Материалы ректорского совещания

№ 521
от 18.04.2022

    День донора в СПбГУ

    Национальный день донора крови отмечается в Российской Федерации ежегодно 20 апреля. Именно в этот день в 1832 году Андреем Вольфом было впервые использовано и зафиксировано в отечественной медицинской практике переливание крови.

    День донора в Российской Федерации относится к национальным праздникам и утвержден правительством на законодательном уровне. В поддержку развития донорства проводятся специальные мероприятия и акции, учреждены награды за активное участие в области донорства.

    Каждый год около 1,5 миллионов россиян (люди с тяжелыми заболеваниями, после тяжелых операций и травм) нуждаются в переливании крови. Врачи призывают людей становиться донорами и сдавать кровь для спасения жизней.

    На совещании обсуждалось, что универсанты также примут участие в мероприятиях, посвященных Дню донора: в СПбГУ пройдет лекция о донорстве, а также будет организован выезд желающих стать донорами на городскую станцию переливания крови. Информация о программе Дня донора в СПбГУ доступна на сайте Университета.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 14 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще семь зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова: по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.

    По информации от руководителя факультета международных отношений: в ее адрес поступило несколько заявлений от обучающихся о переводе на дистанционное обучение. По итогам текущей недели поступили аналогичные обращения от студентов и аспирантов других направлений обучения и образовательных программ, в том числе от иностранных обучающихся, которые находятся за пределами Санкт-Петербурга. Среди причин, указанных студентами: отсутствие возможности приехать в Петербург, работа, семейные обстоятельства (без приложения документов).

    Эти заявления рассматриваются уполномоченными сотрудниками Учебного управления с учетом мнения и предложений руководителей конкретных учебно-научных подразделений. По результатам рассмотрения заявлений обучающимся, которые не указали уважительную причину отсутствия на учебных занятиях, отказано в возможности продолжить обучение дистанционно. В порядке исключения может быть рассмотрена возможность оформления академического отпуска, индивидуального графика обучения (при наличии объективных оснований и временной невозможности обучаться в аудиторном формате).

    М. Ю. Лаврикова напомнила, что временный переход на удаленный формат обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий был обусловлен ограничениями в целях профилактики распространения COVID-19. Принимая во внимание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2022 № 163 «О внесении изменений в Постановление от 13.03.2020 № 121», которым был отменен ряд ограничений, а также на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений, был издан приказ от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022», согласно которому определен аудиторный или смешанный (включающий аудиторные занятия) формат обучения и промежуточной аттестации по основным образовательным программам с 07.03.2022. Решение в отношении формата занятий, промежуточной и итоговой аттестации предварительно обсуждалось первым проректором по учебной работе с руководителями учебно-научных подразделений.

    Как отметила М. Ю. Лаврикова, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом ректора от 31.08.2013 № 3107/1, обучающиеся СПбГУ обязаны «2.1.1. Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять требования учебного плана (индивидуального учебного плана), в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, самостоятельно выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, самостоятельно выполнять курсовые работы, выпускные квалификационные работы, а также иные работы и задания, предусмотренные учебным планом (индивидуальным учебным планом)». Неисполнение этих обязанностей студентами может стать основанием для применения мер ответственности.

    При этом могут быть объективные причины, при которых занятия для отдельных групп или обучающихся проводятся в удаленном формате с применением ИКТ. Так, например: если у преподавателя-практика договором гражданско-правового характера предусмотрена удаленная работа; если в учебной группе большое количество иностранных обучающихся, которые по объективным причинам находятся за пределами Санкт-Петербурга; если изначально формат некоторых занятий в рамках образовательной программы предполагал использование электронного обучения (например, в формате онлайн-курсов).

    Обучающиеся, имеющие объективные причины для отсутствия на аудиторных учебных занятиях, могут направить заявление начальнику учебного отдела, и каждая такая ситуация будет рассматриваться индивидуально.

    Те студенты, которые будут больны в дату экзамена или зачета, (в соответствии с Правилами обучения, п. 4.3.4) должны направить начальнику учебного отдела справку о заболевании, на основании которой аттестация для них будет перенесена на другую дату. Справку необходимо направить не позднее трех рабочих дней после даты выдачи документа.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, учебный процесс (занятия и зачеты) идет по расписанию.

    Во исполнение распоряжения от 23.03.2022 № 1018/1р «Об организации контроля соблюдения утвержденного расписания учебных занятий промежуточной аттестации» в Университете проведено 634 проверки исполнения приказа от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022». В части соблюдения формата учебных занятий в соответствии с утвержденным расписанием выявлено 91 нарушение, составлены акты и переданы проректору по организации работы с персоналом.

    Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.

    На встрече с деканом факультета социологии представители студенческого совета и старосты групп обратились с просьбой предоставить учебно-методические материалы, необходимые для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Старостам групп были направлены соответствующие нормативные документы, а также электронная версия учебно-методического пособия по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебно-методическая документация размещена на официальной странице портала СПбГУ в разделе «Информация об описании образовательных программ».

    На встречах с обучающимися руководители факультета искусств, биологического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления напомнили студентам о сроках действия сертификатов о вакцинации, а также о том, что снятие определенных ограничений, связанных с пандемией, не отменяет необходимости своевременно проходить вакцинацию и ревакцинацию от COVID-19, так как несмотря на снижение уровня заболеваемости, риск заражения сохраняется.

    Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями физического факультета, Института истории, Института химии, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    Состоялись встречи обучающихся с руководителями Института философии, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, факультета иностранных языков, факультета политологии, факультета стоматологии и медицинских технологий, Высшей школы менеджмента, экономического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).

    Итоги грантового конкурса Фонда Владимира Потанина

    Экспертный совет Благотворительного фонда Владимира Потанина подвел итоги грантового конкурса для преподавателей магистратуры из 75 вузов — участников стипендиальной программы. Лидером по количеству победителей среди вузов России стал Санкт-Петербургский университет: грант на разработку магистерской программы, учебного курса или внедрение новых образовательных практик получат семь преподавателей СПбГУ (СПбГУ лидирует по количеству обладателей премий Фонда Владимира Потанина).

    Второе место делят Казанский национальный исследовательский технологический университет и Уральский федеральный университет — по шесть преподавателей, третье место занимают Казанский федеральный университет, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Южный федеральный университет — по пять преподавателей.

    В этом году заявки на конкурс отправили 582 преподавателя, 150 из них стали обладателями премий, которые могут быть использованы на создание образовательного продукта по одной из четырех номинаций — новая магистерская программа, учебный курс или онлайн-курс, а также новые методы и технологии в обучении.

    Грант Фонда Владимира Потанина получили заведующая кафедрой телерадиожурналистики профессор Марина Бережная, заведующая кафедрой информационных систем в экономике доцент Людмила Гадасина и профессор кафедры экономики исследований и разработок Ольга Кораблева. Также награды были удостоены доценты СПбГУ Оксана Защиринская (кафедра педагогики и педагогической психологии), Юлия Ильина (кафедра финансов и учета), Николай Зенкевич (кафедра операционного менеджмента) и Дмитрий Прокудин (кафедра философии науки и техники).

    Одной из лучших в номинации магистерских программ была признана программа «Корпоративные финансы», разработанная при участии доцента СПбГУ Николая Зенкевича.

    Конкурс научных и социальных проектов имени Андрея Павленко

    8 апреля конкурсной комиссией подведены итоги конкурса научных и социальных проектов среди обучающихся СПбГУ на тему «Жизнь и здоровье человека: современные вызовы» имени А. Н. Павленко в 2021/22 учебном году.

    Конкурс посвящен памяти выдающегося врача, хирурга-онколога Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Андрея Николаевича Павленко.

    Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, конкурс проводился среди студентов, магистрантов, аспирантов и ординаторов СПбГУ с 1 февраля 2022 года. Участникам необходимо было подготовить научный или социальный проект, цель которого — улучшение качества жизни, сохранение физического, психического и социального здоровья человека. Заявку на участие можно было подать как индивидуально, так и командой до пяти человек. Прием заявок проходил по 13 марта.

    Участие в конкурсе приняли 18 команд. Универсанты подготовили проекты, направленные на улучшение физического, психического и социального здоровья человека. Жюри выбрало четырех победителей (подробнее о проектах, победивших в конкурсе, можно узнать на портале Университета).

    Победителям конкурса назначается стипендия имени А. Н. Павленко в размере 15000 рублей в месяц (в равных долях на всех обучающихся-соавторов, вошедших в авторский коллектив) на срок с 1 сентября 2021 года по 30 июня 2022 года. Стипендия за период с 1 сентября соответствующего учебного года по месяц, в котором объявлены результаты конкурса, выплачивается единовременно.

    Андрей Павленко — выдающийся хирург-онколог, возглавлявший онкологическое отделение Клиники высоких медицинских технологий СПбГУ. Весной 2018 года врач узнал, что у него рак желудка третьей стадии. Следующие полтора года Андрей Николаевич противостоял болезни, продолжал консультировать и оперировать пациентов, делился знаниями с учениками и коллегами.

    Став пациентом, он создал проект «Жизнь человека»: рассказывал о своей болезни, о сложностях, с которыми сталкивался в процессе лечения, и помогал другим онкопациентам понять, как жить с диагнозом рак, что предпринять и каких ошибок избежать, чтобы увеличить свои шансы на выздоровление. Тогда же появилась идея создания Школы практической онкологии — образовательной программы, объединяющей все самые эффективные мировые практики лечения рака и позволяющей молодым специалистам многократно повысить свой профессиональный уровень. В январе 2020 года Андрей Павленко ушел из жизни.

    О работе спортивных секций СПбГУ

    В СПбГУ прошли соревнования по народному жиму «Кубок Дяди Вани». Кубок Дяди Вани посвящен памяти студента Санкт-Петербургского Императорского университета Ивана Лебедева, основателя первого спортивного кружка «Курсы шведской гимнастики и атлетики» в России. В соревновании приняли участие студенты и сотрудники Университета.

    Иван Владимирович Лебедев, известный также под шутливым именем Дядя Ваня, был инициатором создания первого в Университете спортивного кружка, который был открыт в 1901 году.

    Как сообщил первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, сегодня спортивные секции СПбГУ пользуются большой популярностью, заниматься приходят студенты и преподаватели. Студенты посещают спортивные кружки два-три раза в неделю, а также готовятся к профессиональным межвузовским соревнованиям.

    В 2021/22 учебном году в СПбГУ была организована работа 18 спортивных секций, пять из которых — на спортивных объектах СПбГУ в Петродворцовом районе: алтимат, бадминтон, баскетбол, волейбол и общая физическая подготовка (фитнес). Расписание работы спортивных секций размещено на странице Управления по организации спортивной деятельности.

    Поддержка деятельности студенческих научных объединений СПбГУ

    Как сообщалось на ректорском совещании 28 марта, распоряжением проректора по научной работе № 937/1р утвержден план мероприятий СПбГУ по поддержке молодых ученых и их привлечению к реализации приоритетных задач НТР РФ. Вместе с тем в 2021/22 учебном году в Университете реализуется план мероприятий, направленных на поддержку деятельности студенческих научных объединений, утвержденный приказом проректора по воспитательной работе и организации приема от 29.06.2021 № 6836/1.

    Как рассказал проректор по воспитательной работе Владимир Александрович Савинов, план текущего учебного года включает в себя 27 мероприятий, среди которых — сбор предложений студенческих научных обществ и кружков по поддержке их деятельности и по проведению научных студенческих мероприятий, создание Университетского СНО, проведение студенческих научных конференций, конкурсов, круглых столов и т. д.

    В. А. Савинов отметил, что особое место в этом списке мероприятий занимает создание университетского СНО. Процесс его создания был завершен 11 апреля, когда вместе впервые собрались представители 13 студенческих научных обществ СПбГУ. Они сформировали президиум, наметили направления работы (работу с грантами, информационную работу, взаимодействие с другими университетами). Деятельность СНО регламентируется Положением о студенческих научных обществах СПбГУ. С информацией можно ознакомиться на сайте.

    За прошедший период учебного года были проведены такие мероприятия:

    1. Неделя биологии (20–26 сентября 2021 года)
    2. Конференция «Ананьевские чтения» (19–22 октября 2021 года) (Ученые СПбГУ: у взрослых людей в период пандемии снизилось ощущение одиночества)
    3. Студенческая научная конференция по истории «Ноябрьские чтения» (19–21 ноября 2021 года)
    4. Международный турнир естественных наук (3–5 февраля 2022 года)
    5. Биоинформатический хакатон (15 февраля — 1 марта 2022 года)
    6. Биологический кейс-чемпионат (15 февраля — 1 марта 2022 года)
    7. Международная студенческая юридическая научная конференция iSLaCo (8–9 апреля 2022 года) (В СПбГУ впервые прошел муткорт iSLaCo по праву интеллектуальной собственности)
    8. Большой географический фестиваль (8 апреля 2022 года)
    9. Всероссийская молодежная геологическая конференция «Современные исследования в геологии» (8 апреля 2022 года)
    10. X Международная студенческая научная конференция «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности» (24–26 марта 2022 года)
    11. Регулярные заседания СНО

    В мае планируется международная научная конференция «Психология XXI века». Некоторые мероприятия в силу эпидемиологических оснований и экономических причин были перенесены на осень 2022 года:

    1. Международная студенческая конференция «Менеджмент будущего»
    2. XIII Международная молодежная конференция политологов
    3. Студенческая научная конференция в рамках «Недели науки и практики социологов»
    4. Международная студенческая конференция Ex Oriente Lux в рамках дней востоковедения и африканистики в СПбГУ

    Аналогичный план будет подготовлен на 2022/23 учебный год с учетом предложений Университетского СНО.

    О допущенных обучающимися и работниками СПбГУ нарушениях положений законодательства РФ, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров и других документов

    На предыдущем ректорском совещании рассматривался вопрос о нарушении законодательства РФ, локальных нормативных актов СПбГУ, трудовых договоров и иных правил сотрудниками Университета в первом квартале 2022 года (Материалы ректорского совещания от 11.04.2022).

    Первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич представил информацию о подобных нарушениях в первом квартале 2022 года со стороны обучающихся СПбГУ. Он напомнил, что информация о нарушении локальных нормативных актов и положений законодательства Российской Федерации обучающимися СПбГУ в 2021 году обсуждалась на ректорских совещаниях 17.01.2022, 11.10.2021 и 15.06.2021.

    Как рассказал А. В. Бабич, за период с 14 января по 15 апреля 2022 года на территории Университета были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ 21 обучающимся. Из них: обучающихся бакалавриата и специалитета — 12; магистратуры — 5; аспирантуры — 1; среднего профессионального образования (СПО) — 3.

    По направлениям обучения: прикладная математика и процессы управления — 5; филология — 5; юриспруденция — 3; науки о Земле — 2; менеджмент — 1; физика — 1; философия — 1; физическая культура (СПО) — 3.

    Виды нарушений:

    1. п. 2.1.2 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, п. 1 Приказа «О мерах, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди обучающихся и работников» от 28.08.2020 № 7517/1, а именно: выполнять требования нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих учебный, научный процессы (ношение маски) — 2
    2. п. 10.2.8 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: проведение посторонних лиц в общежитие, нарушение пропускного режима — 1
    3. п. 2.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: быть дисциплинированными, соблюдать чистоту и порядок на территории Университета — 3
    4. п. 1 Приказа от 28.11.2019 № 11725/1 «О запрете курения в зданиях и на территории СПбГУ» — 5
    5. п. 10.1.9 Правил проживания в общежитиях СПбГУ: не внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги — 4
    6. п. 2.19 Положения о предоставлении мест в общежитиях СПбГУ, утвержденного приказом от 16.06.2021 № 6525/1: отсутствие дополнительного соглашения к договору найма жилого помещения на временный выезд, на период академического отпуска — 1
    7. п. 10.1.1 и 10.1.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ: не соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, не соблюдение чистоты и порядка в жилом помещении — 2
    8. п. 2.1.6, 2.1.7 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: быть вежливыми, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Университета, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, следовать нравственным и культурным традициям и духовным ценностям Университета, общепринятым моральным и этическим нормам, соблюдать Кодекс универсанта — 3

    С этими студентами была проведена воспитательная и разъяснительная работа, сформированы комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, которые были направлены на рассмотрение в Студенческий совет (совет обучающихся) СПбГУ.

    А. В. Бабич сообщил, что материалы по 14 студентам из 21 находятся на рассмотрении у Студенческого совета СПбГУ. По одному из обращений Студенческий совет СПбГУ рассматривает вопрос уже в течение месяца. После получения мнения Студенческого совета СПбГУ будут изданы приказы о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности.

    Один студент был отчислен 21.03.2022 за академическую неуспеваемость. Шестеро студентов привлечены к дисциплинарной ответственности с учетом мнения Студенческого совета СПбГУ: каждому объявлено замечание. По этим случаям предложение меры дисциплинарного взыскания, высказанное Студенческим советом СПбГУ, соответствовало направленным проектам приказов. По одному из обращений, подчеркнул А. В. Бабич, Студенческий совет СПбГУ рассматривал вопрос более месяца.

    Кроме того, за период с 14 января по 15 апреля 2022 года к дисциплинарной ответственности было привлечено 40 обучающихся, которые совершили нарушения в период до января 2022 года: объявлено семь замечаний и 33 выговора.

    Как отметил А. В. Бабич, при рассмотрении вопросов о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности Студенческий совет СПбГУ 29 раз предлагал смягчить меру дисциплинарного взыскания. В 19 случаях (66 %) с учетом мнения Студенческого совета мера дисциплинарного взыскания была смягчена, в десяти случаях (34 %) в силе осталась предложенная мера дисциплинарного взыскания (согласно проекту приказа). По 17 обращениям Студенческий совет рассматривал вопрос более одного месяца (из них по трем обращениям — более двух месяцев).

    А. В. Бабич рассказал, что один студент, находясь в академическом отпуске и зная, что приказ об отчислении находится на рассмотрении в Студенческом совете СПбГУ, подал заявление об отчислении по собственному желанию и был отчислен в установленные законом сроки. Второй студент, находясь в академическом отпуске и зная, что приказ об отчислении находится на рассмотрении в Студенческом совете СПбГУ, не вышел из академического отпуска и был отчислен в установленные законом сроки в связи с невыходом из академического отпуска.

    В настоящее время на рассмотрении у Студенческого совета СПбГУ находится семь комплектов документов, которые были направлены более трех месяцев назад.

    Вопрос о сроках рассмотрения Студенческим советом СПбГУ проектов приказов обсуждался на встрече ректора с членами президиума Студенческого совета СПбГУ 21 марта 2022 года, о чем говорилось на ректорском совещании 04.04.2022. В ходе данной встречи Студенческому совету СПбГУ было предложено рассмотреть вопрос об установлении 14-дневного (или более короткого) срока рассмотрения таких проектов.

    Ввиду того, что Студенческим советом СПбГУ к настоящему времени никакие предложения по данному вопросу не были выработаны, подготовлен проект приказа «О порядке и сроках учета мнения Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ при издании локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся СПбГУ», которым закрепляется 14-дневный срок рассмотрения проектов приказов. Данный проект направлен в Студенческий совет СПбГУ для учета его мнения.

    Также А. В. Бабич рассказал о том, что продолжается работа комиссии (в составе заместителя ректора по правовым вопросам, первого проректора по молодежной политике и организации приема, декана факультета психологии и декана юридического факультета), в ходе которой студенты, привлеченные правоохранительными органами к административной ответственности за участие в несанкционированных акциях, могут представить имеющиеся у них сведения об обстоятельствах случившегося, сообщить об обжаловании постановления или о привлечении к административной ответственности, о намерении обжаловать постановление (если такое намерение есть), либо о результатах обжалования.

    К настоящему времени члены комиссии провели встречи с 46 студентами, 37 из которых сказали, что были задержаны случайно, намерения участвовать в несанкционированных мероприятиях у них не было; девять обучающихся сообщили, что пришли на несанкционированное мероприятие в силу личных переживаний, поскольку их родственники и друзья находятся на Украине, либо таким образом хотели высказать свою позицию. При этом все студенты сказали о том, что более не будут участвовать в несанкционированных мероприятиях. Комиссия также изучила предшествующее поведение обучающихся: дисциплинарных взысканий данные обучающиеся ранее не имели.

    В отношении данных обучающихся комиссия рекомендовала применение дисциплинарного взыскания в виде выговора. В связи с этим в Студенческий совет СПбГУ для получения его мнения направлены проекты приказов о применении к данным обучающимся дисциплинарного взыскания в виде выговора. Ввиду того, что девять обучающихся, с которыми также прошли встречи и в отношении которых ранее было рекомендовано применение меры дисциплинарного взыскания в виде отчисления, сказали, что более не будут участвовать в несанкционированных мероприятиях, в Студенческий совет СПбГУ направлено письмо с изменением предлагаемой меры дисциплинарного взыскания с отчисления на выговор. При этом А. В. Бабич напомнил: если постановление о привлечении к административной ответственности будет отменено судом, то приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности также будет отменен (о подобном случае уже неоднократно говорилось в рамках ректорских совещаний, в частности: на ректорском совещании 08.11.2021 и на ректорском совещании 07.02.2022).

    О премии имени Г. А. Леонова

    С 2022 года в перечень номинаций премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники включена премия имени Г. А. Леонова (премия по кибернетике и искусственному интеллекту) (КНВШ открыл прием заявок на соискание премии имени математика СПбГУ Геннадия Леонова). Подготовлен восковой макет медали для победителя с профилем Геннадия Алексеевича Леонова, который уже согласован для тиражирования.

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в настоящее время представленные на конкурс материалы рассматриваются экспертным советом по этой номинации, который возглавляет ученик Г. А. Леонова — доктор физико-математических наук, Ph. D., профессор, заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ Николай Владимирович Кузнецов. В состав экспертного совета входят в том числе представитель комитета по науке и высшей школе, представитель президиума учреждения Российской академии наук — Санкт-Петербургского научного центра РАН, академик РАН, профессор, доктор технических наук, директор ЦНИИ «Электроприбор» Владимир Григорьевич Пешехонов, представители профильных научных и научно-образовательных организаций, ведущих исследования в области кибернетики и информационных технологий.

    От СПбГУ на номинацию по кибернетике и искусственному интеллекту был выдвинут Александр Владимирович Фоминых, доцент кафедры управления медико-биологическими системами. Соответствующие материалы были рассмотрены на заседании Ученого совета СПбГУ 28 февраля 2022 года. Заявки номинанты подавали самостоятельно в электронном виде до 17 марта 2022 года. В КНВШ заявка пока не поступила.

    Соглашение о сотрудничестве с Аккумуляторной компанией «Ригель»

    14 апреля СПбГУ и Аккумуляторная компания «Ригель» заключили соглашение о создании на базе СПбГУ лаборатории математических методов моделирования независимых источников энергии и оценки их надежности. Со стороны партнера документ подписал генеральный директор АК «Ригель» Евгений Николаевич Власов (В СПбГУ создадут лабораторию по разработке энергоэффективных и безопасных аккумуляторов).

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, цель создания лаборатории — взаимовыгодная реализация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ. Основными направлениями деятельности лаборатории будут:

    • разработка эффективных математических моделей независимых источников энергии и батарей на их основе
    • построение методического аппарата разработки подобных моделей и проведения комплексных программ испытания
    • разработка цифровых двойников для обеспечения возможности оценки параметров состояния литиевых батарей
    • проведение комплексных научно-исследовательских работ в области построения математических, энергетических, электрохимических, разгонных процессов и механизмов обеспечения безопасности изделий

    Разработки новой лаборатории будут тестироваться на базе научно-образовательного центра СПбГУ «Математическая робототехника и искусственный интеллект». Создание этой лаборатории в СПбГУ — один из тех случаев, когда партнер знает, чего хочет от исполнителя и готов к прямому взаимодействию с научными работниками, подчеркнул С. В. Микушев.

    О перспективных подходах к оценке результативности научных исследований и разработок

    По поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко Минобрнауки России совместно с РАН и заинтересованными организациями приступило к разработке национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок. По запросу Российской академии наук в СПбГУ был организован сбор предложений от директоров / деканов подразделений и председателей научных комиссий по методам оценки результативности научных исследований / разработок, определению понятия «научный результат» применительно к оценке результативности научной деятельности и методике его расчета.

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, были получены многочисленные предложения коллективов подразделений СПбГУ о подходах к оценке научной деятельности. Единым лейтмотивом всех предложений является использование при оценке результативности различных областей знаний разных критериев оценивания, а также акцентирование внимания на том, что система оценки научной деятельности должна обязательно носить национальный характер и не зависеть от международной конъюнктуры. Технологической основой оценки научных результатов может и должна выступать платформа РИНЦ, инструментарий которой вполне может быть усовершенствован до уровня западных аналогов. При этом представленные коллективами подразделений СПбГУ предложения носили качественный характер, в то время как при формировании методики расчета необходимо выполнение трех условий в отношении устанавливаемых критериев: измеримость, достижимость, проверяемость.

    Предложения, полученные от руководителей подразделений Университета, были обобщены в единые предложения СПбГУ, среди которых — создание открытой системы экспертной оценки высокого качества экспертизы (с указанием авторства, публикацией текста экспертизы, вменением издержек экспертам в части неудовлетворительной работы). В СПбГУ принципы открытой экспертизы при проведении открытых конкурсов на выполнение фундаментальных / прикладных научно-исследовательских работ стали вводить в практику, начиная с 2012 года, что отражено в распоряжениях и приказах, закрепляющих порядок проведения конкурсных отборов (Актуальные конкурсы СПбГУ).

    В единых предложениях СПбГУ отражена необходимость использовать при оценке результативности критерий «Рецензирование». Необходимо чтобы, например, участие в рецензировании (отечественных) журналов стало престижным и привлекательным. Целесообразно использовать этот критерий при оценке индивидуальной отчетности, при проведении конкурсных процедур и заключении трудовых контрактов с научными работниками. При оценке результативности научных исследований оценивать возможно не только полученные результаты, но и процесс проведения исследований, использование открытых стандартов при проведении исследований, имеющийся научный задел с точки зрения совместного использования данных и открытого сотрудничества. При этом следует обязательно предусмотреть адаптацию используемых критериев в зависимости от рассматриваемого научного направления и уровня исследовательской зрелости.

    СПбГУ предлагает разработать комплекс таких стандартов, которые будут утверждаться, например, РАН, и готов принять участие в их создании. На текущий день примером использования подобного рода стандартов являются клинические исследования, процедура проведения которых нормативно закреплена. В настоящее время уже апробирована и принята крупнейшими технологическими лидерами в различных странах мира в качестве одного из аналитических инструментов для оценки готовности технологии к промышленному внедрению методика УГТ, TRL (Technology Readiness Level), разработанная для контроля над процессом разработки технологии в компаниях полного инновационного цикла. В Российской Федерации для этих целей разработан национальный стандарт ГОСТ Р 58048-2017 «Трансфер технологий. Методические указания по оценке зрелости технологий». Практически все крупные корпорации в России и мире используют данную оценку TRL в своей деятельности.

    В единых предложениях СПбГУ сформулированы следующие «сущности», которые возможно отнести к «научному результату»:

    • количество реализованных научных проектов, зарегистрированных в ЕГИСУ НИОКР
    • количество публикаций в журналах из списка ВАК и РИНЦ (с учетом рейтинга издания)
    • количество монографий, освещающих результаты собственных исследований, при условии научного рецензирования
    • количество словарей, комментированных научных переводов, грамматики и т. д.
    • количество защищенных диссертаций под руководством НПР
    • количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности
    • членство в редакциях рейтинговых журналов (с учетом рейтинга издания)
    • выступление на всероссийских и международных конференциях с докладами и лекциями
    • количество размещенных в открытом доступе аннотированных данных, DataSet

    СПбГУ предлагает разработать систему, которая будет открытой как в части самих критериев оценки, так и в части конкретных оценок научной деятельности. В связи с тем, что на текущий момент в качестве критериев оценки результативности научных исследований очень широко используются показатели изданий (квартильность, импакт-фактор), предлагается полностью не исключать этот критерий из системы оценивания, а также оценивать уровень публикации профильными экспертами или экспертными сообществами. Как отметил С. В. Микушев, в настоящее время научные журналы в России привязаны к принятой в ВАК номенклатуре научных специальностей. Вместе с тем решение многих ключевых проблем современной науки междисциплинарно по своей сути. Необходимо принять понятие «междисциплинарный научный журнал» и не ограничивать номинальную тематику научных журналов фиксированным количеством научных специальностей из списка ВАК, подчеркнул С. В. Микушев.

    В единых предложениях СПбГУ изложена необходимость рассмотреть выделение государственной поддержки редакционно-издательской работы лучших и перспективных отечественных научных журналов, отобранных научным сообществом по конкурсу, в том числе на обеспечение работы иноязычных редакторов и на обеспечение свободной доступности этих журналов в Интернете, без подписки и иных ограничений.

    О международной деятельности

    На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022, Материалы ректорского совещания от 21.03.2022; Материалы ректорского совещания от 28.03.2022; Материалы ректорского совещания от 04.04.2022; Материалы ректорского совещания от 11.04.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.

    Открытие международного модуля для казахстанских слушателей совместной программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство»

    11 апреля состоялась торжественная церемония открытия международного модуля для казахстанских слушателей совместной программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство». Среди слушателей — руководители из различных отраслей бизнеса Республики Казахстан. Эта программа реализуется четвертый год подряд. Среди выпускников — представители казахстанских и международных компаний: АО «Казахтелеком», ФАО «Джонсон Контролс», WorldClass и других.

    Встреча с генеральным директором свободной экономической зоны «Навои»

    13 апреля в режиме видеоконференции состоялась встреча с генеральным директором свободной экономической зоны «Навои» (Республика Узбекистан) Хабибом Пулатовичем Абдуллаевым. Ранее с СЭЗ «Навои» было подписано соглашение о создании представительства СПбГУ на ее базе (Научные разработки СПбГУ выходят на рынок Узбекистана).

    Во время встречи было отмечено, что для СПбГУ важно и интересно развивать отношения не только с университетами, но и с корпоративным сектором, промышленными и высокотехнологичными компаниями. Это открывает широкий спектр возможностей как для проведения студенческих практик, так и для коммерциализации результатов научных исследований Университета.

    Свободная экономическая зона «Навои» — первая СЭЗ Узбекистана, созданная в 2008 году, является крупнейшей индустриальной площадкой, общей площадью 645 гектаров, имеющая развитую инженерную инфраструктуру и удобную логистику. Резидентам СЭЗ предоставляются беспрецедентные таможенные и налоговые льготы, а также возможность максимального упрощения любых процедур.

    Как отметил Х. П. Абдуллаев, для Узбекистана самыми востребованными являются разработки в области энергосбережения с использованием новейших материалов, альтернативных источников энергии, очистки и контроля качества питьевой воды. Также Хабиб Пулатович ознакомил коллег с возможностью получения государственных грантов и субсидий на проведение научно-исследовательских работ.

    Проректор по научной работе СПбГУ Сергей Владимирович Микушев на встрече рассказал о перспективных разработках в области фотоактивных материалов и систем очистки воды, которые в дальнейшем могут быть запущены в промышленное производство. Также С. В. Микушев ознакомил коллег с работой научного центра мирового уровня «Агротехнологии будущего», который был создан в 2020 году совместно с шестью другими научными организациями и в котором проводятся исследования в самых актуальных областях современной науки.

    В результате встречи стороны договорились провести анализ научных разработок СПбГУ с целью их дальнейшей коммерциализации во взаимодействии с крупнейшими предприятиями Узбекистана.

    Визит Генерального консула Турецкой Республики в Санкт-Петербурге г-на Озгун Талу в СПбГУ

    14 апреля СПбГУ посетил Генеральный консул Турецкой Республики в Санкт-Петербурге г-н Озгун Талу. В рамках встречи генерального консула с заместителем ректора по международной деятельности СПбГУ были рассмотрены вопросы сотрудничества.

    В связи с безвременной кончиной Генерального консула Турецкой Республики в Санкт-Петербурге Мехмета Ферхана Йорулмаза, принимая во внимание его значительный вклад в налаживание и развитие научно-образовательного и культурного сотрудничества с университетами и организациями Турции, Санкт-Петербургский государственный университет предложил учредить стипендию имени Генерального консула Турецкой Республики в Санкт-Петербурге Мехмета Ферхана Йорулмаза. Партнером СПбГУ по учреждению стипендии выступит международная строительная компания «Ренейссанс Констракшн».

    В результате обсуждения стороны договорились о реализации Положения о порядке проведения конкурсного отбора претендентов из числа обучающихся СПбГУ на получение стипендии имени Мехмета Ферхана Йорулмаза (в 2022/23 учебном году), согласно которому господин Генеральный консул Турецкой Республики войдет в состав комиссии по проведению конкурного отбора претендентов из числа обучающихся СПбГУ на получение именной стипендии.

    Вместе с тем в ходе переговоров турецкая сторона выразила заинтересованность в проведении международного экзамена по турецкому языку для иностранцев TYS на базе Санкт-Петербургского государственного университета, который также реализуется в Институте Юнуса Эмре.

    Принимая во внимание важность стратегического партнерства между нашими странами, стороны выразили готовность к налаживанию новых контактов, а также к расширению существующего взаимодействия между СПбГУ и университетами Турции в области науки, культуры и образования.

    В настоящее время Санкт-Петербургский государственный университет имеет соглашения о сотрудничестве с 11 вузами Турции. СПбГУ заинтересован в расширении взаимодействия с ведущими университетами Турции по самому широкому спектру направлений: таких, как юриспруденция, история, экономика, математика, физика, биология, востоковедение. В частности: в организации стажировок студентов и преподавателей; в развитии студенческой и академической мобильности; в проведении совместных научных исследований, публикации статей, а также в проведении и организации мероприятий: конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров и др.

    Турецкая сторона поддержала реализацию следующих совместных перспективных проектов, предложенных СПбГУ:

    • разработка и последующая реализация совместной образовательной программы «Туристские дестинации» с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере туризма
    • приглашение турецких лекторов в СПбГУ при поддержке Генерального консульства Республики Турция
    • участие г-на Генерального консула Турции в работе СОП «Османистика»
    • содействие Генерального консульства Республики Турция в создании «Разговорного клуба» по турецкому языку на базе СПбГУ («Востоковедение» / «Филология») для всех желающих

    Также в ходе переговоров обсуждался вопрос о привлечении бизнес-сообщества Турции к реализации проекта технологической долины «Невская дельта». В связи с реализацией аналогичного проекта «Техногород» на базе Технического университета в Анкаре г-н Генеральный консул Турции предложил оказать содействие в предоставлении контактов для обмена опытом в строительстве кампуса и создании технологической долины.

    Визит в СПбГУ посла Республики Таджикистан в Российской Федерации г-на Д. К. Гулмахмадзоды

    14 апреля СПбГУ посетил посол Республики Таджикистан в Российской Федерации г-н Д. К. Гулмахмадзоды. В рамках визита господин посол выступил перед обучающимися СПбГУ — гражданами Таджикистана и провел переговоры с представителями администрации Университета. В ходе встречи, на которой присутствовали заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин, проректор по воспитательной работе В. А. Савинов и проректор по научной работе С. В. Микушев, были обсуждены вопросы сотрудничества СПбГУ с Республикой Таджикистан.

    Господин посол отметил, что в эпоху изменения климата остро стоит вопрос таяния ледников на вершинах гор, которые являются основным источником орошения почв и от которых зависит сельское хозяйство Таджикистана. Дефицит воды, ее качество, а также недостаток энергомощностей являются теми вызовами современному народному хозяйству республики, с которыми уже сегодня сталкивается Правительство Таджикистана. Поиск решений этих проблем, по мнению г-на посла, лежит в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, а также в сфере фундаментальных и прикладных исследований. Это то направление, где Санкт-Петербургский университет, имея богатый опыт и большие достижения в науке и образовании, мог бы оказать поддержку Республике Таджикистан через тесное сотрудничество с научно-образовательными организациями и правительством страны. Участники встречи договорились направить в адрес посольства Таджикистана в Москве предложения по развитию сотрудничества и продолжить взаимодействие по проработке реализации таких проектов.

    Заключение договора благотворительного пожертвования с Генеральным консульством Республики Бангладеш

    14 апреля первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова подписала договор благотворительного пожертвования с Генеральным консульством Республики Бангладеш. Начиная с 2017 года, СПбГУ неоднократно получал благотворительные пожертвования от консульства, направляемые на поощрение (в виде дополнительных именных стипендий) студентов, обучающихся по направлению «Востоковедение и африканистика», изучающих язык, культуру и историю Народной Республики Бангладеш.

    Презентация Института мировых культур Столичного педагогического университета Китая о возможностях обучения в СПУ для студентов СПбГУ

    15 апреля 2022 года в рамках культурно-образовательной недели Столичного педагогического университета Китая и СПбГУ состоялась презентация Института мировых культур СПУ о возможностях обучения в СПУ для студентов Санкт-Петербургского университета. Подробно разъяснен алгоритм того, как подать заявку на стажировку, как проходит обучение по китайскому языку, обучение на других специальностях, рассказано о проживании, питании, даны ответы на вопросы.

    Возрастает популярность тестирования по русскому языку

    С начала года экзамены на знание русского языка как иностранного в Санкт-Петербургском университете сдали уже более 1000 человек, что на 30 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество стран, присоединившихся к тестированию, продолжает увеличиваться (Популярность тестирования по русскому языку выросла на 30 %).

    Санкт-Петербургский университет с 2016 года системно занимается продвижением и развитием государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. В настоящее время в 48 странах мира действуют 112 центров тестирования, масштаб их деятельности постоянно расширяется. Так, например, прошлым летом во многом благодаря усилиям СПбГУ в Каталонии (Испания) государственное тестирование по РКИ получило официальный статус. И сегодня количество желающих сдать экзамены в разных частях света неуклонно растет.

    В 2022 году количество тестируемых по РКИ увеличилось в Китае на 25 % по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года, в Греции — на 55 %, а в Италии и Иране — примерно на 20 %. Но рост интереса к изучению русского языка наблюдается не только в тех государствах, где традиционно работают специалисты Университета. С этого года тестирование впервые начало проводиться в таких странах, как Йемен, Малайзия, Мьянма, Сенегал, Судан, Танзания, Туркменистан, Шри-Ланка и Эквадор. Большое количество желающих проверить свой уровень владения языком появилось в Мексике: в Центр языкового тестирования СПбГУ обратилось сразу более 30 человек. Подъем интереса наблюдается даже среди граждан Польши (в два раза) и США (в этом году экзамены сдали уже 22 человека, а в 2021 году — только двое).

    Празднование Сонгкрана — тайского Нового года

    13 апреля народы стран Юго-Восточной Азии встречают Новый год. В этот день таиландоведы СПбГУ устроили праздник, который посетили как российские, так и тайские студенты и преподаватели. Гостей Сонгкрана познакомили с традициями и праздничной национальной кухней Таиланда (Универсанты встретили Сонгкран — тайский Новый год). Новый год 13 апреля отметили все страны, население которых исповедует буддизм Тхеравады, в их числе Таиланд, Камбоджа, Лаос и Мьянма.

    Утверждено Положение о филиале СПбГУ в Ташкенте

    14 апреля издан приказ № 3937/1 об утверждении Положения о филиале Санкт-Петербургского государственного университета в Ташкенте (Республика Узбекистан) в рамках организации работы по подготовке к открытию филиала в 2022 году (От биомедицины до фармакологии: СПбГУ открывает филиал в Узбекистане).

    О результатах проверки по обращению студентки П. А. Тареевой по поводу допуска трех преподавателей к участию в конкурсе на должность доцента Института истории

    В Виртуальную приемную от студентки Института истории Полины Александровны Тареевой поступила жалоба, в которой утверждается, что три кандидата на замещение должности доцента по области знаний «История» (Е. И. Лелина, О. Б. Сокурова, С. М. Жестоканов) не соответствуют квалификационным требованиям в части наличия грантов / договоров, а потому ею предложено провести проверку законности допуска к конкурсу этих кандидатов.

    Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев на ректорском совещании сообщил о результатах проверки аргументов, изложенных в обращении.

    В. В. Еремеев напомнил, что конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ проводятся в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утвержденным приказом ректора СПбГУ от 31.10.2019 № 10864/1 (далее — Положение). Приказ от 27.01.2022 № 506/1 «О разъяснении приказов о подготовке к проведению конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников в 2021/22 учебном году» (далее — Приказ) разъясняет квалификационное требование о количестве грантов / договоров для участия в конкурсном отборе.

    Требование о наличии гранта доцентом Е. И. Лелиной выполнено, поскольку с ней Издательством СПбГУ заключен лицензионный договор на издание учебника «Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности, 2022», что соответствует п. 1.3.3 Приказа. Пункт 1.3 описывает те виды активности, которые принимаются в зачет при принятии решения о наличии грантов / договоров без предъявления требований к объемам финансирования.

    Доцентом О. Б. Сокуровой был представлен полный пакет документов (договор с Российским институтом истории искусств, техническое задание к договору, акт приемки выполненных работ), подтверждающих ее участие в выполнении научного исследования «Театральная реформа МХТ имени А. П. Чехова в свете духовных традиций русской культуры».

    Доцент С. М. Жестоканов был допущен к участию в конкурсе в том числе на основании Контракта № ЕД-141-(191540) возмездного оказания преподавательских услуг с СПбГУ на разработку онлайн-курса «Цикл лекций по всеобщей истории» от 26.11.2019, что в соответствии с п 1.3.5 Приказа засчитывается как наличие гранта / договора. Кроме того, им представлены документы, подтверждающие выполнение работ на возмездной основе по экспертизе рукописей и оценке качества перевода с древних языков в рамках договора с ООО «Издательский центр "Гуманитарная Академия"» от 15.03.2021.

    Все перечисленные студенткой П. А. Тареевой претенденты подали документы в установленные сроки приема документов, указанные в приказе об объявлении конкурса от 10.03.2022 № 2155/1.

    Таким образом, проведенная проверка не выявила нарушений при принятии решения о допуске к участию в данном конкурсе указанных кандидатов (О проверке документов для участия в конкурсе на замещение должностей; О проверке жалобы по поводу допуска преподавателей к участию в конкурсе на должность доцента Института истории СПбГУ; О конкурсе на замещение должности доцента Института истории СПбГУ).

    В. В. Еремеев также сообщил, что в целях обеспечения гласности, открытости и объективности конкурсного отбора все его участники предварительно рассматриваются на заседании квалификационной кадровой комиссии — коллегиального экспертного органа, в состав которого включены как работники СПбГУ, так и до 60 % признанных специалистов, работающих в других организациях. Такой состав комиссии позволяет проводить всестороннюю и независимую оценку квалификации претендентов, способствует тому, чтобы процедура прохождения конкурса была понятной и прозрачной для кандидатов и работников СПбГУ.

    Об исполняющем обязанности декана факультета свободных искусств и наук

    Приказом от 08.04.2022 № 4261 доцент кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Д. Е. Расков освобожден от обязанностей исполняющего обязанности декана факультета свободных искусств и наук.

    По представлению декана факультета А. Л. Кудрина на время его отсутствия исполняющим обязанности декана факультета свободных искусств и наук приказом от 08.04.2022 № 4261/2 назначена профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Нина Михайловна Савченкова.

    Первый проректор Елена Григорьевна Чернова на совещании сообщила, что совместно с проректором по организации работы с персоналом В. В. Еремеевым и проректором по учебно-методической работе Э. А. Зелетдиновой планирует провести встречу с заведующими кафедрами факультета свободных искусств и наук, а затем и со всем коллективом подразделения. На встречах планируется представить нового исполняющего обязанности декана факультета, а также рассказать о ходе устранения нарушений, выявленных в деятельности подразделения. Проректоры хотели бы получить обратную связь от сотрудников факультета по вопросам организации работы.

    Освобождение незаконно занятых мест в общежитиях СПбГУ

    До 2008 года в Университете была распространена практика поселения посторонних лиц в общежития на места, предназначенные для обучающихся. При этом должным образом не велся прозрачный учет таких проживающих. Как рассказал главный инженер — заместитель первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов, в 2011 году в результате инвентаризации жилого фонда, проведенной специальной комиссией, куда вошли представители Студсовета и Профсоюзной организации работников СПбГУ, было обнаружено, что незаконно проживающие граждане занимают 1272 места. После проверки была организована работа по освобождению мест, занятых такими лицами.

    С 2011 года по настоящее время удалось решить вопрос об освобождении 1153 студенческих мест. Большинство нанимателей было выселено в досудебном порядке после проведения разъяснительной работы, проведенной сотрудниками, обслуживающими общежития СПбГУ, 69 пришлось выселять с помощью судебных разбирательств.

    За 2021–2022 годах выселено девять сторонних граждан, освобождено 35 мест. Из них в судебном порядке решался вопрос в пяти случаях. Как отметил Д. В. Михайлов, не все проживающие лица своевременно исполняют решения суда, в связи с чем в ряде случаев пришлось объявлять исполнительное производство и решать вопрос при помощи судебных приставов. В настоящее время на стадии исполнительного производства находится выселение шести человек. На сегодняшний день на студенческих местах остаются проживать 29 сторонних граждан, занимая при этом 119 мест. Работа по их выселению продолжается.

    При этом для поселения научно-педагогических сотрудников в СПбГУ создан служебный жилой фонд. Служебные квартиры предоставляются сотрудникам на основании договоров найма, заключаемых на срок трудовых отношений. В настоящее время служебным жильем обеспечены 49 научно-педагогических сотрудников.

    О сохранности имущества, находящегося в аудиториях СПбГУ

    15 апреля во время планового обхода учебных корпусов Университета сотрудниками Управления режима и охраны СПбГУ на одном из этажей была обнаружена открытой и оставленной без присмотра учебная аудитория. Ключи от этой аудитории были выданы сотруднику Университета для проведения учебных занятий и не возвращены на пост охраны после их завершения. Как рассказал заместитель ректора по безопасности Дмитрий Владимирович Грязнов, в ходе осмотра в аудитории обнаружили повреждение мебели, напольного покрытия, осколки стекла и иной мусор.

    Это произошло из-за того, что работник СПбГУ нарушил пункт 3.9.8 положения «О контрольно-пропускном и внутриобъектовом режимах в СПбГУ», утвержденного приказом заместителя ректора по безопасности от 24.04.2017 № 4169/1 (с изменениями и дополнениями), который запрещает оставлять незакрытыми помещения без присмотра. Виновный в произошедшем возместил ущерб Университету.

    Д. В. Грязнов в очередной раз обратился к директорам и деканам с просьбой ознакомиться с положением «О контрольно-пропускном и внутриобъектовом режимах в СПбГУ», самим соблюдать его требования и требовать их соблюдения от подчиненных сотрудников, что позволит всем универсантам обезопасить себя и сохранить имущество Университета.

    Новый номер журнала «Санкт-Петербургский университет», посвященный 200-летию зоологического образования в России

    Университет продолжает отмечать Год зоологии. 15 апреля вышел в свет новый выпуск журнала «Санкт-Петербургский университет», посвященный 200-летию зоологического образования в России — в 1822 году в Санкт-Петербургском университете впервые в стране начала работу узкоспециализированная кафедра зоологии. Впоследствии на ее основе были созданы многие отечественные научные школы: например, орнитологии, палеонтологии, экологической паразитологии.

    В номере представлены статьи об уникальных биологических коллекциях Университета («Фантастические звери и где они обитают»), о работе на биологической станции «Беломорская» («Наука на острове»), о современных исследованиях ученых СПбГУ («Человек моллюску — друг?», «С бактерией за пазухой»), о совместном проекте Университета и Государственного Эрмитажа по изучению изображений бабочек на экспонатах музея («Ловцы бабочек»).

    Профессор, заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных СПбГУ Андрей Гранович на страницах нового номера журнала рассказывает об истории первой в России кафедры зоологии: какие выдающиеся ученые там работали, и как зоологи СПбГУ повлияли на развитие науки о царстве животных («Первая зоологическая»). Доцент СПбГУ (кафедра зоологии беспозвоночных) Андрей Вишняков и профессор СПбГУ (кафедра зоологии беспозвоночных) Андрей Островский рассказывают читателям об изучении удивительных способностей мшанок — уникальных морских и пресноводных колониальных животных («Мшанки, матрешки, бактериофаги и ежики»). Гостем нового номера стал палеонтолог, доктор биологических наук, доцент СПбГУ (кафедра зоологии позвоночных) и популяризатор науки Павел Скучас («Не могу ничем заниматься, кроме палеонтологии»).

    Редакция журнала и коллектив Управления по связям с общественностью СПбГУ выразили благодарность всем сотрудникам биологического факультета, которые приняли участие в подготовке номера: их помощь, поддержка и активное содействие помогли создать качественный, корректный и точный, а также невероятно интересный научно-популярный контент.

    Электронная версия издания доступна на сайте журнала «Санкт-Петербургский университет».