Эксперт Северо-Запад: Открыт всему миру
В год 290-летия Санкт-Петербургского университета его ректор Николай Кропачев рассказал «Эксперту» как об итогах работы вуза за последние годы, так и о планах и задачах, стоящих перед университетом в ближайшем будущем, — от развития Научного парка и Центра экспертиз до нового кампуса и ведущей медицинской клиники.
Какое достижение университета вы считаете главным на подходе к юбилею?
К своему 290-летию СПбГУ не только закрепил за собой статус одного из самых успешных университетов страны, но и стал инициатором целого ряда новых для российской науки и образования шагов. Во-первых, признана приоритетной научно-исследовательская деятельность СПбГУ, также в перечень основных задач вуза мы включили экспертную работу. Во-вторых, создали механизм конкурсных процедур — как в части распределения материально-технических ресурсов, так и в части занятия должностей. Мы стимулируем международную академическую мобильность; ввели собственную ученую степень Ph. D. SPSU и особые жесткие правила защиты диссертаций; привлекаем зарубежных постдоков (ученых, получивших степень Ph. D. не более шести лет назад, которые работают в составе научной группы под руководством одного из ведущих ученых СПбГУ); проводим собственные конкурсы на создание лабораторий под руководством ведущих ученых мирового уровня. За последние годы были осуществлены компьютеризация библиотечных ресурсов и формирование электронного библиотечно-информационного центра с открытым доступом к электронным базам данных, введены технологии дистанционного образования, в первую очередь для тех, кто не имеет возможности обучаться в очной традиционной форме. Кроме того, мы создали целый Научный парк СПбГУ. Работа в нем организована по принципу полной открытости в использовании оборудования всеми заинтересованными исследователями. Комплекс данных инициатив позволяет говорить о том, что мы в СПбГУ создали условия для работы такие же, как в лучших мировых вузах.
Какие шаги уже предприняты в рамках Программы развития университета?
За последние годы вся работа университета выстроена в соответствии с Программой развития СПбГУ до 2020 года, которая была утверждена правительством РФ в 2010-м. Промежуточные итоги ее реализации мы подводим ежегодно. На мой взгляд, именно эта программа развития стала тем объединяющим началом, которое нас двигает в научной и образовательной сферах.
Цифры и факты говорят сами за себя. Сегодня заработная плата научно-педагогических работников в университете в три раза выше, чем, скажем, пять лет назад. Если в 2008 году она составляла 18 тыс. рублей в месяц, то к 2013-му увеличилась до 63 тыс. Мы создали Центр экспертиз, проводящий свыше 1,5 тыс. экспертиз в год. Мы запустили единственный в России центр социологических интернет-исследований, использующий уникальные и по скорости, и по широте охвата технологии взаимодействия с респондентами. Мы организовали уникальную систему доступа ко всем университетским ресурсам — как материально-техническим, так и информационным. При этом обеспеченность работников информационными ресурсами находится фактически на уровне университетов — лидеров мировых рейтингов. Кроме того, уже создан и активно работает Научный парк СПбГУ, абсолютно открытый для исследователей не только нашего университета, но и других вузов России и Запада.
А главное — реформирована система управления СПбГУ, сформированы управленческие инструменты повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников и университета в целом.
По принципу полной открытости мы построили даже систему финансирования научных исследований. Все без исключения конкурсы — на гранты для проведения исследований, на участие в конференциях, стажировках, организацию научных мероприятий — у нас в СПбГУ, в отличие от большинства вузов, проводятся не администраторами, а экспертной комиссией, состоящей из ведущих ученых, не только наших, но и привлекаемых внешних экспертов. Более того, в конкурсах могут принять участие не только работники университета, но и любые сторонние ученые.
А что изменилось для университета с получением права формировать собственные образовательные стандарты?
Прежде всего хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России только МГУ и СПбГУ имеют право вводить свои собственные стандарты, и мы живем по этим стандартам уже не первый год. МГУ, например, далеко не по всем 200 имеющимся образовательным программам перешел на собственные стандарты. В ряде случаев они все еще живут по федеральным стандартам. В то же время некоторые вузы имеют право по отдельным специальностям принимать свои стандарты. Однако в общем количестве всех собственных университетских стандартов РФ больше половины составляют стандарты Санкт-Петербургского университета.
Если федеральные стандарты разрабатываются и обновляются достаточно редко, то мы значительно более гибки в возможности вносить изменения в стандарты. Можем менять их хоть каждый год, что, безусловно, является нашим преимуществом. Денежные мотивы
Как за последние годы изменилось финансирование СПбГУ — динамика бюджетного финансирования и внебюджетных источников, включая эндаумент-фонд? Каково соотношение бюджетных средств и средств, которые университет зарабатывает сам?
Во-первых, хотел бы подчеркнуть, что университет значительно увеличил объемы бюджетного финансирования. Четыре-пять лет назад весь бюджет университета составлял 2,7 млрд рублей, сейчас только бюджетные поступления — более 10 млрд. При этом в течение первых двух лет после того, как я стал ректором, изменений в финансировании не было, но, к примеру, заработная плата сотрудников росла.
Статус главного распорядителя средств федерального бюджета обеспечил нам возможность оперативно перераспределять средства между отдельными направлениями расходов по разделам (образование, фундаментальная/прикладная наука) и видам расходов (государственное задание, целевые субсидии). Основное направление расходования бюджетных средств СПбГУ в 2014 году связано с реализацией его приоритетной функции как бюджетного учреждения — выполнения государственного задания, и прежде всего предоставления образовательных услуг и проведения научных исследований.
Впрочем, говорить, что есть «собственные» средства, а есть бюджетные средства, было бы неправильно. Дело в том, что все средства, заработанные университетом, сколько бы денег к нам ни поступало, как только они попадают в университет, сразу становятся бюджетными.
Показатели экономической деятельности университета за 2013 год выглядят следующим образом. Если говорить о внебюджетных поступлениях, то их сумма — 2,835 млрд рублей. Бюджетные поступления, включая субсидию на выполнение госзадания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, социальные выплаты, обособленные стипендии президента, составили почти 10,5 млрд рублей.
Правильно ли, на ваш взгляд, то, что университет должен иметь мотивацию к зарабатыванию денег?
На самом деле мы должны зарабатывать как минимум в два раза больше, нежели сейчас. И дело не в том, есть у нас такая мотивация или нет. Если университет занимается научными исследованиями, экспертной деятельностью, и они действительно актуальны и востребованы, то деньги все равно будут. Когда все наоборот, средства не придут, какая бы мотивация у вуза ни была. Например, наша экспертная работа начала приносить деньги далеко не сразу, но уже сегодня мы получаем серьезный доход от проведения экспертиз. Более того, мы готовы проводить научные исследования — как в рамках Научного парка СПбГУ, так и силами наших социологов, экономистов, юристов и филологов. На сегодняшний день заключено свыше 50 договоров с хозяйствующими субъектами на проведение экспертиз в нашем Научном парке. Кроме того, у нас есть эндаумент-фонд — более 1 млрд рублей. Пока эти деньги не приносят большого дохода университету, но тем не менее благодаря работе фонда мы получаем на развитие университета почти 100 млн рублей в год. Безусловно, мы будем стремиться к тому, чтобы всячески увеличивать эндаумент-фонд, потому что если смотреть на Запад, то, к примеру, эндаументы Гарварда, Йеля, Стэнфорда просто несравнимы с нашим. Это десятки миллиардов долларов, а не рублей.
Есть и еще один немаловажный момент. В большинстве западных вузов, где обучаются гуманитарии и естественники, существуют свои медицинские клиники, которые приносят в бюджет университетов до 40 % доходов. Чаще всего это средства, полученные от патентов и открытий, которые делаются на базе клиник. Таким образом, клиники не только помогают развивать науку и решать социальные задачи — они становятся местом обучения и медиков, и биологов, и химиков, и физиков. К тому же приносят определенные доходы. Поэтому одной из наших приоритетных задач является создание такой медицинской клиники — универсальной базы для ведения научных исследований, работы сотрудников и обучения студентов.
Вы отметили, что несколько лет назад в университете происходил рост зарплат при прежнем объеме финансирования. За счет чего?
В первые два года мы потратили очень много времени на то, чтобы привести в порядок наш имущественный комплекс и наладить его эффективное использование, автоматизировать систему кадров, бухгалтерию, учет зданий, затраты на электричество и многое другое. В результате, освободившись от лишних «пристроившихся» предпринимателей, которые у нас открывали рынки, конфетные и мебельные фабрики, гостиницы, мы практически вдвое сократили потреб-ление электричества и выиграли на этом десятки миллионов рублей! Только за счет выселения людей, незаконно проживавших в наших общежитиях, мы сумели сэкономить 30 млн рублей, которые ежегодно тратили на их обеспечение. Кроме того, освободились площади, которые мы стали использовать в качестве учебных аудиторий, служебного жилья, не строя ничего дополнительно.
Кроме того, университет получил свыше 270 млн рублей ранее переплаченных налогов, выиграв судебный спор у налоговой инспекции. Это был трудный процесс, но тем не менее мы вернули эти деньги и направили их на выплату заработной платы. Замечу, что на тот момент эти средства составляли больше 15 % от годового фонда заработной платы университета. Таким образом, мы смогли увеличить заработную плату сотрудникам как минимум на 15 %, вернув ранее переплаченные налоги, не получив дополнительно ни копейки. Были и другие процессы, когда некоторые сотрудники университета, совершившие различные хозяйственные преступления, вернули деньги в федеральный бюджет добровольно. Часть этих денег пошла на увеличение заработной платы сотрудников.
Например, еще в 2008 году отдел кадров, планфин и бухгалтерия давали различные цифры количества сотрудников СПбГУ. Фигурировали цифры 11 тыс., 15 тыс. и даже 16 тыс. Вот какие были расхождения. Конечно, при отсутствии информации о количестве сотрудников и размере их зарплат установить систему стимулирующих выплат не представлялось возможным. По этой причине в университете действовал принцип, в соответствии с которым оклад составлял больше 99 % от суммарной выплаты в течение года. Как можно кого-либо стимулировать, если неизвестно, кого нужно стимулировать? Поэтому всем выплачивали раз или два раза в год маленькую премию в размере 3–4 тыс. рублей. В общей годовой зарплате это были копейки. Сейчас стимулирующие выплаты занимают свыше 50 % от общего фонда заработной платы сотрудников. И это стимулирование точечное, оно показывает реальную оценку труда и позволяет продвигаться вперед. Задание на экспертизу
В чем вы видите преимущество классического университета?
Сила классического университета заключается в единении различных направлений научной и учебной деятельности. А значит, большое значение приобретает не только территориальное объединение университета, но и содержательное. На мой взгляд, без него совместная работа химиков и физиков, журналистов и экономистов, биологов и географов не даст нам ни образовательного, ни интеллектуального продукта, соответствующего современным реалиям.
В качестве примера такого объединения можно привести создание целой системы лабораторий в области биомедицины, биохимии, биофизики, биоинформатики.
Когда в университете была сделана ставка на экспертную деятельность и с чем это связано?
Еще в 2009 году в рамках разработки и утверждения Программы развития СПбГУ до 2020 года я сформулировал одно из важнейших направлений нашей деятельности — «Экспертный университет». В Европе, в США, если возникает глобальная задача (найти пути развития экономики региона, решить какие-либо политические проблемы), кто готовит аналитические материалы руководителям страны, представителям бизнеса? Сотрудники университетов. А случаев, когда в российский вуз явился бы глава крупной корпорации посоветоваться по вопросу организации бизнеса или для проведения исследования, практически не было. Подобными вопросами в нашей стране занимались отраслевые институты, но их оценки далеко не всегда были объективны, ведь НИИ подчинены министерствам, а вузы в этом смысле могут сделать независимую экспертизу. Сегодня университет готовит до шести экспертиз в день! Самого разного плана, в том числе серьезные, государственного масштаба.
Закреплена ли экспертная работа в государственном задании университета?
Да, и это произошло не так давно. Еще два года назад во всех вузах Российской Федерации в качестве задания было описано только обучение определенного количества студентов. В 2012 году я попросил включить в госзадание СПбГУ экспертную работу. Реакция была естественная: «А зачем вам это нужно?» Говорю: «Наши сотрудники занимаются реальными исследованиями. Пусть они и проводят реальные экспертизы, те исследования, которые необходимы обществу и могут быть предписаны нашим учредителем, то есть государством». В результате мы получили два небольших задания. Сегодня мы продолжаем активно, по собственной инициативе заниматься экспертизами для органов государственной власти, для граждан, представителей бизнес-сообщества. В 2013 году мне уже не пришлось никого просить. Наоборот, губернатор Санкт-Петербурга, Министерство юстиции, Министерство экономического развития, Росимущество направили свои просьбы в правительство, в которых говорится: предлагаем включить в государственное задание Санкт-Петербургскому университету проведение таких-то экспертиз. Нас спрашивают: «Вы с этим согласны?» Мы не то что согласны — мы как раз хотим заниматься тем, что реально необходимо обществу. Поскольку уверены, что это будет способствовать совершенствованию наших преподавателей, их научной и образовательной работе. По дороге к результату
Каковы сейчас показатели и результаты научно-исследовательской, инновационной работы университета? Есть ли планы по открытию новых ресурсных центров, инновационных предприятий?
Еще раз подчеркну, что в СПбГУ созданы и продолжают совершенствоваться условия для проведения передовых научных исследований. Мы создали настоящий современный Научный парк, который включает в себя 21 ресурсный центр и который по своим характеристикам и предоставляемым возможностям уникален не только для России, но и по некоторым показателям — для многих стран Европы. В университете действуют программы поддержки молодых перспективных ученых. Впервые в России реализована программа постдоков и еще многое другое.
Создание лабораторий по мегагрантам правительства РФ позволило пригласить для работы в университете ярких ученых с целью получить «на выходе» работоспособный коллектив, продолжающий исследования по начатой тематике. На сегодняшний день в нашем университете таких проектов семь. Больше только в МГУ — десять лабораторий.
Как идет обновление материально-технической базы СПбГУ? Какие объекты нового строительства запланированы на ближайшие годы?
Для развития университету жизненно необходимо территориальное объединение. В середине 1960-х годов СПбГУ «разделили» и отправили естественнонаучные факультеты на окраину, в деревню Мартышкино. Многие гуманитарные факультеты остались на Васильевском острове. По этой причине стало фактически невозможно проводить междисциплинарные исследования. Часто химикам, физикам, биологам необходимо единое оборудование. А где его поставить, если здания разбросаны по всему городу и пригородам? В таких условиях университет перестает существовать как единое целое.
Только в декабре 2011 года, когда СПбГУ получил здания Академии тыла и транспорта на Васильевском острове, у нас появился шанс объединиться. Мы мечтали об этом 20 лет. За 2012–2013 годы мы смогли подготовить комплексный проект реставрационных и ремонтных работ в переданном нам комплексе.
В этом году правительство России уже выделило нам финансирование для начала ремонтных работ.
Хочу отметить, что наше стремление к возвращению единства университета получило поддержку от членов попечительского совета СПбГУ, который возглавляет председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. По результатам заседания, которое проходило осенью 2013 года, он дал поручение проработать предложения по созданию и размещению единого университетского городка СПбГУ. Во исполнение этого поручения в Министерстве экономического развития РФ 25 декабря прошлого года была сформирована рабочая группа под председательством министра экономического развития Алексея Улюкаева. В нее вошли представители федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минобнауки РФ, Минрегиона РФ, Росимущества), органов исполнительной власти Санкт-Петербурга (КУГИ, КГА, Комитета по науке и высшей школе), а также представители СПбГУ. В ближайшие полгода комиссия должна проработать и представить в правительство РФ предложения по формированию единого кампуса СПбГУ. Осенью губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на заседании попечительского совета университета предложил построить кампус на намывных территориях города. Это предложение нас, конечно же, устраивает.
Тем не менее на сегодняшний день говорить, что принято решение о конкретном месте размещения единого общеуниверситетского кампуса, было бы преждевременно. В соответствии с планом, анализ возможных мест размещения кампуса и выбор наиболее оптимального варианта намечены как раз на апрель 2014 года, а разработка общей концепции по созданию и размещению единого университетского городка — на июнь этого года. Мы сделаем все возможное, чтобы завершить разработку проектно-сметной документации уже в 2020 году и построить кампус к 2027-му.
При этом важно понимать, что концепция единого кампуса не означает, что абсолютно весь университет будет сконцентрирован в строго определенном месте. Очевидно, что СПбГУ будут по-прежнему нужны, например, учебно-научные базы — сейчас они находятся в Ленинградской и Белгородской областях, Республике Карелия, в Крыму и даже в Армении.
Какие задачи вы видите перед собой на ближайшие несколько лет, которые помогут университету стать максимально востребованным в научной, экспертной деятельности?
Чем больше университет будет открыт и доступен для общения с разными людьми — работодателями, представителями бизнеса, государственных структур и т. д., тем скорее мы станем максимально востребованы. У нас есть не только Центр экспертиз — мы создали современные лаборатории, которые необходимы городу. Более того, мы ведем переговоры с губернатором о передаче одной из городских клиник Санкт-Петербургскому университету в управление. Мы приглашаем к себе лучших ученых со всего мира. Тот же конкурс постдоков: по его итогам к нам приехали ученые более чем из 20 стран мира. Мы набираем сильнейших.
Мы открыты, даже настойчиво предлагаем свои возможности. Только когда в университет начнут приходить и смело обращаться за помощью, проведением важных научных и экспертных заданий, университет и решит основную задачу. Он действительно станет местом, куда придет и юный выпускник школы, чтобы получить образование, и выпускник вуза с огромным стажем работы, чтобы получить научную консультацию, и работодатель, которому нужны перспективные профессиональные кадры. Тогда и будет создан новый, современный университет — такой, как в большинстве стран мира.
В нем будут не только проводиться научные исследования и предоставляться образовательные услуги. Он станет местом, где занимаются поиском решений, что и как делать.