Материалы ректорского совещания

№ 430
от 15.06.2020

Повестка совещания

    По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева участники совещания почтили минутой молчания память погибшего студента СПбГУ Владислава Голикова (О прощании с Владиславом Голиковым ).

    Меры по предупреждению распространения COVID-19

    Прежний режим самоизоляции сохраняется на период с 15 по 28 июня включительно. На территорию Университета допускаются научно-педагогические работники, допущенные к работе в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ (не более 300 человек в день) (приказ от 13.06.2020 № 5382/1 «О мерах по предупреждению…»). 

    О подготовке проекта Программы развития СПбГУ

    Работа над проектом Программы развития СПбГУ до 2030 года выходит на финишную прямую. Согласованный в установленном порядке с органами государственной власти РФ проект программы должен быть представлен в аппарат Правительства РФ до 20 сентября 2020 года.

    Вопрос о подготовке Программы развития СПбГУ не раз обсуждался в Университете в разных форматах: на ректорских совещаниях, на заседаниях Ученого совета СПбГУ, на встречах коллегии почетных профессоров Университета (Материалы ректорского совещания от 10.02.2020). Коллективы некоторых институтов, факультетов уже подготовили свои предложения. В первую очередь здесь надо отметить коллективы учебно-научных подразделений ВШМ (директор — заместитель президента — председателя правления банка ВТБ О. К. Дергунова) и факультета свободных искусств и наук (декан — председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин). Директорам и деканам дано поручение: обсудить в коллективах институтов и факультетов и представить предложения по проекту Программы развития СПбГУ в течение двух недель.

    Организация промежуточной аттестации

    На совещании отмечалось, что «экватор» сессии пройден: большинство зачетов и более половины экзаменов уже сданы. За прошедшую неделю в Виртуальную приемную на имя первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой поступило 49 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 21 — по вопросам организации учебного процесса в Университете). Например, были вопросы о выдаче транскрипта, о работе паспортно-визового отдела для иностранцев, об использовании системы прокторинга при прохождении онлайн-курсов. Отдельно участники совещания остановились на вопросе студентки-математика, которая предложила использовать систему прокторинга при проведении не только итоговой, но и промежуточной аттестации (Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов). По ее мнению, некоторые студенты позволяют себе недобросовестно сдавать экзамены и зачеты (списывать) в дистанционном формате, о чем свидетельствует сократившееся число двоек по отдельной дисциплине.

    Участники совещания отметили, что Университет должен продолжать работу по обеспечению честного и ответственного отношения к проведению занятий в дистанционном режиме как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Директорам и деканам поручено представить предложения о том, в каких случаях следует использовать систему прокторинга: для каких занятий, проведения текущей аттестации, экзаменов и зачетов.

    Организация государственной итоговой аттестации

    За прошедшую неделю в Университете состоялось 1471 защита ВКР. Работу осуществляли 212 государственных экзаменационных комиссий. 1137 студентов получили оценки «отлично», 294 — «хорошо», 36 — «удовлетворительно», четверо обучающихся получили оценку «неудовлетворительно» (выпускники магистратуры по направлениям «История», «Математика и механика», «Политология» и «Экономика»).

    За неделю было подано 15 апелляций. Одна из них была удовлетворена: как выяснилось в ходе проверки, из-за сбоя система антиплагиата ошибочно выявила высокое количество некорректных заимствований.

    Организация вручения документов об образовании

    В связи с пандемией коронавируса в ст. 108 закона «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым скан-копии документов об образовании приравниваются к оригиналам дипломов. Все дипломы, выдаваемые в Университете, загружаются в систему ФРДО (федерального реестра документов об образовании). Работодатели и вузы могут проверить подлинность диплома выпускника СПбГУ по номеру документа и Ф. И. О. выпускника.

    Все директора и деканы выступили за то, чтобы воздержаться от очных торжеств по случаю вручения дипломов выпускникам, даже если в городе будет снят запрет на проведение массовых мероприятий. Участники совещания отметили, что больше 70 % студентов Университета — иногородние, в настоящее время многие из них находятся за пределами Петербурга и из-за введенных ограничений не могут приехать в город (о чем некоторые пишут в Виртуальную приемную). Кроме того, по мнению экспертов, эпидемическая ситуация по-прежнему остается непростой, в связи с чем не стоит подвергать здоровье выпускников и преподавателей дополнительной опасности.

    Порядок выдачи документов об образовании в Университете дорабатывается. В ближайшее время будут установлены графики выдачи дипломов тем, кто находится в городе, и передачи (пересылки) оригиналов дипломов тем выпускникам, которые находятся за пределами Петербурга.

    Организация конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников

    В современных сложных условиях конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ проходят успешно, все формальные процедуры соблюдаются. Информация о конкурсах, требования к кандидатам, сведения о претендентах в соответствии с правилами размещаются на сайте СПбГУ в открытом доступе, в дистанционном формате проводятся заседания ученых советов учебно-научных подразделений по рассмотрению и определению победителей конкурсов.

    Вместе с тем на ректорском совещании отмечалось, что с переходом Университета на дистанционный режим работы участники конкурсов и члены коллективов стали более внимательно отслеживать сведения о кандидатах, размещаемые в открытом доступе. В Виртуальную приемную, по электронной почте поступают вопросы и обращения о некорректном перечне публикаций, представленном кандидатом; об отсутствии вклада претендента в отчет по гранту, в котором он формально записан как исполнитель, но работу не выполнял; о проверке подлинности диплома доктора наук у конкурента; о достаточности объема привлеченного финансирования у участника конкурсных процедур, работавшего по гранту в составе научного коллектива. Участники совещания отметили, что аналогичные явления также наблюдаются в некоторых других вузах страны, но на СПбГУ новая тенденция никак не отразится, так как Университет и ранее максимально придерживался политики открытости.

    Проректор по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил, что в Университете для проведения тайного голосования на заседаниях ученых советов учебно-научных подразделений и Ученом совете СПбГУ начинает использоваться информационная система «КриптоВече» (Материалы ректорского совещания от 08.06.2020). Первыми на этой неделе используют указанную систему для проведения голосования члены ученых советов Института химии и физического факультета (16 июня).

    О переносе заседания Ученого совета СПбГУ

    Заместитель председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинский сообщил, что очередное заседание совета, ранее намеченное на 29 июня, перенесено на 25 июня. Заседание будет проведено в режиме видео-конференц-связи и с использованием электронных систем заочного голосования.

    О выборах нового состава Ученого совета СПбГУ

    23 сентября 2020 года истекает срок полномочий нынешнего состава Ученого совета СПбГУ, избранного на пять лет на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета 21 сентября 2015 года.

    Поэтому 21 сентября текущего года будет проведена очередная конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся СПбГУ. Порядок избрания делегатов конференции будет определен на заседании Ученого совета СПбГУ 25 июня.

    На ректорском совещании было отмечено право научно-педагогических работников на самовыдвижение в кандидаты в члены Ученого совета СПбГУ (Основные права научно-педагогических работников Санкт-Петербургского государственного университета ). Профессора Т. В. Черниговская и Р. А. Эварестов предложили ввести дополнительные критерии для научно-педагогических работников, претендующих на избрание в состав Ученого совета Университета (минимальный научно-педагогический стаж — 7 лет, а также СПбГУ как основное место работы).

    База «Горизонт» выведена из эксплуатации

    В ходе совещания обсуждалось, что Университету пришлось вывести из эксплуатации оздоровительную базу «Горизонт». Объект вошел в состав СПбГУ в 2007 году (Долгая дорога к «Горизонту»). База обеспечивала отдых обучающихся только в летний период с 1 июня до 31 августа.

    Как показала экспертиза, в 1983 году здания УНБ «Горизонт» (пять спальных корпусов и столовая) были построены со значительными нарушениями. С учетом расположения объекта в сейсмоактивной зоне и износа конструкций, а также необходимости обеспечения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и противоэпидемических требований дальнейшая эксплуатация комплекса могла представлять опасность. Участники совещания отметили, что из-за ситуации с коронавирусом организовать заезд отдыхающих летом 2020 года, вероятно, не удалось бы. В связи с чем возникшую паузу можно использовать для поиска решений по обеспечению работы базы в будущем. В частности, звучало предложение рассмотреть вариант установки облегченных конструкций модульного типа, которые уже используются на других учебно-научных базах СПбГУ.

    Позиции СПбГУ в рейтинге QS

    СПбГУ занял 225 место в одном из самых авторитетных рейтингов лучших университетов мира QS World University Rankings 2021, который опубликовала британская компания Quacquarelli Symonds. За год СПбГУ поднялся в рейтинге на девять строчек (СПбГУ вновь поднялся в рейтинге лучших университетов мира QS World University Rankings).