Материалы ректорского совещания

№ 421
от 23.03.2020

    Олимпиада школьников СПбГУ и дни открытых дверей

    Несмотря на негативное отношение большей части директоров и деканов к очному формату проведения Олимпиады школьников СПбГУ, которое они выразили 13 марта в ходе ректорского совещания (Материалы ректорского совещания от 16.03.2020), 14 и 15 марта в Университете в очном режиме прошел заключительный этап Олимпиады школьников СПбГУ по шести предметам (Завершился заключительный этап Олимпиады школьников СПбГУ).

    В десяти днях открытых дверей СПбГУ, которые прошли с 16 по 22 марта в онлайн-формате, приняло участие более 2200 абитуриентов и их родителей — значительно больше, чем приходило на такие мероприятия в очном режиме. Вопросов в чате онлайн-трансляции было задано также больше, чем обычно. Все они традиционно касались процедуры поступления в СПбГУ и особенностей обучения по основным образовательным программам Университета. Абитуриентам были даны ответы более, чем на 100 вопросов.

    Всего в онлайн-формат переведено более 60 дней открытых дверей и профориентационных мероприятий, запланированных к проведению в марте-апреле 2020 года. Помимо этого, Университет продолжает традицию проведения онлайн-презентаций отдельных образовательных программ по всем уровням. С 16 до 28 марта прошло 17 таких презентаций с общим числом просмотров — более 1000. В общей сложности до конца учебного года будет проведено более 200 онлайн-мероприятий для абитуриентов из России и иностранных государств.

    Университет имеет давний опыт проведения таких мероприятий. В частности, несколько лет назад были запущены онлайн-лекции и консультации по Олимпиаде школьников СПбГУ. Благодаря такому формату школьники из любой точки мира могут готовиться к интеллектуальным соревнованиям дистанционно.

    В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» дни открытых дверей образовательных программ в онлайн-формате и онлайн-презентации образовательных программ, запланированные в период с 28 марта по 5 апреля, переносятся на более поздний срок (О переносе дней открытых дверей).

    Эпидемия и организация волонтерской работы

    В период неблагополучной эпидемиологической ситуации и связанного с ней перехода на дистанционное обучение в Университете активизируется работа по организации волонтерского движения. Она включает цифровое волонтерство и онлайн-помощь универсантам старшего возраста. Волонтеры готовы сходить за продуктами или в аптеку, чтобы представители старшего поколения лишний раз не выходили из дома и не подвергали свое здоровье опасности (Волонтеры СПбГУ помогут ветеранам на самоизоляции купить продукты и лекарства). Директорам и деканам дано поручение: направить информацию о коллегах, которым требуется помощь и внимание волонтеров.

    С 27 марта успешно функционирует call-центр, работа которого организована Студенческим советом СПбГУ. Студенты Университета помогают всем обратившимся разобраться с тем, как дистанционно оплатить услуги ЖКХ, заказать продукты или решить другие бытовые вопросы, не выходя из дома. За первый день работы поступило несколько обращений, касающихся заказа продуктов на дом и настройки компьютера (Студенческий совет СПбГУ организовал call-центр в помощь универсантам). Call-центр будет работать до нормализации эпидемической ситуации с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00.

    Конкурс грантов на создание и развитие научных центров мирового уровня

    Министерство науки и высшего образования РФ объявило конкурсный отбор на создание и развитие научных центров мирового уровня в форме субсидий из федерального бюджета (до 2021 года — более 3 млрд рублей). В 2019 году в России было создано три центра геномных исследований мирового уровня и четыре международных математических центра (в том числе победила заявка СПбГУ в консорциуме с Санкт-Петербургским отделением Математического института имени В. А. Стеклова РАН). В 2020 году предполагается предоставление грантов в форме субсидий на создание трех научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития (вторая очередь). В дальнейшем предполагается создание еще шести НЦМУ, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития (Объявлен конкурс грантов на создание и развитие научных центров мирового уровня).

    Проректор по научной работе С. В. Микушев попросил директоров и деканов, руководителей научных групп СПбГУ представить предложения по участию в конкурсе коллективов научно-педагогических работников. Окончательный срок подачи заявок — 20 апреля. На совещании было предложено представить проекты заявок до 1 апреля.

    Положение о премиях СПбГУ «За научные труды»

    Утверждено новое Положение о премиях, присуждаемых СПбГУ за научные труды. По предложению председателя комиссии по научной работе Ученого совета СПбГУ, декана факультета международных отношений профессора И. Н. Новиковой изменено число премий. Теперь будет присуждаться по пять премий — и в номинации «За фундаментальные достижения в науке», и в номинации «За вклад в науку молодых исследователей». В предыдущие годы объявлялся конкурс на шесть премий в первой номинации и на три — во второй.

    Организация защит диссертаций на соискание степени кандидата и доктора наук в режиме удаленного доступа

    Внесены важные изменения в порядок организации защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Изменения касаются использования информационно-коммуникативных технологий при организации и проведении защит диссертаций. Эти изменения позволяют проводить защиту в удаленном интерактивном режиме в условиях аудиовизуального контакта с участниками заседания или, как принято говорить, в режиме удаленного доступа (Приказ № 2304/1 от 23.03.2020 «О внесении изменений в Порядок присуждения в СПбГУ ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук»).

    Как известно, первые защиты ученых степеней по самостоятельно установленным СПбГУ правилам, признаваемые в мире, но не признаваемые в РФ, прошли еще в 2013 году (Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее). Первые защиты по новым университетским правилам, признаваемым государством, в СПбГУ состоялись в начале 2017 года. С января 2017 года по настоящее время в диссертационных советах СПбГУ по собственным правилам Университета состоялось 202 защиты ученой степени (из них 28 — докторских). В период неблагополучной эпидемиологической ситуации СПбГУ сделал следующий шаг в развитии и упрощении административных и организационных процедур защиты диссертаций. Новый порядок предусматривает возможность подачи документов в электронной форме, проведения заседания диссертационного совета с использованием дистанционных форм, а также дистанционного участия соискателя в заседании диссовета.

    Первые защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в новом формате состоялись в СПбГУ 27 марта (Ученые степени по самостоятельно установленным СПбГУ правилам — теперь в дистанционном формате).

    Результаты переговоров с послом Ирана

    В связи с переходом СПбГУ на дистанционный формат работы внесены изменения в организацию международной деятельности Университета. Например, 19 марта состоялись переговоры заместителя ректора по международной деятельности С. В. Андрюшина с послом Ирана в России Каземом Джалали в формате видеоконференции (Материалы ректорского совещания от 04.03.2019). Обсуждались вопросы хода реализации текущих проектов сотрудничества СПбГУ с иранскими университетами:

    • перевод и издание альманаха современной российской прозы на персидский язык и альманаха современной иранской прозы — на русский
    • открытие памятника Д. И. Менделееву в Тегеранском университете и памятника выдающемуся иранскому ученому — в СПбГУ
    • конкурсы грантов для поддержки молодых ученых
    • создание совместных образовательных программ при поддержке иранских компаний
    • создание совместных онлайн-курсов
    • издание альбома иранских рукописей из фонда Библиотеки СПбГУ

    Для подготовки концепции развития Санкт-Петербурга

    20 марта представители СПбГУ приняли участие в совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга В. Н. Княгинина. Для подготовки концепции развития Санкт-Петербурга будет создано девять рабочих групп. Три из них (по естественным наукам и математике, исследовательской и инновационной инфраструктуре, сельскохозяйственным наукам) возглавляют сотрудники Университета. Другие шесть групп возглавляют сотрудники филиала ВШЭ в Санкт-Петербурге (социальные и гуманитарные науки), ЛЭТИ (цифровые технологии), Горного университета (науки о Земле), Политехнического университета (технические науки), Университета ИТМО (кадры для науки), Медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова (науки о жизни). Таким образом, представители других вузов возглавляют не больше одной рабочей группы. Директорам и деканам поручено направить предложения по включению экспертов СПбГУ в деятельность всех девяти рабочих групп.

    Договор между СПбГУ и Российским этнографическим музеем

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев и директор Российского этнографического музея Ю. А. Купина (до недавнего времени — советник ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности: Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть первая, Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть вторая, Как мы сегодня пишем историю Университета? или Историческая память поколений) заключили договор о сотрудничестве между СПбГУ и РЭМ. Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по расширению областей применения договора, по расширению возможностей Университета в образовательной и научной сфере за счет ресурсов РЭМ.

    О профилактических мерах

    С начала внедрения профилактических мер по борьбе с распространением нового коронавируса до 16 марта в Клинике высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ проверили 2148 студентов (в том числе — 994 иностранца). Были взяты под наблюдение 322 студента, приехавших из стран с зарегистрированной короновирусной инфекцией (из них, по состоянию на 24 марта, остаются под наблюдением 14). По данным на 15 марта, в клиническую инфекционную больницу имени С. П. Боткина было госпитализировано восемь студентов, у семи из них диагноз не подтвердился, и они были выписаны. Результат первого теста на коронавирус оставшейся в больнице студентки отрицательный.

    Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся и сотрудников СПбГУ закуплены дистанционные аппараты для термометрии, которые применяются для измерения температуры тела всех входящих в здания Университета. Закуплено также два аппарата для дезинфекционной обработки, которые применяются в общежитиях. В общежитиях и зданиях Университета установлены дозаторы для дезинфекции рук входящих.

    На совещании сообщалось о мерах, которые могут быть применены к гражданам в случае нарушения положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от административных до уголовных) («Не выходи из комнаты»: за намеренное нарушение карантина последует ответственность).

    Установка компьютеров в общежитиях

    В рамках первой очереди (в общежитиях 20, 21, 22, 14, 12, 17) устанавливается по 4–8 компьютеров в комнатах для самостоятельной подготовки студентов или прилегающих помещениях.

    Организация образовательного процесса с применением преимущественно дистанционных образовательных технологий

    По состоянию на 19 марта уже больше 90 % обучающихся СПбГУ перешли на обучение в рамках модели с применением преимущественно дистанционных образовательных технологий (Материалы ректорского совещания от 16.03.2020). 17–20 марта директора и деканы представили конкретные предложения по переводу соответствующих образовательных программ на дистанционную форму обучения. На основании этих предложений первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова подготовила проект приказа, который был обсужден на совещании. По результатам обсуждения приказ о переходе с 24 марта на дистанционную форму обучения подписан (Приказ № 2349/1 от 23.03.2020 «О временном переходе на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами»).

    Директорам и деканам поручено представить перечень учебных дисциплин, которые необходимо перенести на более поздний срок в связи с отсутствием возможности их реализации в дистанционном формате, а также представить предложения по корректировке и дополнению существующего расписания.

    Как организовать обучение дистанционно?

    За последние годы СПбГУ стал одним из лидеров российского онлайн-образования и занимает первое место по количеству размещенных курсов на национальной платформе «Открытое образование». На сегодняшний день на платформе «Открытое образование» размещено 85 онлайн-курсов СПбГУ, на международной платформе Coursera — 80 онлайн-курсов. Кроме того, СПбГУ стал первым из российских вузов, заключившим соглашение с крупнейшей китайской образовательной платформой XuetangX.

    Если в начале 2018 года у наших онлайн-курсов было только 100 тысяч слушателей, то сейчас их аудитория — 1,3 млн человек. За три года в подготовке онлайн-курсов СПбГУ приняло участие более 500 ученых и преподавателей Университета.

    Созданные СПбГУ онлайн-курсы и ранее активно использовались в образовательном процессе других вузов, о чем свидетельствует рост числа сетевых договоров и обученных студентов. Однако сейчас наши онлайн-курсы стали важным подспорьем для всех российских и иностранных вузов, поскольку СПбГУ предоставил свои курсы в открытый доступ для использования вузами РФ и стал участником программы «Coursera for Campus».

    На совещании было отмечено, что к переходу на дистанционные методы обучения многие преподаватели СПбГУ были готовы. Как у преподавателей, так и у обучающихся и ранее имелся доступ к необходимым ресурсам, просто сейчас этими ресурсами будут пользоваться чаще и эффективнее. Тем, кто делает первые шаги в этом направлении, в СПбГУ оказывается всесторонняя методическая и техническая поддержка.

    Директор центра развития электронных образовательных ресурсов В. А. Старостенко рассказал о создании серии обучающих видео и дополнительных вебинаров, в рамках которых рассматриваются вопросы организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий. Эта инициатива позволяет всем желающим познакомиться с вариантами включения онлайн-курсов в образовательный процесс и широким набором инструментов, которые могут разнообразить учебный процесс, а также повысить вовлеченность студентов и безболезненно перейти в дистанционный формат без потери качества. С обучающими материалами можно ознакомиться по ссылке.

    В. А. Старостенко также призвал коллег активно создавать базовые курсы по различным дисциплинам, чтобы, помимо прочего, помочь коллегам из других вузов восполнить лакуны в своей программе. Директорам и деканам поручено направить предложения по совершенствованию уже подготовленных обучающих видео и темам новых.

    Обучающиеся временно выезжают из общежитий СПбГУ

    По собственной инициативе из общежитий СПбГУ, по данным на 16 марта, выехало более 50 % проживающих. Все места и комнаты, в которых они проживали, закреплены за отъезжающими до их возвращения. Студенты, которые выехали, освобождены от оплаты проживания до их возвращения.

    Премирование сотрудников СПбГУ

    Несмотря на сложную ситуацию, требующую мобилизации дополнительных средств на предотвращение распространения и минимизацию последствий коронавирусной инфекции, и частичный перевод работы в дистанционный режим, ректором принято решение о формировании фонда премиальных выплат сотрудникам за март, а научно-педагогическим работникам по итогам первого квартала — в полном объеме. Зарплата и премии будут выплачены своевременно. Все представления о премировании директора и деканы должны направлять в электронном виде в адрес проректора по организации работы с персоналом.

    Виртуальная приемная СПбГУ отвечает на все вопросы

    В период неблагополучной эпидемиологической обстановки и вызванной ею необходимости перехода сотрудников и обучающихся на дистанционную работу в очередной раз подтверждает свою эффективность один из самых популярных инструментов обратной связи СПбГУ — Виртуальная приемная, созданная еще в 2011 году.

    Ответы на вопросы, касающиеся мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, как и ответы на другие вопросы, продолжающие поступать в Виртуальную приемную, оперативно прорабатываются и публикуются. Во многом благодаря этому количество вопросов, связанных с COVID-19, в последние дни не увеличивается: сотрудники и обучающиеся могут найти интересующую их информацию в уже опубликованных ответах на вопросы их коллег в специальном разделе Виртуальной приемной.