Материалы ректорского совещания
Заседание Попечительского совета СПбГУ
29 ноября заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Д. А. Медведев провел заседание Попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета. В нем приняли участие председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, председатель организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ Дмитрий Чернышенко, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко, председатель Счетной палаты Российской Федерации, декан факультета свободных искусств и наук Алексей Кудрин, помощник председателя Правительства Российской Федерации Игорь Артемьев, специальный представитель президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, полномочный представитель президента Российской Федерации в Конституционном суде Российской Федерации Александр Коновалов, руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова, президент Российской академии наук Александр Сергеев, руководитель секретариата заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Сергей Чеботарёв, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, ректор СПбГУ Николай Кропачев, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, председатель совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко, генеральный директор АО «Первый канал» Константин Эрнст, президент — председатель правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин, генеральный директор ПАО «Интер РАО» Борис Ковальчук, председатель совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС», первый заместитель генерального директора — исполнительный директор ПАО «Россети» Андрей Муров, генеральный директор — председатель правления АК «АЛРОСА» Сергей Иванов, генеральный директор ООО «Новые Цифровые Решения», старший независимый директор ПАО «Ростелеком» Вадим Семенов, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов, вице-президент по кадровым и социальным вопросам — директор департамента кадров ПАО «НК „РОСНЕФТЬ“» Наталия Минчева, выпускник СПбГУ Марина Ентальцева.
На заседании обсудили планы развития СПбГУ и подготовку к его 300-летию, которое будет отмечаться в 2024 году. Как отметил глава Попечительского совета СПбГУ Дмитрий Анатольевич Медведев, Университет нуждается в масштабном комплексном развитии инфраструктуры: от новых корпусов и компьютерных сетей до транспорта, на котором студенты и сотрудники добираются на учебу и работу.
Разработано два масштабных проекта: Территория развития и инновационный научно-технологический центр «Невская дельта», которые позволят создать в СПбГУ современный кампус и исследовательский центр. Это поможет Университету создать высокотехнологичную базу для дальнейшего развития, укрепить свои позиции среди вузов России, успешно конкурировать с другими крупнейшими университетами.
Позиция СПбГУ в RUR Reputation World University Ranking
18 ноября был опубликован очередной выпуск репутационного рейтинга RUR Reputation World University Rankings. СПбГУ занял в мировом рейтинге 101 место, третье место в Российской Федерации.
Как рассказал советник при ректорате Иван Михайлович Григорьев, методология репутационного рейтинга RUR Reputation World University Rankings основана на использовании результатов глобального опроса академических экспертов Academic Reputation Survey, ежегодно проводимого в рамках проекта Global Institutional Profiles Project по определению показателей ведущих мировых университетов компанией Clarivate Analytics, которая содержит базу Web of Science. До 2014 года сведения, собранные в рамках проекта Global Institutional Profiles Project, в том числе данные академического опроса, использовались при построении рейтингов Times Higher Education (THE).
При проведении опроса эксперт, которому организаторы направляют приглашение для участия в опросе, сообщает следующие сведения:
- университет, с которым эксперт аффилирован
- регион мира, с которым эксперт знаком более всего
- предметную категорию (область исследований) по классификации Web of Science Core Collection, в которой эксперт является специалистом
и указывает 15 университетов в своем регионе и 15 университетов в мире, которые, по мнению эксперта, являются лучшими в отношении качества исследований и качества преподавания (раздельно) в рамках выбранной экспертом предметной категории. По условиям опроса эксперт не может голосовать за тот университет, в котором он работает, а университет не может рекомендовать кандидатуры экспертов компании Clarivate Analytics.
Отчет о результатах академического опроса 2021 года, использованного при построении репутационного рейтинга RUR, дан на сайте компании Clarivate Analytics. В опросе приняло участие 3702 респондента из 116 стран в период с 13 апреля по 10 июня 2021 года.
При построении репутационного рейтинга RUR используется количество голосов академических экспертов, поданных за конкретный университет по качеству исследований и по качеству преподавания. При этом данные нормируются с учетом распределения голосов по регионам и по предметным областям. Согласно данным, приводимым на сайте рейтингового агентства RUR, нормировка производится с использованием сведений о распределении голосов экспертов: по регионам (Северная Америка — 36 %, Центральная и Южная Америка — 6 %, Европа — 28 %, Азия — 20 %, Африка — 5 %, Океания — 5 %); по предметным областям (Social sciences — 20 %, Engineering sciences — 20 %, Medical sciences — 19 %, Natural Sciences — 17 %, Life sciences — 14 %, Humanities — 10 %).
И. М. Григорьев обратил внимание на тот факт, что университет входит в перечень рейтингуемых только в том случае, если в соответствующем году им представлены сведения, собираемые рейтинговым агентством RUR для общего рейтинга RUR World University Rankings. В частности, по этой причине СПбГУ отсутствует в рейтинге 2016 года, а НГУ — в рейтингах 2020 и 2021 годов.
Более подробное описание методологических особенностей репутационного рейтинга приводится на сайте агентства RUR.
Директорам институтов и деканам факультетов была представлена в табличной и графической форме динамика российских университетов, хотя бы один раз вошедших в топ-300 рейтинга RUR Reputation World University Rankings за период 2010–2021 годов.
В репутационном рейтинге RUR за десять последних лет количество российских университетов возросло в 9,5 раз, а количество российских университетов, вошедших в топ-300, выросло втрое. Лидерство СПбГУ в России и по результатам этого рейтинга нуждается в более выразительном подтверждении. И. М. Григорьев напомнил, что по результатам последнего выпуска репутационного рейтинга THE СПбГУ делит 2–4 места в России с МФТИ и ВШЭ, при этом положительная динамика отмечена только в предметной области Arts and Humanities, по всем остальным предметным областям динамика отрицательная. Важный факт, свидетельствующий о возрастании конкуренции (честной и нечестной) среди российских вузов: такая динамика обусловлена падением количества голосов за СПбГУ не среди иностранных, а среди российских экспертов.
Директорам институтов и деканам факультетов поручено проанализировать сведения о положении СПбГУ в репутационном рейтинге RUR World Reputation Rankings и представить: ректору — проект мероприятий, которые будут реализованы в коллективе для повышения репутационного уровня СПбГУ, проректору по учебно-методической работе — дополнительные перечни кандидатур экспертов для академического опроса и опроса работодателей рейтингового агентства QS.
СПбГУ получил третью престижную международную аккредитацию в сфере бизнес-образования (AACSB)
Высшая школа менеджмента СПбГУ первой в России получила аккредитации трех самых авторитетных международных ассоциаций: EQUIS, AMBA и AACSB. По статистике, только одна из 100 бизнес-школ мира удостаивается подобной чести. В ноябре 2021 года ВШМ СПбГУ получила аккредитацию AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business). Эта аккредитация подтверждает ориентированность бизнес-школы на трансформацию образования с учетом запросов международного рынка труда, внедрение в учебный процесс передовых цифровых технологий и лучших бизнес-практик (ВШМ СПбГУ первой в России получила «тройную корону» аккредитаций).
Как рассказал первый заместитель директора ВШМ Константин Викторович Кротов, аккредитация AACSB — старейшая в мире международная аккредитация в сфере бизнес-образования (первая аккредитация была выдана в 1919 году) и одна из трех наиболее престижных в мире (наряду с EQUIS и АМВА). В мире аккредитована 901 бизнес-школа из 58 стран мира. Первую в России аккредитацию AACSB получил в 2019 году Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Решение о прохождении аккредитации AACSB было принято на заседании Попечительского совета ВШМ СПбГУ 16 июня 2016 года.
Важность аккредитации AACSB для СПбГУ:
- ВШМ СПбГУ пополнила список 112 бизнес-школ в мире (менее 1 % от общего числа бизнес-школ в мире), обладающих всеми тремя престижными международными аккредитациями («Тройной короной» аккредитаций): AMBA (получена в 2007 году), EQUIS (получена в 2012 году) и AACSB
- получение престижной аккредитации позволит более активно развивать международные связи с ведущими мировыми университетами в сфере бизнес-образования и бизнес-исследований, а также привлекать иностранных студентов для обучения, а ведущих иностранных исследователей — для работы; это также позволит углубить существующие отношения и реализовать новые проекты
- следование международным стандартам AACSB (их 15) уже помогает более эффективно выстраивать процесс обучения и точнее отслеживать его результаты, обеспечивая его высокое качество и более гибко реагируя на требования рынка; длительный процесс аккредитации (пять лет) связан с тем, что необходимо было показать результаты внедрения стандартов, то есть показать «закрытые циклы» (close the loop)
К. В. Кротов рассказал о процессе получения аккредитации AACSB, который обычно включает несколько этапов.
- Этап 1. Подготовка школой заявки на прохождение аккредитации, ее рассмотрение комитетом AACSB и принятие решения о допуске школы к процессу аккредитации (Eligibility).
- Этап 2. Подготовка школой первичного отчета о самообследовании (Initial Self-Evaluation Report, iSER), его рассмотрение комитетом AACSB и вынесение рекомендаций школе по работе над теми сферами деятельности, по которым школа не соответствует стандартам аккредитации.
- Этап 3. Выполнение рекомендаций комитета AACSB и подготовка промежуточных отчетов (Progress Reports) о полученных результатах и дальнейшей работе (не чаще двух раз в год: в марте и сентябре), по которым комитет оценивает прогресс школы и дает дополнительные рекомендации или же делает заключение о полном соответствии школы стандартам AACSB (в этом случае назначается визит аккредитационной комиссии).
- Этап 4. Визит аккредитационной комиссии (обычно — в течение года после принятия соответствующего решения комитетом).
- Этап 5. Принятие решения об аккредитации школы по результатам визита комиссии.
Визит аккредитационной комиссии AACSB в ВШМ СПбГУ состоялся 6–9 июня 2021 года и проходил в удаленном формате. Для его проведения использовались платформы MS Teams и Zoom. В ходе визита состоялось более 20 встреч комиссии с различными стейкхолдерами школы: руководством Университета и ВШМ, представителями компаний, входящих в Попечительский совет ВШМ СПбГУ, преподавателями, студентами, выпускниками и административным персоналом. Всего во встречах приняли участие более 60 преподавателей и сотрудников ВШМ и СПбГУ, восемь представителей корпоративных партнеров, более 20 студентов и выпускников. Также в ходе визита были организованы виртуальные туры по обоим кампусам школы для комиссии.
Основными темами интервью стали: новая стратегия ВШМ — 2025, интернационализация школы, содержания и процедуры реализации образовательных программ, усилия школы по вовлечению выпускников, исследовательская деятельность, карьерные сервисы, доступные выпускникам и студентам, а также связи с корпоративными партнерами, процесс оценки качества реализуемых программ, а также ресурсы, которыми располагает школа.
По результатам визита комиссией было озвучено решение рекомендовать ВШМ СПбГУ к получению полной аккредитации AACSB на пять лет, а в ноябре аккредитационный совет ратифицировал это решение. В ходе финальной встречи визита комиссия AACSB особо отметила вовлеченность всех без исключения стейкхолдеров школы в ее развитие и готовность поддержать ВШМ в ее амбициозных целях.
ВШМ СПбГУ стала первой бизнес-школой в России, имеющей все три наиболее престижные международные аккредитации, и вошла в число ведущих мировых бизнес-школ с «Тройной короной» аккредитаций.
Профессор И. В. Мурин награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
Указом Президента РФ от 24.11.2021 № 671 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» за заслуги в научно-педагогической деятельности, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу профессор кафедры химии твердого тела Игорь Васильевич Мурин награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (Профессор СПбГУ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени). Участники совещания поздравили коллегу с заслуженной наградой.
Микрохирургическая операция в Клинике высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ
20 ноября в клинике ВМТ имени Н. И. Пирогова СПбГУ была успешно выполнена операция реплантации (от лат. replantare — хирургическое восстановление отделенной от организма части) указательного пальца восьмилетнему ребенку (В Клинике СПбГУ прооперировали ребенка, потерявшего часть пальца в результате несчастного случая).
Директор клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова Юрий Николаевич Федотов рассказал о том, что травма произошла в результате несчастного случая: при ударе топором оказалась ампутирована половина указательного пальца кисти. В отделение детской травматологии и ортопедии клиники ВМТ ребенок поступил по направлению страховой компании медицинского центра «Согаз» очень быстро — приблизительно через три часа после травмы. Сразу была выполнена перевязка и остановлено кровотечение. Через 18 минут после поступления первой бригадой микрохирургов была начата работа по выделению необходимых для реплантации структур ампутированной части пальца. В это время проводились необходимые перед наркозом и операцией обследования ребенка и предоперационная подготовка.
Через 45 минут мальчика привезли в операционную, где была выполнена операция микрохирургической реплантации уже подготовленного ампутированного сегмента. Операция шла около пяти часов, в ее ходе был выполнен остеосинтез (соединение) средней фаланги, шов сухожилий сгибателя и разгибателя указательного пальца, микрохирургический шов двух собственных пальцевых нервов, двух артерий и двух тыльных вен. Диаметр вен составил около 0,3 мм.
Мальчик находился в палате интенсивной терапии в течение пяти дней, получал медикаментозную терапию для профилактики тромбоза микрохирургических анастомозов. Ребенок переведен в палату отделения в удовлетворительном состоянии и с кровоснабжаемым реплантированным пальцем. Маленький пациент уже выписан из клиники, через несколько дней после успешной операции.
Выставка работ преподавателей и обучающихся факультета искусств
1 декабря в 14:00 в выставочном зале здания Двенадцати коллегий состоится открытие выставки, посвященной выполнению творческих поручений Университета научно-педагогическими работниками и обучающимися факультета искусств.
Первый заместитель декана факультета искусств Иван Григорьевич Уралов напомнил: несмотря на ограничения, вызванные пандемией, университетский выставочный зал в здании Двенадцати коллегий не прекращает работу.
И теперь настало время творческого отчета в форме своеобразного дайджеста, показывающего спектр возможностей образовательных программ в сфере искусств: реставрации, живописи, дизайна, музыкального и театрального искусства, прикладной информатики в сфере гуманитарных наук и искусства, декоративно-прикладного искусства, мастерства художников кино и телевидения.
И. Г. Уралов пригласил коллег и всех универсантов на открытие выставки. Ее можно посетить с 1 по 15 декабря.
Внесены изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121
На территории Санкт-Петербурга продолжают действовать ограничения, введенные Постановлением губернатора № 121 от 13 марта 2020 года «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Последние изменения в это постановление внесены Постановлением от 25.11.2021 № 918.
Указанным постановлением ограничительные меры продлены по 31.01.2022. В список организаций, для посещения которых необходимо предъявлять QR-код либо справку о медотводе с отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за три календарных дня до предъявления, будут входить также заведения общепита и розничной торговли, за исключением аптек, заправочных станций и объектов, не имеющих зала обслуживания. Это ограничение начнет действовать не с 01.12.2021, как планировалось ранее, а с 27.12.2021. Ведется разработка ограничительных мер на праздничный период с 27.12.2021 по 09.01.2022.
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю общий уровень вакцинации сотрудников СПбГУ (с учетом лиц, имеющих антитела, а также работников, имеющих медотвод) значительно повысился — до 86 % (то есть превысил установленный показатель 80 %). Если говорить про научно-педагогических работников, то у них этот показатель составляет 89,9 %.
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения
№ п/п |
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (по состоянию на 29.11.2021) |
---|---|---|
1 |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
75 % |
2 |
Востоковедение и африканистика |
57,7 % |
3 |
Институт химии |
48,3 % |
4 |
Физическая культура (бакалавриат) |
45,2 % |
5 |
Биология |
44,8 % |
6 |
Институт когнитивных исследований |
44,4 % |
7 |
Медицина |
38,4 % |
8 |
Институт наук о Земле |
37,1 % |
9 |
Математика и компьютерные науки |
36,9 % |
10 |
Физика |
35,5 % |
11 |
Филология |
32,8 % |
12 |
Институт истории |
31,5 % |
13 |
Свободные искусства и науки |
31,5 % |
14 |
Математика и механика |
31,5 % |
15 |
Психология |
31,1 % |
16 |
Институт философии |
30,8 % |
17 |
Институт педагогики |
28,8 % |
18 |
Медицинский колледж |
26,8 % |
19 |
Прикладная математика — процессы управления |
26,8 % |
20 |
Международные отношения |
26,6 % |
21 |
Менеджмент |
23,6 % |
22 |
Социология |
23,1 % |
23 |
Юриспруденция |
21,8 % |
24 |
Политология |
21,5 % |
25 |
Экономика |
17,7 % |
26 |
Стоматология и медицинские технологии |
15,3 % |
27 |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
15,2 % |
28 |
Искусства |
14,5 % |
29 |
Физическая культура (СПО, без учета несовершеннолетних обучающихся) |
5,7 % |
Итого |
27,9 % |
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова отметила, что общий уровень вакцинации обучающихся растет, но не очень быстро. Уровня выше 50 % пока достигли только обучающиеся Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования (75 %) и студенты-восточники (57,7 %). Уровня выше 30 % — студенты еще 14 направлений обучения.
Профессор Татьяна Владимировна Черниговская рассказала, что некоторые студенты не внесли данные о своих прививках в личном кабинете из-за того, что не поняли, как это сделать. Пришлось делать пошаговую инструкцию. М. Ю. Лаврикова сообщила, что 26 ноября было проведено очередное информирование обучающихся о необходимости заполнения информации о вакцинации в личном кабинете (my.spbu.ru), дополнительно направлена инструкция о внесении данных. Ректор поручил М. Ю. Лавриковой подготовить видеоролик, чтобы наглядно показать: как вносить данные о вакцинации в личном кабинете.
Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов
Подразделение |
Общее кол-во |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Прирост |
% на 20.11.21 |
% на 26.11.21 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Академическая гимназия |
85 |
59 |
6 |
8 |
1 |
81,2 % |
85,9 % |
Биологический ф-т |
281 |
234 |
26 |
2 |
11 |
87,9 % |
93,2 % |
Военно-учебный центр |
32 |
29 |
3 |
0 |
1 |
100 % |
100 % |
Восточный ф-т |
151 |
115 |
19 |
11 |
2 |
95,4 % |
96 % |
ВШЖиМК |
113 |
87 |
16 |
10 |
13 |
85,6 % |
100 % |
ВШМ |
81 |
61 |
8 |
5 |
1 |
93,2 % |
91,4 % |
ИНоЗ |
226 |
209 |
14 |
3 |
31 |
88,5 % |
100 % |
Институт истории |
118 |
105 |
7 |
6 |
11 |
88,9 % |
100 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
16 |
3 |
1 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
6 |
1 |
0 |
0 |
100 % |
100 % |
И-т развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
3 |
0 |
0 |
77,8 % |
100 % |
И-т философии |
123 |
97 |
10 |
6 |
4 |
78,9 % |
91,9 % |
И-т химии |
215 |
187 |
19 |
9 |
5 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
54 |
40 |
4 |
10 |
0 |
98,1 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
45 |
12 |
4 |
0 |
76,9 % |
78,2 % |
Мат-Мех |
277 |
216 |
22 |
1 |
8 |
85,2 % |
86,3 % |
Медицинский колледж |
22 |
18 |
3 |
1 |
0 |
100 % |
100 % |
Медицинский факультет |
326 |
243 |
23 |
6 |
2 |
81,9 % |
83,4 % |
ПМ-ПУ |
178 |
135 |
26 |
9 |
7 |
88,2 % |
95,5 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
193 |
31 |
18 |
0 |
77,2 % |
81,2 % |
Факультет искусств |
104 |
85 |
8 |
3 |
3 |
86,5 % |
92,3 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
175 |
128 |
8 |
1 |
0 |
77,2 % |
78,3 % |
Факультет международных отношений |
119 |
83 |
18 |
5 |
0 |
89,1 % |
89,1 % |
Факультет политологии |
43 |
29 |
9 |
1 |
0 |
90,7 % |
90,7 % |
Факультет психологии |
131 |
102 |
15 |
8 |
6 |
91,6 % |
95,4 % |
Ф-т свободных искусств и наук |
89 |
68 |
5 |
0 |
0 |
82 % |
82 % |
Ф-т социологии |
94 |
70 |
7 |
4 |
2 |
84 % |
86,2 % |
Ф-т стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
0 |
80 % |
81,1 % |
Физический ф-т |
446 |
378 |
27 |
6 |
37 |
83,7 % |
92,2 % |
Филологический ф-т |
474 |
305 |
58 |
23 |
0 |
78,9 % |
81,4 % |
Экономический ф-т |
159 |
126 |
14 |
10 |
5 |
91,1 % |
94,3 % |
Юридический ф-т |
101 |
82 |
18 |
0 |
0 |
99 % |
99 % |
ИТОГО |
4719 |
3611 |
460 |
173 |
150 |
85,7 % |
89,9 % |
Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев заметил, что в целом по Университету показатель вакцинированности превысил установленное значение (80 %) и составил 86 %. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, так как медотводы, как известно, чаще всего носят временный характер, как, впрочем, и наличие антител, уровень которых имеет свойство со временем падать. Он обратил внимание на то, что не все коллективы пока достигли заданного показателя, а именно: колледж физкультуры и спорта, экономики и технологии (78,2 %), факультет математики и компьютерных наук (78,3 %). Ближайшая задача коллективов добиться того, чтобы доля вакцинированных работников, а также лиц, имеющих антитела, превысила 80 % (без учета медотводов). Пока этого результата не достигли коллективы колледжа физкультуры и спорта, экономики и технологии (73,1 %), факультета иностранных языков (75,2 %), Академической гимназии (76,5 %), филологического факультета (76,6 %), факультета математики и компьютерных наук (77,7 %), факультета стоматологии и медицинских технологий (78,9 %).
Установленный ныне режим организации учебного процесса пока сохраняется. Однако с началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где показатель вакцинированности преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %.
Участники совещания обратили внимание на информацию из МГУ, где ректор издал приказ об отстранении от работы со студентами преподавателей, отказавшихся от вакцинации против COVID-19.
Директорам и деканам поручено в недельный срок представить предложения по организации разъяснительной работы с членами коллектива о необходимости вакцинации, а также по организации эффективного контроля за своевременностью ревакцинации с целью поддержания установленного уровня коллективного иммунитета.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 24 обращения от студентов и преподавателей (в том числе девять вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). Еще 21 обращение зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы: о переводе, о результатах зачета по онлайн-курсам (Почему СПбГУ использует систему прокторинга? О прокторинге на промежуточной аттестации, Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов, О пересдаче с использованием системы прокторинга, Об эффективности использования системы прокторинга, Будет ли совершенствоваться работа прокторинга?), о вакцинации иностранных студентов СПбГУ от COVID-19, о возможности получения документов из л/д обучающегося, о возможности дистанционного формата обучения в СПбГУ, о возможности получения приложений к диплому СПбГУ по европейскому образцу, о возможности получения рекомендательного письма, о промежуточной аттестации для обучающихся 2 и 4 группы третьего курса по направлению «История», о въезде иностранного обучающегося, о подготовке рекомендательного письма, о зимней промежуточной аттестации, о вакцинации иностранного обучающегося, о смене направления подготовки, об обучении по обмену, о несогласии с результатами оценки экзамена, о возможности обучения в Харбине и перезачете зачетов и экзаменов, о результатах проведения экзаменационной комиссии, об отчислении по собственному желанию, о подготовке документов для визы. По всем обращениям проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
М. Ю. Лаврикова сообщила: по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
Как рассказала Марина Юрьевна, на встречах руководителей Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, институтов истории, философии, химии, факультетов математико-механического, физического, прикладной математики — процессов управления, политологии, социологии, искусств, психологии с представителями студенческих советов обсуждались меры по увеличению числа вакцинированных обучающихся. Подчеркивалась также необходимость отражения сведений о вакцинации в Личном кабинете обучающегося.
В ходе встречи и. о. декана физического факультета с представителями студенческого совета была обозначена необходимость представления председателю комиссии контроля качества образовательной деятельности по физике и астрономии результатов онлайн-опросов студенческого сообщества о качестве реализуемых дисциплин.
В ходе совещания декана факультета психологии с председателем студенческого совета декана проинформировали о том, что обучающиеся прорабатывают предложения по концепции видеоконтента на канале факультета психологии в Youtube «О психологии и психологах из первых уст», а также формы их участия в наполнении канала.
Руководители Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, Института химии в ходе встреч с представителями студенческого совета дали пояснения о примененных к обучающимся дисциплинарных мерах (Материалы ректорского совещания от 08.11.2021).
В ходе встречи декана медицинского факультета с членами профсоюзного бюро обучающихся обсуждались вопросы организации внеучебных мероприятий.
На встрече декана экономического факультета со студенческим советом обсуждались вопросы формата обучения (в том числе — в период проведения промежуточной аттестации); предстоящих выборов в президиум совета обучающихся; приобретения лицензий на программное обеспечение для получения возможности использовать его не только из аудиторий, но и удаленно (этот вопрос уточняется в УСИТ).
Декану факультета социологии поступила просьба провести оптимизацию расписания занятий одного из направлений. При наличии возможности пожелания обучающихся будут учтены. Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались также на встречах с членами студенческих советов руководителей институтов истории, философии, химии, факультетов социологии, политологии, филологического, физического.
О порядке присуждения ученых степеней в СПбГУ
19 ноября 2021 года издан приказ № 11181/1 «О порядке присуждения ученых степеней в Санкт-Петербургском государственном университете», отменяющий приказ от 1 сентября 2016 года № 6821/1.
Как сообщил заместитель ректора по правовым вопросам Ю. В. Пенов, необходимость издания этого приказа обусловлена консолидацией изменений, вносимых в него. После издания приказа в 2016 году в него было внесено более 160 корректировок, что делало работу с приказом неудобной.
В изданном приказе учтены замечания и рекомендации, высказанные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, полученные в процессе мониторинга деятельности диссертационных советов.
Участие экспертов СПбГУ в экспертизе проектов в рамках конкурса на финансирование научно-технических проектов участников Нижегородского НОЦ
СПбГУ развивает эффективное партнерство с регионами, в том числе в рамках реализации ключевых национальных приоритетов. Создание и развитие НОЦ мирового уровня — одна из задач национального проекта «Наука», которая реализуется в рамках Постановления Правительства РФ № 537 от 30.04.2019 «О мерах государственной поддержки НОЦ мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики».
Проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош рассказала, что СПбГУ является участником двух НОЦ (НОЦ «Инженерия будущего» и НОЦ «Север: территория устойчивого развития») и оказывает методическую, консультативную и экспертную поддержку НОЦ «Инновационные решения АПК» (г. Белгород), НОЦ «Техноплатформа 20.35» (г. Нижний Новгород).
В апреле 2021 года в рамках стратегической сессии по развитию НОЦ «Техноплатформа 20.35», которая проходила на площадке НГТУ имени Р. Е. Алексеева, состоялась рабочая встреча директора АНО «Нижегородский НОЦ» И. Л. Федюшкина с заместителем проректора по научной работе СПбГУ А. С. Ярмош. В ходе встречи обсуждались вопросы организации публичных конкурсных процедур. Были продемонстрированы регламенты и принципы, на которых реализованы в СПбГУ открытые процедуры отбора, использующиеся при проведении конкурсов на поддержку научных исследований. Также были представлены возможности Центра экспертиз СПбГУ (экспертное ядро, опыт проведения междисциплинарной экспертизы, научно-технологическая экспертиза с применением инфраструктуры Научного парка СПбГУ). По результатам встречи руководство НОЦ «Техноплатформа 20.35» обратилось в СПбГУ за оказанием содействия в обеспечении внешней независимой экспертизы заявок на конкурс на финансирование научно-технических проектов участников Нижегородского НОЦ.
В сентябре экспертами СПбГУ была проведена экспертиза 22 проектов НИР и НИОКР, поступивших от конкурсной комиссии НОЦ. В экспертной работе принял участие 41 университетский эксперт, в том числе — специалисты в области физики, химии, информатики, медицины, биологии, психологии. Все заявленные к финансированию проекты являлись междисциплинарными и находились на стадии, близкой к внедрению разработанных технологий на предприятиях. СПбГУ обеспечил подбор уникального состава экспертов, которые оценили научную составляющую и потенциал к внедрению предлагаемых разработок в промышленности, в энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве, в строительстве и в медицине.
Перед экспертами СПбГУ была поставлена задача: определить соответствие исследуемых проектов современному мировому уровню развития соответствующих областей науки и техники и подтвердить целесообразность финансовой и организационной поддержки разработки, а также практического внедрения проектов со стороны Нижегородского НОЦ. В составе авторских коллективов заявок были представлены не только ученые и инженерно-технические работники ключевых вузов Нижегородской области (например, ННГУ имени Н. И. Лобачевского и Приволжского медицинского университета), но и специалисты из научных учреждений РАН (в частности, Института прикладной физики и Института химии высокочистых веществ) и разработчики ряда технопарков и научно-производственных предприятий. Поскольку цели и задачи экспертизы СПбГУ состояли в оценке проектов, которые в последующем претендовали на целевую финансовую поддержку, то экспертиза была проведена в организационной форме, обеспечивающей закрытость персональных данных экспертов как для заказчика, так и для авторов проектов.
А. С. Ярмош отметила: результаты экспертизы, проведенной специалистами СПбГУ, показали высокий научный уровень большинства исследованных проектов и подтвердили достаточную обоснованность программ их разработки и практического внедрения. При этом семь из 22 представленных на экспертизу проектов не получили рекомендаций к финансовой и организационной поддержке по причинам несоответствия их научной основы мировому уровню, о чем было указано в экспертных заключениях СПбГУ, направленных в адрес Нижегородского НОЦ.
В ноябре наблюдательный совет Нижегородского НОЦ под председательством губернатора Нижегородской области Глеба Никитина утвердил 13 победителей конкурса на финансирование научно-технических проектов НОЦ. При этом в число победителей вошли два проекта, не получившие положительный результат экспертизы в СПбГУ. Как отметило руководство НОЦ, в основу принятия решения при определении победителей конкурса в первую очередь легла экспертиза СПбГУ. Но совет также руководствовался внутренними регламентами в части проведения экспертизы. К примеру, с целью соблюдения принципа комплексного подхода параллельно экспертизе научно-технического характера (реализованной со стороны экспертов СПбГУ) проводилась экспертиза рыночного потенциала и коммерциализации, также повлиявшая на итоговый рейтинг проектов.
О внесении научно-педагогическими работниками информации в информационной системе Pure
На ректорском совещании 01.11.2021 был представлен сравнительный анализ данных базы Scopus и сведений информационной системы Pure по публикациям 2020 года работников учебно-научных подразделений СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 01.11.2021). Выгрузка данных из информационной системы Pure проводилась для публикаций с идентификатором (номером) статьи из Scopus. По результатам совещания всем руководителям учебно-научных подразделений были направлены сведения о невнесенных (не удовлетворяющих условиям выгрузки) публикациях.
В течение трех недель в адрес проректора по научной работе и Управления научных исследований поступали обращения от научно-педагогических работников. Только благодаря такой обратной связи, как отметил проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, удалось выявить наличие пяти типовых проблем, не позволяющих формировать корректную статистику по публикационной активности организации в целом.
1. Публикации в системе Pure есть (внесены), но год публикации не совпадает с данными, представленными в базе данных Scopus.
Решение проблемы: научно-педагогический работник самостоятельно направляет запрос на устранение проблемы в соответствующее подразделение библиотеки СПбГУ.
2. Публикации в системе Pure есть (внесены), но нет идентификатора (номера) статьи из Scopus, публикация «привязана» к автору и подразделению автора. Такая проблема возникает при загрузке публикации «вручную» либо при импортировании сведений о публикации из других баз данных (не Scopus).
Решение проблемы: сверка сведений раз в квартал с привлечением руководителей учебно-научных подразделений. С целью минимизации расхождений данных возможна актуализация сведений научно-педагогическими работниками самостоятельно согласно инструкции по «Обновлению сведений о публикациях в Pure», размещенной на сайте СПбГУ.
3. В систему Pure за 2020 год внесено 211 публикаций, в которых указана аффилиация с СПбГУ, при этом на странице публикации в базе данных Scopus аффилированность с СПбГУ отсутствует. Этот вариант возможен либо из-за технической ошибки при индексировании публикаций базы данных Scopus, либо из-за того, что авторы при импортировании своих публикаций ошибочно указывают аффилированность с СПбГУ (когда на самом деле она отсутствует), тем самым искажая результаты во всех видах выгрузок и отчетов на основании данных Pure.
Наименование подразделения |
Кол-во публикаций, шт. |
---|---|
Биологический факультет |
16 |
Восточный факультет |
2 |
Вспомогательное лечебно-диагностическое отделение |
1 |
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» |
1 |
Институт высоких медицинских технологий |
3 |
Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета |
4 |
Институт наук о Земле СПбГУ |
32 |
Институт трансляционной биомедицины |
1 |
Институт философии СПбГУ |
1 |
Институт химии Санкт-Петербургского государственного университета |
6 |
Исследовательская лаборатория оптики спина имени И. Н. Уральцева |
2 |
Медицинский факультет |
19 |
направление «Международные отношения» |
2 |
направление «Социология» |
1 |
Научно-клинический и образовательный центр «Лучевая диагностика и ядерная медицина» |
9 |
Факультет искусств |
1 |
Факультет математики и компьютерных наук СПбГУ |
6 |
Факультет математико-механический |
40 |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
6 |
Факультет психологии |
2 |
Факультет свободных искусств и наук |
8 |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
7 |
Факультет физический |
30 |
Филологический факультет |
10 |
Юридический факультет |
1 |
Решение проблемы: проверка сведений раз в квартал с привлечением руководителей учебно-научных подразделений. Инструкция «Как можно корректно указать аффилиацию в записи публикации» размещена на сайте СПбГУ.
Сейчас в отношении указанных 211 публикаций 2020 года требуется дополнительная верификация со стороны авторов и корректное указание аффилиации либо направление соответствующего обращения в службу поддержки базы данных Scopus с целью устранения расхождений. В адрес директоров / деканов будут направлены списки публикаций для устранения расхождений в данных.
4. В WoS и Scopus индексируются отдельные главы монографий, при сверке сведений из системы Pure и базы данных Scopus в выгрузку невнесенных публикаций попали строки с отдельными главами монографий. Полностью поддержано мнение профессора Р. А. Эварестова, который первым обратил внимание на этот факт: в Pure необходимо вносить сведения о монографии в целом (а не об отдельных главах). Этот факт будет учтен при последующих сверках данных.
5. Публикации в Pure есть, при этом по результатам сверки были направлены в адрес НПР как отсутствующие в системе. По всем таким поступившим обращениям проведена детальная проверка данных, выявлено, что публикации были внесены в Pure после даты формирования реестра для сверки данных (после 24.10.2021), но до направления сведений в адрес директоров / деканов учебно-научных подразделений.
С. В. Микушев обратил внимание на то, что при работе с выгрузками и анализом публикаций были выявлены публикации, у которых дата опубликования в Pure указана 2020 годом, при этом публикация издана в 2021 году, и при индексировании в базе данных Scopus также указана дата опубликования — 2021 год. Данный тип ошибок напрямую связан с верификацией сведений в Pure СПбГУ. Он попросил директора Научной библиотеки имени М. Горького М. Э. Карпову усилить контроль за верификацией сведений и исполнением приказа от 30.11.2018 № 11617/1 «Об администрировании информации в системе Pure».
С. В. Микушев поблагодарил научно-педагогических работников за отклик и проверку сведений в части публикационной активности в системе Pure. Только благодаря такой совместной работе у нас появляется возможность вносить изменения и улучшать информационную систему Pure.
Он предложил публиковать списки сотрудников СПбГУ, которые вносят в базу информацию о публикациях, аффилированных с СПбГУ, а в действительности такая аффилиация отсутствует. Первый такой список представлен (Список). Директорам и деканам поручено представить свое мнение по этому вопросу.
Меры по повышению грантовой активности
19 ноября издано распоряжение № 3978/1р «О мерах по повышению грантовой активности». Цель издания этого распоряжения: с одной стороны — обратить внимание руководителей учебно-научных подразделений на необходимость постоянного поиска возможных коллабораций с серьезными иностранными специалистами с целью организации совместных научных исследований, с другой стороны — определить сроки проведения оценки качества сопровождения НИР и НИОКР в СПбГУ работниками Управления научных исследований.
Визит в СПбГУ делегации Правительства Республики Саха
СПбГУ продолжает системную реализацию задачи по оказанию содействия социально-экономическому развитию регионов и субъектов Российской Федерации. К настоящему моменту уже организовано эффективное сотрудничество на уровне органов исполнительной власти регионов, созданы рабочие группы и дорожные карты по Республике Карелия, Пермскому краю, Нижегородской области.
Состоялся визит делегации Республики Саха (Якутия) во главе с руководителем региона А. С. Николаевым (Представители СПбГУ и Республики Саха обсудили перспективы будущего партнерства), который выступил инициатором встречи. Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, основное внимание было уделено обсуждению конкретных форматов сотрудничества в области науки, образования, цифровых решений и инновационных проектов между СПбГУ, органами исполнительной власти и организациями региона, которые будут направлены на получение положительных эффектов в социально-экономическом развитии субъекта РФ.
Особое внимание было уделено участию СПбГУ в реализации программы развития НОЦ «Север: территория устойчивого развития», который в июле 2021 года вошел в число победителей третьей волны конкурсного отбора НОЦ мирового уровня (Постановление Правительства РФ № 537 от 30.04.2019) и должен стать одним из драйверов экономического развития региона на ближайший прогнозный период.
В ходе встречи было отмечено, что на 2021–2022 годы будет запланирована реализация образовательных программ, которые будут ориентированы на запросы рынка труда региона. Уже в настоящее время ведется работа по заключению дополнительного соглашения на реализацию отраслевого проекта по подготовке кадров на базе СПбГУ в рамках НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития».
Одной из существенных проблем текущего управления распределенной системой консорциумов НОЦ являются современные инструменты управления, которые позволяют главам регионов оперативно получать данные аналитики, мониторинга, следить за уровнем достижения показателей, направлением и эффективностью использования финансовых средств поддержки НОЦ. В этом направлении представителям делегации Саха (Якутия) были продемонстрированы цифровые решения и инструменты СПбГУ, которые позволяют решить эти задачи. СПбГУ представил цифровую платформу управления научной инфраструктурой RIMS (патент СПбГУ), как пример единой среды проведения научно-внедренческих проектов НОЦ на базе собственной научной инфраструктуры; сервис «Криптовече» (патент СПбГУ) как решение, обеспечивающее оперативное и открытое коллегиальное принятие решений в консорциуме НОЦ; а также возможности Центра экспертиз СПбГУ на примере модели проведения независимой оценки проектов НОЦ «Техноплатформа 20.35». Сейчас с органами исполнительной власти региона Саха (Якутия) уже идет работа по определению первого слота организаций, в которых будет проведено пилотное внедрение цифровых сервисов СПбГУ на безвозмездной основе.
Еще одним вектором сотрудничества на межрегиональном уровне, который обсуждался в ходе переговоров, является вопрос создания специальной национальной инфраструктуры для поддержки климатических проектов — карбоновых полигонов и карбоновых ферм. СПбГУ предложил рассмотреть возможность включения региона Саха (Якутия) в проект по созданию объединенного карбонового полигона «Ладога». Проведение совместных исследований, реализация задач по разработке и испытаниям технологий дистанционного и наземного контроля изменений параметров климата, а также развитие метрологического и методического обеспечения позволит показать эффективность решений и связанность региональных инициатив этого направления. Предложение СПбГУ нашло поддержку.
А. С. Ярмош отметила, что сейчас перспективные проекты развития перешли от локальных инициатив отдельных заинтересованных организаций и фондов к реализации проектов федерального уровня, соответствующих приоритетам целей национального развития. Научно-образовательное сотрудничество также должно ориентироваться на новый уровень и формат взаимодействия. Директорам и деканам поручено сформировать предложения по участию экспертов и научных групп СПбГУ в реализации задач национальных проектов и региональных программ развития в соответствии с содержанием их компетенций и области экспертности.
О нарушении обучающимися правил внутреннего распорядка в общежитиях СПбГУ
Как известно, в ночь с 18 на 19 сентября на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга группа студентов Университета продолжительное время нарушала требования законодательства Российской Федерации, правил внутреннего распорядка СПбГУ, в том числе нормы о соблюдении тишины в ночное время, запрет на потребление алкогольной продукции на территории образовательной организации, а также действующие противоэпидемические требования (материалы ректорского совещания от 20.09.2021, от 01.11.2021). Обучающиеся были задержаны сотрудниками правоохранительных органов и привлечены к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, а именно: потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (статья 20.20), появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21), мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (статья 20.1), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3).
В отношении обучающихся, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета, были составлены акты о соответствующих нарушениях. На основании этих актов студентов привлекли к дисциплинарной ответственности в соответствии с предусмотренной процедурой. По совокупности всех вышеизложенных обстоятельств к шести обучающимся применена мера дисциплинарной ответственности в виде отчисления, одному обучающемуся объявлен выговор (Материалы ректорского совещания от 08.11.2021).
После этого от обучающихся и от Студенческого совета СПбГУ поступил ряд обращений, в том числе в Виртуальную приемную СПбГУ, с просьбой отменить приказы об отчислении шести обучающихся, поскольку, по их мнению, наказание является несоразмерным содеянному. С ответом можно ознакомиться здесь.
Поступали и обращения противоположного характера: обучающиеся указывали на правильность выбранной меры дисциплинарного воздействия (Об отчислении обучающихся в связи с нарушением законодательства РФ и локальных актов СПбГУ, допущенным в ночь с 18 на 19 сентября на территории общежитий).
Также от обучающихся поступают вопросы, в том числе в Виртуальную приемную СПбГУ, о том, что некоторые студенты собираются компаниями и шумят в ночное время в общежитиях, нарушают правила внутреннего распорядка, мешают другим студентам отдыхать или готовиться к предстоящим занятиям. Обучающиеся, которым мешают шум и поведение соседей, вызывают полицию. Информация о нарушении локальных нормативных актов обучающимися СПбГУ в 2021 году обсуждалась на ректорских совещаниях 11.10.2021 и 15.06.2021.
В октябре-ноябре 2021 года на территории общежитий были зафиксированы случаи нарушения локальных нормативных актов 24 обучающимися (среди нарушений — шум в ночное время, курение, распитие алкогольных напитков, нанесение ущерба имуществу СПбГУ, нарушение пропускного режима).
По всем случаям проводится разъяснительная работа со студентами, формируются пакеты документов для привлечения к дисциплинарной ответственности, направляются членам Студенческого совета СПбГУ для учета их мнения. Допустившие подобные нарушения обучающиеся будут привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до отчисления.
Директорам институтов и деканам факультетов поручено обсудить со студенческими советами вопросы соблюдения требований законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета обучающимися, проживающими в общежитиях.
О действиях обучающегося А. В. Пачина
Ситуация вокруг А. В. Пачина, позволившего себе использование ненормативной лексики на заседании Студсовета СПбГУ (Решение Комиссии по этике от 08.10.2021), продолжает обсуждаться в социальных сетях, в обращениях в Виртуальную приемную и пр. Недавно поступил очередной вопрос в Виртуальную приемную от студентов СПбГУ, в котором описывается недопустимое поведение этого же студента, имевшее место еще в 2017 году. Тогда А. В. Пачин и два его товарища, один из которых не являлся студентом СПбГУ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, угрожали спокойствию проживающих в общежитии, нанесли материальный ущерб имуществу СПбГУ. Были составлены соответствующие акты, оценен ущерб. Один из студентов-нарушителей был отчислен.
За А. В. Пачина тогда заступилась заместитель начальника Управления по работе с молодежью Л. И. Ятина, которая в служебной записке в адрес проректора Е. Г. Бабелюк заявила о признании А. В. Пачиным своей вины, о его готовности возместить ущерб, о его заслугах и успехах в обучении и внеучебной работе и попросила вынести ему замечание. В заявлении А. В. Пачина действительно было написано об осознании вины, о раскаянии в содеянном, об обещании больше не нарушать дисциплину. Видимо, несоразмерность понесенного наказания способствовала тому, что он напрочь забыл о своих обещаниях на заседании Студсовета СПбГУ.
Получился наглядный урок того, как попустительство, отсутствие строгости и требовательности в соблюдении правил поведения в Университете в конечном итоге приводят к рецидивам в той или иной форме.
Об увольнении ассистента кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук Майкла Фриса
В СПбГУ поступило письмо из Федеральной службы безопасности РФ, информирующее о том, что ассистенту кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук Фрису Майклу Дане не разрешен въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет, он обязан был покинуть Российскую Федерацию в течение трех суток. В соответствии с п. 9 части первой статьи 83 ТК РФ, с Майклом Фрисом 26.11.2021 прекращено действие трудового договора (О расторжении трудовых отношений с преподавателем факультета свободных искусств и наук, Правду ли пишут СМИ, что преподавателя СПбГУ задержали по дороге на работу?).
Как сообщил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, Майкл Дана Фрис родился 21.01.1986 в штате Мэн США. В 2008 году окончил Витон-колледж в штат Массачусетс, бакалавр по специальности «Россиеведение». С 2008 по 2010 год преподавал английский язык в Элисте и Волгограде по программе Фулбрайта. В 2012 году окончил магистратуру Европейского университета (Санкт-Петербург) по специальности «Россиеведение».
В 2013 году поступил в магистратуру факультета свободных искусств и наук СПбГУ по специальности «Межкультурное образование», где защитил ВКР по теме «Факторы, влияющие на уровень самооценки американских и российских школьников». По окончании магистратуры поступил в аспирантуру филологического факультета по специальности «Образование и педагогические науки». Ученой степени не имеет.
По инициативе руководства факультета привлекался по договору гражданско-правового характера к преподаванию английского языка в 2018, 2019 годах на факультете свободных искусств и наук, а в сентябре 2019 года был принят по основному месту работы на должность ассистента кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук.
Участников совещания особенно удивил набор учебных дисциплин, для преподавания которых был привлечен Майкл Фрис: «Актерское мастерство» (на английском языке), «Язык и мышление» (на английском языке), «Английский язык» (практические занятия).
Многие выступавшие отмечали, что ни одна из этих учебных дисциплин не соответствует ранее полученному образованию М. Фриса. Он не является специалистом ни по актерскому мастерству, ни по философии, ни по психологии, ни по преподаванию английского языка. И. о. декана факультета свободных искусств и наук Данила Евгеньевич Расков объяснил, что Майкл Фрис вел практические занятия по английскому как носитель языка. Преподавателем по курсу «Актерское мастерство» был другой сотрудник, но его выступления в аудитории надо было переводить, поскольку студентам было обещано, что курс будет читаться на английском языке, и «мы решили привлечь Майкла в качестве переводчика — помощника преподавателя». Что же касается курса «Язык и мышление», то здесь, оказывается, все просто: «название курса не соответствует его содержанию». Этот курс просто так назвали. Это и не философский, и не психологический курс, он направлен на повышение языковых знаний студентов в процессе создания разных видов текстов, и Майкл помогал в той же роли носителя языка.
В связи с этим профессор Татьяна Владимировна Черниговская вспомнила, что несколько лет назад (до пандемии), когда студенты факультета свободных искусств и наук выезжали в США на включенное обучение, представители американской стороны высказывали претензии к качеству владения студентами факультета английским языком (которое не позволяло усваивать учебные предметы). Представители других институтов и факультетов (ВШМ, факультетов международных отношений, восточного, юридического), отвечая на вопросы коллег, отметили, что подобных нареканий к уровню владения иностранными языками со стороны принимающей стороны к студентам — международникам, востоковедам, менеджерам, юристам не высказывалось.
По итогам обсуждения на совещании в связи с предложением первого заместителя декана факультета свободных наук и искусств будет проведена проверка качества преподавания английского языка и других дисциплин по программе «Свободные искусства и науки», а также будет проведена проверка распределения педагогических поручений.
Отмена мероприятия с участием А. В. Кавокина
Лекция о квантовом компьютере с участием руководителя лаборатории оптики спина СПбГУ профессора Алексея Витальевича Кавокина, которая планировалась к проведению «Ассоциацией выпускников СПбГУ», была отменена. Алексей Витальевич отказался участвовать в мероприятии в связи с тем, что его не уведомили, что «ассоциация» не представляет интересы Университета, а СПбГУ расторг соглашение с этой организацией. И. о. начальника Управления по работе с выпускниками Сергей Владимирович Андрюшин подчеркнул, что А. В. Кавокин отозвал свое согласие проводить лекцию.
Вопрос по этой теме также поступал в Виртуальную приемную СПбГУ, где Алексей Витальевич Кавокин лично давал на него ответ (Почему было отменено мероприятие с участием А. В. Кавокина?).
Подобные ситуации, отражающие недобросовестное поведение «ассоциации» в части использования имен ученых СПбГУ, случались и ранее: использовались имена директора Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяны Владимировны Черниговской (Участвует ли Т. В. Черниговская в проекте «Давайте говорить и писать правильно!» имени Л. А. Вербицкой?) и директора Музея В. Набокова СПбГУ Андрея Алексеевича Аствацатурова (Участвует ли А. А. Аствацатуров в проекте «Давайте говорить и писать правильно!» имени Л. А. Вербицкой?).
Кадровые изменения
В связи с увольнением по собственному желанию начальника Управления режима и охраны СПбГУ В. Е. Власова временно исполняющим обязанности начальника назначен Владислав Валерьевич Вандышев, работавший заместителем начальника этого управления.
В связи с увольнением по собственному желанию руководителя контрактной службы СПбГУ С. Н. Можайской временно исполняющей обязанности руководителя назначена Юлия Теймуразовна Кравченко, работавшая начальником Управления обеспечения осуществления закупок СПбГУ.
На обе эти должности будут объявлены конкурсы, в которых могут принять участие все желающие.
Подписан приказ, в соответствии с которым Эльвира Анваровна Зелетдинова с 01.12.2021 переводится на должность проректора по учебно-методической работе СПбГУ как прошедшая испытательный срок.