Материалы ректорского совещания

№ 507
от 17.01.2022

    Ученые СПбГУ разработали новые реагенты

    Химики и биологи СПбГУ разработали новые реагенты на основе гетероциклоалкинов, которые позволят надежно и безопасно присоединять флуоресцентные метки к биомолекулам. Созданные вещества помогут визуализировать процессы, протекающие в клетках и тканях живых организмов, и изучать их динамику в режиме реального времени. Результаты их работы опубликованы в Journal of the American Chemical Society.

    Используется метод, при котором интересующие исследователя молекулы организма, например белки или ДНК, «подсвечиваются» флуоресцентными красителями и под воздействием света определенной длины волны становятся видимыми для скрининговых систем. Самыми востребованными и сбалансированными сегодня являются реакции SPAAC, которые способны протекать в живых клетках, но при этом не вредят им и сами не подвержены влиянию со стороны живых систем.

    Ученым СПбГУ под руководством доктора химических наук, директора Института химии Ирины Анатольевны Баловой удалось синтезировать принципиально новые реагенты. Они отличаются легкодоступностью и оптимальным балансом между реакционной способностью в SPAAC и стабильностью, то есть устойчивостью к окружающей среде и прочим реагентам (Ученые СПбГУ синтезировали новые реагенты для присоединения флуоресцентных красителей к молекулам живых клеток).

    На совещании И. А. Балова отметила, что новые реагенты позволяют исследовать молекулярные механизмы заболеваний и находить эффективные методы их лечения. Сотрудники Института трансляционной медицины СПбГУ уже предложили Ирине Анатольевне совместно внедрять результаты научного исследования в практику. Декан биологического факультета Игорь Анатольевич Тихонович сообщил, что биологи тоже примут активное участие в этой работе. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев поручил проректору по медицинской деятельности Петру Казимировичу Яблонскому предложить и другим медицинским учреждениям России внедрить в практику новые реагенты.

    Также И. А. Балова отметила высокопрофессиональную работу пресс-службы Университета, благодаря которой информационный материал об исследовании был оперативно подготовлен и предложен для публикации на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и в СМИ, что позволило максимально широко распространить информацию о разработке университетских ученых (среди СМИ, опубликовавших новости об исследовании — ТАСС.Наука, «Научная Россия» и др.).

    Вакцинация против COVID-19

    На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла незначительно: прирост составил 1,29 % (с 37,6 до 38,89 %).

    Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:

    Направление обучения

    Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы

    п/с на 24.12.2021

    п/с на 06.01.2022

    п/с на 14.01.2022

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    91,67 %

    91,67 %

    91,67 %

    Востоковедение и африканистика

    66,46 %

    64,2 %

    67,35 %

    Институт химии

    62,69 %

    64,52 %

    66,52 %

    Физическая культура (бакалавриат)

    61,9 %

    64,29 %

    69,05 %

    Биология

    52,24 %

    53,62 %

    54,35 %

    Медицина

    51,15 %

    51,48 %

    51,86 %

    Физика

    50,88 %

    52,17 %

    52,97 %

    Математика и компьютерные науки

    47,42 %

    48,58 %

    49,76 %

    Институт когнитивных исследований

    47,06 %

    44,44 %

    44,44 %

    Филология

    44,97 %

    46,45 %

    47,61 %

    Институт педагогики

    44,34 %

    45,54 %

    46 %

    Институт наук о Земле

    42,99 %

    43,73 %

    45,87 %

    Свободные искусства и науки

    40,7 %

    42,96 %

    44,95 %

    Математика и механика

    39,09 %

    40,08 %

    41,13 %

    Психология

    38,87 %

    40,21 %

    41,46 %

    Институт истории

    38,64 %

    39,41 %

    40,47 %

    Институт философии

    38,54 %

    39,93 %

    41,13 %

    Медицинский колледж

    38,18 %

    37,5 %

    39,29 %

    Процессы управления

    37,49 %

    38,43 %

    39,81 %

    Международные отношения

    35,43 %

    35,94 %

    36,8 %

    Стоматология и медицинские технологии

    34,39 %

    35,5 %

    35,87 %

    Менеджмент

    31,13 %

    32,23 %

    34,11 %

    Социология

    29,94 %

    30,56 %

    31,91 %

    Политология

    29,07 %

    30,52 %

    31,96 %

    Юриспруденция

    27,42 %

    27,31 %

    28,47 %

    Экономика

    24,22 %

    24,92 %

    27,16 %

    Искусства

    20,59 %

    21,19 %

    21,94 %

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    19,18 %

    20,56 %

    21,64 %

    Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних)

    17,95 %

    19,07 %

    21,21 %

    Итого

    36,73 %

    37,6 %

    38,89 %

    Прирост

    1,32 %

    0,87 %

    1,29 %

    Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:

    Подразделение

    Общее кол-во НПР (пост+внеш)

    Вакцинировано

    Наличие антител

    Медотвод

    Процент на 14.01.22

    Академическая гимназия

    81

    57

    6

    7

    86,4 %

    Биологический факультет

    326

    277

    20

    6

    92,9 %

    Военно-учебный центр

    34

    29

    3

    2

    100 %

    Восточный факультет

    150

    125

    11

    10

    97,3 %

    ВШЖиМК

    119

    89

    13

    10

    94,1 %

    ВШМ

    86

    66

    8

    5

    91,9 %

    ИНоЗ

    233

    214

    12

    3

    98,3 %

    Институт истории

    142

    121

    7

    5

    93,7 %

    Институт когнитивных исследований

    14

    12

    1

    1

    100 %

    Институт педагогики

    7

    7

    0

    0

    100 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    9

    6

    3

    0

    100 %

    Институт философии

    131

    112

    10

    9

    100 %

    Институт химии

    208

    184

    15

    9

    100 %

    Кафедра физкультуры и спорта

    53

    41

    5

    7

    100 %

    КФКиСЭТ

    78

    59

    8

    7

    94,9 %

    Мат-Мех

    329

    254

    24

    4

    85,7 %

    Медицинский колледж

    23

    19

    2

    1

    95,7 %

    Медицинский факультет

    320

    245

    21

    7

    85,3 %

    ПМ-ПУ

    210

    149

    18

    9

    83,8 %

    Факультет иностранных языков

    299

    208

    29

    19

    85,6 %

    Факультет искусств

    103

    88

    6

    5

    96,1 %

    Факультет математики и компьютерных наук

    117

    93

    3

    1

    82,9 %

    Факультет международных отношений

    120

    91

    8

    16

    95,8 %

    Факультет политологии

    42

    35

    5

    0

    95,2 %

    Факультет психологии

    156

    113

    12

    7

    84,6 %

    Факультет свободных искусств и наук

    88

    68

    4

    0

    81,8 %

    Факультет социологии

    91

    69

    6

    5

    87,9 %

    Факультет стоматологии и медицинских технологий

    90

    54

    17

    2

    81,1 %

    Физический факультет

    389

    332

    28

    6

    94,1 %

    Филологический факультет

    455

    352

    44

    23

    92,1 %

    Экономический факультет

    161

    130

    13

    8

    93,8 %

    Юридический факультет

    153

    116

    19

    6

    92,2 %

    Итого

    4817

    3815

    381

    200

    91,3 %

    По данным на 14 января, во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету количество сотрудников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысило 90 % и на данный момент составляет 91,3 %.

    Однако для проведения очных занятий в новом семестре необходимо достичь достаточного уровня вакцинации как среди преподавателей, так и среди студентов. С началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где доля вакцинированных преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %. На данный момент таких показателей достигли только 17 коллективов. В остальных подразделениях (в том числе у тех, где показатель больше 39 %) занятия будут проходить в дистанционном формате. А когда доля вакцинированных студентов в подразделении достигнет 40 %, потребуется время (от одной до двух недель), чтобы разработать новое расписание занятий — в очном формате.

    На совещании декан юридического факультета Сергей Александрович Белов отметил, что студсовет юристов после встречи с деканом в своем паблике опубликовал неверную информацию: если даже не будет 40 % вакцинированных студентов в коллективе, то занятия будут проводиться в смешанном формате. Отредактировать пост по правилам соцсети невозможно, поэтому пост был дополнен комментарием, содержащим правильную информацию. Но к этому моменту пост уже посмотрели более тысячи человек. После этого был опубликован новый пост, содержащий точную информацию. Участники совещания вновь обратили внимание на то, что студенты Университета обязаны ответственно относиться к распространяемой ими информации об Университете.

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу о важности вакцинации среди студентов.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За первую рабочую неделю 2022 года в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 19 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 19 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Темы обращений были разные:

    В Виртуальную приемную СПбГУ поступил вопрос о возврате денежных средств при отчислении из Университета за академическую неуспеваемость студента бюджетной основы обучения: необходимо ли этому студенту возместить Университету средства за период обучения (стипендию или стоимость семестра)? Одинаковы ли эти правила при отчислении по собственному желанию?

    В ответе разъясняется порядок назначения государственной стипендии, порядок прекращения стипендиальных выплат в случае отчисления обучающегося. Также предоставлена информация о том, что вне зависимости от причины отчисления стипендиальные выплаты прекращаются с даты отчисления, при этом ранее выплаченная стипендия за период обучения возврату не подлежит.

    Дополнительно сообщалось о сроках стипендиальных выплат, назначаемых в СПбГУ, которые производятся ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за месяцем, за который производится выплата. В ответе приведены ссылки на Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663, а также на Положение о стипендиальном обеспечении обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете.

    Несмотря на неоднократные разъяснения, публикацию информации на портале Университета, к первому проректору по учебной работе снова поступило несколько обращений от обучающихся-историков об изменении смешанного формата промежуточной аттестации на удаленный, в том числе коллективное обращение от обучающихся одной из групп (поступило 10.01.2022). Вместе с тем, как ранее уже неоднократно сообщалось, еще 29.12.2021 директор Института истории СПбГУ Абдулла Хамидович Даудов провел встречу со студентами. Директор института напомнил обучающимся, что в СПбГУ установлен смешанный формат обучения на весь 2021/22 учебный год (приказы от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году», от 04.11.2021 № 10732/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021», от 04.11.2021 № 10733/1 «О дополнении приказа от 04.11.2021 № 10732/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021"», от 04.11.2021 № 10734/1 «О внесении уточнений в приказ от 04.11.2021 № 10732/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021"»).

    Директор института разъяснил, что расписание промежуточной аттестации (в период с декабря 2021 по январь 2022 года) составлено в соответствии с установленными правилами, с учетом особенностей учебного процесса образовательных программ по истории, а также с учетом графика работы и состояния здоровья преподавательского коллектива института.

    В этой связи в очередной раз напомнили обучающимся о необходимости знакомиться с достоверной информацией о формате проведения занятий, промежуточной аттестации в официальных источниках СПбГУ: на портале Университета, в материалах ректорских совещаний. Кроме того, эта информация регулярно рассылается обучающимся по адресам корпоративной электронной почты.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, зимняя промежуточная аттестация проводится по расписанию в установленном порядке.

    Декан факультета международных отношений сообщила о полученном обращении от обучающейся из Казахстана, которая в период новогодних праздников покинула Россию и теперь опасается, что не сможет вернуться или сдать экзамены с использованием информационно-коммуникационных технологий из-за проблем со связью и Интернетом. Обучающаяся проинформирована о возможности получить индивидуальный график и сдать экзамены в другое время. Ранее информация по данному вопросу была опубликована в Виртуальной приемной СПбГУ (Информация для обучающихся, находящихся на территории Казахстана; Об индивидуальном графике сессии для обучающихся, находящихся на территории Казахстана), а также продублирована на сайтах учебно-научных подразделений.

    Встречи со студентами и представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    На встрече с первым заместителем декана биологического факультета председатель студенческого совета факультета сообщил о том, что студентам-биологам были направлены письменные разъяснения директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимира Андреевича Старостенко по процедуре прохождения промежуточной аттестации по онлайн-курсам с использованием системы прокторинга (платформа «Экзамус»), в связи с чем необходимость в организации встречи с В. А. Старостенко отпала. По словам председателя студсовета факультета, у обучающихся не осталось вопросов по сдаче зачетов с использованием системы электронного контроля, и проблем в этом отношении не предвидится.

    На встречах руководителей биологического факультета, физического факультета, факультета социологии, Института философии, факультета международных отношений обсуждалась необходимость продолжения разъяснительной работы по увеличению числа вакцинированных студентов.

    В ходе встречи и. о. декана медицинского факультета с представителями студенческого совета обсуждался вопрос о формате обучения в весеннем семестре. И. о. декана пояснил, что аудиторные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где доля вакцинированных преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %.

    На встречах руководителей факультета социологии, Института философии, медицинского факультета, факультета свободных искусств и наук, факультета международных отношений обсуждался вопрос об ответственном отношении к распространению в СМИ и социальных сетях информации об обучающихся, коллегах, преподавателях и сотрудниках СПбГУ. Члены студенческих советов пришли к пониманию, что необходимо с большой осторожностью относиться к получаемой из социальных сетей и СМИ информации. Было отмечено, что следует помнить о собственной ответственности и понимать, что распространение непроверенной, искаженной и ложной информации может нанести серьезный ущерб имиджу Университета, репутации его сотрудников и обучающихся.

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также вопросы о проведении промежуточной аттестации обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями Института истории, физического факультета, факультета социологии, Института философии, филологического факультета, факультета свободных искусств и наук, факультета международных отношений.

    Международные и профессионально-общественные аккредитации образовательных программ СПбГУ

    Проведение международных и профессионально-общественных аккредитаций образовательных программ — один из основных показателей независимой оценки (экспертизы) качества, важный элемент системы обеспечения и контроля качества образования в целом.

    Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, в 2010–2020 годах для продвижения образовательных программ СПбГУ на мировом образовательном рынке и привлечения иностранных абитуриентов, а также для повышения востребованности выпускников на международном рынке труда общественные организации, признанные в международном образовательном пространстве и пользующиеся авторитетом в соответствующих профессиональных областях СПбГУ, были привлечены к независимой оценке и подтверждению качества образовательных программ. С 2018 года показатель количества образовательных программ, имеющих международную аккредитацию, был включен в перечень целевых индикаторов Программы развития СПбГУ. Активно проводилась апробация новых форм и способов аккредитации: например, совместной аккредитации российскими и иностранными аккредитационными агентствами, аккредитации смешанным составом экспертных комиссий, аккредитации профессиональными аккредитующими ассоциациями в конкретной профессиональной сфере.

    Опыт общения с аккредитационными организациями и полученные рекомендации по повышению качества аккредитованных программ позволили использовать критерии и принципы международных стандартов качества, прежде всего «Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества на европейском пространстве высшего образования» (European Standards and Guidelines, ESG), для построения в СПбГУ собственной системы показателей оценки качества образовательных программ, системы менеджмента и мониторинга качества образования (приложение 1.1).

    К концу 2021 года уже более 90 основных образовательных программ СПбГУ имели международные аккредитации ведущих европейских аккредитационных агентств, три учебно-научных подразделения получили международные аккредитации институционального типа: факультет психологии, юридический факультет, а также институт «Высшая школа менеджмента», обладающий тремя самыми престижными институциональными аккредитациями в системе бизнес-образования («тройной короной») (приложение 1.2). Профессионально-общественную аккредитацию в этот же период получили 16 основных образовательных программ.

    Для сравнения: статистика по аккредитациям российских вузов на конец 2021 года (по данным из открытых источников)

    Международные

    Профессионально-общественные

    Институциональные (по вузу в целом или подразделениям - УНП)

    СПбГУ

    90

    16

    5 (в 3-х УНП)

    РУДН

    45

    -

    -

    НИУ ВШЭ

    25

    15

    -

    РАНГХиГС

    2

    7

    2 (в 1-м УНП)

    СПбПУ имени Петра Великого

    30

    30

    -

    Университет ИТМО

    5

    5

    -

    СПбПУ имени А. И. Герцена

    подготовка к прохождению международной аккредитации по 25 образовательным программам

    13

    -

    Как отметила Э. А. Зелетдинова, МГУ только начинает системную работу по проведению аккредитаций. В приоритете вуза (насколько можно заключить по доступной информации) — проведение международных аккредитаций.

    Э. А. Зелетдинова добавила: сущность и ценность профессионально-общественной аккредитации определена в ст. 96 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» — профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ организацией, входящей в перечень, сформированный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принимается во внимание при формировании рейтингов аккредитованных такими организациями образовательных программ с указанием реализующих их вузов, а также учитывается в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований.

    В 2021 году были успешно завершены получением свидетельств (сертификатов) на максимальные сроки действия профессионально-общественные аккредитации шести образовательных программ двух учебно-научных подразделений СПбГУ: института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (программы бакалавриата «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», программы магистратуры «Медиакоммуникации», «Международная журналистика») и экономического факультета (программа бакалавриата «Бизнес-информатика», программа магистратуры «Информационная бизнес-аналитика») (приложение 2).

    На основе перечня приоритетных с точки зрения повышения эффективности приема и увеличения КЦП специальностей и направлений подготовки, предложений руководителей учебно-научных подразделений сформирован План профессионально-общественных аккредитаций СПбГУ на период 2022–2024 годов, а также План международных аккредитаций на 2022–2023 годы, в соответствии с которыми организована текущая работа.

    В настоящее время направлены заявки на проведение аккредитаций образовательных программ, запланированных на 2022 год, подготовлены и согласованы с руководителями учебно-научных подразделений требования (технические задания) к участникам конкурса аккредитаторов.

    Следующий этап связан с деятельностью рабочих групп по аккредитации каждой заявленной образовательной программы. В этой связи в адрес деканов и директоров будут направлены поручения о представлении кандидатур для создания рабочих групп, участники которых получат все необходимые материалы от аккредитующих организаций, пройдут установочные вебинары. Консультирование членов рабочих групп и координацию взаимодействия с представителями аккредитующих организаций осуществляют работники Управления образовательных программ. Руководители учебно-научных подразделений, председатели УМК наряду с руководителями управлений и служб должны оказать всю необходимую помощь и предоставить необходимые для мероприятий аккредитации документы при соответствующих обращениях руководителей рабочих групп. Кроме того, под контролем руководителей учебно-научных подразделений должно находиться присутствие научно-педагогических работников и обучающихся на встречах и интервью, которые являются обязательной частью аккредитационных мероприятий.

    На ректорском совещании обсуждались вопросы организации институциональных аккредитаций отдельных учебно-научных подразделений и Университета в целом. Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская задала вопросы об алгоритме проведения аккредитаций образовательных программ и институциональных аккредитаций, а также о возможности при прохождении аккредитации программ Института когнитивных исследований учесть результаты аккредитации этих программ, когда они входили в число программ факультета свободных наук и искусств. Проректор Э. А. Зелетдинова ответила на вопросы коллег и через неделю представит им еще более подробную информацию о порядке получения аккредитации образовательных программ и институциональных аккредитаций.

    Нарушения обучающимися и работниками СПбГУ законодательства РФ, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров и других документов

    За октябрь-декабрь 2021 года были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ 57 обучающимися (октябрь — 30; ноябрь — 13; декабрь — 14).

    По уровням обучения: среднее профессиональное образование — 19; бакалавриат и специалитет — 34; магистратура — 2; ДОП — 2.

    По направлениям обучения: физическая культура (СПО) — 19, психология — 16, история — 3, математика и механика — 3, прикладная математика и процессы управления — 3, химия — 3, юриспруденция — 3, политология — 2, искусства — 1, геология — 1, филология — 1, философия — 1, экономика — 1.

    Виды нарушений:

    1. употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, появление в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения — 9
    2. нарушение тишины и покоя в ночное время — 9
    3. курение в зданиях и на территории СПбГУ — 4
    4. нарушение требований бережно относиться к движимому и недвижимому имуществу общежитий СПбГУ, содержать в чистоте и порядке жилое помещение и помещения общего пользования — 2
    5. нарушение требования о ношение маски — 15
    6. самовольное переселение из одного жилого помещения в другое в общежитиях СПбГУ — 2
    7. шум в ночное время, проведение посторонних лиц в общежитие, предоставление жилой площади третьим лицам — 3
    8. нарушение требований санитарно-эпидемиологический режима и рекомендаций лечащего врача, нарушение режима самоизоляции — 4
    9. проведение посторонних лиц в общежитие, нарушение пропускного режима — 3
    10. нарушение требования быть вежливым, уважать честь и достоинство других — 1
    11. невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги — 8

    Дисциплинарные взыскания по этим нарушениям объявлены 36 студентам (27 замечаний, 9 выговоров).

    Один студент, зная, что приказ об отчислении находится на рассмотрении в Студенческом совете СПбГУ, подал заявление об отчислении по собственному желанию и был отчислен в установленные законом сроки.

    По 20 студентам сформированы полные комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, в настоящее время материалы находятся на рассмотрении Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ, после получения мнения Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ будут изданы приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности.

    Кроме того, за период с 1 октября 2021 года по 13 января 2022 года к дисциплинарной ответственности было привлечено 43 обучающихся, которые совершили нарушения в период до октября 2021 года: объявлено 20 замечаний, 14 выговоров, девять студентов было отчислено. Два студента, зная, что приказ об отчислении находится на рассмотрении в Студенческом совете СПбГУ, подали заявления об отчислении по собственному желанию и были отчислены в установленные законом сроки.

    Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич отметил, что за это время при рассмотрении вопросов о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности Студенческий совет СПбГУ 30 раз предлагал смягчить меру дисциплинарного воздействия даже по случаям грубых дисциплинарных нарушений. По 33 обращениям Студенческий совет рассматривал вопрос более одного месяца (по 13 обращениям — более двух месяцев).

    Было приведено несколько примеров. Студент, обучающийся по направлению «Юриспруденция», в состоянии алкогольного опьянения фактически разгромил комнату в общежитии. За допущенные нарушения Студенческому совету СПбГУ была предложена мера дисциплинарного воздействия в виде отчисления, но Студенческий совет СПбГУ предложил объявить нарушителю выговор. С учетом мнения Студенческого совета СПбГУ данному обучающемуся был объявлен выговор, однако не прошло и недели с момента объявления выговора, как этот обучающийся совершил аналогичное нарушение. Студенческому совету СПбГУ было повторно предложено применить дисциплинарное взыскание в виде отчисления. Студенческий совет СПбГУ не рассматривал данное обращение более десяти дней. При этом без получения мнения Студенческого совета СПбГУ приказ не может быть издан, а в случае издания он будет признан незаконным. Студент подал заявление об отчислении по собственному желанию. Такое заявление должно быть рассмотрено в течение трех рабочих дней. И студент был отчислен по собственному желанию.

    Студент, обучающийся по направлению «Физика», уже имевший несколько дисциплинарных взысканий за период обучения в Университете, в состоянии алкогольного опьянения также причинил вред имуществу обучающихся и Университета. Ввиду того, что данное нарушение является не первым у данного обучающегося, Студенческому совету СПбГУ была предложена мера дисциплинарного воздействия в виде отчисления. Студенческий совет СПбГУ не рассматривал данное обращение более 20 дней. Студент отчислился по собственному желанию (перевелся в другой вуз).

    Студент, обучающийся по направлению «История», был привлечен полицией к административной ответственности за нарушение общественного порядка и распитие алкоголя на территории СПбГУ. Ввиду существенного характера нарушений Студенческому совету была предложения мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления. Студенческий совет СПбГУ не рассматривал данное обращение более десяти дней. Студент отчислился по собственному желанию.

    В связи с этим на совещании обсуждался вопрос: как предотвратить подобные «ускользания» студентов от ответственности. Было предложено учитывать приоритетность оснований для отчисления: если первым было предложено отчисление за нарушение общественного порядка (как мера дисциплинарного взыскания), то второе основание (по собственному желанию) — как более позднее — не должно учитываться. Также было предложено обсуждать вопросы об отчислении не на заседании Студенческого совета СПбГУ, а на заседании студсовета соответствующего подразделения (для ускорения процедуры рассмотрения). Кроме того, было предложено установить конкретный срок, в течение которого студенческий совет должен рассмотреть проект приказа и высказать свою позицию.

    А. В. Бабич обратил внимание на то, что от обучающихся продолжают поступать обращения, в том числе в Виртуальную приемную СПбГУ, о том, что некоторые студенты собираются компаниями, распивают алкогольные напитки и шумят в ночное время в общежитиях, допускают иные нарушения правил внутреннего распорядка, мешают другим студентам отдыхать или готовиться к предстоящим занятиям. Сами обучающиеся, которым мешают шум и противоправное поведение соседей, вызывают полицию. При этом обучающиеся, которым лично мешает противоправное поведение других обучающихся, обращаются либо к сотрудникам Университета, либо в правоохранительные органы. Информация о случаях обращения таких обучающихся за помощью к другим студентам СПбГУ неизвестна.

    Как отметил А. В. Бабич, обучающиеся также должны вести работу по защите прав и законных интересов студентов как в части профилактической работы, так и в части содействия пресечению противоправного поведения. Только такая совместная работа может способствовать формированию университетской корпоративной культуры, которая включает в себя недопустимость противоправного поведения и нарушения прав и законных интересов коллег-универсантов.

    Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская подняла вопрос о том, есть ли у таких студентов представление о нормах поведения. Она предложила разработать специальный учебный курс по этике взаимоотношений и проводить его как обязательный для всех первокурсников. Ректор напомнил, что СПбГУ имеет право проводить дополнительные вступительные испытания, но не проводит. Есть возможность организовать такие вступительные испытания в форме собеседования (в дистанционном формате), как это делается в МГУ. Декан факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас подчеркнула, что для этого необходимо разработать четкие критерии оценки знаний и умений абитуриентов. Готовность проводить дополнительные вступительные испытания в дистанционном формате выразили директор Института когнитивных исследований Т. В. Черниговская и директор Института истории А. Х. Даудов. Директорам и деканам поручено представить свои предложения по этому вопросу.

    Как рассказал на совещании проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, за четвертый квартал 2021 года зафиксировано 22 нарушения, допущенных работниками СПбГУ (для сравнения: за аналогичный период 2020 года было 25 нарушений). Некоторые нарушения носят повторяющийся характер: например, курение на территории Университета, регулярно выявляемое работниками Управления режима и охраны. На основании поступивших актов запрошены объяснения нарушителей. По результатам их рассмотрения замечания объявлены старшему преподавателю филологического факультета А. Е. Шашковой и ассистенту восточного факультета А. А. Яковлеву.

    За отсутствие на рабочем месте без уважительной причины выговоры объявлены инженеру Управления по техническому обеспечению образовательных программ А. Ю. Калининой и специалисту отдела охраны труда Управления по безопасности труда и жизнедеятельности Д. В. Рожкову.

    В связи с нарушениями противоэпидемического режима, выявленными в ходе регулярных проверок комиссиями по соблюдению масочного режима, наказаны специалист по УМР Учебного управления И. Л. Зайчук, старший преподаватель математико-механического факультета К. В. Лавров.

    За вскрытие инженером УТООП И. А. Трибунских служебного помещения дубликатами ключей был составлен акт работниками Управления режима и охраны. В ходе проверки выяснилось, что доступ инженеру И. А. Трибунских в это помещение не оформлен из-за отсутствия производственной необходимости, служебных заданий он в нем не выполнял. С учетом всех обстоятельств инженеру УТООП И. А. Трибунских объявлено взыскание.

    Наказываются и должностные лица СПбГУ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Претензии к результатам работы проректора по экономическому развитию М. Н. Кудилинского были отмечены в двух приказах, в одном приказе объявлено замечание заместителю ректора по безопасности Д. В. Грязнову.

    В ходе проведения проверки исполнения арендатором ИП Н. М. Гавриковой условий договора аренды был выявлен факт вывоза материальных ценностей (оборудования) арендатором с территории СПбГУ без должной проверки сопровождающих документов. По итогам разбора ситуации объявлено замечание начальнику смены второго отдела охраны А. Н. Марунину.

    На основании внеплановой документарной проверки работы отдела обеспечения пожарной безопасности выяснилось, что его начальником Н. Н. Кухаруком не осуществлялся должный контроль за своевременностью обязательного обучения подчиненных сотрудников в области пожарной безопасности, за что ему было объявлено замечание.

    В связи с поступлением информации от заместителя по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора о неоднократном невыполнении своих должностных обязанностей специалистом Управления по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами Е. А. Серовой была проведена служебная проверка, запрошены объяснения работника. По результатам проверки информация подтвердилась, специалисту Е. А. Серовой объявлено замечание.

    К сожалению, встречаются и нарушения трудовой дисциплины преподавателями Университета. Так, в результате проверки информации, поступившей от группы студентов, было установлено, что доцент кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века Н. И. Милютенко в нарушение утвержденного расписания допустила срыв учебных занятий в двух учебных группах. В своих объяснениях она сослалась на технические неисправности с Интернетом. Однако в таких случаях она должна предупредить об этом обучающихся и работников Учебного управления, чего сделано не было.

    В. В. Еремеев подчеркнул, что любая информация о возможном нарушении, поступившая из любого источника, не остается без внимания и проверяется. По итогам рассмотрения выносится то или иное решение с учетом тяжести проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующего поведения работника и его отношения к труду.

    Об использовании средств индивидуальной защиты на территории СПбГУ

    В Университете продолжают работать комиссии по проверке соблюдения работниками и обучающимися СПбГУ требования об использовании средств индивидуальной защиты. Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, только за период с 20.12.2021 по 30.12.2021 было проведено 226 проверок, выявлено 20 нарушений масочного режима. С нарушителями были проведены беседы, даны разъяснения о необходимости использования средств индивидуальной защиты.

    За весь период с осени 2020 года к дисциплинарной ответственности в виде замечания были привлечены 37 обучающихся и 16 работников. Еще по пяти эпизодам проводится работа.

    В настоящее время действуют 20 комиссий, которые охватывают все учебно-научные подразделения Университета. Составы комиссий утверждены приказом от 31.08.2020 № 7541/1 (с последующими изменениями и дополнениями). В состав комиссий по представлению студенческих советов учебно-научных подразделений Университета были включены студенты. При этом с начала учебного года студенческими советами учебно-научных подразделений не было представлено ни одной дополнительной кандидатуры в состав комиссий по соблюдению масочного режима, хотя потребность в привлечении студенческих сил к проверкам имеется. В очередной раз на заседании Студенческого совета СПбГУ 10.12.2021 проректор по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабич предложил членам Студсовета представить конкретные кандидатуры в составы комиссий. Однако на данный момент такие предложения от студенческих советов учебно-научных подразделений так и не поступили.

    В. В. Еремеев отметил: анализ отчетов председателей комиссий показывает, что только в двух комиссиях обучающиеся принимали активное участие в 100 % проверок, еще в четырех комиссиях эта доля составляет от 20 до 50 %, а в остальных студенты практически не участвуют. Так, например, в комиссию по соблюдению масочного режима по факультету прикладной математики — процессов управления входят сразу три обучающихся (самое большое представительство). Однако несмотря на все призывы председателя комиссии поучаствовать в проверке, студенты не откликнулись на них ни разу.

    Проверки соблюдения масочного режима осуществляются не только в рамках работы комиссий, но и по обращениям работников и иных лиц. Отмечено, что если профсоюзная организация сотрудников Университета, профсоюзная организация студентов и аспирантов Университета, студенческие советы сами начнут проводить такие проверки и представлять администрации акты проверок о соблюдении масочного режима, то эти документы, безусловно, будут рассмотрены и по ним будут приняты решения.

    СПбГУ — победитель Открытых международных студенческих интернет-олимпиад 2021 года

    Студенты СПбГУ успешно выступили в осенней серии престижных интеллектуальных соревнований, завоевав семь золотых, пять серебряных и шесть бронзовых медалей. В благодарность за активное участие оргкомитет конкурса принял решение о присуждении Университету почетного звания победителя Открытых международных студенческих интернет-олимпиад 2021 года.

    Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, за победу в заключительном туре олимпиады по направлению «История России» золотыми медалями награждены Владислав Касьянов, Максим Ким и Дарья Мальцева. Лучшими в олимпиаде по дисциплине «Русский язык» признаны Алтана Базаржапова и Мария Максимова, а по дисциплине «Социология» — Елена Кочеткова и Ярослав Шакарян.

    Обладателями диплома второй степени стали Ксения Крутько (дисциплина «История России»); Екатерина Коваленко, Анастасия Хижун, Татьяна Самукова и Лев Чепурнов («Русский язык»). Третье место заняли Максим Ким и Ксения Крутько («Культурология»); Нина Романова и Елизавета Долгинцева («Русский язык»); Анна Шаповалова («Социология») и Анастасия Прокофьева («Правоведение»).

    Открытые международные студенческие интернет-олимпиады проводятся в образовательных учреждениях Российской Федерации и других стран с 2008 года в дистанционном формате. Их участниками становятся тысячи обучающихся из Бельгии, Венгрии, Грузии, Израиля, Китая, Польши, Румынии, Эстонии и других государств. Студенты могут принять участие в олимпиадах по 17 направлениям: социология, экология, культурология, русский язык, история России, философия, педагогика, правоведение, математика, физика, химия, информатика, экономика, статистика, теоретическая механика, сопротивление материалов, а также начертательная геометрия и инженерная графика. Интеллектуальные соревнования проходят в два этапа: сначала обучающиеся решают задачи в ходе компьютерного тестирования, а заключительный тур проводится на площадке базовых вузов (в число которых с 2010 года входит СПбГУ) с организацией видеотрансляции в сети Интернет или в онлайн-формате с применением технологии прокторинга.

    Ранее СПбГУ признавался победителем Открытых международных интернет-олимпиад в 2016 году.

    Всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием «Наука СПбГУ — 2021»

    28 декабря в онлайн-формате состоялась всероссийская конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием «Наука СПбГУ — 2021».

    Для участия в конференции тезисы своих докладов представили 907 участников (включая соавторов статей), в том числе: по естественным и точным наукам — 332 человека; по социальным и гуманитарным наукам — 575 человек. Всего представлено 815 докладов, из них 308 — в секции по естественным и точным наукам, 506 — в секции по социальным и гуманитарным наукам. 843 участника аффилированы с СПбГУ. В числе зарегистрированных участников — 40 иностранных граждан. У 47 участников указана двойная аффилиация: СПбГУ и иное учреждение в РФ (у 16 участников секции по естественным и точным наукам, у 31 участника секции по социальным и гуманитарным наукам).

    В ходе конференции было прочитано десять пленарных докладов.

    В секции по естественным и точным наукам:

    1. Сплайны и вэйвлеты (Ю. К. Демьянович, профессор кафедры параллельных алгоритмов)
    2. Сокращение ледников Алтая после максимума малого ледникового периода (Д. А. Ганюшкин, профессор кафедры физической географии и ландшафтного планирования)
    3. Металл-катализируемые домино-реакции для синтеза гетероциклических соединений с полезными свойствами (Н. В. Ростовский, доцент кафедры органической химии)
    4. Современные достижения в лечении остеопороза у людей пожилого возраста (С. О. Мазуренко, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней)
    5. Закономерности работы мозговых систем обеспечения когнитивной деятельности на примере изучения проблемы ментального лексикона (М. В. Киреев, профессор Института когнитивных исследований)

    В секции по социальным и гуманитарным наукам:

    1. Цифровой вигилантизм в России: ценностные ориентации, поведенческие паттерны и гендерное измерение (А. В. Волкова, профессор кафедры политического управления)
    2. Медицина блокадного Ленинграда: изобретения и открытия (В. В. Василик, профессор кафедры истории славянских и балканских стран)
    3. Цифровая трансформация системы высшего образования в России: завтра наступило сегодня (И. А. Васильев, доцент кафедры теории и истории государства и права)
    4. Оценка читательского опыта в когнитивных исследованиях (Д. А. Чернова, старший научный сотрудник Института когнитивных исследований)
    5. Наблюдения о перестройках, ремонтах и реставрации интерьеров Музея В. Набокова (В. С. Торбик, доцент кафедры реставрации)

    После окончания пленарных сессий в каждой секции были проведены заседания в форме презентаций стендовых докладов и свободной дискуссии. В них приняли участие в общей сложности 299 участников, в том числе: 115 человек в секции по естественным и точным наукам, 184 человека в секции по социальным и гуманитарным наукам.

    С целью издания электронного сборника трудов (докладов) конференции оргкомитетом организована адресная рассылка по участникам конференции с просьбой предоставить материалы конференции, которые далее будут направлены на экспертизу и включены в итоговый сборник (только по результатам экспертизы). По состоянию на утро 14.01.2021 получено 117 материалов (из 815) для публикации в сборнике трудов конференции. Сбор материалов продолжится по 20.01.2022 включительно.

    Проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев отметил: после публикации докладов в материалах конференции станет возможным анализ выполнения требований по апробации результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности руководителями аспирантов и руководителями программ магистратуры на национальной конференции. Те участники конференции, чьи доклады не будут опубликованы в сборнике, не смогут быть руководителями аспирантов и магистрантов.

    По итогам обсуждения этого вопроса принято решение о том, чтобы следующую конференцию «Наука СПбГУ — 2022» провести осенью, приурочив к новому празднику — Дню работника высшей школы, а сообщение о ее проведении разослать заранее — как минимум за месяц.

    Встреча с руководителями грантов РНФ, поддержанных по итогам конкурса на получение грантов

    На ректорском совещании 6 декабря 2021 года обсуждались результаты участия СПбГУ в конкурсе на получение грантов Российского научного фонда. Было отмечено, что грантовые условия РНФ претерпели значительные изменения, в том числе стали строже в части целей, на которые можно расходовать средства гранта. А среди победителей грантов СПбГУ — много новичков (в том числе ассистенты и даже инженер). Тогда же было принято решение, что проректор по научной работе организует совещание с участием победителей этого конкурса (Материалы ректорского совещания от 06.12.2021).

    20 декабря 2021 года состоялась встреча с руководителями грантов РНФ, поддержанных по итогам конкурса 2021 года на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, во встрече (которая длилась около трех часов) приняли участие около 100 человек. На встречу был приглашен член экспертного совета по президентской программе РНФ, координатор направления «Химия», академик РАН, профессор СПбГУ Вадим Юрьевич Кукушкин.

    В рамках встречи была представлена информация о структуре отдела координации и сопровождения грантов и научных премий УНИ, профильной деятельностью которого является подача заявок на грантовые конкурсы и сопровождение текущих грантов, об ответственных лицах по сопровождению проектов РНФ, о схеме расположения и графике работы отдела. Также представлена общая информация об условиях реализации грантов, о порядке подписания соглашений, о формировании составов коллективов и трудоустройстве исполнителей по проектам, о допустимых направлениях расходования средств, об особенностях компенсации научных публикаций и командировок из средств гранта и другие сведения, которые могут быть полезны для грантодержателей.

    Профессор В. Ю. Кукушкин принял активное участие в обсуждении вопросов, а также обратил особое внимание руководителей проектов на ряд моментов, связанных с подготовкой и оплатой публикаций за счет средств РНФ. В частности, были получены комментарии по позиции РНФ относительно особенностей оплаты научных публикаций за счет средств РНФ, а также о невозможности принятия фондом к отчету научных статей, официальное принятие которых к публикации происходило раньше дня заключения соглашения по проекту (эти вопросы вызвали наибольшую дискуссию в рамках встречи).

    В ходе встречи было задано более 50 вопросов, большая часть которых относилась к вопросам формирования составов исполнителей, заключения трудовых отношений, подготовки научных публикаций и участия в конференциях из средств проекта, о правилах расходования средств по проекту.

    По результатам встречи в адрес руководителей проектов была организована адресная рассылка с алгоритмом действий руководителя проекта РНФ по организации работ по проектам, а также необходимые шаблоны документов для формирования составов научных коллективов, закрепления помещений для работы по проекту и другие сведения, необходимые для организации работы.

    Начат прием документов на соискание звания «Профессор РАН»

    18 декабря 2021 года Российская академия наук разместила на своем официальном сайте информацию о начале кампании по присвоению званий «Профессор РАН» в 2022 году согласно перечню вакансий, утвержденному постановлением президиума РАН от 7 декабря 2021 года № 185.

    «Профессор РАН» — почетное ученое звание, присуждаемое президиумом РАН за научные достижения национального или международного уровня, а также за активное участие в реализации основных задач и функций академии. Учреждено в 2015 году. Присваивается российским ученым не старше 50 лет, осуществляющим научно-исследовательскую или научно-образовательную деятельность в различных областях знания, имеющим звание доктор наук и не являющимся членами РАН.

    Право выдвижения кандидатов на присвоение звания «Профессор РАН» предоставляется академикам РАН, членам-корреспондентам РАН и ученым советам научных организаций и (или) образовательных организаций высшего образования. Кандидаты на присвоение звания «Профессор РАН» могут быть выдвинуты только по одному отделению.

    Кандидатам на присвоение звания «Профессор РАН» необходимо:

    • зарегистрироваться на сайте, заполнить расположенную там анкету, прикрепить электронные копии необходимых документов и нажать на кнопку «Подать документы»
    • направить почтой пакет документов в конверте с пометкой «Документы кандидата на соискание звания „Профессор РАН“» по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а, зона Б5, комн. 109 (экспедиция)

    Документы принимаются ежедневно с 9 до 16 часов (кроме выходных и праздничных дней) с 20 декабря 2021 года по 31 января 2022 года включительно. Проректор по научной работе С. В. Микушев обратил внимание на то, что печатный экземпляр заявки должен поступить на регистрацию в РАН не позднее 31 января 2022 года (независимо от того, когда были отправлены документы).

    Перечень необходимых для участия в конкурсе документов размещен на сайте РАН.

    Так как правом выдвижения кандидатов наделены академики РАН и члены-корреспонденты РАН, а отбор победителей будет определяться на основании голосования членов академии, претенденты от СПбГУ могут быть выдвинуты только на основании представлений академиков РАН и членов-корреспондентов РАН.

    В состав заявки требуется включить:

    • представление на кандидата с обоснованием выдвижения (включая мотивировочную часть о кандидате), подписанное членом РАН (академиком РАН, членом-корреспондентом РАН)
    • копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке (в бумажном виде); ее можно получить у специалистов соответствующих отделов кадров по направлениям
    • список научных трудов, который представляется за подписью кандидата в произвольном виде, но желательно в хронологическом порядке (от новых к старым) со сквозной нумерацией; в связи с комментариями РАН: «Также желательно, чтобы список трудов (на бумаге) был заверен подписью ученого секретаря (секретаря ученого совета) и печатью организации. Под научными трудами понимаются, в первую очередь, статьи в рецензируемых научных журналах, монографии, учебники, учебные пособия» требуется заверить печатный экземпляр научных трудов у ученых секретарей ученых советов институтов / факультетов СПбГУ

    С ответами на часто задаваемые вопросы можно ознакомиться по ссылке.

    Подготовка материалов для направления в РАН: продолжение

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук...», Российская академия наук ежегодно представляет президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад о реализации государственной научно-технической политики в стране и о важнейших научных достижениях российских ученых. СПбГУ направляет информацию о лучших достижениях за отчетный год в адрес РАН на основании предложений от председателей научных комиссий по направлениям.

    На ректорском совещании 27 декабря были рассмотрены результаты подготовки материалов для направления в РАН в целях подготовки доклада президенту Российской Федерации (Материалы ректорского совещания от 27.12.2021). По результатам совещания в целях проверки работы председателей комиссий ректор поручил проректору по научной работе С. В. Микушеву сведения о запросе информации у председателей научных комиссий 2021 года направить в адрес директоров и деканов, а следующие рассылки с запросами в целях организации контроля направлять не только председателям научных комиссий, но и в адрес директоров и деканов.

    По поручению проректора по научной работе начальник УНИ в адрес деканов и директоров 27 декабря направила письма с выгрузкой необходимых материалов. Выгрузка материалов позволяет увидеть, когда административный работник направлял запросы председателям научных комиссий, работникам учебно-научных подразделений. Кроме того, каждому директору и декану была направлена выгрузка с отчетом соответствующего председателя научной комиссии, в том числе скрин-шот экрана.

    Уже 28 декабря от директоров и деканов была получена дополнительная информация о важнейших результатах научных исследований научных коллективов СПбГУ для включения в отчет СПбГУ для направления в РАН:

    • в области физиологии и фундаментальной медицины — «Добавление рамуцирумаба или мерестиниба к стандартной химиотерапии первой линии при местнораспространенном или метастатическом раке желчных путей: рандомизированное двойное слепое многоцентровое исследование фазы 2» от и. о. декана медицинского факультета И. Ю. Пчелина
    • в области когнитивных наук — «Международный проект по исследованию окуломоторной активности при чтении на различных языках мира» и «Мозг как знаковая система: конвергенция нейронауки и гуманитарного знания» от директора Института когнитивных исследований Т. В. Черниговской
    • в области общественных наук — «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации общества» от директора Института педагогики Е. И. Казаковой

    Представленные материалы были включены в перечень материалов от СПбГУ и направлены в РАН.

    К сожалению, только 30 декабря была представлена информация о важнейших научных достижениях, полученных в течение 2021 года сотрудниками кафедры фундаментальных проблем медицины и медицинских технологий от декана факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербука и только в форме перечня. Материалы в виде краткого резюме на первой странице (в соответствии с требованиями РАН) по каждому исследованию представлены не были. Поэтому эта информация в адрес РАН не направлялась.

    Работа представительств СПбГУ в 2022 году

    Несмотря на ограничения, направленные на предотвращение распространения COVID-19, в 2021 году удалось сохранить положительную динамику развития проекта и провести более 45 мероприятий в рамках деятельности представительств СПбГУ за рубежом. За время работы представительств СПбГУ за рубежом совместно с иностранными партнерами было проведено более 130 мероприятий.

    В частности, в созданных в Республике Корея (Сеул), Китайской народной республике (Харбин), Испании (Барселона), Италии (Сиена, Болонья), Греческой Республике (Салоники), Турции (Анкара) и Германии (Берлин) представительствах СПбГУ с целью развития двусторонних отношений, популяризации российского высшего образования, науки, культуры и русского языка за рубежом были проведены публичные мероприятия, мероприятия культурной направленности при участии преподавателей, студентов и выпускников СПбГУ, профориентационные мероприятия, направленные на привлечение иностранных граждан для обучения в СПбГУ, организовано обучение иностранных граждан русскому языку как иностранному (вебинары, занятия, олимпиады, проведение тестовой сессии), научные мероприятия с приглашением ведущих ученых СПбГУ и др.

    В рамках мониторинга международной деятельности СПбГУ за 2021 год наблюдается положительная динамика численности иностранных обучающихся из Республики Корея, Китайской Народной Республики, Италии, Испании и Турции, которые проходили обучение по образовательным программам СПбГУ. Своевременный переход на дистанционный формат проведения научных, образовательных и культурных мероприятий позволил привлечь большее количество как российских, так и зарубежных экспертов к участию в мероприятиях, проводимых в рамках деятельности представительств СПбГУ. В среднем, участие в каждом мероприятии приняли 60–80 человек.

    Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин рассказал о наиболее значимых мероприятиях, прошедших в рамках деятельности представительств в прошедшем году.

    Представительство в Китайской Народной Республике

    В ходе работы представительства СПбГУ в Харбине, созданного в 2018 году, был проведен ряд мероприятий, среди которых: научные мероприятия с приглашением ведущих ученых СПбГУ и Харбинского политехнического университета; публичные мероприятия, нацеленные на продвижение и популяризацию научной и образовательной деятельности СПбГУ; профориентационные мероприятия, направленные на привлечение иностранных граждан для обучения в СПбГУ и др.

    На базе представительства СПбГУ в ХПУ в 2021 году состоялось порядка пятнадцати мероприятий, организованных совместно с китайскими партнерами, среди которых наиболее яркими стали:

    1. создание Совместного научно-исследовательского центра СПбГУ и ХПУ по перспективным материалам и технологиям
    2. создание Совместного научно-исследовательского центра СПбГУ и ХПУ прикладной математики
    3. конференция по вопросам интеграции производства, образования, исследования и их реализации под эгидой представительства СПбГУ в ХПУ с участием правительства провинции Хэйлунцзян
    4. второй китайско-российский научно-технический форум в рамках Годов российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества
    5. ряд информационных встреч на китайском языке в рамках продвижения образовательных программ СПбГУ среди китайских абитуриентов и др.

    Представительство СПбГУ в Италии

    В сентябре 2020 года состоялось официальное открытие представительства СПбГУ в Университете Сиены для иностранцев (Италия). За 2020–2021 годы проведен ряд мероприятий, среди которых: публичные мероприятия, нацеленные на продвижение и популяризацию научной и образовательной деятельности СПбГУ; профориентационные мероприятия, направленные на привлечение иностранных граждан для обучения в СПбГУ, и другие.

    В рамках деятельности представительства СПбГУ в Университете Сиены для иностранцев были заключены соглашения для реализации обмена обучающимися и научно-педагогическими работниками; проведен цикл онлайн-вебинаров совместно с Итальянским институтом культуры Санкт-Петербурга под названием «МОСТЫ 2021», посвященный литературе, кино, искусству России и Италии; привлечены итальянские партеры к ежегодному участию в конференции «Летняя и зимняя школы перевода»; прошли мероприятия для итальянских и российских студентов профориентационной направленности, а также для преподавателей, посвященные изучению и преподаванию русского и итальянского языков как иностранных.

    Экспертами кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ была представлена подробная презентация о методике преподавания РКИ в СПбГУ в период пандемии, об использовании онлайн-курсов на Coursera, преподаватели поделились опытом работы Разговорного клуба русского языка в СПбГУ и проведения встреч в режиме онлайн, познакомили итальянских участников с деятельностью Методического клуба СПбГУ. Состоялись также открытые лекции директоров центров тестирования по русскому и итальянскому языкам, посвященные вопросам проведения тестирования в Италии и России.

    В целях развития образовательного сотрудничества совместно с представителями Университета Сиены прорабатывается возможность создания программы двух дипломов бакалавриата «Теория перевода и межъязыковой коммуникации» по направлению «Лингвистика».

    Представительство СПбГУ в Испании

    В апреле 2019 года состоялось открытие представительства СПбГУ в Испании. За период деятельности представительства можно отметить цикл онлайн-лекций под названием «Лекторий по когнитивным наукам и искусству» ведущих ученых СПбГУ.

    В 2020 году, объявленном президентом РФ В. В. Путиным Годом памяти и славы, посвященным 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в представительстве СПбГУ в Испании состоялся ряд мероприятий с участием преподавателей, студентов и выпускников СПбГУ: семинар «Память о войне сегодня», создан тематический видеоматериал, совместно с Государственным Эрмитажем открыта выставка представительства СПбГУ в Барселоне, посвященная спасению объектов культурного наследия Ленинграда во время блокады.

    По линии представительства СПбГУ в Испании при поддержке директора представительства СПбГУ в Испании и Русского дома в Барселоне Анны Силюнас были проведены переговоры, по итогам которых состоялась церемония подписания соглашения с директором туристического консорциума Барселоны. Соглашение предполагает разработку совместных исследовательских, образовательных и культурных проектов; организацию совместных конференций, семинаров, симпозиумов, лекций, а также приглашение иностранных профессоров, менеджеров и специалистов национальных проектных офисов (в области туризма) для чтения лекций, проведения мастер-классов и практических занятий для студентов СПбГУ, организацию стажировок для студентов СПбГУ, стипендиальную поддержку студентов, выдвинутых СПбГУ.

    В феврале 2021 года прошли онлайн-дебаты «Мягкая сила государства: культурная дипломатия в образовании» в рамках международной конференции «Россия и Испания. Взаимодействие двух великих культур в XXI веке». С октября 2021 года ежемесячно в представительстве СПбГУ в Испании проходят открытые лекции преподавателей-историков СПбГУ, посвященные истории России.

    По случаю двухсотлетнего юбилея со дня рождения великого русского философа и писателя Ф. М. Достоевского состоялась очная публичная лекция профессора кафедры русской философии и культуры СПбГУ Игоря Евлампиева на тему «Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф. М. Достоевского».

    Представительство СПбГУ в Республике Корея

    В мае 2017 года состоялось открытие представительства СПбГУ в Корее. Проект реализуется на базе Хангукского университета иностранных языков. За период деятельности представительства были проведены в очном формате публичные лекции преподавателей СПбГУ. Ежегодно при поддержке представительства СПбГУ проводится Всекорейский конкурс по русскому языку для студентов корейских вузов. В рамках церемонии награждения транслируется видеообращение от руководства СПбГУ, адресованное всем участникам и гостям мероприятия, победителю конкурса вручается сертификат на прохождение обучения по ДОП РКИ СПбГУ.

    В 2020 и 2021 годах при поддержке представительства СПбГУ в Корее состоялись церемонии награждения победителей конкурсов, приуроченных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, к 75-летию Дня независимости Кореи и к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского.

    При поддержке и участии директора представительства СПбГУ в Корее профессора Ким Хен Тэка состоялась научная конференция «Модернизация Кореи в прошлом и в современности».

    В октябре 2021 года в рамках Всемирного конгресса по корейскому языку состоялась научная конференция «Текущая ситуация с преподаванием корейского языка в России», соорганизатором которой стало представительство СПбГУ в Корее, при участии представителей кафедры корееведения СПбГУ и южнокорейских экспертов. Доклады были посвящены вопросам методики преподавания корейского языка, как в исторической перспективе, так и в связи с новейшими достижениями в этой области.

    В ноябре 2021 года прошел VIII российско-корейский гуманитарный форум «Мост дружбы» на тему «Возможности публичной дипломатии и задачи российско-корейского гуманитарного сотрудничества в постковидную эпоху», соорганизатором которого стало представительство СПбГУ в Корее.

    Посредством использования дистанционных технологий (практически все мероприятия были проведены в онлайн-формате) благодаря информационной поддержке деятельности представительств СПбГУ удалось привлечь большее количество российских и зарубежных участников мероприятия. Ориентировочное количество участников одного из мероприятий составило порядка 40–70 человек.

    Представительство в Греческой Республике

    С 2019 года на базе Центра русского языка и культуры Russian Word (г. Салоники) на основании заключенного соглашения было открыто представительство СПбГУ. В 2021 году представительство СПбГУ в Греции вело работу по следующим направлениям.

    • Проведение государственного тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)

      В 2021 году более 1000 граждан Греции по всей стране приняли участие в ТРКИ. Несмотря на введенные ограничения, данный показатель по сравнению с прошлыми годами динамично растет. Греческие тестовые сессии СПбГУ в г. Салоники — это по-прежнему самые масштабные мероприятия в сфере тестирования по русскому языку в Западной Европе. Сессии проходят 2–3 раза в год в двух городах (Салоники и Янина), в рамках сессии удается привлечь не менее 600 иностранных граждан для прохождения тестирования более чем из 14 городов со всей Греции.

      Кроме того, в 2021 году удалось организовать с соблюдением всех необходимых санитарно-гигиенических норм торжественное очное вручение сертификатов ТРКИ прошедших тестовых сессий. Всего мероприятие объединило более 500 человек. Проведение подобных награждений вызывает живой интерес и позитивно сказывается на мотивации иностранных граждан к изучению русского языка, знакомит их с возможностью получения или продолжения образования в СПбГУ.
    • Проведение курса онлайн-лекций по истории для граждан Греции

      2021 год в соответствии с подписанным международным меморандумом объявлен перекрестным Годом истории России и Греции. На базе представительства в конце 2021 года было организовано проведение курса из десяти дистанционных лекций экспертов, посвященного совместным страницам из истории двух стран. Встречи проводились на двух языках (русском и английском), в них приняли участие более 120 человек.
    • Активное внедрение принципов инклюзивности в обучении

      В представительстве на регулярной основе проводится обучение русскому языку как иностранному. В период пандемии особое внимание в обучении стало уделяться не только цифровизации образовательного процесса, но также и всестороннему предоставлению равных возможностей для изучения русского языка. Так, в представительстве в настоящее время проходит обучение Катерину Лорентзу, незрячая студентка. Ее появление ознаменовало собой большую работу по организации образования с точки зрения инклюзивности (этому аспекту работы представительства посвящена статья на сайте СПбГУ).
    • Реализация дополнительной образовательной программы в сфере перевода для граждан Греции

      В 2021 году была собрана группа иностранцев для участия в ДОП СПбГУ в сфере перевода. Участниками стали 18 граждан Греции.
    • Поддержка и привлечение иностранных абитуриентов

      СПбГУ ведет работу по привлечению и оказанию поддержки греческим абитуриентам, желающим стать студентами Университета. Так, в феврале 2021 года было реализовано мероприятие «День СПбГУ в Греции», которое привлекло более 250 участников из 16 городов, интересующихся обучением в первом университете России.

    Представительство СПбГУ в Германии

    Представительство СПбГУ в Германии было открыто 22 декабря 2021 года. Проект реализуется на базе Свободного университета Берлина. Была проведена торжественная церемония открытия в онлайн-формате. С приветственным словом к коллегам обратились ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, президент Свободного университета Берлина профессор Гюнтер М. Циглер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Федеративной республике Германия С. Ю. Нечаев.

    Ежегодно со Свободным университетом Берлина реализуется более 100 проектов. Сформирован план мероприятий по предложению директоров и деканов. План открытый и будет пополняться по предложениям студентов, ученых, деканов, директоров, проректоров и немецких партнеров.

    Таким образом, за счет применения дистанционных технологий, расширения информационной поддержки деятельности представительств СПбГУ удалось привлечь:

    • большее количество как российских, так и зарубежных экспертов к участию в реализации проекта, что способствовало установлению и развитию контактов между учеными для будущего перспективного взаимодействия, формирования возможных направлений совместных научных исследований
    • интерес крупных компаний, фондов к сотрудничеству с Санкт-Петербургским государственным университетом, к участию в культурных, научных и образовательных проектах СПбГУ (издание альманаха, учреждение именной стипендии, создание турецкого кабинета, китайского кабинета и др.)
    • иностранных студентов для прохождения обучения в Санкт-Петербургском государственном университете (проведение в очном и онлайн форматах профориентационных мероприятий, презентации образовательных программ для иностранных абитуриентов, проведение дней открытых дверей; распространение информационно-рекламных материалов с учетом специфики этих университетов, организация участия иностранных обучающихся в летних и зимних школах, организация обучения и проведение тестирования для иностранных граждан по русскому языку как иностранному)

    Отмечено, что деятельность представительств СПбГУ за рубежом оказывает положительное влияние на развитие международного научно-образовательного и культурного сотрудничества.

    В целях более интенсивного продвижения и развития проекта «Представительство СПбГУ» за рубежом С. В. Андрюшин предложил рассмотреть возможность:

    • организации привлечения зарубежных СМИ при реализации культурных, научных и образовательных проектов, проведении публичных мероприятий, нацеленных на продвижение и популяризацию научной и образовательной деятельности СПбГУ
    • организации информирования иностранных вузов-партнеров о мероприятиях, проводимых в представительстве страны-партнера с целью привлечения большего количества участников мероприятия
    • проведения большего количества студенческих мероприятий, направленных на привлечение иностранных студентов для обучения в СПбГУ (проведение в очном и онлайн форматах профориентационных мероприятий, презентация образовательных программ для иностранных абитуриентов, проведение дней открытых дверей, а также смешанных мероприятий, содержащих профориентационную составляющую)
    • организации и проведения встреч выпускников СПбГУ и других российских вузов, проживающих в странах расположения представительств СПбГУ, с целью привлечения к работе представительств
    • привлечения спонсоров, имеющих бизнес-интересы в странах расположения представительств СПбГУ
    • иное по предложению универсантов и выпускников

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено направить в адрес С. В. Андрюшина предложения по организации дальнейшей работы представительств СПбГУ за рубежом.

    Формирование в СПбГУ безбарьерной среды

    На учете в СПбГУ находится 426 объектов недвижимости, в том числе: 128 — в городе Санкт-Петербурге; 162 — в Петродворцовом районе (в том числе четыре — в Пушкине); 136 — на учебных базах в Ленинградской области и других регионах России. Из этих объектов 74 являются объектами культурного наследия (федерального, регионального и выявленного).

    Государственная программа «Доступная среда» и приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» требуют обеспечения доступа в здания маломобильных групп населения (МГН). В соответствии с нормативными документами к ним относятся:

    • лица с поражением опорно-двигательного аппарата
    • лица с нарушением зрения и слуха
    • лица преклонного возраста
    • временно нетрудоспособные
    • беременные женщины
    • люди с детскими колясками
    • дети дошкольного возраста

    Здания должны быть оборудованы для доступа в них следующих категорий МГН:

    • лиц, перемещающихся на колясках (К)
    • лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (О)
    • лиц с нарушениями зрения (С)
    • лиц с нарушениями слуха (Г)

    По категориям доступности здания подразделяются на:

    1. ДП-В — доступно полностью всем
    2. ДП-И — доступно полностью избирательно (с указанием категории МГН)
    3. ДЧ-В — доступно частично всем
    4. ДЧ-И — доступно частично избирательно (с указанием категории МГН)
    5. ДУ — доступно условно
    6. ВНД — временно недоступно

    Осуществление инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, содержание образования и условия организации обучения и воспитания определяются адаптированной программой. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть разработаны индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося: может быть увеличен срок получения высшего образования, а также предусмотрены различные варианты проведения занятий. Для поддержки учебного процесса в СПбГУ используются технологические средства электронного обучения, системы сетевого и дистанционного обучения, например, Blackboard, MS Teams. Система позволяет в дистанционном режиме проводить такие виды занятий, как лекции (предоставляются в записи), вебинары, индивидуальные консультации, тестирование и пр. Образовательные сайты доступны для широкого круга обучающихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, все пользователи указанных систем располагают возможностями доступа к ним из любой точки мира через сеть Интернет без установки на свои компьютеры дополнительных программ. Указанные системы обеспечивают сочетание индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, используются для поддержки очного и организации дистанционного обучения, для осуществления совместной работы, в том числе работы исследовательских групп, коллективного обсуждения, принятия группового решения, для создания портфолио индивидуальных пользователей.

    Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья при необходимости организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей. Помимо вышеперечисленных специальных условий обучения, установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»: занятия для лиц с ослабленным здоровьем и для лиц, освобожденных от практических занятий, проходят по специальной методике.

    Вместе с тем решить вопрос о возможности реализации образовательной программы полностью в удаленном формате (если эта программа не была специально разработана для такого формата) и составить индивидуальный учебный план конкретному обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом нозологии и его программы реабилитации, организовать его интегрированное обучение, учебно-воспитательную работу возможно только после проведения соответствующей подготовительной работы на основе консультаций специалистов, знающих особенности соответствующих нозологий.

    Большинство существующих зданий СПбГУ в полном объеме невозможно оборудовать для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это связано в первую очередь с особенностями приспособления для таких нужд исторических зданий — объектов культурного наследия.

    По требованиям градостроительного законодательства при проведении нового строительства, капитальных ремонтов или приспособления зданий в обязательном порядке разрабатываются и реализуются мероприятия по доступу в здание лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Первый проректор Елена Григорьевна Чернова подчеркнула: в Университете последовательно проводится работа по дооборудованию существующих зданий по программе «Доступная среда».

    1. Изданы локальные акты — приказы:

    2. Разработаны, согласованы и утверждены паспорта доступности на 77 зданий СПбГУ, в которых проходит учебный процесс.

    3. Разработан План мероприятий по формированию безбарьерной среды в СПбГУ на три года (2020, 2021 и 2022 годы).

    Мероприятия плана сгруппированы по направлениям:

    • кадровое обеспечение
    • работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья
    • архитектурная доступность зданий
    • материально-техническое обеспечение образовательного и научно-исследовательского процесса
    • адаптация учебно-образовательных программ и материально-технического обеспечения для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • комплексное сопровождение образовательного процесса

    Каждое направление закреплено за соответствующим должностным лицом.

    4. Утвержден план по дооборудованию 77 зданий в той или иной степени на предмет доступности. Из них — 38 объектов недвижимости являются объектами культурного наследия.

    5. На 11 адресах оборудовано 18 мест для стоянки транспорта МГН.

    6. При подготовке приемных кампаний, начиная с 2019 года, предусмотрено оборудование доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья на первые этажи девяти зданий к местам размещения приемных комиссий (прилегающая территория, входная группа имеют обозначения контрастной маркировкой, обозначены пути передвижения по первому этажу, оборудованы звонки вызова сотрудников для оказания помощи,).

    7. Входы 72 объектов, включенных в лицензию на образовательную деятельность, первоначально были оборудованы временными информационными табличками «Позвоните — Вам помогут!» с номерами телефонов вахты конкретного здания и контрастной маркировкой дверей, затем было проведено дооборудование входов специальными табличками со шрифтом Брайля «Кнопка вызова помощи» и звонком вызова помощи.

    8. В двух общежитиях оборудованы входы, пандусы, подъемники и места (блоки) для проживания семи студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:

    • в общежитии № 6 (пр. Солидарности, д. 27/1) — пандус, жилой блок (площадью 33,9 кв. м) на первом этаже на три места с кухней и санузлом
    • в общежитии № 8 (ул. Халтурина, д. 15) — электрический подъемник, жилой блок площадью 26,9 кв. м и жилой блок площадью 30,1 кв. м (блоки двухместные на первом этаже, оборудованы специальной мебелью и санузлом с поручнями)

    9. Из 77 учебных зданий доступ для МГН всех категорий обеспечен в одно здание: Таврическая улица, дом 21—23—25.

    10. Доступно полностью избирательно (кроме слепых) четыре учебных здания: Санкт-Петербургское шоссе, д. 109; 22-я линия В. О., д. 7а; ул. Кораблестроителей, д. 20/1 — симуляционный центр; Университетская наб., д. 13б — здание Приемной комиссии.

    11. В целях реализации плана «Доступная среда» в 2019, 2020 и 2021 годах в Министерстве образования было запрошено дополнительное финансирование в размере 336,6 млн рублей. Такое целевое финансирование пока не выделено.

    12. Тем не менее за счет централизованных и внебюджетных источников финансирования в период 2019–2020 годов закуплено:

    • девять мобильных пандусов (складных, приставных, перекатных)
    • ступенькоход
    • три складные инвалидные коляски
    • 72 комплекта специальных табличек «Кнопка вызова помощи» со звонком и шрифтом Брайля
    • комплекты тактильной продукции для оборудования зданий (ул. Таврическая, д. 21—23—25 и ул. Радищева, д. 39)
    • одна акустическая система
    • четыре электронные информационные строки
    • два ПЭВМ оборудовано программным обеспечением для чтения с экрана JAWS, один из них дополнительно оборудован тактильным дисплеем Брайля и принтером Брайля

    Как отметила Е. Г. Чернова, в 2021 году, несмотря на отсутствие целевого финансирования и отвлечение средств на антиковидные мероприятия, работы продолжались.

    • Получены задания комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на проектирование элементов благоустройства (стационарных пандусов) на семь объектов СПбГУ. По этим заданиям разработаны ТЗ, посчитаны сметы на проектирование. По трем зданиям (г. Петергоф, Ульяновская ул., д. 1, 3 и 9) с 2021 года выполняются проектно-сметные работы по ремонту фасадов зданий с обустройством стационарных пандусов.
    • В общежитиях на ул. Кораблестроителей, д. 20 проведено дооборудование входа общежития № 1 — приставным пандусом, общежития № 3 — стационарным пандусом. Один жилой блок в общежитии № 1 выделен для проживания инвалида-колясочника.
    • Выполнено дооборудование для доступа МГН научного здания на ул. Ботанической, д. 17. Перед лестницей главного входа размещена информационная табличка с номером телефона дежурной службы «Позвоните — Вам помогут». Входная группа оборудована подъемной платформой для МГН и тактильной плиткой для доступа слабовидящих. Дверь обозначена желтой сигнальной маркировкой. Для подъема на этажи имеются два лифта: пассажирский и пассажирско-грузовой. На первом этаже оборудован туалет с увеличенной кабиной для лиц, перемещающихся на колясках. На внутренней огороженной парковке на 20 парковочных мест выделено и обозначено одно место для МГН.
    • Закуплена разнообразная тактильная продукция для оборудования перемещения лиц с ограниченными возможностями здоровья внутри зданий, пять пандусов (телескопический, перекатной, односекционный и рампа), механическое кресло-коляска, мобильный гусеничный подъемник.

    Подчеркивалось, что большинство зданий СПбГУ невозможно оборудовать для доступа маломобильных групп населения в полном объеме. Реализовать программу «Доступная среда» полностью станет возможно только на Территории развития СПбГУ.

    О кадровых изменениях

    На совещании было объявлено о кадровых решениях. С 12.01.2022 главным инженером — заместителем первого проректора назначен Дмитрий Владимирович Михайлов, ранее работавший заместителем главного инженера.

    С этой же даты Роман Евгеньевич Сейгаров по его просьбе освобожден от должности главного инженера, обязанности которого исполнял в течение последних месяцев, и назначается первым заместителем главного инженера.