Перезагрузка: Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее. Часть первая
Часть первая: прошлое
Недавняя ситуация: на одной из кафедр Университета существовала коллекция, которую сотрудники этой кафедры именовали музеем, и позиционировали везде как музей, посвященный определенной сфере науки. И вдруг пришло в такой «музей» письмо: некая организация готова передать в дар Университету очень ценные экспонаты. Однако организовать получение щедрого подарка не удается. Музея-то как такового нет! Дарители запрашивали у заведующего кафедрой информацию об условиях хранения, о порядке посещения экспозиций музея посетителями, о том, как соблюдаются другие требования законодательства о музейном деле, например, как решаются вопросы безопасности хранения экспонатов. А заведующему кафедрой и «сотрудникам» этого «музея» нечего было ответить дарителям, потому что на самом деле никакого музея нет, и никогда не было.
Знакомо? Только в 2011 году руководством Университета было признано: у нас нет музеев, нет музейных ценностей, музейных экспонатов в том смысле, как это определено законодательством. То, что универсанты долгие годы считали и называли музеями Университета, на самом деле таковым не являлось. Предметы этих «музеев» не состояли на государственном учете, не были описаны по принятым музейным стандартам, не были включены в Музейный фонд РФ, а сами «музеи» не были зарегистрированы в реестре музеев РФ. Пока обо всех этих предметах можно было говорить только как о коллекциях, которые, по мнению тех или иных универсантов, представляли культурно-историческую или научную ценность.
Изменения в Федеральном законе «О музеях и музейном фонде Российской Федерации», принятые в 2016 году, качественным образом изменили ситуацию с вузовскими музеями и позволили отнести все коллекции, включенные в книги учета, к предметам государственной части Музейного фонда РФ. А постановлением правительства РФ от 22.11.2017 № 1402 внесены изменения в Устав СПбГУ (включение музейной деятельности в число видов деятельности СПбГУ), благодаря которым Университет получил новые возможности (Материалы ректорского совещания от 27.11.2017). В том числе Университет получил право на комплектование и хранение предметов Музейного фонда РФ, осуществление просветительской, научно-исследовательской деятельности, представление обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. Для системного обеспечения этой работы Университет обязан вести государственный учет музейных коллекций, обеспечивать хранение, безопасность и сохранность музейных предметов и музейных коллекций.
Между двумя этими датами — широкомасштабная работа по инвентаризации имущества Университета, которая продолжается до сих пор. Постепенно собирается информация и об уникальных университетских коллекциях. В настоящее время уже выявлено более трех миллионов единиц хранения. Как оказалось, музейное собрание нашего Университета — крупнейшая университетская коллекция, сравнимая с коллекциями крупнейших музеев России. Об изменениях в музейной жизни СПбГУ рассказывает Ю. А. Купина, советник ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности.
Ю. А. Купина получила образование историка в нашем Университете в 1984 году, затем окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамере) РАН. Работала там младшим научным сотрудником, руководителем отдела выставок, с 2002 года — заместителем директора МАЭ. Кроме того, получила второе высшее образование инженера-программиста в Политехе (когда в МАЭ шла подготовка и запуск большого мультимедийного проекта — как говорит Юлия Аркадьевна: надо было грамотно ставить задачи). В Институте Гетти (Лос-Анджелес) освоила программу по музейному менеджменту для директоров музеев. Была экспертом ЮНЕСКО по вопросам развития музеев в странах СНГ.
А в родной Университет Юлия Аркадьевна Купина вернулась по приглашению ректора СПбГУ Н. М. Кропачева. Заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ю. А. Купина стала по совместительству советником ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности.
В 2016 году она проанализировала проблемы сохранения и развития университетских коллекций, организации их использования в Университете и обеспечения широкого доступа к ним, а также представила ректору концепцию организации музейной работы в СПбГУ. Был проведен анализ ситуации с различного типа коллекциями и экспозициями, определены проблемные точки и риски, была разработана программа развития этой деятельности.
Это было давно
Университетские музеи первого поколения
Юлия Аркадьевна, налицо парадокс: с одной стороны, музеи и музейные коллекции в Университете существовали издавна, а с другой — музейных коллекций до недавнего времени и не было.
В связи с развитием объектно-ориентированного преподавания с конца XVIII века в качестве кабинетов для преподавания точных и естественно-научных дисциплин начали создаваться естественно-научные коллекции в СПбГУ. В отличие от других университетов, формировавших комплексные собрания, в СПбГУ изначально это были специализированные научные коллекции, что свидетельствовало о передовом уровне развития науки и образования в стенах Университета. Ведь даже Российская Академия наук начала формировать специализированные музеи лишь с 1836 года.
Специфика такого крупного университета, как Санкт-Петербургский, в том, что Университет все время генерирует новые коллекции. Ведь коллекционирование, собирание, систематизация, анализ — это способ познания мира.
Советник ректората СПбГУ по вопросам развития музейной деятельности Юлия Купина
Учитывая востребованность учебно-научных коллекций, университетские статуты Российской империи ХІХ века предусматривали создание кабинетов коллекций в региональных университетах и обеспечение надлежащих условий для этого. Такие кабинеты поддерживались государственной политикой в области образования и частными лицами. Считалось особо почетным и престижным передавать частные коллекции различного характера Императорскому Санкт-Петербургскому университету во благо образования, делать пожертвования на их содержание и развитие. С XIX века кабинеты коллекций воспринимались как важнейшие подразделения, от которых зависели успехи образования и научных исследований; создание исследовательского университета признавалось возможным только при наличии таких коллекций.
Период активного развития университетских кабинетов коллекций продолжался до начала 1920-х годов. Большая их часть существует сегодня, сохраняя методы комплектования, принципы структурирования фондов, способы экспонирования, учета и документирования.
К коллекциям золотого века или первого поколения в СПбГУ относятся:
- Минералогическая коллекция (1780-е)
- Гербарий (1823)
- Петрографическая коллекция (1872)
- Палеонтолого-стратиграфическая коллекция (1880-е)
- Зоологическая коллекция
- по зоологии беспозвоночных (1860)
- по зоологии позвоночных (1871)
- по ихтиологии и гидробиологии (1929)
- Палеонтологическая коллекция (1919)
На протяжении всего XX века естественно-научные коллекции выполняли учебно-научную функцию. Сегодня это уникальные свидетели и памятники развития научной мысли и образования в России.
В 2007–2008 годах был проведен ремонт здания во дворе СПбГУ на Университетской набережной, где находится Гербарий СПбГУ. Замену коммуникаций провели аккуратно, чтобы не повредить коллекции. А в 2010 году под угрозой оказался другой гербарий, который в течение нескольких десятков лет собирали сотрудники кафедры биогеографии и охраны окружающей среды. Кто-то повелел освободить помещения — и гербарные листы были вынесены в коридор. Они стали практически бесхозными и даже начали портиться. Об этом две сотрудницы сообщили И. А. Горлинскому (тогда он был первым проректором по учебной и научной работе СПбГУ). Тот поручил разобраться и решить вопрос проректору по направлениям А. А. Заварзину. В итоге была создана специальная комиссия с привлечением специалистов кафедры ботаники, которая проделала огромную работу, пересмотрев всю коллекцию, которой грозило уничтожение. Редкие и уникальные экземпляры флоры, которые представляют научный интерес, были переданы в Гербарий СПбГУ и стали храниться в подготовленных для этого помещениях. Другая часть была выделена для использования в учебной работе студентов-географов. Таким образом, коллекция была спасена.
Развитие науки и культуры в начале XX века способствовало открытию уникальных персонифицированных музеев в России. В числе первых был мемориальный кабинет Д. И. Менделеева, созданный в СПбГУ в 1911 году. Факт создания мемориального музея является новаторским для всего музейного дела России. СПбГУ снова был в числе передовых отечественных учреждений, развивавших новаторские практики в музейном деле.
Университетские музеи второго поколения
С 1930-х годов коллекциям Университета стали приписывать прежде всего идеологические и учебно-воспитательные функции. На всех факультетах активно создавали стендовые выставки агитационного характера и экспозиции по истории данных подразделений, на общественных началах велся сбор материалов по истории учреждения, активно обсуждалась идея создания общеуниверситетского музея истории. Воплотить ее удалось в 1945 году, когда приказом ректора как особое подразделение университета был создан Музей истории ЛГУ.
Активный период формирования вузовских музеев второго поколения как общеевропейская тенденция пришелся на 1960–70-е годы. Поддержка историко-краеведческого движения со стороны партийных, государственных органов и общественных организаций, безусловно, способствовала развитию музеев истории в вузах страны (в частности — Музея истории ЛГУ), а также стимулировала рост общественных музеев в коллективах факультетов. В 1960–80-х годах в коллективах практически всех факультетов Университета велся сбор коллекций во время полевых практик студентов, собирались мемориальные коллекции. Эта практика сохраняется до сих пор.
Университетские музеи третьего поколения
С 1990-х годов в России отмечался подъем в создании новых вузовских музеев. В СПбГУ в 2000-х годах в коллективах почти всех подразделений Университета для представления их имиджа, защиты интересов вуза в динамично меняющейся среде были организованы «музейные» институции различных профилей неопределенного статуса. Университет впервые апробировал использование «музеев» для привлечения различных ресурсов в условиях рыночной экономики. Так называемые музеи работали на городских и национальных площадках, использовали маркетинговые технологии формирования аудитории, стремились выйти за рамки Университета. К ним было обращено больше общественного внимания, и, естественно, они получали больше критики. Однако никакого координирующего органа внутри СПбГУ, а также регламентирующих документов по их деятельности не было разработано. Но их опыт бесценен в современных условиях, когда важно сделать все музейные коллекции СПбГУ востребованными не только универсантами, но и городом и страной.
К числу музейных образований третьего поколения в СПбГУ относятся:
- Музей В. В. Набокова СПбГУ (1998, 2007)
- Музей истории физики (2001)
- Музей современного искусства имени С. П. Дягилева (2008)
Отдельного упоминания заслуживает ситуация с коллекцей Санкт-Петербургского музея В. В. Набокова (Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 47). Она составляет несколько сотен предметов. Это книги, личные вещи, автографы, коллекция бабочек, предметы искусства и т. д. В течение нескольких лет по решению С. И. Богданова (декана филологического факультета, а затем проректора по направлениям) за счет средств СПбГУ обеспечивалось содержание музея, а также осуществлялись иные расходы для его деятельности. Кроме того, им организовывалось экскурсионное обслуживание и другие формы коммерческого использования коллекций музея. В конце 2007 года в результате проведенной внутренней проверки было установлено, что никаких правовых документов, подтверждающих наличие музея в структуре СПбГУ, нет. А единственным известным договором, заключенным по вопросу передачи имущества музея Университету, является договор, но не о передаче СПбГУ музея, а о передаче СПбГУ некоторого числа музейных предметов, причем только на временное хранение!
Таким образом, во-первых, у С. И. Богданова отсутствовали основания для расходования средств Университета на содержание самостоятельной организации — музея, не имеющего никакого отношения к Университету, а во-вторых, отсутствовали правовые основания осуществлять какую-либо коммерческую деятельность с использованием имущества музея, не принадлежавшего в те годы Университету. Кроме того, было установлено, что значительная часть музейных предметов все эти годы не была поставлена на какой-либо учет, что, конечно же, создавало реальные условия для подмены экспонатов и расхищения музейных коллекций. Только после того, как С. И. Богданову были разъяснены возможные правовые последствия его деятельности (после завершения проверки), он тут же предъявил ранее неизвестный договор, по которому определенная часть коллекции музея передавалась СПбГУ уже не на временное хранение, а в дар. Еще одним результатом этих разъяснительных мероприятий стало то, что довольно скоро С. И. Богданов принес в Университет документы о юридическом оформлении передачи площадей, используемых музеем, в пользование СПбГУ (распоряжение комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 01.02.2008 № 55-рк «О передаче в безвозмездное пользование помещения по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская улица, д. 47а»).
Вы смотрите на процесс формирования коллекций в Университете, в том числе музейных, с позиций сегодняшнего дня. И что Вы видите?
До недавнего времени здесь мало кто представлял, каким масштабным комплексным собранием располагает Университет. Многие коллекции привычно именовали музеями, хотя суть этого понятия в современном обществе изменилась. Специалисты глубоко знали свои коллекции, но требовалось видение общей ситуации, в том числе и для сохранения богатых собраний. Поэтому моей первой задачей было: просканировать ситуацию со всеми коллекциями и понять, что происходит; аккумулировать мнения и точки зрения различных профессионалов; понять, как развивать и сохранять коллекции.
Многолетняя ситуация правовых нарушений в музейной деятельности в СПбГУ (все 1990-е годы и вплоть до середины 2000-х) давала возможность по-разному интерпретировать руководству, сотрудникам и самой широкой аудитории формы организации и методы работы с музейными и культурными ценностями, находящимися в оперативном управлении СПбГУ. Полный хаос в названиях и определениях породил такие гибридные понятия как «кафедра-музей», «преподаватель-хранитель», «лаборант-хранитель» и даже «инженер-хранитель». А прямое заимствование понятий из практики западных музеев привело к появлению в нашем Университете «кураторов музеев», «кураторов коллекций» — так называют себя лаборанты, методисты, инженеры, преподаватели, хотя их новые «должности» не отражают сути выполняемой ими работы.
Последние 30 лет сотрудники Университета практически любые собрания предметов в СПбГУ называют музеями. Порой это лукавство имеет смысл, так как приписывает собраниям и коллекциям дополнительную ценность, служит индульгенцией в условиях неопределенности.
Но вакуум неизбежно заполняется стихийно сложившимися правилами. Состояние учета и документации, порядок ведения ключевого хозяйства, требования безопасности, организация экспонирования и хранения часто трактуются, исходя из привычек, аргументируются фразами «так всегда было», «мне так сказали», «мы так привыкли», то есть нормами, передаваемыми в устной традиции и зависящими от индивидуальных мнений.
Ситуация с неопределенным статусом большинства так называемых музеев и коллекций в СПбГУ на протяжении многих лет повлекла за собой их кадровую и финансовую нестабильность, невозможность составлять долговременную стратегию развития, жесткую зависимость от решений заведующего кафедрой, заведующего лабораторией, декана, коменданта здания. И к 2008 году в условиях неопределенности в Университете сформировалось общественное мнение о так называемых музеях и коллекциях в стенах СПбГУ как институциях нестабильных, как о непонятном и ненужном сегодня наследии прошлого. И это отношение надо было изменить!
В чем достоинство сегодняшнего этапа? Мы впервые смотрим на весь коллекционный потенциал — и музейные коллекции, и учебно-научные, и лабораторные — как на единый научно-образовательный ресурс Университета. В сочетании с мощным современным оборудованием Научного парка СПбГУ, уникальными коллекциями Научной библиотеки имени М. Горького, комплексными научными электронными ресурсами — эти слагаемые становятся единой основой, которая способна обеспечить эффективное развитие СПбГУ и создает его уникальное конкурентное преимущество.
Существенная особенность музейных, учебно-научных, библиотечных коллекций в том, что их ценность со временем только возрастает. Любые самые современные приборы через несколько лет устаревают, и всегда будет кто-то, кто может купить лучшее. А коллекции? Вы никогда не сорвете одуванчик или ромашку XVIII века — ни завтра, ни сегодня. Но если такая ромашка присутствует в гербарии Университета, то ее можно изучать и сегодня, и завтра. Ценность таких коллекций со временем только растет. Но эти коллекции невозможно купить — они либо есть, либо их нет. И любой абитуриент, студент, ученый понимает, что возможность изучать оригинальные образцы не может быть никогда заменена их изучением на компьютерах, и делает выбор в пользу того университета, у которого есть такие учебно-научные коллекции. Их наличие существенным образом поднимает рейтинг, престиж СПбГУ. Музеи создают качественную университетскую среду, ибо сформировались в рамках научных школ. Уже активно обсуждается вопрос: могут ли музеи и коллекции быть одним из критериев в оценке международных рейтингов вузов.
Долгие годы музейные коллекции Университета существовали как бы сами по себе, без особого внимания. Но научно-педагогические работники о них заботились. И все же, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, что было не так?
В те годы музеи во всей стране были оставлены выживать (даже термин такой был). И они выжили! Им не был нанесен прямой урон. Но многие работы вузовские музеи не могли провести самостоятельно без содействия руководства и учредителей. Например, чтобы провести сверку наличия коллекционных предметов, необходима совместная работа с руководством вуза по ее организации и утверждению результатов.
В 2011 году Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) выявила в Университете четыре нарушения федеральных законов, три нарушения постановлений правительства Российской Федерации, 22 нарушения ведомственных нормативных правовых актов. Было предписано "провести мероприятия по устранению выявленных нарушений:
- Оформить и ввести в действие Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
- Привести в соответствие с Уставом СПбГУ и ввести в действие положения о структурных подразделениях, осуществляющих музейную деятельность, и о научных коллекциях, находящихся на хранении в иных структурных подразделениях СПбГУ.
- По результатам проведения сверок наличия музейных фондов и научных коллекций направить для включения в состав государственной части Музейного фонда РФ сведения о вновь выявленных предметах, имеющих научную, культурную ценность.
- Разработать и ввести в действие собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных предметов, учитывающую специфику всех подразделений, осуществляющих музейную деятельность.
- Принять меры к прохождению музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней опробования драгоценных металлов и экспертизы драгоценных камней (выявлены в коллекциях Музея истории СПбГУ и Музее-архиве имени Д. И. Менделеева).
- Оформить и направить в адрес учредителя статистические сведения о деятельности музеев СПбГУ за 2010 год по форме 8–НК, 4–Э.
- Обеспечить прохождение музейными предметами полной процедуры государственного учета, которая обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования.
- По результатам проведенных сверок наличия завершить передачу музейных предметов и коллекций ответственным сотрудникам, обеспечивающим их хранение.
- Оснастить помещения экспозиций и помещения фондо-(архиво-)хранения оборудованием для обеспечения условий сохранности музейных предметов (опечатывание витрин, повитринная сигнализация); соответствующих условий температурно-влажностного режима (приборами измерения температуры и влажности); условий хранения учетной документации(установление несгораемых шкафов для хранения учетной документации).
На мой взгляд, в 2011 году Росохранкультура превысила свои полномочия, проверяя ряд подразделений СПбГУ, которые в то время музеями в полном смысле не являлись. И справедливости ради следует сказать, что руководство Университета тогда мало что могло сделать, так как многие сложности были связаны с недоработками законодательной базы. Но теперь-то все сделанные тогда предписания нужно исполнить, они сохранили свою актуальность, так как теперь у нас в СПбГУ музеи и предметы государственной части Музейного фонда РФ.
Еще важно, что Университет для меня — живой организм. И он постоянно генерирует знания, идеи, смыслы, постоянно организует новые экспозиции, центры памяти, мемориальные кабинеты. Главное, что сотрудники часто проявляют инициативу по выявлению и сохранению интересных исторических документов, предметов, неустанно привозят в Университет свои полевые сборы. Например, по поручению ректора создается аудитория имени профессора В. В. Мавродина в здании по адресу: Менделеевская линия, д. 5, ауд. № 70, где работал ученый. А нам еще важно, чтобы каждый универсант знал, что без внимания и интереса каждого к окружающим его документам, предметам Университет не сможет сохранить свое культурное наследие; что в Университете есть специалисты, у которых можно проконсультироваться, стоит ли сохранять эти вещи в музеях для будущих поколений. Сегодня в соответствии с законодательством в СПбГУ создана экспертная фондово-закупочная комиссия, которая уполномочена принимать решения о включении в музейный фонд новых поступлений. Еще одна важная задача: как сделать существующие музейные коллекции Университета максимально доступными для самой широкой аудитории, для профессионального сообщества, для людей, заинтересованных в образовании и в результатах научных исследований, для обычной публики.
Открыть музеи Университета для публики — задача грандиозная. И, видимо, ее следует решать поэтапно, частями. С чего начать?
В первую очередь коллекционные предметы надо ставить на музейный государственный учет, регистрировать в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Конечно, проводя эту работу, мы намечаем планы по консервации и реставрации, улучшению условий хранения и безопасности, начали масштабную оцифровку, разрабатываем различные выставочные и издательские проекты, продумываем музейный субпортал сайта Университета. Но сегодняшние приоритеты — это государственный учет в реестре музеев, в реестре коллекций и в реестре сделок с музейными коллекциями, то есть полноценный учет по всем аспектам в Государственном каталоге музейного фонда РФ. Книги поступлений в СПбГУ ведутся с конца XIX века — это первичная ступень государственного учета экспонатов, доказательство того, что они входят в государственную часть Музейного фонда РФ.
Например, учебно-научные коллекции не являются музейными — с ними работают ученые, преподаватели и студенты в процессе обучения и исследований. Они постоянно пополняются по итогам ежегодных экспедиций и постоянно обрабатываются в ходе научных исследований. Их можно использовать так, как недопустимо использовать музейные предметы.
И задача состоит в выявлении среди них культурно-исторических памятников. Их число будет со временем расти — надо понимать, осознавать, какими сокровищами мы владеем. Но полностью превращать учебно-научные коллекции в музейные нет смысла.
Как же выделить музейную часть? Где граница?
Это все прописано в законе. Мы с вами можем предположить, что коллекции образцов и наглядных пособий, купленные в начале XIX века, представляют собой историко-культурную ценность. Но существует механизм принятия решений через экспертно-фондовую закупочную комиссию, существуют лицензированные эксперты, которые могут определить, насколько ценны те или иные предметы, — например, представляют культурную ценность, это научное наследие или они иллюстрируют этапы развития образования (аргументы могут быть разные), и поэтому они могут быть включены в состав государственной части Музейного фонда РФ.
Например, потрясающие модели Бренделя по ботанике и зоологии. В XIX веке для учебных занятий в университетах изготавливали учебные пособия. Фирма Бренделя (Германия) делала увеличенные модели цветов, грибов, растений, простейших животных. Это разборные скульптуры потрясающей красоты и точности, когда все части растения можно разобрать и рассмотреть. Вы можете разобрать модель улитки и посмотреть, как она устроена внутри, ее строение. А потом заново сложить. Модели сделаны из дерева, папье-маше, металла, меха. Настоящие произведения искусства! С того времени сохранилось порядка 220 моделей, они имеются в различных биоресурсных коллекциях, большая часть — в Гербарии СПбГУ. Для сравнения: в университете Ливерпуля сохранилось лишь 187 моделей Бренделя, для реставрации, изучения и публичного показа которых университету был выделен грант Евросоюза. Теперь наши английские коллеги считают, что у них лучшая и самая большая коллекция в Европе. А на аукционе в Гонконге один цветок (в плохой сохранности) был продан за 7 тысяч фунтов. Представляете, какими ценностями владеет Университет.
Главная проблема наших коллекций в том, что лишь небольшая их часть введена в научный оборот, не все собрания активно используются в учебно-образовательной деятельности, так как малодоступны не только физически, но и информационно. Задача: сделать коллекции доступными для универсантов, для ученых России и мира, широкого круга посетителей, включить использование музейных коллекций в научный и образовательный процесс.
Это было совсем недавно
В 2011 году по поручению ректора Университета был создан Музейный комплекс СПбГУ, поставлена задача обобщить информацию о тех музейных ценностях, которые имеются в Университете, и объединить ресурсы для работы с ними. Была проведена масштабная инвентаризация имущества Университета. Выяснилось, что Университет имеет коллекционный фонд, который по количеству не уступает коллекциям крупнейших музеев страны. И создан этот ресурс благодаря выдающимся достижениям СПбГУ в сфере образования и науки, благодаря достижениям крупных ученых, выпускников и сотрудников Университета почти за три столетия. Сделать доступными широкому профессиональному сообществу и публике эти достижения сегодня можно благодаря музейным подходам и технологиям.
Активный мониторинг состояния коллекций в СПбГУ, проведенный в 2016 году Ю. А. Купиной совместно с другими специалистами Университета, позволил определить первоочередные меры по организации государственного учета, документации, атрибуции, хранения коллекций, а также доступа к этим коллекциям универсантов и внешних пользователей.
«С начала 1990-х годов в СПбГУ отсутствовали локальные нормативные акты, позволяющие эффективно организовать и систематично проводить такую работу, определить формы учетной документации и порядок ведения учета коллекций, порядок доступа к ним и их использования в различных целях, как универсантами, так и сторонними пользователями. Это привело к отсутствию единых стандартов учета и документации коллекций, которые являются государственной собственностью, — объясняет Ю. А. Купина.— Стандартизация описаний является также необходимым условием для интеграции с научными ресурсами в национальном и международном масштабе. Был проведен анализ федерального законодательства и поиск источников для обеспечения развития комплекса. На примере СПбГУ еще раз проявилась общая проблема: долгие годы вузовские музеи и коллекции находились на «нелегальном» положении в стране. Существует глубокое противоречие между законом "О музеях и музейном фонде" и законом "Об образовании в Российской Федерации". Все тенденции прослеживаются здесь, поэтому работа СПбГУ в сфере организации музейной деятельности имеет значение масштабное, ее опыт полезен для многих ведомственных музеев, прежде всего — вузовских».
Для организации работы с музейными коллекциями СПбГУ разрабатываются локальные нормативные акты Университета. Без такого правового обеспечения невозможно сегодня привлечение дополнительного финансирования для дальнейшего развития музейных коллекций. Университет не имел механизма для управления ценнейшими музейными коллекциями, которые фактически хранились здесь. Управление — это не только возможность распоряжаться ими, это еще получение государственного задания (и финансирования для его выполнения), наличие в штате музейных работников, отвечающих профессиональным стандартам, и прочее. Последние 2,5 года усилия руководства Университета были направлены на то, чтобы решить эту базовую проблему. Были подготовлены изменения в Устав СПбГУ: чтобы музейная деятельность была признана одним из основных направлений деятельности Университета.
Обширный коллекционный фонд и современные потребности его использования в образовательной практике и научных исследованиях ставят перед СПбГУ задачу полномасштабного применения современной компьютерной техники и информационных технологий. В связи с этим ректором принято решение о создании центра оцифровки коллекций. Необходимо провести сохранную оцифровку, каталогизацию и описание коллекций по единым стандартам, принятым в соответствующих областях знания. По предварительным оценкам около 30 % самых старых и ценных коллекционных предметов, включая архивные материалы, находится в рискованных условиях хранения и требует охранной оцифровки с последующей реставрацией. Планируется создание онлайн-каталога коллекций СПбГУ, связанного с базой данных коллекций СПбГУ.
Сегодняшние условия хранения коллекций СПбГУ снижают эффективность их использования и обеспечения доступа к ним широкой публики и специалистов с целью развития образования и просвещения, создают высокие риски для здоровья и безопасности персонала и посетителей. Все коллекции Университета хранятся в неспециализированных, неприспособленных для этого помещениях. Средний показатель плотности хранения коллекций СПбГУ составляет до 350–400 единиц хранения на один квадратный метр в фондохранилищах. Это более чем в шесть раз превышает общий показатель по плотности хранения в музеях РФ даже в 2001 году (63 единицы хранения на один квадратный метр). Стало понятно: существуют крайне высокие риски утраты ценнейших материалов и раритетов коллекций Университета.
Ведется разработка комплексной программы развития системы хранения коллекций в СПбГУ, которая будет включать оптимизацию использования имеющихся фондохранилищ за счет профессионального оборудования (противопожарные системы, системы безопасности и контроля доступа, хранительское оборудование, оборудование климат-контроля); использование современных методов и материалов для стационарной хранительской упаковки, обеспечение климатических условий хранения. Анализируются возможности выделения дополнительных помещений для хранения коллекций, обеспечения их специализированным оборудованием для хранения коллекций разных типов, а также системами поддержания температурно-влажностного режима, охранной и пожарной безопасности. (Материалы ректорского совещания от 02.10.2017). Планомерная работа в этой области началась с создания современного фондохранилища для собрания произведений Музея современного искусства имени С. П. Дягилева. С октября 2018 года более 300 произведений будут размещены на хранение в новом помещении со специальным оборудованием.
В сентябре 2017 года по приглашению ректора Университет посетил министр культуры РФ В. Р. Мединский. По просьбе ректора Университета сотрудниками Министерства культуры РФ была проведена оценка состояния коллекций и экспозиций СПбГУ. Согласно результатам этой оценки, Университет обладает уникальными по своему количеству и разнообразию вузовскими музейными коллекциями. Изменения в Уставе дают возможность правильным образом организовать учет и хранение этих коллекций, а также обеспечить широкий доступ к университетским музейным ресурсам. Ранее многие университетские музеи существовали только в виде вывески, но официально такого статуса не имели. А теперь СПбГУ получил возможность запрашивать финансирование по линии Министерства культуры России для обеспечения музейной деятельности (Материалы ректорского совещания от 27.11.2017).
В январе 2018 года в адрес ректора СПбГУ поступило письмо первого заместителя министра культуры В. В. Аристархова о первоочередных мерах по организации музейной деятельности Университета, предусмотренной новой редакцией Устава СПбГУ. В письме отмечено: музейные коллекции СПбГУ насчитывают около трех миллионов предметов, что сравнимо с коллекциями Эрмитажа и превосходит коллекции Государственного центрального музея современной истории России. А, например, гербарий СПбГУ является одним из старейших на территории России по объектам хранения и входит во все каталоги и сводки гербариев мира.
К приоритетным задачам музейной деятельности в Университете следует отнести организацию полноценного учета музейных предметов, проведение экспертизы культурных ценностей. Учтенные предметы должны быть закреплены за Университетом на праве оперативного управления и должны войти в состав особо ценного движимого имущества. Для предметов, не включенных в учетную документацию, необходимо будет провести историко-культурную экспертизу.
В письме отмечено также, что, к сожалению, у специалистов, которые сейчас работают в Управлении экспозиций и коллекций Университета, отсутствуют навыки музейной работы и осведомленность о современных музейных технологиях. Поэтому для сотрудников, привлеченных к музейной деятельности, необходимо организовать ряд мероприятий по повышению квалификации. Департамент культурного наследия Министерства культуры РФ готов оказывать Университету методическую помощь по всем вопросам музейной деятельности (Материалы ректорского совещания от 15.01.2018). Однако подготовка музейных кадров и повышение их квалификации — сегодня актуальная задача для многих учреждений. Университет активно включается в эту работу, создавая программы дополнительного образования и повышения квалификации для музейных профессионалов с использованием опыта университетских специалистов самых разных специальностей.