СПбГУ и уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка заключили соглашение о сотрудничестве

В Санкт-Петербургском университете прошел первый межрегиональный форум, посвященный взаимодействию органов власти, общественных организаций и специалистов, обеспечивающих социализацию и поддержку молодежи, — «Подростки 360». Его участниками стали представители профильных федеральных и региональных министерств и ведомств, НКО, работающие с подростками психологи и педагоги. В рамках форума также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Открывая пленарную сессию, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что подростки — это особая группа детей, «сложных взрослых», и воспитательная работа с ними находится в центре внимания государства.

«Подростки — это 9 миллионов человек от 12 до 17 лет, практически треть детского населения страны. Этот возраст интенсивного развития несет в себе самые разнообразные риски, в том числе связанные с деструктивным поведением. Задача общества — не упускать наших подростков, а оставаться опорой, которая помогает им взрослеть, — рассказала Мария Львова-Белова. — Самое главное — создавать для них принимающую среду, формировать у них веру в себя, позитивный образ их собственного будущего, помогать преодолеть сложности переходного периода и направить их энергию на что-то созидательное».

Межрегиональный форум «Подростки 360» даст старт серии аналогичных конференций в Новосибирске, Владивостоке и Москве. Для обмена научными знаниями был создан ресурс «РосПодрос», который, по замыслу организаторов, должен стать не просто библиотекой, но и местом живого общения между специалистами со всей страны.

Ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев в своем выступлении представил участникам форума научные возможности Университета и рассказал, как их можно направить на изучение связанной с подростками проблематики. Так, именно в Санкт-Петербургском университете еще в XIX веке открылась первая в России юридическая клиника. Сегодня студенты, проходящие в ней практику, под контролем опытных преподавателей оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь, и эта работа оценивается как часть учебного процесса.

«У нас есть психологическая, архивная, лингвистическая, социальная, социологическая и множество других клиник, на базе которых студенты под руководством опытных педагогов оказывают реальную помощь тысячам людей, — рассказал Николай Кропачев. — Мы сможем включить в их работу темы, связанные с подростками, а также организовать практическую работу с детьми, используя потенциал Института педагогики, Института когнитивных исследований, а также юристов, психологов и представителей Волонтерского центра СПбГУ».

За 2021 год ученые СПбГУ оценили применение законов, изучив 10 тысяч документов.

Он также сообщил, что уже в течение 12 лет специалисты СПбГУ занимаются сбором, обобщением и анализом практики применения нормативных актов государственными органами федерального и регионального уровня, а также органами местного самоуправления и готовы проводить эту работу также и в данной области, причем не только в Санкт-Петербурге, но и во всех регионах страны. Тему работы с подростками предлагается включить в исследования и экспертизы, выполняющиеся по заказам органов судебной, исполнительной и законодательной власти.

Мне кажется очень важным то, что первый подростковый форум проходит в стенах старейшего университета, который всегда был передовым и предлагал новые подходы в исследованиях и аналитике. Здорово, что сегодня здесь обсуждается такая важная и актуальная тема, и Николай Михайлович поддержал нас в этом вопросе и предложил так много форм поддержки для дальнейшей работы. Я уже представляю, что это будет масштабная плодотворная работа, которая даст серьезный результат.

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова

Об ожиданиях, проблемах и возможностях современных подростков участникам конференции рассказала директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова. Она отметила, что, несмотря на наличие проработанных научных теорий, объясняющих поведение детей в подростковом возрасте, специалисты зачастую не знают, как применить их на практике. Кроме того, интерес к исследованию крайностей в поведении привел к тому, что наиболее изученными оказались именно «группа риска» и одаренные дети.

«Есть ребята, склонные к девиантному поведению. Есть творческие. А кто находится посередине? Кто такой обыкновенный подросток, который, может, не очень талантлив, но и не девиантен? У него есть свои устремления, но он не ходит в семь кружков одновременно. Он сидит с телефоном, и его за это все ругают. Он не знает, чем хочет заниматься в жизни, но это нормальное состояние нормального подростка, — рассказала Майя Русакова. — Нам нужен этот взгляд на 360 градусов, чтобы увидеть, как ни странно, обычных детей, именно таких, какие они есть, с их пусть даже не столь глобальными проблемами».

Директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ отметила, период детства достаточно долго воспринимался в социологии исключительно как стадия подготовки к взрослой жизни. Однако 18 лет — это настолько продолжительный временной промежуток, что его невозможно считать лишь подготовительным, при взгляде только с этого ракурса его ценность утрачивается.

Ребенку в силу возраста тяжело планировать, что будет с ним через несколько лет. Мы постоянно говорим ему «когда ты вырастешь» или «когда ты окончишь школу» — это снижает градус нашего внимания к тому, что происходит здесь и сейчас. Поэтому в настоящее время ученые правильно оценивают период несовершеннолетия как самостоятельный жизненный этап. Этот подход получил название «новая социология детства».

Директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова

Основная задача, для реализации которой проводятся научные исследования о подростках и их проблемах, — это выстраивание грамотной государственной политики и своевременная помощь нуждающимся в ней детям. Так, например, Санкт-Петербург является уникальным регионом по широте предлагаемых возможностей, однако иногда получить поддержку оказывается затруднительно. Проведение мониторинговых исследований позволит выявлять программы в области молодежной политики, которые доказали свою эффективность, и при необходимости корректировать их, чтобы они приносили подросткам реальную пользу. При этом, подчеркнула эксперт СПбГУ, важно вовлекать в планирование исследований самих детей и молодежь, поскольку социологи не всегда представляют, что их волнует.

Также в формате постерной сессии на форуме «Подростки 360» были представлены результаты пилотного исследования, которые провели студенты Социологической клиники СПбГУ. На его основе были разработаны несколько методик по изучению мнения специалистов, педагогов и самих подростков.