Онлайн-курсы СПбГУ набирают популярность в период пандемии

СПбГУ является лидером российского онлайн-образования и занимает первое место по количеству курсов, размещенных на национальной платформе «Открытое образование». Сегодня их насчитывается уже 132, а количество слушателей онлайн-курсов Санкт-Петербургского университета составляет 20 % от общего числа пользователей платформы. В период пандемии и вынужденной самоизоляции число людей, желающих воспользоваться дистанционной формой обучения для саморазвития, значительно увеличилось.

На одной только платформе «Открытое образование» количество студентов СПбГУ, записавшихся на курсы, в рамках весенней сессии выросло втрое и сегодня составляет почти 366 тысяч. Общее же количество слушателей превысило 1,29 млн человек. Аудитория онлайн-курсов Санкт-Петербургского университета расширилась не только за счет притока студентов СПбГУ и других вузов: согласно статистике, около половины обучающихся составляют работающие взрослые люди, которые занимаются самообразованием, чтобы укрепить собственную конкурентоспособность.

Динамика развития ситуации на рынке онлайн-обучения в период пандемии

Динамика прироста новых пользователей показала, что наиболее популярными у внешней аудитории оказались курсы экономической и близкой к ней тематики, курсы по IT и сквозным технологиям, а также курсы юридической направленности. Традиционно востребованным остается и изучение иностранных языков, в том числе и экзотических. Интересно, что этот выбор во многом совпал с теми курсами, которые выбирали другие вузы для включения в собственный образовательный процесс. «Слушатели платформ воспользовались длительным периодом самоизоляции для развития полезных навыков, которые, с одной стороны, не требуют узкоспециальных знаний, с другой — позволяют восполнить лакуну в компетенциях, позволяющих усилить свои позиции на рынке труда в условиях цифровой экономики», ― пояснил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко.

Зачет онлайн-курсов

В период самоизоляции обучающиеся как Университета, так и других вузов получили возможность успешно зачитывать прохождение онлайн-курсов в качестве дисциплин образовательных программ.

Зачет за онлайн-курс: как получить и на что обратить внимание?

На сайте СПбГУ была размещена форма заявки, которую предлагалось заполнить как универсантам, так и всем желающим студентам. После первичной обработки заявок в Учебное управление подавался запрос, и если выбранный онлайн-курс был заявлен директором или деканом в качестве замены какой-либо из осваиваемых дисциплин с целью последующего перезачета либо в качестве дополнительных материалов в рамках освоения учебного плана, то студент зачислялся на закрытую спецсессию, где в дальнейшем для него открывался доступ к экзамену с асинхронным прокторингом.

Студенты СПбГУ

С начала периода самоизоляции от Учебного управления СПбГУ поступило 322 заявки, сформированных на основе представления директоров и деканов, в результате чего на курсы были зачислены почти 11 тысяч обучающихся Университета. Чаще всего студенты выбирали «Русский язык как иностранный» — на него записались 1202 пользователя, а также «Философию» (387 пользователей) и «Английский язык: подготовка к кандидатскому экзамену» (285 пользователей). Важно отметить, что, хотя зачисление шло на онлайн-курсы, созданные не только СПбГУ, но и другими вузами, наиболее популярными оказались именно университетские. Наиболее востребованным кластером оказались «Иностранные языки» — более трех тысяч студентов записались на 33 курса, а также «Точные науки» (45 курсов и 1885 пользователей) и «Экономика» (18 курсов, которые проходят 1247 пользователей).

Наиболее активно онлайн-курсы использовались на направлениях «Международные отношения», где записались 1944 обучающихся, что составляет 18 % от общего числа новых слушателей, «Филология» — 15 % (1615 человек), «Физика» — 14 % (1504 человека), «Экономика» — почти 12 % (1265 человек) и «Прикладная математика» — более 9 % (1000 человек). Меньше всего курсы были задействованы в образовательном процессе на направлениях «Искусства» и «Менеджмент», где их осваивали 23 и восемь студентов соответственно, и совсем не использовались на направлениях «Философия» и «Математика и компьютерные науки».

Обучающиеся других вузов

Если студент из другого вуза лично обращается в Университет, представители Учебного управления СПбГУ отправляют туда запрос, чтобы подтвердить статус обучающегося, а также возможность перезачета выбранного им курса как дисциплины или ее части. Если же от вуза поступает общая заявка, всех обучающихся распределяют по курсам и автоматически зачисляют всем списком. Там, где это сделать невозможно, каждый студент регистрируется на сайте и получает индивидуальное приглашение. Всего в СПбГУ поступило 364 заявки от российских университетов, по которым к 107 онлайн-курсам присоединились более 12 тысяч слушателей.

Лидером по популярности среди обучающихся других вузов стал онлайн-курс «Философия», на который записался 991 человек. Также востребованы оказались: «Базы данных» — этот курс начали осваивать 704 пользователя, «История России» и «Основы безопасности жизнедеятельности», заинтересовавшие 612 и 471 слушателя соответственно. Наиболее популярными кластерами стали «Иностранные языки» — почти две тысячи пользователей выбрали 13 курсов, «Естественные науки» (14 курсов и 1,4 тысячи пользователей) и «История» (семь курсов и 1,2 тысячи пользователей).

Coursera for Campus

С 20 марта все курсы СПбГУ, размещенные на платформе Coursera, доступны для обучающихся вузов-партнеров крупнейшей платформы онлайн-образования. Бесплатный доступ для участников программы Coursera for Campus будет действовать до 31 июля и при необходимости будет продлен.

87

онлайн-курсов СПбГУ представлено на международной платформе Coursera.

К началу лета на онлайн-курсы Университета записались более 1300 человек, в их числе 672 уникальных пользователя. Более 460 слушателей записались на один курс, а 116 — сразу на два. Наиболее востребованными среди студентов оказались «Российское предпринимательское право» (204 обучающихся), «История международных отношений» (189 человек) и The Modern World, Part One: Global History from 1760 to 1910 (174 студента). Самые привлекательные кластеры ― «История» (69 пользователей на 24 курсах), «Экономика» (295 человек и 45 курсов), «Точные науки» (133 пользователя и 73 курса). В общей сложности слушатели провели за учебой на онлайн-курсах СПбГУ более 4100 часов.

Среди всех пользователей онлайн-курсов СПбГУ особую популярность набрал курс «Нейролингвистика», разработанный под руководством Татьяны Черниговской. На сегодняшний день на него записались почти 44 тысячи пользователей, желающих познакомиться с методами нейролингвистических исследований и актуальными задачами, стоящими перед современной наукой.

Перспективы развития онлайн-курсов СПбГУ

Мониторинг рынка онлайн-образования, участие в профильных мероприятиях и опыт, приобретенный Центром развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ, позволили выстроить долгосрочный прогноз потенциальной популярности онлайн-курсов, которые включены в производственный план 2020 года. В настоящий момент в разработке находятся большие блоки курсов по экономике (в их числе «Основы экономических знаний», «Управление брендами в цифровой экономике», «Современные финансовые технологии», «Искусство налогового планирования», «Страховое дело»), юриспруденции («Муниципальное право», «Основы правоведения», «Теория государства и права», «Основы Конституции и конституционного права», «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы», «Основы охраны интеллектуальной собственности» и другие) и программированию. Курсы IT-направленности будут включать в себя цикл занятий Международного научно-методического центра по математике, информатике и цифровым технологиям СПбГУ, а также по работе с данными и сквозными технологиям («Прорывные цифровые технологии: кейсы компаний»).

«На мой взгляд, в условиях пандемии Университет смог быстро и без потери качества образования переключиться в дистанционный формат, во многом этому способствовал накопленный опыт и имеющаяся линейка собственных онлайн-курсов, которые стали важным подспорьем для педагогов, ― отметил Владимир Старостенко. ― В дальнейшем СПбГУ намерен расширять линейку образовательных продуктов как для собственных нужд, так и для реализации по сетевым договорам и предоставления доступа всем желающим».