Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О встрече с ректором Сколтеха Эдвардом Кроули
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил о переговорах с ректором Сколковского института науки и технологий (Сколтех или Skoltech) Эдвардом Кроули. Этот институт был создан в 2011 году совместно с Массачусетским технологическим институтом на территории инновационного центра Сколково (Московская область), учредителями выступили несколько российских вузов и компаний. В ходе переговоров были обсуждены некоторые направления сотрудничества и достигнута договоренность о заключении договора о сотрудничестве. На первом этапе будут реализованы проекты создания двух совместных лабораторий в области математики (руководитель Станислав Смирнов) и биомедицины (руководитель Рауль Гайнетдинов). Но сотрудничество не ограничится этими двумя направлениями и будет расширяться. Ректор попросил деканов направлять предложения по развитию сотрудничества со Сколтехом.
Соглашение о сотрудничестве между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и СПбГУ
Между Законодательным собранием Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным университетом заключено соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает разработку и экспертизу законов Санкт-Петербурга. В этой деятельности примут участие психологи, социологи, политологи, международники, психологи, лингвисты, историки, юристы и другие специалисты Университета. Ректор попросил деканов ознакомиться с планом работы и планом законодательных инициатив Законодательного собрания Санкт-Петербурга и свои предложения, относящиеся к сотрудничеству с ЗакСом, направлять проректору по научной работе С. П. Тунику.
См. также: Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 7); Открыт всему миру (ответ 11); Честность и открытость (ответ 10).
Предварительные результаты конкурса на получение позиций постдоков в СПбГУ
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил о ходе конкурса грантов для кадровой поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых СПбГУ (о грантах постдоков). В установленный срок было подано 89 заявок от ведущих ученых СПбГУ (16 из них — от ученых гуманитарных и социально-экономических направлений) более чем на 100 позиций постдоков. Анализ заявок по заранее объявленным критериям (публикационная активность руководителя, защита аспирантских диссертаций под его руководством, публикационная активность сотрудников, работающих под руководством претендента и др.) позволил определить заявки, удовлетворяющие условиям конкурса. Результаты конкурса будут объявлены после 15 июня. В случае, если не все позиции постдоков будут заполнены, будет проведен второй этап конкурса.
С каждым кандидатом на позицию постдока будет заключен трудовой договор. Но позиции постдоков — это позиции стажеров-исследователей, а не научные или научно-педагогические ставки, подчеркнул С. П. Туник. И никакого совместительства внутри Университета быть не может, отметил ректор. Никаких лекционных курсов, никаких иных занятий. Цель конкурса — привлечение новых активных исследователей, результатом их работы должно быть повышение публикационной активности, а не получение «дополнительных» денег работниками, уже работающими в СПбГУ.
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что на программу постдоков Университет выделил 100 млн рублей. И каждый рубль должен давать эффект. В связи с этим он привел цифры, характеризующие изменение соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования Университета. С 2007 года объем бюджетного финансирования научных исследований вырос больше, чем в три раза. В то же время объем внебюджетного финансирования (грантов РФФИ, РГНФ, российских и зарубежных фондов) практически не изменился (около 200 млн рублей в год). Этот параметр прошел через максимум и сейчас снижается. Такое снижение, подчеркнул И. А. Дементьев, требует анализа ситуации и решительных действий.
Н. М. Кропачев подчеркнул, что в результате активных усилий ректора и его коллег общий объем бюджетного финансирования существенно вырос, значительно улучшились и условия труда НПР (см. Материалы ректорского совещания от 03.05.2011, п. 1; от 20.06.2011, п. 6; от 22.08.2011, п. 2; от 28.11.2011, п. 5; от 22.04.2013, п. 4, от 29.04.2013, п. 3), увеличилась зарплата (см. Материалы ректорского совещания от 21.01.2013, п. 3; от 28.01.2013, п. 1; от 11.02.2013, п. 4; от 08.04.2013, п. 5; от 22.04.2013, п. 7), значительно расширились возможности НПР участвовать в научных конференциях, ездить в научные командировки (см. Материалы ректорского совещания от 03.04.2011, п. 4; от 06.06.2011, п. 11). А вот активность самих НПР по участию во внешних конкурсах практически не выросла.
С. П. Туник напомнил, что количество заявок универсантов во внешних конкурсах не увеличивается. Анализ показывает, что СПбГУ получает в четыре раза меньше грантов, чем МГУ, из-за того, что подает заявок тоже в четыре раза меньше, чем московские коллеги. А процентное отношение полученных грантов к числу поданных заявок у СПбГУ примерно такое же (от 40 % до 60 %), как и у других ведущих российских вузов. Он попросил деканов применять методы стимулирования сотрудников, чтобы те подавали заявки на внешние гранты.
См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 3 и 12); Он был первым (ответ 15); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Правила жизни Университета (ответ 8); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 5); Материалы ректорского совещания от 02.09.2013, п. 3; от 05.08.2013, п. 5; от 24.06.2013, п. 2.1 и 2.3; Материалы приема граждан от 18.06.2013, п. 1.
Ректор сообщил, что поручил проректорам по направлениям разработать критерии учета активности сотрудников во внешних конкурсах. От этих показателей будут зависеть не только объемы стимулирующих фондов коллективов Университета, но и зарплата каждого НПР.
Формирование новых составов экспертных советов ВАК при Минобрнауки РФ
Министерство образования и науки РФ объявило о формировании новых составов экспертных советов ВАК. Заместитель министра И. И. Федюкин 30 мая прислал в СПбГУ письмо, в котором просит представить сведения о кандидатах в члены экспертных советов ВАК. При этом, отметил С. П. Туник, впервые объявлены 11 критериев, по которым будет происходить отбор. Среди них:
- наличие публикаций по специальности в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus и др., за последние пять лет
- индекс Хирша по Web of Science и РИНЦ
- число цитирований публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science, за последние пять лет
С. П. Туник попросил деканов в срок до 14 июня направить руководителю Центра экспертиз А. В. Гоголевскому предложения по кандидатурам Университета в состав экспертных советов ВАК — с учетом объявленных критериев.
О студентах зарегистрированных, но не проживающих в Студгородке СПбГУ
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев напомнил, что подготовка общежитий к поселению первокурсников 2013 года продолжается. Принимаются меры по увеличению количества мест в общежитиях (см. Материалы ректорского совещания от 25.02.2013, п. 3). В том числе постоянно отслеживается ситуация с «мертвыми душами» — теми студентами, которым выделены места в общежитии, с которыми оформлены договоры найма, которые зарегистрированы, но не проживают там (обучающийся считается фактически не проживающим, если появлялся в общежитии менее десяти раз в месяц). В первом полугодии было расторгнуто около десяти договоров найма, а на сегодняшний день — уже 112. Количество «мертвых душ» к 1 мая 2013 года по сравнению с мартом уменьшилось на 30 %, но в мае это число вновь стало расти в связи с тем, что студенты снимают квартиры, но не расторгают договоры найма в общежитии. А между тем в 2011 году в СПбГУ было 1893 иногородних студентов, в 2012 году — 3550, по прогнозам в 2013 году потребуется больше 4500 мест для поселения иногородних (см. также: Он был первым, ответы 3 и 4; Университету кризис не страшен, ответ 12; СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки, ответ 11).
О предоставлении служебного жилья
В связи с обсуждением предыдущего вопроса ректор напомнил, что в мае-июне участились вопросы сотрудников о продлении сроков проживания в общежитиях (см. Материалы ректорского совещания от 27.05.2013, п. 1, а также в «Виртуальной приемной» личный прием Г. С. Васильева: О продлении договора найма для сотрудника). Срок всех договоров о проживании заканчивается 27 июня, и всех преподавателей еще осенью предупредили о необходимости освободить комнаты для поселения студентов. Университет обязан вначале поселить всех иногородних студентов, а если будут свободные помещения, то сможет поселить и сотрудников.
См. также: Материалы ректорского совещания от 08.07.2013, п.4; от 24.06.2013, п.6; Он был первым (ответ 16); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 5).
Ректор попросил деканов не писать представления с просьбой о предоставлении сотрудникам мест в общежитии. Это бессмысленно. Этот вопрос можно будет решать не раньше октября, когда закончится поселение иногородних студентов. Но при решении вопроса о поселении сотрудника, подчеркнул Н. М. Кропачев, будет учитываться не только ходатайство декана, но и тот факт, освободил ли сотрудник в срок до 27 июня предоставленное ему ранее место в общежитии. И тем, кто этого не сделал, места предоставляться не будут, потому что они демонстративно не выполняют университетские правила.
О постепенной передаче полномочий проректоров по направлениям
Эффективность управления организацией зависит от многих обстоятельств, в том числе от достаточности финансирования и от того, насколько хорошо в организации налажены эффективный учет и контроль за использованием материальных и финансовых ресурсов, подчеркнул ректор. Он напомнил, как еще совсем недавно в Университете отсутствовала информация о численности сотрудников. Данные бухгалтерии, отдела кадров, ПФУ о численности, например, преподавателей и научных сотрудников отличались соответственно на 40 и 100 % (!). Было неизвестно, на каких именно должностях они работают, какую зарплату получают (см. Материалы ректорского совещания от 11.04.2011, п. 6). А когда налажен учет, можно планировать деятельность.
Полномочия должны не «подниматься», а «опускаться» по уровням управления, уверен ректор. Так будет и с полномочиями, которыми сегодня обладают проректоры по направлениям. Например, проведение конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников. Приказы об объявлении конкурсов (при издании которых требуется тщательное соблюдение всех установленных правил и сроков) будет издавать соответствующий заместитель начальника управления кадров. Однако требования к кандидатам на должности будет формулировать декан соответствующего факультета. Вся информация должна размещаться на сайте Университета. У ректора и проректоров будет обязанность и возможность контролировать действия и заместителя начальника управления, и декана, а в случае необходимости — корректировать принимаемые решения.
Другой пример. Если известно, сколько бумаги в Университете израсходовали в 2012 году (а такой электронный учет ведется уже третий год), то можно спланировать такие же траты и в 2013 году. Ее можно распределить по месяцам, и заявки деканов на бумагу для этого не требуются… Или, раньше, например, для того чтобы заказать автомобиль, нужно было звонить директору автохозяйства СПбГУ и договариваться с ним. А теперь, когда уже четыре года ведется электронный учет использования автомобилей, три года назад появилась возможность заказать автомобиль — на сайте СПбГУ, онлайн.
Ректор привел также несколько примеров, когда должностные лица превышают свои полномочия или пытаются переложить свои обязанности на тех, кто к выполнению такой работы не имеет прямого отношения. Например, руководитель Музейного центра СПбГУ издал приказ, в котором поручил деканам заняться инвентаризацией музейных экспонатов, хотя этим должны заниматься сотрудники Музейного центра. Поэтому при передаче полномочий по иерархии сверху вниз нужен выборочный контроль сверху.
Декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов спросил, будет ли за факультетами закреплен определенный бюджет. Ректор ответил, что деньги будут в распоряжении декана. Не факультета в целом, а именно декана. И спрос за эффективное расходование средств тоже будет с декана. Сейчас в распоряжении каждого декана находится стимулирующий фонд коллектива факультета. Нужно создать атмосферу, чтобы в коллективе понимали: это не «деньги факультета» и нет задачи израсходовать их до конца года, но есть задача — израсходовать их эффективно. Сейчас, когда в распоряжении некоторых деканов находится больше 10 млн рублей в месяц, необходимо требование эффективного расходования средств. Бюджет будет в распоряжении декана — ответственного лица, а не «факультета»… Ректор добавил: за последние пять лет руководство Университета вернуло в бюджет РФ имущество на сумму свыше 2,5 млрд рублей. Но это сделал не весь коллектив, а отдельные, конкретные сотрудники. Движение вперед зависит от эффективности действий сотрудников Университета, готовых нести персональную ответственность (позитивную и ретроспективную) за свои действия.
Ректор поручил первому проректору по учебной и научной работе И. А. Горлинскому и проректору И. А. Дементьеву провести встречи в коллективах факультетов, чтобы на конкретных примерах объяснить, как в Университете будет происходить процесс передачи полномочий от проректоров по направлениям (см. также: Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1).
О первых защитах диссертаций на соискание собственных ученых степеней СПбГУ по биологии
И. А. Горлинский напомнил, что 19 июня состоятся три первых защиты диссертаций на соискание собственных ученых степеней доктор математики СПбГУ / Рh. D. SPbSU, Mathematics. Завершается подготовка к этому знаменательному для СПбГУ событию. Материалы этих трех диссертационных исследований выпущены в издательстве СПбГУ как отдельные книги новой серии, состоящей из публикуемых на английском языке материалов диссертаций, представляемых к защите по областям знаний, по которым Ученый совет СПбГУ принял решение о возможности присуждения собственных ученых степеней СПбГУ.
См. также: Быть в тренде (ответ 3); Открыт всему миру (ответы 1 и 3); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 4).
И. А. Горлинский также сообщил, что им подписан приказ по представлению декана Биолого-почвенного факультета А. Д. Харазовой, в соответствии с которым 21 и 25 июня состоятся две защиты диссертаций на соискание ученых степеней доктора биологии СПбГУ / Рh. D. SPbSU, Biology. Один из соискателей — ассистент (бывший аспирант), другой заканчивает обучение в аспирантуре СПбГУ.