СПбГУ укрепил позиции в международном рейтинге «Три миссии университета»
Санкт-Петербургский университет укрепил свои позиции в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета» MosIUR. СПбГУ вошел в топ-40 лучших вузов мира из 1500 университетов-участников.
Рейтинг «Три миссии университета», как отмечают его составители, в 2020 году стал наиболее представительным рейтингом в мире — впервые количество вузов в публикуемом списке достигло 1500 университетов. В рейтинге 2020 года представлены университеты из 97 стран, в том числе 101 российский вуз. Среди российских вузов СПбГУ занял второе место.
Как отмечают составители рейтинга, на укрепление позиций российских вузов в рейтинге отчасти повлияла пандемия: из-за закрытия границ возрос интерес к онлайн-образованию, а российские университеты значительно увеличили количество онлайн-курсов на крупнейших мировых образовательных платформах — на 77 %. Для сравнения: вузы США увеличили присутствие на платформах онлайн-образования только на 71 %.
Отметим, что Санкт-Петербургский университет — лидер российского онлайн-образования и занимает первое место по количеству онлайн-курсов. На данный момент их уже более 130, а в производстве находятся еще 92, в том числе 35 — на иностранных языках.
>80
курсов СПбГУ размещено на международной платформе Coursera.
Среди них — собравший большое количество слушателей по всему миру курс заведующей лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ профессора Татьяны Черниговской Neurolinguistics («Нейролингвистика») и англоязычный курс по японскому языку Japanese for Beginners 1 («Японский для начинающих»), этим летом ставший одним из самых популярных в мире. Кроме того, курсы СПбГУ размещены на крупнейшей китайской онлайн-платформе XuetangX. Университет стал первым российским вузом, заключившим соглашение с этой платформой, которая в 2020 году вышла на международный уровень. В период пандемии и вынужденной самоизоляции число людей, слушающих онлайн-курсы СПбГУ, значительно увеличилось.
Напомним, что создание рейтинга было инициировано Российским союзом ректоров в ответ на критику международного научно-образовательного сообщества, которое не раз отмечало, что такие признанные рейтинги, как Times Higher Education и Quacquarelli Symonds, ориентированы лишь на англосаксонскую модель образования и не учитывают национальные особенности большинства стран. Впервые в практике рейтингования университетов MosIUR оценивает не только традиционные образовательную и исследовательскую миссии университетов, но также и социальную миссию — миссию взаимодействия с обществом.
Инициатива создания рейтинга была поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии, а методология прошла масштабное общественное обсуждение, в котором приняли участие свыше 100 университетов по всему миру. В состав участников экспертного совета MosIUR входят 25 экспертов из 16 стран.
При составлении MosIUR не используются получаемые в ходе опросов субъективные мнения случайно выбранных респондентов, все критерии — максимально объективные: используются данные компаний Clarivate Analytics, Elsevier, онлайн-платформ массового образования Coursera и edX, веб-сайтов международных олимпиад студентов и научных премий из списка IREG List of International Academic Awards, поисковых систем Google, «Яндекс» и Baidu, официальных сайтов университетов и национальных органов власти, данные одного из мировых лидеров в области веб-аналитики Alexa и многое другое. Объективность рейтинга подтверждает независимый аудит, проведенный в 2018 году международной компанией «Прайсвотерхаускуперс аудит», входящей в глобальную сеть PwC.