Материалы ректорского совещания
Универсанты — лауреаты премий «Профессор года» и «Декан года»
В рамках Профессорского форума — 2021 «Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы» состоялась торжественная церемония вручения общенациональных премий Российского профессорского собрания. В числе обладателей высокой награды — профессора Санкт-Петербургского университета.
Лауреатами премии «Профессор года» признаны профессор СПбГУ Т. В. Черниговская, директор Института когнитивных исследований; профессор СПбГУ Е. И. Казакова, директор Института педагогики; профессор СПбГУ Ю. А. Щербук, декан факультета стоматологии и медицинских технологий.
Победителями в номинации «Декан года» стали декан факультета социологии СПбГУ Н. Г. Скворцов и декан медицинского факультета СПбГУ П. К. Яблонский (Преподаватели и деканы СПбГУ получили награды Российского профессорского собрания).
Участники совещания поздравили коллег с заслуженными наградами.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедший период в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 33 обращения от студентов и преподавателей (в том числе 13 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы), 17 обращений зарегистрированы в картотеке обращений обучающихся.
Обращения на различные темы: о порядке выбора темы ВКР, внесении сведений о вакцинации иностранных студентов СПбГУ от COVID-19 в личный кабинет, возможности получения полных сведений в справке об обучении в СПбГУ, об изменении персональных данных, доступе студентов и аспирантов в помещения СПбГУ, возможности предоставления данных об окончании СПбГУ в Британский совет работников в сфере медицины HCPC, об изучении иностранных языков в СПбГУ, возможности перевода на другую образовательную программу, о переводе в другой вуз, выдаче академической справки, справки об обучении, неявке на комиссию по элективу «Деловой этикет», об участии во Всероссийской переписи населения (Будет ли реакция на обращение Студсовета по поводу практики в рамках Всероссийской переписи населения?; Если я не заключу договор с Росстатом, обязан ли я проходить там практику?; В какой форме можно отказаться от работы на переписи населения?). По всем поставленным запросам проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, проблем в организации образовательного процесса не выявлено. Занятия проходят по расписанию в смешанном формате. Обращений, жалоб и замечаний от обучающихся и преподавателей не поступало.
При реализации одной из программ Института наук о Земле была выявлена проблема с расписанием. В расписании одной учебной группы на понедельник, 27 сентября, для курса «Геофизические поля в геоэкологии» не были указаны ни преподаватель, ни способ проведения занятий, ни аудитория. Эта элективная дисциплина была внесена в расписание до окончания процедуры выбора элективных дисциплин, поэтому отразилась с ошибкой — без необходимых данных. В настоящее время распределение элективных дисциплин завершено и данные отображаются в расписании корректно.
В связи с большим количеством иностранных студентов второго курса всех направлений, не приехавших на обучение в РФ, сформировано дополнительно пять учебных групп по физической культуре для дистанционных занятий с использованием ИКТ.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.
Директор Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии провела собрания со студенческим активом и обучающимися второго, третьего и четвертого курсов по вопросам производственной практики (по профилю специальности). Согласованы, подписаны, зарегистрированы 27 договоров на производственную практику с учетом будущих мест работы обучающихся.
К директору Института истории обратились председатель студсовета и председатель научного комитета студсовета с просьбой об оказании содействия в проведении открытой лекции преподавателя Европейского университета в Санкт-Петербурге в здании СПбГУ. Директор Института истории отказал студентам в организации проведения этого мероприятия и дал разъяснения, что руководство Европейского университета само может организовывать лекции своих преподавателей в своих помещениях, а нашим студентам никто не запрещает их посещать с соблюдением всех мер безопасности.
Состоялась встреча декана факультета искусств с представителями студенческого совета, обсуждены текущие вопросы (итоги ПГАС, день «Посвящение первокурсника», обращение обучающихся третьего курса в связи с возможным сбоем при онлайн-тестировании по дисциплине «Язык эффективной коммуникации»). Оформлены необходимые поручения.
На встрече декана медицинского факультета с представителями студсовета обсуждался вопрос о об утверждении тем ВКР студентов шестого курса. До сведения присутствующих доведено содержание приказа № 2882/1 от 31.03.2017 «О требованиях к научному руководителю выпускной квалификационной работы обучающегося». Также был разъяснен порядок действий студентов при необходимости изменения темы ВКР. Представители студсовета продемонстрировали презентацию о перспективах развития СНО по хирургии и представили предложения по организации во внеучебное время мероприятий для отработки студентами практических хирургических и микрохирургических навыков. Студсовет проинформирован о наличии в СПбГУ Симуляционного центра, а также о порядке доступа в этот центр. Представители студсовета продемонстрировали презентацию о запуске многоцентрового международного исследования MOPED и предложили распространить информацию о нем.
К директору Института наук о Земле обратилась представитель студсовета с вопросом о возможности для обучающихся работать в переписи населения с получением заработной платы. Был дан ответ, что возможность принять участие в работе по переписи населения имеется для студентов любых направлений СПбГУ. Для упрощения решения вопроса студенческому совету предложено в кратчайшие сроки сформировать список желающих работать по переписи населения с указанием групп и передать его сотрудникам отдела практик.
Вопрос о проведении практики обучающихся в управлении Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (участии во Всероссийской переписи населения) обсуждался также на встречах со студсоветами и обучающимися директоров Института истории, Института философии, деканов факультета социологии, филологического факультета. В ходе встреч со студсоветами до сведения присутствующих доведены сведения об организации работы переписчиков, их обучении, заключении договора ГПХ, страхования от несчастных случаев и др.
Участники ректорского совещания обсудили участие студентов СПбГУ во Всероссийской переписи населения. Отмечалось, что студент не сможет принять участие в переписи, если между ним и Росстатом не будет заключен договор. Заключение гражданско-правового договора возможно только по взаимному согласию сторон. Т. е. от заключения договора может отказаться и студент, и Росстат (Является ли практика студентов СПбГУ в рамках переписи населения обязательной?). Директор Института философии Н. В. Кузнецов сообщил, что во время бесед со студентами объяснил им, что у студентов-философов, не прошедших практику во время переписи населения, будет возможность пройти практику в более позднее время в форме участия в проведении социологических исследований, чтобы студенты смогли получить те же универсальные компетенции, как и во время участия в переписи.
Продолжили обсуждать формы поощрения участников переписи и студентов-медиков (Материалы ректорского совещания от 27.09.2021). И. Ю. Пчелин, и. о. декана медицинского факультета, сообщил, что руководство медицинского факультета поддерживает инициативу о поощрении студентов за работу с пациентами с новой коронавирусной инфекцией. И в 2020, и в 2021 годах при поступлении в ординатуру в качестве одного из индивидуальных достижений учитывалось «осуществление трудовой деятельности на должностях медицинских работников с высшим образованием или средним профессиональным образованием, на должностях младшего медицинского персонала и (или) прохождение практической подготовки по образовательной программе медицинского образования (программе специалитета, программе бакалавриата, программе магистратуры), если указанные деятельность и (или) практическая подготовка включали в себя проведение мероприятий по диагностике и лечению коронавирусной инфекции и их общая продолжительность составляет не менее 30 календарных дней» (пункт 3.18).
В 2021 году из 249 зачисленных в ординатуру по реализуемым на медицинском факультете образовательным программам 121 человек имеет баллы по пункту 3.18.
Инцидент на заседании Студенческого совета СПбГУ
24 сентября состоялось заседание Совета обучающихся (Студенческого совета) СПбГУ, в ходе которого приглашенный членами Студенческого совета аспирант-экономист в общении со студентами использовал нецензурную лексику. Заседание Студенческого совета в режиме реального времени транслировалось в сети Интернет, а после его завершения запись этого заседания была выложена в открытом доступе в паблике Студенческого совета в социальной сети «Вконтакте».
Поведение аспиранта вызвало негативную реакцию со стороны большей части обучающихся и родителей обучающихся, от которых поступали соответствующие обращения и вопросы, в том числе в Виртуальную приемную СПбГУ (Можно ли посылать студентов СПбГУ на три советские буквы?). Этот инцидент получил также весьма широкое освещение в средствах массовой информации. Совокупный охват аудитории, ознакомившейся с этой новостью, — десятки тысяч человек.
Отмечено, что такие новости негативно влияют на репутацию Университета. Кодекс универсанта закрепляет важнейшую обязанность всех универсантов, а именно: чтить учителей, уважать коллег и учеников, поддерживать доброжелательные отношения как внутри Университета, так и вне его, способствовать созданию обстановки взаимопонимания и сотрудничества.
По этому инциденту направлено обращение в правоохранительные органы и в Комиссию по этике Университета.
Заезды выходного дня в ОК «Университетский» — для обучающихся СПбГУ
В целях организации отдыха обучающихся Университета организованы выезды выходного дня в оздоровительный комплекс «Университетский». Всего запланировано 11 выездов выходного дня с общей численностью студентов до 1100 человек.
Организация выездов выходного дня в оздоровительный комплекс «Университетский» в осеннем семестре 2021/22 учебного года проводится в соответствии с Положением о предоставлении обучающимся СПбГУ путевок в оздоровительный комплекс «Университетский» на заезды выходного дня, утвержденным приказом от 30.09.2021 № 9339/1 (Положение).
Положением предусмотрены меры противодействия распространению коронавирусной инфекции (COVID-19). В частности, установлено, что на получение путевок на заезды выходного дня в оздоровительный комплекс «Университетский» могут претендовать обучающиеся при условии предоставления в срок не позднее одного дня до первого дня заезда одного из следующих документов:
- сертификата о вакцинации от коронавируса (COVID-19)
- сертификата о перенесенном в течение 6 месяцев, предшествующих срокам заезда, заболевании коронавирусом (COVID-19)
- документа, подтверждающего медицинский отвод от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19)
- документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до начала соответствующего заезда
Встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с директором по технологическому развитию «Газпром нефти» А. А. Вашкевичем
1 октября состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с директором по технологическому развитию «Газпром нефти» А. А. Вашкевичем. На встрече обсуждалась стратегия институционального развития отношений между НТЦ и СПбГУ в области образования и научных исследований. Одной из центральных тем встречи стала дискуссия о новых подходах в управлении масштабными проектами. В ходе встречи была отмечена необходимость концентрировать совместные усилия на глобальных вызовах отрасли, а также учитывать их в приоритетах развития СПбГУ.
Первое соглашение между СПбГУ и Научно-техническим центром «Газпром нефти» было подписано в 2017 году. Основными направлениями совместной работы сегодня являются выполнение НИР и подготовка кадров (совместные образовательные программы). Динамика развития совместных работ хорошо видна на примере количества задействованных в проектах работников СПбГУ: если в 2019 году участвовали 30 человек, то в 2021 году — уже 75 (научно-педагогические работники Институтов химии и наук о Земле и всех трех математических факультетов). В сентябре 2021 года СПбГУ выиграл в открытом конкурентном «Отборе заявок на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских работ, работ по разработке технической документации, работ по созданию научно-технической продукции, иных работ на тему "Разработка решений в рамках проектов технологического развития и методическое, организационное и научно-техническое сопровождение проектов"». Сумма подписанного соглашения между СПбГУ и Научно-техническим центром «Газпром нефти» — 1,6 млрд рублей. Этот договор послужит основой для стабильной совместной работы на период заключения контракта до 2030 года.
О показателях научной деятельности СПбГУ
Ежегодно во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 162 (с изменениями и дополнениями) СПбГУ направляет сведения о научной деятельности через личный кабинет научной организации в информационной системе. Анализ наукометрических показателей СПбГУ по данным отчетности за последние три года демонстрирует следующее:
- Численность аспирантов организации с каждым годом возрастает: с 2203 аспирантов в 2018 году до 2378 в 2020 году. Количество докторантов сохраняется практически на одном уровне: 8, 7 и 10 в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно.
- В 2020 году возросла численность защитивших диссертационные работы: с 75 кандидатских в 2019 году до 102 в 2020 году; с 12 докторских в 2019 году до 21 в 2020 году. Тем не менее аналогичные показатели 2018 года (212 кандидатских и 33 докторских) всё еще превышают индикаторы 2020 года.
- С 2018 по 2020 год наблюдается последовательный рост показателей, связанных с публикационной активностью. Эта тенденция касается как количества публикаций в изданиях, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, так и цитируемости этих публикаций. Кроме того, совокупный импакт-фактор журналов, в которых опубликованы статьи организации, также с каждым годом демонстрирует стабильный рост.
Доля публикаций в журналах Q1 в 2018–2020 годах
Доля публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science, в год, % |
|||
---|---|---|---|
Квартиль |
2018 |
2019 |
2020 |
Q1 |
29,9 |
30,13 |
32,98 |
Q2 |
27,76 |
28,14 |
28,18 |
Доля публикаций в журналах, индексируемых в Scopus, в год, % |
|||
Квартиль |
2018 |
2019 |
2020 |
Q1 |
27,3 |
28,8 |
28,8 |
Q2 |
19,6 |
20,8 |
21,7 |
- Число статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями, также показывает стабильный рост:
Доля публикаций в международном соавторстве, % |
||
---|---|---|
2018 |
2019 |
2020 |
34,38 |
35,22 |
35,94 |
- Общее количество научных, конструкторских и технологических произведений на протяжении последних трех лет сохраняет тенденцию к увеличению. В 2019 году наблюдалось незначительное сокращение количества опубликованных произведений (издаваемых впервые монографий, учебных пособий, словарей) по сравнению с аналогичным показателем 2018 года (279 в 2018 году; 252 в 2019 году). Тем не менее число таких произведений в 2020 году (283) превышает показатель 2018 года.
- Количество опубликованных периодических изданий остается на одном уровне (100 в 2017 году; 99 в 2018 году; 102 в 2020 году). Количество же неопубликованных произведений науки (отчетов по научно-исследовательским проектам, регистрируемым в ЕГИСУ, а также проводимых СПбГУ экспертиз) увеличилось с 435 в 2018 году и 477 в 2019 году до 486 в 2020 году.
- Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности в течение последних трех лет остается приблизительно на одном уровне: 76 в 2018 году, 75 в 2019 году и 77 в 2020 году. При этом количество результатов интеллектуальной деятельности, имеющих государственную регистрацию и (или) правовую охрану в Российской Федерации, возросло с 33 в 2018 году до 62 в 2020 году, а количество имеющих правовую охрану за пределами Российской Федерации увеличилось с 2 в 2018 году до 15 в 2020 году.
- Несмотря на то что в 2020 году действовали ограничительные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции и наблюдалось уменьшение количества объявляемых фондом РФФИ конкурсов (по сравнению с 2018 годом), в части грантовой активности за период 2018–2020 годов можно отметить некоторое уменьшение количества выполняемых грантов РФФИ (2018 — 600 грантов, 2019 — 721 грант, 2020 — 702 гранта) и при этом увеличение общего количества выполняемых на базе СПбГУ грантов РНФ (2018 — 171 грант, 2019 — 260 грантов, 2020 — 263 гранта). Также наблюдается положительная динамика в части новых поддержанных грантов президента (2018 — 22 гранта, 2019 — 13 грантов, 2020 — 24 гранта).
- В 2019 году с 49 до 61 увеличилось число малых инновационных предприятий, созданных с участием организации, а их совокупный доход возрос с 111 987 тыс. руб. до 116 851 тыс. руб. соответственно. В 2020 году показатели сохранились на уровне 2019 года.
- Затраты на оплату труда работников, выполнявших научные исследования и разработки, возросли с 379 322,6 тыс. руб. в 2018 году до 1 283 999,13 тыс. руб. в 2020 году.
- В 2019 и 2020 годах количество научно-популярных публикаций, выполненных сотрудниками организации, заметно сократилось по сравнению с показателем 2018 года: 373 в 2018 году; 180 и 193 в 2019 и 2020 годах соответственно.
- При этом количество положительных и нейтральных упоминаний организации в средствах массовой информации федерального уровня значительно увеличилось: с 11 053 в 2018 году до 38 951 в 2019 году и 41 631 в 2020 году.
- Количество обращений (посещаемость) официальных сайтов и (или) страниц организации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, резко возросло в 2020 году: с 3 890 000 в 2018 году и 4 070 000 в 2019 году до 16 400 000 в 2020 году.
Ежегодно за выдающиеся достижения присуждаются именные премии РАН и премии РАН для молодых ученых за лучшие научные работы. В 2020 году количество премий РАН значительно увеличилось по сравнению с 2018 и 2019 годами.
Именные премии РАН, полученные учеными СПбГУ в 2018–2020 годах
Год |
Кол-во премий |
Лауреаты премий |
---|---|---|
2020 |
4 |
Премия РАН имени Н. Д. Зелинского — В. П. Анаников Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна — И. А. Мироненко Премия РАН имени А. Н. Веселовского — А. В. Сиренов Премия РАН имени Ф. А. Цандера — А. А. Тихонов |
2019 |
4 |
Премия РАН имени П. А. Ребиндера — А. Е. Кучма, А. К. Щёкин Золотая медаль РАН имени В. И. Даля — В. М. Мокиенко Премия РАН имени С. В. Лебедева — А. В. Якиманский |
2018 |
1 |
Премия РАН имени А. А. Андронова — А. Л. Фрадков |
Премии РАН для молодых ученых за лучшие научные работы в 2018–2020 годах
Год |
Кол-во премий |
Лауреаты премий |
---|---|---|
2020 |
5 |
В области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — О. В. Якубович В области математики — И. А. Бочков В области океанологии, физики атмосферы и географии — А. Федоров В области разработки и создания приборов, методик, технологий и новой НТП научного и прикладного значения — А. Ю. Шишов В области агропромышленного комплекса — Е. А. Иванова |
2019 |
1 |
В области истории — В. Чикина |
2018 |
1 |
В области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — Е. С. Житова |
В 2020 году (по сравнению с 2018 годом) также выросло количество полученных международных наград и премий: четыре в 2018 году, 14 в 2019 году, 11 в 2020 году.
Список международных премий и наград 2018–2020 годов
№ |
Ф. И. О., должность работника СПбГУ, получившего премию (звание, награду и др.) |
Направление СПбГУ (научная область, в которой работает номинант) |
Наименование премии (звания, награды и др.) |
Название зарубежного(ой) университета (организации), присудившего(ей) премию (звание, награду и др.) |
---|---|---|---|---|
2018 год |
||||
1. |
Новик Александр Александрович, доцент, кафедра общего языкознания |
Филология |
1-е место (диплом) лауреата и национальная премия в национальном конкурсе научных монографий Академии наук Албании 2018 г. (Konkursi kombëtar për çmimin e Akademisë së Shkencave të Shqipërisë 2018) |
Академия наук Албании |
2. |
Челнокова Анна Витальевна, доцент, кафедра индийской филологии |
Востоковедение |
Награда World Hindi Award (Vishwa Hindi Samman) за вклад в изучение и пропаганду хинди |
МИД Индии (Ministry of External Affairs, Govermant of India) |
3. |
Шенфельд Иегуда, главный научный сотрудник, лаборатория мозаики аутоиммунитета |
Медицина |
Премия за медицинский и научный вклад |
Израильская медицинская ассоциация |
4. |
Попондопуло Владимир Федорович, профессор, кафедра коммерческого права |
Модельное законотворчество
|
Медаль |
Межпарламентская Ассамблея СНГ
|
2019 год |
||||
1. |
Гайнетдинов Рауль Радикович, профессор, лаборатория нейробиологии и молекулярной фармакологии, директор, Институт трансляционной биомедицины |
Pharmacology and Toxicology |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
2. |
Леонов Геннадий Алексеевич, декан, математико-механический факультет |
Cross-Field |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
3. |
Кузнецов Николай Владимирович, профессор, кафедра прикладной кибернетики |
Cross-Field |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
4. |
Певзнер Павел Аркадьевич, главный консультант, Центр aлгоритмической биотехнологии |
Медицина |
Paris Kanellakis Theory and Practice Award |
Association for Computing Machinery |
5. |
Рождественская Милена Всеволодовна, профессор, кафедра истории русской литературы |
Филология |
Медаль Императорского православного Палестинского общества памяти д. и. н., зам. председателя ИППО, ученого и общественного деятеля Н. Н. Лисового за профессиональную деятельность по изучению историко-культурных и литературных связей России и Ближнего Востока |
Международная общественная организация «Императорское православное Палестинское общество» |
6. |
Лапидус Алла Львовна, заместитель директора, Центр aлгоритмической биотехнологии, профессор, кафедра цитологии и гистологии |
Биология |
Лауреат премии «Профессор года» в области биологических наук |
Общенациональная премия «Профессор года», Российское профессорское собрание |
7. |
Зернова Елена Сергеевна, доцент, кафедра романской филологии |
Филология |
Почетный кавалер Ордена Виейра |
Орден Виейра |
8. |
Михайлова Ирина Михайловна, профессор, кафедра скандинавской и нидерландской филологии |
Филология |
Martinus Nijhoff Vertaalprijs (премия культурного фонда Принца Бернарда за успехи в переводе нидерландской литературы) |
Культурный фонд Принца Бернарда |
9. |
Кныш Александр Дмитриевич, профессор, лаборатория по анализу и моделированию социальных процессов |
Международные отношения |
Награда президента Исламской Республики Иран Хасана Рухани за книгу «Суфизм», которая была признана Книгой года в Иране в категории «Исламоведение» |
Награда президента Исламской Республики Иран |
10. |
Кукушкин Вадим Юрьевич, профессор, кафедра физической органической химии |
Химия |
Премия Reaxys Award Russia 2019 в номинации «Количество цитирований статей в области химии и наук о материалах среди высокоцитируемых авторов» |
Компания Elsevier и Российское химическое общество имени Д. И. Менделеева |
11. |
Бокач Надежда Арсеньевна, профессор, кафедра физической органической химии |
Химия |
Премия Reaxys Award Russia 2019 в номинации «за достижения в области координационной химии» |
Компания Elsevier и Российское химическое общество имени Д. И. Менделеева |
12. |
Григоренко Елена Леонидовна, главный научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека |
Психология |
Mary Ainsworth Award for Excellence in Developmental Science |
American Psychological Association |
13. |
Григоренко Елена Леонидовна, главный научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека |
Психология |
Outstanding International Psychologist Award |
Psychologist in the United States, American Psychological Assoсiation |
14. |
Григоренко Елена Леонидовна, главный научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека |
Психология |
Distinguished Faculty Award |
College of Liberal Arts and Social Sciences, University of Houston |
2020 год |
||||
1. |
Болотин Дмитрий Сергеевич, доцент, кафедра физической органической химии |
Химия |
Премия Европейской академии |
EC |
2. |
Кузнецов Николай Владимирович, профессор, кафедра прикладной кибернетики |
Математика, механика |
Премия Финской ассоциации обработки информации (The Finnish Information Processing Association (TIVIA) Award), которая впервые была вручена иностранному ученому (https://tivia.fi/2020/07/02/tivia-keski-suomi-ryn-vuoden-2019-tunnustus…) |
|
3. |
Гайнетдинов Рауль Радикович, профессор, лаборатория нейробиологии и молекулярной фармакологии, директор, Институт трансляционной биомедицины |
Pharmacology and Toxicology |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
4. |
Леонов Геннадий Алексеевич, декан, математико-механический факультет |
Cross-Field |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
5. |
Кузнецов Николай Владимирович, профессор, кафедра прикладной кибернетики |
Cross-Field |
Highly Cited Researchers Award 2019 |
Web of Science |
6. |
Кавокин Алексей Витальевич, главный научный сотрудник, исследовательская лаборатория оптики спина имени И. Н. Уральцева |
Математика, физика |
Премия ISCS 2020 Quantum Devices (первый российский ученый — лауреат премии) |
Compound Semiconductor Week 2021 в Швеции |
7. |
Арто Уртти, руководитель, лаборатория биогибридных технологий Института химии |
Химия |
Takeru & Aya Higuchi Memorial Lectureship Award |
Академии фармацевтических наук и технологий Японии |
8. |
Григоренко Елена Леонидовна, главный научный сотрудник, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека |
Психология |
Translation Award |
International Mind, Brain and Education Society (IMBES), USA |
9. |
Немецко-российский междисциплинарный научный центр (G-RISC) |
|
Лучший совместный немецко-российский проект |
Победитель конкурса проектов в рамках Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018–2020 гг. |
10. |
Центр изучения Германии и Европы |
|
Лучший совместный немецко-российский проект |
Победитель конкурса проектов в рамках Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018–2020 гг. |
11. |
TRR160: Когерентное управление взаимодействующими спиновыми возбуждениями в полупроводниковых гетероструктурах, СПбГУ и ФТИ имени А. Ф. Иоффе |
|
Лучший совместный немецко-российский проект |
Победитель конкурса проектов в рамках Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018–2020 гг. |
О противодействии коррупции
В целях обеспечения реализации в СПбГУ положений федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и указа президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» в СПбГУ утвержден план антикоррупционных мероприятий (приказ № 9265/1 от 29.09.2021). Директорам и деканам поручено направлять предложения и замечания для дальнейшего совершенствования работы в этом направлении.
Использование Okdesk для организации удаленного обучения по направлению «Менеджмент»
Весной 2020 года коллектив Высшей школы менеджмента СПбГУ, как и весь Университет, был вынужден перейти на дистанционную форму обучения, и большая часть сотрудников ректората, обеспечивающих реализацию образовательных программ и научных исследований в области менеджмента, приказами проректоров была переведена на удаленную работу. Перед ИТ-подразделениями СПбГУ ректор поставил задачу сделать этот переход максимально «бесшовным» — для сохранения качества образовательного процесса.
Для сотрудников ректората, обеспечивающих это направление деятельности СПбГУ, дополнительная сложность заключалась в том, что в случае удаленной работы практически все участники процесса находятся за пределами помещений «Михайловской дачи», в том числе и штатные инженеры. Для организации обучения в такой сложной ситуации требовалась гибкая система управления заявками и всемерная техническая поддержка для оказания помощи студентам и преподавательскому составу.
Переход на удаленное обучение предполагал существенные изменения сложившихся сценариев взаимодействия различных субъектов друг с другом. В частности, приходилось решать такие нетривиальные задачи, как контроль поведения студентов во время сдачи экзаменов, создание специальных помещений для экзаменов, оснащение рабочих мест студентов и преподавателей, организация каналов оперативной связи и т. д.
По результатам сравнительного анализа различных систем для организации технической поддержки пользователей в рамках удаленного обучения по программам «Менеджмент» была выбрана система учета и управления заявками Okdesk. Облачная система Okdesk позволила ИТ-подразделению ректората по направлению «Менеджмент» оперативно принимать различные обращения пользователей, распределять поступающие заявки между сотрудниками и при необходимости уточнять детали по их содержанию, отслеживать меняющиеся статусы выполнения принятых заявок.
Благодаря достаточно высокому уровню компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала, сопровождающего деятельность коллектива ВШМ и студентов, удалось в течение одной-двух недель перейти на удаленную работу и внедрить удаленную форму обучения студентов. Еще месяц потребовался для окончательной тонкой настройки всех процессов.
Упрощенный жизненный цикл обращения выглядит следующим образом: студенты, преподаватели и сотрудники оставляют свои заявки с описанием возникшей проблемы. Но во время экзаменов обращение студента или преподавателя попадает в офис учебной программы. И только после этого заявка попадает к ИТ-специалистам.
Исходные планы использования Okdesk по организации работы технической поддержки в рамках удаленного обучения достаточно быстро расширились. Благодаря этой системе стало возможным одновременное ведение множества различных процессов с высоким качеством. Систему вскоре начали использовать и другие подразделения ректората, обеспечивающие учебный процесс и научную деятельность (коллектив отраслевого отдела библиотеки, подразделения управлений научных исследований, PR, хозяйственного и т. д.). Так, кроме технической поддержки пользователей с помощью системы Okdesk были настроены параллельные очереди собственных заявок для отраслевого отдела библиотеки на предоставление доступа к электронным ресурсам. Затем в системе Okdesk были настроены параллельные управления собственными заявками отраслевого отдела административно-хозяйственной и PR-служб.
Как результат — студентам и преподавателям стало значительно проще обращаться в различные службы ректората, поскольку заявки создаются и распределяются в электронной форме. Систематизация работы отраслевых служб ректората позволила значительно увеличить удобство и качество обращений с инцидентами, увеличить объемы консультаций. В рамках внедрения системы управления заявками Okdesk управление ИТ СПбГУ обеспечило стыковку этой системы с единой системой технической поддержки СПбГУ OTRS, и сегодня все заявки из университетской системы автоматически попадают в систему Okdesk.
Среди перспективных технических задач: интеграция Okdesk и внедряемой виртуальной АТС; использование функции повторяющихся заявок для оперативного консультирования и регламентного обслуживания отдельных элементов инфраструктуры.
Стратегия развития ИКТ СПбГУ на ближайшие три года предусматривает пересмотр ландшафта сервисов коммуникации и создание единой цифровой платформы для электронного взаимодействия. В основу этих изменений будет положен частный опыт использования Okdesk, опыт использования общеуниверситетской системы эксплуатационного учета оборудования под управлением ПО Hardware Inspector и передовых практик ITIL и ITSM. Эти планы являются частью цифровой трансформации СПбГУ и направлены на повышение доступности ресурсов и сервисов СПбГУ, сокращение временных затрат на обработку электронных заявок и прозрачную оценку эффективности эксплуатируемых ресурсов.
О действиях сотрудников правоохранительных органов в связи с нарушениями обучающимися законодательства РФ и локальных актов СПбГУ
29 сентября в Виртуальную приемную Университета поступило обращение заместителя председателя студенческого совета факультета ПМ-ПУ СПбГУ Вадима Сулейманова, в котором содержались вопросы о законности действий сотрудников полиции при обеспечении 24 сентября охраны общественного порядка и соблюдения законности на территории комплекса зданий общежитий Университета, расположенных в г. Петергоф.
В данной связи разъяснялось, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию в том числе возложены функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на закрепленной территории.
В ночь с 18 на 19 сентября на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга группа обучающихся участвовала в противоправных действиях: продолжительное время нарушала требования административного законодательства РФ, правила внутреннего распорядка СПбГУ, в том числе нормы о соблюдении тишины в ночное время (административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни установлена статьей 8 закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»), запрет на потребление (распитие) алкогольной продукции на территории образовательной организации (административная ответственность установлена статьей 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а также требования по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (Материалы ректорского совещания от 20.09.2021). В связи с этим руководством ОМВД России по Петродворцовому району Санкт-Петербурга совместно с и. о. заместителя ректора по безопасности Д. В. Грязновым было принято решение о периодическом проведении патрулирования сотрудниками полиции (с привлечением работников Управления режима и охраны СПбГУ) территории комплекса зданий общежитий в г. Петергоф.
Обращалось внимание на то, что на основании п. 6 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право осуществления патрулирования общественных мест при выполнении возложенных на полицию функций, в которые, как указывалось выше, входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Таким образом, действия сотрудников полиции по осуществлению охраны общественного порядка 24 сентября проводились на законных основаниях, не требующих какого-либо санкционирования. А результат этих мероприятий — очередное выявление нарушений административного законодательства РФ обучающимися СПбГУ. В частности, за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 20.20 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (потребление алкогольной продукции), к административной ответственности было привлечено 7 обучающихся Университета.
В целях проведения в дальнейшем профилактических мероприятий, направленных на исключение нарушения общественного порядка и соблюдения законности, в адрес начальника ОМВД России по Петродворцовому району г. Санкт-Петербурга было направлено обращение о рассмотрении возможности, по примеру МГУ и других вузов Российской Федерации, размещения на территории комплекса зданий общежитий СПбГУ опорного пункта полиции.
О кадровых изменениях
Главный инженер СПбГУ М. В. Иванов назначен проректором по капитальному строительству СПбГУ.