Материалы ректорского совещания
СПбГУ на VI Санкт-Петербургском международном форуме труда
Как рассказала заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора Ольга Леонидовна Тульсанова, концепция и структура программы шестого Форума труда была разработана программным комитетом Санкт-Петербургского государственного университета (Елена Чернова: «Сегодня задача участников Форума труда — определить стратегии адаптации к новым экономическим условиям»). В этом году программа состояла из 12 треков, объединивших 127 мероприятий в смешанном и онлайн-формате на пяти площадках. По предварительным оценкам, более 4000 человек приняли участие в мероприятиях Форума труда, более 200 спикеров и модераторов были приглашены для участия в лекциях, мастер-классах, круглых столах, дискуссиях и других мероприятиях.
Традиционно в преддверии «большого» форума состоялся Петербургский международный молодежный форум труда — 2022 и Весенний день карьеры СПбГУ («Все начинается на уровне специалиста»: в СПбГУ прошел Петербургский молодежный форум труда; «Необходимо включать "здорового" карьериста»: в СПбГУ открылся Молодежный форум труда), в ходе которого 29 ведущих российских и международных компаний рассказали студентам о возможностях для старта и планирования карьеры. Насыщенную программу из 25 мероприятий дополнила стендовая сессия. Всего Молодежный форум и День карьеры очно и онлайн посетили 1600 студентов.
С 2021 года Санкт-Петербургский государственный университет поддерживает проведение нового трека в рамках деловой программы форума — #macro — Труд и занятость в новой социально-экономической реальности. В рамках этого трека в 2022 году прошел традиционный VI Международный экономический симпозиум.
Стенд СПбГУ традиционно был представлен на выставке «К.У.Б. Экспо» (Современность и традиции: СПбГУ представил свои достижения на выставке «К.У.Б.» в рамках Форума труда). За два дня на стенде прошли семь мастер-классов и шесть презентаций, были представлены научные достижения универсантов: аспирант Александр Аверьянов поделился результатами стартап-проекта «Terroir Concept (проектирование виноградников и агроконсалтинговые услуги для винодельческих хозяйств)», профессор Павел Мусиенко рассказал о передовой технологии нейропротезирования. Также на выставке прошла торжественная церемония открытия Центра прикладных экономических исследований СПбГУ (В СПбГУ открылся Центр прикладных экономических исследований) и подписание соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Ассоциацией грантодающих организаций «Форум доноров» (СПбГУ и «Форум доноров» заключили соглашение на площадке Форума труда).
В пассаже КВЦ «Экспофорум» была организована «Библиотека Форума труда», в рамках которой Издательство СПбГУ представило книги и сувенирную продукцию Университета.
О международной деятельности
На недавнем ректорском совещании 14 марта была проанализирована международная деятельность СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022). Как отметил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
• СПбГУ посетила египетская делегация из группы компаний «Модерн Групп» во главе с ее генеральным директором Валидом Деабом. В рамках визита 15 марта состоялась церемония подписания соглашения о создании филиала Университета в Каире (Санкт-Петербургский университет создаст филиал в Египте). Новое подразделение Университета будет готовить высококвалифицированных специалистов в области медицины, стоматологии, сестринского дела и др. По предложению господина Валида Деаба второй филиал СПбГУ будет открыт в Саудовской Аравии.
Создание нового филиала СПбГУ стало возможным благодаря указу президента Арабской Республики Египет, позволяющему открывать в стране филиалы зарубежных университетов. Финансирование проекта будет осуществляться полностью за счет инвестиций АО «Модерн Групп», одной из крупнейших групп компаний в Египте, специализирующихся не только в области высшего, среднего и начального образования, но и в сфере фармакологии, строительства и ряда других направлений, что позволит обеспечить новое подразделение всеми необходимыми ресурсами для эффективного функционирования и подготовки высококвалифицированных кадров в области медицины.
План приема абитуриентов для обучения в филиале будет формироваться Университетом с учетом потребностей отраслей экономики Египта в высококвалифицированных кадрах. Дипломы выпускникам образовательных программ бакалавриата, магистратуры и ординатуры будут выдаваться в соответствии с образовательными стандартами СПбГУ и общепринятыми международными стандартами качества высшего образования.
После церемонии подписания соглашения гостей познакомили с возможностями ресурсных центров Научного парка СПбГУ, представителям компании рассказали о методах работы и представили результаты исследований. Делегация посетила Институт трансляционной биомедицины, ресурсный центр «Развитие молекулярных и клеточных технологий», Клинику высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, симуляционный центр, где будущие стоматологи получают практические навыки, а также клинические базы СПбГУ в больнице № 40 и НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта.
• По инициативе французской стороны состоялась видеоконференция представителей СПбГУ и Международного кампуса искусств в Фонтенбло (Филиал СПбГУ станет частью Международного кампуса искусств во Франции). На встрече были обсуждены вопросы создания филиала Университета в международном кампусе, который в настоящее время создается на базе реставрируемого замка Фонтенбло. Председатель правления кампуса господин Эриц Буншо-Цукерман предложил Университету организовать обучение студентов по образовательным программам в области искусств, создав филиал в этом историческом месте. В рамках встречи заместитель декана факультета искусств Иван Григорьевич Уралов рассказал о деятельности коллектива факультета и предложил направления сотрудничества. Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов Владимир Андреевич Старостенко представил возможности Университета в онлайн-образовании и предложил создать онлайн-школу в области искусств. Стороны договорились подписать соглашение о намерениях и начать реализацию сотрудничества в онлайн-формате, пока ведется строительство кампуса.
• Продолжается сезон 2021/22 учебного года образовательного проекта «Онлайн-школа СПбГУ», который реализуется на протяжении уже четырех лет. В этом учебном году занятия посещают более 2100 школьников из таких стран, как Латвия, Эстония, Испания, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Швеция, Франция, Армения и Египет («Онлайн-школа СПбГУ» объединяет школьников из 12 стран мира).
Проект «Онлайн-школа СПбГУ» был запущен в Латвии в декабре 2018 года. За четыре года количество его участников выросло в 30 раз, а география расширилась до 12 стран. Изначально занятия проводились по трем дисциплинам — «Русский язык», «Русская литература» и «История России», но со временем по просьбам слушателей к ним добавились общеобразовательные предметы. Сегодня школьники могут составить свой график, выбрав наиболее интересные из десяти дисциплин: математика, физика, химия, биология, география, история, естествознание, русский язык, литература и обществознание.
С каждым годом расширяется и охват школьной программы: с этого года в проекте могут участвовать ученики с пятого по выпускной класс, в котором теперь отдельно выделены занятия для 10 и 11 классов. А во Франции по предложению родителей дистанционные уроки начали проводиться также для школьников с первого по шестой класс. С начала сентября 2021 года по программе начальной школы там обучаются около 100 человек.
«Онлайн-школа СПбГУ» из небольшого локального проекта превратилась в практически полноценную школу в дистанционном формате, в которой можно учиться 11 лет параллельно со своими обычными занятиями.
• В Джизакском государственном педагогическом институте имени Абдуллы Кадыри (Узбекистан) состоялось государственное тестирование по русскому языку как иностранному (ТРКИ) (СПбГУ проводит в Узбекистане тестирование по русскому языку). Участниками тестовой сессии стали 50 преподавателей, желающих подтвердить профессиональный уровень владения языком. В 2021 году Джизакский государственный педагогический институт обратился в СПбГУ с предложением о начале сотрудничества и проведении тестирования в сфере ТРКИ. Эксперты Санкт-Петербургского университета оперативно организовали работу, и уже в декабре состоялась первая тестовая сессия. Сейчас, спустя несколько месяцев, был проведен новый экзамен для преподавателей, желающих получить сертификаты, имеющие признание на государственном уровне. Всего за полгода тестирование прошли более 100 преподавателей, показавших высокий уровень владения русским языком.
Круглый стол Ассоциации ведущих университетов и Совета ректоров вузов СЗФО «Студенческие СМИ. Опыт вузов»
Ассоциация ведущих университетов России (АВУ) 18 марта провела круглый стол совместно с Советом ректоров вузов Северо-Западного федерального округа с участием представителей полпредства президента РФ в СЗФО, Министерства науки и высшего образования России, представителей органов власти субъектов СЗФО, Российского союза молодежи, общественных организаций (Представители ведущих университетов России обменялись опытом организации работы студенческих СМИ).
Как сообщила первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в ходе круглого стола представители вузов рассказали о своем опыте организации работы студенческих средств массовой информации, обсудили порядок использования имени вуза студенческими СМИ и ответственность, которую влечет за собой такая возможность.
Директор департамента координации информационной и просветительской деятельности Министерства науки и высшего образования РФ А. А. Толмачев отметил, что развитие студенческих медиа — важный аспект работы как университетов, так и Минобрнауки. Представитель МНВО предложил объединять усилия в развитии такой студенческой деятельности.
Председатель Российского союза молодежи П. П. Красноруцкий подчеркнул, что в большом объеме информации не всегда можно найти достоверные сведения, и эту проблему нужно решать, а также необходимо направить совместные усилия на производство созидательного контента.
Участники круглого стола обсудили не только положительный опыт работы многочисленных студенческих СМИ, но и проблемы, которые возникают у вузов в связи с незаконным использованием студентами и сотрудниками имени вуза в своих личных СМИ и блогах в сети Интернет. Сегодня все понимают силу печатного слова, но не все понимают ответственность за него. Именно поэтому большое количество людей легко открывает блоги и позиционирует их как блоги вуза, факультета, кафедры. В этой связи важной является тема законности использования имени вуза различными информационными ресурсами, созданными студентами, сотрудниками, выпускниками по собственной инициативе.
Нередко такие информационные ресурсы распространяют на широкую аудиторию заведомо ложную информацию либо недостоверные сведения по незнанию или из-за неумения работать с информацией. Подобные ситуации могут наносить вред репутации вуза и дезинформировать общественность. Эту проблему нужно решать.
Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ А. В. Бабич, рассказал, в частности, что в недавнем прошлом один из пабликов, самовольно присвоивших себе имя СПбГУ, распространил недостоверную информацию о правилах поступления, что не только нанесло репутационный ущерб Университету, но и стало причиной материальных потерь для многих абитуриентов (Об официальных источниках информации о приеме).
В рамках встречи представители ведущих университетов России поделились своим опытом организации деятельности студенческих СМИ, а также рассказали о задачах, которые ставят перед собой эти медиа, в большинстве случаев не являющиеся средствами массовой информации в полном смысле, что также создает непонимание ответственности. В числе основных задач студенческих медиа — освещение жизни университета и просвещение, а также предоставление возможностей для творческой реализации студентов.
Директор Международной ассоциации студенческого телевидения (МАСТ) В. Е. Косенчук в рамках обсуждения рассказал о МАСТ как об информационном пространстве молодежных СМИ, которое позволяет студентам в полной мере использовать свой потенциал и помогает развивать уже имеющиеся в университете информационные ресурсы и совершенствовать их. Однако он отметил, что такие инициативы по созданию информационных ресурсов не могут являться СМИ, потому что они преследуют другие цели.
Декан факультета экономики, управления и информационных технологий Ухтинского государственного технического университета Т. С. Крестовских и старший преподаватель кафедры документоведения, истории и философии УГТУ Д. Н. Безгодов рассказали о направленном на патриотическое воспитание молодежи проекте «Цивилизация Россия». По словам представителей УГТУ, воспитательный процесс должен содействовать развитию студенческой общественной активности и основываться на единой организационной культуре, в которой важное значение имеют ценности осознания личности, родины и истины, научного знания.
В рамках обсуждения своим взглядом на студенческие СМИ поделилась корреспондент студенческого информационного канала «МГИМО-360» МГИМО МИД РФ Алена Калмыкова. Студентка рассказала, как молодежные СМИ помогают формировать позитивный образ университета в медиапространстве, повышают его узнаваемость и популярность.
Также со своими докладами выступили представители РАНХиГС, Финансового университета, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Университета имени Лесгафта, СКФУ, ЮФУ, заместитель директора городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга (действующего на площадке СПбГУПТД).
Руководитель секретариата АВУ М. Ю. Лаврикова призвала разделять понятия «информационный ресурс» и «СМИ», а также отличать официальные информационные ресурсы университетов с актуальной, проверенной и достоверной информацией о деятельности вуза от разнообразных личных или коллективных инициатив студентов и выпускников, которые таким образом развивают свои навыки присутствия в медиапространстве и иногда злоупотребляют такой возможностью.
Участникам круглого стола было предложено по результатам обсуждения направить в АВУ и Совет ректоров вузов СЗФО информацию об имеющихся проблемах в работе со студенческими СМИ и информационными ресурсами для обобщения и включения в резолюцию заседания, а также для формирования совместных предложений в адрес органов власти, регулирующих подобную деятельность.
Участники круглого стола признали целесообразным разработку нормативного регулирования процесса создания студенческих информационных ресурсов и предоставления на федеральном уровне права использования имени вуза. В связи с этим было принято решение направить в Министерство науки и высшего образования РФ предложение о подготовке приказа министерства, которым регламентировались бы соответствующие вопросы предоставления права использования имени вуза и лишения такого права.
По итогам круглого стола предложения участников обсуждения, Ассоциации ведущих университетов и Совета ректоров СЗФО будут направлены в Министерство науки и высшего образования и иные органы, регулирующие работу студенческих СМИ и информационных ресурсов.
Открытие филиала СПбГУ в Гатчине
По инициативе ректора СПбГУ по результатам договоренности с руководством НИЦ «Курчатовский институт» и руководством Ленинградской области начала работу рабочая группа по созданию филиала университета в г. Гатчина Ленинградской области (Материалы ректорского совещания от 28.02.2022).
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, основой такого решения стал опыт коллектива физического факультета СПбГУ по реализации образовательной программы магистратуры «Физика конденсированного состояния на исследовательских установках Мега-класса», а также опыт преподавания блока дисциплин «Нейтронная и синхротронная физика» и «Ядерная физика» в рамках программы магистратуры «Физика».
Реализация этих программ идет при тесном взаимодействии СПбГУ с НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ, расположенным в Гатчине: наши обучающиеся проходят практики на площадке ПИЯФ; сотрудники центра преподают ряд базовых дисциплин; проводятся совместные научные исследования; выпускные квалификационные работы обучающихся СПбГУ выполняются под руководством сотрудников НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ.
Возможность вести учебный процесс в Гатчине по этим и другим программам СПбГУ может возникнуть уже на первой стадии реализации проекта, когда появятся необходимые площади и будут осуществляться юридические процедуры по оформлению деятельности филиала.
16 марта состоялось первое заседание рабочей группы по открытию филиала в Гатчине. Участникам рабочей группы была представлена презентация НИЦ КИ — ПИЯФ, в которой перечислены области проводимых исследований и научное оборудование, которым располагает институт. Между СПбГУ и НИЦ КИ — ПИЯФ заключен договор о сотрудничестве и о практической подготовке, позволяющий обучающимся СПбГУ использовать научную инфраструктуру института.
По результатам встречи и обсуждения в коллективах учебно-научных подразделений СПбГУ участники рабочей группы должны представить предложения о том, реализацию каких уже существующих образовательных программ целесообразно организовать на площадке филиала в Гатчине, а также о том, какие новые образовательные программы могут быть разработаны для реализации в филиале, с учетом имеющихся возможностей взаимодействия с НИЦ КИ — ПИЯФ.
М. Ю. Лаврикова отметила, что при формировании предложений необходимо оценить не только возможность взаимодействия с НИЦ КИ — ПИЯФ, но и другие возможности, которые предоставляет расположение планируемого филиала в Ленинградской области. Так, например, от представителя коллектива факультета политологии поступило предложение использовать статус Гатчины как столицы Ленинградской области и рассмотреть не только возможность открытия образовательных программ, в частности, магистратуры, но и предложить разработку и реализацию дополнительных образовательных программ, например, для управленцев Ленинградской области.
Все предложения по организации образовательной деятельности филиала СПбГУ в Гатчине можно направлять по адресу: edu@spbu.ru.
Онлайн-курс «Украина: морфология и мифология»
Доктор экономических наук, профессор СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Николай Маратович Межевич и кандидат исторических наук, доцент СПбГУ Артем Владимирович Барынкин создали онлайн-курс о новейшей истории Украины под названием «Украина: морфология и мифология», который представляет собой обзор ключевых проблем украинского государства и общества последних лет. Программа посвящена структуре современной украинской политики, истории, экономики и государственной мифологии. Она затрагивает историю становления государственности и формирования внешнеполитической ориентации страны (СПбГУ создал онлайн-курс о новейшей истории Украины).
Курс размещен на платформе «Открытое образование» и доступен на двух языках: русском и английском — бесплатно.
Как рассказал директор Центра электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко, за первые два дня на курс «Украина: морфология и мифология» записалось более 250 человек, что вывело курс на первое место по приросту аудитории среди курсов СПбГУ. Для сравнения: на онлайн-курс «Китайский язык для начинающих» (запущен осенью 2017 года, в настоящее время записано 85735 слушателей), который входит в топ-10 самых популярных курсов платформы, записалось за неделю 227 слушателей; на новый онлайн-курс СПбГУ «Психология» (запись открыта 28.02.22, в настоящее время записано 1027 слушателей) — 163 слушателя за неделю.
СПбГУ удерживает пальму первенства на НПОО как по количеству запущенных онлайн-курсов (176 из 867), так и по количеству запущенных программ (33 из 50) и охвату аудитории (более 2 миллионов записей). В настоящий момент сотрудники Университета ведут активный перенос онлайн-курсов СПбГУ с международной платформы Coursera ввиду того, что в результате недружественных действий руководства платформы курсы и специализации всех российских вузов были изъяты из публичного каталога (Слушатели платформы Coursera смогут учиться на онлайн-курсах СПбГУ на платформе СПбГУ и на «Открытом образовании»).
В. А. Старостенко напомнил, что с 2017 года СПбГУ активно развивает направление онлайн-обучения и в настоящий момент является лидером в этой сфере: по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе Coursera, СПбГУ занимает первое место среди вузов Европы и входит в топ-5 среди вузов мира — партнеров Coursera. На платформе «Открытое образование» СПбГУ занимает первое место как по количеству размещенных курсов (176) и программ (33), так и по охвату аудитории — более двух миллионов слушателей (Онлайн-курсы Университета делают образование доступным).
Участники совещания говорили о том, что интерес к этому онлайн-курсу проявили представители вузов всей страны — от Калининграда до Владивостока. Первый заместитель декана восточного факультета Алексей Анатольевич Родионов предложил перевести этот курс на китайский язык (его коллеги в КНР проявили повышенный интерес).
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 12 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 16 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Один из актуальных вопросов — о возможности перевода в СПбГУ из зарубежного вуза (О возможности перевода в СПбГУ).
17 марта во исполнение решения о готовности перевода в СПбГУ обучающихся, вынужденных переводиться из-за сложной международной обстановки из зарубежных вузов в российские университеты, вышел первый приказ о переводе российской обучающейся из Общественной академии наук в Варшаве на основную образовательную программу «Туризм» в СПбГУ. В ближайшие дни студентка сможет приступить к обучению. На рассмотрении в СПбГУ находятся более 60 обращений от студентов из ЛНР, ДНР, Украины, а также российских граждан — студентов некоторых зарубежных университетов. Идет сбор документов для перевода. В некоторых случаях такие заявители обратились сразу в несколько российских вузов и в настоящее время определяются с выбором.
В Виртуальную приемную Университета обратилась студентка первого курса основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Экология и природопользование» (ПОМОР), гражданка Мексики, с вопросом о невозможности своевременно перечислить средства в оплату за обучение из-за введенных санкций в отношении российских банков. Студентка просит о помощи в решении данного вопроса, так как хочет продолжить обучение в Университете. Решением первого проректора Елены Григорьевны Черновой обучающейся предоставлена отсрочка оплаты обучения в связи со сложившейся ситуацией в мире и в банковской сфере. Период отсрочки завершается за 14 дней до начала проведения промежуточной аттестации, то есть фактически отсрочка оплаты обучения предоставлена до середины мая 2022 года.
Поступило обращение от студентов-международников с просьбой о проведении занятий по иностранным языкам в аудиторном формате. Подготовлен ответ, что в соответствии с приказом от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022» на основании предложений декана факультета международных отношений учебный процесс по направлению «Международные отношения» организован в смешанном формате. Перевод занятий в аудиторный формат осуществляется по согласованию с деканом постепенно, исходя из технических и организационных возможностей текущего расписания, с целью предотвращения сбоев в учебном процессе. В первую очередь выводятся в аудиторный формат сложные иностранные языки: арабский, турецкий и китайский. Изменения с 24.03.2022 внесены в электронное расписание.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.
В адрес декана факультета международных отношений поступило несколько обращений от студентов с просьбой о переводе занятий по иностранным языкам в аудиторный формат. Как уже отмечено, идет процесс постепенного перевода занятий по иностранным языкам в аудиторный формат.
Информация по учебной деятельности не поступила от руководителей Института педагогики, Института когнитивных исследований, юридического факультета, медицинского колледжа.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в ряде учебно-научных подразделений такие встречи прошли.
Состоялись встречи обучающихся с руководителями колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), Института философии, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета стоматологии и медицинских технологий (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации). На встречах директора Института химии, директора Института истории, директора Института наук о Земле, первого заместителя декана экономического факультета с обучающимися обсуждалось внесение изменений в формат обучения.
Директор Института химии на встрече, в которой принимали участие не только представители студенческого совета института, но и старосты учебных групп, проинформировала обучающихся о том, что с 14.03.2022 осуществлен переход на аудиторный формат обучения. Обучающихся также интересовала возможность дальнейшей работы платформ Ms Teams и Вlackboard в связи с мировой обстановкой. Директор института проинформировала студентов о том, что платформы Ms Teams и Blackboard пока работают в штатном режиме. На случай возникновения угрозы отключения этих ресурсов специалисты Управления — службы информационных технологий СПбГУ рассматривают альтернативные варианты.
Директор Института истории проводил встречу с участием старост групп и представителей студсовета, на которой проинформировал обучающихся о том, что до 28.03.2022 занятия будут проводиться с использованием информационно-коммуникационных технологий с последующим переходом на смешанный формат обучения с максимально возможным проведением аудиторных занятий, за исключением дисциплин, занятия по которым в группах проводятся с применением ИКТ.
На встрече с обучающимися директор Института наук о Земле сообщил об установленном в соответствии с приказом от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022» смешанном формате обучения. В дальнейшем в аудиторный формат будут переведены те дисциплины, изменение формата занятий по которым не влияет на остальное расписание. Кроме того, директор ИНоЗ на встрече с группой обучающихся образовательной программы «Полярные и морские исследования» (ПОМОР) (создана совместно с одним из зарубежных университетов-партнеров СПбГУ в формате двух дипломов) сообщил о нестабильной ситуации в отношении этой образовательной программы магистратуры в связи с мировой обстановкой и выразил надежду на скорейшее улучшение ситуации и дальнейшее продолжение сотрудничества.
Первый заместитель декана экономического факультета проинформировал обучающихся о переходе на смешанный формат обучения, а также отметил, что обучение полностью с использованием информационно-коммуникационных технологий возможно: для обучающихся выпускных курсов (идет подготовка выпускных работ) — до конца учебного года; для иностранных граждан, которые не могут приехать в Россию; для обучающихся, представивших документально подтвержденные заявления о невозможности личного присутствия в СПбГУ.
На встрече с деканом факультета социологии от представителей студенческого совета поступила просьба об изменении времени проведения практических занятий по образовательной программе «Социологические исследования в цифровом обществе», которые планируется проводить в аудиторном формате с 04.04.2022. Информация направлена сотрудникам учебного управления для определения возможности изменения расписания.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями биологического факультета, физического факультета.
Руководитель филологического факультета провел встречу со студентами с участием членов президиума студенческого научного общества по филологии, старост учебных групп, на которой обсуждался конкурс «Start-up СПбГУ» и целесообразность более активного участия в нем, проведения прикладных студенческих разработок.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова обратила внимание руководителей учебно-научных подразделений на решение, принятое по результатам обсуждения на ректорском совещании от 09.03.2022, о необходимости приглашать на регулярные встречи со студентами, наряду с представителями студенческих советов, представителей студенческих научных обществ и старост учебных групп. Не все руководители УНП, проводившие встречи со студентами на прошедшей неделе, учли это решение. Так, старост групп пригласили на обсуждение директор Института химии и директор Института истории, а первый заместитель декана филологического факультета пригласил не только старост, но и членов президиума СНО факультета. Такой подход должен помочь директорам институтов и деканам факультетов охватить при обсуждении интересы большинства студентов, а также дать возможность доносить напрямую до большинства студентов достоверную информацию. Необходимо придерживаться этого правила, подчеркнула М. Ю. Лаврикова.
Результаты участия СПбГУ в региональном конкурсе РНФ на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами
1 марта Российский научный фонд подвел итоги регионального конкурса на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами. По результатам экспертной оценки поддержку получил 431 проект, в том числе 67 проектов — в Санкт-Петербурге. Финансирование грантов будет складываться на паритетных условиях (50 % + 50 %) из средств РНФ и средств соответствующих субъектов Российской Федерации. Проекты научных групп будут выполняться в течение двух лет с объемом финансирования — до полутора миллионов рублей в год.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, Санкт-Петербургский государственный университет занял второе место среди всех научных организаций в Санкт-Петербурге по количеству поддержанных проектов (девять проектов), уступив первое место Физико-техническому институту имени А. Ф. Иоффе Российской академии наук, который получил десять проектов. Третье место поделили между собой Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) и Национальный исследовательский университет ИТМО, получившие по шесть проектов (Таблица).
Такой вид конкурса проводится РНФ впервые. От СПбГУ на региональный конкурс было подано 40 заявок. В итоге поддержку получила каждая пятая заявка СПбГУ (22,5 %).
Приведено распределение количества поддержанных проектов по отраслям знаний:
Отрасль знаний |
Поддержано |
Физика и науки о космосе |
2 |
Химия и науки о материалах |
1 |
Биология и науки о жизни |
2 |
Гуманитарные и социальные науки |
3 |
Инженерные науки |
1 |
Приведены сравнительные данные по количеству поданных и поддержанных заявок СПбГУ по подразделениям:
Структурное подразделение |
Подано |
Поддержано |
% |
Физический факультет |
7 |
2 |
29 |
Институт наук о Земле |
5 |
0 |
0 |
Институт химии |
3 |
1 |
33 |
Институт трансляционной биомедицины |
3 |
0 |
0 |
Биологический факультет |
3 |
2 |
67 |
Факультет социологии |
2 |
0 |
0 |
Факультет международных отношений |
2 |
1 |
50 |
Медицинский факультет |
2 |
0 |
0 |
Математико-механический факультет |
2 |
1 |
50 |
Институт истории |
2 |
0 |
0 |
Институт «Высшая школа менеджмента» |
2 |
2 |
100 |
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» |
2 |
0 |
0 |
Экономический факультет |
1 |
0 |
0 |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
1 |
0 |
0 |
Кафедра физической культуры и спорта |
1 |
0 |
0 |
Институт философии |
1 |
0 |
0 |
Институт педагогики |
1 |
0 |
0 |
Распределение поддержанных проектов СПбГУ по приоритетным направлениям поддерживаемого регионом исследования:
Приоритетное направление |
Количество поддержанных проектов |
Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта |
4 |
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии |
2 |
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания |
1 |
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук |
1 |
Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
1 |
С. В. Микушев подчеркнул: новый формат грантов РНФ ориентирован на решение проблем региона. И в формулировках заявок на грант должно быть указано: какие задачи региона будут решать фундаментальные и поисковые научные исследования наших ученых. Он также отметил, что заявки на гранты в Университете чаще всего подают одни и те же руководители (их ресурс не безграничен). Для увеличения числа полученных грантов нужно подавать больше заявок, а для этого — готовить новых руководителей, способных подавать заявки и выигрывать конкурсы.
Внесены изменения в правила предоставления грантов на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня
16 марта издано постановление Правительства РФ № 386, согласно которому для научных центров мирового уровня введено упрощение правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, теперь у всех организаций — получателей грантов появилась возможность использовать собственные средства на покрытие расходов на реализацию программы создания и развития центра до поступления средств гранта на лицевой счет организации с последующим возмещением понесенных затрат в текущем финансовом году из средств гранта. При этом получатель гранта обязан будет представить в Минобрнауки России в качестве подтверждения фактически произведенных затрат соответствующие документы.
Согласно новым правилам предоставления грантов инициаторы создания центров должны будут в срок до 1 декабря отчетного года направить в Минобрнауки России предварительную информацию о достижении результатов предоставления гранта, а также о реализации программ создания и развития центров по состоянию на 1 декабря текущего года. До 31 декабря отчетного года по результатам рассмотрения представленных документов будет определяться перечень получателей гранта, которым будет перечислено 50 % от общего объема финансирования гранта на очередной финансовый год в соответствии с установленным соглашением планом-графиком в срок не позднее 28 февраля очередного финансового года.
В случае последующего принятия советом по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня либо советом по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, решения об отказе в предоставлении гранта получатель гранта должен осуществить возврат предоставленной в текущем финансовом году суммы гранта в доход федерального бюджета на основании требования Министерства науки и высшего образования РФ в установленном порядке.
О проекте постановления Правительства РФ «О публикациях, индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus)»
Минобрнауки РФ подготовлен и планируется к изданию в ближайшее время проект постановления Правительства РФ «О публикациях, индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus)». В соответствии с ним органам государственной власти субъектов РФ и организациям до конца текущего года планируется разрешить не применять установленные правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти требования:
- по наличию публикаций в изданиях / журналах, индексируемых в WoS и Scopus (в том числе по целевым значениям показателей, связанных с публикационной активностью)
- по участию в зарубежных научных конференциях (в том числе по целевым значениям показателей, связанных с публикационной активностью по результатам указанных конференций)
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, такие требования планируется применять при:
- оценке результативности научных, научно-технических, инновационных и образовательных проектов и программ
- осуществлении мер государственной поддержки в виде предоставления грантов, субсидий из федерального бюджета (то есть в части таких проектов, как центры мирового уровня, гранты президента РФ, мегагранты, гранты Минобрнауки России на обеспечение проведения совместно с иностранными организациями научных исследований в рамках обеспечения реализации программы двух- и многостороннего научно-технологического взаимодействия и другие субсидии, полученные по результатам конкурсов федеральных органов исполнительной власти)
- оценке результативности и эффективности деятельности организаций и работы их руководителей
- оценке эффективности реализации мероприятий федеральных и национальных проектов, государственных программ РФ
- оценке квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий
Участники совещания обсудили задачи Университета, которые необходимо решать в связи с новым постановлением. Среди них: условия получения грантов РНФ и других фондов, обязательства научно-педагогических работников по новым трудовым договорам с Университетом, возможность публикаций в высокорейтинговых журналах в России, увеличение объемов научных журналов СПбГУ и перевод их на другие языки (китайский, испанский), работа иностранных членов в редколлегиях журналов СПбГУ и в диссертационных советах и др. Было решено, что проректор по научной работе проведет совещание с директором издательства и редакторами университетских журналов, чтобы выработать общую стратегию действий.
Работа по оформлению земельных участков и зданий в 2021 году
В 2021 году СПбГУ продолжил работу по юридическому оформлению имущества, которое должно было быть оформлено еще в
Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, с 2000 по 2008 год соответствующие службы СПбГУ в среднем оформляли по
В 2021 году работа, проделанная сотрудниками СПбГУ совместно с работниками межрегиональных территориальных управлений федерального агентства по управлению государственным имуществом, позволила СПбГУ оформить право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования на следующие объекты недвижимости:
- земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, муниципальный округ № 7,
1-я линия В. О., д. 26а, общей площадью 1071 кв. м (распоряжение от 29.07.2021 № 78-228-р) - земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, муниципальный округ Смольнинское, Смольный проезд, земельный участок 100, литера А, общей площадью 8423 кв. м (распоряжение от 21.06.2021 № 78-227-р)
- земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, муниципальный округ Смольнинское, Смольный проезд, земельный участок 101, литера А, общей площадью 2607 кв. м (распоряжение от 21.06.2021 № 78-227-р)
- земельный участок по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Трудолюбовка, ул. Грузинова, д. 1а, общей площадью 22285 кв. м (распоряжение от 29.11.2021 № 91-421-р)
- земельный участок по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Трудолюбовка, ул. Севастопольская, д. 16б, общей площадью 1944 кв. м (распоряжение от 29.11.2021 № 91-421-р)
- нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 11 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 12 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 13 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 14 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 15 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 16 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 17 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 18 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, строение 19 (регистрация на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №
78-14-07-2021, выданного 14.09.2021) - сооружение по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109, на Оранжерейный остров от западного берега Большого пруда (распоряжение от 02.04.2021 № 78-111-р)
- нежилое здание по адресу: Ленинградская область, Выборгский р-н, Полянская волость, 19 км Средне-Выборгского шоссе, пос. Тарасово, литера М (распоряжение от 26.054.2021 № 78-176-р)
Кроме того, договором безвозмездного пользования от 24.12.2021 № 01/ЗБ-06244 приобретены права на земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Филологический переулок, участок 1, общей площадью 3975 кв. м. В настоящее время в адрес комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга направлено дополнительное обращение с просьбой рассмотреть вопрос о передаче указанного земельного участка в федеральную собственность.
В рамках проведения работ по проектированию территории развития СПбГУ заключено соглашение об установлении сервитута на земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Детскосельский, территория ВНИИГРЖ, дом 1, литера Б, общей площадью 92753 кв. м (соглашение от 21.12.2021 № 01/1-56-1-СПбГУ).
В отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Трудолюбовка, ул. Грузинова, д.1, литеры А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, направлено письмо в адрес межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и г. Севастополе от 20.01.2022 № 01/1-33-105 о регистрации права собственности РФ и права оперативного управления СПбГУ. Также проводится подготовка работ по обновлению технических планов в соответствии с требованиями Росреестра с целью уточнения местоположения, а также подготовке дополнительных кадастровых документов в отношении объектов СПбГУ в Республике Крым.
За последние годы в результате продолжающейся работы по регистрации и оформлению прав СПбГУ на земельные участки и объекты недвижимости ситуация кардинально улучшилась. За тринадцать лет (с 2008 по 2021 год включительно) были зарегистрированы права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования СПбГУ на 496 объектов недвижимости (96 земельных участков и 400 зданий).
Выделение Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова в отдельное юридическое лицо
Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2022 года № 115 утверждены правила осуществления Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами от имени Российской Федерации полномочий учредителя юридических лиц, входящих в их научно-образовательные комплексы, а также полномочий собственника федерального имущества таких юридических лиц (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022).
Как рассказал на совещании проректор по медицинской деятельности СПбГУ Петр Казимирович Яблонский, этот нормативный акт даст возможность воплотить в жизнь сформулированные ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым на встрече с коллективом клиники в 2018 году планы по выделению Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова — очевидно прогрессивного и беспрецедентного для нашей страны проекта в отдельное юридическое лицо в составе научно-образовательного комплекса Университета. Успешная его реализация станет еще одним фактором обеспечения лидерства СПбГУ в области биомедицины и организации здравоохранения в нашей стране.
Выделение Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ в отдельное юридическое лицо позволит решить насущные организационно-хозяйственные вопросы, которые самым непосредственным образом влияют на обеспечение успешной лечебно-диагностической, а значит, и научно-образовательной деятельности клиники. В частности, значимо упростится процесс организации госзакупок и снабжения учреждения медикаментами и расходными материалами. Клиника отличается крайне высокой интенсивностью работы (в 2021 году на 269 койках стационара было пролечено 31,5 тыс. пациентов, выполнено почти 26 тыс. операций; оборот койки составил беспрецедентные 107,9 пациентов в год). В текущих условиях санкционной политики Запада вопросы снабжения становятся буквально жизненно важными. Еще одним ожидаемым эффектом станет упрощение создания в регионах РФ сети амбулаторно-диагностических филиалов клиники, что позволит максимально приблизить к населению квалифицированную медицинскую помощь и обеспечит максимальный охват послеоперационным наблюдением пролеченных пациентов. Немаловажным результатом станет и получение клиникой статуса лечебного учреждения, что позволит не платить налог на прибыль, который составил 48 551 677 рублей в год. Это лишь некоторые очевидные плюсы от реализации начинания.
Выделение Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ в юридическое лицо не должно негативно отразиться на интеграции клиники в жизнь Университета. Персонал за прошедшие три года успел проникнуться университетским духом: включился в совместные проекты с учеными фундаментальных кафедр, начал активно публиковаться в ведущих изданиях, проводить диссертационные исследования с защитой по правилам СПбГУ, в разы увеличилось число обучающихся клинических ординаторов и аспирантов. В частности, за последние три года сотрудниками клиники при участии студентов и ординаторов опубликовано 110 статей в рецензируемых изданиях наукометрической базы Scopus, в том числе 43 % — в журналах первого и второго квартилей. С момента открытия в феврале 2019 года отдела координации экспериментальных и клинических исследований усилена исследовательская деятельность клиники: за прошедший период организовано и проведено 34 клинических исследования лекарственных препаратов, 128 клинических исследований медицинских изделий. Сотрудники клиники приняли участие в двух международных программах раннего (расширенного) доступа к лекарственным препаратам для пациентов с медуллярным раком щитовидной железы. Была проведена большая работа для дальнейшего масштабирования и развития клинических исследований в клинике. Продолжение и развитие этой деятельности позволит в перспективе создать полноценную университетскую клинику, первую в современной России.
О сохранении данных, переходе к использованию других платформ для организации учебного, научного процессов, внеучебной работы
Специалисты УСИТ продолжают оценку и тестирование импортозамещающих программных и аппаратных средств (Материалы ректорского совещания от 09.03.2022). От универсантов поступают не только предложения по конкретным решениям, но и предложения о помощи в совместной работе по их тестированию и внедрению. Замечания и предложения можно направлять на адрес: digital@it.spbu.ru.
В СПбГУ продолжаются мероприятия по обеспечению информационной безопасности (Материалы ректорского совещания от 14.03.2022). Руководителям коллективов напомнили о необходимости, как и ранее, уделять внимание вопросам и задачам безопасности, следовать поступающим указаниям и помогать в этом коллегам.