Материалы ректорского совещания
СПбГУ на ежегодной общей конференции Coimbra Group
22–24 мая на базе Национального университета Ирландии в городе Galway проходила ежегодная общая конференция Coimbra Group. В работе конференции приняли участие делегации, представлявшие все 39 университетов Европы — участников этой престижной ассоциации. Два года назад СПбГУ стал единственным представителем России в этом университетском экспертном сообществе, которое вырабатывает предложения в т ом числе для Европейского парламента и исполнительных органов ЕС (см. Материалы ректорского совещания от 14.06.2011, п. 1).
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что его участие в дискуссиях на заседаниях рабочих целевых групп, а также презентация СПбГУ, сделанная на заседании ректоров, показали большой интерес европейских коллег к развитию сотрудничества с нашим Университетом, к новым инициативам СПбГУ (создание ресурсных центров, постдоковская программа, трэвел-гранты и др.). Руководители рабочих групп в ходе личных переговоров выразили заинтересованность в постоянном участии представителей СПбГУ в работе своих групп. Намечен ряд рабочих визитов руководителей университетов Coimbra Group и членов ее исполнительного комитета в СПбГУ в ближайшее время.
Учет нашего мнения, в том числе при разработке систем европейских грантов и программ, может, как считает И. А. Горлинский, существенно повысить репутационный рейтинг СПбГУ и уровень нашей включенности в программы, обеспечивающие создание магистерских программ по модели двух дипломов, совместное руководство аспирантами и создание у нас современных Ph. D. программ с международной аккредитацией, эффективность программ академической мобильности и т. д. Официальные лица Coimbra Group воспринимают СПбГУ как ключевой университет в Ассоциации ведущих вузов России. Работу с этой престижной лигой университетов Европы следует развивать как инструмент включения СПбГУ в международные экспертные сообщества, развития механизмов интернационализации и достижения целей, поставленных Программой развития (см. также: Материалы ректорского совещания от 08.07.2013, п. 4; от 24.06.2013, п. 6; от 10.06.2013, п. 6).
Конкурс научных лабораторий под руководством ведущих ученых
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что Министерство образования и науки РФ в конце 2012 года объявило о намерении с 2014 года выделять финансирование для открытия новых и развития действующих научных лабораторий — по 10–20 млн рублей в год на каждую. В Университете же проект по созданию таких лабораторий будет начат уже в июне 2013 года Проректором по научной работе С. П. Туником направлены в адрес деканов проект локального акта университета об объявлении соответствующего конкурса. Планируется, что конкурсный отбор ведущих ученых на право создания в СПбГУ лабораторий по наиболее актуальным вопросам в рамках приоритетных направлений Программы развития СПбГУ пройдет уже этим летом. И. А. Горлинский попросил предложения отправлять 27 мая до 18:00.
См. также: Материалы ректорского совещания от 03.06.2013, п. 1; Он был первым (ответ 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 2 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); За Нобелем (ответ 3); Университету кризис не страшен (ответы 8–10).
Выборы нового президиума Студсовета СПбГУ
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что в Университете уже второй год работает Студсовет. В него входят представители факультетских студенческих профбюро и председатели студсоветов факультетов. Двое из троих членов президиума Студенческого совета СПбГУ в этом году заканчивают свое обучение в Университете. И 24 мая в аудитории на наб. Макарова, д. 6 прошли выборы нового президиума Студсовета СПбГУ. Из 38 членов Студсовета на заседании присутствовали 24. По итогам рейтингового голосования избран новый президиум Студенческого совета СПбГУ:
- Смирнова Анастасия, председатель студсовета Физического факультета, — председатель Студсовета СПбГУ
- Зуевская Анна, председатель студсовета Факультета международных отношений, — заместитель председателя Студсовета СПбГУ
- Клоков Юрий, председатель студсовета Факультета географии и геоэкологии, — ответственный секретарь Студсовета СПбГУ
Состав президиума полностью обновился. Студсовет сможет продолжить инициативы, начатые в текущем учебном году.
Ректор напомнил, что один из председателей факультетских студсоветов — Дмитрий Михайлов, председатель студсовета Физического факультета, был назначен и. о. директора студгородка СПбГУ в сентябре 2011 года (см. Материалы приема граждан 16.09.2011, п. 3) и успешно справляется с поставленными задачами (один из самых популярных материалов «Виртуальной приемной» — его отчет в августе 2012 года — см. ответ проректора Г. С. Васильева от 30.08.2012: Об эффективности назначения студента директором Студгородка).
См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); За Нобелем (ответы 10–14); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 4).
Председатель Студсовета СПбГУ (председатель студсовета Факультета ПМ — ПУ) Олег Баранов приказом ректора был назначен помощником проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева. Его задача — сформировать отдел (управление), который будет заниматься управлением всей материально-технической базой спортивных сооружений Университета. Он должен провести своеобразный аудит всех споривных объектов, помочь создать четкие и понятные правила использования этих объектов, наладить систему их эффективной работы для обеспечения учебного процесса и активного отдыха студентов и сотрудников Университета. Задача сложная, если учесть разбросанность спортивных объектов, их техничекое состояние.
Заседание президиума МАПРЯЛ
Декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), рассказала о недавнем заседании президиума МАПРЯЛ, которое состоялось в начале мая в Магдебурге (Германия). На заседании президиума были рассмотрены несколько организационных вопросов. Дискуссию вызвал вопрос о принятии новых членов в ассоциацию. С такой просьбой обратилась в МАПРЯЛ Ассоцииация преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии. Один из членов президиума МАПРЯЛ (известный русист из США) предложил отложить этот вопрос, поскольку США и некоторые другие страны не рассматривают ее как самостоятельное государство. Но в результате тайного голосования все же было принято решение о приеме Ассоцииации преподавателей русского языка и литературы Южной Осетии в члены МАПРЯЛ.
Президиум МАПРЯЛ, по предложению Л. А. Вербицкой, принял решение освободить бывшего заведующего кафедрой СПбГУ Е. Е. Юркова от должности генерального секретаря МАПРЯЛ (Заявление Л. А. Вербицкой, Ответ УМВД по Василеостровскому району СПб, материалы ректорского совещания от 16.04.2013, п. 5 и от 22.04.2013, п. 6.3). Генеральным секретарем МАПРЯЛ была избрана Рената Беленчикова, возглавляющая ассоциацию русистов Германии.
Четвертая международная образовательная выставка в Эр-Рияде (Саудовская Аравия)
Декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова сообщила об участии делегации СПбГУ в Четвертой международной образовательной выставке (IECHE: 4th International Exhibition and Conference on Higher Education — 2013), которая 16–19 апреля прошла под патронажем короля Абдаллы Бин Абдулазиза Аль Сауда в столице Королевства Саудовская Аравия г. Эр-Рияде.
На выставке IECHE — 2013 были представлены более 480 университетов из 40 стран мира, среди которых такие признанные лидеры сферы высшего образования как Гарвардский и Колумбийский университеты, Кембридж, Оксфорд, Массачусетский технологический институт, а также известные во всем мире национальные агентства по продвижению высшего образования и поддержке академической мобильности — Британский Совет, DAAD, Campus France и др. Самыми активными участниками выставки были университеты США (около 90 вузов), Великобритании (около 80 вузов и агентств), Канады (около 40 вузов) и Австралии. Высокий международный статус образовательной выставки IECHE — 2013 и растущий интерес к ней подтверждается количеством посетителей выставки (более 300 000 человек), а также участием в выставке более 55 учреждений высшего и среднего образования Саудовской Аравии.
Российская Федерация на выставке IECHE — 2013 была представлена двумя вузами: Санкт-Петербургским государственным университетом и Первым московским государственным медицинским университетом имени И. М. Сеченова. В этом году МГУ не принимал участия в выставке, что может быть, вероятно, связано с неудовлетворительной работой делегации МГУ в прошлом году (стенд МГУ пустовал в течение всех дней мероприятия). Но если учесть, что медицинский университет имени И. М. Сеченова был представлен сирийцами, то можно сказать, что из России была только одна делегация — СПбГУ.
Экспозиция СПбГУ вызвала исключительно позитивную реакцию у посетителей выставки. Использование в течение всех дней выставки слайд-шоу привлекало внимание школьников, студентов и их родителей к нашему стенду. Наибольший интерес, отметила И. Н. Новикова, был проявлен к образовательным программам СПбГУ в следующих областях:
- медицина (около половины всех вопросов) — программы высшего и послевузовского образования (интернатура, ординатура, аспирантура)
- менеджмент и экономика — программы магистратуры, послевузовского образования, MBA, программы бакалавриата
- информационные технологии (computer science) — программы бакалавриата и магистратуры
- инженерные науки
- точные и естественные науки (математика, химия и др.)
- международные отношения
- востоковедение
Несмотря на то, что пребывание в течение года в стране обучения — для языковой подготовки к освоению основной образовательной программы высшего образования — вполне распространено среди выезжающих за рубеж с целью получения высшего образования граждан Королевства Саудовская Аравия. По словам И. Н. Новиковой, большинство посетителей стенда СПбГУ, предметно интересовавшихся нашими образовательными программами, было настроено на получение образования, прежде всего, на английском языке. В этой связи очевидна необходимость разработки и внедрения в СПбГУ современных образовательных программ на английском языке, в том числе программ магистратуры и дополнительных образовательных программ. Особенно актуальна разработка таких программ в тех областях, которые пользуются устойчиво высоким спросом на рынке образовательных услуг и одновременно корреспондируют с основными направлениями Программы развития СПбГУ. Разработка и внедрение англоязычных образовательных программ позволят СПбГУ на равных конкурировать с ведущими университетами мира на перспективных рынках образовательных услуг — одним из которых является ближневосточный рынок.
В период проведения выставки делегации СПбГУ удалось наладить деловое взаимодействие с представителями:
- министерства высшего образования КСА — по вопросу о долгосрочном сотрудничестве, в том числе об обучении в СПбГУ студентов из Королевства Саудовская Аравия за счет Министерства высшего образования Королевства
- крупнейшей нефтяной компанией мира SaudiAramco — по вопросу о возможности подписания соглашения о сотрудничестве, в том числе об обучении специалистов компании по востребованным профилям, о проведении прикладных научных исследований
- старейшего и наиболее престижного университета КСА King Saud University — по вопросу подписания соглашения о сотрудничестве, предполагающего в том числе академический обмен
Кроме того, делегации СПбГУ удалось провести консультации с представителями ряда европейских, азиатских и ближневосточных университетов, а также познакомиться с работой целого ряда организаций, занимающихся «рекрутингом» абитуриентов для зарубежных, прежде всего американских и английских вузов.
И. Н. Новикова предложила: организовать постоянное присутствие СПбГУ в Королевстве Саудовская Аравия (как минимум в формате ежегодного участия в IECHE, но более эффективно — с использованием развитой местной инфраструктуры рынка услуг по «рекрутингу» абитуриентов) как на перспективном рынке образовательных услуг, ключевом в данном регионе.
Все крупнейшие университеты мира рассматривают рынок образовательных услуг КСА как один из самых бурно развивающихся и перспективных. Во-первых, по мнению ряда западных экспертов, Королевство Саудовская Аравия в ближайшие десять лет будет точкой роста мировой экономики; во-вторых, здесь существует острая нехватка квалифицированных кадров (в КСА министерство образования было создано только в 1950-е годы, первые университеты также появились совсем недавно, и до 2020 года планируется открыть 25 университетов); в-третьих, реализуется правительственный курс на саудизацию страны, означающий постепенное замещение иностранных специалистов гражданами КСА в управлении различными отраслями экономики. В ближайшие годы из бюджета страны планируется выделить 44 млрд. долларов для развития сферы образования и переподготовки кадров. Наконец, страх перед «арабской весной» подталкивает правительство к тому, чтобы обеспечить молодежи доступ к образованию. В стране с 2005 года работает специальная стипендиальная программа короля Абдаллы, которую продлили до 2020 года. Цель этой программы заключается в том, чтобы как можно больше талантливой молодежи (в КСА проживает около 27 млн человек, из них более 50 % — молодежь) получило высшее образование, а затем использовать этот человеческий капитал для создания общества, основанного на знаниях (knowledge based society). C начала реализации королевской стипендиальной программы более 130 тыс. саудовских студентов получили стипендии для обучения за рубежом, 20 % из них — женщины. Большинство саудовских студентов обучается сегодня в США, Великобритании, Канаде и Австралии. В последние годы привлекательными для студентов из КСА стали также Япония и Малайзия.
И. Н. Новикова отметила, что у министерства образования КСА растет интерес к ведущим российским вузам. Этот интерес, скорее всего, связан с желанием саудовского руководства диверсифицировать образовательную политику государства, поскольку в настоящее время в ней явно доминирует американский и британский вектор. Подтверждением тому служит твердое намерение руководства министерства высшего образования КСА развивать сотрудничество с СПбГУ. Среди арабских, особенно сирийских и иорданских студентов и их родителей, также растет интерес к получению образования в России, что связано, в том числе, с «ностальгией по советскому прошлому»: родители теперешних студентов учились в СССР и с большой теплотой вспоминают этот период своей жизни. Появление российской делегации на выставке в Саудовской Аравии было воспринято ими очень тепло, как возвращение России в регион. Для многих образованных жителей стран Персидского залива Россия — это страна великой культуры и науки, качественного образования, страна, которая отправила в космос первого космонавта.
Со стороны СПбГУ, еще раз подчеркнула И. Н. Новикова, очевидна необходимость активизации процесса разработки и внедрения англоязычных образовательных программ в области медицины, естественных и точных наук, гуманитарных наук, а также выработки политики СПбГУ в области взаимодействия с «рекрутинговыми» организациями. Кроме того, очень привлекательными для арабских студентов являются кратковременные летние курсы русского языка на базе СПбГУ, проведение летних школ на английском языке, в рамках которых студент получает возможность получить начальные знания не только по языку, но и по истории, культуре и особенностям российского образования. С помощью таких краткосрочных проектов мы могли бы привлекать в СПбГУ будущих потенциальных студентов. Кроме того, большой интерес у арабских студентов вызывали вопросы, связанные с возможностью обучения в аспирантуре, защит диссертаций на английском языке и получение Ph. D. Развитие системы собственных ученых степеней СПбГУ, безусловно, будет способствовать привлечению талантливой арабской молодежи для обучения в СПбГУ, особенно принимая во внимание тот факт, что часть этой молодежи уже получила образование в США и Европе и хотела бы продолжить свое обучение в России.