Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Переход к выборам НПР в одно время
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что эффективность обсуждения кадровых вопросов на заседании Ученого совета СПбГУ невысока. Например, на недавнем заседание Ученого совета Университета 11 февраля декан «забыл» выступить и сообщить членам Ученого совета, что и кафедра (единогласно), и ученый совет факультета (11 за, 27 против) не рекомендовали претендента на должность профессора, да и сам профессор, как утверждает декан, сообщил ему, что он не хочет больше работать. Похожая ситуация была и на заседании Ученого совета в октябре 2012 года. Кадровый вопрос на заседаниях ученых советов традиционно рассматривается как второстепенный и практически всегда заранее предрешенный (а еще несколько лет назад — на все 100 % предрешенный).
Проректорам по направлениям дано поручение: постепенно, в течение ближайших лет, перевести рассмотрение всех кадровых вопросов (обсуждение на ученых советах и заключение договоров с НПР) на весну. Так, чтобы рассмотрение кадровых вопросов на заседаниях ученых советов факультета происходило в марте, а рассмотрение кадровых вопросов на заседании Ученого совета Университета — в апреле. Это даст возможность лицам, не прошедшим по конкурсу, получить время для трудоустройства, а Университету — время для подготовки к следующему учебному году. Это также позволит увидеть картину кадровой политики в целом — по образовательным программам и коллективам факультетов, а не фрагментами, как мы видим сейчас. Появится возможность сравнивать успехи научно-педагогических работников, устанавливать более четкие требования к кандидатам на занятие должностей НПР. Ректор попросил деканов помочь проректорам по направлениям в решении поставленной задачи.
См. также: Материалы ректорского совещания от 08.12.2014; Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов напомнил про ситуацию в Политехническом университете, ректор которого сообщил в СМИ, что вынудит «неэффективных» преподавателей уйти из вуза. И спросил, будет ли ректор СПбГУ поступать столь же радикально. Н. М. Кропачев ответил, что повышение эффективности работы вуза должно достигаться в первую очередь за счет создания условий для эффективной творческой работы сотрудников, развития материально-технической базы и т. п. Что же касается кадровых процедур отбора лучших НПР, то они должны сопровождаться предоставлением научно-педагогическим работникам СПбГУ возможности проходить повышение квалификации. Ректор сообщил, что один из ученых РАН, участвуя в дискуссии в интернете, возмущался, почему в СПбГУ такие большие доплаты за публикационную активность, которых нет в институтах РАН. Но он, тем не менее, не написал, что завтра же подаст документы, чтобы участвовать в конкурсе на замещение должности НПР в нашем Университете. И таких много: сотрудники других вузов видят, что у нас условия для работы лучше, уровень зарплат высокий, но пока, из-за сложившихся стереотипов, даже не пытаются участвовать в конкурсах. А нам нужны сильные ученые, и мы готовы не только дать им возможность зарабатывать в Университете хорошую зарплату, но и предоставить им служебное жилье.
Работа системы антиплагиата в СПбГУ — на примере магистерских диссертаций
В связи с тем, что на недавних ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 2; от 11.02.2013, п. 5.2; от 18.02.2013, п. 5) обсуждался вопрос о проверке на плагиат дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова рассказала, как такая проверка в течение нескольких лет проводится в коллективе юристов — на примере выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций). Для этого все магистранты-выпускники сдают тексты магистерских диссертаций в электронном виде. Проверка проводится в два этапа. Первый, технический этап: служба информационных технологий загружает тексты и с помощью интернет-сервиса «Антиплагиат» проверяет их на наличие заимствований. В результате по каждой магистерской диссертации получают технический отчет: какие заимствования, откуда, процент пересечения с другим текстом.
Второй этап, смысловой. Технические отчеты передаются декану, заместителю начальника учебного управления и председателю ГАК. Члены ГАК дают экспертное заключение о случаях плагиата — то есть определяют, есть ли в работе недопустимые заимствования без ссылки на источник. В магистерской диссертации могут быть тексты федерального законодательства, постановлений Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, цитаты из статей и монографий ученых, учебно-методической литературы и т. п.
Р. А. Эварестов уточнил, проводится ли такая проверка выпускных работ до защиты. М. Ю. Лаврикова подтвердила это, подчеркнув, что студенты знают, что такая проверка будет проводиться (поэтому и сдают текст не только в бумажном, но и в электронном виде). Практика обучения магистрантов по направлению «Юриспруденция» показала эффективность такой работы.
О ситуации со студентами, зарегистрированными, но не проживающими в общежитиях СПбГУ
Проректор И. А. Дементьев напомнил, что в Университете с осени идет подготовка общежитий к поселению первокурсников 2013 года. И меры по увеличению мест в общежитиях надо принимать не только в июне-августе, но уже сейчас. А между тем, сообщил он, на сегодняшний день в общежитиях Университета есть около 800 студентов, которые «как бы проживают» там. Им выделены места в общежитии, с ними оформлены договоры найма, они зарегистрированы, но не проживают там. Их число меняется от месяца к месяцу, однако с сентября 2012 года никогда не было меньше 730.
Такое положение дел создает сразу несколько проблем.
- Прямые затраты Университета
- Риск нарушений дисциплины со стороны студентов (Это связано с тем, что формально эти места заняты, но о том, что они фактически свободны, студенты знают гораздо лучше администрации. И раз ситуация сохраняется, значит, получается, что правила можно нарушать безнаказанно).
- Рост расходов на ремонт общежитий. По предварительным данным, Университету должен до конца августа 2013 года ввести в эксплуатацию примерно такое же количество мест (800). Для их создания требуется ремонт двух общежитий, сметная стоимость которого составляет примерно 350 млн рублей. Или строительство нового — около 600 млн рублей.
- Расходы на юридическое сопровождение таких ситуаций (договор найма расторгается лишь в судебном порядке — поэтому потребуется подать примерно 800 исков и выиграть 800 дел в суде).
- Возможность привлечения Университета к ответственности за нарушение правил регистрационного учета. В настоящее время принимается закон, резко усиливающий такую ответственность. Его окончательная редакция пока не ясна, однако само по себе наличие у нас ежемесячно более 800 нарушений в одной, довольно узкой области создает серьезную проблему.
В этой связи проректор по учебной работе и проректор по эксплуатации материально-технической базы наметили следующие шаги.
- Регулярная сверка списков возможных «мертвых душ» с целью исключения оттуда студентов, находящихся в командировке, в больнице и т. п.
- Вручение каждому нарушителю уведомления о нарушении с приложением проекта соглашения о добровольном расторжении договора и проекта соглашения о замене места проживания (на место в общежитии, которое «нуждается в ремонте»). Это уже позволило расторгнуть порядка 30 договоров найма, а несколько мест — освободить фактически («переселив» студента в комнату, которая «нуждается в ремонте»).
- Введение в шаблон договора найма положений о возможности Университета в данной ситуации расторгать договор в одностороннем порядке или изменять условия о предмете договора.
- Работа по проведению социологических опросов студентов с целью выявить причины нарушений.
И. А. Дементьев попросил деканов (вместе со студсоветами) помочь выяснить причины нарушений. Сегодня члены студсоветов имеют доступ к «шахматке» поселения в каждое общежитие. Они формируют предложения по поселению и переселению студентов. И они знают о тех, кто фактически не живет в общежитиях.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, может ли студент оформить на себя место в общежитии и при этом снимать квартиру. И. А. Дементьев ответил, что фактически так и происходит. Университет выполняет свою обязанность: предоставляет иногородним студентам места в общежитии. Но у студента нет обязанности там жить. А выселить их можно только в судебном порядке — или они могут это сделать добровольно. Н. М. Кропачев добавил: если бы эти 800 студентов знали, что можно зарегистрироваться в общежитии, но жить в другом месте, то такой вопрос можно было бы решить (около 300 студентов так и поступили). Не менее важно, чтобы студенты понимали: правом на предоставление места в общежитии обладает любой иногородний студент вуза (и только что поступивший в Университет первокурсники, и студент 2, 3, 4 курса), если он по какой-то причине перестал снимать квартиру и решил теперь жить в общежитии. Но еще более важно, чтобы иногородний студент верил, что Университет свои обязанности перед ним исполнит.
См. также: Материалы ректорского совещания от 10.06.2013, п. 5; Он был первым (ответы 3 и 4); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 11); Ректорский прием (ответ 2).
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас заметила, что, с психологической точки зрения, позиция студентов-нарушителей понятна: они опасаются, что уйдут из общежития, а потом, если возникнет необходимость, не смогут туда вернуться (именно так считают некоторые — это декан узнала из бесед со студентами). Если будет четко записано в правилах, что они могут уйти и вернуться, то, по ее мнению, ситуация изменится. Ректор выразил сожаление, что декан не знает о том, что такая обязанность (обязательство), как он только что сказал, давным-давно прямо закреплена в законе! Кроме того, члены студсоветов СПбГУ имеют самую полную информацию о том, как используются места в общежитиях. В дополнение можно опубликовать на сайте СПбГУ сведения о том, сколько студентов получили место в общежитии не с 1 сентября, а в течение года. Может быть, это поможет студентам больше доверять руководству Университета. М. Ю. Лаврикова пояснила, что вся информация об условиях заселения, о движении свободных мест оперативно размещается на сайте СПбГУ на странице управления по работе с молодежью. Но не все студенты читают информацию.
Продолжение работы лаборатории под руководством профессора Йорна Тиде
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что на ректорских совещаниях и на заседаниях Ученого совета СПбГУ не раз обсуждалась тема мега-грантов (см. Материалы ректорского совещания от 23.07.2012, п. 4; от 15.10.2012, п. 2, от 10.12.2012, п. 2, Итоги заседания Ученого совета от 23.04.2012 и от 28.05.2012). Мега-грант на создание в СПбГУ лаборатории: «Палеогеография и геоморфология полярных стран и Мирового океана» под руководством известного немецкого ученого Йорна Тиде в 2012 году не был продлен. Но учитывая, что за время действия мега-гранта были созданы все предпосылки для дальнейшей успешной работы этой лаборатории (создан сильный коллектив ученых, определены источники финансирования), в Университете было принято решение о продолжении исследований по этой актуальной тематике. И. А. Горлинский сообщил, что 1 февраля был подписан трудовой договор с Й. Тиде в качестве профессора СПбГУ, руководителя лаборатории (на 0,5 ставки).
И. А. Горлинский сообщил о некоторых требованиях трудового договора с профессором Й. Тиде в четвертом разделе «Права и обязанности сторон»:
- выполнять конкретную педагогическую нагрузку в каждом семестре
- осуществлять научное руководство образовательной программой «ПОМОР»
- лично участвовать в организации профориентационной деятельности в России и за рубежом
- ежегодно привлекать не менее четырех специалистов международного уровня для чтения гостевых лекций в СПбГУ (приложен список ведущих научных организаций в этой научной области, откуда надо приглашать специалистов)
- публиковать с аффиляцией СПбГУ не менее двух статей в год в ведущих реферируемых научных журналах (по списку, приведенному в приложении к договору)
- ежегодно участвовать не менее чем в четырех международных научных конференциях, симпозиумах, съездах;
- ежегодно участвовать в организации на базе СПбГУ не менее одного международного научного семинара по тематике исследований лаборатории
- ежегодно обеспечить подачу не менее пяти проектных заявок на российские и международные гранты (общий объем средств эквивалентен 7 млн рублей в год)
- на основе результатов, полученных в лаборатории, организовать подготовку и публикацию научных статей сотрудниками лаборатории — не менее одной статьи в год на каждого сотрудника лаборатории, включая аспирантов
- ежегодно в пределах бюджета лаборатории организовать участие сотрудников лаборатории не менее чем в пяти международных конференциях, симпозиумах, съездах с представлением докладов с результатами, полученными в лаборатории
- участвовать в работе Экспертного совета СПбГУ
Профессор Й. Тиде подписал этот договор и работает в соответствии с ним. И. А. Горлинский подчеркнул, что работодатель со своей стороны тоже взял на себя конкретные обязательства (например, СПбГУ должен оплатить профессору Й. Тиде до десяти перелетов из Санкт-Петербурга в Германию и обратно, чтобы Й. Тиде мог работать примерно в том же режиме, что и в предыдущие годы). Оплата труда профессора Й. Тиде тоже указана в трудовом договоре.
Декан Факультета географии и геоэкологии Н. В. Каледин спросил, указаны ли в договоре обязательства профессора Й. Тиде по изучению русского языка. И. А. Горлинский ответил, что таких обязательств в договоре нет. Но, с одной стороны, все сотрудники лаборатории владеют английским или немецким языками. А с другой, профессор Й. Тиде обещал, что постарается освоить русский язык в объеме, необходимом для общения с коллегами.
Р. А. Эварестов спросил о величине средней зарплаты профессора Й. Тиде. Ректор ответил, что она такая же, как была раньше — меньше, чем две средних зарплаты НПР Университета (102 тыс. рублей в месяц минус налог 30 % как у всех иностранных работников). И посоветовал прочитать интервью с другим победителем конкурса мега-грантов С. Дж. О'Брайеном, который сравнивает условия работы в СПбГУ и в институтах США — в пользу СПбГУ. Декан Химического факультета И. А. Балова спросила о служебном жилье для профессора. И. А. Горлинский ответил, что профессор Й. Тиде не претендует на служебное жилье.
Ректор подчеркнул, что содержание трудового договора с профессором Й. Тиде — это для многих хороший повод задуматься. И заметил, что именно от деканов зависит, насколько будет эффективна работа заведующих лабораториями и заведующих кафедрами. А также дал поручение начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву включить в трудовые договоры с НПР, выполняющими обязанности деканов факультетов, требование ежегодно предоставлять отчеты о проделанной ими работе (вполне возможно, что эти отчеты будут публиковаться на сайте СПбГУ) (см. также: Материалы ректорского совещания от 08.04.2013, п. 5; от 04.03.2013, п. 3).
Порядок проведения конкурсов на получение контрольных цифр приема в 2013 году
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что с 1 сентября 2013 года вступит в силу закон «Об образовании». В связи с этим обновляются и условия приема в высшие и средние учебные заведения. В «Российской газете» 19 февраля был опубликован приказ министерства образования и науки РФ № 1024 от 7 декабря 2012 года «Об утверждении Порядка проведения конкурса...». М. Ю. Лаврикова сообщила, что конкурс на получение контрольных цифр приема в этом году открытый, в нем участвуют все вузы, имеющие государственную аккредитацию: не только бюджетные учреждения, но также и негосударственные.
Конкурсная комиссия министерства образования и науки РФ будет оценивать заявки вузов о контрольных цифрах приема (заявки надо подать до 25 марта) по 14 показателям (ст. 7 приказа № 1024):
- средний балл единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в году, предшествующем году, на который устанавливаются контрольные цифры приема, и в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, умноженный на количество всех студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по каждому направлению подготовки (специальности) в соответствующем году
- средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме обучения с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими и (или) юридическими лицами по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в году, предшествующем году, на который устанавливаются контрольные цифры приема, и в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, умноженный на количество всех студентов, принятых на обучение по очной форме обучения с оплатой стоимости обучения по договорам с физическими и (или) юридическими лицами по каждому направлению подготовки (специальности) в соответствующем году
- количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников (далее — HПP)
- количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science за три года, предшествующие году, в котором проводится конкурс, по соответствующей области науки в расчете на 100 HПP
- количество цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых Российский индекс научного цитирования за три года, предшествующие году, в котором проводится конкурс, по соответствующей области науки в расчете на 100 НПР
- внутренние затраты образовательного учреждения на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР
- доходы образовательного учреждения от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) в расчете на одного НПР
- доходы образовательного учреждения от выполнения НИОКР из иностранных источников в расчете на одного НПР
- доходы образовательного учреждения от образовательной деятельности из иностранных источников в расчете на одного НПР
- доходы образовательного учреждения из всех источников в расчете на одного НПР
- отношение средней заработной платы НПР в образовательном учреждении к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации
- общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на праве собственности и (или) в оперативном управлении, в расчете на одного студента (приведенного контингента)
- возможность образовательного учреждения организовать обучение за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам высшего профессионального образования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе обеспечить подготовку кадров с высшим профессиональным образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также на территории закрытых административно-территориальных образований
- процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения
М. Ю. Лаврикова пояснила: конкурс проводится на двух уровнях — общефедеральном и уровне субъекта Федерации. Критическими являются показатели потенциала вуза. Объем контрольных цифр приема будет определяться с учетом региональной и отраслевой потребностей экономики в тех или иных специалистах. Планируется сокращение цифр приема по гуманитарным направлениям.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, когда будут известны результаты конкурса. Начальник управления по организации приема Е. Б. Яблоков ответил: не позднее 15 апреля.
Декан Факультета психологии А. В. Шаболтас спросила, при определении контрольных цифр приема на отдельные направления будут ли учитываться в этом конкурсе показатели общеуниверситетские или показатели по направлениям. Ректор ответил, что все критерии, которые будут учитываться, М. Ю. Лаврикова перечислила.
См. также: Материалы приема граждан 26.02.2013, п. 3; За Нобелем (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 11–14); Общество все больше не понимает друг друга (ответ 2); В России всего 5 % населения понимает смысл нормативных актов (ответ 10); Построить страну «одних уст» (ответ 7).
М. Ю. Лаврикова сообщила также, что контрольные цифры приема иностранных граждан уже утверждены. В этом году цифры приема СПбГУ не только не были сокращены, но увеличены на 100 мест.