Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Утверждение локальных актов Университета
Об экспертизе учебно-методической документации
И к ректору, и к первому проректору по учебной и научной работе не раз обращались научно-педагогические работники СПбГУ по поводу необходимости совершенствования организации обсуждения и экспертизы учебно-метоической документации (учебных планов, рабочих программ дисциплин и др.). Серьезные возражения вызывал, в частности, действующий многие годы негласный порядок, согласно которому решения учебно-методической комиссии и ученого совета факультета по этому спектру вопросов «являются окончательными и обжаованию не подлежат...».
Приказом первого проректора по учебной и научной работе от 05.07.2013 утвержден новый порядок проведения экспертизы учебно-методической документации. В нем, отметил И. А. Горлинский, зафиксировано право каждого научно-педагогического работника СПбГУ инициировать рассмотрение проекта учебно-методической документации (учебного плана, рабочей программы дисциплины и т. п.). Это дает гарантии реализации академической свободы — при условии, что работник представит необходимый пакет документов (например, внося предложении об увеличении количества часов на какую-то дисциплину, ему надо будет предложить, за счет каких видов занятий по другим дисципинам это нужно сделать). Помимо инициатиного порядка предусмотрен и другой вариант: учебно-методическая документация также может быть разработана вследствие выполнения поручений начальника управления образовательных программ или уполномоченного им лица.
См. также: Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7; Экспертный совет по любому вопросу (ответы 1, 3 и 7); Открыт всему миру (ответы 1, 2, 5, 8 и 9); Честность и открытость (ответ 9); Правила жизни Университета (ответ 13).
Этим же приказом определен порядок рассмотрения учебно-методической документации, в том числе ее экспертизы (формально-юридической — на соответствие законодательным и локальным актам СПбГУ, а также содержательной и т. д.). Каждый научно-педагогический работник СПбГУ может проявить инициативу и подать пакет учебно-методической документации в учебно-методическую комиссию факультета или начальнику / заместителю начальника управления образовательных программ СПбГУ. Экспертиза методической документации, представленной как в инициативном порядке, так и в порядке выполнения поручения начальника управления образовательных программ или уполномоченного им лица, организуется в СПбГУ по одним и тем же правилам. Кроме того, в случае, если, например, автор документов не согласен с решениями учебно-методической комиссии, начальник управления образовательных программ или его заместитель имеет право организовать и внешнюю экспертизу. И. А. Горлинский попросил деканов присылать предложения по усовершенствованию порядка проведения экспертизы.
О совершенствование обязанностей декана и заместителя декана
Некоторые деканы обращались к ректору с предложениями о введении должности заместителя декана по международной деятельности. В связи с этим проректор И. А. Дементьев напомнил, что в СПбГУ международная деятельность не рассматривается в отрыве от основной академической деятельности Университета (научной и образовательной). В должностные обязанности председателей научной и учебно-методической комиссий факультета (заместителей декана) будут включены обязанности развития международных связей СПбГУ, организации научной и учебно-методической деятельности Университета в соответствующих областях науки и образования с использованием опыта лучших унивеситетов и научных учреждений мира, экспертная деятельность и консультирование по этим вопросам других сотрудников Университета. А для того чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей, в приказе о возложении обязанностей председателей научных и методических комиссий будут сформулированы и квалификационные требования к таким НПР. В том числе — владение английским языком на уровне, который университетским стандартом предусмотрен для выпускника СПбГУ (не ниже уровня В2). И впредь при рассмотрении кандидатур на должность заместителей декана это квалификационное требование будет учитываться.
Об утверждении типового положения о кафедре
Предыдущая редакция типового положения о кафедре в последнее время фактически не действовала, поскольку произошли изменения в законодательстве и Уставе СПбГУ. Обсуждение новой редакции типового положения прошло на заседании уставной комиссии Ученого совета СПбГУ. В новом положении подчеркивается, что кафедра — это коллектив научно-педагогических работников СПбГУ, которые объединены общей компетенцией в определенной научной и образовательной сфере. Коллектив кафедры обсуждает и решает вопросы в пределах своей компетенции — например, вопросы содержания учебно-методической документации, вопросы оценки результатов текущего контроля успеваемости студентов или итоговой аттестации по определенным учебным дисциплинам, вопросы экспертизы выпускных квалификационных работ, диссертаций по определенной тематике и т. д. В типовом положении о кафедре определен перечень вопросов, который входит в круг обсуждения коллектива кафедры и который оформляется соответствующим протоколом заседания кафедры. Проректор И. А. Дементьев обратил внимание деканов на то, что прежде чем принимать к рассмотрению протокол заседания кафедры, следует определить, входят ли вопросы, обсуждаемые на собрании НПР, в круг компетенции соответствующего коллектива кафедры и, следовательно, может ли принятое решение считаться решением кафедры.
Ведь могут быть случаи, когда «коллектив кафедры рассматривает» вопросы, не относящиеся к его компетенции — и тогда это не решение кафедры СПбГУ, а решение некоего собрания людей, решение группы товарищей, которые в споре / конфликте используют имя кафедры / факультета СПбГУ. В качестве примера можно вспомнить о недавнем открытом обращении группы ученых и преподавателей о сокращении бюджетных мест для поступающих на первый курс образовательной программы бакалавриата СПбГУ по направленииию «Искусства». Недовольные тем, что «по решению Минобрнауки» был сокращен план приема в СПбГУ на бюджетные места по направлению «Искусства», они обратились в мае-июне во все инстанции с просьбой отменить это решение, хотя вопрос об изменении плана приема на бюджетные места в вузы РФ можно было решать лишь до 1 февраля. И добились обратного эффекта: всем, кто теперь обращается с вопросами, приходится объяснять, во-первых, что не Минобрнауки отобрал бюджетные места у Университета, а Университет участвовал в конкурсе на бюджетные места и проиграл другим вузам России в этом конкурсе; во-вторых, ни кафедра, ни факультет никаких обращений не принимали, поскольку такие вопросы не входят в компетенцию ни коллектива кафедры СПбГУ, ни ученого совета факультета, ни коллектива факультета. Вряд ли широко распространенная информация о проигрыше в конкурсе подняла рейтинг Университета.
Второй пример обсуждался на недавнем ректорском совещании (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 4), когда два преподавателя-юриста использовали имя кафедры СПбГУ и такой информацией многих ввели в заблуждение.
Об утверждении регламента работы Ученого совета СПбГУ
После рассмотрения на заседании Ученого совета СПбГУ 24 июня утвержден регламент Ученого совета СПбГУ (новая редакция). Заместитель председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинский обратил внимание на то, что для обеспечения деятельности Ученого совета формируются постоянные и временные комиссии. Они работают только в рамках полномочий Ученого совета СПбГУ. Проекты постановлений и решений Ученого совета вносятся постоянными комиссиями Ученого совета, временными комиссиями или членами Ученого совета. Особое внимание И. А. Горлинский обратил на необходимость соблюдения регламента — в том числе и сроков подачи документов в секретариат Ученого совета. В ближайшее время будет разработан регламент работы ученого совета факультета.
Об утверждении Положения о Студенческом совете (совете обучающихся) СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 24 июня была также рассмотрена новая редакция Положения о Студенческом совете (совете обучающихся) СПбГУ. И. А. Горлинский обратил внимание на то, что в Студенческий совет (совет обучающихся) СПбГУ включены представители не только студентов, но и обучающихся иных уровней (обучающихся в СПбГУ по программам аспирантуры и по программам среднего и среднего специального образования). А также, наряду с представителями студсоветов факультетов в состав Студсовета могут входить представители советов обучающихся основных образовательных программ. Таких советов образовательных программ пока в Университете нет, но теперь они могут создаваться, Полномочия Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ сформулированы значительно шире, чем того требует российское законодательство. Правда, некторые из этих полномочий приказами ректора и проректоров СПбГУ ранее уже были закреплены за студсоветами, но при этом в Положении о Студсовете СПбГУ такие полномочия отсутствовали, что вызывало у некоторых студентов сомнения: не будут ли отменены/изменены эти приказы? как долго эти приказы будут действовать? Тем более, что значительная часть полномочий студсоветов (о включении в состов приемных комиссиий, переводных комиссий, комиссий по приемке работ и услуг и т. д. устанавливалась приказами, действующими по принципу ad hoc (на конкретный случай). Хотя все эти полномочия советов обучающихся и не предусмотрены в Законе об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, но, учитывая наработанную за последние три года практику участия студенческих советов в обсуждении и решении вопросов жизни Университета, ректор посчитал необходимым предложить Ученому совету СПбГУ закрепить в Положении о совете обучающихся СПбГУ в виде общих правил перечень полномочий советов обучающихся. Они не только предоставляют советам обучающимся право, например, направлять своего представителя в состав Приемной комисии СПбГУ, комиссий по переводам и восстановлениям, в комиссии по приемке работ и услуг и т. д., но и возлагают на проректоров Университета соответствующие обязанности: каждый раз запрашивать совет обучающихся о кандидатуре их представителя, включаемого в состав соответствующих комисий, и включать таких представителей в состав комиссий.
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 4).
Ректор добавил, что раньше, согласно прежней редакции Положения о Студсовете, в совет входили представители профсоюза студентов и аспирантов СПбГУ. В новой редакции этот пункт, по предложению членов Студсовета, был исключен. И. А. Горлинский рассказал о своей встрече с председателем Студсовета СПбГУ Анастасией Смирновой и о предложениях членов Студсовета: о необходимости четких правил, регламентирующих процедуру исключения из Студсовета, о их планах повысить контроль за качеством обучения.
Дисциплинарные взыскания работникам
Проректор М. Ю. Лаврикова еще раз напомнила о ситуации незаконного использования имени Университета в экспертном заключении преподавателей СПбГУ, которое они подготовили как частные лица — адвокаты, но подписались как сотрудники СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 4). Эта ситуация была проанализирована заведующей кафедрой гражданского права, деканом Юридического факультета СПбГУ и проректором по направлениям. Одному из сотрудников объявлено дисциплинарное взыскание (выговор), а второй, инициатор этого экспертного заключения, был уволен из Университета.
Ректорские стипендии магистрантам
Приказом ректора № 2461/1 от 04.07.2013 учреждены ректорские стипендии для обучающихся по основным образовательным программам магистратуры СПбГУ в области физико-математических и естественных наук. В 2013/14 учебном году из внебюджетных средств Университета за счет эндаумент-фонда СПбГУ будет выплачиваться 21 стипендия, каждая в размере 10 тыс. рублей в месяц. На эти стипендии могут претендовать победители и призеры международных и всероссийских интеллектуальных соревнований для студентов (перечень из 17 престижных конкурсов и олимпиад утвержден приказом первого проректора по учебной и научной работе И. А. Горлинского № 2462/1 от 04.07.2013). В случае, если количество претендентов на стипендии будет больше, чем число ректорских стипендий, будет составлен ранжированный список претендентов, учитывающий достижения магистрантов (научные публикации в изданиях, индексируемых в Web of Science или Scopus; победы в конкурсах на соискание именных стипендий Президента РФ и Правительства РФ, призы за результаты научно-исследовательской работы и т. д.) и ректорские стипендии будут назначаться лицам, занимающим наиболее высокие позиции в этом рейтинговом списке. В состав конкурсной комиссии будут входить проректор по учебной работе, деканы естественнонаучных и математических факультетов СПбГУ, председатель совета молодых ученых СПбГУ, председатель Студсовета СПбГУ.
Цель этого конкурса — привлечение в СПбГУ талантливой молодежи, лучших абитуриентов. Ректор напомнил, что студенты СПбГУ ИТМО опять победили в Студенческом чемпионате по программированию ACM ICPC (команда студентов СПбГУ завоевала серебряные медали), а итоги российского этапа конкурса имени Ф. Джессопа по международному публичному праву удивили многих (победила команда малоизвестного юридического вуза). Для более успешной конкуренции с моновузами при подготовке к международным олимпиадам и конкурсам деканы факультетов должны повысить свою активность. В частности, деканы должны более активно искать необходимые средства для поддержки сборных команд СПбГУ. Начальник ГУАТОиД В. П. Журавлёв по поручению ректора включит соответствующие пункты в полномочия и обязанности НПР, выполняющих обязанности декана (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.07.2013, п. 5).
Продление договоров найма сотрудников СПбГУ, временно проживающих в студенческих общежитиях
В ПУНКе 2 июля по инициативе профсоюзной организации сотрудников СПбГУ прошла встреча проректора И. А. Дементьева и заместителя председателя профкома по социальному направлению Т. А. Трубинской с сотрудниками Университета, временно проживающими в студенческих общежитиях. В ходе этой встречи, продолжавшейся около пяти часов, все желающие смогли обсудить интересующие их вопросы.
И. А. Дементьев напомнил, что эта проблема не раз обсуждалась на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 27.05.2013, п. 1; от 10.06.2013, п. 6; от 24.06.2013, п. 4). Университет обязан вначале поселить всех иногородних студентов, а если будут свободные помещения, то сможет поселить и сотрудников. Число иногородних первокурсников, нуждающихся в предоставлении общежития, растет быстрыми темпами (в 2011 году было поселено 1893 человек, в 2012 году — уже 3550 человек, по прогнозам в 2013 году потребуется больше 4500 мест). Срок всех договоров о проживании заканчивается 27 июня, и всех сотрудников еще осенью предупредили о необходимости освободить комнаты для поселения студентов. Однако формальное письменное предупреждение о прекращении договора (в срок, который указан в договоре, подписанном проживающим) с теми, у кого договор был заключен на срок более одного года, не было заблаговременно направлено (см. Материалы приема граждан 25.06.2013, п. 1).
И. А. Дементьев предложил обратить внимание на факты:
Рассматривалось обращение, поступившее в Университет 1 июля 2013 года. Фактические подписи в обращении имеются от 58 человек (16 случаев, когда одна и также подпись повторяется от двух до четырех раз), из которых работниками СПбГУ является только 51 человек. Из них нанимателями являются 39 человек.
Среди подписавшихся под обращением два человека не имеют отношения к СПбГУ и проживают в общежитиях незаконно.
В обращении упоминается о том, что «средний доход обратившихся работников университета в 2–3 раза ниже среднего дохода в Санкт-Петербурге». Эти сведения не соответствуют действительности.
По состоянию на июнь 2013 года средняя зарплата, например, НПР в Университете составляет более 47 тыс. рублей. Эти данные по средним выплатам приведены в расчете на тех, кто работает в Университете на полную ставку. Заработная плата тех работников, кто работает на условиях неполной занятости, может фактически отличаться от указанных значений. Исходя из приведенных в обращении данных, ежемесячная средняя заработная плата многих подписавшихся должна составлять от 10 666 рублей до 16 000 рублей. Однако, из числа подписавшихся такую заработную плату имеют только четыре сотрудника, которые работают в Университете как внешние совместители на 0,25 и 0,5 ставки. Сотрудники, которые имеют основное место работы в СПбГУ на 0,5 ставки, имеют среднюю ежемесячную заработную плату в 2013 году 18 503 рублей, которая с учетом доли ставки (0,5) выше средней заработной платы по Санкт-Петербургу (18 503 х 2 = 37 006 рублей). Среднюю ежемесячную заработную плату в размере 21 192,73 рублей, работая на полную ставку в 2013 году, имеют только сотрудники, занимающие должности вспомогательного персонала: инженеры, заведующие хозяйством, маляры, слесари, старшие лаборанты, техники, уборщики и электромонтеры. Данные сотрудники составляют около 39 % от числа работников СПбГУ, подписавших обращение. Примерно 35 % сотрудников, подписавших обращение имеют среднюю ежемесячную заработную плату в 2013 году 49 330, 57 рублей, которая значительно превышает среднюю заработную плату по Санкт-Петербургу.
Средняя ежемесячная заработная плата половины обратившихся значительно превышает указанную сумму. А средняя ежемесячная заработная плата некоторых лиц, подписавших обращение, составляет более 100 тыс. рублей (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 6). Соответственно, заявление тех лиц, средняя заработная плата которых превышает среднюю заработную плату по Санкт-Петербургу, о том, что их заработная плата не позволяет им снимать, например, комнату, не является обоснованным. Кроме того, среди работников Университета, временно проживающих в студенческих общежитиях, есть лица, имеющие в своем распоряжении жилую площадь в Санкт-Петербурге.
Несмотря на то, что по условиям договора найма с проживающих лиц взимается только плата за коммунальные услуги, которая составляет 1 100 рублей или 1 400 рублей в месяц с нанимателя, 550 рублей с члена семьи нанимателя, некоторые из проживающих сотрудников уклоняются от уплаты за проживание. Между тем, установленные уровни оплаты (от 550 до 1 400 рублей в месяц) значительно ниже расходов, которые Университет несет на содержание жилой площади в студенческих общежитиях (а средняя себестоимость одного койко-места в общежитиях Университета составляет более 3 300 рублей).
В итоге дополнительные расходы Университета на содержание 554 мест, занятых сотрудниками, не учитывая задолженности по оплате за проживание, составляют примерно 16,5 млн. рублей в год.
См. также: Материалы ректорского совещания от 15.07.2013, п. 1; Он был первым (ответы 3, 4); Университету кризис не страшен (ответ 12); СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки (ответ 11).
СПбГУ никого не выселяет из студенческих общежитий — 27 июня закончился срок действия договора о проживании (выселение — это процедура освобождения занимаемых помещений по решению суда). С каждым временно проживающим в студенческих общежитиях работником проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев будет индивидуально рассматривать вопрос о заключении договоров найма — после завершения поселения иногородних студентов, поступивших в СПбГУ в 2013 году.
Распределение полномочий на период временного отсутствия проректоров по направлениям
На период отпусков проректоров по направлениям вводится новая схема передачи полномочий по принятию решений на нижеследующий управленческий уровень, напомнил И. А. Дементьев (см. Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1). Все расходы, предусмотренные приказами лиц, которым передаются полномочия, возможны только в пределах тех смет, которые были утверждены в установленном в Университете порядке. Необходима действенная система контроля за решениями лиц, которым передаются полномочия. И. А. Дементьев попросил деканов оперативно сообщать о возможных нарушениях и проблемах для того чтобы отладить новую схему управления.
Введение надбавок и более ранние защиты диссертаций
И. А. Дементьев напомнил, что 2,5 года назад в Университете была введена система ежемесячных доплат молодым кандидатам наук (до 30 лет) и молодым докторам наук (до 40 лет) за ученую степень. Эти надбавки должны были стимулировать более ранние защиты диссертаций, поскольку выплачивались они до наступления соответствующего возраста (30 и 40 лет). Университет расходует на эти цели несколько миллионов рублей ежегодно. И. А. Дементьев попросил деканов проанализировать ситуацию и представить в течение двух недель их мнение о том, насколько введение таких надбавок способствует более ранним защитам диссертаций (см. также: Он был первым, ответ 13; Правила жизни Университета, ответы 4–5; СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки, ответ 5).
О необходимости регистрации научно-педагогических работников в базах данных
И. А. Горлинский напомнил, что научно-педагогическим работникам, имеющим публикации в журналах, индексируемых в Web of Science, Scopus или РИНЦ, необходимо зарегистрироваться в ИАС НИД. Нужно всю информацию о работнике приводить в ИАС, в том числе, информацию о регистрации работника в научных базах. Скоро будет издан приказ: к участию в университетских конкурсах (конкурсе доплат за публикационную активность, конкурсе грантов) будут допускать только те научно-педагогические работнике, которые зарегистрированы в ИАС НИД. И. А. Горлинский попросил деканов приложить усилия для того чтобы каждый научно–педагогический работник зарегистрировался в ИАС НИД и вносил данные о себе и своих публикациях.
Ректор подчеркнул, что сотрудникам ректората будет запрещено вносить какие-либо изменения (даже в случае наличия в тексте грамматических ошибок) в ту часть базы ИАС НИД, которая должна заполняться самими научно-педагогическими работниками СПбГУ — работники должны это делать самостоятельно для того чтобы информация о их публикациях была достоверной и полной.