Материалы ректорского совещания

№ 494
от 11.10.2021

    Реализация проекта «Представительство Санкт-Петербургского государственного университета» в ФРГ

    Соглашение об открытии представительства СПбГУ в ФРГ подписано обеими сторонами. 4 октября 2021 года состоялась очная встреча с представителем Свободного университета Берлина Т. Стюдеманном. Были обсуждены вопросы о проведении церемонии открытия, дате открытия, перспективных направлениях сотрудничества.

    Офис представительства СПбГУ расположен на территории кампуса Свободного университета Берлина в старинном особняке International House. Торжественное открытие представительства СПбГУ планируется приурочить ко дню рождения Свободного университета Берлина (дата основания — 4 декабря 1948 года). Также близится 53-я годовщина установления сотрудничества СПбГУ со Свободным университетом Берлина (середина ноября). Прорабатывается сценарий торжественной церемонии.

    Офис будущего представительства готов и оснащен необходимой мебелью и техникой. Со стороны СПбГУ ведется подготовительная работа к открытию: сбор и отправка в будущий офис пособий по изучению русского языка как иностранного, символики СПбГУ, сувенирной продукции и др. Завершается работа по размещению страницы представительства СПбГУ на сайте Свободного университета Берлина. Размещение страницы предполагается на трех языках: русском, немецком и английском.

    Директорам и деканам поручено направить предложения о проведении совместных с немецкими коллегами мероприятий: круглых столов, открытых лекций, об участии представителей Свободного университета Берлина в составах советов образовательных программ по соответствующим тематикам, презентации книг и др.

    Публикации к 300-летию Университета

    Продолжается работа по подготовке публикаций к 300-летию Санкт-Петербургского университета (Материалы ректорского совещания от 26.07.2021). Работа ведется в двух направлениях:

    • В издательстве СПбГУ готовится к изданию несколько книг. Самым объемным, не менее чем в четырех книгах, будет издание воспоминаний современников об Университете «Императорский Петербургский университет в воспоминаниях». Работа над первой книгой уже в целом завершена.
    • Второе направление должно обеспечить продвижение информации о достижениях Университета в различных научных областях. Для решения этой задачи научно-педагогические работники готовят цикл статей в различных журналах мира. В первую очередь речь о научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных. Первые публикации ожидаются уже в 2022 году.

    Все участники совещания поддержали предложение декана биологического факультета академика РАН И. А. Тихоновича в предъюбилейные годы посвящать свои научные публикации юбилею родного Университета.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 26 обращений от студентов и преподавателей (в том числе восемь вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 31 обращение зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Обращения на различные темы: о возможности перевода в СПбГУ, пересдачи дисциплин в дистанционном формате, получения документов об образовании, получения дополнительного образования в СПбГУ, об изменении направления обучения, об участии в переписи населения (Хочу пройти практику на переписи населения, но меня не направили. Что делать?), отсрочке для оплаты договора на обучение в аспирантуре, получении выписки из электронной зачетной книжки, проверке на плагиат SafeAssign, защите диссертации на английском языке, оформлении стипендии от частной организации, смешанном формате обучения (О формате обучения), а также о прохождении вакцинации иностранными студентами, получении QR-кода о вакцинации. По всем запросам проводятся проверки и оперативно направляются ответы.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, проблем в организации образовательного процесса не выявлено. Занятия проходят по расписанию в смешанном формате. Обращений, жалоб и замечаний от обучающихся и преподавателей не поступало.

    По информации, поступившей от декана факультета международных отношений, в связи с проведением международного форума «Россия и Ибероамерика в современном мире» во избежание большого количества переносов занятий были предприняты меры для установления в период 4–6 октября для некоторых групп формата обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    В Виртуальной приемной опубликовано несколько ответов, в том числе о том, что практика для обучающихся является обязательной (Является ли практика студентов СПбГУ в рамках переписи населения обязательной?, О прохождении практики в рамках Всероссийской переписи населения). При этом участие во Всероссийской переписи населения возможно только на основании добровольно заключенного сторонами гражданско-правового договора. В случае отказа любой стороны от заключения этого договора участие студента в переписи невозможно (Будет ли реакция на обращение Студсовета по поводу практики в рамках Всероссийской переписи населения?). В таком случае практика будет организована в другой форме (в Петростате в апреле-мае будущего года либо в другой организации).

    Обращалось внимание на то, что в Университете давно существует практика учета (перезачета) различной деятельности обучающихся, в том числе внеучебной, в качестве компонентов образовательных программ (например, зачет периода обучения в зарубежном вузе). Так, в соответствии с приказом первого проректора по учебной и методической работе от 12.08.2021 № 7971/1 «Об учете результатов внеучебной деятельности обучающихся СПбГУ» под результатами внеучебной деятельности обучающихся СПбГУ, которые могут быть учтены в качестве результатов обучения, понимаются результаты организованной СПбГУ для обучающихся проектной, волонтерской и иной социально значимой деятельности, полученные в период освоения ими образовательной программы СПбГУ. Результаты такой деятельности учитываются в качестве результатов освоения дисциплин (модулей), практик с учетом соответствия результатов внеучебной деятельности результатам обучения по дисциплине (модулю), практике, в целом по образовательной программе, а также в рамках программы воспитательной работы. При этом изменения в учебно-методическую документацию не вносятся. Заключение новых договоров о практической подготовке с организациями не влечет необходимости внесения изменений в рабочие программы практик (Будет ли Университет менять методическую документацию в середине учебного года?).

    Также поступил вопрос об изменении учебных планов программ бакалавриата в части освоения блока дисциплин «Иностранные языки». Обучающаяся отметила, что в «учебных планах до 2020 года в блоке дисциплин "Иностранные языки" была траектория 4.2, при этом эта траектория предполагала изучение второго иностранного языка после двух семестров английского (общий курс). Теперь в учебных планах студентов 2020 и 2021 годов поступления вместо траектории 4.2 есть траектория 4, которая предполагает изучение английского языка на протяжении 4 семестров. Таким образом, студенты, которые уже имеют уровень выше В2, вынуждены и дальше изучать общий курс английского языка вместо возможности изучать новый язык». Студентка просит уточнить, с чем связано такое изменение в изучении иностранных языков.

    На это обращение подготовлен ответ о том, что с 2020 года изменилась концепция преподавания общеуниверситетской дисциплины «Английский язык» для программ уровней бакалавриата и специалитета. Траектории изучения английского языка относятся исключительно к общеуниверситетским дисциплинам: (№ 001000) «Английский язык» для ООП до 2020 года поступления и (№ 700000) «Английский язык» с 2020 года. Обе дисциплины подразумевают изучение английского с определенного уровня (по определенной траектории) и до уровня не ниже уровня, соответствующего уровню В2. В частности, траектории 4.2 и 4 — это обе траектории В2—В2+. Вместе с тем, реализуя подход равных возможностей для обучающихся, возможность изучения вторых иностранных языков не должна предоставляться на основании входного уровня английского языка, когда речь заходит о неязыковых направлениях подготовки. Исключение вторых иностранных языков на неязыковых направлениях подготовки также обусловлено нецелесообразностью искусственного увеличения нагрузки по изучению неспециальных дисциплин, не относящихся к развитию профессиональных компетенций на неязыковых направлениях подготовки.

    Кроме того, в программу траекторий по дисциплине (№ 700000) «Английский язык» включены компоненты академически-ориентированного английского языка, объем которого значительно увеличивается от траектории 1 до траектории 4, что обеспечивает развитие коммуникативной иноязычной компетенции для обучающихся каждой из траекторий. Необходимо иметь в виду, что интернационализация образования и ориентированность учебных планов ООП на реалии современного рынка труда также подразумевают подготовку по любому иностранному языку в разрезе компетенций профессионального и академического иностранного языка. Изучение вторых иностранных языков на неязыковых направлениях подготовки, таким образом, не может и не должно носить ознакомительный или базовый характер. А уровень академического и профессионально-ориентированного языка в таком случае должен подразумевать высокий начальный уровень владения вторым иностранным языком у большинства студентов направления подготовки. Внедрение же столь глубокого изучения второго иностранного языка «с нуля» очевидным образом негативно сказалось бы на объеме преподавания специальных дисциплин неязыкового цикла, а, следовательно, на уровне овладения профессиональными и научно-исследовательскими компетенциями, что не соответствует современным требованиям к образовательным программам СПбГУ.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.

    В ходе встречи директора Института истории с председателем студсовета и старостами четвертого курса к директору обратились старосты двух групп четвертого курса, которые сообщили об одном подтвержденном и одном неподтвержденном диагнозах COVID-19. Обучающимся указано на необходимость направить информацию в учебный отдел для изменения в группах формата обучения на удаленный на время карантина, а с целью подтверждения диагноза — обратиться к врачу. Студенты группы 18.Б03-ии выразили желание проводить занятия с использованием ИКТ по дисциплине «История нового и новейшего времени» (семинар), которые проводит профессор А. В. Смолин. На основании действующих приказов обучающимся даны разъяснения, при каких условиях занятия проводятся с применением ИКТ.

    Во время встречи и. о. декана факультета политологии с представителями студсовета и старостами третьего курса обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса, вопрос смешанного формата обучения в осеннем семестре, а также обязательность наличия объективных оснований и подтверждающих документов (например, медицинской справки) для введения для обучающегося или группы обучающихся удаленного формата обучения с применением MS Teams.

    Обсуждали также организацию и проведение практики третьего курса бакалавриата в осеннем семестре 2021/22 учебного года и участие студентов во Всероссийской переписи населения. От представителей студсовета поступили вопросы о формате организации учебного процесса во время прохождения практики в форме участия во Всероссийской переписи населения в качестве переписчиков. Был предложен дистанционный формат обучения с применением MS Teams (соответствующее предложение направлено первому проректору по учебной работе). Были даны ответы на вопросы относительно возможных вариантов прохождения практики.

    Вопросы участия студентов во Всероссийской переписи населения обсуждались также на встрече декана факультета социологии с членами студсовета, руководства филологического факультета — в серии организационных встреч с обучающимися третьего курса бакалавриата, руководства экономического факультета — на встрече с обучающимися.

    На встрече руководства ВШМ с представителями студсовета обсуждались вопросы нового опыта проживания в общежитиях кампуса «Михайловская дача». Также были отмечены сбои в работе сайта с электронным расписанием. По этому вопросу организована проверка.

    В ходе встречи и. о. декана физического факультета с председателем студсовета обсуждались текущие вопросы организации учебного процесса. Представители студсовета сообщили о том, что в ночь с 18 на 19 сентября на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе за нарушение общественного порядка сотрудниками полиции было задержано несколько студентов, проживающих в общежитиях. Среди задержанных оказался обучающийся второго курса по ООП бакалавриата по направлению «Прикладные математика и физика». Представитель студсовета выразил мнение, что мера дисциплинарного взыскания в виде отчисления из СПбГУ, которую планируется применить к А. А. Хуснутдинову, является чрезмерной. Мнение студсовета принято к сведению.

    Руководство экономического факультета провело встречи с обучающимися. Обсуждался вопрос о смешанном формате обучения. Предположительно, промежуточная аттестация также будет проходить в смешанном формате; проведение аудиторных зачетов возможно по предметам, по которым были аудиторные семинарские занятия. Группы, в которых выявлены случаи заражения коронавирусной инфекцией, на период карантина переводятся на удаленный формат проведения занятий. Обо всех случаях заражения необходимо незамедлительно представлять информацию в учебный отдел.

    О выборах в Студенческий совет. Выборы в президиум СС будут проходить после включения представителей первого курса в состав совета.

    Обсуждался вопрос об участии в открытых лекциях и конференциях. Разъяснялось, что участие в регулярных научных мероприятиях, открытых лекциях, профориентационных встречах является бесплатным, но требует регистрации. Университет имеет договоры с китайскими университетами — Пекинским и Нинбо, в рамках которых предполагались выездные практики для студентов программы «Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)», проведение которых пока невозможно из-за пандемии. Однако до сведения присутствующих доведена возможность организации совместной российско-китайской онлайн-конференции.

    Директор Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии провела собрания со студенческим активом и обучающимися третьего курса по вопросам производственной практики (по профилю специальности).

    На совещании отмечалось, что в службу технической поддержки УСИТ СПбГУ поступают обращения от обучающихся и преподавателей, и всё чаще они связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий во время проведения занятий. Так, среди прочих поступают вопросы, связанные со сбоями при использовании MS Teams. Диагностика, проводимая специалистами УСИТ, показывает, что чаще всего эти проблемы вызваны неудовлетворительным состоянием используемых личных технических средств и подключения к Интернету. Как правило, личный ПК или устройство для подключения не удовлетворяет требованиям к оборудованию, отмечается и нестабильное подключение с использованием мобильного Интернета.

    Специалисты УСИТ рекомендуют заблаговременно проводить проверку оборудования и обращаться за помощью в службу технической поддержки УСИТ. Порядок обращения и контакты приведены в разделе УСИТ портала СПбГУ, инструкции размещаются по ссылке.

    Онлайн-курсы СПбГУ на платформе «Открытое образование»

    Директор Центра электронных образовательных ресурсов В. А. Старостенко сообщил, что СПбГУ продолжает удерживать лидерские позиции на российском рынке онлайн-образования. В первой декаде сентября СПбГУ первым из вузов, чьи курсы представлены на Национальной образовательной платформе «Открытое образование», перешел рубеж в 2 млн записей (при общем количестве записей чуть более 9 миллионов). По состоянию на сегодня СПбГУ занимает первое место не только по аудитории слушателей, но и по количеству размещенных курсов — 155 курсов из 752. Количество слушателей онлайн-курсов СПбГУ на платформе «Открытое образование» превысило 2 миллиона.

    Топ-10 самых востребованных курсов СПбГУ на платформе «Открытое образование»

    Название курса

    Руководитель авторского коллектива

    Кол-во слушателей

    1

    Китайский язык для начинающих

    Власова
    Наталья Николаевна

    82 943

    2

    История России

    Кривошеев
    Юрий Владимирович

    77 277

    3

    Психология сознания

    Аллахвердов
    Виктор Михайлович

    70 688

    4

    Психолингвистика

    Черниговская
    Татьяна Владимировна

    62 651

    5

    Латинский язык. Начальный курс

    Бударагина
    Ольга Владимировна

    52 408

    6

    Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену

    Рубцова
    Светлана Юрьевна

    51 986

    7

    Японский язык. Начальный уровень

    Ибрахим
    Инга Самировна

    49 282

    8

    Дизайн-методология: управление вдохновением

    Лола
    Галина Николаевна

    45 432

    9

    Философия

    Кузнецов
    Никита Всеволодович

    42 942

    10

    Язык современной рекламы и СМИ

    Друговейко-Должанская
    Светлана Викторовна

    42 782

    Помимо того, что наблюдается постоянный прирост внешних слушателей, растет и количество собственных обучающихся, в чьи учебные планы включены онлайн-курсы. В весеннем семестре 2020/21 учебного года более чем у 11 000 обучающихся СПбГУ в рамках основных образовательных программ были включены онлайн-курсы. Количество зачислений на 16 обязательных курсов на платформе «Открытое образование» превысило 13 000.

    Число зачислений на курсы в осеннем семестре 2021/22 учебного года по состоянию на 11 октября уже превысило 38 000, то есть наблюдается почти трехкратный рост зачислений. 17 000 уникальных слушателей из числа собственных обучающихся зачислены на 37 онлайн-курсов. По предложениям директоров/деканов в список онлайн-курсов, которые можно перезачесть вместо дисциплины или ее части, включены дополнительно 27 онлайн-курсов.

    Кроме этого, растет и портфель сетевых партнеров. СПбГУ, несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, а во многом и благодаря ей, удалось не просто не сбавить обороты в плане создания и реализации онлайн-курсов, но и укрепить свои лидерские позиции. Так, в 2020 году на курсах СПбГУ по сетевым договорам обучалось в два раза больше студентов, чем суммарно за 2015–2019 годы. А в 2021 году количество студентов по сетевым договорам выросло еще вдвое. К настоящему моменту у СПбГУ уже более 30 вузов-партнеров. Помимо этого, в 2020 году, в разгар пандемии, по направлениям руководства 66 российских вузов на курсы СПбГУ были дополнительно зачислены около 13 000 студентов и преподавателей, сопровождающих те или иные дисциплины, и в индивидуальном порядке обратились студенты еще 23 учебных заведений. Тем самым СПбГУ помог региональным вузам завершить семестр без потери качества образования в период локдауна.

    Прошлая неделя ознаменовалась и еще одним важным событием. На Национальной образовательной платформе «Открытое образование» открылся новый сервис — онлайн-программы, который позволяет размещать курсы или специализации для различных уровней образования, в том числе и программы ДПО. Каждая такая программа сфокусирована на получении реальных навыков, востребованных на рынке труда, дающих возможность слушателям найти более перспективное направление для работы и получить новую профессию. Сейчас на платформе представлены восемь программ, из них половина — программы от СПбГУ: «Креативное мышление в бизнесе», «Юридический английский», «Блокчейн: цели, бизнес-модели и регулирование» и «Блокчейн: архитектура и принцип работы». Все эти программы будут реализовываться в дистанционном формате.

    СПбГУ продолжает развивать и собственную платформу, интегрированную с федеральным порталом «Современная цифровая образовательная среда». Сейчас платформа проходит апробацию, на ней в тестовом режиме размещен ряд курсов. Частично функционал платформы уже используется в рамках самостоятельных блоков. Так, отдельные блоки используются для обучения и прохождения итогового тестирования по РКИ в рамках деятельности коллектива Центра языкового тестирования СПбГУ (этот блок является программой, зарегистрированной Роспатентом). Уже в ближайшем будущем собственная платформа позволит масштабировать для собственных обучающихся новые образовательные технологии, связанные с построением гибких образовательных траекторий, эффективно реализовывать образовательный процесс с использованием электронного обучения и формировать программы ДПО в дистанционном формате.

    Декан юридического факультета С. А. Белов спросил, как организовано продвижение информации об онлайн-курсах юристов Университета (по его мнению, их аудитория не очень велика). В. А. Старостенко объяснил, что аудитория этих онлайн-курсов довольно узкая, профессиональная (в отличие, например, от курса «Китайский язык для начинающих»). Но доля слушателей, которые доходят до конца обучения и сдают тесты для получения сертификата, довольно велика. Это свидетельствует об успешности курсов.

    Участники ректорского совещания обсудили варианты продвижения информации об онлайн-курсах СПбГУ с использованием ресурсов Университета и партнеров. Были предложены: информирование аудитории в докладах и презентациях на научных конференциях, в научных статьях, в издаваемых книгах (монографиях и учебниках), на страницах институтов и факультетов, на сайтах партнеров СПбГУ (в том числе профессиональных ассоциаций), в социальных сетях (в том числе в студенческих сообществах и группах преподавателей), в интервью в СМИ и др.

    О ходе переселения и о результатах встречи со студкомом. О рассылке материалов ректорских совещаний

    5 октября начальник Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий —заместитель заместителя по эксплуатации материально-технической базы первого проректора СПбГУ Д. В. Михайлов провел встречу с обучающимися, членами комитета по работе с общежитиями Студенческого совета СПбГУ. Во встрече принял участие начальник Управления по работе с молодежью В. А. Савинов.

    Участники встречи задавали свои вопросы и вопросы, подготовленные в результате опроса других студентов, проживающих в общежитиях. Они были связаны с работой общежитий и служб СПбГУ, расположенных в кампусе, с организацией досуга обучающихся, проживающих в общежитиях, и внеучебных мероприятий.

    Д. В. Михайлов проинформировал студентов о том, какие имеются возможности для досуга на территории комплекса общежитий: тренажерный зал, бильярдный зал, аудитории для занятий творческих коллективов во Дворце культуры и науки (ДКиН), спортивные площадки, уличные тренажеры, зона отдыха со скамейками. И о тех действиях, которые предпринимаются в последние месяцы в связи с возвращением проведения значительной части занятий в офлайн-режим: об открытии в ближайшее время зоны коворкинга в общежитии № 16, а также об освобождении помещения после выезда арендатора магазина в общежитии № 12, которое будет переоборудовано под досуговое пространство для студентов. Д. В. Михайлов сообщил участникам встречи, что он готов рассмотреть предложения по функциональности этих помещений и оснащению. Также проинформировал о наличии других помещений, которые могут быть использованы для проведения мероприятий. Студенты пообещали через неделю представить предложения.

    Участники встречи сообщили, что им известны имеющиеся возможности проведения досуга на территории комплекса общежитий (репетиции творческих коллективов в ДКиН, бильярдный зал с дополнительным пространством для игр в настольный теннис и в настольные игры, спортивные площадки на территории комплекса общежитий). При этом, по их мнению, почти половина проживающих (многие второкурсники, которые из-за ковида только в этом году приехали жить в общежитие, и студенты первого курса) не знают об этих возможностях, т. к. разделы портала Университета читают не все, студенты привыкли для получения информации использовать социальные сети. Д. В. Михайлов попросил проанализировать раздел портала про общежития на предмет недостатков, чтобы сделать его структуру и интерфейс более удобным и понятным. Также предложено рассылать обучающимся по адресам корпоративной электронной почты материалы ректорских совещаний.

    Д. В. Михайлов также проинформировал студентов о планах до конца 2021 года заменить лифты в общежитиях № 1, 2, 3 (ул. Кораблестроителей, 20, к. 1, 2, 3), № 4 (ул. Шевченко, 25), № 18 (8-я линия В. О., 77), отремонтировать покрытие спортивных площадок на территории комплекса общежитий в Петергофе.

    Был задан вопрос о проведении мероприятий в ДКиН. В. А. Савинов продемонстрировал участникам страницу на портале СПбГУ в разделе «Внеучебная деятельность», на которой размещены актуальное расписание всех действующих в ДКиН творческих объединений студентов, контакты ответственных сотрудников и администратора. В. А. Савинов также сообщил, что в ближайшее время для наглядности на стендах в общежитиях и в ДКиН будут размещены постеры с этой информацией. Также готовится сводный онлайн-календарь всех активностей и мероприятий в ДКиН.

    Если у студентов возникнет желание организовать мероприятие в ДКиН или появятся вопросы по деятельности творческих объединений, то они смогут обратиться по указанным контактам к сотрудникам Управления по работе с молодежью. Поскольку ДКиН обладает ограниченными ресурсами в отношении свободных и доступных для студентов помещений, а также с учетом плотного ежедневного графика проведения мероприятий и репетиций, В. А. Савинов рекомендовал студентам заранее обращаться к сотрудникам с идеями и предложениями по новым мероприятиям, предварительно проработав их в своих коллективах и при участии комитета по работе с общежитиями Студенческого совета СПбГУ.

    Продолжается процесс переселения между общежитиями, на сегодняшний день этой возможностью воспользовались 416 обучающихся. После ввода в эксплуатацию общежитий на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» продолжается поселение и переселение из других общежитий бакалавров по направлениям «Менеджмент», «Международный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Поселение обучающихся и переселение из других общежитий СПбГУ осуществляется на основании заявлений, поданных в соответствии с Правилами проживания в общежитиях СПбГУ. На сегодняшний день в этих общежитиях уже проживают 217 обучающихся. 7 октября началось переселение из общежитий, расположенных в Петергофе, в общежития, расположенные в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга, по спискам, опубликованным на странице Управления по работе с молодежью сайта СПбГУ. Уже переехали 7 обучающихся. Этот процесс продлится до 20 октября.

    При этом сотрудники Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий продолжают наблюдать, как при этом соблюдаются противоэпидемические меры, и анализировать изменения эпидемической обстановки. В связи с этим предложено отложить решение о снятии ограничений на свободный проход проживающих обучающихся между общежитиями до 20 октября, чтобы иметь возможность принять взвешенное решение.

    Нарушения обучающимися и работниками положений законодательства РФ, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров, других документов

    За июнь — сентябрь 2021 года были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ 60 обучающимися (июнь — 15; июль — восемь; август — пять; сентябрь — 32).

    По уровням обучения: среднее профессиональное образование — пять; бакалавриат — 36; специалитет — 11; магистратура — пять; аспирантура — два, ординатура — один.

    По направлениям обучения: Биология — один; Востоковедение — два; Журналистика — один; История — два; Математика и компьютерные науки — один; Математика и механика — 15; Медицина — один; Международные отношения — три; Политология — два; Прикладная математика и процессы управления — пять; Психология — один; Свободные искусства и науки — один; Социология — два; Физика — пять; Физическая культура (СПО) — пять; Филология — четыре; Философия — два; Экономика — три; Юриспруденция — четыре.

    Виды нарушений (некоторые студенты нарушают несколько пунктов разных правил):

    1. П. 6.1.3, 6.1.6, 6.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: быть дисциплинированными, соблюдать чистоту и порядок на территории Университета, не употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, не появляться в нетрезвом виде, не совершать действий, создающих повышенный шум в жилом помещении, и не нарушать законные интересы других проживающих — 22;
    2. П. 1 приказа о запрете курения в зданиях и на территории СПбГУ, а именно: курение табака — три;
    3. П. 2.1.11 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: соблюдать установленный в Университете пропускной режим, в том числе не передавать свой пропуск, включая пропуск на электронно-магнитной основе (студенческий билет, удостоверение), другим лицам и не пользоваться пропуском (студенческим билетом, удостоверением), выданным другому лицу — один;
    4. П. 10.1.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несоблюдение правил содержания в порядке жилого помещения — два;
    5. П. 2.3 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, п. 10.1.9 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, утвержденных приказом от 28.08.2019 № 8468/1, п. 4.3 Договора найма специализированного жилого помещения в общежитии СПбГУ, а именно: невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период более 6 месяцев — 12;
    6. П.10.2.6 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: курить в жилых помещениях и местах общего пользования, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические, токсические вещества, находиться в общежитии и на территории комплекса общежитий СПбГУ в состоянии алкогольного, наркотического, токсического и подобного опьянения, хранить и реализовывать наркотические, токсические, огнеопасные, взрывоопасные вещества и препараты, другие изъятые из оборота вещи, хранить в помещениях громоздкие вещи, мешающие другим проживающим пользоваться выделенными помещениями — четыре;
    7. П. 2.1.2 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: выполнять требования нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих учебный, научный процессы (ношение маски) — 12;
    8. П. 10.2.3, 10.2.5, 10.2.9 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несогласованная установка оборудования в общежитиях СПбГУ — один;
    9. П. 2.1.7 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: следовать нравственным и культурным традициям и духовным ценностям Университета, общепринятым моральным и этическим нормам, соблюдать Кодекс универсанта — один;
    10. П. 10.2.13 Правил проживания в общежитиях СПбГУ: совершение в общежитиях СПбГУ действий, которые могут повлечь применение мер дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности (нарушение режима самоизоляции) — один;
    11. П. 10.2.1 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: самовольное переселение из одного жилого помещения в другое в общежитиях СПбГУ — один.

    Дисциплинарные взыскания по этим нарушениям объявлены 19 студентам (4 замечания, 12 выговоров, 3 отчисления). Три студента находятся в академическом отпуске, поэтому меры дисциплинарного взыскания будут применены к ним после выхода из отпуска. По 33 студентам сформированы полные комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, в настоящее время материалы находятся на рассмотрении Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ. По 3 студентам комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий находятся в процессе подготовки, после их подготовки будут направлены для рассмотрения в Студенческий совет (совет обучающихся) СПбГУ.

    Дополнительно сообщалось, что в СМИ появились статьи, в которых говорится о совершении студентом Университета кражи и возбуждении против него уголовного дела. Университет не получал информации от правоохранительных органов по этому вопросу. Также в СМИ не указаны персональные данные нарушителя, вследствие чего не представляется возможным установить, действительно ли этот человек является студентом Университета. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Уставом Университета в случае привлечения обучающегося судом к уголовной ответственности такой обучающийся подлежит отчислению из Университета.

    За последние три месяца зафиксировано 23 нарушения, допущенных работниками СПбГУ, по каждому из которых было проведено служебное расследование и приняты меры (для сравнения: за аналогичный период 2020 года было 24 нарушения).

    Характер некоторых нарушений носит повторяющийся характер, как, например, курение на территории Университета (замечание объявлено системному администратору УСИТ С. В. Чижовой, а также специалисту ЦТРР Ю. В. Железняк).

    Объявлены наказания должностным лицам Университета. Так, за неправомерное назначение размеров арендных платежей теперь уже бывшему заместителю начальника УНЗР А. П. Чупраку объявлен выговор. За неисполнение приказа о направлении на нормативное обучение по программе «Эксплуатация и безопасное обслуживание ЭУ» замечание объявлено начальнику РЭО № 7 УГИ СПбГУ Е. М. Барыкову. Выговор объявлен первому заместителю директора института ВШМ К. В. Кротову за непредоставление своевременной информации на вопросы обучающихся о якобы принудительном переселении в общежития в Михайловке, что привело к бурному обсуждению этой темы в социальных сетях. За отмеченные в постановлении Ростехнадзора нарушения, касающиеся ввода в эксплуатацию общежитий в Михайловке, замечание вынесено проректору по экономическому развитию М. Н. Кудилинскому, претензии к результатам работы которого отмечены еще в двух приказах, где ему указано на необходимость надлежащего исполнения трудовых обязанностей.

    Как можно заметить, источники поступающей информации о нарушениях разные, но каждая информация проверяется. По итогам рассмотрения выносится то или иное решение с учетом тяжести проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также предшествующего поведения работника и его отношения к труду.

    Об обращении М. Н. Дрожжина в комиссию по этике СПбГУ

    8 октября состоялось заседание комиссии по этике, на котором рассматривалось обращение студента первого курса магистратуры направления подготовки «Антропология и этнология» М. Н. Дрожжина относительно этичности поведения художественного руководителя фольклорного ансамбля Е. В. Головкиной. В связи с получением дополнительной информации в ходе рассмотрения данного обращения члены комиссии по этике решили провести дополнительное обсуждение сложившейся ситуации. Решение комиссии по данному вопросу пока не принято (Кто распространяет ложную информацию о заседании комиссии по этике по обращению студента М. Н. Дрожжина?, О решениях комиссии по этике).

    Порядок ограничения допуска лиц, заболевших COVID-19, на территорию СПбГУ. Эпидемическая ситуация в Университете

    4 октября в сети Интернет была опубликована статья «Без пропуска и без "забрала": студенты СПбГУ высмеяли новые ограничения по COVID-19».

    При этом с начала нового учебного года в Виртуальную приемную СПбГУ начали поступать жалобы от обучающихся СПбГУ на несвоевременное разблокирование пропусков на объекты СПбГУ, которые были заблокированы в связи с заболеванием обучающихся новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) или контактом с заболевшим:

    • обращение в Виртуальную приемную от 03.09.2021 № 119023 обучающегося Манохина А. П.
    • обращение в Виртуальную приемную от 08.9.2021 № 119071 обучающейся Еремеевой М. А.

    Алгоритм предоставления информации о заболевании обучающихся СПбГУ коронавирусной инфекцией (COVID-19) был изложен в приказе от 29.04.2021 № 4430/1 «Об информировании обучающимися СПбГУ о случаях заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19)».

    Решения о порядке ограничения допуска заболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) на объекты СПбГУ принимались в Университете оперативным штабом, утвержденным приказом от 19.03.2020 № 2194/1. Так, всем обучающимся и работникам СПбГУ, заболевшим COVID-19, пропуска для прохода на объекты СПбГУ блокировались до момента представления медицинского документа о выздоровлении в учебный отдел по направлению обучения или, соответственно, в отдел кадров.

    24 сентября издано распоряжение № 3238/1р «Об организации работы по блокировке/разблокировке пропусков в случаях заболевания коронавирусной инфекцией», направленное на сокращение сроков обмена информацией между должностными лицами СПбГУ.

    К сожалению, в последние две недели в Университете наблюдается ухудшение эпидемической обстановки. Если с 20 по 26 сентября 2021 года заболели 2 работника (никто не госпитализирован), а с 27 сентября по 3 октября заболели 7 работников (госпитализирован 1), то с 4 по 11 октября заболел уже 21 человек (госпитализирован 1 работник).

    Новую коронавирусную инфекцию (СOVID-19) в настоящее время переносят 43 обучающихся. С 1 сентября 2021 года переболел 61 человек (в том числе 49 — в общежитиях). На изоляции находятся 9 учебных групп. В общежитиях режим самоизоляции обеспечивается для 21 человека. По состоянию на 11 октября, количество обучающихся, предоставивших информацию о вакцинации от коронавируса, — 3 158 человек. Направлено на вакцинацию 183 иностранных обучающихся.

    Ю. Н. Гузов освобожден от исполнения обязанностей первого заместителя декана экономического факультета

    В связи с нелицеприятными высказываниями первого заместителя декана экономического факультета Ю. Н. Гузова в адрес волонтеров и студентов (Правда ли, что и. о. декана Экономического факультета назвал волонтеров «убогими»?) по представлению декана экономического факультета О. Л. Маргании доцент Ю. Н. Гузов освобожден от исполнения обязанностей первого заместителя декана. Студенты обратились в комиссию по этике СПбГУ с просьбой оценить действия и высказывания доцента Ю. Н. Гузова.

    В возбуждении уголовного дела по обращению СПбГУ отказано. Но...

    В материалах «Перезагрузки» на сайте СПбГУ уже рассказывалось об истории арендных отношений, которые существовали в Университете с начала 1990-х годов и практически до 2006 года. Например, «Коллективная безответственность и миллионные потери» и «Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее». Проблемой являлся тот факт, что ввиду заниженных иногда в 10 раз ставок арендной платы Университет недополучал миллионы рублей, неся в то же время в полном объеме расходы по содержанию зданий и помещений.

    О факте сдачи в аренду помещений по заниженным ставкам арендной платы помещений по адресу: СПб, 9-я линия В. О., д.2/11а, по заниженным ставкам арендной платы и причастности к данному нарушению ряда должностных лиц, на тот момент уже бывших работников СПбГУ (заместителя начальника главного управления материально-технической базы Полонского В. И., заместителя проректора по материально-техническому развитию Куксо Н. В. и начальника отдела договоров аренды Сороченкова И. Р.), руководству Университета стало известно в 2017 году, после увольнения проректора по направлениям «Востоковедение, африканистика, искусства и филология» С. И. Богданова. Поэтому 19.01.2018 Санкт-Петербургским государственным университетом в адрес руководства управления экономической безопасности ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было направлено обращение о проведении проверки в отношении действий бывших работников СПбГУ, связанных с заключением договоров аренды помещений в здании СПбГУ по адресу: СПб, 9-я линия В. О., д.2/11а, по заниженным ставкам арендной платы.

    В своих объяснениях С. И. Богданов, в частности, указывал, что «декан факультета не мог принимать решения о распоряжении помещениями факультета», «ректор знала о всех принимаемых мной решениях». Иными словами, о фактических обстоятельствах дела ректору Университета было хорошо известно еще в начале 2000-х годов. А потому руководство СПбГУ могло и должно было еще в начале 2000-х годов обращаться с соответствующим иском, чего почему-то не сделало...

    Переписка с правоохранительными органами длилась более трех лет, Университет обжаловал незаконные решения о прекращении проверок, в которых в качестве основания значилось «отсутствие нарушений законодательства РФ в действиях должностных лиц Университета». В результате этой работы 1 сентября в адрес Университета поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности. Однако в тексте постановления указано: «в действиях Полонского В. И. (заместителя начальника главного управления материально-технической базы), Куксо Н. В. (заместителя проректора по материально-техническому развитию) и Сороченкова И. Р. (начальника отдела договоров аренды) усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ» (Постановление).

    Решение Василеостровского районного суда

    Елена Скворцова обучалась в СПбГУ по образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Журналистика» (профиль «Периодическая печать»). В феврале 2021 года она была отчислена с четвертого курса, поскольку на комиссионной пересдаче по учебной дисциплине «Производственная практика» получила оценку «неудовлетворительно».

    После отчисления Е. С. Скворцовой в СМИ появилось много публикаций, в которых утверждалось, что приказ незаконный и необоснованный. Общее число публикаций в СМИ по данному сюжету с февраля 2021 года по настоящее время — 105 (с суммарной аудиторией не менее 1 700 000 человек). В социальных сетях информация также широко разошлась: общее число публикаций в социальных сетях по данному сюжету с февраля 2021 года по настоящее время — 324 (с суммарной аудиторией около 1 900 000 человек). В отчислении без каких-либо к тому оснований усматривали дискриминационные мотивы и нарушения процедуры проведения промежуточной аттестации. Жалобы на незаконность отчисления были веером направлены в прокуратуру, Рособрнадзор, Минобрнауки России. Контрольные органы признали приказ законным.

    В мае Е. С. Скворцова подала исковое заявление в Василеостровский районный суд города Санкт-Петербурга о признании незаконным приказа об отчислении, восстановлении в числе студентов, взыскании компенсации морального вреда. Суд рассмотрел материалы дела, изучил приведенные сторонами доводы и признал приказ законным и обоснованным. 4 октября суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных Е. С. Скворцовой исковых требований в полном объеме.