Материалы ректорского совещания

№ 465
от 10.03.2021

    Участники совещания минутой молчания почтили память почетного профессора СПбГУ Е. И. Веремея (Памяти почетного профессора СПбГУ Евгения Игоревича Веремея).

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 45 обращений от студентов и преподавателей, девять обращений поступило на электронную почту проректора. Темы обращений различные: о поступлении, о работе столовых, о реорганизации СПбГУ путем выделения Университета свободных искусств и наук, о переселении из одного общежития в другое, о подаче заявлений на повышенную государственную академическую стипендию (ПГАС), о получении статусных справок, о въезде иностранных обучающихся на территорию РФ, о получении социальных карт. На все вопросы заявителей готовятся ответы при участии сотрудников различных служб Университета.

    По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, было обращение от Михаила Мартина, обучающегося второго курса бакалавриата по программе «История», председателя студенческого совета Института истории и заместителя председателя Студсовета СПбГУ с вопросом о сохранении дистанционного формата обучения. В обращении был представлен список групп, студенты которых в подавляющем большинстве изъявили желание продолжить обучение в дистанционном формате. Директор Института истории А. Х. Даудов принял решение удовлетворить обращение. С учетом этого решения изменения в электронное расписание внесены и подготовлен соответствующий ответ.

    Другое обращение поступило от студента первого курса магистратуры по направлению «Геофизика» Михаила Гинга о несогласованности расписания занятий его образовательной программы магистратуры и расписания занятий в военно-учебном центре. Однако практически сразу он направил другое письмо, где сообщил, что проблема конфликта расписаний, описанная в письме в Виртуальную приемную СПбГУ, уже решена и неактуальна. На данный момент расписания программ не пересекаются.

    В большинстве учебно-научных подразделений учебный процесс проходит в штатном режиме, согласно расписанию с применением информационно-коммуникационных технологий. Проблем не выявлено, все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке. Руководитель ООП «Вокальное искусство» Г. К. Жукова высказала просьбу обеспечить две аудитории в зданиях по адресам: Биржевая линия В. О., д. 6 и наб. Л. Шмидта, д. 2/11 оборудованием для проведения стабильных трансляций практических занятий по творческим дисциплинам. По информации от начальника УСИТ помещения будут в ближайшие дни оборудованы стандартным набором (персональный компьютер, штатив, колонки и веб-камеры). Если потребуются профессиональные микрофоны, микшер, то этот вопрос тоже будет решен.

    Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Некоторые руководители учебно-научных подразделений встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводили (в связи с отсутствием вопросов для обсуждения), или же они были перенесены на более поздний срок.

    На встречах с представителями студсоветов Институтов химии, ВШМ, истории, Наук о Земле, факультетов филологического, социологии обсуждались вопросы организации образовательного процесса в весеннем семестре. Студентам даны разъяснения о выбранном формате обучения и планах по реализации практических занятий.

    Подготовка к государственной аккредитации основных образовательных программ

    Идет подготовка к процедуре государственной аккредитации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета. Издан приказ от 26.02.2021 № 1395/1, в котором зафиксированы поручения о сборе документов и данных в адрес руководителей служб и руководителей УНП Университета для подачи заявления и прохождения процедуры государственной аккредитации.

    Поскольку аккредитационная экспертиза будет проходить в дистанционном формате, создано облачное хранилище NextCloud, где осуществляется сбор документов и материалов. В соответствии с планом-графиком хранилище должно быть наполнено до 31.03.2021. Кроме того, подготовлена инструкция по работе с этим хранилищем и по загрузке документов по требованиям Росаккредагентства. Наполнение хранилища специалисты некоторых служб уже ведут. Также проведен минисеминар для ответственных сотрудников служб по внесению информации в облачное хранилище.

    Кроме того, в приказе № 1395/1 сформулированы поручения в адрес руководителей УНП о представлении кандидатур координаторов по направлениям подготовки. Отмечена важность актуализации РПД и РПП (п. 4.5 и 4.6 приказа № 1395/1) по результатам рекомендаций, полученных от экспертов Росаккредагентства на семинаре 5–9 февраля. Руководителям учебно-научных подразделений поручено обратить отдельное внимание научно-педагогических работников на этот момент и обеспечить внесение соответствующих изменений в рабочие программы в срок до 17.03.2021.

    Международные аккредитации юридического факультета СПбГУ и программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция»

    В ноябре 2020 года была организована и проведена процедура международной институциональной аккредитации юридического факультета при тесном взаимодействии преподавателей юридического факультета и сотрудников практически всех служб Университета. Проведена экспертная оценка разработок образовательных программ, научно-исследовательской деятельности, вовлеченности в процессы институционального развития ППС; экспертами оценены условия реализации образовательного процесса в отношении студентов, работа сервисов обучения, преподавания, НИР. Проведены интервью при участии научно-педагогических работников, студентов, выпускников юридического факультета, представителей управлений и служб Университета (Качество юридического образования в СПбГУ соответствует международным стандартам).

    26 февраля на заседании аккредитационного и сертификационного комитетов агентства FIBAA были рассмотрены результаты экспертного отчета по итогам внешней оценки институциональной деятельности юридического факультета СПбГУ и принято решение аккредитовать юридический факультет СПбГУ на максимальный срок шесть лет (Свидетельство FIBАA). 28 января на заседании международного аккредитационного совета АККОРК было принято решение аккредитовать программу бакалавриата СПбГУ по направлению подготовки «Юриспруденция» сроком на четыре года (Сертификат AKKORK).

    Подача заявок на повышенную стипендию через Личный кабинет обучающегося

    В весеннем семестре 2020/21 учебного года подача заявлений-анкет на получение государственной академической стипендии в повышенном размере (ПГАС) впервые была организована посредством информационной системы СПбГУ — через специально разработанный сервис в Личном кабинете обучающегося. Сбор заявлений обучающихся проходил с 15 февраля по 1 марта. Было получено 1594 заявления от обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры и имеющих достижения в учебной, научной, культурно-творческой, общественной и спортивной деятельности.

    Сотрудникам Управления по работе с молодежью поступило десять писем по электронной почте с вопросами о подаче заявок на ПГАС. Большая часть этих обращений была связана с невнимательным прочтением опубликованной на сайте инструкции, проблемами с загрузкой документов, либо студенты пытались указать достижения, которые не входили во временной диапазон учета достижений (период с 01.02.2020 по 31.01.2021). Часто обращения содержали вопросы по документам, подтверждающим достижения, и по критериям учета достижений. Три письма содержали предложения по улучшению работы сервиса. Обращения обучающихся по телефону содержали тот же набор вопросов, что и по электронной почте. Консультация по процедуре подачи заявлений на ПГАС проводилась своевременно, в тот же день проводились проверки по заявлениям, в отношении которых поступали вопросы. Посредством Виртуальной приемной СПбГУ было получено пять обращений, предложения по совершенствованию сервиса содержались в одном обращении. Все предложения будут проанализированы и использованы в работе по совершенствованию сервиса.

    Поступили жалобы от нескольких студентов, которые не успели подать заявления, так как начали создавать анкету после 23 часов последнего дня приема заявок, 1 марта. Студентам предложено в будущем не откладывать подачу заявлений на последний момент.

    Также от студентов поступило несколько жалоб общего характера (без описания конкретных предложений по улучшению работы сервиса), связанных с качеством работы ИС «Обучающиеся» и личного кабинета в целом. Они, скорее всего, обусловлены реализацией Университетом системы подачи заявок на базе Личного кабинета обучающегося, а не в рамках отдельной программы сбора заявок на ПГАС, предлагаемой ранее инициативной группой студентов (подробнее в материалах приема граждан А. В. Бабичем). О развитии информационных систем в Университете, в том числе о причинах реализации системы приема заявок на базе Личного кабинета обучающегося, рассказал начальник УСИТ С. Ю. Севрюков (Начальник УСИТ Сергей Севрюков: «Поиск баланса между надежностью и удобством — неотъемлемая задача разработчика»).

    Следует отметить, что ИС «Обучающиеся» позволяет не только обеспечить сбор заявок на ПГАС и документов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающихся, по всем направлениям обучения, но и в дальнейшем производить сбор заявлений на иные виды стипендий, в том числе на различные именные стипендии, а также на финансирование участия обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях и конференциях. Отмечено следующее: если какое-либо индивидуальное достижение учитывалось в рамках других конкурсов, то обучающимся не придется загружать его повторно.

    Развитие информационных систем является важным направлением в работе Университета. Чтобы сделать эти системы наиболее удобными для пользователей, разработчики ждут предложений от работников и обучающихся Университета. Только в рамках совместной конструктивной работы мы сможем сделать информационные системы Университета удобными и функциональными. Предложения по совершенствованию сервиса подачи заявок на получение ПГАС можно направлять на адрес электронной почты: urm@spbu.ru.

    Когда же будет открытый конкурс на именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга?

    Действующее региональное законодательство ограничивает количество потенциальных претендентов на именные стипендии квотами, устанавливаемыми комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга в зависимости от общей численности обучающихся в образовательной организации. В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке назначения и выплаты именных стипендий Правительства Санкт-Петербурга студентам образовательных организаций, обучающимся по программам высшего образования и среднего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2012 № 921, и приложением № 6 к распоряжению комитета по науке и высшей школе от 29.10.2012 № 69 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2012 № 921», количество представлений на участие в конкурсе на право получения именных стипендий Правительства Санкт-Петербурга студентам образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, подаваемое в комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, определяется ежегодно комитетом для каждой образовательной организации пропорционально численности студентов в этой образовательной организации.

    Вместе с тем в СПбГУ количество студентов, которые могли бы принять участие в конкурсном отборе и при этом имеют соответствующие индивидуальные достижения, существенно превышает количество квот, устанавливаемых Университету комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Так, например, в 2019 и 2020 годах количество потенциальных стипендиатов в Университете составляло 59–60 человек при выделенной комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга квоте в количестве 18 стипендий (то есть потенциальных соискателей было больше в три раза!).

    Этот вопрос был рассмотрен на заседании Совета обучающихся (Студенческого совета) СПбГУ. По результатам рассмотрения Совет обучающихся (Студенческий совет) СПбГУ поддержал инициативу направления в комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга обращения с просьбой внести изменения в распоряжение комитета по науке и высшей школе от 29.10.2012 № 69 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2012 № 921» в части создания общего и открытого конкурса на именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга, без выделения квот отдельным образовательным организациям. Учитывая мнение Совета обучающихся (Студенческого совета) СПбГУ, на имя председателя комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга будет направлено соответствующее обращение.

    Университет ранее уже поднимал вопрос о повышении открытости конкурсных процедур. В частности, в 2013/14 учебном году СПбГУ дважды направлял в комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга письмо с предложением установить список единых критериев конкурсного отбора претендентов для назначения именных стипендий Правительства Санкт-Петербурга, которыми должны руководствоваться ученые советы образовательных организаций для отбора претендентов среди своих студентов, а затем и стипендиальная комиссия комитета при принятии итогового решения по списку стипендиатов. Тогда же было высказано и предложение об отмене квот и выстраивании претендентов по общим критериям в единый рейтинговый список независимо от образовательных организаций. Вместе с тем в утвержденных комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга критериях отбора претендентов квоты до настоящего времени сохраняются. Надеемся, что аргументы Студсовета СПбГУ будут услышаны.

    Квотный порядок, который реализуется комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, подменяет единую честную и открытую конкурсную процедуру, а потому снижает эффективность и значимость победы в таком квотном конкурсе. Система высшего образования Российской Федерации настоятельно нуждается в открытых честных конкурсах и эффективном использовании публичного имущества в интересах всех вузов и студентов России (Н. М. Кропачев, С. А. Белов и Ю. В. Линская предлагают усилить кооперацию в системе государственных вузов).

    Отдельные ограничения продлеваются до 28 марта

    Губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым внесены изменения в постановление Правительства Санкт Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт‑Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID 19)». Указанным постановлением отдельные ограничительные меры, ранее установленные по 10.03.2021, продлеваются до 28.03.2021.

    Подготовка к 300-летию со дня основания СПбГУ

    Продолжается подготовка к юбилею нашего Университета: сформирована программа мероприятий, готовятся книжные издания, посвященные истории первого университета России.

    В 2019 году в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» вышла в свет статья «Первый университет Российской империи» (авторы — Н. М. Кропачев, А. Х. Даудов, И. Л. Тихонов, Е. А. Ростовцев). И этот опыт оказался очень успешным. Статья имеет хорошие показатели просмотров и цитирований. В целях популяризации достижений нашего Университета предложено тиражировать этот успешный опыт. Директорам и деканам поручено в период с 2021 по 2023 год обеспечить публикации о достижениях ученых Университета в соответствующих предметных областях.

    Позиции СПбГУ в международном рейтинге Webometrics

    СПбГУ улучшил позиции в международном рейтинге Webometrics (СПбГУ улучшил позиции в международном рейтинге Webometrics) сразу на 58 позиций. На совещании проанализированы позиции Университета по разным показателям рейтинга в сравнении с позициями других российских университетов.

    Этот рейтинг характеризует университеты через показатели представленности содержания деятельности в мировой сети. Целью рейтинга является продвижение «открытого доступа к новому знанию, порождаемому в университете». Для отражения содержания деятельности университетов используются показатели, оценивающие привлекательность веб-контента (50 %), количество наиболее интернет-цитируемых исследователей (10 %) и количество наиболее цитируемых публикаций за пять полных лет по данным Scopus (40 %). Начиная с последнего выпуска (рейтинг публикуется дважды в год, в январе и в июле) в январе 2021 года, в рейтинге более не учитывается показатель «Количество проиндексированных страниц и файлов портала университета». Теперь составители могут определенно утверждать, что Webometrics — «рейтинг университетов, а не сайтов университетов».

    В общем рейтинге СПбГУ занимает 379 место, по показателю привлекательности веб-контента — 353 место, по показателю интернет-цитируемости исследователей — 526 место, по показателю цитируемости публикаций — 626 место в мире. Данные рейтинга Webometrics используются при определении позиции университетов в региональном рейтинге QS EECA (Emerging Europe and Central Asia).

    По общему рейтингу и по показателю привлекательности веб-контента СПбГУ занимает второе место в России (после МГУ), по интернет-цитируемости исследователей — четвертое место в России (после ВШЭ, МГУ и Финансового университета при Правительстве РФ), по количеству наиболее цитируемых публикаций — шестое место после МГУ, НГУ, МФТИ, МИФИ и СПбПУ. Отметим, что у МГУ место в общем рейтинге выше, чем место по любому из отдельных показателей, что свидетельствует о сбалансированности достижений по этим показателям. У СПбГУ это не так: место в общем рейтинге ниже, чем место по показателю привлекательности веб-контента (Презентация Webometrics).

    С точки зрения продвижения в рейтинге Webometrics представляется перспективным существенное увеличение количества размещаемых материалов в режиме Open Access, прежде всего научного контента на английском языке, обладающего высоким потенциалом интернет-цитирования. Целесообразно рассмотреть как прямое размещение соответствующих материалов в домене СПбГУ, так и иные способы продвижения информации о содержании деятельности членов коллективов факультетов / институтов.

    Деканам факультетов и директорам институтов поручено представить предложения по продвижению СПбГУ в рейтинге Webometrics по показателям «Привлекательность веб-контента» (Visibility), «Количество наиболее интернет-цитируемых исследователей по данным Google Scholar» (Openness) и «Количество наиболее цитируемых публикаций» (топ-10) за пять полных лет, по данным Scopus (Excellence) с учетом специфики работы коллективов.

    О совещании по вопросам кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики

    Заместитель председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко в рамках рабочей поездки в Казань 6 марта провел совещание с ректорами почти 500 российских вузов, которое было посвящено вопросам развития сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики. На встрече обсуждались задачи обновления образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров для отраслей экономики, а также механизмы устранения дефицита ИТ-кадров с помощью государственных программ, в том числе федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В совещании принял участие ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.

    Обсуждалась в том числе подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается Правительство РФ. Ее основа — кадры. Было принято решение: основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения. Задача ректоров: обеспечить качественную подготовку кадров, актуализацию образовательных программ, вести инновационную деятельность и формировать полноценную стратегию развития университетов. С ректорами обсуждались также вопросы повышения уровня знаний самих преподавателей вузов.

    Сотрудники Университета участвовали в работе круглых столов «Цифровые технологии в ИКТ», «Искусственный интеллект».

    Министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков провел стратегическую сессию с ректорами вузов. Мероприятие было посвящено презентации и обсуждению стратегических инициатив, подготовленных совместно с ректорским и экспертным сообществом для будущей фронтальной стратегии социально-экономического развития России до 2030 года. На стратегической сессии были представлены экспертные доклады по семи инициативам, в том числе программа «Приоритет 2030» (Проекты «Сетевые программы научно-технологического прорыва», «Новое инженерное образование», «Повод для гордости: массовая основа инновационной системы», «Делаем науку в России», «Стратегия инновационного развития», «Экспансия российского образования»). Директорам и деканам поручено проанализировать презентации проектов и представить свои предложения и замечания. Предложения и замечания руководителей структурных подразделений будут рассмотрены на ректорских совещаниях.

    Также состоялось рабочее совещание под председательством заместителя председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко. На нем обсуждались следующие вопросы.

    • Включение цифровых образовательных модулей по всем направлениям должны быть сделаны до следующего учебного года
    • Введение должности проректора по цифровизации в российских вузах
    • На подготовку кадров и технологическое развитие сферы будет направлено около 60 % бюджета федерального проекта «Искусственный интеллект», эти деньги пойдут в вузы. Около 60 млрд рублей направлено на проект «Кадры для цифровой технологии»
    • Увеличение бюджетных мест: с 2019 по 2024 год запланирован значительный рост числа мест на эти программы
    • Федеральные государственные образовательные стандарты в самые короткие сроки будут изменены

    По результатам совещания в Казани было предложено:

    1. Обеспечить запуск создания онлайн-модулей по искусственному интеллекту (ИИ), которые можно использовать в образовательных программах, реализуемых в СПбГУ.
    2. Произвести актуализацию образовательных программ Университета путем приведения содержания таких программ в соответствие с требованиями рынка труда по направлениям «Прикладная информатика», «Программная инженерия».
    3. Рассмотреть возможность открытия новых образовательных программ в рамках направлений:
      • Информационные системы и технологии (требует лицензирования)
      • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (требует лицензирования)
      • Информатика и вычислительная техника (требует лицензирования)
    4. Деканам совместно с председателями учебно-методических комиссий провести анализ образовательных программ на предмет наличия дисциплин по изучению технологий искусственного интеллекта и науки о данных, представить списки образовательных программ, которые требуют соответствующих корректировок:
      • актуализация программ с учетом требований работодателей цифровой экономики
      • относительно программ с дисциплинами по ИИ и науке о данных — актуализация с учетом требований работодателей в отношении отдельных дисциплин
      • относительно остальных программ — какие компетенции и дисциплины дополнить (по содержанию и уровню соответствующие требованиям работодателей цифровой экономики)
    5. Обеспечить запуск новой образовательной программы «Искусственный интеллект и науки о данных», предусмотреть контрольные цифры приема на 2022 год
    6. Провести работу, направленную на открытие новых образовательных программ (основных и дополнительных) по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой и развитием технологий искусственного интеллекта и науки о данных
    7. Активизировать исследования по проблемам искусственного интеллекта (Программа подготовки кадров для цифровой экономики — работа на перспективу)
    8. Продвижение СПбГУ как центра исследований и обучения искусственному интеллекту и науке о данных, а также как коммуникативной площадки по тематике ИИ (в том числе, проведение международной конференции по ИИ из существующих серий конференций, обязательно с публикациями научных результатов уровня WoS / Scopus)

    Профессор Т. В. Черниговская — самая влиятельная женщина в сфере образования

    Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» опросил педагогов российских школ, вузов, техникумов и колледжей и выяснил, кого они считают самыми влиятельными женщинами в сфере образования. Большинство респондентов отдало свои голоса за профессора СПбГУ, директора Института когнитивных исследований СПбГУ Т. В. Черниговскую (Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская признана самой влиятельной женщиной в сфере российского образования).

    О продолжении освоения образовательной программы «Свободные искусства и науки» в СПбГУ

    В Виртуальную приемную поступают вопросы от обучающихся, заказчиков обучения, третьих лиц о возможности продолжения освоения образовательной программы «Свободные искусства и науки» в Университете после реорганизации СПбГУ (О продолжении обучения в СПбГУ (Свободные искусства и науки), Как будут обеспечены права студентов образовательной программы «Свободные искусства и науки»?, О получении диплома СПбГУ (Свободные искусства и науки) и др.).

    В ходе обсуждения вопроса реорганизации СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 01.03.2021) по инициативе участников ректорского совещания была создана рабочая группа из научно-педагогических работников СПбГУ — с целью сбора вопросов от преподавателей, сотрудников, обучающихся и их родителей, абитуриентов. В рабочую группу вошли первый заместитель декана факультета искусств И. Г. Уралов, декан факультета иностранных языков С. Ю. Рубцова, директор Института педагогики СПбГУ Е. И. Казакова, заведующие кафедрами факультета свободных искусств и наук Т. В. Черниговская, А. А. Аствацатуров, Е. С. Ходорковская, В. Г. Тимофеев. По словам одного из выступавших руководителей подразделений, в составе группы — преподаватели, ученые, которые известны всем универсантам, уровень доверия к ним очень высок. Прямо на совещании коллеги определились с руководителем группы — избрали профессора И. Г. Уралова. Члены группы заверили коллег, что они сделают все для того, чтобы на каждый вопрос был дан четкий и ясный ответ. Члены группы решили направить информацию о факте создания группы на корпоративные электронные адреса всех студентов соответствующих образовательных программ, преподавателям, сотрудникам, которые сопровождают реализацию этих программ и профилей. Кроме того, с целью сбора вопросов провести встречу со студенческим советом факультета свободных искусств и наук.

    Также участники совещания приняли решение направить официальную информацию всем обучающимся соответствующих образовательных программ о том, что студенты вправе принять решение: продолжить обучение в СПбГУ по той программе, по которой они в настоящее время проходят обучение, или перейти в новый вуз и там обучаться по соответствующим программам. Эта официальная информация будет направлена студентам за подписью первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой и первого заместителя декана факультета свободных искусств и наук Д. Е. Раскова.

    Файлы