Материалы ректорского совещания

№ 512
от 21.02.2022

    Ученые СПбГУ — в рейтинге 1000 лучших ученых в области математики за 2022 год

    Ведущая академическая платформа для исследователей Research.com опубликовала рейтинг лучших ученых в области математики из различных стран. В список вошли 2334 ученых-математика из 58 стран мира. Россию в рейтинге представляет 31 ученый из 12 организаций РФ, в том числе трое исследователей из СПбГУ (Ученый СПбГУ вошел в топ-3 лучших математиков России):

    • Николай Владимирович Кузнецов (3-е место из 31 по РФ, 312-е место мирового рейтинга), профессор, заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, высокоцитируемый ученый по данным Web of Science (WoS) 2019, 2020, 2021 годов
    • Геннадий Алексеевич Леонов (13-е место из 31 по РФ, 1060-е место мирового рейтинга), профессор (ушедший из жизни в 2018 году), высокоцитируемый ученый по данным Web of Science (WoS) 2019, 2020, 2021 годов
    • Михаил Вульфович Иоффе (24-е место из 31 по РФ, 1956-е место мирового рейтинга), профессор, заведующий кафедрой физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ

    Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в рейтинговый список от России вошли представители РАН (10), МГУ имени М. В. Ломоносова (4), СПбГУ (3), Математического института имени В. А. Стеклова РАН (3), Сколковского института науки и технологий (3), ВШЭ (2) и по одному представителю ИППИ РАН, ОИЯИ, ИПМ имени Келдыша РАН, МФТИ, МИФИ, ЮУРГУ.

    Рейтинг преимущественно основан на показателе H-индекса, представленном в Microsoft Academic Graph, и включает только ведущих ученых с H-индексом не менее 30 (для академических публикаций в области математики). Помимо H-индекса, учитываются и другие показатели научных достижений ученых в соответствующей области, профили которых содержатся в Google Scholar и Microsoft Academic Graph. Рейтинг лучших ученых мира в области математики отражает, безусловно, как научную активность исследователей, так и значимость проводимых ими исследований.

    Вакцинация против COVID-19

    На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла на 0,29 % (с 43,14 до 43,43 %).

    Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:

    Направление обучения

    Доля вакцинированных студентов на 18.02.2022

    Биология

    54,04 %

    Востоковедение и африканистика

    68,52 %

    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

    24,28 %

    Институт истории

    42,48 %

    Институт когнитивных исследований

    44,44 %

    Институт наук о Земле

    48,54 %

    Институт педагогики

    49,02 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    91,67 %

    Институт философии

    44,2 %

    Институт химии

    69,92 %

    Искусства

    41,88 %

    Математика и компьютерные науки

    50,84 %

    Математика и механика

    45,4 %

    Медицина

    54,51 %

    Медицинский колледж

    58,18 %

    Международные отношения

    40,88 %

    Менеджмент

    43,05 %

    Политология

    36,42 %

    Процессы управления

    41,94 %

    Психология

    43,08 %

    Свободные искусства и науки

    48,62 %

    Социология

    35,59 %

    Стоматология и медицинские технологии

    44,51 %

    Физика

    55,96 %

    Физическая культура (бакалавриат)

    76,19 %

    Физическая культура (по вакцинации СПО — из числа совершеннолетних)

    41,99 %

    Филология

    49,74 %

    Экономика

    29,21 %

    Юриспруденция

    35,34 %

    Итого

    43,43 %

    Прирост доли вакцинированных

    0,29 %

    Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:

    Подразделение

    Общее кол-во НПР (пост.+внеш.)

    Вакцинировано

    Наличие антител

    Медотвод

    Процент на 11.02.222

    Процент на 18.02.22

    Академическая гимназия

    81

    57

    6

    6

    85,2 %

    85,2 %

    Биологический факультет

    329

    279

    20

    6

    92,7 %

    92,7 %

    Военно-учебный центр

    34

    29

    3

    2

    100 %

    100 %

    Восточный факультет

    150

    128

    9

    10

    98 %

    98 %

    ВШЖиМК

    119

    89

    13

    10

    94,1 %

    94,1 %

    ВШМ

    89

    69

    8

    5

    92,1 %

    92,1 %

    ИНоЗ

    248

    223

    12

    4

    96,4 %

    96,4 %

    Институт истории

    141

    121

    6

    5

    93,6 %

    93,6 %

    Институт когнитивных исследований

    14

    12

    1

    1

    100 %

    100 %

    Институт педагогики

    7

    7

    0

    0

    100 %

    100 %

    Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования

    9

    6

    2

    1

    100 %

    100 %

    Институт философии

    130

    111

    10

    9

    100 %

    100 %

    Институт химии

    264

    242

    14

    8

    100 %

    100 %

    Кафедра физкультуры и спорта

    53

    41

    5

    7

    100 %

    100 %

    КФКиСЭТ

    78

    59

    8

    7

    94,9 %

    94,9 %

    Матмех

    328

    258

    24

    4

    87,2 %

    87,2 %

    Медицинский колледж

    23

    19

    2

    1

    95,7 %

    95,7 %

    Медицинский факультет

    320

    246

    21

    7

    85,6 %

    85,6 %

    ПМ-ПУ

    209

    148

    19

    9

    83,7 %

    84,2 %

    Факультет иностранных языков

    298

    213

    27

    17

    86,2 %

    86,2 %

    Факультет искусств

    104

    88

    6

    4

    94,2 %

    94,2 %

    Факультет математики и компьютерных наук

    122

    100

    3

    2

    86,1 %

    86,1 %

    Факультет международных отношений

    120

    92

    7

    16

    95,8 %

    95,8 %

    Факультет политологии

    42

    35

    5

    0

    95,2 %

    95,2 %

    Факультет психологии

    169

    130

    15

    8

    90,5 %

    90,5 %

    Факультет свободных искусств и наук

    88

    76

    3

    1

    90,9 %

    90,9 %

    Факультет социологии

    90

    70

    6

    4

    88,9 %

    88,9 %

    Факультет стоматологии и медицинских технологий

    90

    54

    17

    2

    81,1 %

    81,1 %

    Физический факультет

    434

    359

    32

    6

    91,5 %

    91,5 %

    Филологический факультет

    456

    357

    43

    21

    92,3 %

    92,3 %

    Экономический факультет

    167

    133

    12

    8

    91,6 %

    91,6 %

    Юридический факультет

    153

    116

    19

    5

    91,5 %

    91,5 %

    Итого

    4959

    3967

    378

    196

    91,6 %

    91,6 %

    По данным на 18 февраля, только в восьми учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей составляет менее 90 %, но превышает 80 %.

    Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова напомнила, что для возвращения к аудиторным занятиям количество вакцинированных преподавателей в коллективе должно превышать 80 %, а студентов 40 %. Таким образом, на данный момент уже 24 коллектива могут по представлению руководителя подразделения использовать аудиторную форму проведения занятий.

    В ходе обсуждения на совещании руководители учебно-научных подразделений рассказали о причинах низких показателей вакцинированности студентов в некоторых коллективах. Директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Анатолий Степанович Пую сообщил, что в ходе личных бесед с обучающимися обнаружил: некоторые студенты не хотят занятий в аудиториях и поэтому или не вакцинируются, или не сообщают о своей прививке в личном кабинете. Директор Института истории Абдулла Хамидович Даудов рассказал о студентах старших курсов, которые во время пандемии успели трудоустроиться, в связи с чем их устраивает дистанционный формат занятий, и они не хотят менять свой недельный график. Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов выяснил, что некоторые студенты не против аудиторных занятий, но боятся сессии в очном формате. В то же время многие студенты требуют очного формата проведения занятий. Руководители учебно-научных подразделений пришли к выводу, что потакать любым пожеланиям студентов нельзя, необходимо в первую очередь помнить о качестве образования и в соответствии с этим выстраивать дальнейшую работу. Формат летней сессии еще будет обсуждаться, однако у тех, кто озвучил желание сдавать экзамены дистанционно (и только потому что «боится» очной сессии), вероятнее всего, экзамены пройдут в очном формате.

    Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.

    О текущих проблемах организации образовательного процесса

    За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 14 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 12 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.

    Обращения были на разные темы, в том числе: о формате обучения; какую информацию о вакцинации должны представлять студенты; где прочитать приказ о зачетах по онлайн-курсам; аттестационное испытание для восстановления в СПбГУ.

    В Виртуальную приемную Университета поступило предложение от преподавателя математико-механического факультета о внесении соответствующих изменений в рабочие программы дисциплин для обеспечения возможности проведения экзамена с аттестационной комиссией следующим образом: экзаменуемому выдаются вопросы для письменного ответа в присутствии одного из членов комиссии, затем ответы студента сканируются и рассылаются другим членам экзаменационной комиссии для оценивания.

    Отвечая на поставленный вопрос, первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова отметила, что порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе ликвидации академической задолженности, регламентируется Правилами обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в СПбГУ (приказ от 29.01.2016 № 470/1 с последующими изменениями и дополнениями).

    В соответствии с п. 5.7. Правил обучения СПбГУ в случае проведения пересдачи зачета (экзамена) в письменной форме присутствие членов аттестационной комиссии при проведении зачета (экзамена) не является обязательным. Проверка письменных работ студентов осуществляется всеми членами аттестационной комиссии.

    Таким образом, описанный формат проведения пересдачи аттестационной комиссии уже предусмотрен Правилами обучения СПбГУ.

    В адрес первого проректора по учебной работе поступило заявление от обучающегося по направлению «Юриспруденция» с вопросом о формате обучения по указанному направлению, утвержденном приказом от 08.02.2022 № 894/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 11.02.2022».

    Заявителю был дан ответ, что формат занятий определен с учетом доли вакцинированных обучающихся. Как только процент вакцинированных обучающихся по направлению будет выше 40 %, формат занятий может быть изменен с учетом пожеланий руководителя учебно-научного подразделения, а также с учетом соблюдения действующих Методических рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике COVID-19 в образовательных организациях высшего образования. Доля вакцинированных обучающихся, обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медицинские отводы, по направлению «Юриспруденция» пока еще не достигает 40 %. По состоянию на 18 февраля, в соответствии с приказом от 15.02.2022 № 1196/1 «О внесении изменений в приказ от 08.02.2022 № 894/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 11.02.2022"» по направлению «Юриспруденция» установлен формат обучения с применением информационно-коммуникативных технологий до 28 февраля 2022 года.

    Еще одно обращение поступило с вопросом о причинах организации практических занятий по одной из дисциплин в дистанционном формате у обучающихся по направлению «Лечебное дело», несмотря на установленный в соответствии с расписанием аудиторный формат. И. о. декана медицинского факультета И. Ю. Пчелиным проведена разъяснительная работа с заведующим кафедрой. С 21 февраля занятия по данной дисциплине проводятся в аудиторном формате в соответствии с расписанием, вопрос на контроле у руководителя медицинского факультета.

    По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.

    По информации от декана юридического факультета, в связи с внезапной болезнью профессора кафедры гражданского права реализация элективной дисциплины «Международные коммерческие контракты и арбитраж» в текущем году невозможна, так как курс является авторским. В связи с этим студентам будет предложена другая элективная дисциплина.

    Поступила информация от первого заместителя декана экономического факультета о том, что одним из обучающихся было направлено заявление о пересмотре результатов по дисциплине «Математический анализ». С участием декана математико-механического факультета, поскольку занятия проводил преподаватель из коллектива этого факультета, будет проведена проверка.

    В адрес декана факультета международных отношений поступило обращение от студента второго курса бакалавриата, который пропустил экзамен в январе и просил рассмотреть возможность зачесть пересдачу данного экзамена в дополнительную сессию как первую попытку. В настоящее время сотрудниками учебного управления рассматриваются приложенные студентом документы, представленные в подтверждение факта неявки на экзамен в январе по уважительной причине.

    Деканом факультета иностранных языков отмечена необходимость централизованной организации технического сопровождения промежуточной аттестации с применением информационно-коммуникационных технологий, а также экзаменуемых и экзаменаторов в режиме реального времени с ориентацией на использование конкретных информационно-коммуникационных технологий. По мнению декана, в свете массового использования ИКТ техническое сопровождение должно быть ориентировано как на устранение неполадок непосредственно при работе с ИКТ, так и на консультирование обучающихся и научно-педагогических работников при возникновении проблем с настройкой собственного оборудования или при появлении вопросов по этой теме. Декан факультета предложила выработать алгоритм работы технической поддержки, позволяющий организовать оперативную связь обучающихся и научно-педагогических работников с техническим специалистом, подготовленным к работе с конкретной информационно-коммуникационной системой, непосредственно во время проведения зачета или экзамена. Вопрос будет вынесен на обсуждение с начальником УСИТ. Также деканом факультета отмечен позитивный опыт проведения аттестаций по английскому языку с использованием прокторинга.

    Информация об учебной деятельности не поступила от руководителей факультета искусств и медицинского колледжа.

    Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в ряде учебно-научных подразделений такие встречи прошли.

    На встрече декана факультета международных отношений с обучающимися студенты сообщили о желании обучаться в весеннем семестре в аудиторном формате. В настоящее время формат обучения организован в соответствии с приказом № 894/1 от 08.02.2022 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 11.02.2022», обучение по направлению «Международные отношения» предусмотрено в смешанном формате, позволяющем проводить аудиторные занятия.

    На встречах декана факультета социологии, и. о. декана факультета политологии, директора Института философии с представителями студенческого совета обсуждался вопрос использования технологий шифрования работ на промежуточной аттестации. В целом предложение о введении шифрования письменных работ при проведении промежуточной аттестации нашло поддержку членов Студенческого совета, поскольку это значительно снижает риск влияния субъективного фактора и делает процедуру оценивания более прозрачной. Предложенный вариант проверки объективен для проверки письменных работ, однако требует усовершенствования при применении балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения, при которой часть баллов может выставляться за работу на занятиях.

    Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями Института истории, филологического факультета, факультета политологии, биологического факультета, Института философии, восточного факультета, экономического факультета, факультета стоматологии и медицинских технологий.

    Информация о взаимодействии со студенческими советами не поступила от руководителей факультета искусств, факультета психологии, медицинского колледжа, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии.

    Именные стипендии для обучающихся СПбГУ

    В ноябре 2021 года было инициировано учреждение стипендии имени А. А. Анохина для лучших студентов-географов СПбГУ, изучающих социально-экономическую географию, в честь выдающегося ученого — профессора Анатолия Александровича Анохина, долгое время возглавлявшего кафедру экономической и социальной географии СПбГУ. Идею создания и формирования стипендиального фонда предложил доцент этой кафедры, вице-президент Ассоциации российских географов-обществоведов (АРГО) С. С. Лачининский, который внес первый крупный вклад на эти цели в фонд управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ». Это предложение получило полную поддержку и понимание коллег. Приказ об учреждении стипендии издан 11.02.2022.

    Профессор А. А. Анохин возглавлял кафедру в 1997–2021 годах. Он развивал новые теоретико-методологические подходы и современные направления в социально-экономической географии, включая городские исследования, социальную географию, геодемографию, геоэкономику, регионалистику и др. Им опубликовано более 150 научных трудов, в том числе несколько монографий и учебников. За 53 года работы в ЛГУ — СПбГУ А. А. Анохиным разработаны и прочитаны десятки учебных курсов, включая крайне востребованный и актуальный спецкурс в бакалавриате «Управление городским развитием» («Геоурбанистика и управление городским развитием»), который он читал более 25 лет, задолго до новомодных дисциплин по геоурбанистике. Под руководством Анатолия Александровича защищено 34 кандидатских и одна докторская диссертация. Подготовленные А. А. Анохиным специалисты успешно работают в региональных и местных органах власти, проектных и консалтинговых организациях, вузах и научно-исследовательских институтах нашей страны и за рубежом. А. А. Анохин руководил научными проектами и грантами, в том числе в 2017–2018 годах крупным проектом по исследованию устойчивости городских поселений Северо-Запада России в условиях геоэкономической неопределенности. Награжден почетной грамотой Министерства образования РФ и премией СПбГУ за лекторское мастерство.

    Как рассказал проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, цели учрежденной в СПбГУ стипендии имени А. А. Анохина — увековечение памяти профессора, а также стимулирование научных исследований студентов в области социально-экономической географии, городских исследований и геодемографии. Стипендия будет назначаться обучающимся по направлениям «География», «Экология и природопользование», «Картография и геоинформатика», показавшим научные успехи в области социально-экономической географии, городских исследований и геодемографии. Именно в этих отраслях знания А. А. Анохиным были получены наиболее значимые научные результаты.

    Стипендиальный фонд уже пополнился пожертвованиями некоторых успешных выпускников и сотрудников СПбГУ, а также крупным взносом традиционного партнера географов СПбГУ — фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"» (Санкт-Петербург).

    На совещании отмечалось, что обучающиеся СПбГУ имеют возможность получать различные именные стипендии. В Университете при поддержке фонда управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ» учреждено и ежегодно назначается более 15 видов именных стипендий.

    Обучающиеся имеют возможность участвовать в конкурсных отборах на получение следующих именных стипендий.

    Ежегодно их стипендиатами становятся более 170 обучающихся всех направлений обучения. Размер стипендий составляет от 10 000 рублей ежемесячно до 100 % годовой стоимости обучения на договорной основе в СПбГУ.

    Кроме того, постоянные партнеры Университета («Роснефть», «Газпром нефть», «Яндекс», Huawei, Благотворительный фонд В. Потанина, банк «ВТБ» (ПАО), банк «Викинг», Biocad, Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского, Фонд Анатолия Собчака, «Аналит Shimadzu», благотворительный фонд «УниШанс», консульство Бангладеш в Санкт-Петербурге, Благотворительный фонд развития ВШМ СПбГУ, компания Jet Brains, программа социальных инвестиций «Родные города», фонд «Русский мир» и др.) ежегодно предоставляют студентам и аспирантам возможность получения более 340 стипендий.

    Оценка уровня готовности технологии, созданной при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    19 января в СПбГУ издан приказ № 241/1 «Об оценке уровня готовности технологии, созданной при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». В соответствии с этим локальным актом руководителям незавершенных проектов научно-исследовательских работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при заполнении информации по проектам на портале Pure СПбГУ необходимо указывать уровень технологической готовности результатов НИР/НИОКР (Материалы ректорского совещания от 31.01.2022).

    Как объяснил проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, методика УГТ (TRL, Technology Readiness Level), разработанная более 40 лет назад для контроля над процессом разработки технологии в компаниях полного инновационного цикла, в настоящее время апробирована и принята крупнейшими технологическими лидерами в различных странах мира в качестве одного из аналитических инструментов для оценки готовности технологии к промышленному внедрению. В Российской Федерации для этих целей разработан национальный стандарт ГОСТ Р 58048-2017 «Трансфер технологий. Методические указания по оценке зрелости технологий». Соотнесение с конкретным уровнем готовности технологий позволяет увидеть, насколько далеко продвинулась разработка по отношению к конечному продукту — полноценному промышленному образцу, а также помогает оценить возможные риски для всех участников процесса (исполнителя, партнера-соисполнителя, заказчика/технологического партнера). Практически все крупные корпорации в России и мире используют эту оценку TRL в своей деятельности.

    Отдельные УГТ объединяются в три основных этапа развития технологий (см. Презентацию):

    1. Новая научная идея, возможности ее практического применения и экспериментальное подтверждение ее реализуемости (УГТ 0–3 — фундаментальные и прикладные НИР)
    2. Проверка работоспособности технологии, в том числе путем создания лабораторного образца (УГТ 4–7 — опытно-конструкторские и технологические разработки, проектирование, опытное производство)
    3. Промышленное освоение технологии (УГТ 8–9 — организация серийного выпуска продукции)

    Подавляющее большинство вузов не является организациями полного инновационного цикла, поэтому их участие в разработке новой продукции ограничивается этапами, описанными в п. 1 и частично п. 2.

    По мере развития технологий и при переходе к каждому последующему этапу размер затрат на их выполнение возрастает. Это относится и к затратам на оценку УГТ в случае привлечения внешних экспертов. Поэтому в подавляющем большинстве случаев результаты НИР/НИОКР оцениваются непосредственно исполнителем. Оценка УГТ с привлечением внешней экспертизы проводится тогда, когда в приобретении технологии заинтересованы третьи лица, которые, как правило, либо сами проводят эту оценку, либо заказывают ее проведение внешним экспертам.

    Приказ от 19.01.2022 № 241/1 позволит максимально использовать сложившийся в СПбГУ порядок выполнения НИР и НИОКР. Он, в частности, предполагает, что до начала выполнения работ определяются задачи и цели проекта, а также его возможные результаты, которые до принятия СПбГУ решения о возможности их открытого опубликования или принятия мер правовой охраны носят конфиденциальный характер. При этом новым, согласно приказу от 19.01.2022 № 241/1, в порядке выполнения НИР или НИОКР является:

    1. Определение руководителем НИР или НИОКР планового УГТ проекта путем отнесения возможных результатов к конкретному УГТ согласно приложению к приказу (п. 1 приказа)
    2. Определение комиссией по приемке результатов завершенных НИР/НИОКР фактически достигнутого УГТ проекта осуществляется на основании представленной руководителем НИР или НИОКР отчетной документации согласно приложению к приказу (п. 2 приказа)
    3. Документальное отражение фактически достигнутого УГТ проекта в акте приемки работ (п. 2 приказа)
    4. Отражение планируемого и достигнутого УГТ проекта на портале исследователей СПбГУ (Pure СПбГУ) (п. 1, 3 приказа)

    Предполагается, что практическая польза от применения показателя УГТ будет состоять в следующем:

    • Появляется дополнительная возможность выявления перспективных проектов, заявляемых на участие в открытых конкурсах СПбГУ на выполнение прикладных НИР (п. 2 приказа)
    • Ранжирование проектов по шкале УГТ может быть полезно для определения приоритетов их коммерциализации при достижении УГТ 4 и выше

    Учет в СПбГУ оценки уровня готовности технологии позволит при формировании пакета документов о компетенциях СПбГУ в той или иной обрасти продемонстрировать потенциальному заказчику имеющийся опыт в части прикладных исследований и уровне готовности разработанных СПбГУ технологий. С. В. Микушев отдельно отметил, что уже сейчас многие фонды и программы поддержки научно-технологических разработок, реализуемые институтами инновационного развития, используют значения шкалы УГТ в качестве индикатора, чтобы лучше позиционировать и рейтинговать предлагаемые к поддержке проекты, либо в качестве одного из критериев для участия в конкурсах. К примеру, в одном из конкурсов, проводимом Российским фондом развития информационных технологий на предоставление грантов на государственную поддержку проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, могли участвовать проекты, текущий уровень развития технологии предлагаемых решений которых был не ниже УГТ 7.

    Обращалось внимание на необходимость внесения руководителями завершенных проектов сведений о достигнутом УГТ в Pure СПбГУ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты утверждения акта приемки работ (см. Презентацию).

    Участники совещания (декан факультета ПМ-ПУ Леон Аганесович Петросян, директор Института наук о Земле Кирилл Валентинович Чистяков, проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев и другие) обсудили, в каких областях науки специалисты Университета могут достигнуть высоких уровней готовности технологии — вплоть до создания опытных образцов, коммерциализации разработок и масштабирования их на рынке.

    Результаты работы Центра экспертиз СПбГУ в 2021 году

    Подведены итоги работы Центра экспертиз СПбГУ в 2021 году. По совокупности оцениваемых показателей результаты центра можно назвать положительными, принимая во внимание постепенное восстановление спроса в течение года на экспертные услуги после кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

    Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, статистические показатели по числу проведенных исследований, по количеству заказчиков и по объему доходов от предоставления экспертных услуг в 2021 году демонстрируют позитивную динамику не только по сравнению с «ковидным» 2020 годом, но и с предшествовавшим ему 2019 годом. В частности, объем доходов от экспертиз по возмездным договорам за год увеличился на 21 %, на 44 % увеличилось число уникальных заказчиков экспертиз. При этом в отчетном периоде можно отметить значительное обновление пула заказчиков: 61 % от общего числа составили новые клиенты. В экспертно-аналитических работах приняли участие 639 специалистов, представляющих 52 научных направления, что на 12 % больше, чем в 2020 году. Эта тенденция отвечает задаче расширения экспертного ядра СПбГУ, разработке новых направлений экспертиз и продвижении на рынке уникального экспертного ресурса СПбГУ.

    Высокие профессиональные компетенции, а также использование гибких моделей подбора экспертов под уникальные запросы заказчиков на экспертизу позволили в отчетном году выполнить сложные комплексные нетривиальные задачи, в том числе для проектов федерального уровня. Отчетные показатели 2021 года демонстрируют, что 50 из 78 заказчиков экспертных услуг заключили договоры на особо сложные или междисциплинарные исследования. Например, в 2021 году СПбГУ по заказу НОЦ «Техноплатформа 20.35» (Нижний Новгород) провел независимую экспертизу заявок на получение финансовой поддержки научно-внедренческих проектов участников НОЦ. СПбГУ обеспечил уникальный состав экспертов для оценки научной составляющей и потенциала к внедрению проектов в промышленности, энергетике, транспорте, медицине. Оценка экспертов легла в основу решения наблюдательного совета НОЦ под председательством губернатора Нижегородской области Глеба Сергеевича Никитина.

    Заказчиками экспертизы в 2021 году выступали как физические лица, так и крупные коммерческие и некоммерческие организации. В их числе ПАО «Газпромнефть», ПАО «Россети Ленэнегрго», АО «Водоканал Санкт-Петербург», АО «Карелия-палп», АО «ГОТЭК-Север-запад», ООО «Дентос-Юроп», АО «Райффайзенбанк» (Москва), АО «КП-Габбро», ОАО «Т-Хэлпер Телеком» (Москва), АНО «Центр содействия научно-образовательной деятельности Нижегородского НОЦ», нотариальные палаты из 13 регионов Российской Федерации и другие (Центр экспертиз СПбГУ).

    Преобладающее большинство от числа проведенных в 2021 году экспертиз — лингвистические и междисциплинарные исследования, а также экспертные работы в области права — 75 %. По материалам экспертных исследований СПбГУ правоохранительными органами было расследовано восемь уголовных дел, возбуждено и передано в суды 49 административных производств. Заключения университетских экспертов послужили основой для ограничения доступа к 227 электронным информационным ресурсам, содержавшим противоправный контент. Была дана экспертная оценка специалистов СПбГУ на 244 диссертационные работы соискателей ученых степеней. Экспертиза позволила 45 иностранным ученым получить подтверждения ученых степеней и академических прав для занятий профессиональной деятельностью. Университетские специалисты провели экспертную оценку 32 проектов нормативно-правовых актов федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Экспертные изыскания ученых СПбГУ дали путевку в жизнь 16 проектам НИР и НИОКР, претендовавшим на получение организационной и финансовой поддержки в некоммерческих научных фондах.

    А. С. Ярмош отметила: высокий профессионализм экспертов СПбГУ способствовал тому, что их знания и опыт оказались весьма востребованными не только в Университете, но и за его пределами. В 2021 году 241 научно-педагогический работник СПбГУ участвовал в экспертных, научных и учебно-методических советах, объединениях и комиссиях, действующих при федеральных органах исполнительной, законодательной и судебной власти. 46 университетских коллег были экспертами РАН, 10 — государственных отраслевых научных академий, 29 — ВАК, 40 — РНФ, 12 — ЕГЭ. Помимо того, 17 научно-педагогических работников СПбГУ вели экспертную деятельность в интересах зарубежных научных академий и фондов. Многогранная и плодотворная деятельность экспертов за пределами Университета способствует повышению престижа и авторитета СПбГУ как крупнейшего и ведущего научно-образовательного и экспертного учреждения.

    Внесение изменений в состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ

    24 сентября 2021 года под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Чернышенко состоялось заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия СПбГУ, по результатам которого Минобрнауки России совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом было поручено проработать вопрос о расширении состава организационного комитета. Этот вопрос также обсуждался в рамках заседания попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета 29 ноября 2021 года.

    Ректором СПбГУ Н. М. Кропачевым проведены переговоры и получено согласие на вхождение в состав организационного комитета со стороны следующих лиц:

    • Герман Оскарович Греф — президент, председатель правления, член наблюдательного совета, исполнительный директор ПАО «Сбербанк», выпускник Ленинградского государственного университета
    • Сергей Борисович Иванов — специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, выпускник Ленинградского государственного университета
    • Андрей Леонидович Костин — президент — председатель правления, член наблюдательного совета Банка ВТБ (ПАО), член попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета
    • Андрей Юрьевич Молчанов — председатель правления, генеральный директор, член совета директоров ПАО «Группа ЛСР», выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, член попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета
    • Александр Михайлович Сергеев — президент Российской академии наук, член попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета
    • Игорь Иванович Сечин — главный исполнительный директор, председатель правления, заместитель председателя совета директоров ПАО «НК «Роснефть», выпускник Ленинградского государственного университета, член попечительского совета Санкт-Петербургского государственного университета

    10 февраля издано распоряжение Правительства Российской Федерации № 218-р о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2960-р и включении этих лиц в состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Сведения о составе организационного комитета также опубликованы в специальном разделе на сайте СПбГУ.

    О встречах руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, представителями студсоветов, профсоюзных организаций

    На совещании вновь обсуждалась необходимость регулярно проводить в коллективах факультетов и институтов встречи с заведующими кафедрами, представителями студенческого совета и профсоюзным активом, а также вопрос о должном протоколировании таких встреч. Этот вопрос уже неоднократно затрагивался на ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 25.10.2021; Материалы ректорского совещания от 13.12.2021).

    Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, организация встреч руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, со студенческим активом, представителями профсоюзной организации является обязанностью деканов и директоров, зафиксированной в их трудовых договорах. Он отметил, что в январе даже с учетом зимней сессии были организованы и проведены встречи со студенческим активом всеми руководителями, кроме директоров институтов ВШМ, ВШЖиМК (по просьбе студентов), деканов факультета иностранных языков и факультета искусств.

    По-прежнему большинство руководителей уделяет мало внимания обсуждению проблем с профсоюзным активом. Только в пяти коллективах (Института истории, факультета психологии, математико-механического, филологического, экономического факультетов) проведены встречи с профсоюзами. Не проведены встречи с заведующими кафедрами деканами факультетов искусств, политологии, биологического, математики и компьютерных наук.

    В январе к выполнению своих обязательств внимательно отнеслись руководители филологического, экономического, математико-механического факультетов, факультета психологии, а также Института истории.

    В. В. Еремеев еще раз подчеркнул: важность организации таких встреч и приемов определяется тем, что анализ опубликованных материалов позволяет руководителям и всем универсантам получать крайне важную и своевременную информацию для принятия решений (в том числе и управленческих), адекватно и быстро реагировать на возникающие проблемы и принимать соответствующие меры для их решения.

    Оборудование в СПбГУ гибридных аудиторий

    В течение 2021 года в СПбГУ было введено в эксплуатацию 37 гибридных аудиторий, обеспечивающих полноформатный сценарий смешанного обучения. В этих аудиториях возможность двустороннего общения между собой (видео / звук / контент высокого качества) имеют студенты, находящиеся в аудитории, студенты, обучающиеся удаленно, и преподаватель.

    Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, с начала пандемии за 2020–2021 годы в Университете было оборудовано порядка 500 аудиторий, обеспечивающих возможность дистанционного обучения в различных сценариях:

    • 307 аудиторий для дистанционного обучения, когда оборудовано специальное рабочее место преподавателя для проведения дистанционных занятий с обучающимися удаленно
    • 148 — для смешанного обучения, когда преподаватель имеет возможность двустороннего общения с занимающимися удаленно студентами, находясь на ограниченном расстоянии (не более пяти метров) от вебкамеры, при этом студенты, присутствующие в аудитории, при необходимости могут видеть и слышать своих сокурсников, занимающихся удаленно
    • 37 — для полноформатного смешанного обучения (используются гибридные аудитории)

    В планах на 2022 год предусмотрено дальнейшее развитие возможностей СПбГУ по проведению смешанного обучения. Так, в рамках действующего контракта предусматривается введение в эксплуатацию 15 гибридных аудиторий в Академической гимназии.

    Будет проводиться работа по созданию новых гибридных аудиторий, увеличению количества аудиторий, предоставляющих возможность проведения смешанного обучения, для наиболее полного удовлетворения потребностей учебного процесса.

    Результаты работы реставраторов СПбГУ с предметами СПбГУ

    На совещании рассматривались результаты двухлетней работы реставраторов СПбГУ (в 2020–2021 годах) по восстановлению мебели и других предметов в зданиях Университета. Эта деятельность велась на добровольной основе сотрудниками СПбГУ под руководством заведующего кафедрой реставрации доцента Владимира Сергеевича Торбика, реставратора высшей категории. Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, ориентировочная стоимость работ (при выполнении их сторонней организацией) — 9,8 млн рублей.

    Были представлены образцы работы реставраторов (см. Презентацию) и общий перечень выполненных работ:

    • реставрация мебели и экспонатов музея палеонтологии (в том числе двух картотечных шкафов, фанерованных дубом (начало ХХ века), книжного шкафа, облицованного дубом (конец века), восьми венских стульев фирмы «Тонет» (конец века), реставрация экспонатов палеонтологической коллекции: слепков черепов ящеров — парейозавра, скутозавра, двинозавра)
    • реставрация мебели минералогической коллекции (в том числе подставки для экспонирования минералов, столика для хранения и экспонирования экспонатов минералогической коллекции, фанерованного ясенем (конец века)
    • реставрация двухтумбового письменного стола, облицованного дубом, из кабинета декана биологического факультета (конец века)
    • реставрация экспоната музея-квартиры Менделеева «Макет горы Благодать» ( век), реставрация выставочного оборудования музея
    • реставрация живописи падуги в музее-квартире Набокова: подготовлена и утверждена вся документация и получено разрешение КГИОП на продолжение реставрационных работ
    • реставрация кабинетного стула дубового дерева в здании по адресу 10-я линия В. О., д. 31–33 (конец века)

    Участники совещания выразили благодарность реставраторам за прекрасную работу. Отмечали ее важность для всего Университета. Первый заместитель декана факультета искусств Иван Григорьевич Уралов сообщил, что в Университете планируется создать новую клинику — центр реставрации культурного наследия, где студенты будут заниматься реставрационными работами под руководством опытных мастеров.