Материалы ректорского совещания
- О встрече с заместителем председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко
- Университету выделены средства из резервного фонда Правительства РФ
- Об организации процесса обучения
- Онлайн-курсы СПбГУ занимают лидирующие позиции в российских, европейских и мировых рейтингах
- Два проекта СПбГУ победили в конкурсе мегагрантов
- Окончен сбор заявок на конкурс РНФ по исследовательским инфраструктурам
По предложению ректора участники совещания почтили минутой молчания память профессора И. Я. Фроянова.
1. О встрече с заместителем председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко
2 декабря состоялась встреча заместителя председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко с руководителями организаций, подведомственных Правительству РФ: МГУ, СПбГУ, Курчатовского института, ВШЭ, РАНХиГС и Экономического университета. В ней приняли участие и ректор СПбГУ Н. М. Кропачев с проректором по научной работе С. В. Микушевым. В ходе встречи была продемонстрирована работа ситуационного центра Правительства РФ и новые подходы к современному цифровому управлению. В работе центра выделено две траектории: работа команд профессионалов, временных групп из экспертов и представителей органов власти, привлеченных для решения поставленных задач, и концепция работы, основанная на принципах коворкинга.
В ходе презентации работы центра руководству организаций, подведомственных правительству, в качестве примеров были продемонстрированы варианты решения нескольких вопросов. Например, вопрос о фактическом статусе доплат медицинскому персоналу клиник, работающему сегодня в «красной зоне». Анализ был основан на оперативно полученных цифровых данных напрямую из систем организаций и контролирующих органов, которые попали в мониторинг. По этим данным был проведен анализ средних выплат по каждому медицинскому работнику и приняты решения. Второй пример — мониторинг состояния строительства новых клиник в регионах. Вместо запросов руководству регионов было осуществлено подключение к камерам видеонаблюдения на площадках, где должна идти реконструкция или строительство объектов, и получена реальная картина. Там, где камер не было, их установили за сутки, и стройка сразу началась!
Таким образом, полученные первичные цифровые данные эксперты могут анализировать в рамках системной модели. Новая информация позволяет органам власти крайне быстро реагировать при решении разных вопросов.
На ректорском совещании отмечалось, что это новый подход к работе с информацией, учитывающий ее достоверность, целостность и проверяемость. Важны требования, предъявляемые и к показателям результативности, они должны быть измеримы, достижимы и проверяемы. Деятельность отдельных людей и организаций будут оценивать, используя «цифровой след» и данные из максимально возможного числа источников. Случаи искажения данных при таком подходе достаточно быстро будут выявлены. Требования к качеству и объективности информации будут повышены.
В нашем Университете аналогичный подход к работе с данными реализуется уже не первый год.
Например, еще в начале 1990-х в Университете было хорошо известно, что работники естественнонаучных подразделений в Петергофе (особенно научных институтов) в разные дни работают по-разному. Но как именно, никто не мог точно оценить. А в 2010–2012 годах проректоры по направлениям математика, механика, процессы управления, физика и химия И. А. Дементьев и В. В. Еремеев (На пути к единому Университету: проректоры по направлениям) просто запросили данные о расходе электроэнергии в петергофских зданиях в разные дни. И сразу стало понятно, какова активность научно-педагогических работников в каждый день недели, выявились два явных «присутственных дня». А это позволило, например, решить вопрос с размещением научного оборудования Научного парка (Научный парк: на пути в завтрашний день), повысить эффективность использования помещений в Петергофе.
Пока не провели масштабную инвентаризацию всех помещений общежитий в 2011–2012 годах и не создали открытую базу данных, не было известно точное число свободных и занятых мест и конкретные свободные места в каждом здании (Просим освободить помещение!, Студгородок: прошлое и настоящее), что не позволяло нормально организовывать поселение и переселение студентов, повышать эффективность использования студенческих общежитий. В 2012 году ввели в эксплуатацию модуль системы 1С, в котором работали административные сотрудники Студгородка. А с 2014 года в Университете действует открытый сервис с внешним интерфейсом, доступный всем, с помощью которого можно посмотреть количество свободных мест.
Пока не создали в 2014–2015 годах единую и открытую базу данных учебных аудиторий, их постоянно не хватало (Материалы ректорского совещания от 12.05.2014). Аналогичным образом решались вопросы с расписанием занятий (2014–2015) (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее), с организацией доступа к научному оборудованию и повышением эффективности его использования (с 2010 года) (Научный парк: на пути в завтрашний день), с повышением эффективности аренды помещений (с 2008 года) (Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее), с повышением эффективности работы Научной библиотеки (с 2011 года) (Нам удалось остановить беспредел), с организацией музейной деятельности и повышением эффективности использования в учебной и научной деятельности музейных коллекций СПбГУ (с 2011 года) (Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть первая, Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть вторая), с публикациями научно-педагогических работников (с 2015 года) («Работа над ошибками» в РИНЦ), с повышением эффективности издательской деятельности (с 2016 года) (Научные журналы Университета: от «домашних» изданий к авторитетным международным).
По результатам обсуждения даны поручения проректорам: каждому в области своей компетенции оценить, в какой степени текущие процессы переведены в цифровой формат в каждом из подчиненных подразделений, насколько каждая служба Университета готова представить верифицированные цифровые данные о своей работе, насколько работники готовы к работе с таким типом информации и сведений. Наша система обмена информацией должна соответствовать принципам и требованиям цифровой экономики. Пока же было отмечено, что уровень информационной интеграции различных служб и подразделений еще далек от совершенства, не в полной мере решен вопрос цифровой грамотности работников. Кроме того, для правильного анализа первичных данных по организации нужна помощь экспертов.
2. Университету выделены средства из резервного фонда Правительства РФ
В связи с пандемией распоряжением Правительства РФ от 15.06.2020 главным администраторам средств федерального бюджета (министерствам и ведомствам РФ, бюджетным учреждениям, имеющим отдельную строку в государственном бюджете РФ) были выделены дополнительные средства на поддержку. Напомним, что статус главного администратора средств федерального бюджета наш Университет получил в 2009 году в связи с принятием специального закона о МГУ и СПбГУ. В июне нашему Университету было выделено 148,6 млн рублей на поддержку образовательной деятельности и 37,7 млн рублей на развитие медицинской деятельности. Решение было принято на основании четких критериев оценки деятельности вузов — главных администраторов средств федерального бюджета.
По результатам мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, СПбГУ за три года проделал путь с 84 до 5 места в рейтинге Министерства финансов РФ и вошел в группу АА+ (Материалы ректорского совещания от 08.06.2020). Результаты этого мониторинга принимаются во внимание при решении вопросов о выделении финансовых средств министерствам, ведомствам и другим главным администраторам средств федерального бюджета.
Решение о выделении средств принималось и на основе проверки эффективности деятельности главных администраторов по распоряжению ранее предоставленными им средствами государственного бюджета. По итогам анализа распоряжением Правительства РФ от 28.11.2020 № 3154-р СПбГУ выделены средства из резервного фонда Правительства РФ: 95 930,8 тыс. рублей на поддержку образовательной деятельности и 97 218,4 тыс. рублей на развитие медицинской деятельности. Выделенные Университету средства могут расходоваться в том числе на выплаты научно-педагогическим, медицинским работникам и работникам сферы культуры (мониторируемых категорий). Эти средства будут распределены и выплачены до конца календарного года.
3. Об организации процесса обучения
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 30 обращений от преподавателей, студентов и их родителей (из них 16 — по учебным вопросам), 15 обращений поступило на электронную почту первого проректора по учебной и методической работе. В том числе были вопросы о расписания пересдач, о форме проведения занятий и промежуточной аттестации (например: О промежуточной аттестации и занятиях в дистанционном режиме).
В Виртуальную приемную поступили обращения от студентов, которые направили в комиссию по этике СПбГУ жалобу на некорректные действия преподавателя. Это заявление рассматривается комиссией. В связи с чем студенты предполагают, что во время зачета и экзамена этот преподаватель может необъективно оценивать их знания, и попросили о его замене. Как выяснилось, этот преподаватель вел занятия в нескольких группах. Но учебные занятия по этой дисциплине в осеннем семестре уже завершены, а промежуточная аттестация по соответствующей дисциплине будет (по учебному плану) в летнюю сессию. Просьба студентов о замене преподавателя будет учтена: для проведения зачета и экзамена будет назначен другой преподаватель, но не обязательно тот, о котором просят студенты. Таким образом, будет обеспечена максимальная объективность при оценке результатов промежуточной аттестации в отношении этих студентов.
На предыдущем ректорском совещании 30 ноября сообщалось: согласно Правилам обучения в СПбГУ, о расписании пересдач (в рамках дополнительной сессии) студента обязаны проинформировать за три календарных дня до зачета, при пересдаче экзамена — за неделю до даты экзамена (Материалы ректорского совещания от 30.11.2020). Студент образовательной программы бакалавриата написал в Виртуальную приемную, что ему долго не могли сообщить о времени пересдачи зачета, и сообщили слишком поздно (в середине дня в тот день, когда был зачет). В итоге он пропустил пересдачу. Произошло это, по его мнению, из-за неверной информации от сотрудников учебного отдела. По заявлению студента была проведена проверка. Выяснилось, что информация о дате и времени зачета была размещена в электронном расписании вовремя, но сотрудники учебного отдела некорректно проконсультировали студента. В результате студент сдал этот зачет в другую дату, а к сотрудникам учебного отдела будут применены меры дисциплинарного воздействия.
Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать с коллективами преподавателей и со студенческими советами учебно-научных подразделений с целью своевременного выявления возникающих в учебном процессе проблем. Например, первый заместитель декана восточного факультета А. А. Родионов передал ряд вопросов, заданных ему в ходе встречи со студсоветом факультета. Один вопрос касался занятий по физкультуре. На совещании разъяснялось, что эти занятия идут, но для этого студенты должны предварительно записаться в группы по отдельным видам спорта, по секциям. Организуют эту работу кураторы по физической культуре по каждому направлению (преподаватели кафедры физической культуры). Занятия по физкультуре, предусмотренные рабочей программой, проходят в соответствии с расписанием (в формате видеоуроков, теоретических занятий на платформе MS Teams и в другой форме в зависимости от вида спорта). Обращалось внимание директоров и деканов на то, что все студенты первого курса (в том числе иностранные) должны быть распределены по группам для занятий физкультурой.
Другой вопрос студентов-востоковедов был о системе прокторинга при освоении онлайн-курсов. Такой же вопрос был недавно у студентов-биологов (Материалы ректорского совещания от 02.11.2020) и студентов-математиков (Материалы ректорского совещания от 30.11.2020). На совещании сообщалось, что директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ В. А. Старостенко готов провести отдельные встречи со студентами различных образовательных программ, чтобы дать все необходимые разъяснения, ответить на вопросы и снять все опасения перед новой для них процедурой.
Декан факультета математики и компьютерных наук С. В. Иванов передал вопрос, заданный ему в ходе встречи со студсоветом факультета, об использовании системы Examus при проведении прокторинга. Оперативно была проверена информация о возможности использования информационной системы Линукс при сдаче экзамена с прокторингом от Examus. В рамках тестирования каких-либо проблем при использовании связки этого ПО не выявлено. В. А. Старостенко предложил собрать студсовет факультета и в рабочем режиме в ВКС дать консультации студентам и ответить на вопросы, которые их беспокоят (так же, как это делалось ранее по просьбе деканов биологического, юридического и других факультетов).
На совещании разъяснялось, что есть ограничения для использования системы Examus при проведении аттестации с использованием мобильных устройств. Формат мобильной связи сознательно не используется при прокторинге Examus с методической точки зрения, поскольку на мобильных устройствах есть возможность обхода записи экрана и списывания (нельзя проверить, кто отвечает на вопросы теста).
При возникновении проблем с оснащенностью студентов персональными компьютерами или видеокамерами при сдаче зачетов и экзаменов нужно обращаться напрямую к декану факультета, директору института или в учебное управление. В таких ситуациях вопросы решаются в рабочем порядке: студент может сдать зачет, экзамен, аттестацию в рамках онлайн-курса в оснащенных аудиториях в учебных зданиях СПбГУ или в общежитии. Если студенты находятся за пределами Санкт-Петербурга, но на территории РФ, Университет находит возможности использования оборудования в вузах — партнерах СПбГУ. Для студентов-иностранцев находятся возможности использования оборудования в университетских центрах тестирования по русскому языку (в разных странах) либо в зарубежных вузах — партнерах СПбГУ. В любом случае (как ранее уже неоднократно сообщалось) есть возможность по дисциплине, по которой есть технические проблемы с прохождением зачета или экзамена, получить индивидуальный график прохождения промежуточной аттестации, написав соответствующее заявление в адрес начальника учебного отдела или заместителя начальника учебного управления по соответствующему направлению.
Был также вопрос студентов-востоковедов о расписании работы отраслевого отдела Научной библиотеки. В связи с этим на совещании разъяснялось, что среди сотрудников ректората есть лица групп риска (относящиеся к категории 65+ и имеющие хронические заболевания). В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора они переведены на дистанционный формат работы. По данным, полученным за последние три недели, уровень заболеваемости COVID-19 среди сотрудников ректората выше, чем у научно-педагогических работников. Поэтому сотрудники Научной библиотеки (в том числе отраслевых отделов) работают по графику, обеспечивая очное присутствие на абонементе. Этот график работы составлен с учетом того, что некоторые сотрудники болеют. Студенты предложили сдвинуть начало работы отраслевого отдела Научной библиотеки на более позднее время и, соответственно, позже закрывать библиотеку. Это предложение уже реализовано. Директорам и деканам рекомендовано выяснить у представителей студсоветов других подразделений их пожелания о графике работы других отраслевых отделов библиотеки.
4. Онлайн-курсы СПбГУ занимают лидирующие позиции в российских, европейских и мировых рейтингах
3 декабря Coursera опубликовала рейтинг самых популярных онлайн-курсов по странам за 2020 год (Most Popular Courses by Country 2020). В категории «Самые популярные курсы в России» на первое место вышел онлайн-курс СПбГУ «Нейролингвистика» на английском языке (авторский коллектив под руководством Т. В. Черниговской).
В рейтинге присутствуют курсы и других российских вузов: ВШЭ — «Основы программирования на питон», «Экономика для неэкономистов» (2 и 6 место соответственно); МИФИ — «Математика для питон» (8 место); Новосибирского государственного университета — «Основы фотографии» (9 место); Яндекса+ВШЭ — «Введение в машинное обучение» (10 место). В десятку популярных в России онлайн-курсов входят также курсы иностранных вузов: Университета Сан-Диего (курс «Учимся учиться»), Университета Пенсильвании («Английский для развития карьеры»), Йельского университета («Наука счастья»), Стэнфордского университета («Машинное обучение»).
А чуть ранее крупнейший международный агрегатор онлайн-курсов Class Central, который регулярно анализирует главные тренды массовых открытых онлайн-курсов и статистические данные, опубликовал свой рейтинг самых популярных онлайн-курсов мира (The 100 Most Popular Free Online Courses), в который вошли два англоязычных курса СПбГУ. В топ-100 за 2020 год наши курсы занимают 29 и 31 строчки рейтинга: «Нейролингвистика» (под руководством Т. В. Черниговской) и «Японский для начинающих» (под руководством И. С. Ибрахим). Аудитория слушателей каждого из этих курсов, запущенных 26 марта и 4 мая, уже превысила 50000 человек. Также из российских вузов в рейтинге присутствует МИФИ с курсом «Погружение в питон» (63 место).
Было отмечено, что нахождение онлайн-курсов СПбГУ в международных рейтингах — не случайность, а результат планомерной и слаженной работы команды профессионалов.
Последние несколько лет (с 2013 года) НИУ «Высшая школа экономики» был лидером в области онлайн-образования. Этой весной СПбГУ смог переломить ситуацию в свою пользу и продолжает увеличивать отрыв по настоящий момент. Слушатели отдают предпочтение онлайн-курсам СПбГУ, основанным на передовых разработках сильнейших научных школ и подготовленным лучшими преподавательскими составами.
СПбГУ с весны удерживает пальму первенства на национальной платформе «Открытое образование», в настоящий момент там размещено 146 курсов (из 663). На втором месте — НИУ ВШЭ (100 курсов), на третьем — Санкт-Петербургский политехнический университет (90 курсов). Подчеркнем, что Политех выиграл конкурс на создание Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО) с объемом финансирования 22 млн рублей. Аналогичные гранты из вузов, представленных на НПОО, получили МГУ, Томский и Тюменский университеты, тогда как СПбГУ не имеет какой-либо бюджетной поддержки на организацию создания онлайн-курсов.
Но теперь СПбГУ занимает первое место не только по количеству курсов, но и по охвату аудитории: количество слушателей онлайн-курсов СПбГУ уже превысило 1,7 млн человек. Второе место занимает НИУ ВШЭ, третье — у Санкт-Петербургского политехнического университета.
В декабре, благодаря размещению большого объема образовательного контента, СПбГУ удалось войти в топ-5 всех образовательных организаций, разместивших свои онлайн-курсы на платформе Coursera. Для сравнения: абсолютный лидер на Coursera — Google Cloud (США) — представил 204 онлайн-курса. На втором и третьем месте — Иллинойский университет в Урбана-Шампейн (148 курсов) и Университет Колорадо в Боулдере (125 курсов). По состоянию на 5 декабря, СПбГУ разместил здесь 122 онлайн-курса и делит четвертое место с Университетом Пенсильвании. Из российских вузов наш ближайший конкурент — НИУ «Высшая школа экономики», разместивший на Coursera 106 онлайн-курсов (9 место).
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ В. А. Старостенко отметил, что аудитория онлайн-курсов также постоянно растет, и для популярных курсов прирост составляет до 1500 человек в неделю. Совместная работа авторов-преподавателей и коллектива ЦРЭОР направлена на разработку и производство онлайн-курсов высокого качества в соответствии с передовыми разработками в области информационных технологий, учитывающими последние научные разработки и бизнес-практики.
Благодаря тому, что авторские коллективы продолжали работать и в период пандемии, осенью 2020 года СПбГУ значительно расширил линейку курсов. Многие из запущенных курсов стали настоящим прорывом и в технологии производства онлайн-курсов. Среди них особого внимания заслуживают курсы «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы» (автор В. В. Архипов) и «Криминология» (автор А. Л. Гуринская), которые были сняты в принципиально новой стилистике.
Курс «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы» снят в виде компьютерной игры, которую по мере изучения курса проходит пользователь, а «Криминология» — в виде краш-курса. Оба онлайн-курса уже реализуются на платформе «Открытое образование» и положительно оцениваются внешней аудиторией.
Например, на курс «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы» на платформе «Открытое образование», по состоянию на 06.12.2020, записано 2081 человек. Автор курса — доктор юридических наук, доцент В. В. Архипов — недавно стал лауреатом премии «Цифровой юрист года», являющейся частью «Премии Рунета 2020», в специальной номинации Moscow Digital School «Лучший преподаватель цифрового права» за достижение высоких результатов в области педагогики, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области цифрового и информационного права. Чашу весов в пользу номинанта во многом склонили разработанные им онлайн-курсы.
Помимо прироста аудитории онлайн-курсы СПбГУ показывают хорошие финансовые результаты. Прогнозные финансовые показатели сообщались в рамках ректорского совещания в конце октября (Материалы ректорского совещания от 26.10.2020). Новые данные будут объявлены по итогам четвертого квартала после получения данных от платформ в феврале 2021 года.
В ближайшее время на сайте СПбГУ будет опубликован приказ о конкурсе на производство онлайн-курсов в 2021 году, и больше авторов и авторских коллективов, вдохновленных успехами коллег, смогут предложить свои идеи по расширению линейки онлайн-курсов. Доходность этого направления деятельности и выплаты роялти от реализации будут дополнительным стимулом к созданию новых онлайн-курсов СПбГУ, уникальных по форме и содержанию.
5. Два проекта СПбГУ победили в конкурсе мегагрантов
Подведены итоги восьмой очереди конкурса на предоставление грантов для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых (мегагрантов Правительства РФ). На конкурс было подано 465 заявок от 222 организаций (из них: 138 вузов и 84 научные организации). По итогам рассмотрения документов конкурсной комиссией Минобрнауки России 49 заявок было отклонено, к участию в конкурсе было допущено 416 заявок (из них две заявки были отозваны участниками конкурса и не рассматривались конкурсной комиссией). По итогам восьмой очереди конкурсного отбора победили 43 заявки.
От СПбГУ направлено и участвовало в конкурсе 11 заявок. Поддержку получили два проекта ведущих ученых:
- Хокан Пер Хеденмальм с проектом «Вероятностные методы в анализе: точечные процессы, операторы и пространства голоморфных функций» (область наук — математика, ответственный со стороны СПбГУ — профессор факультета математики и компьютерных наук Ю. С. Белов)
- Евгений Владимирович Розанов с проектом «Прогнозирование состояния озонового слоя с использованием моделирования и измерений состава атмосферы» (область наук — науки о Земле и смежные экологические науки, ответственный со стороны СПбГУ — профессор кафедры физики атмосферы Ю. М. Тимофеев)
Общий объем финансирования по каждому из проектов — 90 млн рублей из средств гранта на три года реализации проекта (с 2021 по 2023 год).
Для сравнения на совещании приводилась статистика по допущенным и поддержанным заявкам других вузов:
- НИУ ИТМО (поддержано — 3, допущено — 11)
- Томский политехнический университет (2 из 4)
- Сколковский институт науки и технологий (2 из 5)
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (2 из 5)
- Томский государственный университет (2 из 14)
- «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) (1 из 2)
- МГУ (1 из 5)
- НИТУ «МИСиС» (1 из 8)
- НИУ «Высшая школа экономики» (0 из 9)
- Санкт-Петербургский политехнический университет (0 из 9)
Участники совещания поздравили наших победителей — ведущих ученых, которые возглавят научные лаборатории СПбГУ.
6. Окончен сбор заявок на конкурс РНФ по исследовательским инфраструктурам
В августе 2020 года был объявлен конкурс на получение грантов РНФ по мероприятию «Проведение исследований на базе существующей научной инфраструктуры мирового уровня» президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Прием заявок завершился 15.10.2020.
На совещании анализировались итоги сбора заявок на этот конкурс. В этом году было подано 1346 заявок. В конкурсе участвует 189 объектов инфраструктуры (ЦКП и УНУ), созданных на базе 144 организаций. По конкурсу 2019 года было подано 1458 заявок. В конкурсе участвовало 256 объектов инфраструктуры (ЦКП и УНУ), созданных на базе 192 организаций.
В рамках конкурса этого года от СПбГУ направлено 25 заявок, предполагающих реализацию проектов с использованием различных образовательных организаций, десять из них предполагают реализацию проектов с использованием ЦКП «Научный парк СПбГУ». По конкурсу 2019 года от СПбГУ было направлено 28 заявок, предполагающих реализацию проектов с использованием различных образовательных организаций, из них 12 предполагали реализацию проектов с использованием ЦКП «Научный парк СПбГУ».
В этом году лидерами по числу поданных заявок среди образовательных организаций стали:
- «Курчатовский источник синхротронного излучения» НИЦ «Курчатовский институт» (подано 50 заявок)
- Центр коллективного пользования «Научный парк СПбГУ» (49 заявок)
- третье / четвертое места делят ЦКП «Протеом человека» (НИИ биомедицинской химии имени В. Н. Ореховича) и Суперкомпьютерный комплекс МГУ имени М. В. Ломоносова (по 33 заявки)
По конкурсу 2019 года среди образовательных организаций по поданным заявкам лидерами были:
- Центр коллективного пользования «Научный парк СПбГУ» (44 заявки)
- ЦКП Института органической химии РАН имени Н. Д. Зелинского (29 заявок)
- Центр доклинических и трансляционных исследований ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России (28 заявок)
- «Комплекс уникальных научных установок и центров коллективного пользования ИЯФ СО РАН для проведения исследований и разработок с использованием пучков заряженных и нейтральных частиц, высокотемпературной плазмы, синхротронного и терагерцового излучения» ИЯФ СО РАН (27 заявок)
Среди организаций по поданным заявкам лидирует МГУ имени М. В. Ломоносова (69 заявок). В том числе ЦКП «Суперкомпьютерный комплекс МГУ» (33 заявки), ОИ «Банк-депозитарий живых систем» (16), ОИ «Ускорительный комплекс НИИЯФ МГУ» (12), УНУ 3D-ЭМС (5), ОИ ЦКП «Субдиффракционная микроскопия» (3).
На втором месте — НИЦ «Курчатовский институт» (58 заявок). В том числе «Курчатовский источник синхротронного излучения» (50), «Нейтронный исследовательский комплекс на базе реактора ИР-8» (8). На третьем месте — Томский государственный университет (51 заявка). В том числе ЦКП «Высокопроизводительные системы и технологии» (18), «Научная библиотека Национального исследовательского Томского государственного университета» (14), «Система экспериментальных баз, расположенных вдоль широтного градиента (УНУ "Мегаустановка")» (7), «Томский региональный центр коллективного пользования» (7), «Радиофизический комплекс: Высотный поляризационный лидар для зондирования атмосферы и Томская ионосферная станция "ЛИДАР-ИОНОЗОНД"» (5). На четвертом месте — Сколковский институт науки и технологий (50 заявок). В том числе ЦКП «Визуализация высокого разрешения» (18), ЦКП «Биовизуализация и спектроскопия» (16), ЦКП в области геномики (16). На пятом месте — «Научный парк СПбГУ» (49 заявок).
Далее — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (42 заявки). В том числе «СКЦ Политехнический» (25), ИЦ ЦКИ (11), Информационно-библиотечный комплекс СПбПУ (5), Лаборатория аэродинамики и теплообмена (1).
На ректорском совещании отмечалось, что речь пока идет о принятых к рассмотрению заявках на этот конкурс. Дата объявления результатов — 01.03.2021. Очевидны изменения портфелей объектов научной инфраструктуры, предоставляемых ведущими организациями для внешних пользователей, что привлекло дополнительные заявки на конкурс. Для Университета имеет смысл провести переоценку своих ресурсов и активностей, выделить элементы научной инфраструктуры СПбГУ, которые необходимо переформатировать для того, чтобы иметь возможность представить их широкой академической общественности. Директорам и деканам предложено проанализировать результаты сбора заявок, оценить возможности учебно-научных подразделений и представить предложения по уникальным элементам научной инфраструктуры.