Будущее прокторинга и создание ассоциации академической честности обсудили на круглом столе Ассоциации ведущих университетов

Ассоциация ведущих университетов России (АВУ) провела круглый стол совместно с представителями ведущих вузов и партнерских организаций России и Казахстана. По инициативе СПбГУ на мероприятии обсудили вопросы совершенствования электронного контроля за проведением экзаменов (прокторинга), а также создание ассоциации академической честности, которая будет продвигать принципы честного проведения зачетов и экзаменов и выступать против злоупотреблений в процессе оценивания знаний.

Обращаясь к участникам встречи, председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор Санкт-Петербургского университета член-корреспондент РАН Николай Кропачев внес предложение о создании в России ассоциации академической честности, в которую смогут войти различные образовательные организации.

«Вместе с членами Ассоциации ведущих университетов нам необходимо создать общий свод правил, который бы регламентировал поведение студентов и преподавателей не только во время сдачи экзаменов с помощью прокторинга. Более 20 лет назад ученый совет юридического факультета Университета обратился к Ученому совету СПбГУ с просьбой закрепить в Уставе правило: "Студент, отчисленный из СПбГУ за списывание, не может быть восстановлен в СПбГУ". Тогда это предложение не нашло понимания у членов Ученого совета Университета», — сказал Николай Кропачев.

Сегодня в уставе многих университетов (в том числе и в Уставе СПбГУ), а в СПбГУ — еще и в Кодексе универсанта, уже закреплены общие этические требования ко всем универсантам. Мне кажется, пришло время создать общий для всех академический кодекс — свод принципов академической честности.

Председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев

Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила, что вопрос об улучшении работы системы прокторинга является волнующим для многих вузов России и мира, поэтому обсудить его в рамках заседания АВУ собрались более 140 участников.

С докладом на мероприятии выступил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко. Он отметил, что современные системы прокторинга задействуют комбинации из машинных алгоритмов и искусственного интеллекта, а также работы наблюдателей-прокторов. Они позволяют фиксировать отклонения от заданных правил (например, увод взгляда, наличие посторонних шумов, открытие фоновых программ и другие), что позволяет обеспечить максимальную объективность при прохождении испытаний в режиме онлайн. Несмотря на использование процедуры прокторинга как в российской, так и мировой практике, студенты и слушатели онлайн-курсов понимают правила пользования системой по-разному и иногда пытаются найти «лазейки» при прохождении аттестации.

Возникает необходимость фиксации правил в виде утвержденного стандарта, исключающего вольное толкование указанных в нем требований.

Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко

«Многие студенты заинтересованы в соблюдении принципов академической честности, не допускающих списывания, и выступают за самостоятельность при обучении и прохождении аттестационных испытаний. Обучающиеся понимают, что любые прецеденты мошенничества на экзаменах бросают тень на всех, обесценивают их диплом и тот труд, который за ним стоит», — добавил Владимир Старостенко.

Участники круглого стола поделились своим опытом использования системы прокторинга и обсудили вопросы регламентации прохождения тестирования и утверждение порядка прохождения аттестационных испытаний с применением электронного контроля. Как отметил Владимир Старостенко, в СПбГУ правила прохождения аттестационных испытаний по онлайн-курсам основываются на общих правилах обучения и порядке проведения промежуточных аттестаций.

В настоящее время СПбГУ реализуется более 160 онлайн-курсов на образовательной платформе «Открытое образование» и более 190 онлайн-курсов на международной платформе Coursera. Университет входит в топ-5 вузов мира и партнеров Coursera по количеству онлайн-курсов, представленных на платформе. Также СПбГУ является единственным из российских вузов, представленных на китайской национальной образовательной онлайн-платформе XuetangX, соучредителем и представителем России в Глобальном союзе MOOK.

Одна из инициатив СПбГУ, направленных на обеспечение объективной оценки аттестационных испытаний, — создание ассоциации академической честности, которая позволит сформулировать правила и стандарты процедуры проведения экзаменов и зачетов, в том числе с применением прокторинга, а также позволит защищать принципы академической честности. Сегодня во многих странах уже существуют профессиональные объединения, которые популяризируют академическую честность среди преподавателей и студентов.

В этических кодексах многих университетов неприемлемость списывания закреплена в положениях честности и недопущения обманов. Так, в Высшей школе экономики существуют этические кодексы для научно-педагогических работников и сотрудников. В Университете Цинхуа (Китай) предусмотрены выговоры за списывание из материалов, связанных с содержанием экзамена.

Своим опытом создания подобной организации поделился председатель Общего собрания Лиги академической честности Казахстана Сергей Пен. «С 2018 года в нашей стране существует объединение, в которое входят 11 ведущих вузов. Это практико-ориентированное сообщество, решающие реальные проблемы учебного процесса. Помогать меняться университетам — основная миссия, которую мы продвигаем», — обозначил Сергей Пен.

Во время своего доклада он рассказал о ряде этических правил, за нарушение которых студентам грозят санкции. Так, даже если обучающийся знает о нарушении честности кем-то другим, но не заявляет об этом, его могут привлечь к ответственности, вплоть до отчисления. В этом случае он, как и любой другой, когда-либо отчисленный за нарушение честности, не сможет перевестись или поступить в другой университет, который также входит в лигу.

Лига академической честности Казахстана проверяет университеты по 14 индикаторам, среди которых — соблюдение критериев оценки результатов, организация учебного процесса, прозрачность процедур аттестации, целевое использование активов, порядок приема абитуриентов и другие. «С помощью этих показателей мы определяем, является ли вуз приверженцем культуры академической честности. Во всех вузах Казахстана есть этические кодексы, декларирующие соблюдение академической честности, однако не во всех учебных заведениях они выполняются в должной мере», — добавил Сергей Пен.