Материалы ректорского совещания
СПбГУ вошел в топ-35 лучших вузов мира в международном рейтинге «Три миссии университета»
30 августа опубликован очередной выпуск Московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR). СПбГУ занял в этом рейтинге 35 место, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущими выпусками данного рейтинга. СПбГУ стал вторым среди российских вузов, уступив лишь МГУ имени М. В. Ломоносова.
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Позиция СПбГУ в рейтинге |
72 |
61 |
41 |
40 |
36 |
35 |
Глобальный рейтинг «Три миссии университета» — один из четырех международных рейтингов, официально признаваемых в РФ. Он оценивает все три ключевые миссии университета: образование, наука и взаимодействие с обществом. Несмотря на ежегодное увеличение количества участников, Санкт-Петербургский государственный университет регулярно улучшает свои позиции. В текущем году в рейтинг вошли 1800 университетов из 103 стран мира, в том числе 146 высших учебных заведений из России.
В топ-100 этого рейтинга стабильно входят три российских университета; МГУ, СПбГУ и МФТИ. В выпуске 2022 года в топ-300 Московского международного рейтинга «Три миссии университета» вошли 13 российских университетов:
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
МГУ |
25 |
23 |
22 |
21 |
19 |
18 |
СПбГУ |
72 |
61 |
41 |
40 |
36 |
35 |
МФТИ |
73 |
65 |
51 |
46 |
44 |
44 |
ВШЭ |
107 |
122 |
121 |
120 |
120 |
142 |
МИФИ |
131 |
154 |
147 |
147 |
145 |
162 |
ТГУ |
- |
198 |
204 |
220 |
222 |
196 |
НГУ |
132 |
158 |
151 |
161 |
205 |
205 |
УрФУ |
195 |
230 |
290 |
286 |
257 |
237 |
ИТМО |
- |
245 |
243 |
219 |
270 |
252 |
ТПУ |
136 |
205 |
237 |
266 |
28 |
258 |
МГТУ имени Баумана |
- |
296 |
|
|
300 |
262 |
РУДН |
- |
- |
|
|
|
285 |
МИСиС |
- |
232 |
292 |
|
|
297 |
Напомним, что в СПбГУ:
- перевод в Университет на выпускной курс не производится, за исключением перевода из образовательных организаций, входящих в число 300 лучших по четырем международным рейтингам (MosIUR, ARWU, THE, QS)
- периоды обучения в образовательных организациях, имеющих международное признание, то есть входящих в число 300 лучших по официально признаваемым в РФ международным рейтингам, зачитываются без проведения процедуры экспертизы
- обучающиеся СПбГУ могут осваивать онлайн-курсы ведущих образовательных организаций мира, то есть входящих в число 300 лучших по официально признаваемым в РФ международным рейтингам, и зачитывать результаты их освоения вместо дисциплин учебного плана
- при проведении конкурса на гранты СПбГУ на академическую мобильность научно-педагогических работников преимущество получают проекты сотрудничества с ведущими образовательными организациями мира, то есть входящими в число 300 лучших по официально признаваемым в РФ международным рейтингам
- при формировании состава диссертационных советов по внутренним правилам (на каждую защиту) преимущество имеют кандидатуры экспертов, работающих в ведущих образовательных организациях мира, то есть входящих в число 300 лучших по официально признаваемым в РФ международным рейтингам
Таким образом, по результатам, опубликованным в новом выпуске Московского международного рейтинга «Три миссии университета», расширен перечень российских университетов, результаты обучения в которых признаются в СПбГУ без проведения дополнительных процедур признания, эксперты и проекты сотрудничества с которыми имеют приоритет.
День первокурсника
В день посвящения в студенты первокурсники Санкт-Петербургского университета дали клятву универсанта, а над площадью академика Сахарова были подняты флаги Российской Федерации, Санкт-Петербурга и СПбГУ.
С началом нового учебного года студентов поздравил ректор СПбГУ, член-корреспондент Российской академии наук Николай Михайлович Кропачев. Он отметил, что молодые люди уже добились победы — поступили в один из лучших вузов, получив возможности для общения с выдающимися преподавателями и учеными, использования уникальных ресурсов. В СПбГУ функционирует высокотехнологичный Научный парк (23 ресурсных центра, более 250 высококвалифицированных инженеров, объем инвестиций в оборудование — более 7,5 миллиардов рублей), работает лучшая по составу и многообразию фондов университетская библиотека (более семи миллионов единиц хранения, более 129 миллионов электронных источников), осуществляется подготовка самых востребованных в стране онлайн-курсов (более 300 онлайн-курсов, более трех миллионов слушателей).
Ректор подчеркнул, что Университет — это сообщество не только студентов и преподавателей, но и выпускников, а также партнеров, контактами с которыми СПбГУ особенно силен. Поздравления с началом учебного года в Университет направили заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации, председатель попечительского совета СПбГУ Дмитрий Медведев; председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин; председатель Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации, член попечительского совета СПбГУ Валентина Матвиенко; председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеслав Володин; генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов; помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко; заместитель председателя Правительства Российской Федерации, член попечительского совета СПбГУ Дмитрий Чернышенко; полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан; президент Российской академии наук, член попечительского совета СПбГУ, академик Российской академии наук Александр Сергеев; главный исполнительный директор, председатель правления, заместитель председателя совета директоров ПАО «НК "Роснефть"», член попечительского совета СПбГУ Игорь Сечин; генеральный директор ПАО «Интер РАО», член попечительского совета СПбГУ Борис Ковальчук; губернатор Ленинградской области, член попечительского совета СПбГУ Александр Дрозденко и многие другие.
Праздничные мероприятия завершились на стрелке Васильевского острова, где состоялась церемония «Кораблик надежды», в ходе которой универсанты смогли отправить кораблики со своими желаниями в плавание по невским волнам. Также у гостей была возможность запустить «кораблики желаний» в плавание в онлайн-формате.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 11 обращений, еще 27 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения касались различных тем, в том числе: О возможности перевода на бюджетную основу обучения в СПбГУ; О возможности повышения квалификации врача в СПбГУ и др.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, проведен анализ информации, представленной руководителями учебно-научных подразделений, о вопросах, возникших в связи с началом нового учебного года. Поднятые проблемы (организация обучения отдельных иностранных обучающихся в удаленном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий, оформление пропусков и другие) решены в рабочем порядке.
Руководителями учебно-научных подразделений, сотрудниками учебного управления и управления по работе с молодежью с учетом дат начала занятий проводятся встречи с первокурсниками, поступившими на программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры. 1 сентября состоялась торжественная линейка для гимназистов Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ.
31 августа состоялось совместное заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям (далее — ЦКПиВ) и комиссии по принятию решений о переводе с платного обучения на бесплатное. В соответствии с приказом от 12.12.2018 № 11980/1 «Об утверждении Положения об организации деятельности Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переводе с платного обучения на бесплатное и комиссий по приему документов в целях осуществления переводов и восстановлений» и приказом от 17.11.2021 № 11117/1 «О графике работы Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное в 2022 году»: прием заявлений от претендентов на перевод и восстановление осуществлялся с 06.06.2022 по 05.08.2022. Информация о наличии вакантных мест, сроках переводов и восстановлений, необходимых документах, форме и сроках аттестации была опубликована на портале Университета.
Важно отметить, что в 2022 году принят ряд мер, направленных на упрощение правил перевода в Университет из других вузов:
- академическая задолженность, возникающая при восстановлении и переводе в СПбГУ из других образовательных организаций на места договорной основы обучения, может составлять до половины учебного плана
- при восстановлении, переводе в Университет из других образовательных организаций, изменении образовательной программы, изменении формы обучения все аттестационные испытания проводятся в удаленном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий
Всего на рассмотрение ЦКПиВ и комиссии по принятию решений о переводе с платного обучения на бесплатное было подано 2835 заявлений, из них:
- по программам аспирантуры и ординатуры — 59 заявлений (41 заявление аспирантов и 18 заявлений ординаторов)
- по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — 2631 заявление
- по программам среднего профессионального образования — 145 заявлений
Информация о рекомендациях ЦКПиВ и комиссии по переходу с платного обучения на бесплатное будет опубликована на портале.
По вопросу об организации образовательного процесса проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев сообщил, что в конце прошлого учебного года и в летний период к нему обращались сотрудники, работавшие в течение прошлого учебного года в СПбГУ на условиях внешнего совместительства, с которыми было решено не заключать трудовые договоры для обеспечения учебного процесса в текущем учебном году. Он обратил внимание на то, что в данной ситуации речь идет не о продлении трудового договора, а о заключении нового трудового договора на новый период.
Прием преподавателей на работу в СПбГУ осуществляется, исходя из текущей потребности в обеспечении реализации образовательных программ и осуществлении научной деятельности по соответствующему учебно-научному направлению. Необходимое количество ставок рассчитывается в том числе на основании объема запланированных педагогических поручений на текущий учебный год. При распределении нагрузки прежде всего проводится анализ компетентностных профилей сотрудников. На втором этапе учитывается формат занятости специалиста — работа в СПбГУ по основному месту работы или работа по совместительству.
Одним из документов, определявших в последние годы подходы к обеспечению деятельности Университета, была разработанная с участием различных федеральных органов государственной власти и утвержденная для СПбГУ программа мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности. С учетом ее положений организовано приведение в соответствие численности преподавателей и численности лиц, обучающихся в Университете. При этом численность внешних совместителей за прошедшие годы сокращена с 927 в 2016 году, 864 в 2018 году, до 782 в 2021 году. В. В. Еремеев отметил, что это позволило высвободить часть средств, которые были направлены на повышение заработной платы преподавателей, работающих в СПбГУ по основному месту работы.
В связи с этим участники совещания обратили внимание на то, что в сети Интернет обсуждается, что Университет «не продлил трудовые договоры» с двумя преподавателями, а решение о так называемом «увольнении» сотрудников принято без согласования со студентами.
Между тем основным местом работы преподавателей, о которых идет речь, являются другие организации. В СПбГУ данные лица осуществляли научно-педагогическую деятельность по совместительству. Срок действия трудовых договоров, заключенных с ними, истек еще в июне (Протокол). Учебные курсы, которые они реализовывали, в соответствии с рабочими программами дисциплин будут вести другие преподаватели — социологи и философы (О трудовых соглашениях с преподавателями ФСИиН).
К сожалению, это не первая ситуация, когда к решению вопросов, связанных с трудовыми отношениями, привлекаются обучающиеся. Вместе с тем, если преподаватели хотят на постоянной основе работать в СПбГУ, они имеют возможность подавать документы на конкурсы на замещение должностей научно-педагогических работников и в случае победы в конкурсе смогут начать работать в Университете по основному месту работы.
Учебное пособие «История России»
СПбГУ является одним из лидеров в сфере онлайн-образования. До момента блокировки отечественных онлайн-продуктов (01.03.2022) Университет занимал первое место в Европе и входил в топ-4 вузов мира по количеству онлайн-курсов, размещенных на крупнейшей международной образовательной онлайн-платформе Coursera, а также стал единственной российской образовательной организацией — соучредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов, инициатором создания которого выступил Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
СПбГУ — первый российский вуз, разместивший свои онлайн-курсы на крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн-платформе XuetangX. СПбГУ также является соучредителем российской национальной образовательной онлайн-платформы «Открытое образование», где занимает первое место как по количеству образовательных продуктов (272 курса из 958), так и по охвату аудитории (более 2,4 миллионов слушателей).
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, к настоящему моменту Университетом разработано более 300 онлайн-курсов, одним из которых является курс «История России», размещенный на платформе «Открытое образование» на русском и английском (History of Russia: from Ancient Rus to the Time of Troubles, History of Russia: from Peter the Great to the Revolution, History of Russia: from NEP to Modern Times) языках, а также на китайском языке на платформе XuetangX.
Этот онлайн-курс включен во все образовательные программы бакалавриата и специалитета СПбГУ, а также активно используется в других вузах России (Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина, Сибирском федеральном университете, Уральском федеральном университете, Южном федеральном университете и др.).
В Виртуальную приемную СПбГУ обратилась иностранная студентка, которая начала изучать этот онлайн-курс, но сочла его сложным для восприятия зарубежной аудиторией и предложила подготовить учебник в дополнение к курсу. По результатам рассмотрения обращения было принято решение о подготовке соответствующего учебного пособия.
К 1 сентября пособие «История России» было опубликовано в Издательстве СПбГУ. В авторский коллектив вошли Т. В. Буркова, Е. А. Беседина, А. Х. Даудов, Р. А. Наливайко, Н. А. Портнягина. Пособие предназначено для иностранных студентов, обладающих базовыми знаниями русского языка, и включает в себя 14 глав, которые соответствуют модулям курса. Издание призвано помочь иностранным обучающимся в освоении актуальных проблем истории России. Учебный аппарат пособия включает глоссарий, вопросы для повторения и закрепления прочитанного материала, информацию о рекомендуемых для изучения материалов.
Презентация учебного пособия «История России» запланирована на 14:00 20 сентября в онлайн-формате. Информация о мероприятии будет опубликована на портале СПбГУ.
М. Ю. Лаврикова предложила всем авторам русскоязычных онлайн-курсов провести опрос среди иностранных слушателей: насколько они понимают материал. И при необходимости — подготовить аналогичные учебные пособия, по примеру историков.
О нарушениях обучающимися законодательства РФ, локальных актов СПбГУ
Информация о нарушении локальных нормативных актов и положений законодательства Российской Федерации обучающимися СПбГУ в 2021 и 2022 годах обсуждалась на ректорских совещаниях 20.06.2022, 16.05.2022, 18.04.2022, 17.01.2022, 11.10.2021, 15.06.2021.
Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема А. В. Бабич, с 18 июня по 2 сентября на территории Университета были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ семью обучающимися. По уровням обучения: среднее профессиональное образование — 2; бакалавриат — 3; магистратура — 1, аспирантура — 1. По направлениям обучения: физическая культура (колледж) — 2, науки о Земле — 1, менеджмент — 1, математика и механика — 1, прикладная математика и процессы управления — 1, социология — 1.
Виды нарушений:
- п. 2.2 Положения о контрольно-пропускном и внутриобъектовом режимах в СПбГУ, а именно: проход и проезд на объекты СПбГУ, в отношении которых иными локальными актами не установлен специальный режим допуска, осуществляется через КПП — 1
- п. 10.1.9 Правил проживания в общежитиях СПбГУ: невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги — 1
- п. 10.1.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несоблюдение чистоты и порядка в жилом помещении — 1
- п. 10.2.8 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: проведение посторонних лиц в общежитие, нарушение пропускного режима — 1
- п. 2.1.7, 2.1.10, 6.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: несоблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности и иных специальных правил как в процессе обучения, так и в иные периоды пребывания на территории Университета; нарушение тишины и покоя в ночное время — 2
- п. 10.2.1, 10.2.5, 10.2.7, 10.2.13 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: самовольное переселение из одного жилого помещения в другое в общежитиях СПбГУ; выполнение в помещениях общежития работ и совершение действий, создающих повышенный шум и вибрацию, нарушающих нормальные условия проживания обучающихся в других жилых помещениях; совершение на территории и в общежитиях СПбГУ действий, которые могут повлечь применение мер дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности — 1
С обучающимися проведена разъяснительная работа, сформированы комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, которые направлены на рассмотрение Студенческому совету (Совету обучающихся) СПбГУ. После получения мнения Студенческого совета (Совета обучающихся) СПбГУ будет принято решение о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности. В отношении одного обучающегося комплект документов для объявления дисциплинарного взыскания будет направлен на рассмотрение Студенческому совету (Совету обучающихся) СПбГУ после выхода обучающегося из академического отпуска — в начале декабря 2022 года. В настоящее время на рассмотрении у Студенческого совета (Совета обучающихся) СПбГУ находятся 53 комплекта документов, из них 24 были направлены более четырех месяцев назад, 20 — более трех месяцев назад, 6 — более месяца назад.
На прошлой неделе завершился основной этап поселения в общежития иногородних обучающихся, зачисленных в СПбГУ на первый курс. В адрес должностных лиц Университета от обучающихся поступает информация о том, что в социальных сетях со стороны отдельных студентов и (или) третьих лиц появляются призывы к совершению противоправных действий на территории комплекса общежитий СПбГУ (нарушение Правил внутреннего распорядка СПбГУ, в том числе норм о соблюдении тишины в ночное время, запрете на потребление алкогольной продукции на территории комплекса общежитий). В связи с этим А. В. Бабич напомнил, что подобные нарушения со стороны обучающихся были зафиксированы в начале предыдущего учебного года, а именно — в ночь с 18 на 19 сентября 2021 года. Эта ситуация, а также ее последствия обсуждались на ректорских совещаниях 20.09.2021, 04.10.2021, 01.11.2021, 08.11.2021 и 30.11.2021.
Нарушение общественного порядка повлекло задержание семи обучающихся Университета сотрудниками правоохранительных органов и привлечение их к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ: потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (статья 20.20), появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21), мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (статья 20.1), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3). В результате шесть обучающихся были отчислены из Университета, одному обучающемуся объявлен выговор.
А. В. Бабич призвал руководителей учебно-научных подразделений в ходе встреч с представителями студенческих советов (советов обучающихся), старостами групп и представителями студенческих объединений дополнительно обсудить вопрос о недопустимости нарушения общественного порядка на территории СПбГУ, включая комплекс общежитий СПбГУ, и о последствиях совершения обучающимися подобных действий (применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления из Университета).
Программа поддержки творческой молодежи
Важным фактором укрепления кадрового состава учебно-научных подразделений СПбГУ является постоянный приток молодых талантливых ученых. Однако, не создавая условий для привлечения и удержания молодежи, трудно рассчитывать на решение этой задачи.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в СПбГУ есть примеры работающих программ поддержки талантливых молодых ученых, которые действуют более десяти лет в коллективах Института химии и физического факультета. В штатном расписании определены ставки ассистентов и старших преподавателей, предназначенные для молодых перспективных ученых, молодых кандидатов наук в возрасте до 33 лет, которых избирают по конкурсу. Победителям конкурсов устанавливается пониженная учебная нагрузка, чтобы они имели возможность наряду с преподаванием вести активную научную работу. В Институте химии из средств, переданных в распоряжение директора, для стимулирования достижений молодых ученых выделяется отдельный премиальный фонд. Аналогично, но в другом формате стимулируются участники программы в коллективе физического факультета. Продолжительность программы — пять лет (ассистент — три года, старший преподаватель — два года).
Всего в программе поддержки творческой молодежи в Институте химии участвовало более 100 работников, из которых 72 % получили высшее образование в СПбГУ. В настоящее время программой охвачен 21 человек. 68 % от общего числа участников программы на сегодняшний день сохраняют трудовые отношения с Университетом, работая на различных должностях. Необходимо отметить, что в программе принимали участие Анастасия Владимировна Пенькова (33 публикации в Scopus / WOS CC за период с 2018 года по настоящее время) и Константин Николаевич Семенов (58 публикаций в Scopus / WOS CC за период с 2018 года по настоящее время), которые стали профессорами Института химии в возрасте до 40 лет.
Доценты Института химии, которые начинали свою профессорско-преподавательскую карьеру с программы поддержки творческой молодежи, за период с 2018 года по настоящее время имеют 645 публикаций в Scopus / WOS CC. В среднем на каждого из таких доцентов за указанный период приходится по 19 публикаций в Scopus / WOS CC (за то же время все доценты Института химии имеют средний показатель количества публикаций, равный 15,7).
Среди работников физического факультета в программе участвовало более 90 человек, из которых 89 % получили высшее образование в СПбГУ. В настоящее время программой охвачено 19 работников. 66 % от общего числа участников программы на сегодняшний день имеют трудовые отношения с Университетом, работая на различных должностях.
Доценты физического факультета, которые начинали свою профессорско-преподавательскую карьеру с программы поддержки творческой молодежи, за период с 2018 года по настоящее время имеют в общей сложности 560 публикаций в Scopus / WOS CC. В среднем на каждого из таких доцентов за указанный период приходится по 25,7 публикаций в Scopus / WOS CC (за то же время все доценты физического факультета имеют средний показатель количества публикаций, равный 12,1).
Таким образом, констатировал В. В. Еремеев, программа поддержки творческой молодежи действительно обеспечивает приток талантливых молодых людей в состав научно-педагогических работников СПбГУ. Более 70 % участников программы являются выпускниками Университета, что свидетельствует о ее высокой привлекательности среди наших выпускников, которые остаются в стенах СПбГУ для продолжения профессиональной научной и преподавательской карьеры. Научно-педагогические работники, которые были трудоустроены в СПбГУ в рамках программы поддержки творческой молодежи, демонстрируют показатели публикационной активности, которые в среднем на 37 % превышают средние показатели тех коллективов, где они работают.
Вместе с тем программа имеет широкий нереализованный потенциал по привлечению к участию в ней талантливых и перспективных выпускников других вузов, которые наряду с нашими выпускниками в дальнейшем способны существенно укрепить кадровые возможности Университета.
Начиная с 2021 года, на основании предложений руководителей отдельных учебно-научных подразделений (директора Института истории, декана экономического факультета) в соответствующих коллективах также начата реализация программы привлечения молодых талантливых преподавателей и исследователей для работы в Университете. За счет оптимизации кадрового состава объявлены специальные конкурсы для молодых ученых на замещение должностей по направлению «Экономика» (всего четыре ставки ассистента) и по направлению «История» (две ставки ассистента, одна ставка старшего преподавателя). С победителями конкурсного отбора заключены срочные трудовые договоры (на три года), включающие повышенные обязательства работников, предусматривающие индивидуальную траекторию их развития, участие в конференциях, публикацию научных статей в высокорейтинговых журналах и другие.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено в течение двух недель обсудить и представить, исходя из текущей ситуации в коллективе, предложения об организации привлечения, удержания и поддержки творческой молодежи, активных молодых ученых и исследователей.
Директорам и деканам предложено разработать аналогичные программы поддержки молодых исследователей.
Реализация программы повышения квалификации педагогов средней школы «Особенности преподавания обществознания в условиях поиска ответов на большие вызовы»
Весной 2022 года на базе университета «Сириус» была реализована программа повышения квалификации для школьных учителей, преподающих историю. В августе в «Сириусе» запущена первая программа повышения квалификации педагогов средней школы по обществознанию — «Особенности преподавания обществознания в условиях поиска ответов на большие вызовы», партнером которой стал Санкт-Петербургский государственный университет.
Как рассказал декан юридического факультета Сергей Александрович Белов (один из двух соруководителей программы), в ней приняли участие прошедшие отбор 50 педагогов из различных субъектов Российской Федерации, а также 30 преподавателей из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Санкт-Петербургский государственный университет обеспечил основное содержательное наполнение программы лекционными занятиями. Для команды СПбГУ проект стал междисциплинарным: в нем приняли участие представители Института философии, факультетов социологии, политологии, экономического и юридического.
Важный принцип, на котором строили свою работу специалисты Университета: постараться, опираясь на общую концепцию и единые содержательные подходы, увязать разрозненные в школьном курсе обществознания вопросы социологии, экономики, политики и права. При этом в задачи не входило проведение семинаров о методике преподавания обществознания в школе, целью было сориентировать учителей в том, как в школьном курсе можно давать ответы на самые сложные актуальные социальные вопросы. Это вопросы того уровня, помогать разбираться в которых школьным педагогам должны именно университетские эксперты.
Помимо представителей СПбГУ в программе приняли участие специалисты Южного федерального университета, Университета прокуратуры Российской Федерации, учителя и методисты из школ, входящих в ассоциацию школ — партнеров «Сириуса», в том числе Президентского физико-математического лицея № 239 из Санкт-Петербурга.
Организация публикации в научных журналах работ в рамках подготовки к 300-летию со дня основания СПбГУ
На ректорских совещаниях 10.03.2021 и 27.06.2022 обсуждался вопрос об организации в рамках подготовки к
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова поблагодарила тех коллег, от которых уже получена соответствующая информация, и попросила всех, кто еще не успел ее представить, направить данные в срок до 12.09.2022.
СПбГУ вступил в Международный совет музеев
Санкт-Петербургский государственный университет вступил в Международный совет музеев (International Council of Museums, ICOM, ИКОМ) как коллективный член. В настоящее время совет насчитывает более 45 тысяч членов в 141 стране мира. Членство в ИКОМ дает Университету:
- право преимущественного участия в специализированных конференциях по развитию музеев и музейного дела в России с участием экспертов ИКОМ и ЮНЕСКО
- преимущественное право совместно с ИКОМ России осуществлять подготовку и проведение проектов и тренингов в области повышения профессиональной квалификации сотрудников музеев с участием экспертов ИКОМ и ЮНЕСКО
- право на участие в программах по поддержке и профессиональной интеграции молодых сотрудников, в том числе с использованием программ, проектов и грантов ИКОМ и ЮНЕСКО
- пользование услугами ИКОМ России и ИКОМ по развитию своих коллективных членов (создание концепций развития музея, программ по развитию, планирование и проведение мероприятий по совершенствованию управления и развития музеями и другими организациями, способствующими развитию музейного дела)
- пользование ресурсами и возможностями ИКОМ России и ИКОМ по поиску и подбору отечественных и международных экспертов в музейном проектировании, выставочной работе, реставрации, музейной педагогике, музейном менеджменте, фандрайзинге и т. д.; поддержку и содействие ИКОМ России для осуществления обмена выставками, материалами, опытом работы между российскими и зарубежными музеями и другими организациями, способствующими развитию музейного дела
- преимущественное право на получение от ИКОМ России консультативных профессиональных услуг и специализированной профессиональной информации
Уникальные коллекции музеев СПбГУ ждут своих исследователей и достойны широкой актуализации на международном уровне, чему, несомненно, будет способствовать расширение профессиональных контактов в рамках наиболее влиятельной наднациональной организации музейных специалистов. Вступление СПбГУ в ИКОМ отвечает фундаментальной установке Университета на развитие интернационального научно-исследовательского и культурного сотрудничества.
Сотрудничество СПбГУ и газеты «Российские корейцы»
В рамках реализации соглашения между Санкт-Петербургским государственным университетом и газетой «Российские корейцы» достигнута договоренность о включении в газету «Российские корейцы» новой рубрики «Мнения экспертов СПбГУ».
Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, в этой рубрике планируется публикация мнений специалистов Университета по вопросам, связанным с сотрудничеством Российской Федерации и Республики Корея. 30 августа на страницах газеты вышла первая статья, включающая комментарии сотрудников СПбГУ — К. К. Худолея, профессора кафедры европейских исследований и руководителя рабочей группы ДРРК «Политика и международные отношения; С. А. Белозерова, профессора, заведующего кафедрой управления рисками и страхования; Е. В. Соколовской, доцента кафедры управления рисками и страхования и М. К. Ценжарик, доцента кафедры экономики предприятия и предпринимательства, посвященная теме российско-корейского экономического сотрудничества в условиях санкций.
С. В. Андрюшин попросил участников ректорского совещания подготовить предложения о темах публикаций, а также перечень экспертов, которые могут принимать участие в соответствующей работе.
День выпускника Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета
Одна из задач СПбГУ сегодня — сохранение связей между альма-матер и выпускниками. 10 сентября в здании Двенадцати коллегий состоится День выпускника Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета, организованный для выпускников, членов их семей, сотрудников и студентов.
Программа включает деловую и научно-популярную части (сессии, мастер-классы, научные дебаты, стендап, выставки, экскурсии и другие мероприятия). Их тематика разнообразна: от вопросов будущего Университета, блокчейна и литературы до эксперимента ALICE на Большом адронном коллайдере, проблем биомедицинской химии и японской культуры. С программой мероприятия можно ознакомиться на портале СПбГУ. Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.
СПбГУ открывает инновационное креативное пространство «Менделеев» в Петербурге
В Санкт-Петербурге (в здании по адресу: Невский пр., д. 1) появится конференц-центр «Менделеев» СПбГУ — уникальная коммуникационная площадка для ученых, предпринимателей и обучающихся. Новое пространство Университета будет открыто во время празднования Дня выпускника СПбГУ в рамках Десятилетия науки и образования в Российской Федерации, объявленного президентом РФ. Этот центр будет использоваться для реализации проектов с технологическими партнерами вуза и научными организациями по всему миру, проведения междисциплинарных исследований и мероприятий — мастер-классов, стратегических сессий, хакатонов, конференций и других событий.
В рамках Дня выпускника СПбГУ на территории конгресс-центра «Менделеев» СПбГУ пройдет дискуссия «Российско-китайское научно-техническое партнерство: тренды и перспективы».
Участники ректорского совещания обсудили новые возможности, которые теперь можно реализовать в конференц-центре «Менделеев». Например, директор Института химии Ирина Анатольевна Балова собирается вручать там студенческие билеты студентам образовательной программы, реализуемой совместно с «Сириусом».
Торжественная церемония закрытия сезона в Ботаническом саду СПбГУ
В июне 2022 года Ботанический сад СПбГУ впервые стал площадкой для проведения мероприятий в области ботаники, биологии, экологии, ландшафтной архитектуры и дизайна: было проведено более 25 мастер-классов, лекций и презентаций, состоялось открытие Экологической клиники СПбГУ, а также прошла выставка-конкурс тематических студенческих садов «Университетские сезоны — 2022». Мероприятия смогли посетить как представители профессионального сообщества, так и петербуржцы и гости города.
Закрытие сезона — это время не только ухода за растениями, но и подведения итогов и планов на будущее. По словам организаторов церемонии закрытия летнего сезона, для сохранения растений в ботанических садах важно не только правильно за ними ухаживать, но также уделять большое внимание вопросам экологии и экологической безопасности, урбанистики, охраны окружающей среды и устойчивого развития — именно этим темам посвящены дни фестиваля «Университетская осень». В рамках мероприятия для посетителей прошли творческие мастер-классы, экскурсии по Ботаническому саду, а также презентация книги Издательства СПбГУ и онлайн-курса «Японский язык для начинающих», презентация проектов Экологической клиники СПбГУ и флористический показ.
Выбор проекта фирменного стиля к 300-летию СПбГУ
В СПбГУ продолжается разработка и утверждение фирменного стиля к юбилею первого университета России. В феврале 2022 года была сформирована рабочая группа по выбору концепций создания фирменного стиля к юбилею под председательством первого проректора Елены Григорьевны Черновой. Рабочая группа рассмотрела проекты подразделений Университета и компаний-исполнителей, после чего был проведен подробный анализ представленных вариантов и сформировано предложение об организации выставки дизайн-проектов и общественного обсуждения в университетской среде. Первый тур голосования универсантов прошел в мае (Материалы ректорского совещания от 11.05.2022).
За три тура голосования были выбраны 3 из 14 представленных проектов. Е. Г. Чернова попросила директоров и деканов принять участие в четвертом туре голосования и представить свое мнение о лучшем проекте.