Перезагрузка: Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть вторая
Часть вторая: настоящее и будущее
Продолжаем беседу с Ю. А. Купиной, советником ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности, об изменениях в музейной жизни СПбГУ (начало беседы).
В первой части интервью она рассказала о сложной ситуации, которая осталась в прошлом. О том положении, в котором оказались коллекции, когда десятилетиями в Университете не уделялось никакого внимания организации учета и обеспечению сохранности коллекций СПбГУ, а также организации их широкого использования в учебном процессе и научной деятельности. О том, что в 2011 году после анализа организации музейного дела в СПбГУ руководством Университета было публично признано: у нас нет музеев, нет музейных ценностей в том смысле, как это определено законодательством. То, что универсанты долгие годы считали и называли музеями Университета, на самом деле таковым не являлось. О широкомасштабной работе по инвентаризации коллекций Университета, которая продолжается до сих пор. О том, как постепенно собирается и осмысляется информация об уникальных университетских собраниях.
По предложению руководства Университета с ноября 2017 года музейная деятельность стала одним из видов деятельности СПбГУ благодаря внесенным в Устав СПбГУ изменениям, утвержденным Постановлением правительства РФ от 22 ноября 2017 года № 1402 (Материалы ректорского совещания от 27.11.2017).
В результате этих изменений Университет получил новые возможности и обязанности, среди которых комплектование, учет, хранение предметов Музейного фонда РФ, осуществление просветительской, научно-исследовательской деятельности с использованием музейных предметов, представление обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведение образов музейных предметов в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. В последние годы ситуация несколько улучшилась (материалы ректорских совещаний от 09.10.2018, от 29.10.2018, от 19.11.2018, от 28.01.2019).
Это было буквально вчера
Юлия Аркадьевна, оказывается, что в СПбГУ среди почти трех миллионов коллекционных предметов есть музейные коллекции!
Да, университетские музейные собрания весьма значительны. Уже сейчас в Университете по учетной документации более 291 000 музейных предметов государственной части Музейного фонда РФ. Девять музеев занимают 3300 квадратных метров площадей. В учебно-научных коллекциях СПбГУ числится 2,6 млн предметов (в том числе 277 007 единиц на забалансовом учете, три коллекции зарегистрированы в международных реестрах). Музейные коллекции сегодня обслуживают 42 сотрудника, на некоторых хранителей приходится более 30 000 единиц хранения. К сожалению, все эти сокровища многие десятилетия находятся в неприспособленных помещениях в семи исторических зданиях в разных районах Санкт-Петербурга и пригородов. Но это не снимает с Университета обязанности вести государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, обеспечивать их учет, хранение, безопасность и доступ к ним учащихся, специалистов и широкой публики (Музеи коллекции СПбГУ: государственный учет и обеспечение доступа).
Кроме того, коллекции естественнонаучные, исторические, мемориальные, художественные просто объективно не могут существовать без доступа к ним посетителей. Современный музей делают не только хранители и кураторы. Если к вам не приходят посетители, нет публики на экспозициях, если не работают специалисты в фондах, не запрашивают экспонаты для изучения и публикации, у вас нет музея — есть только предметы. Публичность и востребованность необходимы как одни из главных условий развития науки, образования, культуры. В музейном деле публикация — это предъявление публике коллекций на сайте, на выставке, в научной статье.
И мы выходим в город, перестаем быть замкнутыми в стенах Университета, мы приглашаем публику к себе. С 2016 года СПбГУ участвует в работе санкт-петербургского проекта «Открытый город», который знакомит петербуржцев с ценными, но малодоступными городскими объектами. Университет приглашает на экскурсии по пяти объектам культурного наследия федерального значения: зданию Двенадцати коллегий, дому Яковлева (П. Ю. Сюзора), дворцу Бобринских, особняку А. Ф. Кельха (И. М. Александрова), а также дворцово-парковому ансамблю «Сергиевка» в Петергофе (Валун-богатырь и тайны особняка миллионера: СПбГУ приглашает на экскурсии по университетским зданиям). За полтора года Университет принял порядка 4000 человек, для которых было проведено 150 экскурсий, в том числе и по музейным экспозициям. Судя по отзывам многих экскурсантов, университетские коллекции представляют для них не меньший интерес, чем исторические здания (Старые университетские коллекции в новых ролях). Интерес широкой публики нарастает стремительно, поэтому планируется организация службы экскурсоводов с привлечением учащихся и преподавателей. Эта деятельность может и должна стать частью образовательного процесса, профессиональной подготовки кадров.
В прошлом году в дни весенних школьных каникул мы участвовали во II Межмузейно-вузовском фестивале детских программ «В музей — сегодня, в науку — завтра», когда школьники посетили с экскурсиями экспозиции Университета, и планируем продолжить участие в этом фестивале (В музей — сегодня, в науку — завтра). Третий раз в рамках секции «Образование» Санкт-Петербургского международного культурного форума (руководитель секции — ректор СПбГУ Н. М. Кропачев) традиционно проводим секцию «Университетские музеи — универсальное наследие» ( Доступ к университетским музеям обсуждают в рамках Международного культурного форума в СПбГУ). Осенью 2018 года Университет участвовал в III Петербургской биеннале музейного дизайна, где представил выставку «Здесь был дом», посвященную адресам В. В. Набокова и художественной трактовке биографии писателя. Крупный многосоставной выставочный проект, посвященный 140-летию российского женского высшего образования и 140-летию первого женского университета в России — Высших (Бестужевских) женских курсов, также инициирован СПбГУ: выставки прошли в выставочном зале Университета в здании Двенадцати коллегий, в библиотеке Бестужевских курсов — отделе Научной библиотеки имени М. Горького (о состоянии библиотеки Бестужевских курсов в середине 2000 годов: Нам удалось остановить беспредел, Злой умысел или преступная халатность?), в Музейно-выставочном центре «Росфото» и в Президентской библиотеке (Первый женский университет: в СПбГУ откроется выставка к 140-летию Бестужевских курсов).
Университет также стремится совершенствовать работу своих постоянных экспозиций. Недавний пример: в 2017 году был реализован проект создания художественной подсветки экспозиции учебно-научной коллекции по зоологии беспозвоночных в здании Двенадцати коллегий. Эту экспозицию СПбГУ активно посещают не только универсанты, но и внешние посетители (школьники, студенты других вузов). Проект был разработан с учетом архитектуры и состояния помещений, особенностей исторического экспозиционного оборудования, специфики хранящихся биоматериалов, а также современных решений по художественному оформлению экспозиций. Разработке проекта активно способствовали члены коллектива кафедры зоологии беспозвоночных под руководством профессора А. И. Грановича. Конкурсные процедуры проведены в ноябре, проект реализован в декабре 2017 года. Стоимость его — 272 тысячи рублей.
За счет использования современных технологий удалось выразительно и деликатно подсветить находящиеся в шкафах биологические препараты, что улучшило визуализацию коллекции на экспозиции. Недавно проделанную работу оценили работники Министерства культуры РФ, которые видели коллекцию до и после реализации. Результат достоин высокой оценки, он вполне удовлетворяет музейным требованиям по освещению экспозиций. Опыт, полученный в ходе реализации этого проекта, может быть полезен для создания художественной подсветки других учебно-научных и музейных экспозиций СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 29.01.2019).
Одновременно в СПбГУ были проведены анализ и оценка помещений, где хранятся музейные коллекции, составлены соответствующие паспорта безопасности на помещения всех музеев. Это позволило комплексно диагностировать проблемы, спланировать этапы и пути их решения. Особое внимание придется обратить на условия хранения коллекций. Так, было установлено, что коллекции в Музее современного искусства имени С. П. Дягилева (за которые с момента создания музея и далее длительное время отвечал декан филологического факультета и проректор по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология) хранились в ненадлежащих условиях, в необорудованном помещении. В конце 2017 года было согласовано выделение помещений для фондохранилища на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», проведено его комплексное оборудование системами безопасности и хранительским оборудованием. Выделено более 950 тысяч рублей — на оборудование и около 270 тысяч рублей — на расходные материалы для хранения коллекций (различные виды упаковочных материалов и т. д.). Часть оборудования и материалов СПбГУ удалось получить в качестве безвозмездной помощи. В октябре 2018 года всё собрание современного искусства было перемещено в новое современное фондохранилище, где организована система хранения согласно музейным нормам. Так начата масштабная работа по обеспечению сохранности музейных собраний, которая не проводилась в Университете многие десятилетия (Материалы ректорского совещания от 29.10.2018).
Это есть сегодня
Мы с Вами начали разговор о реализации грандиозной задачи, которую перед Вами и Вашими коллегами поставил ректор: открыть все музеи Университета для студентов и преподавателей всего Университета. Они должны иметь возможность использовать коллекции в учебных и научных (в том числе и междисциплинарных) целях. Все музеи Университета должны быть открыты и для широкой публики. Одним из этапов решения этой задачи стали подготовка и издание презентационного альбома «Коллекция знаний: музеи и коллекции Санкт-Петербургского государственного университета», представленного на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
Альбом стал естественным ответом на вопрос, как показать обширные и разнообразные коллекции СПбГУ, весь комплекс наших музейных и учебно-научных собраний. Но мы представили не только предметы и коллекции, но и кураторов, уникальных специалистов, которые понимают и изучают ценность культурного и научного наследия. Мы хотим продемонстрировать научные и учебные коллекции, известные пока только в узком профессиональном сообществе, в том числе и для того, чтобы расширить их междисциплинарное использование. Для того, например, чтобы коллекцию Гербария изучали не только ботаники, но и дизайнеры, экономисты, географы. Чтобы зоологическими и геологическими коллекциями заинтересовались историки, изучающие историю науки, которая обязательно выведет их на историю соседних учреждений РАН, на интеллектуальную историю России. Таким образом, Университет создает и новую систему координат обширной интеллектуальной среды. Ректор постоянно подчеркивает, что конкурентное преимущество нашего Университета — это междисциплинарность. Не только образовательные программы и научные исследования могут и должны быть междисциплинарными, но и наши коллекции. Ведь, согласитесь, если на минералы смотрят дизайнеры, они в них видят совсем не то, что видят геологи. Мы рассматриваем профильные коллекции как объекты научной и образовательной инфраструктуры не только Университета, но и страны. Сегодня серьезно продумываются вопросы их регистрации и использования в таком качестве.
Альбом — это уникальное издание, в котором впервые представлены в полном объеме богатство, научный, учебный и культурный потенциал разнообразных собраний СПбГУ, вклад универсантов в их формирование и изучение. Но это не научный каталог, а издание презентационного характера, в котором представлены музеи и коллекции Университета: от образцов, которым 500 тысяч лет, до произведений современного искусства. Мы приглашаем всех к их изучению, любованию ими, восхищению, сопереживанию — к любой форме участия. Мы можем оживить коллекции только все вместе. Задача Университета: создать условия, открыть двери для этого.
Прежде всего, мы сделали альбом по тем учебно-научным и музейным коллекциям, которые имеют экспозиции, чтобы туда могли прийти ученые и посетители: от Ботанического сада и Гербария до картин из особняка Штиглица, от коллекций минералов и беспозвоночных до современного искусства. Плюс уникальные библиотечные собрания: редкая книга и восточные рукописи. Мне кажется, что следующий альбом должен представить именно богатые библиотечные фонды Университета, динамику их формирования и сохранения на протяжении всей истории Университета.
Почему сейчас? С чем связан выход альбома именно в это время — осенью 2018 года?
Мы почувствовали, что перевалили Рубикон. Мы изучили и понимаем нынешнюю ситуацию со всеми ее достижениями, проблемами, объективными парадоксами, субъективными оценками. Мы поняли приоритетные направления развития и тактические задачи на этом пути. И мы хотим выйти к публике и специалистам, чтобы заявить: вот, мы есть. Мы начинаем громадную работу и приглашаем вас работать вместе с нами. Альбом — это не только приглашение прийти в Университет и удивиться коллекциям, но еще и приглашение ощутить свою причастность к этому сохранению и познанию коллекций. И об этом мы говорили со всеми на разных уровнях: на конференциях и в рамках круглых столов в ходе Санкт-Петербургского международного культурного форума, говорим на портале СПбГУ, на экспозициях, на музейных конференциях, во время детских фестивалей, дней открытых дверей в СПбГУ и мероприятий Ассоциации выпускников. Музеи невозможно развивать усилиями только менеджеров, хранителей и ученых. Сочетание открытого университета и публичного музея и породило этот альбом — как один из шагов по сохранению культурного наследия.
Этот альбом выполнен в печатном формате с большим корпусом электронных ссылок, в том числе с QR-кодом, отсылающим на специальный электронный ресурс. Расскажите, пожалуйста, об особенностях содержания этого раздела.
В дополнение к печатному изданию создается электронный ресурс. Университет закупил специальное программное обеспечение для создания электронной базы данных коллекций с возможностями передачи данных о коллекциях в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, создания онлайн-каталогов, виртуальных туров и разнообразных других электронных продуктов по музейным собраниям. Оно уже работает в 800 музеях России, в том числе в 14 вузовских музеях. Университет проводит масштабную оцифровку экспонатов для включения изображений в эту базу данных. Это не только выполнение обязательств Университета по соблюдению требований законодательства в сфере музеев. Данная работа создает на основе коллекций современный исследовательский и образовательный ресурс в интересах широкого круга потенциальных пользователей, которые смогут их интерпретировать и заинтересованы в их использовании и публикации. Мы создаем партнерскую, образовательную и научную среду.
Кроме того, документальная оцифровка — это современный способ обеспечения сохранности коллекций, обязательный инструмент сохранения памятников культуры, истории и науки.
Из каких источников люди, желающие ознакомиться с коллекциями СПбГУ, могут получить о них полную информацию?
Активно ведется работа, чтобы представить в специальном разделе портала СПбГУ имеющиеся экспозиции и коллекции. Уже сейчас на портале СПбГУ представлены музейные коллекции (Музей-архив Д. И. Менделеева СПбГУ — связь времен, Петрографические музейные коллекции СПбГУ: от вулканических бомб до «каменных пришельцев из космоса», Каменная летопись истории Земли, Университетские приборы и учебные пособия XIX века из собрания Музея истории СПбГУ: Наука и творчество в экспозиционном пространстве СПбГУ). Многие музейные коллекции представлены на сайтах, созданных около десяти лет назад. Коллективы различных подразделений Университета сегодня объединяют усилия, чтобы организовать удобный и понятный физический доступ публики к экспозициям, расположенным на режимных объектах. Это общая специфика многих вузовских музеев, доступ к которым определяется особым режимом охраны территории вузов.
Есть немало пользователей, заинтересованных в проведении съемок и публикации коллекций не только в популярных изданиях и фильмах. Сегодня уже отработан механизм выполнения подобных заказов и проектов. При этом Университет отслеживает свои права на результаты интеллектуальной деятельности.
Каждая коллекция СПбГУ содержит уникальные экспонаты. Какие из них представлены в альбоме, кто это определял? И с какими трудностями вы столкнулись в процессе отбора?
Альбом был задуман как путеводитель, предлагающий прогулку по музеям и их экспозициям, по лабораториям, учебным аудиториям и фондохранилищам Университета. А когда вы входите в музей, перед Вами предстают экспозиции. Многие из них не менялись на протяжении почти столетия, и сегодня уже их интерьеры и принцип организации представляют историческую ценность. Сама коллекция (помещения, мебель, вид из окна...) рождает особую университетскую атмосферу. Многие экспозиции выстроены по строгим научным принципам, разработанным в конкретной дисциплине на базе этой коллекции. Поэтому их представление в альбоме было обязательным, тем более что большинство их чрезвычайно выразительно визуально.
Следующее — предметы коллекций. Мы хотели показать не только тематический, но и предметный диапазон коллекций Университета. Например, в петрографической коллекции собраны не только образцы пород, но и полевые дневники ученых, фотографии из экспедиций — то, что образует наследие научной школы петрографии СПбГУ. А в Гербарии — не только листы с образцами растений, но и модели Бренделя, грибы, лишайники, влажные препараты, сухие композиции. Причем среди них есть образцы, привезенные из экспедиций прошлого года, и образцы из коллекции XVIII века. Здесь же рукописи и дневники исследователей. За этим разнообразием стоит огромное содержание комплексного научного ресурса, каким являются все университетские коллекции. Из-за того, что коллекции были замкнуты в узко дисциплинарных рамках, это содержание во многом не было востребовано. Теперь же оно осознается, и альбом широко представляет это новое качество университетских коллекций.
Мы хотели показать энциклопедичность коллекций и их разнообразие: региональное, тематическое, предметное и хронологическое. Надеюсь, что благодаря тщательному выбору экспонатов (это делали эксперты в каждой из представленных научных областей) нам удалось все это охватить. Одна из главных задач альбома — удивить. Это слово использовали в начале XVIII века в России, когда создавалась петербургская Кунсткамера. Говорят, что Петр I формулировал миссию первого государственного музея так: хочу, чтобы люди смотрели и учились. Поэтому он собирал курьезы — чтобы удивлять. Курьез в тогдашнем понимании — это предмет, который удивляет, заинтересовывает, вызывает любопытство. Но это не любопытство зеваки, а любознательность исследователя. Удивление — это начальная точка познания. И мы бы хотели, чтобы наш альбом стал такой отправной, стартовой точкой формирования интереса к наукам и познанию.
А для нас это и точка отсчета. Осознавая ценность того, что мы имеем и хотим сохранить, мы видим новые горизонты. Это своеобразная точка перевала. Мы выходим на качественно новую дорогу работы с этими ресурсами и оставляем на своей тропе такой верстовой столб, как альбом. Ведь он расскажет читателям и через многие годы не только о коллекциях, но прежде всего об Университете, каким он был в 2018 году, какими были мы с вами.
Это будет завтра
Какие изменения произошли в организации музейной деятельности в последнее время, и как формируется завтрашний день музеев?
Историческая часть Университета находится в центре Петербурга. Это золотая зона, здесь большой туристический поток. Здесь же находится большая часть университетских коллекций. Вдоль Университетской набережной множество крупных музеев: Зоологический музей РАН, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, Дворец Меншикова Государственного Эрмитажа, дальше — Музей Российской Академии художеств, Музей Горного института. А в Университете все собрано вместе: и геологические коллекции, и ботанические, и зоологические, и исторические, и художественные. Оценивая потенциал университетских коллекций, его можно охарактеризовать как рассредоточенный музей. К этой модели сегодня стремятся многие современные музеи, а у нас она сложилась исторически. Надо позволить всем увидеть богатство такого комплексного собрания и научиться использовать его и на благо общества, и на благо самого Университета.
Но что интересно: музейное дело — это дело всех и каждого. Здесь недостаточно участия ректора, заведующего музеем и хранителя или куратора коллекции. Музей начинается с вахтера, с уборщицы, с бухгалтера, с электрика — их сопричастность и интерес откроют Университет городу. Музеи — это всегда работа большой команды специалистов, но одновременно важно личное отношение каждого из них. И в СПбГУ это понимают и уже делают. Поэтому первое и самое важное изменение — это изменение в сознании универсантов и понимание ими важности университетских музеев не только для развития самого Университета, но также для развития города и страны.
Сейчас большая работа ведется по укреплению кадрового состава, созданию условий для привлечения к работе в музеях специалистов различных специальностей. В 2019 году на должности главных хранителей и специалистов по учету и хранению приняты наши выпускники и высококвалифицированные кадры, имеющие серьезный опыт музейной работы. При поддержке ректората мы проводим большую работу с коллективами структурных подразделений, стараясь вместе со специалистами найти сферы взаимного интереса, сформулировать научные и образовательные задачи, которые максимально эффективно можно выполнить в сотрудничестве с музеями.
Впервые за многие десятилетия в Университете проводится крупномасштабная сверка фактического наличия музейных предметов. В некоторых музейных отделах она уже выполнена. Это чрезвычайно важный и очень сложный этап работы, в результате которого все коллекции государственной части Музейного фонда РФ, хранящиеся в Университете, смогут пройти государственный учет. В 2017 году на средства СПбГУ была закуплена лицензированная российская комплексная автоматизированная музейная информационная система как современный и эффективный инструмент для учета, хранения и использования информации о коллекциях Университета. Университет также обучил работе в ней 23 сотрудника, обеспечил музеи компьютерным оборудованием. Таким образом, созданы условия для проведения автоматизированного учета музейных собраний. Сегодня в базе данных 42 439 записей (48 534 единицы хранения), из которых 1956 имеют изображения. До 2025 года необходимо ввести в базу данных паспорта на 248 751 единицу хранения. Так создается уникальный электронный ресурс, на базе которого уже разрабатываются онлайн-каталоги, различные мультимедийные продукты и сервисы, информация по музейным коллекциям интегрируется в комплексную информационную инфраструктуру СПбГУ.
Руководство Университета проводит системную работу по формированию государственного задания в области музейной деятельности и получению соответствующих государственных субсидий. Одновременно делается все возможное для привлечения спонсоров и создания условий сотрудничества с широким кругом партнеров.
Доверие к Университету сегодня проявляется в том, что многие ценные памятники и собрания преподносятся в дар для пополнения мемориальных, исторических и художественных коллекций. Комплектование собраний — важнейшая сфера работы, и она проводится открыто с соблюдением всех законодательных требований и интересов наших партнеров.
Погружаясь в историю коллекций Университета, узнаешь и о проблемах, которые возникали в разные периоды их существования. Почему необходимо поднимать эти вопросы?
Многие вузовские музеи несколько десятилетий оставались без внимания и поддержки администрации вузов. Они были разъединены и обречены на выживание, а не на развитие. Так было и в нашем Университете, где многое сохранилось благодаря энтузиазму и профессионализму сотрудников музеев и научно-педагогических работников, увлеченных идеей сохранения памяти о предыдущих поколениях универсантов, об истории своей alma mater. А сейчас формирование нового облика наших университетских музеев стало частью реформы всего нашего Университета (Перезагрузка).
Новый опыт СПбГУ чрезвычайно важен и для других вузов, предприятий, организаций, где работают ведомственные музеи. Известно, что некоторые вузовские коллекции в стране были в последние десятилетия закрыты. И хорошо, если они пригласили сотрудников местных музеев забрать что-то, а то ведь часто коллекции просто расформировывались безвозвратно. У них не было музейного статуса, а они занимали помещения, которые можно было использовать иначе. Так возникали лакуны памяти в регионе (ведь вуз аккумулировал историческую и культурную информацию).
Ректор открыто признает проблемы, существующие в музейной сфере, обсуждает их и предлагает решения. СПбГУ — открытый университет (Политика открытости). Мы всегда готовы обсудить свои проблемы — не случайно любой приказ в Университете заканчивается фразой: «Предложения по изменению приказа направлять на электронный адрес автора приказа».
Конечно, очень важен уровень профессиональной подготовки специалистов, которые занимаются учебно-научными и музейными коллекциями в области сохранения, документации и учета коллекций. В Университете организованы для них курсы повышения квалификации, где работники знакомятся с нормативной базой, методическими документами, с опытом музейных специалистов, для этого привлекаются эксперты из других организаций. Университет настроен на подготовку собственных специалистов и на то, чтобы видеть в числе сотрудников музеев своих выпускников. Реализуются образовательные программы: в бакалавриате (Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия) и в магистратуре (Управление музейными коллекциями, Музейное кураторство). Но музеи СПбГУ заинтересованы не только в музееведах, здесь нужны также геологи, историки, ботаники, юристы, физики, менеджеры, дизайнеры, социологи и др. Сегодня достигнуто общее понимание: самые разные специалисты могут получить возможность профессионального обучения и реализации в наших музеях (Материалы ректорского совещания от 19.11.2018).
Задача музейного управления — собрать нужных специалистов под нужные задачи, разработать проекты и найти ресурсы. Есть гранты — причем не только в сфере науки и образования, но и в сфере культуры. Наличие музейной деятельности в Уставе СПбГУ позволяет надеяться, что мы можем претендовать на новые внебюджетные источники финансирования.
Давайте помечтаем: какими вы видите музеи Университета в ближайшем будущем?
Представьте, что вы входите в здание Двенадцати коллегий и сразу попадаете в музей Университета, причем в комплексный современный музей. Здесь дети могут участвовать в открытом уроке, который проводят учащиеся или выдающиеся ученые; могут вместе со студентами поставить эксперименты; могут увидеть оригинальные памятники природы, культуры, науки; могут познакомиться, например, с интерактивной картой Луны, где многие кратеры названы именами универсантов, или «живой» картой планеты Земля, где реки, горы, города, улицы носят имена выпускников и ученых СПбГУ, с удивительными минералами, Гербарием, а также с исследователями, изучавшими природу и культуру. Это будет комплексный научный музей, представляющий не только историю научного познания, но и самые современные проекты универсантов — целый информационный центр, где будет представлено, к примеру, что микробиологи увидели в электронный микроскоп месяц назад. И здесь же пройдем с экскурсией по зданиям-памятникам и университетскому дворику, чтобы узнать об истории Университета и его «жителей» — универсантов. Такой музей с его программами и экспозициями — лучшая визитная карточка Университета — прямо в центре города. Потому что сегодняшние посетители завтра придут учиться в Университет. Также важно, чтобы музейные фондохранилища стали лабораториями науки и местами получения образования, чтобы в них велось комплексное изучение собраний.
Эта глобальная задача — открыть музеи Университета публике, учащимся и исследователям — решается. Но миссия университетских музеев отличается от миссии «больших» музеев. Важно найти свою индивидуальную нишу, своего пользователя, которому интересно образование и познание. Ведь молодого исследователя, который месяц назад во время летней практики на Белом море собирал раковины, а сегодня рассказывает об этой работе, придут послушать не все. Но те, что придут, получат уникальный личный опыт, увлекутся, и есть вероятность, что они займутся серьезной наукой и откроют в ней для себя жизненный смысл. А те, кто станет рассказывать в музеях о своих исследованиях, получат уникальный опыт публичного представления и популяризации своих открытий.
У коллекций Университета своя специфика, и важно не разрушить ее и не опуститься до упрощенных стереотипов о музеях. Мы стали внимательнее относиться к публике, изучаем ее, учитываем ее потребности. Пытаемся генерировать ее интерес через межмузейные программы. Период формирования собственной аудитории очень важен, в нем участвуют разные люди.
Сегодня уже ясно: музейные коллекции представляют собой огромный ресурс для учебной и научной деятельности всего Университета. Они позволяют, например, формировать новые образовательные программы дистанционного образования и современно визуализировать онлайн-курсы. Ведь в других университетах нет таких коллекций, таких экспонатов, как в СПбГУ, а увидеть их в рамках онлайн-дисциплин могут многие тысячи обучающихся. Например, уникальный гербарий академика П. С. Палласа XVIII века, типовые образцы, на основе которых были открыты и описаны различные виды фауны, флоры, минералов и т. д. Это тоже вариант реализации политики открытости.
Многие планы развития нашего Университета в третьем тысячелетии основаны на сохранении и междисциплинарном использовании уникальных собраний по различным отраслям знания, на расширении доступности собраний для профессионального сообщества и широкой публики. Уникальная природа наших университетских коллекций в том, что они не только представляют прошлое, они моделируют будущее в интересах национальной науки и образования. Выполнение парадоксальной задачи — одновременно обеспечить и сохранность, и доступность собраний — гарантирует нам успех.