Материалы ректорского совещания
- В Москве установили мемориальную доску в честь Людмилы Алексеевны Вербицкой
- Торжественно-траурные мероприятия в День памяти и скорби
- СПбГУ открывает сетевую программу магистратуры по медицинской химии совместно с университетом «Сириус»
- О текущих проблемах организации образовательного процесса
- Государственный Эрмитаж и СПбГУ реализуют программу «Молодость»
- Решение комиссии по этике в отношении П. А. Тареевой
- О международной деятельности
- Встреча ректора СПбГУ с заместителем министра дошкольного образования Республики Узбекистан У. Ш. Бегимкуловым
- Факты мошенничества с использованием имени СПбГУ
- Научный семинар «Современные тенденции развития науки и образования: проблемы и перспективы»
- Открытая лекция в СПбГУ «Клещи: биоразнообразие и значение для человека в условиях трансформации окружающей среды»
- Встреча с делегацией из Университета Валайлак (Таиланд)
- Организация работы с выпускниками
- Встреча участников консорциума при Центре технологий распределенных реестров
- Эффективность работы СПбГУ в 2018–2021 годах
- Подготовка к празднованию 300-летия СПбГУ (публикации в научных журналах)
- О фишинге
1. В Москве установили мемориальную доску в честь Людмилы Алексеевны Вербицкой
Памятный знак, посвященный выдающемуся ученому-филологу, декану филологического факультета СПбГУ, президенту Санкт-Петербургского университета
2. Торжественно-траурные мероприятия в День памяти и скорби
В Санкт-Петербургском университете прошла траурно-торжественная церемония возложения цветов у стелы «В бессмертие ушедшим», установленной во дворе здания Двенадцати коллегий (День памяти и скорби: СПбГУ вместе со всей страной вспоминает начало Великой Отечественной войны).
Каждый год в День памяти и скорби универсанты возлагают цветы к монументу «В бессмертие ушедшим» в память о тех, кто погиб на фронте, на оккупированных землях, в осажденном Ленинграде, в концентрационных лагерях. Санкт-Петербургский университет не прекращает работу по сохранению памяти о Великой Отечественной войне, поиску павших бойцов Красной армии и установлению их имен. Огромный вклад в эту деятельность вносит студенческий поисковый отряд СПбГУ «Ингрия», который через несколько дней отправится на очередную, уже шестьдесят шестую Вахту памяти.
3. СПбГУ открывает сетевую программу магистратуры по медицинской химии совместно с университетом «Сириус»
Санкт-Петербургский университет и научно-технологический университет «Сириус» стали партнерами новой магистерской программы «Медицинская химия» (СПбГУ открывает сетевую программу магистратуры по медицинской химии совместно с университетом «Сириус») — для подготовки разработчиков инновационных лекарств. Программа создавалась в рамках сетевого взаимодействия между вузами, в тесном сотрудничестве с экспертами СПбГУ. Благодаря сотрудничеству студентам «Сириуса» будет доступна экспериментальная база сразу двух университетов, целый семестр они смогут обучаться в СПбГУ у лучших специалистов направления и писать магистерские диссертации под руководством научных руководителей Университета.
4. О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило шесть обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 13 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения были на разные темы, в том числе: О возможности профессиональной переподготовки в СПбГУ.
Как рассказала и. о. первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза, в одной из социальных сетей Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ опубликован материал о перечне документов, требуемых от студентов — кандидатов на перевод с платной основы обучения на бюджетную. В публикации изложена некорректная информация об использовании скан-копий документов, уже имеющихся в различных информационных системах СПбГУ.
Первым проректором по учебной работе проведена беседа с председателем учебно-методической комиссии Студенческого совета (совета обучающихся), и им даны следующие разъяснения. Для рассмотрения заявления об изменении основы обучения в СПбГУ необходимо представить только соответствующее заявление и документы, подтверждающие отнесение обучающегося к одной из категорий в соответствии с п.
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации
- женщины, родившие ребенка в период обучения
- студенты, утратившие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя)
Во избежание недопонимания и совершения ошибочных действий настоятельно рекомендовано пользоваться официальными источниками информации об СПбГУ, в число которых входят: https://spbu.ru/, https://abiturient.spbu.ru/.
Отмечено, что в многочисленных ответах на обращения в Виртуальную приемную СПбГУ регулярно публикуется информация, в которой подробно и корректно разъясняются правила и процедура перевода и восстановления в СПбГУ (даны ссылки на ресурсы СПбГУ).
За период с 24 февраля получены обращения от 150 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано два обращения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, промежуточная аттестация проходит по расписанию в установленном порядке.
По информации от руководителя факультета международных отношений, поступило обращение от студентки третьего курса, гражданки Украины. Обучающуюся как иностранную гражданку направили на медицинское освидетельствование для надлежащего оформления по установленным миграционным правилам. Медицинское освидетельствование было проведено в Клинике высоких медицинских технологий имени Пирогова СПбГУ. Необходимые документы были оформлены, однако возникла проблема. Оказалось, что все полученные медицинские заключения не учитываются по причине того, что данные о них не внесены в единую информационную систему органов здравоохранения. По данному вопросу первый проректор поручила заместителю директора по организации медицинской помощи Клиники высоких медицинских технологий имени Пирогова СПбГУ разобраться в ситуации. Сведения об обучающихся СПбГУ, прошедших медицинский осмотр в Клинике высоких медицинских технологий имени Пирогова СПбГУ, были внесены в базу «Медсправка». Проблема была решена. Студентка была проинформирована о возможности представить медицинские документы и пройти дактилоскопическое сканирование в Едином центре документов, выполнив тем самым требования миграционного законодательства.
Встречи со студенческим активом (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в других учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями факультета прикладной математики — процессов управления, Института философии, Института истории, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации). Состоялась встреча обучающихся с руководителем факультета иностранных языков.
В период с 18 по 24 июня проведены защиты ВКР у 413 обучающихся бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
№ |
Направление |
бакалавр |
магистр |
специалист |
аспирант |
Общий итог |
1 |
Биология |
|
2 |
|
17 |
19 |
2 |
Науки о Земле |
|
|
|
23 |
23 |
3 |
Востоковедение и африканистика |
63 |
|
|
|
63 |
4 |
Журналистика |
|
5 |
|
7 |
12 |
5 |
Искусства |
|
|
2 |
|
2 |
6 |
История |
|
|
|
14 |
14 |
7 |
Математика и механика |
|
|
|
26 |
26 |
8 |
Международные отношения |
|
|
|
21 |
21 |
9 |
Менеджмент |
9 |
|
|
3 |
12 |
10 |
Процессы управления |
|
|
|
11 |
11 |
11 |
Политология |
|
|
|
11 |
11 |
12 |
Физика |
|
|
|
9 |
9 |
13 |
Филология |
17 |
|
|
6 |
23 |
14 |
Физическая культура |
|
|
133 |
|
133 |
15 |
Сестринское дело |
|
|
12 |
|
12 |
16 |
Химия |
|
|
|
6 |
6 |
17 |
Экономика |
|
|
|
16 |
16 |
|
Общий итог |
89 |
7 |
147 |
170 |
413 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания 61 государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
№ |
Направление |
Количество ГЭК |
1 |
Биология |
6 |
2 |
Востоковедение и африканистика |
1 |
3 |
Науки о Земле |
3 |
4 |
Журналистика |
3 |
5 |
Искусства |
1 |
6 |
История |
2 |
7 |
Математика и механика |
5 |
8 |
Математика и компьютерные науки |
|
9 |
Международные отношения |
3 |
10 |
Менеджмент |
2 |
11 |
Процессы управления |
3 |
12 |
Политология |
1 |
13 |
Социология |
|
14 |
Физика |
7 |
15 |
Филология |
8 |
16 |
Химия |
2 |
17 |
Экономика |
2 |
18 |
Физическая культура |
11 |
19 |
Сестринское дело |
1 |
|
Всего |
61 |
Из 413 защитивших ВКР оценку «отлично» получил 271 человек (65,6 %), «хорошо» — 100 человек (24,2 %), «удовлетворительно» — 42 человека (10,2 %).
№ |
Направление |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Общий итог |
Апелляции |
||||||||||
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
получено апелляций |
удовлетворено |
|||
1 |
Биология |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
16 |
|
|
1 |
19 |
|
|
2 |
Востоковедение и африканистика |
|
6 |
|
|
|
3 |
|
|
|
54 |
|
|
63 |
|
|
3 |
Менеджмент |
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
9 |
|
|
4 |
Науки о Земле |
1 |
|
|
|
5 |
|
|
|
17 |
|
|
|
23 |
|
|
5 |
Искусства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
|
|
6 |
История |
2 |
|
|
|
5 |
|
|
|
7 |
|
|
|
14 |
|
|
7 |
Журналистика |
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
6 |
|
|
3 |
12 |
|
|
8 |
Математика и механика |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
21 |
|
|
|
26 |
|
|
9 |
Международные отношения |
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
16 |
|
|
|
21 |
|
|
10 |
Менеджмент |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|
|
11 |
Процессы управления |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
7 |
|
|
|
11 |
|
|
12 |
Политология |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
13 |
Физика |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
14 |
Физическая культура |
|
|
25 |
|
|
|
51 |
|
|
|
57 |
|
133 |
|
|
15 |
Сестринское дело |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
7 |
|
12 |
|
|
16 |
Филология |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
6 |
14 |
|
|
23 |
|
|
17 |
Химия |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
6 |
|
|
18 |
Экономика |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
11 |
|
|
|
16 |
|
|
19 |
Юриспруденция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
20 |
|
42 |
100 |
271 |
413 |
1 |
|
За период с 18 по 24 июня прошли государственные экзамены у обучающихся:
- бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика»
- аспирантуры по направлениям «Востоковедение и африканистика», «История», «Филология»
От обучающихся поступило одно заявление в апелляционную комиссию по результатам сдачи государственных экзаменов — от аспиранта по направлению «Юриспруденция».
5. Государственный Эрмитаж и СПбГУ реализуют программу «Молодость»
В Эрмитаже продолжается реализация проекта «Молодость» — комплексного инновационного международного проекта Государственного Эрмитажа по развитию музейных практик работы с молодежью в возрасте от 17 до 28 лет. Особая часть проекта «Молодость» — практическое направление «Сад Эрмитажа», совместная исследовательская инициатива Государственного Эрмитажа и СПбГУ.
Самый настоящий сад разместится на одной из открытых территорий музея уже осенью 2022 года. Основой его художественной, композиционной и ботанической составляющих станут сюжеты и мотивы произведений из собрания Эрмитажа. В настоящее время завершена разработка концепции сада и создается дизайнерское решение живой инсталляции, а также готовится печатное издание по материалам проекта.
Букеты, венки, гирлянды, охапки и гроздья, кашпо и корзины, травы и деревья присутствуют повсюду в музейной среде: изобилие флоры можно увидеть на произведениях изобразительного и прикладного искусства как на многих постоянных экспозициях музея, так и в хранениях и каталогах коллекций. Сделать этот тайный сад Эрмитажа объектом изучения и пристального внимания искусствоведов и биологов стало возможно в новом инновационном проекте Эрмитажа «Молодость». Около 300 предметов из коллекции Эрмитажа — картины, декоративные предметы из различных материалов и тканей — изучены хранителями музея, а также специалистами-ботаниками СПбГУ.
Какие сорта роз и тюльпанов были популярны в Нидерландах 300 лет назад? Зачем образы Богоматери и портреты принцев изображали в окружении цветочных венков? Сколько на картинах Эрмитажа хризантем, мальв, левкоев и одуванчиков? Ответы на эти и многие другие вопросы можно будет найти в книге «Сад Эрмитажа», где будут представлены статьи научных сотрудников и многочисленные иллюстрации эрмитажных произведений искусства.
Опыт таких инициатив Эрмитажа, как проект «Молодость» или «Музей 15/24», вносит свой весомый вклад в международную дискуссию о роли музея в образовательной, просветительской и профессиональной подготовке молодежи.
6. Решение комиссии по этике в отношении П. А. Тареевой
Как сообщалось на ректорском совещании 4 мая, проведенная проверка допуска трех преподавателей (Е. И. Лелиной, О. Б. Сокуровой, С. М. Жестоканова) к участию в конкурсе на должность доцента Института истории, инициированная поступлением жалобы от студентки П. А. Тареевой, вызвала широкое общественное обсуждение данного вопроса. Помимо значительного количества осуждающих писем, в комиссию по этике Университета поступило обращение профессора В. В. Василика, в котором содержится просьба «проверить на соответствие нравственному облику универсанта» действия Полины Александровны Тареевой.
Как рассказал первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Вячеславович Бабич, комиссия по этике провела заседание 18 мая, на котором рассмотрела обращение профессора В. В. Василика, выслушала позиции преподавателей и самой П. А. Тареевой. На заседании комиссии по этике П. А. Тареевой был задан ряд вопросов, в частности: в силу каких причин было принято к рассмотрению анонимное письмо; почему для выяснения вопросов, связанных с проведением конкурса на занятие вакантных должностей преподавателей, студенты не обратились к руководству Института истории или к проректору по организации работы с персоналом В. В. Еремееву; почему тон обращения в Виртуальную приемную носит столь категоричный и обвинительный характер; понимает ли П. А. Тареева, что такими действиями уважаемым и заслуженным преподавателям Института истории нанесено публичное оскорбление, унижающее их честь и достоинство, кроме того нанесен вред их моральному состоянию.
По итогам обсуждения члены комиссии по этике пришли к выводу, что П. А. Тареева поступила безнравственно и неэтично по отношению к преподавателям, по сути оклеветав их, причинила вред престижу и авторитету коллектива Института истории и СПбГУ. Исходя из этого комиссия по этике приняла решение считать, что П. А. Тареева нарушила Кодекс универсанта СПбГУ, в частности, пункт 3, предусматривающий: «Чтить учителей, уважать коллег и учеников, поддерживать доброжелательные отношения как внутри университета, так и вне его, способствовать созданию обстановки взаимопонимания и сотрудничества». С протоколом заседания комиссии по этике можно ознакомиться здесь.
После оформления протокола с решением комиссии по этике были запрошены и получены объяснения П. А. Тареевой. С учетом их и того факта, что ранее студентка не привлекалась к дисциплинарной ответственности, был подготовлен проект приказа об объявлении П. А. Тареевой выговора. Проект приказа в соответствии с действующим законодательством направлен в Студенческий совет (совет обучающихся) СПбГУ с целью учета его мнения.
7. О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022; от 30.05.2022; от 06.06.2022; от 14.06.2022; от 20.06.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Встреча ректора СПбГУ с заместителем министра дошкольного образования Республики Узбекистан У. Ш. Бегимкуловым
24 июня состоялась встреча ректора СПбГУ Николая Михайловича Кропачева с заместителем министра дошкольного образования Республики Узбекистан Узокбоем Шоимкуловичем Бегимкуловым. Стороны договорились подписать соглашение о сотрудничестве, целью которого является повышение квалификации педагогов и подготовка высококвалифицированных кадров для системы дошкольного образования Республики Узбекистан при поддержке Института педагогики СПбГУ. Институт стал всероссийским центром реализации образовательных программ и проведения научных исследований в области педагогики. Также целью данного сотрудничества является совместная научная и экспертная работа. Планируется создание учебно-методических пособий для дошкольного образования Республики Узбекистан, а также перевод на узбекский язык уже изданных на русском языке пособий преподавателями и методистами СПбГУ.
Факты мошенничества с использованием имени СПбГУ
За последнее время увеличилось число фактов выявления поддельных документов, в частности справок об обучении, характеристик и дипломов от имени Университета. Так, например, в ноябре 2021 года в СПбГУ поступил запрос от Университета Истинье (Турция) с просьбой подтвердить выданные документы (в том числе выписку, справку об обучении, а также характеристику) на имя Yildiz Sanbaz. В ходе проверки было установлено, что этот гражданин никогда в СПбГУ не обучался и указанные в запросах документы СПбГУ не выдавались.
Еще один запрос поступил из американского Университета Гирне. Коллеги сообщили, что к ним поступили академические справки на имя предполагаемых студентов Sevilay Günakin и Yadel Yildirim. Обе кандидатуры представили в комиссию академические справки, якобы, из СПбГУ, подтверждающие, что обе студентки успешно окончили второй курс по четырехлетней программе обучения по направлению «Юриспруденция» в СПбГУ. По итогам проверки было установлено, что данные документы никогда не выдавались Университетом. В обоих случаях информация была незамедлительно направлена в организацию, направлявшую запрос. Также заместителем ректора по безопасности были направлены соответствующие обращения в органы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
За период с ноября 2021 года по настоящее время было выявлено более десяти случаев мошенничества с использованием имени СПбГУ. Университет незамедлительно направляет соответствующие заявления в правоохранительные органы. По всем вопросам ведется проверка. Информация о предоставлении поддельных документов иностранными гражданами также будет направляться в дипломатические представительства соответствующих стран.
С. В. Андрюшин попросил коллег в случае получения какой-либо информации о фактах мошенничества незамедлительно направлять соответствующие обращения в адрес заместителя ректора по безопасности СПбГУ.
Научный семинар «Современные тенденции развития науки и образования: проблемы и перспективы»
22 июня в СПбГУ состоялся научный семинар «Современные тенденции развития науки и образования: проблемы и перспективы», в котором приняли участие почетные гости: проректор по научной работе и инновациям Навоийского государственного педагогического института И. Б. Насриддинов, декан факультета истории НавГПИ Р. М. Каршиев и другие партнеры из Узбекистана.
Заведующая кафедрой социальных и гуманитарных наук НавГПИ, профессор Нигора Олимовна Сафарова сделала доклад на тему потенциала совместных российско-узбекистанских исследований в области истории и социальной антропологии. Доцент СПбГУ Дмитрий Владиславович Овсянников в рамках дискуссии поставил один из важных вопросов — о концептуализации истории на макроуровне и перспективах исследовательской работы в данном направлении. Итоги семинара были подведены доцентом СПбГУ Денисом Геннадьевичем Янченко и доцентом СПбГУ Артемом Алексеевичем Андреевым.
В рамках научного семинара со стороны НавГПИ также были предложены перспективные направления взаимовыгодного сотрудничества. Российское направление, по словам проректора НавГПИ, является одним из важнейших для развития взаимодействия в научной и образовательной сфере. Особый акцент был сделан на необходимости интенсивного развития академической мобильности.
Открытая лекция в СПбГУ «Клещи: биоразнообразие и значение для человека в условиях трансформации окружающей среды»
22 июня состоялась лекция профессора Себахат Озман-Салливан, доктора биологических наук, профессора кафедры защиты растений сельскохозяйственного факультета Университета Ондокуз Майис (г. Самсун, Турция), председателя группы специалистов по клещам Международного союза защиты животных, почетной гражданки Турции, на тему «Клещи: биоразнообразие и значение для человека в условиях трансформации окружающей среды» (Турецкие биологи приняли участие в праздновании Года зоологии СПбГУ). Профессор Себахат Озман-Салливан совместно с биологами СПбГУ уже несколько лет проводит научное исследование на тему взаимодействия фитопаразитических членистоногих с растениями. Также профессор Озман является председателем группы специалистов по клещам комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Для слушателей была организована прямая трансляция на Rutube-канале СПбГУ.
Встреча с делегацией из Университета Валайлак (Таиланд)
23 июня состоялась встреча президента Университета Валайлак, профессора, доктора Сомбата Тамронгтаниавонга с представителями СПбГУ. В составе делегации Университета Валайлак также были вице-президент университета Чарун Бунякан, вице-президент университета Сувит Вутисутиметави, директор центра международных отношений доктор Патнари Супакорт.
Каждая сторона представила презентацию своего университета, после чего состоялось обсуждение возможного академического и исследовательского сотрудничества. Была достигнута договоренность о заключении соглашения о сотрудничестве, а также протоколов об академическом и студенческом обмене между СПбГУ и Университетом Валайлак.
8. Организация работы с выпускниками
Ведется активная работа над позиционированием сообщества выпускников СПбГУ и вовлечению универсантов в деятельность Университета. Работа выстраивается в рамках двух крупных блоков: информационно-коммуникационного (в социальных сетях), социального и гуманитарного (реализация мероприятий и проектов с участием выпускников и для выпускников онлайн и офлайн).
Как рассказал и. о. начальника Управления по работе с выпускниками Сергей Владимирович Андрюшин, использование социальных сетей выполняет несколько ключевых функций: информирование, передача знаний и опыта, коммуникация с обратной связью, формирование и тиражирование узнаваемости сообщества выпускников СПбГУ для целевой аудитории. В феврале 2022 года был создан Telegram-канал сообщества выпускников, в котором публикуется дайджест о мероприятиях и событиях Университета, карточки-интервью с выпускниками, анонсы мероприятий сообщества выпускников СПбГУ, полезная информация для выпускников от партнеров. Опубликовано 229 постов, количество подписчиков — 760, среднее количество просмотров на публикацию за весь период работы канала — 330.
Заметный рост числа подписчиков произошел с мая по июнь 2022 года (рис. 1) и связан со следующим: осуществлением рассылок о присоединении к сообществу выпускников СПбГУ по адресам выпускников 2022 года всех направлений обучения; организацией и анонсированием трех мероприятий сообщества выпускников СПбГУ; внедрением механизма кросс-постинга на профильных tg-каналах партнеров: анонс пятой встречи дискуссионного клуба выпускников СПбГУ на тему «Музеи завтра: NFT-бум и возвращение к традициям» вышел в tg-канале «NFT на доступном» с аудиторией в 273392 подписчика, а в день мероприятия на этом канале вышел пост со ссылкой на онлайн-трансляцию встречи дискуссионного клуба выпускников на канале СПбГУ.
![Материалы ректорского совещания от 27 июня 2022 года. Организация работы с выпускниками. Рис. 1](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/materialy-rektorskogo-soveshchaniya-531-spbu_grads_1.jpg?itok=MIRUXCj6)
Вовлеченность аудитории tg-канала: 45 % подписчиков читают все посты канала, 16 % подписчиков читают посты в течение первых 24 часов с момента публикации. Уведомления о постах включены у 47,93 % подписчиков. С апреля 2022 года наблюдается рост в среднем охвате публикаций, а с июня общее число просмотров постов увеличилось на 59 % (рис. 2, рис. 3).
![Материалы ректорского совещания от 27 июня 2022 года. Организация работы с выпускниками. Рис. 2](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/materialy-rektorskogo-soveshchaniya-531-spbu_grads_2.jpg?itok=bgr5DSgy)
![Материалы ректорского совещания от 27 июня 2022 года. Организация работы с выпускниками. Рис. 3](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/materialy-rektorskogo-soveshchaniya-531-spbu_grads_3.jpg?itok=eSMb4LHn)
20 июня запущена страница ВК сообщества выпускников СПбГУ. Число подписчиков группы — 175, число постов — 8, среднее число просмотров постов — 173. Страница сообщества выпускников в ВК позволяет публиковать текстовые интервью выпускников, публиковать фотографии с юбилейных встреч выпускников и мероприятий, видео трансляций дискуссионного клуба и подкасты.
В рамках плана реализации мероприятий за первое полугодие 2022 года было проведено пять встреч дискуссионного клуба выпускников СПбГУ с научно-популярной тематикой: «Язык научной коммуникации. Как распространяется научное знание сегодня?»; «Креативные пространства: горожанин в поисках идентичности»; «Отцы и дети: уйти нельзя понять»; «Сыворотка правды: карьера в IT»; «Музеи завтра: NFT-бум и возвращение к традициям». Общее число зарегистрировавшихся участников встреч в очном формате — 203, общее число просмотров онлайн-трансляций — 1337. Заметен рост заинтересованности аудитории в мероприятиях сообщества выпускников СПбГУ. Например, количество посетивших пятую встречу дискуссионного клуба выпускников превышает количество посетивших первую встречу на 50 %.
Реализуется проект подкастов сообщества выпускников СПбГУ — Grads on Air. 13 мая был записан и выпущен пилотный выпуск подкаста на тему «Как сделать кросс-функциональную команду эффективной?» в tg-канале (274 просмотра). 1 июня был записан первый выпуск подкаста, на данный момент подкаст смонтирован и находится на согласовании у спикеров. После итогового согласования выпуска подкаст будет размещен на хостингах и на платформах, в том числе на странице сообщества в ВК.
С января 2022 года вышли анонсы мероприятий, инициированных Управлением по работе с выпускниками:
- пятая встреча дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Музеи завтра: NFT-бум и возвращение к традициям» (участники: Аполлинария Аврутина, профессор СПбГУ, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений — модератор; Андрей Аствацатуров, профессор СПбГУ, директор Музея Владимира Набокова СПбГУ; Ефим Резван, главный редактор международного журнала Manuscripta Orientalia, заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, выпускник СПбГУ; Эльнара Петрова, учредитель Telegram-канала «NFT на доступном», медиаменеджер, «Агентство экспертного маркетинга NextMedia», выпускник СПбГУ; Кирилл Малев, NFT-энтузиаст, эдвайзер маркетплейса GetGems)
- четвертая встреча дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Сыворотка правды: карьера в IT» (участники: Ольга Чернаус, начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста, Центр занятости населения Санкт-Петербурга, выпускница факультета психологии СПбГУ — модератор; Антон Петров, Frontend-разработчик, VK, выпускник СПбГУ; Сергей Суслов, Data scientist, Wildberries, выпускник СПбГУ; Дмитрий Шишмаков, директор Центра распределенных реестров СПбГУ)
- третья встреча дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Отцы и дети: уйти нельзя понять» (участники: Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ — модератор; Андрей Труфанов, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ; Светлана Костромина, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности СПбГУ; Константин Кунах, психолог, лектор, тренер, выпускник СПбГУ)
- пилотный выпуск подкаста «Как сделать кросс-функциональную команду эффективной?» (участник: Александр Никишин, главный специалист отдела подбора и развития персонала «Газпром Инвест», выпускник СПбГУ)
- вторая встреча дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Креативные пространства: горожанин в поисках идентичности» (участники: Камилла Нигматуллина, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ — модератор; Владимир Фролов, главный редактор издания «Проект Балтия», выпускник СПбГУ; Варвара Корнева, медиатор, эксперт бакалаврской программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ, выпускник СПбГУ)
- первая встреча дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Язык научной коммуникации. Как распространяется научное знание сегодня?» (участники: Аполлинария Аврутина, профессор кафедры теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ — модератор; Ася Казанцева, научный журналист, выпускник СПбГУ; Антон Шейкин, старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ; Максим Винарский, заведующий лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ)
По итогам мероприятий на сайте СПбГУ и в социальных сетях Университета были опубликованы пост-релизы и видеоролики:
- Виртуальная версия ребенка, или Почему возникает конфликт отцов и детей
-
Перевод с языка науки: ведущие российские просветители обсудили в СПбГУ популяризацию научных знаний
- Не бояться! Начинайте с малого и шаг за шагом осваивайте новые сферы
-
Новости СПбГУ: Дискуссия «Креативные пространства: горожанин в поисках идентичности»
В дополнение к традиционным результатам событийного маркетинга (повышение узнаваемости, привлечение новых участников, обмен знаниями и опытом и т. д.) мероприятия побуждают к формированию вовлеченной ядерной группы сообщества выпускников СПбГУ среди модераторов и спикеров дискуссионного клуба и подкастов, что в дальнейшем будет способствовать появлению определенных инициативных ролей в рамках сообщества (амбассадоры, наставники, модераторы и т. д.).
Помимо мероприятий для широкой аудитории, Управление по работе с выпускниками оказывает организационную поддержку в проведении юбилейных встреч выпускников. Так, в мае 2022 года было проведено две встречи, по итогам одной из них (встреча выпускников химического факультета ЛГУ 1962 года) был снят репортажный видеоролик и размещен на портале Медиацентра СПбГУ.
Управление по работе с выпускниками на постоянной основе ведет информирование зарегистрированных выпускников о наиболее важных событиях и новостях из жизни Университета. C января 2022 года была направлена 21 рассылка. Из них — четыре с информацией о деятельности Управления по работе с выпускниками и социальных сетях для выпускников, девять — о встречах дискуссионного клуба выпускников СПбГУ, один — об участии в Молодежном карьерном форуме представителя сообщества выпускников СПбГУ, три — с дайджестами о новостях, мероприятиях СПбГУ, новых онлайн-курсах и образовательных программах (рассылается ежемесячно с марта), три — об отдельных событиях СПбГУ (о конкурсе «Утраченной книге», карьерном интенсиве, кинопоказе «Отражения»). Всего направлено 12987 писем. Средний процент открытия писем составляет 59 % (рис. 4). Рассылки ведутся по базе зарегистрировавшихся на странице «Выпускникам» сайта СПбГУ. С января 2022 года прирост зарегистрировавшихся составил 269 %.
![Материалы ректорского совещания от 27 июня 2022 года. Организация работы с выпускниками. Рис. 4](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/materialy-rektorskogo-soveshchaniya-531-spbu_grads_4.jpg?itok=cytxkDwc)
9. Встреча участников консорциума при Центре технологий распределенных реестров
В Центре технологий распределенных реестров СПбГУ состоялась встреча участников консорциума, которая впервые за долгое время прошла в офлайн-формате. В мероприятии приняли участие представители компаний ООО «Веб3 Интегратор», НП «РУССОФТ», ООО «Финдинамика», АО «Центр компьютерных разработок», АНО ВО «Университет Иннополис», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», АНО ВО «МБИ имени Анатолия Собчака», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича». Встречу посетили и представители АО «Нексайн», ООО «Цифровые решения», также заинтересованные в сотрудничестве с участниками консорциума.
На встрече каждый из присутствовавших описал возможности и задачи организации, высказал предложения по их реализации совместно с членами консорциума. Также были озвучены идеи, которые позволят консолидировать усилия в работе над новыми и существующими проектами. Поскольку среди участников консорциума достаточно большое количество вузов, на встрече удалось обсудить вопросы образовательного направления. В то время как коммерческие компании высказали свою потребность в молодых талантах, вузы рассказали о необходимости реализовывать тысячи студенческих проектов, которые находятся в поиске технологической и финансовой поддержки.
Как рассказал директор Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Дмитрий Эдуардович Шишмаков, главная цель встречи — обмен идеями и предложениями, а также возможность их применения в деятельности Центра технологий распределенных реестров СПбГУ и участников консорциума. Он отметил, что участники мероприятия обсудили вопросы сотрудничества в рамках разработки децентрализованной системы межбанковских сообщений, проекта «Цифровое портфолио» и многих других.
10. Эффективность работы СПбГУ в 2018–2021 годах
На совещании была проанализирована эффективность работы СПбГУ в
Даже в 2020 году, несмотря на спад в мировой экономике, рост доходов СПбГУ превысил 5 %. Рост поступлений связан с усовершенствованием операций бюджетного планирования и развитием доходных направлений деятельности СПбГУ, в том числе на основе упорядочения процедур ценообразования на оказываемые СПбГУ услуги и выполняемые работы, внедрения прозрачных механизмов стимулирования и оптимизации алгоритмов принятия управленческих решений в финансовой сфере.
Более 50 % от общего объема финансирования СПбГУ (слайд № 3) составляют средства федерального бюджета различного целевого назначения, совокупный объем которых составил по итогам 2021 года 11,9 млрд рублей. При этом объем бюджетных поступлений СПбГУ растет, несмотря на периодическое бюджетное секвестирование. Существенный рост наблюдается в части финансирования по линии обязательного медицинского страхования, что обусловлено высоким уровнем профессионализма коллектива Клиники высоких медицинских технологий и внедрением принципа FastTrack, который позволяет оказывать пациентам медицинскую помощь в короткие сроки. Так, благодаря отлаженной системе пациенты госпитализируются уже полностью обследованными и оперируются в день госпитализации. Подобный подход позволил сократить продолжительность предоперационного периода с трех суток в 2018 году до нуля по итогам 2021 года. За счет применения в процессе лечения современных технологий выписка пациентов под амбулаторное наблюдение также производится в максимально короткие сроки. Все эти факторы позволяют увеличить оборот койки и, соответственно, количество вылеченных пациентов.
Более 70 % бюджетного финансирования СПбГУ составляют средства субсидии на выполнение государственного задания. Данный вид деятельности остается ведущим для Университета и создает базу для развития других направлений. На графике (слайд № 4) представлен совокупный объем указанной субсидии, включающей в себя также и предоставляющиеся по отдельному соглашению средства на оказание услуг высокотехнологичной медицинской помощи за рамками обязательного медицинского страхования, а также средства исламского проекта, завершившегося в конце 2019 года. Как видно из графика, в период с 2018 по 2021 год общий объем субсидии вырос на 5 % и составил 9,1 млрд рублей по итогам 2021 года.
Объем субсидии на стипендиальное обеспечение обучающихся (слайд № 5) вырос до 638,2 млн рублей по итогам 2021 года, что в совокупности с произведенной оптимизацией структуры стипендиальных выплат позволило СПбГУ в 2021 году увеличить размеры академических и социальных стипендий (приказ от 02.03.2021 № 1464/1) свыше рамок нормативов, определенных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 «О формировании стипендиального фонда» и скорректированных на уровень инфляции.
Значительно (более чем в 2,6 раза) увеличился и объем финансовой поддержки детей-сирот, что связано с переходом в 2020 году на новые нормативы их обеспечения питанием, одеждой, мягким инвентарем, учебной литературой и т. д., закрепленные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 343 (слайд № 6).
Благодаря утверждению новой программы развития СПбГУ на
Следует отметить, что финансовое обеспечение российско-германского форума «Петербургский диалог» ожидаемо сократилось (слайд № 8). Под действием транспортно-визовых ограничений, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, ряд мероприятий форума не состоялся, что привело к возврату Университетом целевых бюджетных средств, предоставленных на их проведение. Итоговый объем финансирования форума за 2021 год составил 21,5 млн рублей — около четверти от первоначально запланированного.
Вместе с тем интенсивно растут предоставляемые Университету объемы бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта и модернизации инфраструктуры (слайд № 9), что прежде всего связано с демонстрируемым СПбГУ высоким уровнем эффективности использования целевых средств конкурсной основы (проводится оперативный мониторинг расходов, осуществляется контроль принятия обязательств и пр.). С 2018 по 2021 год финансирование по отмеченному направлению возросло до 542,5 млн рублей или почти в 2,5 раза.
Обнуление к 2021 году субсидии на осуществление капитальных вложений (слайд № 10) связано с завершением строительства общежития бакалавров ВШМ. Подчеркнем, что на
Дополнительное субсидирование (слайд № 11), преимущественно отражающее индивидуальную бюджетную поддержку организаций в период пандемии (помимо финансирования разработки образовательных программ в 2018 году), сокращается ввиду ее завершения. Однако в 2020 году СПбГУ получил максимальную поддержку (в том числе на ведение собственной медицинской деятельности) среди образовательных организаций.
В целом основная часть доходов СПбГУ поступает от образовательной деятельности (слайд № 12). Вместе с тем Университет неуклонно обеспечивает постепенную диверсификацию, что позволило сократить долю доходов от образовательной деятельности в структуре поступлений до 50 % по итогам 2021 года. Суммарный прирост доходов от выполнения НИОКР и реализации иных видов деятельности (кроме образовательной) за период с 2018 по 2021 год составил 37 % (слайд № 13).
Рост доходов от выполнения НИОКР связан с развитием научной деятельности СПбГУ, характеризующимся в том числе увеличением объемов внешних заказов. При этом в 2020 году под действием ограничений, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, снизилась интенсивность научной коллаборации и сократились объемы средств, выделяемых организациями реального сектора экономики по научным направлениям, что привело к некоторому снижению объема доходов.
Рост поступлений от научной деятельности за период с 2018 по 2021 год оказал положительное влияние на значение ключевого показателя «Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника» (слайд № 14), фигурирующего в отчетах о реализации третьего этапа программы оптимизации финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ (индикатор 3.4) и ряде аналитических сводок Минобрнауки России. Значение данного показателя выросло на 66 % и составило по итогам 2021 года внушительные 976,8 тысяч рублей на одного научно-педагогического работника.
Сведения о поступлениях от прочих видов деятельности Университета за 2021 год, отражающие широкий спектр оказываемых СПбГУ услуг и выполняемых работ, приведены на слайде № 15. Отметим, что более 60 % прочих доходов приходится на медицинскую деятельность.
Неблагоприятные внешнеэкономические условия последних лет не оказали негативного влияния на инфраструктурный потенциал СПбГУ. Общая площадь зданий (слайд № 16), в том числе общежитий и учебно-лабораторных корпусов, неуклонно растет, что связано в том числе с вводом в эксплуатацию комплекса общежитий бакалавров ВШМ и корректировкой данных технической инвентаризации прочих объектов недвижимости.
Данные о среднесписочной численности работников СПбГУ в динамике приведены на слайде № 17.
Несмотря на социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в мире, СПбГУ все последние годы удается соблюдать положения Указа Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», обеспечивая стабильный рост средней заработной платы мониторируемых категорий профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников (слайд № 18). В среднем заработная плата указанных категорий работников за период с 2018 по 2021 год увеличилась более чем на 24 %, ежегодно превосходя планку в 200 % от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Санкт-Петербургу.
С учетом изложенного можно подчеркнуть, что Университет достойно справился с экономическими вызовами периода пандемии и, вопреки кризисным проявлениям в мировом хозяйстве, улучшил свое финансовое положение, исполнив все стоящие перед ним социальные обязательства. Наработанные механизмы купирования внешнего негативного воздействия, несомненно, помогут СПбГУ в преодолении испытаний, которые могут стать следствием новой экономической реальности.
11. Подготовка к празднованию 300-летия СПбГУ (публикации в научных журналах)
В рамках ректорских совещаний несколько раз обсуждался вопрос о публикациях в научных журналах статей или обзоров, рассказывающих о достижениях нашего Университета в соответствующих предметных областях. Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, за прошедший период были проведены встречи с отдельными научно-педагогическими работниками Университета с обсуждением такой возможности и выбором конкретных зарубежных журналов высокого уровня. Получена поддержка от большинства коллег, за исключением одной предметной области, где действительно есть объективная трудность с организацией таких публикаций.
В настоящее время проработка вопроса достигла такого уровня, когда можно формировать конкретный список будущих публикаций. В этой связи в адрес председателей научных комиссий направлено поручение представить в срок до 12 сентября 2022 года конкретный план таких публикаций в 2022 и 2023 годах. Речь идет о статьях научно-педагогических работников в сторонних научных журналах уровня
12. О фишинге
За последнее время участились случаи фишинга — специальные письма, направляемые злоумышленниками, с целью похищения (компрометации) учетных записей пользователей (или другой конфиденциальной информации).
Для своевременного реагирования на поступающие подозрительные письма можно оказать помощь специалистам УСИТ путем перенаправления этих писем в техническую поддержку для анализа. Информация об этом содержится в инструкции, которая входит в письма-уведомления о фишинге.
Если пришло фишинговое письмо, нужно переслать его в УСИТ (support@spbu.ru) с пометкой «Мне пришло подозрительное письмо», а оригинал отправить в «Корзину». Техническую поддержку можно получить, зарегистрировав заявку на портале: https://sd.spbu.ru (система регистрации заявок и инцидентов OTRS) или обратившись в ближайший отдел УСИТ (контактные данные отделов службы технической поддержки).