Материалы ректорского совещания
- Мероприятия Петербургского международного юридического форума
- Парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации
- Организация взаимодействия между СПбГУ и уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка
- Магистрант СПбГУ — в числе лучших выпускников петербургских вузов
- Результаты Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена
- О проблемах, связанных с невозможностью переводов денежных средств
- О текущих проблемах организации образовательного процесса
- О международной деятельности
- Традиционные семинары в рамках деятельности рабочих групп форума «Диалог Россия — Республика Корея»
- Участие СПбГУ в форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
- Встреча с Чжэцзянским университетом китайской медицины
- Встреча с партнерами из Университета Тэджин (Республика Корея)
- Открытая лекция в представительстве СПбГУ в Испании
- Онлайн-конференция в представительстве СПбГУ в Испании
- Ситуационный анализ «Контуры нового мирового порядка для Центральной Азии: старые и новые угрозы и риски, новые возможности»
- Юбилейный конгресс Европейского совета по социальным исследованиям Латинской Америки
- Студенты-юристы СПбГУ оказывают юридическую помощь обучающимся, сотрудникам в связи с приостановлением рядом организаций сотрудничества с СПбГУ
- Итоги конкурсов для молодых ученых
- Об информировании об отказе в публикации статей в научных изданиях и / или о необоснованном увеличении сроков рассмотрения статей рецензентами
- Кадровые изменения
- Видеоролик: работы по реставрации, капитальному ремонту, техническому переоснащению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба А. Д. Меншикова (Первый кадетский корпус)»
1. Мероприятия Петербургского международного юридического форума
Санкт-Петербургский государственный университет 28 июня — 1 июля принял участие в мероприятиях X юбилейного Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) — крупнейшей площадки для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права. Мероприятия ПМЮФ впервые проводились на площадке КВЦ «Экспофорум». На форум приехали 3000 участников из России и 45 иностранных государств (Итоги работы юбилейного X Петербургского международного юридического форума).
Санкт-Петербургский университет выступил официальным организатором «нулевого дня» ПМЮФ — XII Международного молодежного юридического форума (ММЮФ), который с самого его появления в 2009 году (на год раньше «большого» юридического форума) проводил наш Университет. В этом году ММЮФ впервые был проведен не как сателлитное мероприятие большого форума, а как его «молодежная» часть (Молодежный юридический форум, который старше «большого» на год, в этом году стал «нулевым днем» ПМЮФ). Сформированная СПбГУ программа ММЮФ состояла из 23 мероприятий деловой программы, пленарного заседания, презентации монографии Л. Н. Галенской и вручения ведомственных наград Министерства юстиции РФ преподавателям и студентам СПбГУ и Всероссийского государственного университета юстиции. Участниками ММЮФ стали более 480 студентов и молодых специалистов из многих вузов страны и из-за рубежа.
В пленарном заседании ММЮФ приняли участие в качестве спикеров министр юстиции РФ К. А. Чуйченко, председатель Следственного комитета РФ, почетный профессор и профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики СПбГУ А. И. Бастрыкин, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, ректор Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста) О. И. Александрова, заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ В. В. Архипов. Модератором выступил декан юридического факультета СПбГУ С. А. Белов.
Представители СПбГУ приняли участие в 12 секциях программы ММЮФ:
- «Особенности бизнес-культуры стран ШОС: руководство для юриста»: модератор — Елена Сыченко, доцент кафедры трудового и социального права, научный руководитель образовательной программы магистратуры «Юридическое сопровождение международного бизнеса», спикер — Александр Алексеенко, доцент кафедры коммерческого права
- «Спортивный арбитраж и юрисдикционные органы федераций: в поисках справедливой системы разрешения споров»: модератор — Илья Васильев, доцент кафедры теории и истории государства и права, научный руководитель программы магистратуры «Юрист в сфере спортивного права»
- «Правовая модель экономики замкнутого цикла»: модераторы — Антон Хорошавин, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды, и Екатерина Шалунова, старший преподаватель кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов, куратор Экологической клиники СПбГУ, спикер — Ксения Афанасьева, магистрант второго курса образовательной программы СПбГУ «Правовое регулирование природопользования»
- «Цифровая трансформация переговорных процедур на примере процедуры медиации»: модератор — Евгения Васькова, директор Центра медиации СПбГУ
- «Пробелы в праве: ошибки законодателя или неизбежность?»: спикеры — Сергей Белов, декан юридического факультета, и Арсений Краевский, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ
- «Забота о своем здоровье в период глобальных вызовов: право или обязанность человека?»: модераторы — Игорь Акулин, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права, и Екатерина Чеснокова, доцент кафедры организации здравоохранения и медицинского права, спикеры — Мария Белова, студент магистратуры «Медицинское и фармацевтическое право», Алексей Зайцев, студент по направлению «Юриспруденция», Сергей Савин, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, участники дискуссии — Маргарита Кротова, студентка магистратуры «Медицинское и фармацевтическое право», Данияр Кумашов, студент юридического факультета, Наталья Патрушева, студентка магистратуры «Медицинское и фармацевтическое право» (Эксперт СПбГУ: в период пандемии забота о своем здоровье должна трактоваться не как право, а как обязанность)
- «Формирование единой системы публичной власти в Российской Федерации: статус и перспективы»: спикеры — Елена Гриценко, профессор кафедры конституционного права, и Юлия Ялунер, преподаватель кафедры конституционного права
- «Социальное значение деятельности юридических клиник»: модератор — Вячеслав Низамов, директор Юридической клиники, в числе участников Алена Колобова, Анна Лимарова, Альбина Молодчикова, Ангелина Нероева, Анна Хлусова, Матвей Чернышов — студенты СПбГУ
- «Санкции и цивилистика»: модератор — Андрей Павлов, доцент кафедры гражданского права
- «Профессия "Прокурор": чему научиться на юрфаке?»: модератор — Андрей Тузов, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики
- «Роль молодых юристов в укреплении позиций российского юридического образования за рубежом»: спикер — Артемий Семченков, студент СПбГУ
- «Виртуальные миры — реальные проблемы: цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии»: модератор — Владислав Архипов, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Презентация монографии профессора кафедры международного права СПбГУ, члена научно-консультационного совета Высшего арбитражного суда Российской Федерации Людмилы Галенской «Правовое регулирование транснациональных отношений» состоялась на стенде Минюста РФ. Модератор презентации — декан юридического факультета Сергей Белов. Спикеры — судья Суда Евразийского экономического союза Татьяна Нешатаева и профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия Валентина Талимончик. Участники презентации получили возможность подписать у автора экземпляры монографии, опубликованной в Издательстве СПбГУ (Монографию Людмилы Галенской презентовали в ходе ММЮФ).
Ведомственные награды Министерства юстиции РФ представителям СПбГУ и ВГУЮ (РПА Минюста) вручил министр юстиции РФ К. А. Чуйченко:
- медалью Анатолия Кони награжден директор Юридической клиники, доцент СПбГУ В. Ю. Низамов
- серебряной медалью «За содействие» награждены руководитель Центра изучения контрольно-надзорной деятельности, доцент СПбГУ Е. А. Дмитрикова и студенты СПбГУ Анастасия Баранова, Екатерина Майсурадзе, Ярослав Панов, Дмитрий Ромашов, Матвей Чернышов
- почетной грамотой Минюста РФ были награждены преподаватели юридического факультета СПбГУ Д. А. Петров, Е. В. Сыченко, В. В. Архипов
- благодарность Минюста РФ была объявлена студентам юридического факультета СПбГУ Гору Аванесяну и Александру Грубову
Преподаватели и сотрудники СПбГУ также приняли участие и выступили в мероприятиях деловой программы ПМЮФ:
- ректор СПбГУ Николай Кропачев выступил модератором секции «Развитие юридического образования в Российской Федерации» (На Петербургском международном юридическом форуме обсудили подготовку новых поколений юристов)
- первый проректор по учебной работе Марина Лаврикова выступила на секции «Университеты и бизнес: правовые аспекты эффективного сотрудничества»
- декан юридического факультета Сергей Белов выступил на секциях «Современный мир и право человека на будущее» и «Развитие юридического образования в Российской Федерации»
- профессор кафедры гражданского права Георгий Толстой принял участие (онлайн) в дискуссии на секции «Современный мир и право человека на будущее» и в пленарном заседании ПМЮФ
- директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова и профессор кафедры административного и финансового права Оксана Ногина выступили на секции «Развитие форм и методов налогового контроля»
- профессор кафедры международного права Людмила Галенская выступила на секции «Мир и право»
- доцент кафедры уголовного права Максим Арзамасцев выступил на секции «Определение границ преступного — средство декриминализации экономической деятельности и улучшения делового климата»
- доцент кафедры гражданского права Андрей Павлов выступил на секции «Непреодолимая сила и невозможность исполнения в условиях санкций»
- заведующий кафедрой теории и истории государства и права Владислав Архипов выступил на секциях «Критерии результативности научной деятельности: правовые вызовы и перспективы» и «Правовые аспекты организации гражданского оборота с использованием цифровых платформ», а также принял участие в дискуссии на секции «Кадры — наше все: подготовка и развитие специалистов в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности»
- профессор кафедры гражданского права Антон Рудоквас был модератором секции «Правовые аспекты организации гражданского оборота с использованием цифровых платформ»
- профессор кафедры европейских исследований Станислав Ткаченко выступил на секции «Правовые аспекты организации гражданского оборота с использованием цифровых платформ»
- доцент кафедры теории и истории государства и права, научный руководитель программы магистратуры «Юрист в сфере спортивного права» Илья Васильев выступил на секции «Право на спорт» (Ученые СПбГУ: международный спорт сегодня требует совершенствования правового регулирования)
- профессор кафедры административного и финансового права Оксана Ногина выступила на секции «FinTech&Право: цифровые технологии и финансовая безопасность»
- доцент кафедры административного и финансового права Екатерина Дмитрикова выступила на секции «Реформа контроля: придумал — объясни!»
В ходе обсуждения итогов Юридического форума участники совещания обратили внимание: в мероприятиях форума могли принять участие не только юристы, но и другие специалисты Университета (экономисты, менеджеры, социологи, востоковеды, специалисты по международным отношениям, политологи и другие). Было принято решение: при подготовке следующих форумов и крупных конгрессов заранее создавать в Университете свои оргкомитеты, которые будут продвигать достижения ученых СПбГУ, помогать им в подготовке выступлений.
2. Парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации
27 июня в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации под председательством спикера В. В. Володина прошли парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования. Стратегической темой обсуждения с участием руководителей вузов, представителей профессорского и экспертного сообществ, студенческой общественности, индустриальных партнеров, органов власти и управления стала эволюция национальной системы образования в связи с отказом от Болонской модели (В Государственной Думе прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования).
В ходе дискуссии выступил ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев. Он предложил при поступлении на программу «Юриспруденция» принимать абитуриентов только после двух лет практической работы. Поскольку уровни выпускников разных вузов весьма различаются, одного диплома для допуска к профессиональной деятельности недостаточно — во многих профессиях необходим экзамен сообщества профессионалов. Такая аттестация существует сегодня, например, в медицинской сфере. Подобные допуски к профессии (практического психолога, юриста, журналиста и других) подразумевают и возможность отзыва «лицензии» профессионального сообщества в случае, например, нарушения этических норм.
На ректорском совещании Н. М. Кропачев рассказал о возможных изменениях системы высшего образования, которые обсуждались в ходе парламентских слушаний: о запрете на прием в магистратуру бакалавров по непрофильной специальности (получение квалификации магистра без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования); об изменении сроков обучения в магистратуре; о восстановлении специалитета по некоторым специальностям; о сохранении разных вариантов (траекторий) развития высшего образования.
3. Организация взаимодействия между СПбГУ и уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка
Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, одним из ключевых событий форума стало подписание соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка (СПбГУ и уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка заключили соглашение о сотрудничестве) в целях оказания содействия в обеспечении реализации стратегического направления деятельности уполномоченного — программы «Подростки России», поддержанной главой государства. Цель новой программы — всестороннее развитие системной работы с подростками.
Соглашение закрепило направления сотрудничества, проработанные командами уполномоченного и СПбГУ в преддверии форума еще весной 2022 года: поддержка в проведении социологических исследований в области защиты и воспитания детей, подростков, молодежи; экспертиза по вопросам защиты и воспитания детей, развитие постоянных экспертных панелей по определенным тематикам как на региональном, так и на всероссийском уровне при реализации программы «Подростки России». Также соглашение дает возможность реализовать новые инициативы, которые были обсуждены и озвучены М. А. Львовой-Беловой и ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым в ходе пленарного заседания и открытия форума (СПбГУ и уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка заключили соглашение о сотрудничестве).
СПбГУ предложил системную расширенную поддержку, имеющую конкретную практическую основу: экспертный потенциал Университета для проведения аналитических работ, научных и практических исследований по тематикам в сфере детства; клинический комплекс СПбГУ (Юридическая клиника, Психологическая клиника, Социальная клиника, Социальный центр переводов, Центр финансовой грамотности, Архивный центр); возможности мониторинга правоприменения для оценки практики применения законов и иных нормативных правовых актов в сфере работы с несовершеннолетними.
Программа «Подростки России» и намеченные в ее реализации совместные проекты СПбГУ и уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка имеют федеральный масштаб. Эта работа продолжает политику СПбГУ в части оказания системного содействия социальному и экономическому развитию регионов Российской Федерации.
4. Магистрант СПбГУ — в числе лучших выпускников петербургских вузов
В атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости состоялась церемония награждения лучших выпускников петербургских вузов 2022 года. Среди них — магистрант СПбГУ Сергей Лисенков (Институт наук о Земле). За время обучения в магистратуре СПбГУ он выиграл несколько международных конкурсов, представил результаты своей научной работы на различных конференциях, а также стал стипендиатом фондов Потанина, Вернадского и других.
Главным из всех достижений он назвал участие в работе научно-исследовательской группы Института наук о Земле СПбГУ под руководством Марины Германовны Опекуновой и выполнение работ по грантам (Магистрант СПбГУ — в числе лучших выпускников петербургских вузов).
5. Результаты Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена
Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России проводит ежегодный конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В 2022 году номинация конкурса была связана с практиками проектного обучения.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, 29 июня состоялся финальный этап Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по номинации «Проектное обучение — шаг в будущее». В финальный этап прошли практики семи образовательных организаций, которые были отобраны экспертами среди 82 участников конкурса. В конкурсе принимала участие Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ.
В рамках финала научный руководитель клиники Майя Михайловна Русакова и куратор проектов клиники Яков Давидович Санадзе представили презентацию модели работы Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ и ответили на вопросы членов жюри.
По итогам закрытого голосования жюри модель проектного обучения Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ была выбрана одним из двух победителей конкурса. Она будет размещена в базе данных лучших практик подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций. Торжественное награждение победителей и призеров состоится на всероссийской конференции «Кадры для новой экономики» осенью 2022 года.
6. О проблемах, связанных с невозможностью переводов денежных средств
За шесть месяцев из 54 валютных платежей, которые СПбГУ направлял в иностранные банки в форме оплаты за оказанные услуги по договорам гражданско-правового характера, были возвращены неисполненными шесть платежей (11 %). Основная причина — внутренняя политика отдельных банков в разных странах (Швеции, Норвегии, Германии, Италии). Университет может направить оплату через другие банки, если там имеются счета у наших контрагентов. Они будут об этом проинформированы.
Также имеются временные технические ограничения банка-корреспондента «Санкт-Петербург» на оплату сумм меньше пяти тысяч евро. Когда эти ограничения будут сняты, пройдут все остальные платежи.
7. О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило шесть обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще десять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
За период с 24 февраля получены обращения от 163 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из зарубежного вуза, за последнюю неделю зарегистрировано 13 обращений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, промежуточная аттестация завершается, все идет по расписанию.
По информации от декана юридического факультета, поступило коллективное заявление студентов-юристов о занятиях по дисциплине «Гражданское право». По мнению студентов, задания для подготовки к семинарам не соответствуют материалу лекционных тем и являются сложными для понимания обучающимися, а преподаватель не дает обратной связи, из-за чего работа над ошибками не ведется, что приводит к общему непониманию учебной дисциплины. Обучающиеся обеспокоены тем, что могут не получить полный объем знаний по предмету, и просят о замене преподавателя. По данному обращению будет проведена проверка. Кроме того, декану юридического факультета необходимо представить предложения по разрешению возникшей ситуации.
Встречи со студенческим активом (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в других учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп руководителями биологического факультета, восточного факультета, Института истории, медицинского факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), физического факультета, филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации). Состоялись встречи обучающихся с руководителями факультета иностранных языков (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации), экономического факультета (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
В СПбГУ регулярно с 2016 года ведется большая работа по проведению процедуры аккредитации специалистов по различным медицинским специальностям на площадках ресурсных центров медицинских аккредитаций СПбГУ (ул. Кораблестроителей, д. 20; Менделеевская линия, д. 5). Важно отметить, что эта процедура проводится в нашем Университете для выпускников различных вузов (на основании их заявлений), а не только СПбГУ.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов»: в СПбГУ в 2022 году организовано проведение первичной специализированной аккредитации по специальностям «Диетология», «Кардиология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Акушерство и гинекология», «Гастроэнтерология», «Челюстно-лицевая хирургия», «Стоматология хирургическая», «Стоматология общей практики», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская», «Лечебное дело», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология», «Ортодонтия».
По специальностям «Диетология», «Кардиология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье» аккредитация была проведена в январе 2022 года, в ней участвовали специалисты, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам высшего профессионального образования в 2020/21 году различных медицинских вузов и программ. Всего подано 78 заявлений на три программы. Успешно завершили аккредитацию 46 человек, 32 человека не прошли аккредитацию.
По стоматологическим специальностям (восемь программ) аккредитация была проведена в июне 2022 года. Было подано 284 заявления, успешно завершили аккредитацию 222 человека, 62 человека не прошли аккредитацию. Дополнительная попытка будет проведена 4 июля (количество пересдающих — 2).
По специальностям «Акушерство и гинекология», «Гастроэнтерология» аккредитация проводится в настоящее время. Количество поданных заявлений по двум программам — 93, 25 из подавших заявления являются выпускниками 2022 года по программам ординатуры СПбГУ. Также в настоящее время организована аккредитация по специальности «Лечебное дело». Допущено к прохождению аккредитации 86 человек, из которых 47 являются выпускниками СПбГУ по специальности «Лечебное дело». Общее количество заявлений, поданных на аккредитацию в СПбГУ в 2022 году, — 541 по всем специальностям.
В период с 25 июня по 1 июля проведена защита ВКР у 100 обучающихся бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
№ |
Направление |
бакалавр |
аспирант |
Общий итог |
1 |
Востоковедение и африканистика |
13 |
7 |
20 |
2 |
История |
|
12 |
12 |
3 |
Медицина |
|
3 |
3 |
4 |
Педагогика |
|
7 |
7 |
5 |
Психология |
|
19 |
19 |
6 |
Физика |
|
2 |
2 |
7 |
Филология |
|
26 |
26 |
8 |
Стоматология и медицинские технологии |
|
2 |
2 |
9 |
Химия |
|
9 |
9 |
|
Общий итог |
13 |
87 |
100 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания 33 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).
№ |
Направление |
Количество ГЭК |
1 |
Востоковедение и африканистика |
8 |
2 |
История |
2 |
3 |
Медицина |
5 |
4 |
Педагогика |
3 |
5 |
Психология |
4 |
6 |
Стоматология и медицинские технологии |
1 |
7 |
Физика |
3 |
8 |
Филология |
5 |
9 |
Химия |
2 |
Всего |
33 |
Из 100 защитивших ВКР оценку «отлично» получил 81 человек (81 %), «хорошо» — 16 человек (16 %), «удовлетворительно» — 3 человека (3 %).
№ |
Направление |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Общий итог |
Апелляции |
||||||||||
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
получено апелляций |
удовлетворено |
|||
1 |
Востоковедение и африканистика |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
7 |
11 |
|
|
20 |
|
|
2 |
История |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
10 |
|
|
|
12 |
|
|
3 |
Медицина |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
4 |
Психология |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
14 |
|
|
|
19 |
|
|
5 |
Стоматология и медицинские технологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
6 |
Физика |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
7 |
Институт педагогики |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
8 |
Филология |
1 |
|
|
|
6 |
|
|
|
19 |
|
|
|
26 |
|
|
9 |
Химия |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
7 |
|
|
|
9 |
|
|
10 |
|
3 |
16 |
81 |
100 |
|
|
За период с 25 июня по 1 июля прошли государственные экзамены у обучающихся аспирантуры по направлению «Филология».
От обучающихся заявлений в апелляционную комиссию по результатам сдачи государственных экзаменов не поступало.
8. О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022; от 06.06.2022; от 14.06.2022; от 20.06.2022; от 27.06.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Традиционные семинары в рамках деятельности рабочих групп форума «Диалог Россия — Республика Корея»
24 июня прошел семинар специалистов рабочей группы ДРРК «СМИ и гражданское общество» (Инфодемия и информационная гигиена: рабочая группа ДРРК обсудила проблему фейковых новостей). Специалисты обсудили следующие вопросы: проблемы искажения исторических фактов; меры, способные противодействовать распространению фейковых новостей; возможности для повышения профессионального уровня российских и корейских журналистов и их осведомленности по международным вопросам.
В мероприятии с приветственным словом выступили председатели координационных комитетов ДРРК Н. М. Кропачев и Ли Кюхён, а также соруководители рабочей группы «СМИ и гражданское общество» — президент Всемирной ассоциации русской прессы В. Н. Игнатенко и директор телеканала «Кукхвепансон» Лим Кванги.
В заключение семинара ректор СПбГУ Н. М. Кропачев отметил, что для работы в СМИ может быть недостаточно только высшего образования, и что многие проблемы российской журналистики, связанные с фейками и не только, могут быть решены, если допуск к профессии журналиста будет осуществляться не на основании диплома о высшем образовании, а на основании прохождения профессионального экзамена, который должен сдаваться в независимой ассоциации. У этого союза должна быть возможность контроля над соблюдением этических норм со стороны журналистов, получивших такую аккредитацию, и возможность отзыва такой аккредитации.
30 июня состоялся семинар специалистов рабочей группы ДРРК «Экономика, торговля и ресурсы». С приветственным словом выступили председатель корейского координационного комитета ДРРК Ли Кюхён и первый проректор СПбГУ, профессор кафедры экономики предприятия и предпринимательства Е. Г. Чернова.
На мероприятии эксперты России и Республики Корея обсудили актуальные вопросы сотрудничества двух стран в Арктике и на Дальнем Востоке: научно-технологическое взаимодействие, сотрудничество в сфере судостроения, логистические маршруты, развитие Северного морского пути, усовершенствование систем связи и навигации, модернизация морских портов. Эксперты отметили, что высокую роль в развитии данных регионов играют цифровая трансформация и инновационное сотрудничество в области искусственного интеллекта.
Участие СПбГУ в форуме Ассоциации вузов России и Беларуси
Санкт-Петербургский государственный университет принял участие в IV форуме Ассоциации вузов России и Беларуси, который проходил с 28 июня по 1 июля в Гродно одновременно с IX форумом регионов России и Республики Беларусь. Российскую делегацию возглавляла председатель Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко. В мероприятиях приняло участие более 700 представителей университетов и регионов двух стран.
На сессии, посвященной академическому сотрудничеству как основе устойчивого развития социальной сферы, заместитель ректора СПбГУ по международной деятельности С. В. Андрюшин сделал доклад о потенциале СПбГУ, его международной деятельности и сотрудничестве с белорусскими партнерами, как факторе взаимного развития университетов и социальной сферы Союзного государства. В рамках проводимых мероприятий состоялись переговоры с Белорусским государственным экономическим университетом, Белорусским государственным университетом, Гродненским государственным университетом и другими вузами республики о развитии академической мобильности и создании сетевых образовательных программ.
Встреча с Чжэцзянским университетом китайской медицины
28 июня состоялась встреча представителей СПбГУ с представителями Чжэцзянского университета китайской медицины. В ходе встречи проректор по медицинской деятельности П. К. Яблонский и и. о. декана медицинского факультета И. Ю. Пчелин всесторонне представили медицинское направление СПбГУ, возможности Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова. Стороны обсудили возможность заключения соглашений о сотрудничестве, создания программ по модели двух дипломов в области медицины, организации совместных конференций, а также проведения совместных научных исследований в области китайской медицины.
Встреча с партнерами из Университета Тэджин (Республика Корея)
30 июня была проведена вторая онлайн-встреча с корейскими коллегами из Университета Тэджин (Daejin University). В ходе встречи поднимались вопросы:
- о взглядах сторон на форму предстоящего межвузовского взаимодействия, реализацию совместных мероприятий, процесс подготовки, согласования и подписания соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Университетом Тэджин
- о приемлемом для обеих сторон формате студенческого обмена на начальном этапе партнерства (состоялся обмен мнениями и опытом, рассмотрены детали протокола студенческого обмена)
- об участии Университета Тэджин в проекте «Представительство СПбГУ» (корейские коллеги обратились с просьбой поделиться информацией о целях, направлениях и характере проводимых совместных мероприятий в рамках уже реализуемых проектов; наибольший интерес со стороны потенциальных партнеров вызвала практика реализации проекта «Представительство СПбГУ в Университете иностранных языков Хангук» и вопросы организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному в Республике Корея)
- о перспективах создания программы двух дипломов по направлениям, представляющим взаимный интерес: корейской стороной в качестве примера был представлен опыт взаимодействия Университета Тэджин с китайскими и вьетнамскими вузами, а также предложено изучить возможность совместного участия в рамках образовательной программы Глобальный бизнес (Global Bussines), реализуемой полностью на английском языке
Корейские партнеры были ознакомлены с имеющимся опытом взаимодействия СПбГУ с зарубежными вузами-партнерами, с процессом планирования и проведения совместных мероприятий, отмечена готовность представителей СПбГУ открыто и конструктивно обсуждать со своими партнерами все вопросы, связанные с реализацией заключенных соглашений.
Открытая лекция в представительстве СПбГУ в Испании
29 июня в представительстве СПбГУ в Испании прошла онлайн-лекция «Ангелы и демоны: Андрей Белый, Валерий Брюсов, Нина Петровская». Она стала продолжением цикла конференций «История одной любви». Лекцию прочла Анна Силюнас, директор представительства СПбГУ в Испании, театральный критик, искусствовед.
Онлайн-конференция в представительстве СПбГУ в Испании
30 июня в представительстве СПбГУ в Испании прошла онлайн-конференция, посвященная Михаилу Глинке и Игорю Стравинскому — выдающимся композиторам и выпускникам Императорского Санкт-Петербургского университета. Лекцию прочла Галина Жукова — пианистка, доцент факультета искусств СПбГУ, руководитель образовательной программы «Академическое пение». В 2022 году исполняется 140 лет со дня рождения Стравинского, а в 2024 году — 220 лет со дня рождения Глинки. Лекция прошла в рамках подготовки к празднованию
Ситуационный анализ «Контуры нового мирового порядка для Центральной Азии: старые и новые угрозы и риски, новые возможности»
27 июня Центр евразийских исследований СПбГУ в партнерстве с Центром евроазиатских исследований ИМИ МГИМО и Информационно-аналитическим центром МГУ в режиме онлайн провел ситуационный анализ на тему «Контуры нового мирового порядка для Центральной Азии: старые и новые угрозы и риски, новые возможности». Кроме экспертов из СПбГУ, а также из МГУ, МГИМО, ИМЭМО РАН, РУДН, в мероприятии участвовали авторитетные эксперты из Беларуси, Киргизии, Казахстана, Узбекистана и работающий по центральноазиатской тематике аналитик итальянского центра Vision & Global Trends Фабрисси Виельмини.
Вероятные сценарии развития региональной ситуации рассматривались в рамках двух условных сценариев в контексте глобального противостояния США и западных стран (условно «Запад») с Россией, КНР, Ираном и другими странами (условно «не Запад»). Первый сценарий — «умеренный», скорее позитивный или «мягкий». В этом варианте по итогам противостояния относительно быстро формируются некие новые правила поведения в отношениях между «Западом» и «не Западом». Частично снижается санкционное противостояние, военно-политическая конкурентность переходит в мирные, политико-дипломатические формы. Стороны глобального противостояния возвращаются к действиям преимущественно в рамках международного права. Значительная часть государств, включая и страны Центральной Азии, занимает позицию «неприсоединения» и имеет пространство для маневрирования в своей внешней политике.
Второй сценарий — скорее негативный, по его условиям глобальное противостояние не снижает градус, усиливается геополитическая поляризация, никакие правила не соблюдаются, стороны глобального конфликта действуют в основном ситуативно, роль международных площадок остается формальной и уровень противостояния внешних центров силы в Центральной Азии резко возрастает. Страны Центральной Азии оказываются в ситуации жесткого выбора, когда становится необходимым принимать ту или иную сторону, то есть в опосредованной форме становиться участниками конфликта.
Участники ситуационного анализа в большинстве сошлись во мнении, что парадигма второго из предлагаемых сценариев более реалистична и, исходя из этого, оценили широкий спектр возникающих в регионе рисков, в ряду которых была отдельно выделена высокая вероятность введения со стороны США и ЕС вторичных санкций в отношении стран региона. В то же время в рамках происходящего переформатирования мировой системы международных отношений положение региона в прямом соседстве с Россией, Китаем, Ираном создает для стран Центральной Азии немалые новые возможности: например, в сфере создания трансграничных коммуникаций, способных изменить геоэкономическую картину огромного региона Евразии с разворотом России на Восток.
Юбилейный конгресс Европейского совета по социальным исследованиям Латинской Америки
В Хельсинки завершился юбилейный конгресс Европейского совета по социальным исследованиям Латинской Америки (CEISAL). СПбГУ в руководстве совета представляет профессор Виктор Хейфец. Около тысячи латиноамериканистов из Европы и стран Латинской Америки участвовали в обсуждении важнейших научных проблем, текущих социально-политических и экономических проблем. В ходе конгресса CEISAL СПбГУ организовал с коллегами из Института Латинской Америки РАН отдельную секцию, с докладами в которой выступили представители России, Мексики, Колумбии и Франции.
На Генеральной ассамблее CEISAL был обновлен состав руководящего совета, который осуществляет координацию работы данной авторитетной европейской научной ассоциации между конгрессами. Центр ибероамериканских исследований СПбГУ был единогласно утвержден собравшимися на Генеральную ассамблею как участник руководящего совета на срок
В ходе конгресса были оглашены результаты конкурса на лучшую диссертацию по латиноамериканистике, победу в котором одержала Агата Блох, ученый из Польши. Специального упоминания жюри как одной из лучших также удостоилась диссертация Оксаны Катышевой «Эволюция внешней политики Мексики,
9. Студенты-юристы СПбГУ оказывают юридическую помощь обучающимся, сотрудникам в связи с приостановлением рядом организаций сотрудничества с СПбГУ
Для оказания помощи по предъявлению обучающимися, преподавателями и сотрудниками Университета претензий, связанных с приостановлением сотрудничества с СПбГУ со стороны различных организаций, фондов, зарубежных университетов, в Юридической клинике СПбГУ создана рабочая группа из семи магистрантов. Общее руководство рабочей группой поручено тьютору Юридической клиники Анастасии Владимировне Барановой (a.baranova@spbu.ru). Претензии или обращения, написанные студентами, рекомендуется направлять по адресу электронной почты Юридической клиники: urclinika@spbu.ru.
10. Итоги конкурсов для молодых ученых
1 июля РНФ подвел итоги конкурсов 2022 года на получение грантов по мероприятиям «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса на продление проектов молодежных групп 2019 года Президентской программы исследовательских проектов.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, по результатам конкурсов РНФ поддержал 507 инициативных проектов молодых ученых с финансированием до 2 млн рублей по каждому из проектов ежегодно, 403 молодежные научные группы с финансированием до 6 млн рублей ежегодно, а также продлил финансирование 147 грантов, начатых в 2019 году.
Конкурс инициативных проектов молодых ученых
РНФ выделяет гранты для молодых исследователей — кандидатов наук в возрасте до 33 лет. Размер гранта — до 1,5 млн рублей ежегодно, продолжительность — два года. На конкурс РНФ поступило более 1,5 тыс. заявок. В конкурсе инициативных проектов СПбГУ занял второе место среди всех научных организаций РФ по количеству поддержанных проектов (15), уступив первое место МГУ имени M. В. Ломоносова (37). На третьем месте Национальный исследовательский Томский политехнический университет, получивший 14 проектов.
От СПбГУ на конкурс инициативных проектов была подана 41 заявка. В итоге поддержку получила каждая третья заявка СПбГУ (37 %). Лучшие показатели по активности и результативности у Института химии (поддержано пять из восьми заявок).
Приведены сравнительные данные по количеству поданных на конкурс инициативных проектов и поддержанных заявок СПбГУ по подразделениям.
Подразделение |
Подано |
Поддержано |
% |
Институт химии |
8 |
5 |
63 % |
Биологический факультет |
5 |
2 |
40 % |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
4 |
0 |
0 |
Физический факультет |
6 |
2 |
33 % |
Институт наук о Земле |
3 |
2 |
67 % |
Внешний пользователь |
3 |
0 |
0 |
Факультет международных отношений |
2 |
0 |
0 |
Институт истории |
2 |
2 |
100 % |
Экономический факультет |
1 |
0 |
0 |
Медицинский факультет |
1 |
0 |
0 |
Научный центр мирового уровня «Агротехнологии будущего» |
1 |
1 |
100 % |
Факультет психологии |
1 |
0 |
0 |
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» |
1 |
0 |
0 |
Математико-механический факультет |
1 |
1 |
100 % |
Институт философии |
1 |
0 |
0 |
Юридический факультет |
1 |
0 |
0 |
Итого |
41 |
15 |
|
Распределение поддержанных проектов СПбГУ по направлениям Стратегии НТР РФ представлено в таблице.
Направление Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации |
Шифр направления |
Количество поддержанных проектов |
Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта |
Н1 |
4 |
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук |
Н7 |
4 |
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии |
Н2 |
3 |
Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) |
Н3 |
2 |
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания |
H4 |
1 |
Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства |
H5 |
1 |
Итого |
|
15 |
Конкурс молодежных научных групп
РНФ выделяет гранты для молодых кандидатов и докторов наук в возрасте до 35 лет. Размер гранта — до 6 млн рублей ежегодно, его продолжительность — три года с возможностью продления на конкурсной основе еще на два года. На конкурс было подано более 1,4 тыс. заявок.
В конкурсе проектов научных групп СПбГУ занял второе место среди всех научных организаций РФ по количеству поддержанных проектов (21), уступив первое место МГУ имени M. В. Ломоносова (27). Третье место разделили Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет ИТМО, получившие по десять проектов.
От СПбГУ на конкурс научных групп под руководством молодых ученых было подано 43 заявки. В итоге поддержку получила каждая вторая заявка СПбГУ (49 %). Лучшие показатели по активности и результативности — у Института химии (поддержано семь из 12 заявок).
Подразделение |
Подано |
Поддержано |
% |
Институт химии |
12 |
7 |
58 % |
Физический факультет |
7 |
2 |
29 % |
Институт наук о Земле |
4 |
2 |
50 % |
Институт истории |
3 |
1 |
33 % |
Биологический факультет |
3 |
2 |
67 % |
Медицинский факультет |
2 |
0 |
0 |
Математико-механический факультет |
2 |
2 |
100 % |
Внешний пользователь |
2 |
2 |
100 % |
Факультет иностранных языков |
2 |
0 |
0 |
Научно-образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект» |
1 |
0 |
0 |
Исследовательская лаборатория механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений |
1 |
1 |
100 % |
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» |
1 |
0 |
0 |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
1 |
1 |
100 % |
Факультет международных отношений |
1 |
0 |
0 |
Факультет политологии |
1 |
1 |
100 % |
Итого |
43 |
21 |
|
Распределение поддержанных проектов СПбГУ по направлениям Стратегии НТР РФ представлено в таблице.
Направление Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации |
Шифр направления |
Количество поддержанных проектов |
Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта |
Н1 |
11 |
Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук |
Н7 |
3 |
Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) |
Н3 |
3 |
Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии |
Н2 |
2 |
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания |
H4 |
1 |
Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятие и удержание лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики |
H6 |
1 |
Итого |
|
21 |
Продление проектов молодежных групп Президентской программы исследовательских проектов, начатых в 2019 году
По результатам конкурса продление в РФ получили 147 молодежных групп из 191, подавшей заявки. По количеству поддержанных проектов первое место у Московского государственного университета имени M. В. Ломоносова (15), второе место занимает Национальный исследовательский университет ИТМО (8), на третьем месте Национальный исследовательский Томский государственный университет (6).
От СПбГУ на конкурс по продлению проектов было подано семь заявок. Из них три заявки получили поддержку (43 %). Лучшие показатели по активности и результативности — у факультета математики и компьютерных наук (поддержано две заявки из двух).
Структурное подразделение |
Подано |
Поддержано |
% |
Факультет математики и компьютерных наук СПбГУ |
2 |
2 |
100 % |
Институт химии |
2 |
1 |
50 % |
Математико-механический факультет |
1 |
0 |
0 |
Филологический факультет |
1 |
0 |
0 |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
1 |
0 |
0 |
Итого |
7 |
3 |
|
11. Об информировании об отказе в публикации статей в научных изданиях и / или о необоснованном увеличении сроков рассмотрения статей рецензентами
20 мая в УНИ (по электронной почте) обратилась Ольга Сергеевна Дейнека, профессор кафедры политической психологии, с просьбой проконсультировать ее по вопросу возможности оплаты публикации из средств гранта РНФ в журнале Q1. Проблема заключалась в том, что на этапе загрузки автором готовой рукописи статьи в электронную систему редакции журнала в системе сгенерировалось дополнительное уведомление, в котором требовалось подтвердить согласие автора с направлением средств, поступивших за оплату публикации в журнале, в поддержку Украины.
По факту дополнительного обращения О. С. Дейнека в Виртуальную приемную СПбГУ были даны разъяснения о невозможности оплаты из бюджетных средств грантов расходов на публикации в журналах на условиях направления поступивших от оплаты средств в пользу Украины.
С целью предотвращения возможных случаев оплаты из бюджетных средств грантов публикаций работниками Университета на вышеописанных условиях редакций зарубежных журналов была инициирована рассылка информации научно-педагогическим работникам СПбГУ с просьбой сообщать о фактах возникновения подобных случаев и направлять информацию в УНИ с приложением подтверждающих материалов (сканов электронных писем из редакций журналов, принтскринов сообщений из информационных систем и др.).
Кроме того, в последние месяцы в связи с мировой политической обстановкой участились случаи, когда журналы (как правило, зарубежных издательств) отказывают российским ученым в возможности опубликования научных результатов. В адрес СПбГУ поступил запрос Минобрнауки России о представлении информации о причинах отказа в публикации статей в научных изданиях и / или о необоснованном увеличении сроков рассмотрения статей рецензентами научных изданий, индексируемых в международных базах данных Scopus и WoS. Согласно запросу, требуется ежеквартально направлять данные в части публикаций Научных центров мирового уровня (в СПбГУ — ЦМУ «Агротехнологии будущего») и Математических центров мирового уровня (в СПбГУ — Санкт-Петербургский международный математический институт имени Л. Эйлера).
Информацию о такого рода случаях необходимо направлять по адресу электронной почты: science@spbu.ru.
12. Кадровые изменения
Начальником Контрольно-ревизионного управления СПбГУ с 1 июля 2022 года назначен Максим Валерьевич Каменков, ранее работавший старшим преподавателем юридического факультета и одновременно исполнявший обязанности начальника КРУ.
С 1 июля 2022 года Александр Васильевич Завгородний, работавший начальником военного учебного центра, переведен на должность доцента юридического факультета. Исполняющим обязанности начальника ВУЦ назначен Александр Анатольевич Масликов, работавший начальником учебной части — заместителем начальника военного учебного центра.
С 4 июля 2022 года введены две новые должности заместителей проректора по организации работы с персоналом. На одну из них переведена Лаура Ефимовна Усеинова, работавшая начальником Организационного управления, а на другую — Антон Владимирович Попов, работавший директором Центра экспертиз.
13. Видеоролик: работы по реставрации, капитальному ремонту, техническому переоснащению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба А. Д. Меншикова (Первый кадетский корпус)»
Силами сотрудников Управления по связям с общественностью СПбГУ подготовлен видеоролик, рассказывающий об истории переданных СПбГУ в конце 2011 года зданий Первого кадетского корпуса, где ранее располагалась Военная академия тыла и транспорта имени А. В. Хрулёва. Неудовлетворительное состояние зданий не позволяло использовать их для организации учебного процесса, поэтому здесь начались ремонтные и реставрационные работы.
Как рассказала и. о. начальника Управления по связям с общественностью Полина Вячеславовна Огородникова, особый интерес вызывает процесс реставрации Наугольных палат дворца Александра Даниловича Меншикова на Университетской набережной, переданных в
Среди них особое место занимает ледник — деревянное помещение для хранения продуктов. Как отмечают эксперты Университета из лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г. С. Лебедева СПбГУ, оно было гарантированно построено в петровское время в доме сподвижника императора, а продукты, которые хранились здесь, подавались на стол в том числе Петру Великому и его приближенным (Археологи СПбГУ начали реставрацию
Кроме того, в ходе реставрации Первого кадетского корпуса археологи СПбГУ нашли более 10000 уникальных артефактов, способных рассказать о быте петербуржцев XVIII века: рукописные документы, монеты, обувь, фрагменты посуды и керамики, парики, игральные карты и многое другое (Археологи СПбГУ сделали более 10 000 находок в Первом кадетском корпусе).
Кроме археологических находок специалистов по реставрации ожидали и находки архитектурные: они смогли определить точные оттенки фасада Меншиковского дворца — его стены были графитово-серые, а украшали их белые наличники, тяги и пилястры с капителями из светло-желтого доломита (Графитовые стены и лимонные капители: в СПбГУ рассказали об изначальном облике дворца Меншикова).
Больше узнать об уникальных открытиях, которые совершаются по соседству со зданием Двенадцати коллегий, можно в видеоролике — он опубликован на официальном канале СПбГУ на RuTube, в паблике СПбГУ ВКонтакте и в университетском telegram-канале.