Итоги заседания Ученого совета СПбГУ

от 31.08.2020

На заседании Ученого совета СПбГУ 31 августа состоялось обсуждение проекта Программы развития СПбГУ до 2030 года. Также обсуждался вопрос о создании в СПбГУ Института когнитивных исследований. Заседание проводилось в режиме видео-конференц-связи и с использованием электронных систем заочного голосования.

Повестка

    Конкурс на право получения грантов президента РФ

    В Минобрнауки России подведены итоги конкурса 2020 года на право получения грантов президента РФ, проводимого во исполнение указа главы государства от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук». Всего поддержано 400 проектов под руководством молодых ученых — кандидатов наук, 60 проектов под руководством молодых ученых — докторов наук, 50 проектов на поддержку ведущих научных школ РФ.

    В номинации государственной поддержки ведущих научных школ в число победителей конкурса вошли два проекта СПбГУ:

    • в области «Науки о Земле, экология и рациональное природопользование» — научная школа под руководством члена-корреспондента РАН С. В. Кривовичева
    • в области «Математика и механика» — научная школа под руководством профессора Н. В. Кузнецова

    В число победителей конкурса на право получения грантов президента РФ по поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук вошли 22 сотрудника СПбГУ:

    • в области «Химия, новые материалы и химические технологии» — 9 (С. В. Бойков, О. Ю. Бакулина, Д. В. Мамонова, А. Ю. Пулялина, А. А. Самаров, О. И. Силюков, И. И. Тумкин, Е. Ю. Тупикина, А. Ю. Шишов)
    • в области «Общественные и гуманитарные науки» — 7 (С. В. Алексеева, М. В. Аллахвердов, М. А. Ветрова, А. А. Малышев, А. Н. Марченко, А. С. Смолярова, Д. А. Сосницкий)
    • в области «Математика и механика» — 2 (С. О. Иванов, М. А. Мехоношина)
    • в области «Физика и астрономия» — 2 (А. В. Малышев, И. А. Мальцев)
    • в области «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» — 1 (И. Г. Ганкевич)
    • в области «Биология и науки о жизни» — 1 (В. В. Козин)

    Таким образом, по итогам конкурса 2020 года было поддержано 24 проекта ученых СПбГУ, что больше, чем у любого другого вуза или научной организации России. Так у МГУ поддержан 21 проект по всем номинациям; Уральского федерального университета — 12; Томского госуниверситета и Казанского (Приволжского) федерального университета — по 10; ИТМО и Горного университета — по 7; ВШЭ, Санкт-Петербургского политехнического университета и Новосибирского госуниверситета — по 4; Алмазовского центра — 2; ФТИ имени Иоффе РАН — 2.

    Члены Ученого совета СПбГУ поздравили коллег-победителей конкурса. К сожалению, ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, не позволяют вручить им соответствующие свидетельства о победе в этом престижном конкурсе публично на очном заседании Ученого совета, но это будет сделано, как только представится возможность.

    Итоги рейтинга «Три миссии университетов»

    Опубликован Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университетов» MosIUR за 2020 год. Формирование рейтинга инициировано российским Союзом ректоров, а его оператором является Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР). Этот рейтинг составляется и публикуется уже четвертый год и оценивает успешность вузов в реализации трех главных задач — трех миссий: в образовании, науке и влиянии на общество. В 2020 году он стал наиболее представительным рейтингом в мире: впервые количество вузов в публикуемом списке достигло 1500 университетов из 97 стран. В рейтинг вошел 101 вуз России.

    СПбГУ вошел в топ-40 лучших вузов мира и вновь занял второе место, вслед за МГУ (СПбГУ укрепил позиции в международном рейтинге «Три миссии университета»).

    О позиции СПбГУ в рейтинге ARWU-2020

    Опубликован рейтинг университетов ARWU-2020 (Шанхайский), учитывающий статистику за 2019 год. СПбГУ стал единственной российской организацией, которой засчитали показатель «Высокоцитируемые исследователи» (Исследователи из СПбГУ вошли в список самых цитируемых ученых мира).

    В этой категории Университет сегодня представляют трое выдающихся ученых — Г. А. Леонов, Н. В. Кузнецов и Р. Р. Гайнетдинов, указывавшие в качестве первой аффилиации Санкт-Петербургский университет. Благодаря этому показателю СПбГУ получил дополнительные 12 баллов и в общем рейтинге поднялся на десятки позиций внутри группы 301–400. Руководство Университета будет продолжать работу по привлечению в коллектив СПбГУ высокоцитируемых ученых, а также поддерживать исследователей, уже работающих в Университете и показывающих высокие результаты по критерию цитирования.

    О начале нового учебного года

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, вернувшись в Актовый зал СПбГУ после запуска корабликов надежды (День первокурсника СПбГУ — 2020: онлайн-лекторий и семь тысяч виртуальных корабликов надежды), сообщил, что сбылось его пожелание, которое Николай Михайлович написал на бумажном кораблике год назад. Ректор напомнил, что этот учебный год начинается в новом, онлайн-формате, но университетские традиции соблюдаются неукоснительно. В день первокурсника все было как обычно: полуденный выстрел из Петропавловской крепости, поздравление первокурсников, торжественная клятва и запуск корабликов надежды.

    В этом году студентами СПбГУ вновь стали самые сильные абитуриенты страны: средний балл ЕГЭ поступивших в рамках общего конкурса на бюджетные места — 93,61. Побиты прошлые рекорды (в 2018 — 91,7, а в 2019 — 92,49). Кроме того, в этом году каждое пятое из 413 тысяч заявлений, поданных на программы бакалавриата и специалитета в вузы Петербурга, было направлено именно в СПбГУ. Некоторые абитуриенты со своими баллами ЕГЭ вполне могли поступить на бюджетную основу обучения в другой вуз, но выбрали СПбГУ, хотя в наш Университет они смогли попасть только на договорную основу обучения (Рекордный средний балл и небывалый конкурс: СПбГУ подвел итоги приемной кампании 2020).

    Иностранные студенты в этом году подали 12 тысяч заявлений о поступлении на бюджетную основу обучения в вузы Северной столицы. Как оказалось, почти половина из них была подана на конкурс, самостоятельно проводимый первым университетом России. Количество иностранных первокурсников СПбГУ в этом году выросло более чем два раза! Кроме того, почти половина всех победителей и призеров олимпиад школьников, имеющих право на прием без вступительных испытаний, из числа подавших заявления о приеме в вузы Петербурга (а их около 1000 человек), в этом году выбрала СПбГУ.

    Н. М. Кропачев подчеркнул, что в весеннем семестре были не только проблемы (которые успешно решены), но и достижения как в образовательной, так и в научной сфере. Например, СПбГУ стал признанным лидером российского онлайн-образования и занимает первое место по количеству онлайн-курсов, размещенных на национальной платформе «Открытое образование». Сегодня их уже более 130, а в производстве находятся еще 92, в том числе 35 — на иностранных языках. В период пандемии и вынужденной самоизоляции число людей, желающих воспользоваться дистанционной формой обучения для саморазвития, значительно увеличилось (Онлайн-курсы СПбГУ набирают популярность в период пандемии).

    Учебный год в СПбГУ как обычно начнется 1 сентября, однако в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Университете введены особые меры предосторожности согласно требованиям Роспотребнадзора. Студентов обеспечат средствами индивидуальной защиты, потоковые лекции переведут в онлайн, в аудиториях же будут проходить групповые и лабораторные занятия. Поскольку здания Университета (как учебные корпуса, так и общежития) разбросаны по всему городу и находятся на значительном расстоянии друг от друга, создать удобное расписание, совмещающее онлайн- и офлайн-занятия очень сложно. Расписание составлено таким образом, чтобы за каждой группой по возможности было закреплено отдельное помещение, и потоки студентов не пересекались. Прибывающие из-за рубежа студенты будут помещены на двухнедельный карантин в изолированные помещения. Те студенты, которые не смогут прибыть в Университет к началу учебного года, будут продолжать учебу онлайн (подробнее об организации учебы в СПбГУ в новом учебном году).

    Программа развития СПбГУ до 2030 года

    В Университете продолжается работа над проектом Программы развития СПбГУ (материалы ректорского совещания от 15.06.2020, от 10.02.2020). Ранее директорам и деканам было дано поручение: представить свои предложения по новым направлениям, мероприятиям и индикаторам для учета при создании новой программы. Всего было получено свыше 160 таких предложений, 109 из которых учтено в готовящемся проекте программы.

    На заседании Ученого совета первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова представила основные итоги Программы развития СПбГУ за 2010–2019 годы по всем сферам деятельности. Так, за эти годы СПбГУ удалось существенно увеличить число иностранных обучающихся (2010 год — 1809, 2019 — 3775). К 2030 году, согласно Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования, этот показатель также необходимо будет удвоить. Кроме того, наблюдается рост числа дополнительных образовательных программ и их слушателей. Если за 2010 год общее число слушателей составило 1472 человека, то в 2019 году этот показатель вырос до 11084 человек. Расширилось и количество вузов-партнеров. Уверенно развивается клиническая модель прохождения практик: вместо двух клиник сейчас функционирует восемь. За эти годы существенно выросло число участников Олимпиад школьников СПбГУ. Одним из самых существенных результатов за указанный период в сфере образования стало значительное увеличение среднего балла поступающих в СПбГУ: с 76,3 баллов в 2010 году до 92,4 в 2019.

    В рамках предыдущей Программы развития была поставлена задача увеличения образовательных программ, реализуемых по модели двух дипломов. С 2010 по 2019 год число таких программ выросло с 4 до 14. Значительно увеличилось количество партнеров-работодателей Университета: теперь представители работодателей входят в составы учебно-методических комиссий, в советы образовательных программ, государственные аттестационные комиссии. Также наблюдается положительная динамика прироста иногородних абитуриентов (Прием — прозрачный).

    В области науки: наблюдается существенный рост числа научных журналов СПбГУ, вошедших в индексируемые наукометрические базы (в 2010 году — один журнал из 19, в 2019 — 16 из 28). Почти 80 иностранных ученых работают в Университете по трудовым договорам. По состоянию на 2019 год, 118 проектов ученых СПбГУ было поддержано Российским научным фондом и 315 — Российским фондом фундаментальных исследований. Увеличилось число публикаций, проиндексированных в Scopus: с 1307 (2010) до 4338 (2019) и Web of Science: с 1098 до 3799. Кроме того, за этот период в СПбГУ с нуля было создано 19 малых инновационных предприятий и получено 11 грантов на создание мегалабораторий под руководством ведущих ученых мира. Значительно увеличилось число публикаций университетских ученых в журналах Science и Nature Publishing Group: с нуля в 2009 году до 48 публикаций в 2019 году. Поэтому, например, недавно СПбГУ был признан единственным российским вузом в топ-100 самых активно развивающихся научных организаций мира, по версии Nature Index Rising Stars, которое оценивает организации и страны, активно наращивающие число публикаций в высокоимпактных журналах (СПбГУ — среди 100 самых активно развивающихся научно-исследовательских организаций мира, по версии Nature).

    Экспертная деятельность СПбГУ за период с 2010 по 2019 год характеризуется расширением предметных областей экспертизы. Если в 2010 году экспертиза в основном ограничивалась всего десятью предметными областями, то сегодня Университет позиционируется как экспертный центр органов государственной власти с расширением поля экспертных областей до 36 направлений. Также увеличилось число задействованных в экспертной деятельности научно-педагогических работников примерно в четыре раза. Благодаря усилиям руководства Университета экспертная деятельность вошла в состав государственного задания Санкт-Петербургского университета (Антон Попов: «За экспертизой в СПбГУ может обратиться каждый», Как мы сегодня пишем историю Университета? или Историческая память поколений, Экспертный университет).

    Кроме того, руководству Университета удалось добиться включения в число видов основной деятельности Университета музейной деятельности. Сейчас общее количество предметов, которые находятся в музейном фонде Университета, составляет три миллиона единиц («Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее», часть первая и часть вторая).

    Почти в два раза выросла исходящая мобильность студентов СПбГУ, которые прошли обучение в зарубежном вузе-партнере. Также увеличилось число вузов-партнеров (с 319 до 533). Санкт-Петербургский университет открыл четыре представительства за рубежом, увеличил число иностранных преподавателей и студентов, принявших участие в программах академической мобильности (Как изменилась система организации международной деятельности СПбГУ). С 6 до 80 увеличилось число Центров языкового тестирования СПбГУ «Русский язык как иностранный» за рубежом, которые выполняют важную функцию продвижения русского языка за пределами России («Те, кто решил изучать русский язык, — удивительные люди»: о работе Центра языкового тестирования, От одного до двадцати языков: как работает Центр языкового тестирования СПбГУ, Интерес к русскому языку резко возрос: СПбГУ проведет онлайн-марафон для преподавателей более 100 стран).

    В 2018 году ректору удалось выполнить наказ избирателей, который был дан ему как кандидату на выборах на должность ректора СПбГУ в 2008 году (Материалы ректорского совещания от 9 июля 2012 года). У СПбГУ, наконец-то, появилась своя медицинская клиника. Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова — одна из наиболее эффективных профильных хирургических организаций России, которая обладает мощным потенциалом высококвалифицированных врачей (Клиника завтрашнего дня уже сегодня, Клиника имени Пирогова СПбГУ — в рейтинге лучших медицинских учреждений Петербурга, За время пандемии в Клинике высоких медицинских технологий СПбГУ провели более 5000 операций, Клиника имени Пирогова СПбГУ — на первом месте в рейтинге медицинских учреждений Петербурга).

    В 2011 году в Санкт-Петербургском университете была создана Виртуальная приемная — первый подобный инструмент в арсенале российских вузов, обратиться в которую может любой желающий (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему, Студенты влияют на качество образования в СПбГУ, Материалы ректорского совещания от 23.03.2020). За время существования число обращений в Виртуальную приемную выросло с 397 до 2533 в год. В период пандемии она стала главной возможностью для студентов и преподавателей обратиться с любым вопросом к администрации вуза (Итоги Программы развития до 2020 года).

    Первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова рассказала об основных требованиях к структуре и содержанию Программы развития Университета. Так, в рамках Программы развития необходимо определить цели, пути их достижения и комплекс мероприятий, которые позволят достигнуть поставленных целей. Структура программы должна включать количественные и содержательные характеристики, вынесенные в пакет приложений программы. Требования к содержанию определены аппаратом Правительства РФ. Прежде всего программа должна соответствовать стратегическим документам, современным вызовам экономики, запросам рынка труда и рынка технологий и передовым научным достижениям. Содержание должно отвечать требованиям амбициозности, но в то же время быть реалистичным и обеспечивать преемственность развития тех целей, которые ставились предшествующей Программой развития и были достигнуты полностью или частично, впитывать в себя лучшие практики и накопленные научные и исследовательские достижения (Пояснительная записка).

    В проекте Программы развития сформулированы стратегические цели Университета, основные показатели (их текущие значения и прогнозы развития до 2030 года), а также задачи в основных сферах деятельности СПбГУ:

    • системное развитие образовательных программ
    • системное развитие исследований, экспертной и инновационной деятельности
    • системное управление человеческим капиталом и развитие кадрового потенциала
    • системное развитие инфраструктуры и управления научно-образовательным комплексом
    • системное развитие механизмов взаимодействия с партнерами
    • системная реализация социальной миссии

    Модель финансового обеспечения Программы развития предполагает реализацию программы на основе государственно-частного партнерства (Проект Программы развития СПбГУ до 2030 года).

    Согласованный в установленном порядке с органами государственной власти РФ проект программы должен быть представлен в аппарат Правительства РФ до 20 сентября 2020 года.

    О создании Института когнитивных исследований

    К ректору СПбГУ Н. М. Кропачеву обратилась профессор СПбГУ Т. В. Черниговская с предложением создать в Университете Институт когнитивных исследований. Это междисциплинарное научное направление с 2007 года развивается в СПбГУ в рамках лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, которая занимается вопросами познания, мышления, восприятия и других мозговых механизмов и сложных форм поведения.

    Сейчас в лаборатории работают лингвисты, нейрофизиологи и экспериментальные психологи. На базе лаборатории на двух языках (русском и английском) реализуется основная образовательная программа магистратуры «Когнитивные исследования». Исследования лаборатории за последние три года были поддержаны четырьмя грантами РФФИ (3) и РНФ (1), а в период с 2017 по 2019 год сотрудники опубликовали 21 статью в журналах, индексируемых в наукометрической базе Scopus.

    Заочное голосование

    После завершения видеоконференции было проведено открытое голосование членов Ученого совета по двум вопросам повестки дня с использованием метода опроса с помощью корпоративных адресов электронной почты. Соответствующие электронные письма были разосланы сразу после завершения видеоконференции.

    В голосовании приняли участие 102 из 122 членов Ученого совета. По вопросу «Обсуждение проекта Программы развития СПбГУ на 2020-2030 годы» и по вопросу «О создании Института когнитивных исследований» все проголосовали за (против — нет, воздержавшихся нет).