также внесены изменения в распределение полномочий сотрудников, подчиненных первому проректору Е. Г. Черновой. Заместитель первого проректора К. А. Кузьмин теперь имеет в подчинении начальника автохозяйства и двух своих заместителей Д. Ю. Смирнова и Я. В. Надкина, отвечающих за работу управлений: безопасности труда и жизнедеятельности; развития материально-технической базы; складского хозяйства, технического обеспечения образовательных программ.
Главному инженеру — заместителю первого проректора Р. Е. Сейгарову подчиняются заместитель главного инженера по Петродворцовому учебно-научному комплексу А. Б. Овчинников, заместитель главного инженера по Василеостровскому учебно-научному комплексу (должность пока вакантна), заместитель главного инженера Д. В. Михайлов, отвечающий за работу Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий, Управления по эксплуатации баз и отдела поселения.