Решение комиссии по этике
На заседании Комиссии по этике присутствовали: Бабич Александр Вячеславович, первый проректор по молодежной политике и организации приема; Грязнов Дмитрий Владимирович, заместитель ректора по безопасности; Даудов Абдулла Хамидович, директор Института истории; Василик Владимир Владимирович, профессор, Кафедра истории славянских и балканских стран; Тареева Полина Александровна, обучающаяся очной формы обучения, осваивающая основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 46.03.01 «История».
В Комиссию по этике Ученого совета СПбГУ обратился профессор В. В. Василик с просьбой «...проверить на соответствие нравственному облику универсанта действия Тареевой Полины Александровны...», являющейся обучающейся первого курса очной формы обучения, осваивающей основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 46.03.01 «История», а также, как указано в сообществе «Студень» ресурса «Вконтакте», его главным редактором.
10.03.2022 в Университете был объявлен конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Со слов П. А. Тареевой, она получила анонимное письмо, в котором говорилось о нарушениях в процессе конкурсного отбора правил отбора кандидатов для избрания на вакантные должности. П. А. Тареева решила проверить полученную информацию, провела некоторую работу в этом направлении, по результатам которой направила обращение в Виртуальную приемную Университета.
Основной акцент в обращении был сделан на вопросе о грантах и публикациях ученых. Наличие грантов и публикаций подвергнуто сомнению. Данная гипотеза явилась основанием для категорического вывода о том, что «Из 20 претендентов на должности доцентов минимум трое не соответствуют квалификационным требованиям». Применительно к одному из участников конкурса сформулировано оскорбительное заключение о том, что представленные им документы «наводят на мысль о фиктивном договоре, представленном СПбГУ». В заключении своего обращения П. А. Тареева задает вопрос: «Насколько правомерны обозначенные выше случаи и не являются ли они, по сути своей, „подлогом“»? Просит провести проверку «данных случаев».
Проректором по организации работы с персоналом В. В. Еремеевым была сформирована комиссия, в состав которой включены, в том числе эксперты, не работающие в СПбГУ, — помощник генерального директора по проектной деятельности Российской национальной библиотеки и директор Института истории и социологии РГПУ им. А. И. Герцена. По итогам работы Комиссия пришла к выводу, что нарушений в проведении конкурсного отбора кандидатов на занятие вакантных должностей допущено не было. Данная информация представлена на ректорском совещании 18.04.2022.
На заседании Комиссии по этике П. А. Тареевой был задан ряд вопросов, в частности, в силу каких причин было принято к рассмотрению анонимное письмо; почему для выяснения вопросов, связанных с проведением конкурса на занятие вакантных должностей преподавателей, студенты не обратились к руководству Института истории или к проректору по организации работы с персоналом В. В. Еремееву; почему тон обращения в Виртуальную приемную носит столь категоричный и обвинительный характер; понимает ли П. А. Тареева, что такими действиями уважаемым и заслуженным преподавателям Института истории нанесено публичное оскорбление, унижающее их честь и достоинство, кроме того нанесен вред их моральному и физическому состоянию. Наконец, понимает ли П. А. Тареева, что содержание обращения в Виртуальную приемную и его тон наносит ущерб авторитету и престижу коллектива Института истории и СПбГУ в целом. К сожалению, никаких аргументированных ответов на поставленные вопросы члены Комиссии не получили.
По итогам обсуждения члены Комиссии по этике пришли к выводу, что П. А. Тареева поступила безнравственно и неэтично по отношению к преподавателям, по сути оклеветав их, причинила вред престижу и авторитету коллектива Института истории и СПбГУ. Исходя из этого Комиссия по этике приняла следующее решение:
- Считать, что Тареева Полина Александровна нарушила Кодекс универсанта СПбГУ, в частности, пункт 3, предусматривающий: «Чтить учителей, уважать коллег и учеников, поддерживать доброжелательные отношения как внутри университета, так и вне его, способствовать созданию обстановки взаимопонимания и сотрудничества».