На Петербургском международном юридическом форуме обсудили подготовку новых поколений юристов

Как подготовить квалифицированного юриста с высоким уровнем нравственности и чему для этого необходимо его обучить? Развитие юридического образования в России обсудили в рамках Х Петербургского международного юридического форума. Модератором дискуссии, в которой приняли участие представители вузов, профессиональных объединений и государственных органов, стал ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев.

С предложением вернуться к традициям российского образования выступил председатель Следственного комитета Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургского университета Александр Бастрыкин (кафедра уголовного процесса). Он подчеркнул, что система образования должна создавать правовую идеологию и воспитывать патриотов, граждан своего государства. По его словам, рассуждая о теории и философии права, сегодня более актуально говорить об обязанности и ответственности за будущее страны.

«У российских университетов была своя правовая идеология, если говорить об этой составляющей процесса обучения, — рассказал Александр Бастрыкин. — Меня спрашивают, нужно ли в процессе обучения решать вопросы идеологии? Я подсказываю: а как же иначе? У нас есть сознание, и у каждого в голове должна быть некая идея. Англо-американская система, в отличие от нашей, не предполагает какого-либо воспитания. Поэтому сила российского и особенно советского образования — в воспитании человека, тем более юриста, который уже знает, для чего пришел на факультет и кем он станет».

Мы должны воспитывать не просто специалистов гражданского, международного или частного права, а граждан Отечества, отвечающих за государственность.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин

Также докладчики затронули тему Болонской системы: несмотря на то, что споры о достоинствах и недостатках двухступенчатого образования продолжаются с конца 90-х годов, когда Россия к ней присоединилась, сегодня, по словам ректора СПбГУ, следует ставить вопрос не столько о ее отмене, сколько о том, как сделать процесс обучения юристов более совершенным.

«Конституция гарантирует всем гражданам Российской Федерации право на образование. Можно ли считать, что право будет обеспечено, если есть возможность получить образование, но плохое, некачественное, не дающее профессиональной подготовки, необходимой для трудоустройства? Конечно, нет, — отметил Николай Кропачев. — Думаю, что наша сегодняшняя встреча должна быть посвящена содержательным, а не формальным вопросам: не сколько лет учить, а как сделать юридическое образование качественным».

Ректор СПбГУ также добавил, что некоторые представители профессионального сообщества нередко высказывают мнение, что четырехлетнего обучения не хватает для работы в такой сложной отрасли, как юриспруденция. В то же время, отметил он, все выпускники бакалавриата СПбГУ по юриспруденции быстро и хорошо трудоустраиваются и при этом около половины выпускников бакалавриата СПбГУ по направлению «Юриспруденция» не поступают в магистратуру в первый год после выпуска. Причем выпускникам бакалавриата достаточно полученных за четыре года знаний для того, чтобы они смогли не просто трудоустроиться, а получить работу в той компании или госоргане, который сами выбрали. Все же такая ситуация складывается не во всех российских вузах.

Степень подготовки современных юристов нередко вызывает обеспокоенность Министерства юстиции России, которое, будучи многопрофильным министерством (нотариат, адвокатура, третейские суды, судебная экспертиза и контроль за ведомственным регулированием), как никто другой, видит уровень знаний молодых выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Погружение в среду, где представлены разные отрасли права — гражданское, трудовое, процессуальное, уголовное и многие другие, становится лакмусовой бумажкой, выявляющей действительное качество их образования. Другая проблема заключается в отсутствии в вузах воспитательного процесса, поделился первый заместитель министра юстиции Российской Федерации Евгений Забарчук.

«У нас есть классические университеты, и я с уважением отношусь к МГУ, СПбГУ, Московскому университету имени О. Е. Кутафина и другим, но, говоря о том огромном количестве юридических вузов, существующих в нашей стране, не нужно обманывать ни себя, ни других: они просто оказывают образовательные услуги, не готовя специалистов, которых мы хотели бы видеть на госслужбе и в бизнесе, — рассказал он. ― Оттуда, где есть услуга, но нет воспитания, люди приходят с внутренней пустотой. В них нет ничего — ни ощущения привязанности к нашей стране, нет необходимости отстаивать интересы».

Юрист ― это очень тонкая даже не модель поведения, а суть человека.

Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин

Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов в свою очередь отметил, что подготовка специалистов в этой области должна быть ориентирована на разные аудитории и возможность выпуска представителей разных юридических профессий. Для этого в Санкт-Петербургском университете помимо классических фундаментальных курсов будущим юристам преподается множество дисциплин из смежных областей знания, которые необходимы в современном мире. В их число уже входят основы теории коммуникации и юридическая психология, планируется преподавание специального курса лингвистики. Эти занятия для них проводят преподаватели, представляющие профильные области знания, — такой подход возможно реализовать именно в классическом университете.

Ректор Всероссийского государственного университета юстиции (Российской правовой академии) Ольга Александрова рассказала о подготовке в своем, ведомственном вузе, созданном для обеспечения нужд ведомства — своего учредителя, специалистов по исполнительному производству (специалитет) и судебной экспертологии (магистратура), ориентированных на работу в органах юстиции, Следственном комитете, МВД.

В ходе дискуссии свое мнение также выразили председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, ректор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Виктор Блажеев, декан юридического факультета МГУ Александр Голиченков и другие эксперты в области юридического образования. В завершение обсуждения ректор СПбГУ Николай Кропачев выступил с инициативой собрать все высказанные участниками предложения и направить в Государственную думу и в Правительство Российской Федерации.