Материалы ректорского совещания
Работает комиссия по рассмотрению предложений Ю. Н. Федотова
Первый проректор по медицинской деятельности, директор Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова Ю. Н. Федотов обратился в адрес ректора СПбГУ с предложениями об организации кафедры последипломного медицинского образования и ученого совета в КВМТ имени Н. И. Пирогова с целью совершенствования научно-образовательной деятельности коллектива клиники. В клинике сегодня работают 16 докторов и 70 кандидатов медицинских наук. Это обращение было рассмотрено на заседаниях ученых советов медицинского факультета и факультета стоматологии и медицинских технологий.
В СПбГУ также создана комиссия по рассмотрению этих предложений. В состав комиссии по представлению руководителей учебно-научных подразделений включены члены Ученого совета СПбГУ, представители коллективов девяти учебно-научных подразделений, ученые которых имеют отношение к развитию различных аспектов образовательной и научной деятельности в области медицины и здоровья человека, проводимой в СПбГУ: медицинского факультета, факультета стоматологии и медицинских технологий, биологического факультета, факультета психологии, факультета социологии, юридического факультета, физического факультета, математико-механического факультета, Института химии. Обсуждение предложений Ю. Н. Федотова на заседаниях ученых советов факультетов показало, что в зоне внимания комиссии будут не только конкретные предложения Ю. Н. Федотова, но и более широкий круг вопросов, касающихся обсуждения механизмов налаживания реального сотрудничества не только коллективов медицинских подразделений Университета (включая коллектив медицинского колледжа), но и коллективов других подразделений СПбГУ, с целью повышения эффективности научных исследований и качества образовательных программ в области биомедицины и здоровья человека. Ближайшее заседание комиссии состоится на этой неделе.
О гибели студентки СПбГУ из КНР
По предложению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева участники совещания почтили минутой молчания память студентки СПбГУ Ван Гуаньин из КНР. Она скончалась в одной из больниц Петербурга от соматического заболевания. Университет связался с родственниками погибшей и оказывает содействие родным Гуаньин по оформлению необходимых документов и организации приезда в Санкт-Петербург. В настоящее время брат Гуаньин уже получил российскую визу в особом порядке благодаря оперативному взаимодействию СПбГУ с посольством России в КНР. Университет продолжает поддерживать необходимые контакты с больницей, где скончалась Гуаньин, для подготовки всех необходимых документов, которые потребуются для репатриации. Во время нахождения брата Гуаньин в Санкт-Петербурге Университет окажет ему необходимую поддержку и сопровождение.
Об организации процесса обучения
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило 47 обращений от преподавателей, студентов и их родителей (из них 28 — по учебным вопросам), 17 обращений поступило на электронную почту первого проректора по учебной и методической работе (из них 12 — по учебным вопросам). В том числе были запросы справок и других документов, вопросы о доступе к онлайн-курсам СПбГУ, о зимних каникулах, о процедуре перевода и восстановления, о включенном обучении и другие. По-прежнему некоторые вопросы в Виртуальную приемную касались изменения формата занятий.
Некоторые вопросы в ВП требуют оперативного прямого вмешательства. Например, было обращение от матери студентки, обучающейся одной из программ по филологии. Заявитель сообщила, что у ее дочери давно не проводились занятия по одной из учебных дисциплин. В результате проверки выяснилось, что преподаватель заболела. Об этом знал заведующий кафедрой, но информацию дальше почему-то не направил. Поэтому вопрос о замене преподавателя или о «рокировке» в расписании даже не ставился. Три недели занятий по этой дисциплине не было. Этой студентке и ее одногруппникам сообщили, что занятия будут восполнены, но теперь — сверх сетки расписания. Хотя студентам это будет сложнее, чем в случае, если бы вовремя провели замену. Ректор поручил В. В. Еремееву разобраться, почему заведующий кафедрой не передал информацию о болезни преподавателя в учебный отдел.
Студент очно-заочной формы обучения сообщил, что у его группы должна была быть пересдача 12 октября, но их никто не проинформировал об этом (хотя, как выяснилось, информация была размещена в электронном расписании). А так как они не знали о дате проведения пересдачи, то и не пришли. Им поставили «неявку» и отправили на комиссию. Студент считает это несправедливым и просит разобраться (О допсессии студентов очно-заочной формы обучения (юриспруденция)).
Иностранный студент-математик недавно перевелся, приступил к занятиям в дистанционном формате в середине октября. По словам заявителя, скоро наступит время контрольных работ, а у него есть трудности с материалом для изучения. Видеозаписи есть, но они плохого качества, неразборчива речь, студент плохо видит материалы на доске во время лекций в дистанционном формате. С помощью декана математико-механического факультета А. И. Разова удалось связаться с преподавателем. Нашли способ улучшить качество видеотрансляции. Преподаватель направил все имеющиеся материалы этому студенту.
На совещании подчеркивалось, что в каждом такой ситуации нужно разбираться детально и принимать необходимые решения точечно.
Также отмечалось, что пришло время назначения научных руководителей аспирантов (в том числе иностранных). Директорам и деканам дано поручение обсудить с назначенными научными руководителями, что те должны объяснять аспирантам, чем отличается защита ВКР по итогам обучения в аспирантуре от защиты кандидатской диссертации. Цель обучения в аспирантуре: подготовка научно-исследовательской работы, обязательная защита ее, как и кандидатской диссертации, и — в срок. Но сначала аспирант защищает ее как материал ВКР, а затем выходит на защиту в диссертационном совете.
Все директора и деканы продолжают регулярно взаимодействовать со студенческими советами учебно-научных подразделений и вовремя присылают отчеты за неделю об учебном процессе и работе со студентами и студсоветами. За прошедшую неделю не поступил отчет только от декана факультета математики и компьютерных наук С. В. Иванова.
Избран новый состав президиума Студсовета СПбГУ
Студенческие советы СПбГУ обладают большими полномочиями. Единый Студенческий совет СПбГУ формировался в течение 2011 года, а его руководящий орган, президиум, впервые был сформирован весной 2012 года (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему). Каждую весну он обновляется: проходят новые выборы. Весной этого года из-за пандемии провести выборы, предусматривающие тайное голосование за кандидатов, было невозможно, поэтому срок полномочий действующего президиума был продлен. Недавно, 23 октября, был избран уже восьмой состав президиума Студсовета СПбГУ. На заседании Студсовета прошло обсуждение кандидатур и тайное голосование. Председателем Студсовета СПбГУ избран Артём Мясников (председатель студсовета факультета политологии), заместителем председателя — Михаил Мартин (председатель студсовета Института истории), ответственным секретарем — Михаил Мочалов (председатель студсовета Института наук о Земле).
Преимущества для участников студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов
Проведен обзор системы преимуществ при поступлении в магистратуру и аспирантуру СПбГУ в 2021 году для победителей и призеров студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов и других проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», в том числе всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал» (одного из флагманских проектов). СПбГУ выступает в ней организатором по направлениям «Языкознание и литературоведение» и «Юриспруденция», а также соорганизатором еще по 12 направлениям. Недавно объявлен старт нового, четвертого сезона (Студенческая олимпиада «Я — профессионал». Старт нового сезона 2020/21 года).
Победы в интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах учитываются как индивидуальные достижения путем начисления дополнительных баллов (от 5 до 100) к баллам, набранным по результатам прохождения вступительных испытаний. Но при условии, что абитуриент набрал не менее 65 баллов за соответствующее вступительное испытание при поступлении в магистратуру и аспирантуру. В этом году дополнительные баллы получили 73 абитуриента СПбГУ, и в сводном рейтинге их позиции повысились.
Кроме того, победы в этих интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах будут учитываться при поселении в общежития, при назначении ректорских стипендий, при предоставлении путевок на базы отдыха СПбГУ (Проекты платформы «Россия — страна возможностей»).
Результаты разработки и внедрения онлайн-курсов СПбГУ
За последние годы СПбГУ стал одним из лидеров российского онлайн-образования и уже в апреле занял первое место по количеству размещенных курсов на национальной платформе «Открытое образование» (СПбГУ стал первым вузом по количеству онлайн-курсов на платформе «Открытое образование»). На сегодняшний день на платформе «Открытое образование» размещено 146 онлайн-курсов СПбГУ.
На международной платформе Coursera представлено 103 онлайн-курса, и здесь СПбГУ входит в десятку мировых лидеров вместе с компанией Google, Мичиганским университетом, Иллинойским университетом, Пенсильванским университетом, Калифорнийским университетом, Университетом Джона Хопкинса, представивших на платформе наибольшее количество курсов.
Количество записавшихся на курсы в рамках весенней сессии выросло втрое и составило более 430 тысяч, а общее количество слушателей онлайн-курсов Санкт-Петербургского университета превысило 1,52 млн человек и составило около 22 % от общего числа пользователей платформы «Открытое образование» (Онлайн-курсы СПбГУ набирают популярность в период пандемии, Аудитория онлайн-курсов СПбГУ превысила 1 000 000 слушателей).
На ректорском совещании были подведены итоги выполнения финансового плана мероприятий по разработке и внедрению онлайн-курсов в этом году. Наиболее успешные онлайн-курсы («Нейролингвистика», «Русский как иностранный А1», «Японский язык», «Китайский язык для начинающих», «Квантовые вычисления», «Финансовая грамотность») дают прирост до 500 человек в неделю! Заключено более 30 сетевых договоров, ведутся переговоры и с другими вузами (об обучении групп студентов от 500 до 1 тысячи человек в каждой).
Растет доходность курсов, многие курсы уже сейчас покрыли расходы на их создание. Отличные результаты по доходности показывают и специализации, например, специализация «Эффективный руководитель», «Русский как иностранный А1» и др.
Рост востребованности онлайн-курсов и финансовой доходности ведет к развитию онлайн-обучения в стране. Университет успешно выполняет свою социальную миссию распространения образования, в том числе путем предоставления доступа всем российским студентам к нашим курсам и процедуре сертификации. Начиная с середины марта в СПбГУ на онлайн-курсах прошли обучение студенты 89 вузов. По направлениям руководства 66 российских вузов на курсы СПбГУ было зачислено около 13000 студентов и преподавателей, сопровождающих те или иные дисциплины. Кроме того, в индивидуальном порядке обратились студенты еще 23 учебных заведений.
Сейчас СПбГУ вновь открывает доступ к своим образовательным ресурсам. Теперь 146 онлайн-курсов СПбГУ на платформе «Открытое образование» студенты России могут пройти бесплатно, просто зарегистрировавшись на курс и заполнив регистрационную форму, а сотрудники Университета помогут обратившимся студентам получить бесплатный сертификат и перезачесть пройденную дисциплину в их вузе.
Имеются и существенные косвенные выгоды распространения онлайн-курсов СПбГУ: рост престижа конкретных преподавателей и ученых, рост рейтинга Университета, привлечение новых абитуриентов в магистратуру и аспирантуру СПбГУ (в том числе из-за рубежа).
Участники совещания отметили роль в разработке и продвижении онлайн-курсов первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк: по ее инициативе в марте 2017 года был создан Центр развития электронных образовательных ресурсов с собственной инфраструктурой для полномасштабного производства качественных онлайн-курсов. Кроме того, собравшиеся подчеркнули и важную роль конкретных преподавателей, которые разрабатывают широко востребованные онлайн-курсы и продолжают самоотверженно трудиться даже в сложных условиях пандемии.
Итоги открытого конкурса монографий 2020 года
По результатам открытого конкурса 2020 года утвержден ранжированный список монографий для публикации в Издательстве СПбГУ (приказ № 9432/1 от 22.10.2020). Ранжированный список включает 20 работ, которые прошли двойное слепое рецензирование экспертов (внешних и внутренних), в том числе десять монографий, которые рекомендованы к публикации в Издательстве СПбГУ, две работы, рекомендованные к публикации в зарубежных издательствах с аффилиацией СПбГУ, и еще восемь работ, рекомендованных к публикации при наличии достаточного финансирования. Первую строчку этого рейтинга занимает монография профессора А. В. Шаболтас «Психологические основы превенции ВИЧ-инфекции».
Результаты опроса административных работников СПбГУ о работе в дистанционном режиме
Подведены итоги проведенного с 1 по 12 июня опроса административных работников СПбГУ о работе в дистанционном режиме. В опросе приняли участие работники 45 отделов и управлений СПбГУ, включая как руководителей высшего и среднего звена, так и рядовых работников, не имеющих никого в своем подчинении.
Подавляющее большинство (82 %) опрошенных считает, что коронавирусная инфекция опасна, а меры, принятые в СПбГУ, необходимы и обоснованы (79 %). Почти все опрошенные работники (93 %) признали переход СПбГУ на дистанционный режим работы оправданным. Большинство опрошенных работников (74 %) полностью перешло на дистанционный режим работы, а еще 22 % респондентов в основном работали дистанционно, но в некоторых случаях, по необходимости, приезжали в Университет лично.
Дистанционный режим работы потребовал более активного использования как существующих информационных систем СПбГУ, так и других цифровых возможностей: Zoom, MS Teams, Discord и др. Большинство работников (75 %) не испытывало неудобств от использования различных информационных систем для решения рабочих вопросов. Более двух третей знали, что при необходимости можно обратиться в УСИТ для получения техподдержки. Однако 20 % респондентов утверждают, что не знают, куда обращаться, а еще 14 % заявили, что не вполне владеют информацией. Из тех работников, которые знали, что можно получить помощь в УСИТ, более половины (57 %) обратились за этой помощью. Самый популярный запрос, с которым обращались в УСИТ: предоставление удаленного доступа к сервисам СПбГУ (удаленный рабочий стол, информационные системы, базы данных). Итоги опроса помогли определиться с выбором MS Teams в качестве основной информационной системы в организации учебного процесса.
Одной из важных целей опроса было понять, не нарушена ли коммуникация внутри Университета и как организовано взаимодействие внутри подразделений? Понятно, что в условиях удаленной работы руководители не могут в любой момент проверить, чем занят сотрудник. Рабочий вопрос не может быть решен с помощью звонка по рабочему телефону или посещением соседнего кабинета для обсуждения проблем. Вместе с тем опрос показал, что значимых проблем в организации работы не возникло.
По мнению подчиненных, 94 % руководителей высшего уровня и 82 % руководителей среднего уровня было доступно в любое время (в том числе вечером, в выходные и праздничные дни), а 0 % руководителей высшего уровня и 15 % руководителей среднего уровня доступно только в рабочее время. При этом 82 % руководителей среднего уровня и 76 % рядовых работников для руководителей доступно в любое время (в том числе вечером, в выходные и праздничные дни), еще 16 % руководителей среднего уровня и 23 % рядовых работников доступно только в рабочее время.
Опрос показал, что треть руководителей и 54 % опрошенных рядовых исполнителей отметили, что у них стало больше времени на выполнение своих обязанностей за счет лучшего распределения сил и времени. По результатам опроса можно отметить следующую тенденцию: чем меньше у работника руководящих функций, тем приятнее и комфортнее ему работать в дистанционном режиме.
Самые большие сложности у 34 % опрошенных возникли из-за невозможности использования рабочих архивов, бланков, журналов, печатей, необходимых для работы, а также отсутствия удобного рабочего места (29 %) и привычных технических устройств (МФУ, второго монитора и др.). 14 % опрошенных отметили помехи, связанные с семейными обстоятельствами.
На коммуникацию с коллегами смежных отделов дистанционный режим практически не повлиял. Подавляющее большинство (86 %) опрошенных отметило, что у них достаточно для общения различных каналов связи (почта, телефон, чаты в мессенджерах, Zoom и др.). Вместе с тем по отзывам трети сотрудников (32 %), коим по должности приходится работать с обучающимися, это взаимодействие затруднилось. Эту же сложность отметили 42 % опрошенных, которым приходится взаимодействовать с научно-педагогическими работниками.
Большинство опрошенных сотрудников СПбГУ готово продолжать работать дистанционно в той или иной форме. Только 16 % респондентов не устраивает работа в дистанционном формате. Самым популярным (55 %) по итогам опроса стал комбинированный вариант: дистанционная работа с периодическими выездами на рабочее место (несколько раз в неделю).
Результаты этого и других опросов (научно-педагогических работников, обучающихся) были учтены при переходе на дистанционный режим работы уже в сентябре.
Какие договоры учитываются в конкурсах на замещение должностей?
Одним из квалификационных требований к участникам конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ является показатель «количество грантов (договоров), в которых претендент на должность являлся руководителем либо исполнителем».
В Университете ежегодно издается приказ с разъяснением указанного квалификационного требования. По сравнению с аналогичным приказом прошлого года перечень видов деятельности по предложениям директоров и деканов дополнен четырьмя новыми пунктами:
- выполнение экспертных работ по поручению директора Центра экспертиз СПбГУ
- участие в разработке онлайн-курсов в качестве автора онлайн-курса или руководителя авторского коллектива
- выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, финансируемой за счет внутренних и / или внешних источников, по поручению работодателя
- по договорам на организацию и проведение научных мероприятий (в том числе малых научных мероприятий) за счет внешних источников финансирования
Перечисленные виды деятельности будут засчитываться в качестве «грантов (договоров), в которых претендент являлся либо руководителем, либо исполнителем» (без предъявления требований к объемам финансирования) (приказ от 21.10.2020 № 9380/1 «О разъяснении приказов о подготовке к проведению конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников в 2020/21 учебном году»).
Решения комиссии по этике
Председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ Г. Г. Богомазов сообщил о результатах рассмотрения обращений на заседаниях комиссии по этике.
- В СПбГУ поступило письмо, содержащее решение главного комитета Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) о поведении работника СПбГУ В. Брюхина (заместителя руководителя Центра геномной биоинформатики имени Ф. Г. Добржанского), который, по мнению руководства немецкого научного фонда (DFG), будучи привлеченным к работе в качестве эксперта, после подготовки рецензии на заявку в фонд некорректно использовал научные результаты другого ученого в своей публикации: Vladimir Brukhin and Ramamurthy Baskar, Evolutionary and ecological role of apomixis and asexual reproduction, The International Journal of Plant Reproductive Biology 11 (1) Jan., 2019, pp. 70-83. На основании письма руководства фонда (DFG) проректор по научной работе С. В. Микушев обратился в комиссию по этике и проинформировал об этом руководство фонда DFG. В. Брюхин уволился из СПбГУ, не дожидаясь рассмотрения вопроса на заседании комиссии по этике, и трудоустроился в Университет ИТМО заведующим лабораторией. Участники совещания пришли к единодушному мнению, что информация о решении комиссии по этике и недобросовестном поведении В. Брюхина должна быть направлена в главный комитет Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG), руководству РНФ, РФФИ, а также ректору федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО».
- В Университет обратились из редакции одного электронного журнала по поводу, якобы, домогательств со стороны профессора СПбГУ к бывшей студентке (материалы ректорского совещания от 14.09.2020, от 30.09.2020). По заявлению СПбГУ правоохранительными органами была проведена проверка, которая показала, что сведения, указанные в обращении, не нашли подтверждения. Проректор по воспитательной работе и организации приема А. В. Бабич обратился в комиссию по этике СПбГУ с просьбой рассмотреть действия выпускницы СПбГУ, которая распространяет сведения, затрагивающие репутацию преподавателя и репутацию Университета, которые не нашли подтверждения в ходе проверки правоохранительных органов (Решение Комиссии по этике от 13.02.2013). Первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что информация о решении комиссии по этике будет включена в личное дело бывшей студентки Дарьи Валеевой. После чего эта информация автоматически попадет в личный кабинет выпускника и будет доступна через функцию QR-кода. В случае выдачи дубликата диплома дубликат также будет иметь QR-код.
- Обучающиеся сообщили, что один из преподавателей на своих страницах в социальной сети размещал оскорбления по национальному и религиозному признаку, картинки с запрещенной нацистской символикой и расистскими высказываниями. Все эти публикации стали доступны многим. Полученная информация легла в основу заявления, направленного заместителем ректора по безопасности Е. П. Шарыгиной в правоохранительные органы (Материалы ректорского совещания от 05.10.2020). Комиссией по этике было решено отложить решение вопроса до получения ответа на заявление.
- С заявлением обратился гражданин Иван Никифоров, не имеющий непосредственного отношения к СПбГУ, об оскорблениях в адрес студентов со стороны преподавателя-востоковеда, размещенных в социальной сети. В ходе обсуждения на заседании комиссии возникшей ситуации Н. А. Сомкина искренне сожалела о случившемся и объясняла это тем, что была слишком раздосадована и возмущена неподготовленностью студентов к занятиям. Учитывая положительную характеристику, данную Н. А. Сомкиной руководителями коллектива восточного факультета, комиссия по этике пришла к выводу, что в данном случае, несмотря на неприятный инцидент, произошедший с Н. А. Сомкиной, можно ограничиться обсуждением и не принимать по отношению к ней строгих административных мер.
Принятые комиссией по этике решения в срок до 6 ноября 2020 года будут опубликованы на сайте СПбГУ.