Материалы ректорского совещания
Второй международный конгресс Русского общества истории и философии науки
27–29 ноября на площадке СПбГУ прошел второй международный конгресс Русского общества истории и философии науки. Рассматривались основные разделы истории и философии науки, представленные в России, а также новые области исследований, которые только начинают развиваться в нашей стране. Был сделан акцент на обсуждении вопросов взаимодействия философских, научных, технологических исследований и общества в современности и в исторической перспективе. Среди них — связь целей научной деятельности со значимыми общественными целями, место научных экспертиз в актуальных общественных дискуссиях, способность научного знания отвечать на важнейшие вызовы современности. В работе 14 секций и девяти круглых столов приняли участие более 400 российских и более 50 зарубежных ученых (из США, Великобритании, Нидерландов, Франции, Германии и др.).
На ректорском совещании отмечалось, что СПбГУ все чаще становится организатором или соорганизатором научных мероприятий международного уровня. Эта деятельность способствует продвижению имиджа Университета.
Всероссийская научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения»
25–26 ноября в СПбГУ состоялась четвертая Всероссийская научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения». Она включала три круглых стола, работавших 25 ноября. Конференция была организована при поддержке Ассоциации ведущих университетов (АВУ).
26 ноября в режиме видеоконференции состоялось пленарное заседание, которое открыл ректор СПбГУ, председатель АВУ, член-корреспондент РАН Н. М. Кропачев. Также с приветствием выступил председатель отдела внешних церковных связей, президент Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион. В обсуждении сложных теологических вопросов принимали участие представители различных конфессий — главный раввин России Берл Лазар, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Соборной мечети Санкт-Петербурга Равиль-хазрат Панчеев, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, председатель Совета по исламскому образованию, ректор Российского исламского института Р. М. Мухаметшин, а также их светские коллеги, ученые-теологи. Материалы конференции будут опубликованы в журнале «Вопросы теологии», который издается СПбГУ и общецерковной аспирантурой и докторантурой Санкт-Петербургской духовной академии.
Об организации процесса обучения
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 29 обращений от преподавателей, студентов и их родителей (из них 11 — по учебным вопросам), 22 обращения поступило на электронную почту первого проректора по учебной и методической работе. В том числе были вопросы о переводах и восстановлениях, о сроках и расписании пересдач, о назначении стипендии, о запросах справок и дубликатов документов.
Был вопрос в Виртуальной приемной от студента о сроках информирования о расписании пересдач. О расписании промежуточной сессии студентов информируют за две недели до первого экзамена или зачета. А дополнительная сессия идет в течение всего семестра, особенно у тех, кому назначен индивидуальный график. Студент спрашивает, почему его уведомили только за четыре дня до зачета по немецкому языку. На совещании разъяснялось: согласно Правилам обучения в СПбГУ, о расписании пересдач (в рамках дополнительной сессии) студента обязаны проинформировать за три календарных дня до первого зачета, при пересдаче экзамена — за неделю до даты экзамена. Поэтому в данном случае правила были соблюдены.
Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать с коллективом преподавателей и со студенческими советами учебно-научных подразделений. Например, декан факультета математики и компьютерных наук С. В. Иванов передал вопрос, заданный ему в ходе встречи со студсоветом факультета, о системе прокторинга при освоении онлайн-курсов. Такой же вопрос был недавно у студентов-биологов (Материалы ректорского сощания от 02.11.2020). На совещании сообщалось, что директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ В. А. Старостенко готов провести отдельные встречи со студентами различных образовательных программ, чтобы дать все необходимые разъяснения, ответить на вопросы и снять неуверенность студентов-математиков перед новой для них процедурой. Всем руководителям учебно-научных подразделений предложено организовать такие встречи (по их запросу).
Был ряд вопросов о работе технического оборудования и программного обеспечения. Первый: о том, что при работе в MS Teams возникают проблемы со звуком, а также плохо работает функция «Поделиться экраном» (студенты не видят экран, демонстрируемый преподавателем). Разъяснялось, что возможные проблемы со звуком — следствие использования облачных платформ дистанционного обучения, низкого качества интернет-соединения и технических параметров оборудования (как у преподавателей, так и у обучающихся, подключающихся с разных устройств и из разных точек планеты). При наличии проблем рекомендуется использовать режим аудиоконференции, который менее требователен к качеству интернет-соединения и характеристикам компьютера. Функция «Поделиться экраном» стандартна для таких систем, как MS Teams, Zoom. Возможные проблемы могут быть связаны с недостаточной подготовкой преподавателей к работе с этой системой.
Напомним, что постоянно пополняемая коллекция инструкций и методических материалов публикуется на портале СПбГУ. В скором времени там же будут опубликованы записи учебных вебинаров, участниками которых стали тысячи преподавателей СПбГУ.
Второй вопрос — тоже об использовании MS Teams. У одного из преподавателей в течение 40 минут программа писала: «Произошла какая-то ошибка, попробуйте через несколько минут». Пришлось срочно организовывать конференцию в Zoom. Ряд преподавателей отмечает, что программа MS Teams не запускается на кафедральных компьютерах, не хватает мощностей домашних ноутбуков и настольных компьютеров, есть проблемы с управлением работой студентов на семинарах, неудобный интерфейс.
Такие проблемы существуют на ряде компьютеров в разных зданиях, которые ранее не использовались для проведения занятий с мультимедийным ПО и оборудованием и по ряду характеристик могут не удовлетворять требованиям MS Teams. По обращениям директоров и деканов, заведующих кафедрами проводится точечная модернизация оборудования, с учетом существующих резервов оборудования и комплектующих. Кроме этого, выполняется комплексное дооснащение и переоснащение: закуплено 75 ПК для обновления компьютерного парка (в среднем по три компьютера на факультет), 120 ноутбуков для научно-педагогических работников (в среднем по пять ноутбуков на коллектив факультета). Будет рассмотрен вопрос о возможности направления на эти цели дополнительно 260 ноутбуков (еще по 11 ноутбуков на коллектив института / факультета).
Третий вопрос: некоторые преподаватели высказывают мнение, что программа Zoom удобнее, хотя и ограничивает сеансы по времени для бесплатных аккаунтов. Разъяснялось, что программы MS Teams и Zoom — разные по своему назначению. Программа MS Teams — это программа для организации коллективной работы, интегрированная в корпоративную среду СПбГУ (использует учетные записи пользователей, группы пользователей, сформированные по курсам обучения, команды — курсы), с возможностью автоматической записи и хранения собраний, размещения файлов и т. д. А программа Zoom — платформа для проведения аудио-, видеособраний, более простая в использовании из-за отсутствия возможностей по корпоративной работе. Не предоставляет возможности автоматического размещения записей собраний (записи необходимо потом переносить на специальные ресурсы).
Вопрос четвертый: по словам студентов, в общежитии СПбГУ, расположенном в Невском районе (пр. Солидарности, д. 27, к. 1), часто отключается Интернет. Студенты просят принять меры. В ответ разъяснялось: по данным системы мониторинга, загрузка портов данного общежития — на уровне 20 %. Последний перерыв связи в этом общежитии зафиксирован 25 сентября в 15:21 длительностью 28 минут (при отключении электропитания).
Основные проблемы и жалобы абонентов сети Интернет связаны с работой личного оборудования. Значительное число обучающихся использует свои Wi-Fi-роутеры, к которым подключают незарегистрированных в УСИТ пользователей. В связи с этим возможны сбои в работе личного оборудования и уменьшение скорости загрузки. Как показывает анализ обращений обучающихся в Виртуальную приемную, с жалобами на плохое качество Интернета, как правило, обращаются не зарегистрированные в качестве абонентов обучающиеся. При проверке оказывается, что у абонента, заплатившего за Интернет, жалоб к его качеству нет.
Пятый вопрос: «К сожалению, имели место также не очень плодотворные контакты со службой УСИТ». Заведующий кафедрой сообщил, что в одном из сеансов работы с MS Teams оказалось, что он не мог войти в программу, которая «выдала» ему следующий текст: «Вы не имеете доступа, поскольку Ваша организация не оформила аккаунт или у Вас недействителен пароль». Он попытался справиться своими силами, но безуспешно, пытался звонить по указанному телефону, тоже не дозвонился, в итоге написал в службу поддержки.
Как выяснилось, пароль этот работник менял самостоятельно 28–29 сентября (имеется запись в логах системы авторизации). При этом пароли от логинов для входа во все системы (используется одна единая учетная запись) одинаковые. Вспомнив правильный пароль, он смог войти в MS Teams. Его обращение было зафиксировано первой линией техподдержки по телефону (письменного обращения не зафиксировано). При этом служба технической поддержки не имеет информации о паролях пользователей и не может оперативно (без подтверждения личности обратившегося) проводить дистанционный сброс пароля. Поскольку проблема была решена пользователем самостоятельно, и повторных обращений не было, заявка была закрыта по истечении срока давности. По факту обращения дополнительно была проведена очная встреча с ним для проведения консультаций и дополнительной настройки оборудования. Принято решение, и проведена модернизация ПК в одной из аудиторий Менделеевского центра для улучшения работы сотрудников этой кафедры в MS Teams.
Нарушения и дисциплинарные взыскания
Информация о нарушениях внутреннего трудового распорядка поступает из разных источников, как в результате анализа материалов приема и встреч должностных лиц, деканов и директоров с гражданами, представителями студенческих советов и профсоюзной организации, так и по обращениям в Виртуальную приемную, на электронную почту и др.
Например, 12 ноября студентка первого курса обратилась к первому проректору по учебной и методической работе относительно нескольких случаев позднего (начинавшихся позднее, чем указано в расписании) начала занятий, проводимых преподавателем кафедры теории и истории социологии, ассистентом В. С. Стариковым. Проведенная проверка подтвердила указанные факты. В своей объяснительной преподаватель признал факты опоздания, объяснил их «техническими ограничениями и проблемами доступа к сети Интернет (онлайн)», и обязался провести дополнительные занятия (семинары) по курсу «История социологии», согласовав даты и время их проведения со студентами. При рассмотрении вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности учитывается отсутствие злого умысла, степень вины работника, принцип соразмерности наказания тяжести проступка и обстоятельства его совершения, его отношение к труду. Учитывая, что ранее ассистент В. С. Стариков не имел нареканий на соблюдение трудовой дисциплины, в целом характеризуется положительно, принято решение ограничиться предупреждением о недопустимости подобных нарушений впредь.
На совещании отмечалось, что за последние три месяца зафиксировано 27 нарушений, по каждому из которых было поведено служебное расследование и приняты меры дисциплинарного воздействия (для сравнения: в тот же период 2019 года было 12 нарушений). В этом году самое массовое — нарушение масочного режима (десять взысканий), затем — курение в неположенном месте (трое преподавателей-филологов: доценты О. В. Блинова, А. И. Рыко, С. А. Тахтаджян), а также нарушения порядка и режима охраны. В частности, инженер-исследователь Бойченко передала свой пропуск другому лицу для входа на территорию Университета, инженер УСИТ С. В. Сюкалов нарушил правила выноса техники из здания СПбГУ, профессор Института наук о Земле С. Н. Максимов при въезде во двор здания на 10-й линии, д. 33 «доломал» створку ворот и тем самым нанес ущерб Университету.
Реализация проекта «Персональные цифровые сертификаты»
В 2018 году в рамках Национальной технологической инициативы был создан Центр технологий распределенных реестров СПбГУ (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 24.06.2019). Центр занимается научными и прикладными разработками, а также учебно-методической работой. Так, за два года создано шесть дополнительных образовательных программ, пять онлайн-курсов и три магистерские программы (по физико-математическим наукам, экономике и политологии).
Недавно прошло очередное мероприятие на платформе АНО «Университет национальной технологической инициативы 2035». Размещенная там информация об образовательных программах СПбГУ, созданных преподавателями — экспертами Центра технологий распределенных реестров, была востребована. Государство оплачивает это обучение в форме персональных цифровых сертификатов с целью формирования у населения России компетенций в сфере цифровой экономики. 17 слушателей получили такие сертификаты, десять из них прошли обучение. Таким образом, СПбГУ стал участником проекта «Персональные цифровые сертификаты» (в рамках федерального и регионального проекта «Кадры для цифровой экономики»). Эти возможности будут развиваться.
Студенты СПбГУ — победители конкурса проектов IT Академии Samsung 2020
Два года назад СПбГУ подписал договор о стратегическом партнерстве с компанией Samsung Electronics. Позже было подписано соглашение о реализации в Университете образовательного проекта «IT Академия Samsung» (Ректор СПбГУ и президент штаб-квартиры Samsung подписали соглашение о сотрудничестве). Наши студенты стали участниками проектов компании Samsung.
Недавно работа студентов СПбГУ трех образовательных программ прикладных математиков «Система мониторинга свободных мест в электропоезде» вышла в финал Межвузовского конкурса проектов IT Академии Samsung 2020 и вошла в тройку лидеров в разделе «Интернет вещей». Финал прошел 11.11.2020. Команда СПбГУ (Александра Гаврилова, Никита Антонов и Александр Тимофеев) заняла второе место. Система мониторинга свободных мест в электропоезде работает в Лондоне, а в нашей стране будет создана впервые, с удобным интерфейсом на основе системы мобильной связи.
Договор СПбГУ с Банком ВТБ
Между СПбГУ и Банком ВТБ (ПАО) заключен договор благотворительного пожертвования. Будут проведены строительные работы по установке ограждения в кампусе СПбГУ «Михайловская дача» вдоль Петергофского шоссе, строительные работы по обустройству дорожного проезда и др. Будет проведено благоустройство территории, чтобы к началу нового учебного года открыть кампус (включая девять общежитий и учебные корпуса) на хорошо защищенной охраняемой территории. На совещании была отмечена роль О. К. Дергуновой, директора института ВШМ СПбГУ, в заключении этого договора с банком ВТБ.
Участие экспертов СПбГУ в разработке концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга
В течение 2020 года приглашенные ведущие эксперты СПбГУ под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга В. Н. Княгинина приняли участие в работе по созданию проекта «Концепция научно-технологического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» (КНТР). В их числе — профессор С. П. Туник, декан биологического факультета академик И. А. Тихонович, директор Института педагогики Е. И. Казакова и др. В отчетах экспертов отмечено, что в составе рабочих групп «Естественные науки и математика», «Исследовательская и инновационная инфраструктура» под их руководством проведена огромная работа по выработке предложений к разделам будущей КНТР. При этом практически ни одно предложение не вошло в окончательный вариант.
26 ноября на заседании научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга был презентован проект концепции научно-технологического развития города до 2030 года. Все члены совета, заранее включенные в список выступающих, одобрили представленный вариант концепции. Далее выступили ректор СПбГУ, член-корреспондент РАН Н. М. Кропачев и ректор Горного университета профессор В. С. Литвиненко. В своем выступлении ректор СПбГУ обратил внимание губернатора и членов совета на несколько важнейших направлений научно-технического развития Санкт-Петербурга, описанных в текущей редакции КНТР, которые, по мнению авторов концепции, являются локомотивами дальнейшего развития города и заслуживают поддержки, но при этом не учитывают значительный вклад коллективов СПбГУ. Так, в отношении определения направления развития исследований и секторов научно-технологических разработок в сфере социальных и гуманитарных наук следует отметить роль социогуманитарных институтов СПбГУ, которые традиционно для нашего региона являются ключевым источником воспроизводства научных кадров, в том числе для институтов РАН, и генерации исследований в этой области. Н. М. Кропачев обратил внимание также на ценностный вклад в развитие социальной и гуманитарной областей знаний и необходимость включить социогуманитарные подразделения СПбГУ в проект КНТР в число опорных организационных структур наравне с упомянутыми отдельными подразделениями РАН. Схожим образом для сферы наук о жизни он отметил роль Института трансляционной биомедицины СПбГУ, которым руководит Р. Р. Гайнетдинов, входящий в топ наиболее цитируемых ученых мира. Ректор СПбГУ предложил отразить участие ИТБМ СПбГУ в качестве одной из лидирующих структур в своей области в числе опорных для КНТР, равно как и Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, оно окажет существенное влияние на представленность научно-технологических достижений региона на мировом уровне. Ректор Горного университета поддержал выступление Н. М. Кропачева и отметил наличие и других недостатков в представленной концепции.
Председатель совета, губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов попросил учесть критику. Кроме того, аналогичная концепция научно-технологического развития готовится в Ленинградской области. Рабочая группа правительств двух регионов займется доработкой и гармонизацией двух документов с учетом агломерации города с областью. И в общей для города и области концепции будут учтены предложения СПбГУ.
На ректорском совещании отмечалось, что в ходе подготовки концепции научно-технологического развития Санкт-Петербурга эксперты СПбГУ, члены рабочих групп, недостаточно оперативно реагировали на результаты обсуждения в группах. Подчеркивалось, что эксперты СПбГУ во время работы таких коллегиальных органов обязаны отстаивать не только свою собственную позицию по обсуждаемым вопросам, но и защищать интересы Университета.
Публикация сведений о преподавателях на портале СПбГУ
В Виртуальную приемную поступил вопрос от лица, не являющегося работником СПбГУ, касающийся публикации сведений о преподавателях Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева на портале СПбГУ, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Он не нашел сведений о некоторых преподавателях (о их уровне образования, квалификации и опыте работы), но обнаружил, по его словам, информацию о преподавателях, которые, по-видимому, уже не ведут занятия в Академической гимназии.
На совещании сообщалось, что Рособрнадзором утверждены Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации. Эти требования вступят в силу с 01.01.2021. На портале СПбГУ вся информация о преподавателях будет публиковаться в соответствии с этими требованиями. Объем сведений на портале СПбГУ постоянно увеличивается, Университет публикует сведения, превышающие требования Рособрнадзора (например, информацию о публикационной активности научно-педагогических работников, об участии в реализации грантов и др.). Пока на страницах учебно-научных подразделений эта информация подается по-разному, единого стандарта нет, и контроль за ее размещением и обновлением осуществляется вручную работниками институтов и факультетов.
Отмечалось также, что кадровый состав преподавателей СПбГУ, ведущих занятия со школьниками Академической гимназии, особенно в связи с временным переездом в Петергоф, претерпел изменения. Была организована подготовка недостающей информации о преподавателях, страница сайта Академической гимназии приведена в соответствие с требованиями органов Рособрнадзора, о чем сообщили обратившемуся в ВП.
Информирование о замещении должностей государственной или муниципальной службы
При заключении трудового договора либо договора гражданско-правового характера с лицом, замещающим или замещавшим в течение предшествующих двух последних лет должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанный гражданин обязан уведомить об этом работника кадровой службы. Работники кадровой службы в свою очередь обязаны запросить и получить разрешение на оформление в СПбГУ указанного гражданина по месту его государственной или муниципальной службы, что предусмотрено частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и частями 2 и 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения выполнения Университетом и гражданином указанного требования в текст трудовых договоров, а также договоров гражданско-правового характера, заключаемых с физическими лицами на выполнение работ / оказание услуг, включен пункт, предписывающий заполнение соответствующего заявления, в котором кандидат отмечает факт замещения / не замещения в течение двух последних лет должности государственной или муниципальной службы.
На соискание премий Правительства РФ 2021 года в области образования
Межведомственный совет по присуждению премий Правительства РФ в области образования объявил конкурс работ на соискание премий Правительства РФ 2021 года в области образования. Работы, оформленные в соответствии с изложенными в Перечне требованиями, принимаются лично от авторов или их доверенных лиц в Министерстве науки и высшего образования РФ, а также размещаются авторами на сайте Правпремии.рф до 10 февраля 2021 года. Универсантам предложено направлять работы в адрес первого проректора по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой: umr@spbu.ru. Важно отметить, что предельный срок подачи заявок для соблюдения всех процедурных требований — 18.12.2019.
С объявлением о конкурсе работ, представляемых на соискание премий Правительства Российской Федерации 2021 года в области образования, а также с Перечнем, образцами и требованиями, предъявляемыми к оформлению прилагаемых к работе на соискание премии Правительства РФ в области образования документов, можно ознакомиться на сайте. Работы, оформленные с нарушением требований, на конкурс не принимаются. Информация о возможности подачи заявок на конкурс направлена на электронные адреса универсантов.
Первая партия университетских нагрудных значков
После обсуждения вопроса о выпуске университетских нагрудных значков (Материалы ректорского совещания от 05.10.2020) были запрошены мнения директоров институтов и деканов факультетов. В итоге принято решение о выпуске первой, пробной партии значков. После этого будет проведено маркетинговое исследование: какие значки будут более востребованы выпускниками и работниками Университета.