Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Подписан приказ «О создании Архива открытого доступа (репозитория) СПбГУ»
И. о. ректора И. А. Горлинский сообщил о том, что 1 августа 2013 года им был подписан приказ «О создании Архива открытого доступа (репозитория) СПбГУ». Во многих университетах мира репозитории существуют как мощные инструменты, позволяющие иметь открытый доступ к основным научным результатам, полученным сотрудниками вуза, а также к разнообразным отчетам, материалам конференций, учебникам и учебным пособиям, патентам и мультимедийным объектам, включая записи отдельных лекций или целых курсов. Приказ «О создании Архива открытого доступа (репозитория) СПбГУ» утверждает временное положение об Архиве открытого доступа, также в нем прописаны базовые принципы, на которых будет основана работа репозитория. По словам И. А. Горлинского, довольно много времени пришлось потратить на то, чтобы прописать непротиворечивое и последовательно правовое обеспечение деятельности репозитория. Ведь его работа связана с такими аспектами, как защита авторских прав и интеллектуальной собственности. Эти вопросы в ходе работы над созданием текста приказа были решены. Приказом также утверждается временный регламент формирования репозитория, а также лицензионное соглашение присоединения к Архиву открытого доступа СПбГУ. Такое соглашение Университет будет заключать с авторами или иными правообладателем той продукции, которая размещается в репозитории. Этим же приказом утверждается план мероприятий по созданию репозитория, согласно которому он должен быть полностью введения в эксплуатацию в декабре 2013 года.
И. А. Горлинский предположил, что с большой вероятностью понадобится проведение специализированных семинаров или иных разъясняющих мероприятий, посвященных особенностям создания, пополнения и функционирования репозитория. Предложения о формате проведения таких мероприятий, а также вопросы, требующие пояснения, можно направлять первому проректору по учебной и научной работе.
Отчет о работе материально-технических служб СПбГУ
О сокращении затрат на оплату коммунальных услуг
Проректор по эксплуатации материально-технической базы СПбГУ Г. С. Васильев сообщил, что с целью экономии денежных средств Университета, постоянно проводится мониторинг данных затрат на электро-, водо- и теплоснабжение, причем не только в денежных, но и в натуральных показателях. Анализ ситуации с 2008 по 2012 года показал, что в сфере электроснабжения Университет добился значительной экономии благодаря коллективным усилиям, ибо никаких специальных финансовых вложений в модернизацию системы электроснабжения до недавнего времени не производилось. Однако показатели электропотребления год от года снижались, и в 2012 году СПБГУ потреблял примерно на треть меньше, чем в 2008 году. Таким образом, с 2008 года Университет сэкономил примерно 270 млн рублей. Анализ ситуации в первом полугодии 2013 года говорит о том, что тенденция пока сохраняется: по сравнению с данными 2012 года экономия энергопотребления составила еще 6,5 %. Вместе с тем есть и тревожный сигнал. В Университете появляется большое количество высокотехнологичных лабораторий, в которых установлены современные системы теплопотребления, кондиционирования и вентиляции. Нередки случаи, когда такие системы работают параллельно: одним прибором греют помещение другим одновременно охлаждают. Это приводит к двойным энергозатратам (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.10.2015, п. 2).
Материальная ответственность и учет движимого имущества
В 2012–2013 году система материальной ответственности и алгоритм учета движимого имущества претерпевают значительные изменения. Одним из наглядных примеров является история с обнаружением примерно 180 тыс. достаточно редких экземпляров книг в здании по адресу: Университетская набережная, д. 7–9–11, лит. Ц. Сейчас эти книги активно каталогизируются сотрудниками Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ. Книги уже поставлены на баланс как университетское имущество. Аналогичная ситуация складывается и с университетскими музеями, которых около десяти. Они создавались на разных кафедрах как результат многолетней, кропотливой работы ученых и преподавателей по сбору коллекций для учебного и научного процесса. Как рассказал Г. С. Васильев, сейчас такие коллекции каталогизируются. Следующим этапом станет создание комиссии в составе ученых, которая будет компетентна сделать заключение: какие из этих предметов заслуживают включения в музейный фонд РФ, а какие чрезвычайно ценны для учебной работы, но музейными предметами все же не являются и потому подлежат особому учету только в СПбГУ. Эта работа должна завершиться к концу 2013 года.
По словам проректора, целесообразно изменить систему распределения материальной ответственности внутри Университета. Традиционно многие годы материально-отвественными лицами назначались сотрудники подразделений Университета: кафедр, лабораторий, деканатов. Постепенно такая ответственность будет передаваться коменданту здания. Такая работа уже проводится в отношении четырех зданий. В двух из них коменданты приняли решение, что они к такой повышенной ответственности не готовы и покинули СПбГУ. Проректор предупредил, что такой процесс будет иметь продолжение потому, что от комендантов теперь требуется абсолютно иной подход, другое качество работы, более высокий уровень квалификации. Они должны быть готовы обеспечить сохранность и эффективное использование куда большего объема имущества СПбГУ, чем прежде. Для того чтобы стимулировать комендантов, пересматривается система премирования. В ближайшее время по этому поводу состоится встреча с действующими комендантами зданий СПбГУ.
Проректор попросил направлять ему предложения о том, какие объекты не должны передаваться в сферу ответственности комендантов. По результатам уже состоявшихся дискуссий в сферу ответственности комендантов не будут передаваться книги, компьютерное и мультимедийное оборудование, химические реактивы, прекурсоры и опасные ядохимикаты. То есть это те вещи и предметы, для работы с которыми требуются специальные знания.
Задымление в здании на Ульяновской улице
Проректор Г. С. Васильев сообщил, что 2 августа 2013 года, в 20:50, в учебном здании СПбГУ, располагающемся по адресу: г. Петергоф, ул. Ульяновская, д. 30, лит. А, было обнаружено задымление (подробнее: «В учебном здании на Ульяновской улице возникло задымление» и «Причина задымления установлена»). Два месяца назад в этом корпусе СПбГУ была принята в эксплуатацию система пожарной сигнализации и автоматического оповещения людей при пожаре. Данная система сработала в штатном режиме, что существенно ускорило вызов пожарной бригады и принятие необходимых мер. Задымление прекратилось после того, как здание было обесточено. Причиной стало плохое состояние электропроводки. Г. С. Васильев отметил, что этот пример демонстрирует, что СПбГУ смог отчасти решить проблему (установив сигнализацию), но не смог ее упредить (имеется ввиду плохое состояние электрических сетей). В 2012 году была проведена большая работа в здании по адресу: Ботаническая улица, д. 17 по модернизации наружных сетей электроснабжения. В этом году такая работа будет продолжена в отношении здания на ул. Ульяновская, д 30 (см. также: Он был первым, ответ 3; Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне, ответ 6; Честность и открытость, ответ 10).
Оценка состояния объектов инфраструктуры по обеспечению проведения полевых практик обучающихся
Проректор Г. С. Васильев сообщил, что в связи с окончанием периода проведения массовых практик обучающихся и с необходимостью планирования проведения практик следующего учебного года подчиненные ему службы проводят оценку состояния инфраструктуры СПбГУ, обеспечивающей проведения практик в целях определения возможностей по приему групп студентов и преподавателей в 2013/14 учебном году. Соответствующие результаты оценки будут представлены по ее завершению для того, чтобы заранее имелась возможность внести корректировки в рабочие учебные планы. И. о. ректора проинформировал собравшихся о том, что в Университете проводится общий анализ ситуации с обеспечением полевых практик обучающихся, в том числе анализ возможностей по организации этих практик на учебно-научных базах СПбГУ.
О конкурсе «Мегагрантов СПбГУ»
Проректор по научной работе С. П. Туник рассказал, что в 17:00 1 августа завершился прием заявок на конкурс мегагрантов СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 2.2). Всего было подано 33 заявки. По направлению «Биомедицина и здоровье человека» подана 21 заявка, по направлению «Социальные исследования и технологии» — десять заявок. Две заявки не соответствуют определенным в Положении о конкурсе тематикам и поэтому рассматриваться не будут. Сейчас выполняется внешнее рецензирование всех заявок, прошедших по формальным признакам. К анализу заявок привлечены эксперты международного уровня. Каждую заявку на мегагрант СПбГУ будут рецензировать как минимум два эксперта. Если мнения экспертов разойдутся, то заявка будет передана на рассмотрение третьему. Часть заявок, которые находятся в сугубо междисциплинарном поле, направляют на рецензирование сразу трем экспертам. Экспертиза заявок идет полным ходом и должна быть закончена к 1 сентября 2013 года.
См. также: Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 12 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 2, 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); За Нобелем (ответ 3); Университету кризис не страшен (ответы 8–10).
О конкурсе «Мегагрантов Правительства Российской Федерации»
Проректор по научной работе С. П. Туник напомнил, что заявки на участие в конкурсе Мегагрантов Правительства РФ принимаются с 12:00 12 августа 2013 года до 1 октября 2013 года. С требованиями университетское сообщество ознакомлено. К сожалению, в условиях осталось одно неудобное требование, обязывающее приглашенного ученого присутствовать на рабочем месте в течение четырех месяцев. Это автоматически лишает возможности участвовать в заявках американских профессоров, так как их стандартные трудовые контракты предусматривают личное присутствие на рабочем месте в течение девяти месяцев. Несмотря на комментарии, высказанные по поводу этого требования вузовским сообществом, Министерство образования и науки РФ оставило это условие в силе. В этом смысле условия мегагрантов СПбГУ более комфортны: всего три месяца личного присутствия профессора на рабочем месте в Университете и возможность управление проектом / лабораторией с помощью мультимедийных средств связи. Предложения по поводу того, как должна быть организована процедура оформления и одобрения заявок, связанных с этим конкурсом, необходимо направлять по почте проректору по научной работе С. П. Тунику.
Вопросы, заданные проректору касались трех аспектов:
- существует ли возможность оплачивать отправку экспресс-корреспонденции зарубежным партнерам; до сих пор преподаватели, оформляющие заявку на мегагрант, делали это за свой счет
- пожелание, чтобы с самого начала оформления заявки компетентные сотрудники контролировали процесс
- возможна ли материальная поддержка сотрудников, занятых оформлением заявок на конкурс, так как этот процесс требует больших временных и трудозатрат от сотрудников
Отвечая на вопросы С. П. Туник объяснил, что участие в конкурсе мегагрантов — это инициативный проект, поэтому бюджет Университета не предусматривает выделение средств на покрытие расходов на отправку экспресс-корреспонденции и материальное поощрение сотрудников, участвующих в процессе подготовки заявки. Что касается технической помощи, то за ней следует обращаться к и. о. начальника Управления научных исследований Андрею Валентиновичу Петрову, который отвечает за сопровождение и контроль соблюдения всех формальных требований к оформлению заявок.
И. о. ректора И. А. Горлинский добавил, что у деканов есть возможность поощрять наиболее инициативных сотрудников, в том числе и тех, кто принимает активное участие в написании заявок на конкурсы мегагрантов.
Прием на работу постдоков
Как сообщил проректор по научной работе С. П. Туник, уже сейчас активно ведется прием на работу постдоков (см. Материалы ректорского совещания от 24.06.2013, п. 2.1, от 15.07.2013, п. 10, от 10.06.2013, п. 3). Первый опыт показывает, что при приеме на работу иногородних специалистов возникает проблема с их устройством в Санкт-Петербурге. Около половины постдоков приедут в Университет из разных регионов России, двое-трое — из зарубежа. СПбГУ не обеспечивает их местами в университетских общежитиях или служебными квартирами, поскольку уровень оплаты труда таких сотрудников позволяет арендовать квартиру. Однако сама процедура поиска и аренды подходящей квартиры вызывает затруднение у тех, кто приехал в Санкт-Петербург впервые. Кроме того, Университет обязан снабдить постдоков всеми материалами, которые имеют отношение к их работе, обязанностям и правилам СПбГУ. Этот вопрос был обсужден с проректором по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильевым. В итоге было принято решение: либо в штате Управления по эксплуатации материально-технической базы, либо в штате Управления научных исследований будет выделен специалист, который поможет решению такого рода проблем. Проректор С. П. Туник подчеркнул, что, если у сотрудников Университета уже сейчас есть предложения или вопросы по приему на работу посдоков, их следует направлять ему на электронную почту.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответы 1 и 10); Он был первым (ответ 15); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Правила жизни Университета (ответ 8).
Приемная кампания — 2013: первая волна
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова представила промежуточные итоги приема на программы бакалавриата и специалитета (см. Материалы ректорского совещания от 29.07.2013, п. 1). 30 июля 2013 года состоялось заседание Приемной комиссии СПбГУ, на котором было принято решение о зачислении вне конкурса — около 490 человек. В список зачисленных попало значительное число победителей олимпиад, которые имеют право на внеконкурсное поступление. Кроме того, состоялся прием на целевые места в рамках выделенных квот. Не все из них были заполнены, поэтому оставшиеся места были переданы в общий конкурс. Также 30 июля были зачислены поступающие на льготных условиях.
На основании ранжированных списков подготовлены представления на зачисление в рамках «первой» волны 760 человек. Таким образом, по состоянию на 5 августа будет занято примерно 50 % мест, финансируемых за счет Госбюджета. Места с полной оплатой стоимости обучения тоже постепенно заполняются и никаких существенных отличий в этом отношении от прошлого года не наблюдается.
На всех направлениях есть конкурс. На некоторых направлениях он очень высокий, как, например, на программу «Управление персоналом», которая открыта в этом году. Некоторые направления бьют рекорды по баллам ЕГЭ: полупроходной балл — 292. То есть на многих направлениях минимальный проходной балл будет составлять 293.
Марина Юрьевна напомнила, что еще один этап зачисления («вторая» волна) должен состояться 10 августа 2013 года.
Один из вопросов, адресованных проректору, заключался в том, как будет разрешаться ситуация с тем, что некоторые вузы отказываются возвращать оригиналы документов: куда обращаться абитуриентам и их родителям? В ответ М. Ю. Лаврикова сообщила, что ресурсы СПбГУ по защите прав поступающих работают очень активно — в Центр защиты прав абитуриентов и в Виртуальную приемную СПбГУ поступает огромное количество вопросов. По сравнению с прошлым годом количество обращений в Центр защиты прав абитуриентов выросло в два раза. Самое главное, что ответы специалистов Центра, касающиеся вопросов невыдачи в установленные сроки оригиналов документов, хорошо известны руководителям вузов. Всем, кто обращается в Центр, даются подробные правовые разъяснения. Кроме того, сотрудники Приемной комиссии СПбГУ также информируют абитуриентов и их родителей о том, куда они могут обращаться за оперативной правовой помощью. Напомним, для того, чтобы задать вопрос в Центр защиты прав абитуриентов, достаточно зайти в Виртуальную приемную СПбГУ и заполнить необходимую форму. Вопросы также принимаются на сайте интернет-газеты «Фонтанка» («Юрисконсульт для абитуриентов»). Все консультации проводятся бесплатно. Обращаться за консультациями могут абитуриенты всех вузов России. Марина Юрьевна выразила надежду, что помощь СПбГУ окажется существенной и поможет абитуриентам справиться с возникшими затруднениями.
См. также: Он был первым (ответ 1); В кругу звездных друзей (ответ 1); Правила жизни Университета (ответы 9–11); За Нобелем (ответ 1); Университету кризис не страшен (ответы 11–14).
И. А. Горлинский добавил, что, как и в прошлые годы, руководство СПбГУ готово обращаться в Прокуратуру РФ по фактам нарушения прав абитуриентов, и, в частности, в случаях незаконного удержания оригиналов документов поступающих.
Экспертная деятельность специалистов СПбГУ
Как рассказал И. А. Горлинский, 31 июля 2013 года в Администрации Президента РФ состоялось обсуждение методики для Совета по кадровой политике при Президенте РФ. Членом совета является ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Методика была предложена специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а в качестве экспертов были приглашены специалисты СПбГУ, в частности, психологи. Эксперты СПбГУ представили критический анализ материала методики. Все замечания и предложения универсантов признали справедливыми. В результате специалисты СПбГУ были включены в состав рабочей группы.
Финансирование Программы развития СПбГУ
И. А. Горлинский напомнил, что в Университете велась работа, направленная на получение продолжения финансирования Программы развития СПбГУ. Министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов направил согласованные им предложения СПбГУ премьер-министру РФ Д. А. Медведеву. В результате 31 июля 2013 года премьер-министр по итогам рассмотрения этих предложений принял решение о поддержке программ развития МГУ и СПбГУ. Соответствующие распоряжения даны министру образования Д. В. Ливанову и министру финансов А. Г. Силуанову. Премьер-министром также принято решение о проведении дополнительной встречи по этому вопросу в середине августа этого года. Это позволяет надеяться, что СПбГУ получит дополнительное финансирование с 2014 года сроком на три года (см. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов, ответ 8; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответы 2 и 4; Лучший — докажи, ответ 1; Честность и открытость, ответы 1–5; Из России с дипломом, ответ 2).